Ровно в день 20-летия падения Берлинской стены случилось невероятное. Случилось небывалое. Сравнимое по степени значимости разве что с падением Берлинской стены.
В городе Перми, "культурной столице России 2009 года", состоялся King Crimson Festival, или, в просторечии, CrimsonFest.
ТАКИЕ люди, или, точнее - мегачелы, до нас еще не доезжали: Эдриан Белью и Эдди Джобсон со своими нынешними командами.
Конечно, мистер Роберт Фрипп, главный из Кримзонов всех времен и народов, не почтил нас своим вниманием. Но истинные ценители его гитарно-музыкального таланта способны простить ему даже это.
Из настоящих кримзонистов приехал только один - зато какой! Эдриан БельЮ. Бессменный вокалист, гитарист и автор текстов КС, начиная с 1981 года. Человек, переигравший с Фрэнком Заппой, Дэвидом Боуи, Жаном-Мишелем Жарром, Полом Саймоном, Talking Heads и еще кучей народа.
Вот такой он прикольный дядька.
Поди его поймай в объектив. Ни секунды спокойно не стоит, попрыгунчик-стрекозёл :).
Умаялся, бедолага... Да, без полотенца ему точно не обойтись.
Можно сказать, кудесник электрогитары. В одной песне она у него вообще играла сама по себе, повинуясь лишь нажатию ноги на примочке.
В свободное от работы в КС время он проводит, конечно же, не дома с женой и детьми, как бы вы могли подумать ;-), а со своей собственной маленькой группой - Adrian Belew Power Trio.
Julie Slick - бас.
Eric Slick - ударные.
Говорит продюсер Александр Чепарухин: "Белью приехал со своим трио, где играют два вундеркинда, которые ему во внуки годятся. Он начал с этими ребятами работать еще три года назад, когда парню барабанщику Эрику было 19 лет, а девушке Джулии, сестре его, 20. Сейчас Эрик Слик, барабанщик, уже маститый. Ему 22 года, Джулии Слик 23 года. И, знаете, они настолько впечатлили всех в прошлый раз, что например, Тони Левин сказал, ну, легендарный басист, басист King Crimson, Питера Гэбриэла, что вот эта вот девушка одна из немногих бас-гитаристов мира, у которого он мог бы чему-то поучиться".
(Из интервью на радио "Эхо Перми", 9.11.2009).
Белью отрекомендовывает брата и сестру как лучшую ритм-секцию в Америке на сегодняшний день.
Эти ребята - просто звери; играют - дай Бог каждому так играть. Вместе с Белью они звучат мощно, свирепо и ураганно. Не глядя на сцену, ни за что не догадаешься, что их всего трое.
Из кримзоновских вещей они сыграли "Neurotica", "Three Of A Perfect Pair" и "Thela Hn Ginjeet". А в основном играли свои нынешние замороченные опусы.
II отделение заполнил собой маэстро электроскрипки Эдди Джобсон и его U-Z Project (Ultimate Zero Project). U-Z, надо полагать, отсылка к UK - группе, которую он организовал в конце 70х вместе с Биллом Бруфордом и Джоном Уэттоном из КС, а также с Аланом Холдсвортом из "Soft Мachine" и "Gong" на гитаре. Тоже классика прогрессива.
Кроме того, Джобсон умудрился потусоваться и поиграть с Curved Air, Yes, Roxy Music, Jethro Tull, всё тем же вездесущим Фрэнком Заппой... и это далеко не полный список.
Отношение Эдди Джобсона к КС весьма опосредованное. Есть версия, что ему принадлежит знаменитое соло на электроскрипке в композиции "Larks Tongues In Aspic". Но следует ради чистоты факта упомянуть, что имеется в виду не каноническая альбомная версия 1973 года: никто, кроме Дэвида Кросса, не мог тогда эту партию сыграть. Имеется в виду концертник "USA" 1975 года, на котором Фрипп попросил Джобсона перезаписать это соло в студии.
По его собственному признанию, Джобсон не выходил на сцену 27 лет. Ну, с возвращеньицем.
Александр Чепарухин: "Эдриан и Эдди Джобсон познакомились полтора года назад в Казани [на фестивале "Сотворение мира"]. И у них у обоих, особенно у Эдди Джобсона, появилось невероятное желание повторить".
(Из интервью на радио "Эхо Перми", 9.11.2009).
