Посвящается моему горячо любимому папе, Пытьеву Юрию Петровичу, выдающемуся математику наших дней, профессору, доктору физ- мат наук, зав. кафедрой "Математического моделирования и информатики" физического факультета МГУ.
Reference:
Кандидат физико-математических наук (1961). Доктор физико-математических наук (1974). Профессор (1979).
Заведующий кафедрой компьютерных методов физики (1992-н.вр.); заведующий кафедрой физики атмосферы/физики атмосферы и математической геофизики (1987-1992) физического факультета.
Заслуженный профессор Московского университета (2006)
сновные труды: "Аналитическая геометрия с элементами линейной алгебры" (соавт., 1986), "Возможность. Элементы теории и применения" (2000), "Методы математического моделирования измерительно-вычислительных систем" (2002), "Методы морфологического анализа изображений" (соавт., 2010), "Теория вероятностей, математическая статистика и элементы теории возможностей для физиков" (соавт., 2010), "Возможность как альтернатива вероятности. Математические и эмпирические основы, применения" (2015), учебные пособия "Линейная алгебра" (ч. 1-2, 1968), "Курс теории вероятностей и математической статистики для физиков" (соавт., 1978), "Задачи по теории вероятностей и математической статистики" (соавт., 1985), "Математические методы интерпретации эксперимента" (1989), "Методы анализа и интерпретации эксперимента" (1990), "Задачи по теории вероятностей и математической статистики для физиков" (соавт., 1990). Имеет авторские свидетельства и патенты.
На кафедре представлены следующие научные направления:
1. Методы анализа и интерпретации эксперимента
Математические методы анализа и интерпретации эксперимента разрабатывались на кафедре под руководством проф. Пытьева Ю.П. более 25 лет. За это время создана математическая теория измерительно-вычислительных систем (ИВС) как принципиально нового класса средств измерений. Разработанное математическое и программное обеспечение позволяет синтезировать идеальные измерительные приборы на ИВС, исследовать предельные возможности ИВС как измерительных приборов, исследовать адекватность математических моделей изучаемых объектов, процессов, явлений и т.д.
2. Математические методы анализа и распознавания изображений
С 1975 г. под руководством проф. Пытьева Ю.П. разрабатываются методы морфологического анализа изображений, предназначенные для решения задач классификации, обнаружения, узнавания и оценки параметров объектов реальной сцены по их изображениям, полученным при различных и неизвестных условиях регистрации. В последнее время направление получило новый импульс в связи с исследованием геологических структур по сигналам, полученным при бурении скважин, анализом структуры поверхности по изображениям микрошлифов и др.
По этой тематике защищено более 10 кандидатских диссертаций.
3. Методы нечеткой и неопределенной нечеткой математики
С 1995 г. под руководством проф. Пытьева Ю.П. разрабатывается математическая теория возможностей как альтернатива математической теории вероятностей, позволяющая эффективно моделировать многие аспекты нечеткости, свойственной сложным физическим, техническим и социальным системам, решать задачи анализа и интерпретации измерений, прогнозирования и т.п. В настоящее время под руководством проф. Пытьева Ю.П. разрабатываются новые методы неопределенной нечеткой математики для моделирования объектов и явлений. Эти методы являются основой для решения задач анализа и интерпретации, позволяя, в частности, выражать отношение исследователя к используемым моделям и выводам, истинность которых, как правило, не абсолютна.
По этому направлению опубликована монография и защищены 3 кандидатские диссертации.
Крупные научные результаты, полученные на кафедре.
• Создана математическая теория измерительно-вычислительных систем как средств измерения и на ее основе разработаны новые и эффективные методы решения задач анализа и интерпретации измерений.
• Создана математическая теория возможностей и разработаны основы построения теоретико-возможностных моделей физических объектов и явлений.
• Разработано новое научное направление - математические методы морфологического анализа изображений.
Я так люблю тебя, папа!
Я не знаю, где заканчиваешься ты, и где начинаюсь я. Ведь твоя "Возможность" -это мои модальные глаголы в сослагательном значении..
Во мне- твоя музыка, во мне- твое тонкое чувствование и ощущение полноты бытия.
Это ведь ты мне задавал тысячи своих "ПОЧЕМУ?", не давая мне успокоиться и закоснеть в " уже всем давно ясном и понятном" мире.
Твое гневное "Почему" разбивало все мои заученные клише. И для тебя никогда не было догмой ТО, что нам вдалбливали в головы, как постулат. То, что считалось абсолютно доказанным и не вызывало ни у кого сомнений, тобою просто не бралось в рассчет, если оно не укладывалось в твою абсолютную логику.
Ты искал корень и заставлял меня его искать и находить .
Ты учил меня сомневаться, ты учил меня слушать и слышать, ты учил меня ДУМАТЬ!
Мы всегда говорили с тобой на одном языке.
Ты всегда во мне, а я - в тебе.
Я так люблю тебя, папа!
На многоглазый , многоголосый " июлевый" город стремительно падала сиреневая вуаль сумерек.
Она летела откуда- то сверху, вбирая в себя все оттенки и шорохи большого шумного города. Жадно поглощая чьи- то усталые улыбки, недосказанные упреки, смех, стоны, всхлипы, всплески, она неумолимо заполняла все около -пространство.
