Раймонс Яна : другие произведения.

Оттиск дирижабля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Парадигма массового сознания

  
  ТИЛЬ ЧЕСТЕР
  ЯНА РАЙМОНС
   ОТТИСК ДИРИЖАБЛЯ
  
   След
  
  Юридическая наука трасология исследует всевозможные следы для дедуктивного расследования. Посмотрите на это предложение - в нем трижды встречается корень "след". Следы прошлого изучают археологи и палеонтологи при проведении раскопок. Следы животных изучают охотники и охотоведы.
  Следы изучают историки, но по архивным документам.
  Следы губной помады видит жена, если ее супруг пришел откуда-то слева, ну, и, разумеется, возникает семейная драма типа "где ты был, подлец?". Следы можно скрыть или, хотя бы, попытаться это сделать, как поступают преступники, неверные мужья, жены и шаловливые дети.
  Увы, эта работа не рассматривает поведение неверных жен, мужей и шаловливых детей. Скажем так: за любым физическим телом и явлением следует его тень. Вспомним сказку Шварца по мотивам андерсеновской: тень не оставляет своего следа на почве, на снегу, на любой поверхности, но, к сожалению, от нее невозможно отделаться или отделиться. Так работает причинно-следственная связь - принцип кармы.
  Зачем мы все это говорим? Обратимся со всем вниманием к тому, как мы живем сегодня, чего мы достигли, что мы упустили и что перевешивает на этих чашах весов: обретение или утрата - в жизни каждого, в жизни всего народа?
  Как-то, гуляя по музею, наблюдая различные друзы кристаллов, какие-то артефакты палеозойской эры, оттиски растений, мы обратили внимание на оттиск кистеперой рыбы в каменном угле. Невольно задумаешься: сколько утекло времени, сколько катаклизмов, событий потрясли мир, все человечество! Сколько земля содрогалась от извержений вулканов, падений метеоритов, сколько страшного и ужасного прошло в развитии всего человечества!
  Пандемии и эпидемии особо опасных инфекций, ужасные и отвратительные войны, прокатившиеся по всему лицу Земли, рвавшие землю и тишину жерлами своих орудий! И сколько прекрасного было создано человечеством за все время его существовании! А этот окаменелый оттиск рыбы так и остался вне времени, как бы наблюдая все, как некий глаз - оценивал? не оценивал? - жизнь всего пространства.
  
   Рай на небесах
  
  Уважаемые читатели, вам никогда не доводилось видеть аэростат или дирижабль? Название - от французского dirigeable - управляемый. Это такой летательный аппарат легче воздуха - комбинация аэростата, наполненного водородом или гелием, с двигателями любого типа и с рулем управления, благодаря чему он может двигаться в пространстве свободно, независимо от направления естественных воздушных потоков.
  Сначала поговорим о немецком дирижабле. Незадолго до начала Второй мировой войны - в 1936 году в Германии был построен жесткий дирижабль, названный "Гинденбургом" в честь рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга, который за год до своей смерти открыл Гитлеру дорогу к высшей власти в стране, назначив его 30 января 1933 года рейхсканцлером. 2 августа 1934 года Гинденбург умер, а Гитлер объявил себя фюрером Германии.
  Строительство дирижабля было начато еще в 1931 году. Осуществление грандиозного проекта - гигантского жесткого дирижабля - длилось пять с лишним лет. В 1936 году строительство было завершено. Первый полет воздушного корабля состоялся 4 марта 1936 года, что было отмечено фашиствующим правительством и восторженным, обкуренным гитлеровской пропагандой народом с большой помпой.
  Длина дирижабля достигала 245 метров, а диаметр в максимально выпуклой части был 41,2 метра. На воздушном корабле было установлено 4 двигателя "Даймлер-Бенц" с максимальной мощностью 1200 л.с. Топливо должно было заливаться в баки емкостью до 2500 литров, а всего нужно было для полета 60 тонн топлива. Дирижабль "Гинденбург" был способен поднять в воздух до 100 тонн грузов и 50 пассажиров. Скорость он развивал неплохую для того времени - 135 км в час.
  На борту располагался ресторан с кухней, вдоль палубы были устроены две прогулочных галереи. Пассажирам предлагался только душ, так как ванны давали бы значительный лишний вес. Для увеселений даже был изготовлен алюминиевый рояль - он был значительно легче обычного.
  