Да, это он, маэстро Эдди Джобсон, он же просто Маэстро. Кстати, на клавишах старина Джобсон играет ничуть не хуже самого Кита Эмерсона. А скрипочку ему каждый раз в нужный момент подносил специально обученный человечек. И ни разу не ошибся :).
Своих соратников по группе Эдди Джобсон набирал по интернету: отслушивал сотни присланных ему демо-записей. Играли U-Z как свеженаписанные и свежеотрепетированные прямо тут, в Перми, номера, так и классику из наследия UK и КС - а именно не что-нибудь там, а "Starless" с альбома "Red" 1974 года. Правда, всё в инструментальных версиях - видимо, вокалиста уровня Джона Уэттона Джобсон себе так и не нашел.
Гитара - Greg Howe, он же Скромняга. Бывший музыкант из команды Майкла Джексона. По известным причинам как раз подыскивал себе подходящую работенку. Играл там себе потихонечку хорошие симпатичные соло, не высовывался. И только в середине концерта ему дали минут пять посолировать, и, я думаю, у присутствовавших в зале местных музыкантов поотпадали челюсти. Парень потрясающе лабает на гитаре, и это еще мягко сказано.
Бас - Ric Fierabracci, он же Флегматик. Первоклассный, великолепный басист; что еще сказать? Такой, каким и положено быть басисту - спокойный, стабильный, уравновешенный, как весы; никакими фокусами и синкопами его с ритма не собьешь.
Барабаны - немец Marco Minnemann, он же Фокусник. За тем, как играет Миннеманн, следишь, затаив дыхание. При скоростной игре, фантастических брейках и безукоризненной технике, этот чувак умудряется еще и одновременно жонглировать палочками. Что, по-моему, должно приводить в ступор любого, кто хоть немного представляет себе, что это такое - играть на ударных. Барабанщики, раcбигитесь и убейте сибя апстену :).
Но гвоздем культурной программы стал финальный джем. Сначала на сцену вихрем вылетел Эдриан Белью, и вместе с ним U-Z грянули заглавную вещь с того же альбома, "Red". Чем привели народ в зале в состояние полного аута. С этого момента зал был на ногах.
Вон и правда Белью какой красный.
Всё-таки живьем эти вещи звучат потрясающе. Хоть чуточку, хоть краешком прикоснуться к волшебству.
А потом вышли Джулия и Эрик.
Получился любопытный конгломерат наподобие кримзоновского double trio образца 90х годов: 2 басиста, 2 ударника, 2 гитариста + маэстро Джобсон на скрипке, как бы во главе удивительного творческого колектива.
Почтенную публику порадовали вещами "Indiscipline" и "Larks` Tongues In Aspic, part 2".
Что и говорить, мощь просто нечеловеческая. Знаменитая стена звука.
Кто не слышал, я не виноват.
(Обратите внимание, басистка там уже чуть ли не аккордами фигачит).
"The more I look at it, the more I like it.
I do think it`s good...
I wish you were here to see it!"
А вот и сам Александр Чепарухин, музыкальный продюсер, создатель музыкальной продюсерской группы Greenwave Music, организатор концертов King Crimson в Москве, фестиваля "Сотворение мира" в Казани, и мн.др. Спасибо ему. По его словам, он твердо намерен привезти к нам, в Пермь, в культурную столицу мира, еще как минимум "Radiohead" и Тома Уэйтса. Я так думаю, что если это когда-нибудь произойдет, город просто выпадет в осадок от полного опупения.
Кстати сказать, выяснилось, что Берлинская стена ни при чем. А концерт на самом деле приурочен:
а) к 30-летию группы UK,
б) к 40-летию начала творческой деятельности Малинового Короля в его самой наипервейшей инкарнации и, соответственно, к выходу его первого альбома.
Звук в честь этого был просто великолепный. Да и цены билетов: 150 - 500 рублей, на порядок удивляли своей доступностью.
Дух Роберта Фриппа незримо витал над играющими - ибо в течение вечера прозвучали не одна и не две композиции, принадлежащие его перу. И - думалось порой: а вдруг он, Фрипп, устроился себе уютненько где-нибудь там за колонкой, или за кулисой, как он частенько делал и делает (чтоб никто не мешал играть). Но - чу! - прислушиваешься... нет, не слышно почерка мастера... Занят чем-то поважнее... Ну, да ладно. Всё равно концерт получился отличный.