Пугачёв Константин Владимирович : другие произведения.

Как подружиться с компьютером

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В наш мир техники ещё много людей держаться в стороне от техники. Как же с ней подружиться? Данный текст призван подготовить себя морально к общению с новой "железкой". Автор даёт некоторые примеры с компьютерами, и приводит аналогии с жизнью.

  Как подружиться с компьютерами* и прочей мудрёной техникой.
  
  * Компьютер - сложный прибор, способный обрабатывать данные и исполнять программы, благодаря чему имеет достаточно большие возможности: может быть печатной машинкой, калькулятором, телевизором, газетой, телефоном, радио, местом для игр и т.д., в том числе, даёт много шансов сломать себя :)
  
  Конечно, многие уже написали свои руководства по компьютерам и программам, изготовители создают подробные инструкции с множеством картинок, но всё равно люди проявляют какую-то невежественность и ломают технику.
  Данный текст предназначен для тех, кто с компьютерами на "Вы", считает их подарком из ада или просто не умеет пользоваться чем-то, сложнее авторучки. Планируется, что он поможет кому-то поближе подойти к "железному зверю" и подружиться с ним. Здесь не рассказывается о том, как пользоваться конкретным прибором или программой. Это с обной стороны, немного ограничивает, с другой же - даёт универсальность, позволяя приобрести нужное мшление и на этой волне успешно овладеть оборудованием. Текст написан крайне понятным языком. Если и встретится какое-то непонятное слово - сразу же будет объяснено. Не для тупых, для незнающих. Хотя, продвинутым пользователям и гигантам технической мысли стоит прочитать и указать на ошибки или неточности, предложить что-то своё или просто оставить злобный смайлик в комментарии :)
  
  Итак, у Вас есть некоторое устройство. Во-первых, потребуйте инструкцию. Её явно не дураки писали, так что в ней есть ответы на Ваши вопросы. Её явно не дураки писали, так что в ней нет ответом на так называемые "глупые" вопросы. Например, часто прибор требуется подключить - вставить вилку в розетку. Не каждый сразу догадается это сделать, потому современные производители иногда пишут ответы на подобные вопросы, но не на все. Поэтому следует обзавестись консультантом по теме Вашего прибора. Это может быть сосед, родственник и знакомый, главное - чтобы бесплатно или недорого. Иначе горе-подсказчик оставить Вас без денег, просто нажав на пару кнопок, не объясняя ничего. Кстати, аналогично с ремонтом. Потому обзаведитесь честным другом и конфетами/шоколадом/пивом, чтобы задобрить этого честного друга :) и задавать ему вопросы. К тому же, я упомянул ремонт. Так вот, умоляйте этого друга-помощника ходить с Вами в магазин, присутствовать при приходе мастера и т.п., чтобы Вас никто не обманул, да и не сделал/продал не то, что надо только потому, что Вы неправильно объяснили.
  Итак, у Вас есть инструкция, а читать не хочется, или её нет. Поверьте, это печально, хотя и не смертельно. В инструкции обычно кроме "обязательной фигни" и предупреждений вида "не окунать в воду" (кстати, если это написано, то не зря и прибор сломается даже если вода святая) есть и нужная информация, например, какие-нибудь хитрые сочетания нажатий кнопок или дополнительные режимы. Даже в том приборе, где и экранчик, и понятные всем меню могут оказаться приятные мелочи.
  1. Первым делом нужно прочитать раздел про технику безопасности. Пусть у Вашего дяди компьютер хоть двадцать лет работает без нареканий и Вы его уже видели, каждый день он глаза мозолит, но прочитайте. Скорее всего, экономя пространство, Вы поставите системный блок (это такая коробка металлическая, которая и есть собственно компьютер, где находится всё самое важное, а экранчик, который что-то показывает - это монитор и стучать по нему в случае неполадок не следует) близко к стене и обязательно закроете дырку, откуда он шумит, а то и остановите вентилятор, который назойливо шумит, а компьютер из-за этого перегреется и что-то в нём сгорит.
