Отсюда вся эта отвратительная привычка жить в "межсезонье". Между прошлым и будущим.Где-то "между".Умело, по наученному, всю вину за происходящее спихивать на то, что было когда-то, кем-то сделано, а себя ощущать безвинными жертвами.
Или: Столько времени без Бога жили!
Да нет же. Нет среди живущих на Земле тех, кто был бы БЕЗ Бога. Все равно хранимы они ЕГО благодатью. Вот в аду были бы они без Бога. Они и знать-то не знают, КАКОВО ЭТО! Жить без Бога...
Да нет же! Не были, по - существу, "другими" люди. С той же пропорцией плохих и хороших, верующих и НЕ-. С присущими человеку метаниями.
Разве что войны, как некое чистилище нравов, расставляли все на свои места. Ценой кровопролитья...
Разве что войны вынуждали человека обратиться к Богу!
Вот это неумение жить настоящим, все время переводить глаза и стрелки то на прошлое, то на будущее. Что абсолютно непродуктивно, если не учиться чему -то на примере былого.
А между тем, ласковый май прорывается. В этом году он истерзан врывающимися холодами и даже снегом...
А труженики все сеют свои семечки в землю, прося Божьего благословения на новый урожай. И деревенские старушечки ковыляют к церкви, благодаря Господа за каждый нарождающийся, отпущенный им день.
Собственное нездоровье и осознание своей глубокой вины перед Богом и людьми не вдохновляют их на осуждение или чрезмерный гнев и возмущение.
Смотрят они на Небо своими подслеповатыми глазами и радуются каждому погожему дню.
И понимают, что надо просто ЖИТЬ. Ведь жизнь, как оказалось, такая короткая!
А как жить?
По заповедям. Трудно? Трудно! Но не невыполнимо!!!
Просто... жить. Творить. Созидать.
КАК жить?
На это очень хорошо говорил святой преподобный Амвросий Оптинский.
Как жить?
" Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение".
"Не тужить" значит переносить благодушно в жизни скорби и неудачи.
"Не осуждать" указывает на распространенный между людьми недостаток осуждать ближних.
"Не досаждать" - не причинять кому-либо неприятность или скорбь.
"Всем мое почтение" - относиться ко всем с почтением и не гордиться. Основная мысль этого изречения - смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".
Или так: "Жить можно и в миру, только не на юру".
"Мы должны жить на земле так, - говорил старец, - как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем".
На вопрос: "Что значит жить по сердцу?" - батюшка ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее".
"Смотри, Мелитона, - говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона".
(Из духовных поучений преподобного Амвросия Оптинского).