Аннотация: В НГУ на философии требовалось написать эссе. Просто отписаться я не смог.
Тема 56. Система манипуляции общественным сознанием, как технология господства.
Каждый из нас хочет иметь какую-то свою власть. Кому-то достаточно власти над собой, кому-то - над небольшим коллективом. И живут они спокойно, управляя своим мирком, никому особо не мешая. Но есть некоторые, кто ставит себе цель завладеть массами народа и получить ещё немного денег на покупку булки хлеба, двух апельсинов и десятка нефтяных компаний. Мягко говоря, неприятно осознавать, что вокруг нас великое множество народа уже подсознательно стоит на коленях перед манипуляторами. Страшно даже подумать, что почти невозможно понять, кто же находится в этом множестве.
Итак, воздержимся от резких реплик и посмотрим, что же и зачем трорят манипуляторы.
Чтобы обрести желанную власть над миром, надо хотя бы иметь всех в подцинении. Но разум предостерегает человека от порабощения просто так. И аргументов за это сильных не набирается, и лидер больно уж сомнительный какой-то. А если и согласится он быть под новым рпавителем, то вскоре поймёт всё и откажется от такого положения. Манипулятору всё это невыгодно и он начинает давить на чувства, рыться в подсознании человека, чтобы сделать себе отряды безвольных роботов, готовых выполнить без раздумий любой приказ и при этом считающими себя абсолютно свободными людьми, живущими по своим принципам. Этим и опасна манипуляция.
Кукловоды обычно действуют через СМИ. Обращения их к людям так дойдут до каждого в короткие сроки. Попил простой россиянин чая у телевизора и уже в лапах злодеев. Для этого манипулятор может говорить сложными фразами, давить на жалость, повторять без перерыва свою "песенку", утверждать о какой-то срочности и раздувать из дурацкой новости сенсацию, не показывать проблемы целиком, говоря только одно мнение и предлагая "единственное" её решение, упоминать об авторитетах, прикрывая их величием всю жалкую сущность своих слов. Можно и на стереотипах, словно на белом коне выехать. Совсем уж бессовестные манипуляторы (хотя смешно тут говорить о совести) могут столовыми ложками подмешивать в факты выгодные для них мнения.
Но правда на нашей стороне и в манипуляторской болтовне можно увидеть серьёзные нестыковки. Просто потому, что нельзя совершенно незаметно запудривать народу мозги словесами, в которые сам не веришь.
Так, каждая потенциальная марионетка может пробудить в себе спящего уже долго внутреннего Сократа, который довольно быстро заметит, что недавно заявленное белое уже презрительно величают чёрным и противников войны со всей строгостью обвиняют в её кровопролитиях.
Что же советует нам Кара-Мурза после подробного рассмотрения поведения манипуляторов? Сначала осознать, что общество наше совсем не то, что было раньше и манипуляторы по нашему же желанию помогут всем дружно оказаться в пропасти. Конечно же, понимать это надо, но гдавное при этом - не поддаться панике. Не будут они с пистолетами стоять у нас на балконах, не будут бросать кирпичи с крыши. Поэтому всем нам следует хотя бы успокоиться и перестать уже на всякий случай оставлять ночью горящую ллампу. Иначе для паникующего будет достаточно ещё одной сенсации, чтобы поддаться.
Автор советует также сократить количество контактов и кроме того, уйти на время от информационного потока мозгоедов-захватчиков. Действительно, надо уже отойти на время, обдумать всё, здраво оценить происходящее вокруг, поговорить, наконец, с нормальными людьми, которым до лампочки последние новости, которые понимают, что столько уже разных катастроф произошло, что они уже не меньше десятка раз повторились и смтреть на это навязываемое унылое положение мира уже давно противно.
Здравый смысл. Этим словосочетанием можно озаглавить советы автора. Спокойно думать. И оставить чувства для близких людей. Открыть душу только для них. Чтобы только с ними было полноценное общение. А вот, манипулятор, как ни пытался высунуться из больших экранов модных нынче плазменных телевизоров, нам не брат и не другой какой родственник. Его можно и просто мозгом послушать, а если он ещё и в Вашей аудитории вещает, то, опять же, по совету Кара-Мурзы, не грех засыпать горе-лектора дурацкими вопросами. Если это нормальный оратор, целью которого является лишь дать публике новые знания, то он достойно ответит и разъяснит доходчиво, так, что даже слишком скромные, чтобы спросить, но не понимающие слушатели ушли бы домой с полным представлением о предмете выступления.
