6. Работа по преодолению общего недоразвития речи.
Курс занятий с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи, то есть нарушение всех трех видов речевого анализа-синтеза), был создан в процессе многолетней работы логопеда на школь
ном логопедическом пункте при общеобразовательной школе и включает три раздела:
1. Курс занятий по нормализации фонематического анализа-синтеза речи
2. Курс занятий по нормализации морфемного анализа-синтеза речи
3. Курс занятий по нормализации синтаксического анализа-синтеза речи.
Сейчас предлагается первый его раздел
Следует сказать, что на школьном логопедическом пункте, занимаясь исправлением речи детей с ОНР, логопед поставлен в наиболее тяжелые условия. И вот почему. Дети с ОНР приходят в школу с речью, не позволяющей им хотя бы удовлетворительно усваивать школьную программу. Необходима коррекция речи, а время уже упущено. Положение еще больше ухудшается тем, что к логопеду такие дети могут попасть не в начале учебного года(1 класс), а где-то в конце букварного периода, когда уже всем становится очевидна несостоятельность ребенка в обучении. Поэтому перед логопедом встают задачи:
1. Провести коррекцию речи.
2. Сделать это так, чтобы ребенок как можно меньше времени выпадал из учебного процесса в классе.
3. Проводя исправление речи, сделать это так, чтобы уже пропущенный и неусвоенный в школе ребенком материал по языку был понят и усвоен им.
4. И, наконец, создать речевую базу на таком уровне, чтобы при дальнейшем обучении в школе ученик мог удовлетворительно усваивать школьную программу.
Эти задачи логопед решает в течение трех лет, первый, второй и третий годы обучения ребенка в школе.
Поскольку состояние синтаксического и, особенно, морфемного анализа-синтеза речи зависят от состояния фонематического анализа-синтеза, исправление речи следует начинать с его нормализации. Если логопед работает с детьми дошкольного возраста, он может проводить коррекцию фонематического и синтаксического анализа-синтеза речи параллельно, некоторое время довольствуясь аморфным оформлением связей слов. Работу над морфемным анализом-синтезом следует начинать после полной нормализации фонематического анализа синтеза речи.
Приступая к этой работе в школе, логопед постоянно учитывает, что коррекцию нужно провести качественно, а времени у него мало. Поэтому, если ребенок попадает к логопеду в середине учебного года первого класса, при решении своих задач логопед должен максимально использовать навыки, уже полученные ребенком в школе(например, умение писать буквы).
Эти задачи и условия определили характер предлагаемого курса занятий. Конечно, если логопед имеет бóльшие временные возможности, он может и должен увеличить количество занятий за счет введения тренировочных уроков почти на каждом этапе работы, строго соблюдая при этом принцип доступности материала, подбираемого для этих занятий.
Как указывалось, данный курс рассчитан на 3 учебных года: 1 год(1 класс школы) - коррекция фонематического анализа-синтеза речи (3 урока в неделю, урок - 45 мин.), 2 год(2 класс школы) - коррекция морфемного и синтаксического анализа-синтеза речи (5 уроков в неделю, из них 3 - развитие морфемного анализа-синтеза, 2 - развитие синтаксического анализа-синтеза), 3 год(3 класс школы) - окончание коррекции морфемного и синтаксического анализа-синтеза речи (3 урока в неделю). Занятия групповые, 6-8 человек в группе.
6.1. Курс занятий по развитию фонематического анализа-синтеза.
Период нормализации анализа-синтеза фонематических рядов.
Урок Љ1(часто разбивается на 2 урока)
Цель: познакомить с анализом (делением) предложений на слова, слов - на слоги(все слоги открытые) и последующим синтезом(соединением) их.
I. Деление предложений на слова
1. Объяснение.
Логопед объясняет учащимся, что наша речь состоит из предложений, предложения из слов, показывая это на примере. С помощью слов мы можем назвать все то, что окружает нас. Каждое слово имеет смысл, значение. Обычно при произнесении предложения слова отделяются друг от друга небольшой паузой (остановкой).