   Конец "Гинденбурга"
  
  В общем, рай на небесах - символ великой Германии с высокими целями. Как будто сам Бог открывал перед страной великий путь. Каждый немец мог гордиться этим символом фатерлянда, который вскоре планировал подняться Uber alles. Создателем этого уникального летательного аппарата был граф Цеппелин ( отсюда второе нарицательное название дирижабля) и его фирмой "Люфтшиффбау".
  "Гинденбург" возил пассажиров и грузы. Коротких полетов не гнушался, например, до Нюрнберга, но, в основном, летал через Атлантику: на восточный берег США, в Бразилию. Последний полет воздушного корабля в США состоялся в мае 1937 года. На борту его было 97 пассажиров и членов экипажа, в багажных отделениях - 17609 почтовых отправлений, 148 кг грузов и 879 кг багажа пассажиров. Капитаном дирижабля был Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны.
  Уже будучи над Манхэттеном, дирижабль, ради удовольствия пассажиров, подлетел к площадке небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг. Пассажиры и зрители на площадке махали друг другу руками, велся упоительный репортаж. После чего "Гинденбург" взял курс на базу Лейкхерст - к месту посадки.
  С запада приближался грозовой фронт, который, впрочем, стал уходить на север. Известный дирижаблист и начальник базы Чарльз Розендаль не рекомендовал Пруссу садиться. Все же гроза ушла, и в 18:12 было получено разрешение на посадку. Меньше, чем через час - вторая радиограмма: поторопитесь. Через три минуты воздушное судно снизилось до 180 метров, уравновесилось, были брошены причальные канаты.
  В 19:25 вспыхнуло возгорание. За 15 секунд огонь распространился на 20 - 30 метров. Взрыв, и через полминуты после возгорания дирижабль упал на землю рядом со швартовочной мачтой. Были разные версии катастрофы: от разности потенциалов между наружной оболочкой и каркасом - до взрыва мины с часовым механизмом.
   Мы не будем останавливаться на результатах расследования, поскольку к нашей теме это не имеет прямого отношения. Но результат самой катастрофы ужасен. Погибли 13 пассажиров, 22 члена экипажа и один сотрудник наземной службы. Капитан выжил после долгого лечения очень сильных ожогов.
  Крушение "Гинденбурга" стало концом краткой истории этого вида воздушного транспорта - он оказался ненадежным и коммерчески несостоятельным. Сам воздушный корабль стал музейным экспонатом. Второй дирижабль был достроен, но использовался только в военных и пропагандистских целях, причем, для первой цели он все же оставался ненадежным, проще говоря, непригодным. Иначе, почему бы весной 1940 года тогда министр авиации Герман Геринг распорядился отдать оба корабля на слом? Дирижабль как символ великой Германии не состоялся.
  
   Другая сторона счастья
  
  ...Такое степенное, неторопливое движение дирижабля в небесном просторе. Да и жизнь сама в то время была не шибко тороплива - техника только развивалась: первые самолеты, автомобили, повсюду царила парижская мода, завоевавшая весь мир.
  Одним словом, как говорят буддисты, колесо времени вращалось не с такой скоростью, как сейчас. Это было начало. Начало дирижабля, который скоро обошли самолеты, ракеты и другая техника. Да, во многих странах мира в первой половине 20 века вспыхнул большой интерес к дирижаблям. Они виделись хорошими помощниками в военном деле, потому что век стремительных и хищных истребителей еще не наступил. Они применялись и в гражданских перевозках.
  Забегая вперед, скажем, что самыми упорными оказались, как всегда, американцы. Они отказались от нерентабельного проекта и окончательно отказались применять эту неповоротливую, как слон, машину в 1962 году. Было невозможно игнорировать череду катастроф, которые потрясли мир в конце 30-х годов 20-го века. Крушение постигло 3 американских, 2 британских, 1 французский и 1 советский дирижабль, и все - с человеческими жертвами.
  Мы не будем говорить об истории дирижабля - это не наша тема. Нас больше интересует история символов. И в этом смысле для нас имеет существенное значение то, что как проект века дирижабль не состоялся, не выдержал конкуренции с самолетами, ракетами. Идея родилась у француза Анри Жиффара, который и осуществил ее в 19 веке, поднявшись на своем чудо-корабле на высоту 1800 метров с помощью водорода, а вел машину вперед паровой двигатель. Скорость тогда была близка к прогулочной - 10 км в час. Да, в 19 веке это было актуально, но в 20 веке дирижабль стал анахронизмом, как говорится, не успев расцвесть.
  
   Мечта стала былью
  
  В России о дирижабле мечтал, конечно же, Циолковский, и его идеи всегда были на прицеле военного ведомства молодого Союза ССР.
  Через 4 года после того, как Геринг распрощался с прекрасной мечтой о летающем символе великой Германии и отдал дирижабли на слом, советские мечтатели оказались более упорными. Они не могли забыть пророчества итальянца Умберто Нобиле, который видел идеальной страной дирижаблей Россию с ее великими просторами. Не важно, что это было произнесено в начале, а не в конце 30-х.
  Россия очень напоминает нам женщину, которая выходит замуж за многократного разведенца, думая, что все те были дуры и стервы, а она умная и хорошая. С мыслью примерно такого рода в самом уже конце Второй мировой войны СССР принялся скоропостижно строить очередной свой дирижабль пропагандистского значения с пафосным именем "Победа". Не будем закрывать глаза на то, что он был уже не первым и не единственным. До него в стране Советов уже были построены и трудились на благо народного хозяйства и фронта дирижабли. Самым первым был "Астра", позднее переименованный в "Красную звезду", затем - "Комсомольская правда", "Московский химик-резинщик". Были "6-й Октябрь", "Смольный" и другие.
  