Сиреневая вуаль сумерек заволакивала чарующим нежным облаком задумчивые окна домов и они, ослепленные, беспомощно зияли темными дырами. Она рисовала таинственными тени, а у некоторых предметов и людей - и просто их отбирала, заставляя побыть- вот так- "без".
Она опутывала спешащих прохожих, направляя их стопы в другом направлении. Иных заставляла остановиться и замереть в благостном исступлении, ощутив невероятную свежесть надвигающейся ночи..
Это был ее час, ее пространство. И вольна она была творить ВСЕ, на что только хватало фантазии.
Если вы вслушаетесь в вечереющий город, то , даже и здесь, в этой непреходящей суете, услышите тот невероятно короткий миг полного безмолвия. Полного беззвучия. Невероятную паузу, когда все внезапно замирает, как бы в преддверии , ожидании чего-то....Знайте, что это- время Сумерек!
Мне иногда в тот момент становится душно..Словно не хватает дыхания..Смутное беспокойство и тревога внезапно усиливаются, я стремительно подбираюсь к окну, дабы чем- то объяснить ту душевную смуту. Дождь? Или перед дождем?
Ну, нет..Это просто сумерки...
Он стоял перед распахнутым настежь окном и наблюдал. Пожалуй, созерцать- было его любимейшим занятием. В Москве, в этом взбалмошно- счастливом городе, бурлила жизнь.
Он стоял один на 10-м этаже университетской высотки. Вечерело.
Отполыхал закат. Огромное, зовущее Небо, словно дивное творение невероятного Творца, поражало своими красками, сочетаемостью несочетаемого, яркостью, неповторимостью оттенков. Казалось, совершенно нереальных в этой нашей реальности.
Небо звучало в своей собственной постзакатной тональности .
А как можно определить вот этот его непередаваемый цвет? Ему ведь нет названия и определения. И эти дивные мазки великого художника, не задерживаясь на небесном полотне, переходили в другие, сочные, смелые, неповторимые. Причудливые формы облаков дополняли эту восхитительную картину, делая ее подобной мозаике.
И эта надвигающаяся свежесть сумерек. Стоп. Сейчас будет момент великого беззвучия и безупречного серого цвета.
Он ,застыв в ожидании, продолжал любоваться Небом над вечереющей Москвой. Оно отражалось в его удивительных, спокойных, больших серых глазах. И они меняли свой цвет вслед за меняющимися красками Неба.
Он ждал этого необыкновенного сумеречного состояния, этого невероятного ощущения серого, столь необычного цвета, наполненного множеством под- оттенков и состояний перехода, откуда- то - куда-то. Из бытия в небытие, в некую философскую Нирвану. Состояние созерцания, энергия которого затем преобразуется в бешеную энергию восхитительной мысли и таинство слова..
Краски Неба начали стремительно меняться, найдя общую гармонию в сиренево- серой доминанте. Сиреневый цвет замерцал и исчез, отдаваясь абсолютной безмятежности Серого безмолвия. Краски постепенно сгущались, заволакивая все около- пространство. Но оно не было однородным. Игра серого на Сером. Таинственные тени полетели по Небу. Полуулыбка- полуплач..Что- то выглянуло, как из тьмы былого..Призраки прошлых страданий, превратившиеся в серое легкое облачко..Ничто же не умирает..Происходит трансформации одних энергий в другие.
И мы находимся в реально созданном нами мире, созданном энергиями наших эмоций, фантазий, мыслей.
Побыть в этих серых сумерках, побыть наедине с собой, в этом восхитительном беззвучии.
Такого не бывает. Ты продолжаешь слышать стук собственного сердца.
Звуки тоже не исчезают. Они просто бывают неуловимы грубым человеческим ухом.
И вдруг из глубины этого Серого властно зазвучал великий Бах.
Вот она- абсолютная гармония. Дабы в ней- все законы ВСЕЛЕННОЙ, ее неудержимого развития и разрушения.
Тонкие длинные пальцы потянулись к струне, натянутой на оконной раме. Вот так звучит эта сумеречная тональность. И пальцы нервно забегали по струне, пытаясь найти эту музыку. Это созвучие, эту гармонию серого великолепия. Которую так исступленно жаждала твоя Душа..
Звучало Небо..Серо- торжественно..Призрачно монотонно..Как один великий многоголосый орган. А пальцы творили различные импровизации заданной гармонии и ритма. Но ритм сбивался, одна мысль развивала другую, давая начало новому направлению. Но тут же возникала альтернатива. И она была тоже восхитительна своей новизной и смелостью, и тоже- невероятно гармонична. И кто сказал, что развитие этой музыкальной мысли и музыки, в целом, не пойдет именно так? А как?
Тысячи вариантов, тысячи направлений развития. Одной музыкальной мысли. Они возможны. Они равно гармоничны, но разно направлены. Ведущие обе к абсолютно логичному завершению.
А раз так - ее можно спрограммировать, как некую изначально существующую возможность развития. Возможность, как альтернативу вероятности.
Он снова погрузился в себя. В самосозерцание. Оно требует абсолютной сосредоточенности и внутренней тишины.