2. Тренировка в определении количества слов в предложении, их порядка.
а) Все учащиеся считают количество слов в предложенных логопедом предложениях, определяют порядок слов, называют слова вразбивку, потом вновь называют слова поочередно и говорят полученное из них предложение (предложения беспредложные из 1 - 5 слов). Например:
Весна.
Собака бежит.
Девочка собирает грибы.
Отец подарил Маше книгу.
б) Учащиеся считают слова в диктуемом логопедом предложении и записывают их в тетрадь, при этом каждое слово записывается в виде черты определенного цвета.
Например, предложение Кошка ловит мышку в записи ребят выглядит так:
__________ ___________ __________
II. Деление слов на слоги (внутри слова слоги только открытые)
1. Объяснение.
Убедившись, что анализ-синтез предложений на слова усвоен, логопед предлагает учащимся разделить и слова на более мелкие части. В доступной форме объясняет, что слова делятся на "кусочки" (термин "слог" лучше ввести позднее, так как он созвучен с термином "слово"). Обязательно подчеркивает и показывает, что нельзя смешивать слово и кусочек слова: слово имеет смысл, а кусочек слова - нет. Показывая, как делить слова на слоги, логопед отмечает, что сколько раз поется при "разрезании" слова на кусочки, столько в нем кусков, и что при "разрезании" слова на кусочки нам помогает рука - "нож", отсекающая их. Объясняя, логопед демонстрирует это ребятам, "разрезая" на слоги 2 или 3 слова. Например:
Та_ | ня_ бе_| рё_|за_ сто_|ли_к
Горизонтальная черта после звука означает его долгое произношение, вертикальная черта означает взмах руки, отделяющий слог.
2. Тренировка в делении слов на слоги указанным способом.
Для тренировки предлагаются слова двух-, трех-, четырехсложные, слоги - открытые, но в концах слов допустимы закрытые слоги. Например:
III. Обучение порядку разбора и записи схемы разбора предложения на слова, слов - на слоги.
Выражение "разбор предложения на слова, слов - на слоги", а, в дальнейшем, и "слогов на звуки" для краткости будем заменять выражением "разбор предложения" на весь период работы по коррекции фонематического анализа-синтеза речи.
Запись схемы разбора предложения учащиеся делают в тетради, логопед - на доске.
Предложение для разбора:
Дети гуляют.
Логопед диктует предложение. Учащиеся считают и условно(можно пальцами) показывают, сколько в нем слов. Записывают их черточками коричневого цвета в тетрадях (логопед - на доске). Затем логопед предлагает назвать указываемые им слова сначала поочередно, потом вразбивку. После этого все вместе еще раз поочередно называют слова предложения и обращаются к первому слову Дети, "режут" его на куски, считают их и условно показывают их количество, записывают их черточками зеленого цвета. По указанию логопеда учащиеся называют слоги поочередно, потом вразбивку, потом снова поочередно и отвечают на вопрос: "Какое слово получилось?". После этого переходят к следующему слову гуляют и проводят такую же работу. После разбора последнего слова логопед просит повторить поочередно все слова предложения и ответить на вопрос: "Какое получилось предложение?".
В итоге работы в тетрадях и на доске такая запись:
___________ ____________ (слова)
_____ ____ ___ ___ ___ (слоги)
Домашнее задание к уроку - задание Љ1.
Задание на дом Љ1
Предложение разобрать на слова, слоги ("кусочки" слов):
1. Машина едет.
2. Мама ведет Наташу.
3. Марина собирает цветы.
Рисунки к предложениям:
Тексты предложений даются для того, чтобы родители дома прочли и напомнили их детям.
Урок Љ2.
Цель: 1) отрабатывать порядок разбора предложения на слова, слоги;
2) дать слоговой анализ слов с закрытыми слогами.