   Сказка с плохим концом
  
  Руководил созданием "Победы" конструктор Б.А.Гарф. Немцы строили свой "Гинденбург" почти 6 лет, а коллектив 1-го ОВД ВДВ РККА под управлением Гарфа уложился в 6 месяцев. Правда, это был не жесткий, а мягкий дирижабль, все металлические прибамбасы отпали. Да, дирижабль три года работал - искал вражеские подводные лодки над морем, снимал сверху минные поля, доставлял топливо для аэростатов.
  Но не это главное. Дирижабль "Победа" стал великим символом близкой победы над врагом, на него была возложена миссия триумфатора, провозвестника освобождения Родины. И здесь никакой иронии не допускается - это все в те годы было неподдельным, искренним и высоким.
  Однако от великого до смешного один шаг. И уже в наши дни охальники из группы "Мама Russia", работающие в стиле "красный стимпанк" залихватски поют такой текст:
  Советский дирижабль "Заветы Ильича" -
  Пропеллеры сверкают, как лезвия меча.
  Стремится к стратосфере его тугой баллон,
  Советский дирижабль, как партия, силен!
  
  ...Жаль, что конец дирижабля "Победа" был не героическим. После трех лет службы он на небольшой высоте зацепился за провода электролинии, провода обмотали винты, и лопасти заглохли. Экипаж сбросил балласт, но и это оказалось губительным: необычайно быстрый подъем привел к максимальному давлению газа, и машина разлетелась в клочки в воздухе. Погибло три человека: Ф.И.Мутовкин, А.И.Рощин и К.М.Мурашко.
  
   Патриотизм нараскоряку
  
  Нас до сих пор не покидает ощущение, что вся наша страна, Россия - это и есть тот самый дирижабль, а все, кто его населяет - 142 миллиона россиян - молятся, глядя с восторгом на никуда не движущийся, неподвижно висящий объект слепого поклонения. И в этом объекте нет ничего необычного.
  Такое впечатление, что все страны движутся, как сверхзвуковой самолет либо даже как загадочные летающие блюдца НЛО. У них четко и динамично работают все бортовые административные службы, начиная от президента и заканчивая простейшим клерком самой малюсенькой конторы. Так же динамично развиваются экономики этих стран - производство, социальные институты, наука, культура, искусство, медицина, образование.
  И русский человек, будучи супер-патриотом своего дирижабля, несмотря на всевозможные санкции тех удачно развивающихся стран, летящих во времени со сверхзвуковой скоростью, все же "патриотично" предпочитает все зарубежное, начиная с автомобилей, нано-моек и всей электронной техники и заканчивая лекарствами и косметикой.
  Ну, и, конечно же, есть большое стремление поехать на отдых не в убогий и Богом забытый Крым, а в Анталию, Карловы Вары, в Тайланд, а то и в ЛондОн и Париж.
  О чем это мы? А как же наш родной дирижабль, одна седьмая часть суши с ее Девятым Мая, с ее прошедшими пятилетками и оставшимися в наследство хрущевками? Как москвичи сейчас бьются над реновацией, а петербуржцы - над переименованием Кадыровского моста в Ахматовский! Как пенсионеры страждут из-за своей нищебродской пенсии, которой еле-еле хватает на оплату коммунальных услуг и медикаменты. Как власть ужесточает законы для слишком уповающих на свободу слова, информации, волю и справедливость в судах!
  
   Усеченная победа
  
  ...Оттиск дирижабля на каменных душах. Он существует как клише и воплощается в нашей повседневности как растрескавшийся асфальт, как разбитые дороги, наши неухоженные города и деревни. А в наших душах - как желание угодничать сильным, быть их трусливыми рабами, не имеющими своего мнения и голоса.
  Он воплощается, этот окаменелый оттиск, в виде всеобщего оправдания воровства, казнокрадства, той сказочной лжи, которой живет общество. Он продолжает жить в виде желания лелеять нескончаемую победу над другими народами, из которых своей нетерпимостью мы сами же делаем врагов. Только свою правду видим и слышим как высшую инстанцию истины. И получаем понятный результат: самое страшное оружие не то, что убивает тело, а которое убивает душу и вместе с ней - разум и совесть.
  И уже не вспоминаются "Мертвые души Гоголя с намеком на окаменевшие души чиновников и помещиков старой России, а видишь окаменелый след дирижабля этой страны под названием не "Победа", а "..беда" - две первые буквы отвалились, как в повести Андрея Некрасова "Приключения капитана Врунгеля".
  А именно-то - ничего и нет. Вся эта анекдотичная жизнь стала как сам собой разумеющийся факт, застывший слепок в окаменелом дерьме потомков, как писал, опять же, классик В.В.Маяковский. И с этим ничего не поделаешь, ну, привыкли так жить! И никуда уже не отделаться нам от этого ига тени, которая делает человека рабом его глупости, невежества и лени.
  