А вот манипулятору так можно весь коварный план испоганить. Он может и промолчать, но после ответа на десятый честный и прямой вопрос, скорее всего, будет способен кинуть в нарушителя спокойствия чем-нибудь тяжёлым, благо, что вокруг него ничего такого подходящего не найдётся. Стульями в серьёзной аудитории бросаться будет просто неприлично, разве что только графином с водой...
Шутки шутками, а странно вести себя - значит не быть толпой и, возможно, не стать жертвой "охотников за разумом". Особо очаровательно здесь идея непредсказуемости мышления. Манипуляторы обычно используют стандартные способы засасывания личности в свой тёмный мир обмана. Большинство идёт по прямой и не задумывается, что над ними звёздное небо, по которому тоже можно пройтись, только бы мыслить шире. Человек, мыслящий непредсказуемо, выписывающий время от времени своим сознаниям такие кренделя, что позавидуют ему лучшие пекари, будет всегда защищён от захвата. Он будет постоянно ускользать, пролезать в любую щель, оставляя далеко позади танк с манипуляторами. Вполне возможно даже, что если властители его заметят, то пригласят к себе на службу, любезно подарив уютный остров с пятиэтажним дачным домиком. Тогда уж, держись народ, такой человек заставит всех себя полюбить. Скорее всего эта творческая личность будет относиться к манипуляторской деятельности с лёгкостью и юмором, а ко всему происходящему - как к театральному представлению. Измученный катаклизмами народ активно втянется в весёлое действо. Жаждущие власти васть свою получат, а творческая личность будет писать поэмы у себя на острове в течение многих лет, получаю на них только позитивные отзывы...
К слову о творчестве, вспомним про наш великий язык. Талантливый сочинитель сможет такое выдать, что и убийца будет выглядеть святым, и соль можно будет есть ложками, как сахар. А главное, будет всё это так логично описано, что с первого раза от истины и не отличишь. Конечно, таланты слишком хорошо понимают всю грязь манипуляции, тянуться к такой власти будет, скорее всего, человек ущербный. Не хватает самооценки - пойду, овладею массами и авось великим стану. Не будем сейчас исследовать личность типичного манипулятора, вернёмся же к проблеме языка. Факты и слова многозначныы. У каждого слова в сундуке лежит огромная пачка синонимов. Не воспользоваться всем этим многообразием и не навесить не бедного уставшего человека пучки фраз считается в наше время плохим тоном для уважающего себя запудривателя мозгов. Изложил проблемуя. используя нужные слова (сказал даже всю правду) и народ с яростью бежит ломать памятник предыдущему правителю. На следующий день встал с другой ноги, подумал, снова сообщил им всё то же самое и люди начинают жалеть экс-лидера, говорят временами о его святости, на скорую руку создают фонд, собирают средства и через неделю отстраивают памятник вдвое выше прежнего.
Действительно, по-разному можно сообщить информацию. Вот, например, поставили в парке новые скамейки. Можно сказать: "Наш любимый парк облагородили, теперь каждыц может отдохнуть с комфортом" или "На средства налогоплательщиков города в парке поставили новые скамейки; теперь алкоголикам есть, где собраться"...
Завершим наше повествование, как завершил его автор темы. Цитата: "Главный совет - думать. И думать усиленно, трудно, как землекоп комает тяжёлую глину."
А теперь подумаем над экспериментом Мильграма. Конечно, если бы в эксперименте участвовала наши группа, результаты были бы не такие разочаровывающие, как средние - в НГУ дураков не берутЮ люди тут думать умеют. Но с другой стороны, здесь сложно учиться и для некоторых действует принцип "всё ради зачётаЁ. Вот, если бы кто-то пустил бы слух, что за это поставят зачёт по функциональному анализу... Тогда бы человек пять (больше трети), не моргнув, дотянуло бы до 450ти... Без этого, наверное, половина дошла бы примерно до сотни, половина - до двух сотен, решая, что же важнее - будущее науки или жизнь бедного подопытного.
Что же касается меня, то до встречи с реальным экспериментом всё это видится дикостью. Прямо так и кажется, что не смогу истязать "ученика". Но, думается мне, если не побоюсь шестидесяти вольт (а получить такой разряд для меня вследствие безмерного эгоизма, очень страшно), и перейду границу в сто вольт (сначала во мне будет говорить жалость к "ученику", после - жажда эксперимента - узнать, что же будет), то смогу его замучить, если не подумаю о том, что бы было со мной на его месте (тут "ученика" спасёт мой эгоизм...).