I. Проверка домашней работы.
Небольшой объем домашних заданий позволяет логопеду на протяжении ряда уроков проверять и оценивать их в присутствии и при участии учащихся. Это полезно, так как задание еще свежо в их памяти и лучше воспринимают все указания логопеда
II. Тренировка в разборе предложения.
Логопед и учащиеся совместно разбирают предложение Володя рубит дрова. Порядок разбора см. в уроке Љ1.
III. Обучение анализу-синтезу слов с закрытыми слогами.
1. Проводя совместно с логопедом разбор предложения Кошка ловит мышку , при анализе слов на слоги ребята встречаются с "бегающими" между слогами согласными: кош-ка и ко-шка (ш "бегает"). Логопед объясняет, что "бегающий" согласный звук должен отправляться в предыдущий слог и демонстрирует это: кош-ка, мыш-ку.
2. Тренировка в анализе-синтезе слов с закрытыми слогами: разделить на "кусочки", слоги, слова сказка, носки, рамка, лампа, палка, белка, дочка, бутылка, колбаса, дедушка, резинка.
Задание на дом Љ2.
Предложение разобрать на слова, слоги:
1. Кошка лакает молоко.
2. Вова гонит собаку палкой.
3. Жучка ловит зайку.
4. Лиза поливает розу.
Рисунки к предложениям:
Урок Љ3(обычно делится на 2 урока)
Цель: познакомить с полным (на слова, слоги, звуки) анализом - синтезом предложения.
В словах для полного анализа - синтеза берутся слоги первой ступени, для данного урока - с фрикативной согласной.
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение схемы и порядка полного разбора предложения.
Предложение для разбора: Мама ведет сына.
Коллективно разбирается предложение на слова, слоги. Затем логопед обращается к первому слогу слова мама и задает вопрос: "Можно ли разделить слог на более мелкие части?" Получив разноречивые ответы, он предлагает учащимся внимательно послушать, что можно различить в слоге, и протяжно произносит звуки в слоге ма. Оказывается, это звуки. Далее логопед доступно рассказывает о делении всех звуков нашего языка на 2 группы: группу поющихся, или гласных звуков [в доказательство поет: а_ , о_ , у_ , ы_], и группу непоющихся, или согласных звуков, часть которых произносится резко, коротко [произносит: п , г, д ], часть - можно тянуть [произносит: м_ , р_ , ш_ ], но петь их все-таки нельзя.
Потренировав учащихся в определении характера названного звука (поющийся или непоющийся) и только в подсчете количества названных звуков в слоге (последовательность подачи слогов - обратный слог, прямой слог первой ступени), логопед возвращается к разбору вышеуказанного предложения, к его первому слову и первому слогу ма этого слова и спрашивает, сколько звуков в нем. Учащиеся условно показывают: 2. Затем логопед говорит:
- Сейчас я очень медленно, растягивая каждый звук, назову "кусочек" ма , а вы должны услышать и назвать только первый звук. Итак, м___а_ .
- М.
- Верно. Он поется или нет?
- М не поется.
- Давайте помечать непоющиеся звуки синими кружочками, а поющиеся - красными. Значит, для звука м какой кружок?
- Синий [помечают под чертой слога ма].
- Для каждого звука есть своя буква. Давайте напишем под звуком-кружочком м его букву[пишут].
- Теперь я снова скажу "кусочек" ма , а вы слушайте уже не первый, а второй звук. М_а___
- ... А.
- Верно. Второй звук - А. Какой он?
- Поющийся.
- Значит, помечаем его красным кружочком[делают] и запишем для него его букву. Какую?
- А[пишут].
- А теперь посмотрим на буквы. Первая буква какая?
- М.
- Вторая?
- А.
- А из них что получилось?
- МА.
- Верно. Первый "кусочек" ма. Переходим ко второму.