   А если победим мы?
  
  Оттиск дирижабля уже лежит на лицах, в сердцах и душах большинства тех, кто с неизбывной тоской смотрит в небо в поисках дирижабля, которого нет. Да и был ли он, как тот мальчик из романа Горького? Остался лишь след в окаменелых сердцах, который они с невротической навязчивостью продолжают передавать по наследству из поколения в поколение, оставаясь на руинах прошлого. И вспоминаются строки из песни Андрея Макаревича "Эти реки никуда не текут".
   От родного хлама так страшно отказаться, чтобы создать что-то новое - сделать страну процветающей, без чиновников-казнокрадов с их "прозрачными" для всех зарплатами. С законами, которые будут распространяться также и на депутатов, губернаторов, на любую правящую шишку. С полицейскими, которые не берут взяток, с системами коммунальных служб, где тебе не хамят и не стараются тебя объегорить. С достойными зарплатами в 150 хотя бы тысяч рублей среднестатистическому россиянину, с хорошими пенсиями старикам, льготами больным и увечным...
  Нет, несмотря на полный раздрай в экономике и социалке страны, мы упорно продолжаем все страны мира, за исключением Северной Кореи, считать своими злейшими врагами, которые хотят нас закопать и раздуваем меха войны. По поводу войны хочется рассказать анекдот.
  Нетаньяху созвал большое совещание, ходит по кабинету, требуя от министров решения бюджетного кризиса - сильно много денег идет на сектор Газа, не лучше ли вывести оттуда все войска и завязать с этим делом.
  Министр обороны берет слово: я предлагаю объявить войну Соединенным Штатам Америки. И обосновывает это так: во Второй мировой войне Германия была побеждена советскими и союзными войсками, повержены были и Италия с Японией. Теперь все побежденные - сильные развитые страны. Если мы начнем войну с США, победят нас, и мы станем богатейшим государством, как Япония. На что Нетаньяху задумался и сказал: ваше предложение заманчиво, но если победим мы? Поистине дзенский коан.
  Может, и нам объявить войну против всех: нас победят, и вот тогда мы станем богатейшим в мире государством? Может, ради этого и разжигается ненависть ко всему миру? Да... Неизвестно, как со всем миром. А, может, попробовать объявить войну хотя бы Китаю?
  
   В плену безвременья
  
  Неужели история современной России не имеет времени, как некий археологический музей, где скоплены, собраны окаменелые мечты вначале живых, но затем уже ставших каменными сердец. С желанием и ностальгией этих сердец воскресить древних звероящеров и саблезубых тварей эпохи раннего коммунизма. Как-то Германия смогла отказаться от символов Третьего рейха, выплатить все контрибуции в астрономических суммах и начать жить по-человечески, построив сильную экономику и гражданское общество.
   У нас главной ценностью до сих пор остается желание "гвозди делать их этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей". И все же, коль ничто человеческое этим страждущим по ежовой рукавице "гвоздям" не чуждо, остается одно окно в природу, где немножечко есть либидо. Так и вспоминается вновь мосфильмовская заставка - статуя "Рабочий и колхозница" с серпом и молотом. Было бы странно и противоестественно видеть вместо них статую "Рабочий и колхозник" или "Станочница и доярка", причем, и те, и другие в обнимку.
  А чем же еще облагородить на родине сексуальную революцию, которая уже давно прошла в Европе. Ах, как не хватает нашему дирижаблю гипсовых девушек с веслом, пионеров с горном, барашков на руках вождей - Вовы и Димы! Поскольку баранов у нас полный дирижабль.
  В общем, в нынешнем положении, как это говорят беременные женщины, - когда Россия вынашивает дитя войны и победы, дитя лживых успехов и достижений, мы стали походить на Кубу, где трупы умерших все еще увозят на паровозах.
  ...Если родится мальчик, он тут же будет укутан в пеленки из старых порыжелых советских газет, не дай Бог оскоромиться памперсом, а Родина-мать будет жевать ему мякиш из лжи непотопляемых российских СМИ. Потому что молока у мамы уже нет, осталась одна последняя... нефть.
  4 июля 2017 года
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"