  2. Далее следует как-то познакомиться с прибором. Желательно - в присутствии помощника. Пусть он Вам покажет и расскажет про прибор. Как им пользоваться, что он умеет, какие проблемы могут возникнуть. Обязательно старайтесь понять суть прибора, принцип действия или хотя бы поймите, что будет происходить при нажатии вон на ту кнопку. Внимание! Без этих пониманий причин, Вы так и останетесь в группе не дружащих с техникой, "тупых юзеров", "ламеров", "чайников", называйте как нравится.
  3. Если владеете Вы не кнопкой, которая запускает ядерные бомбы, то можно и попытаться поизучать прибор методом тыка. Совсем желательно - под наблюдением помощника, чтобы всегда можно было задать тому вопрос. Ваша задача - получить как можно больше понятных ответов. Присутствие помощника позволит не только узнать что-то новое и проникнуть в суть вещей, но и избавит Вас от возможности сломать прибор. Да, пусть компьютер Вы видели у дяди 20 лет, пусть он счастливо работал, пусть важные дяденьки-программисты (это те, кто учат компьютеры "думать") прописали все защиты от взлома, пусть даже умные дяденьки-хакеры (это вообще хитроумные программисты) и 20 лет пытались найти в такой защите слабое место, пусть и установлены программы-антивирусы (они защищают (как могут) компьютер от разных нехороших программ, доставляющих человеку беспокойство и портящих что-то без ведома человека), в общем, пусть всё защищает компьютер, хоть он под стеклом бронированным стоит, но Вы способны его сломать. Потому что вся команда дяденек со своими тремя высшими образованиями и не подумала, что любой провод Вы сможете отрезать ножницами (пробовать не надо - не помогло), а важные данные - просто удалить (когда-то сам выкинул кое-что и компьютер не загружался...). И помощник Ваш пусть смотрит, чтобы не натворили чего.
  4. Работая с приборами, надо использовать логику.
  4.1. Если даже Вы - профессор и многое повидали в жизни, всё равно послушайте маленькую девочку-семилетку. Конечно, я "загибаю", но просто хочется сказать, что проявления Вашего научного авторитета "я сам не дурак" никак не поможет. Лучше послушать, что говорит менее авторитетный человек, если он разбирается.
  4.2. Не увлекайтесь записыванием алгоритмов на листочек. Иные взрослые-превзрослые тёти и дяди носят с собой план действий "нажми на кнопку ***, потом подожди, дёрни за верёвочку и нажми на кнопку ***". Конечно, в первое время такие листочки Вам помогут, но разве Вы хотите остаться на десятки лет "неучем с бумажкой", умея лишь читать новости с экрана компьютера? Во-первых, одних новостей Вам мало, во-вторых - что-то может измениться. Когда-то Вы подойдёте к экрану и не увидите знакомой кнопки, на бумажке не будет сказано, что делать, а если Вы постигнете суть, Вам не составит труда найти желанные новости. Кстати, если Вы всё ещё уверены, что бумажка с алгоритмом нажатия кнопок поможет - дальше можно не читать. Конечно, есть нынче, например, стиральные машины, где режимы обозначены латинскими буквами. Да, здесь без бумажки нельзя. Да, за такое неуважение к человеку убивать мало, но мы говорим о несколько другой технике, которая предоставляет множество возможностей с логичным взаимодействием с человеком (совсем скоро всё переведут на этот принцип).
  4.3. Если не записывать на бумажку, то что? Давайте представим работу с компьютером или иным устройством как карту. Не игральную, не кусок карт Google, а карту некоторой местности. Здесь изображены города и реки, леса и поля, в общем, можно прийти куда надо. Скажем, Вы посылаете кого-то в магазин за огурцами. А тот человек вообще в них не соображает - может гнилые купить или синего цвета, отдать кучу денег, искать из в винном магазите и т.п. Вы пишете на бумажке маршрут, рисуете огурцы, пишете большими буквами, что они зелёные и отправляете человека в магазин. Он с третьего раза, естественно, покупает что надо, а после - ходит туда несколько лет и на содержимое салата никто не жалуется. А когда Вы просите его пойти за сыром, оказывается, что он не знает, как его купить! Вы рисуете ему ещё бумажку и так далее, пока или у Вас терпения не хватит рисовать очередную бумажку или человек не купит карту. А с картой - хорошо: сказали адрес, а он уж по карте находит и маршрут создаёт. Пойти может куда угодно, не только за огурцами по бумажке.