Второй слог разбирают таким же образом. После его получения возвращаются к первому слогу, читают его, затем второй слог:
- Ма - ма.
- (Логопед) Что получилось?
- Мама.
- Верно. Получилось из двух непонятных "кусочков" понятное слово - мама. Запомним его и перейдем к следующему слову.
Второе слово ведет делят только на слоги, соединяют их в слово, запоминают его и переходят к слову сына. Анализ-синтез этого слова проводят так же, как слова мама. После его прочтения вспоминают первое слово (если не помнят - читают), второе и третье и говорят предложение целиком. В итоге работы получается запись:
___________ _____________ ____________
____ _____ _____ ______ _____ _____
о о о о о о о о
Ма - ма сы - на.
При этом логопед отмечает, что каждое предложение начинается с большой буквы (этим люди обращают внимание на то, что хотят сказать что-то новое), а в конце предложения ставят точку, чтобы показать, что сообщение кончено.
Итак, порядок полного фонематического разбора предложения:
1. Послушать предложение и посчитать, сколько в нем слов.
2. Записать эти слова черточками.
3. Назвать первое слово предложения.
4. "Разрезать" его на "кусочки"(слоги), посчитать их.
5. Записать эти слоги черточками другого цвета.
6. Назвать первый "кусочек"(слог) и послушать, сколько в нем звуков.
7. Записать их под слогом кружочками: согласный звук - синий кружок, гласный - красный.
8. Написать под кружочками-звуками соответствующие им буквы.
9. Прочитать полученный слог и переходить к следующему слогу слова. Назвать его и проделать всю вышеописанную работу над слогом. В завершение прочитать его и переходить к следующему слогу.
10. Закончив анализ-синтез последнего слога в слове, прочитать по очереди все слоги в слове и назвать полученное слово.
11. Перейти к следующему слову, назвать его и проделать всю указанную выше работу по анализу-синтезу слова.
12. Закончив анализ-синтез последнего слова предложения, назвать по очереди все его слова и сказать целиком все предложение.
III. Тренировка в чтении слогов первой ступени и слов с ними.
Сначала учащиеся тренируются в чтении отдельных слогов по таблице:
МА ША РА ПА ВА ЛА БА ТА
МО ШО РО ПО ВО ЛО БО ТО
МУ ШУ РУ ПУ ВУ ЛУ БУ ТУ
МЫ РЫ ПЫ ВЫ ЛЫ БЫ ТЫ
НА СА ЖА ДА КА ЗА ГА ЦА
НО СО ЖО ДО КО ЗО ГО ЦО
НУ СУ ЖУ ДУ КУ ЗУ ГУ ЦУ
НЫ СЫ ДЫ КИ ЗЫ ГИ ЦЫ
Затем по указанию логопеда читают 2 слога из таблицы (например, МА и ША) и отвечают на вопрос, какое получилось слово.
Задание на дом Љ3.
Звуки
о о
поющиеся(гласные) непоющиеся(согласные)
I. Предложение разобрать на слова, слоги, звуки, записать буквами:
1. Маша мыла раму.
2. Лиса рыла нору.
Рисунки к предложениям:
II. Читать по таблице "Слоги первой ступени" (таблица аналогична той, что дается в классе).
Примечания к уроку Љ3
1. В этот период детям лучше давать вместо терминов "гласные" и "согласные" звуки термины "поющиеся" и "непоющиеся" звуки. Это им понятнее, тем более, что каждый термин можно проиллюстрировать: пропеть а, о, у, ы, и. ; показать, что если, например, звуки р, ж, з, м, л и т.д. и тянутся, и слышатся громко, но петь их все-таки нельзя.
2. Если во время урока кто-то из детей не расчленил прямой слог на звуки, то есть, например, дал ма = м + ма, то такого ребенка нужно взять на одно индивидуальное занятие. На этом занятии, записав несколько фрикативных согласных, верно произносимых ребенком, например, м, ш, р, с и гласные а, о, у, ы, и, логопед еще раз дает понятие о "поющихся" и "непоющихся" звуках. При этом, произнося согласные, логопед тянет звук долго и старается перевести восприятие звука ребенком на новый, сознательный уровень. Например, "м___ - на что похож звук, кто так кричит?", и т.д. Называя гласные буквы, логопед обращает внимание ребенка на артикуляцию звука(работают перед зеркалом) и зрительный образ буквы. Например, "а___ - рот широко раскрыт, буква а похожа на такой рот: вон какой широкий овал", "буква у - почему такая длинная и узкая? Посмотри, как ее называем: у___ , губы вытянулись, узкие. Вот и букву стали писать похоже.", "буква о - вытянутый кружок. Почему? Смотри, как ее называем: о___ , какие губы, так и букву писать стали", "буква ы - широкая, раскоряка. Почему так пишут? Потому, такой же и рот:ы___, смотри, какой он широкий". Звук и букву и пока брать не надо. После этого, разложив буквы а, о, у, ы перед ребенком, логопед дает задание: "Я буду называть букву, но хитро, ты ничего не услышишь. Смотри на мой рот в зеркале и отгадай, какую букву я называю". Логопед беззвучно поочередно и вразбивку артикулирует звуки а, о, у, ы, а ребенок указывает букву. После такой предварительной подготовки логопед произносит слог м__а___ и предлагает ребенку сказать, сколько он слышит звуков. Ребенок отвечает:
- Два.
- Верно. Какой первый?
- М.
- Верно. А теперь послушай и скажи, какой второй звук. Но я тебе буду говорить оба звука вместе (при произнесении слога даже намек на раздельное произнесение его звуков недопустим!), а ты слушай и скажи только второй звук: м___а_______.
- Ма.
- А он "поющийся" или нет? Слушай только второй: м___а________.
- Поется.
- А разве у нас есть "поющийся" звук ма? Посмотрим [обращаются к гласным буквам, называют их, разбирают и вновь возвращаются к разговору]. Я скажу тебе опять весь "кусок" ма. В нем 2 звука, верно. Первый ты услыхал верно: м. Еще раз послушай второй, посмотри на мой рот, подумай: м__а__________.
Такой диалог продолжается до тех пор, пока, наконец, на вопрос:
- м___а____. Первый звук?
- М.
- А второй? Смотри, слушай: м__а________.
-...а.
- Ну конечно, а!
Отмечается это радостное событие. И сразу же:
- Ну а если я возьму другой "поющийся" звук, услышишь его? М__у_______[по ходу произнесения в слоге звука у обращается внимание на губы]. Первый звук м, а второй? Слушай второй: м__у________.
- у.
То же проделывается со слогами мо, мы. Слог ми необходимо взять позже. Диалог продолжается. Логопед:
- А ведь у каждого звука есть своя буква. Это какая?
- М.
- А эта?
- А.
- А если их сложить, что получится?
- м...а
- А вместе?
- ма.
Обычно после понятого и сделанного ребенком анализа прямого слога первой ступени синтез его не представляет для ребенка трудностей.
3. После овладения ребенком анализом-синтезом слогов первой ступени перед логопедом встает новая задача: научить ребенка чтению и письму данных слогов и слов с ними. В начале при чтении слогов первой ступени следует требовать громкого отчетливого перебора букв в слоге и только потом их слияния. Это нужно для того, чтобы ребенок хорошо усвоил структуру слога первой ступени, что быстрее избавит его от пропуска букв при письме. Затем нужно переводить ребенка на перебор букв шепотом и, наконец, беззвучно, таким образом постепенно сворачивая и убыстряя процесс анализа-синтеза слова. При чтении слов со слогами первой ступени первое время все слова для чтения должны быть разделены на слоги черточками. При чтении слов следует добиваться четкого произнесения каждого слога с последующим их слиянием в слово. При слиянии слогов в слово может возникнуть следующая ситуация: ребенок четко прочитал слово по слогам(например, мо-ло-ко), логопед спрашивает: "Что же получилось?", ребенок повторяет: "Мо-ло-ко". Такое послоговое повторение слова показывает, что ребенок, прочитав слово, еще не понял, не осознал его значение. В этом случае логопед должен предложить ребенку повторить слово по слогам и подумать, что же получилось. И только когда ребенок быстро и слитно произнесет слово "молоко", можно говорить о том, что он понял его смысл. С первых же читаемых слов нужно приучать ребенка к тому, что каждое слово имеет значение.