  Так и Вы должны тормошить своего помощника, чтобы по шагу он доводил Вас до сути. Используйте аналогии, разбирайтесь и с техникой не будет проблем.
  Почему надо тормошить и спрашивать? Да всё из-за аналогий и сути вещей. Без этого Вы будете лишь заучивать отдельные алгоритмы и забывать из как бессвязные последовательности тыков на кнопки. Представьте, что в детстве Вас учили считать, но называли отдельные числа в случайном порядке. Например, 248, 63, 22, 385,... Пусть даже Вы и запомнили так все числа от 1 до 1000, в лучшем случае даже умеете считать в этих пределах, но дальше Вашему сознанию открывается удивительная пустота. Другое дело, если Вам рассказали принцип "есть 10 цифр - 0,1,2,2,3,4,5,6,7,8,9, когда мы считаем, ставим на место последней цифры следующую из данного списка, а если это была девятка, то ставим на её место ноль, а на место предпоследней цифры следующую (если там ничего не было - ставим 1), если и она тоже девятка - поступаем аналогичным образом, затрагивая более "левый" разряд и так далее. Мы прибавили единицу". Теперь Вы сможете придумать любое число, которое способны записать, разве что придётся на всякий случай запомнить слова "тысяча", "миллион", "миллиард", "триллион", "квадриллион", ..., "гугол".
  Но изначально-то все считали "до десяти". Позднее пришла аналогия оказалось, что теоритически можно хоть до миллиона досчитать (если действительно начать считать, то за всю жизнь дойдёте до числа порядка миллиарда).
  Почему же Вы пишете уже двадцатую бумажку с алгоритмом "как открыть моё фото Љ20"? Да, в детстве мышление только формировалось, а теперь сложнее. Может, думать не хочется? Хотя, может, Ваш помощник плохо или слишком заумно объясняет. Добейтесь понимания!
  4.4. Опять про понимание... Старайтесь анализировать свои ошибки и стараться не повторять их. Вот что Вы скажете, если человек наступит на грабли, а потом через пару секунд повторит подвиг?
  4.5. И ещё про понимание, но тут уже про разговоры с помощнником. Часто он где-то там и прийти лично не может, а расспрашивает Вас по телефону и говорит про какие-то действия. Не поленитесь уточнить.
  Мир техники содержит много терминов, а слов на всё не хватает (или придумать лень), потому уточняйте, когда, слышите странные ответы, упоминающие посторонних предметов. "У меня чего-то компьютер не работает" - "Так, закрой окно!". Естественно, друг Ваш не издевается, а просит нажать мышкой на крестик в углу прямоугольничка на экране. Уточняйте ещё раз, потому что не надо ловить мышь в чулане и давить ею на монитор. Помощник Ваш тоже когда-то знакомился с техникой - пусть не смеётся, а расскажет.
  4.6. Крутость, или продолжение 4.5:) даже если Вы крутой пользователь, не брезгуйте уточнениями. Так можно и привод вместо диска принести (случаи бывали!, переводя на язык аналогий, принесли хлебопечку вместо хлеба), можно, например, неправильно трактовать слово "почистить". Сначала Вы понимаете это слово как "убрать пыль", после того, как становитесь "крутым пользователем" - "убрать лишние файлы" (файл - такой кусочек информации, словно пакетик с чем-либо. Там может быть текст, песня, кино или что ещё, а то и несколько таких "пакетиков", тогда такой файл называют архивом. Файлы находятся в каталогах (папках, директориях, как их называют), которые можно сравнить с коробками. В одной "коробке" может лежать ещё несколько "коробок", а в них - ещё коробки и т.д.)
  Так вот, когда Вас просят "почистить" компьютер, задумайтесь, о чём же Вас просят. И не воображайте себя "крутым пользователем", ведь в технике - как в жизни - всегда есть чему поучиться, а сломать прибор с криками "смотрите, как я могу" гораздо обиднее, чем втихушку без признания своего "информационного величия".
  5. Под этим номером дам чисто практический совет. Если помощник не может находиться всегда рядом, сделайте (точнее, попрочите сделать его) возможность вернуть всё назад. В случае с компьютером - снимите образ с системного раздела и положите носитель с образом в надёжное (сухое, прохладное, но не в холодильник, защищённое от детей или чайников место). Если Вы не поняли, что тут написано, то пусть этим помощник займётся, а в нескольких словах это означает, что некоторая важная информация, нужная для того, чтобы компьютер работал нормально, будет восстановлена, если Вы что-то не то сделаете и Вашему помощнику не надо будет судорожно бегать, чтобы найти операционную систему, дистрибутивы и драйверы (которых у Вас уж точно нет, даже если есть). Конечно, такое мероприятие не поможет, если будете обрезать провода, но вот, если потыкали в кнопки или щёлкнули куда-то и всё пропало - можно будет вернуть всё как было (на момент создания образа).
  Кстати, например, в Windows (это такая операционная система. Операционная система - много-много информации, читая которую как план действий, компьютер работает. Кстати, если хотя бы часть её удалить, компьютер может не работать) есть "Восстановление системы". Но это только для тех, кто уверен, что ничего не сломает. Пользователи с малым стажем настолько суровы, что даже это средство им не поможет:) если исследования аппарата зашли слишком далеко.
  6. Следует научиться чётко отличать "нормальное" поведение техники от её "ненормального" поведения. При этих моих словах уже лежат под столом и от души смеются особо продвинутые пользователи, но не всё так просто. Вот, например, если компьютер выдаёт нечто вроде "У Вас нелицензионная программа ***. Чтобы мы не подали на Вас в суд, пошлите смс на короткий номер", или вдруг бегают по экрану буквы, или откуда-то идёт дым. Всё это не должно быть в "нормальных" компьютерах, если, конечно, человек не смотрит фильм с смс, буквами и дымом :) В ином случае, просьба отправить смс может быть мошенничеством или чьей-то шуткой, с буквами - сложнее - бегать могут по-разному и от разных причин, некоторые из которых следует срочно устранить. Ну а дым - причина того, что какая-то деталь сгорела и компьютер лучше выключить, вдруг ещё чего сгорит. Если, конечно, Вы перепутали дым с паром от чайника потому что настолько увлеклись изучением компьютера, что поставили его на кухню, лишь бы не отходить от него на обед.
  Таким образом, надо понять, что случается - программно или аппаратно (программно - это когда что-то из-за не той информации - часто можно легко починить, переустановив программу, аппаратно - когда из-за того, что какая-то фигулина в устройстве сгорела или отпала - починить иногда можно, но часто сложно), понять причину и следствие, понять, что может быть, а что - не может. В частности, в технике нет мистики. Просто, не всем явлениям можно дать объяснение или оно слишком неожиданное. Например, прибор работает только когда на него ставят банку со святой водой. Вполне возможно, что какая-то плата неплотно входит в гнездо и одним концом касается корпуса. Банка давит на корпус, корпус давит на плату, а она после этого лучше соприкасается с контактами гнезда, электричество проходит и, о, свято, прибор работает!
  7. Наверное, пришло время поговорить об ошибках. Вашего помощника нет, а что-то сломалось. Или он есть, а проблема куда-то спряталась.
  7.1. Во-первых, нужно чётко описать проблему. Если всё будет в терминах "да вот, какая-то кнопка нажалась", проблема не решится.
  7.2. Во-вторых, если помощник не смог помочь, хотя он уж точно знает, следует поработать с причиной и следствием, т.е. воссоздать картину событий как можно точнее. Поначалу Вам придётся рассказывать помощнику про последовательности нажатых кнопок, позже Вы подниметесь на другой уровень - проблемы всё меньше будут вытекать из Ваших незнаний - Вы научитесь не создавать их, тогда придётся распутывать более хитрые ситуации. В моём примере про влияние святой воды всё было понятно, потому что вес банки был причиной. Но может попасться случай, где причина неясна.
  8. Итак, рассмотрим же Вашу реакцию на проблемы и варианты проблем!
  8.1. Незнание. Ошибки и проблемы. "Оно не работает!" - Пополнить знания.
  8.2. Кривая программа. Из-за проблемы на программном уровне что-то не так. - исследовать ошибку и сообщить о ней, если действительно что-то логически не так. или пользоваться другой прграммой.
  8.3. Старое/недоломанное оборудование. Работает только в определённое время, чудесным образом ломается и чинится. - чувствительность оборудование повышается до "магического" - работает только при странных условиях. Следует постараться и вычислить условия и сообщить о них помощнику. Хотя он и будет смеяться, что прибор работает только когда около него стоят собака или горит ровно 2 лампочки в люстре, но когда он поймёт, что это так, у Вас появится шанс починить прибор.
  8.4. Новые возможности. "Вчера ещё всё хорошо было, а вот сегодня обновил и понеслось." - возможно, добрые рационализаторы что-то упростили/усложнили в приборе/программе - надо читать то, что они написали про изменения! (сводится к 8.1)
  9. Техника нынче дружелюбная пошла. Приятные меню и универсальность. Потому и требуется от нас, людей, охватить своим познанием её пошире. Так и поменять можно, скажем, телефон мобильный с одной марки на другую без проблем для себя. Кстати, это и к внешнему виду устройств и программ относится. Помните, как я занудствовал про "суть"? Вот, вот, надо уловить суть. Как говорится, внешность обманчива, или, как говорят особо красивые или особо некрасивые, когда судят о их виде: "главное - душа". Потому и важна суть - от неё всё идёт. Другое дело, что суть сурыта за внешним обликом и даже больше скрыта, чем намерения людей за их лицами. Тут уж приходится вести в голове статистику "нормального поведения", искать причины "прегрешений" аппаратуры и пользоваться интуицией. Кстати, пока Вы находитесь на стадии "чайника", есть вероятность не загубить интуицию разумом. Хоть и работают приборы, подчиняясь чёткой логике, но уж слишком она бывает сложной, чтобы победили её короткие цепочки размышлений разума. Пусть разум учится и познаёт аппарат, пока интуиция уже всё знает и говорит правду!!
  10. В процессе обучения придётся многое запомнить, потому сначала следует узнать, что же делать нельзя. Да, в первом пункте уже была техника безопасности, но не все правила читают, да и не всё в правилах пишут(опять повторяюсь). К тому же присутствуют такие операции, проводить которые для человека, прибора и всех окружающих абсолютно безопасно, а вот всё равно делать не надо. Например, даже тот, кто не стучит молотком по кнопкам и не испытывает свой прибор, выпуская его из окна 19 этажа, может отформатировать диск (удалить информацию оттуда, где она находится и разметить то место так, чтобы потом было удобно туда что-то новое написать). При этом информация затеряется (конечно, восстановить иногда можно, но сложно) - можно остаться без любимых текстов/фотографий/программ. И делать такое умные дяди-программисты, да создатели техники не запрещают - иногда всё-таки нужно.
  Поэтому (я ешё повторю!) узнайте, что же делать нельзя и почему. Во многих устройствах есть что-то опасное :) Нет, бояться не надо. Не боимся же мы ножей на кухнях. Хотя, нож здесь - хороший пример. Им можно кусок хлеба отрезать, а можно и порезаться.
  11. Итак, Вы вполне готовы к встрече с незнакомым прибором. Вы знаете, что надо спрашивать, можно что сделать с прибором то-то и то-то, знаете, что надо прибор понять, понять суть. Вы чётко запомнили, что прибором правит логика. Но всё-таки, хоть логика узкоспециализированная, хоть аппараты и не способны на эмоции, но на наши эмоции они тоже реагируют. Это не значит, что что-то сломается, когда Вы напечатаете плохое слово или будете хранить видео с выступленим нецензурно говорящих ораторов. Нет, иногда приборы ломает даже мысль. Вспомните фразу "стоит только захотеть". Она и в жизни-то работает, а воздействовать на прибор мыслью - уж совсем реально. Вспомните, как у товарищей экстрасенсов техника горит. Это, конечно, не значит, что они плохие - представим человека с невидимыми руками, которорыми он всё время размахивает и случайно сбивает чашку со стола. Это происходит независимо, о хорошем он думал в тот момент, или о плохом. Не все могут так сильно воздействовать, но лучше не пробовать "вылечить" компьютер силой мысли. Следует попросить кого-нибудь, кто знает его устройство - друга, мастера или в крайнем случае, дух умершего сисадмина.
  
  ------------------- Итак, жду комментариев и советов, а главное - ответ на вопрос "продолжать или нет", а также - предложений по поводу, что же всё-таки обсудить далее и с какой долей юмора, что изменить и т.д.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"