Перейдя к чтению предложений, также следует требовать, чтобы, прочитав слова предложения, ребенок повторил его целиком. Так выясняется, насколько оно понято. Нужно, чтобы в первых читаемых текстах слова также были разделены черточками на слоги.
На чтение обычно отводится несколько минут в конце каждого урока. Задача логопеда - контроль и, если нужно, коррекция техники чтения. Основная тренировка в чтении должна проводиться дома.
Точно так же почти на каждом уроке нужно отводить несколько минут на письмо, диктанты слогов первой ступени и слов с ними. Предложения следует взять позже.
Задача логопеда - научить правильной технике письма слога и слова. Прежде всего нужно выяснить, насколько хорошо ребенок помнит написание букв, используемых логопедом в проводимом диктанте. Если ребенок недостаточно хорошо их помнит, первое время можно перед диктантом выписывать нужные буквы на доске, чтобы снять дополнительное осложнение. Затем логопед диктует слог(на первом этапе берутся слоги первой ступени, слоги второй и третьей ступени, а также слоги первой ступени с мягкими согласными, включаются в работу по мере знакомства с ними). Ребята пальцами показывают, сколько в нем звуков и, тихонько проговаривая, записывают слог, твердо помня: сколько звуков - столько и букв.
Когда письмо слогов усвоено, переходят к написанию слов из слогов первой ступени. Здесь техника сложнее. Логопед диктует слово(слова диктовать нужно так, как пишутся, например: мОлОко). Ребята коллективно, проговаривая слово, "режут" его рукой, как ножом, на "кусочки", слоги. Пальцами показывают количество слогов. Затем, проговорив еще раз слово, "отрезают" рукой и записывают первый "кусок", слог, проговаривая тихо только этот слог, до тех пор, пока не запишут его буквы. Прочитав его, "отрезают" второй слог и, проговаривая только его, записывают его буквы. Прочитав оба слога, "отрезают" третий слог, проговаривают и пишут только его. Вначале такая техника письма должна быть очень четкой, демонстративной. По мере овладения детьми ею она "сворачивается", доходя в итоге до почти беззвучного перебора слогов. Техника эта важна тем, что в дальнейшем обеспечивает необходимую скорость письма и отсутствие пропуска букв.
Урок Љ4
Цель: Дать полный разбор предложения, которое включает слова со слогами первой и второй ступени.
I. Проверка домашней работы.
Проходит в виде ответов учеников на следующие вопросы логопеда:
1. Какое первое предложение ты разбирал?
2. Сколько в нем слов? Назови их.
3. Какое первое слово? Назови.
4. Какие в нем "кусочки"? Докажи[ученик, произнося, разрезает слово на "кусочки"].
5. Какой первый "кусочек"?
6. Какие в нем звуки? Назови.
7. Сколько букв ты в нем написал? Прочти.
8. Какой второй "кусочек"?
9. Какие в нем звуки? Назови.
10. Сколько букв ты в нем написал? Прочти. Прочти оба "кусочка". Какое получилось слово?
Так же разбирают второе слово. После его разбора называют все предложение.
При проверке предложения Лиса рыла нору сталкиваются со слогом ли. Логопед останавливается на нем и объясняет, что буква и указывает: стоящую перед ней букву нужно называть нежно, мягко. Вывесив таблицу: