Аннотация: Второй большой отчёт о поездке в Бельгию
My visit @ FrisomatBelgium 2 (3)
Деньпервый
Эта история началась утром в четверг, когда Киев спешил на работу и досматривал последние сны, а иностранные болельщики проходящего в стране футбольного праздника ЕВРО-2012 даже и не думали просыпаться после очередной бурной ночи.
А вообще, подождите. Что за странные цифры в названии - 2 (3)? Дело в том, что это была уже третья моя поездка в Бельгию. Первая детально описана раньше в мемуарах со схожим названием, только без цифр в конце. А вот о второй я не писал.
Да просто потому, что писать было не о чем. Сугубо деловая поездка на три дня, наполненная обучением, офисом компании, отелем... и всё. Впрочем, было в той поездке два запоминающихся момента: хорошая компания инженеров и наши вечерние посиделки в ресторане гостиницы. И второе - как однажды в открытую настежь входную дверь офиса, смотрящую прямо на лужайку, прямо во время очередного семинара среди инженеров несмело пробралась... обычная полевая мышь. Помнится, нас позабавил её робкий вид. Но больше всего повеселила, конечно, реакция девушек на мышь. Секретарша Надин так смешно взвизгивала и убегала, когда мышь делала ещё один робкий шаг по ковролину... Убегала - и возвращалась вновь. Такие они, девушки. Мышь, кстати, недолго украшала наше общество. Немного потроллила девушек, потом ей стало скучно с нами, такими инженеристыми ботанами - и она ушла восвояси.
Вот, в сущности, и всё, что запомнилось со второй поездки.
Потому я сейчас пишу о третьей, хотя такой вот детальный отчёт - только второй.
Итак, вернёмся к нашим баранам.
Эта история началась утром в четверг...
Хотя, конечно же, она началась раньше, месяца за два до описываемых событий, когда по электронной почте, а потом и по факсу к нам в офис пришло приглашение от бельгийцев на Technical Meeting, то есть "Техническую встречу", встречу инженеров и руководителей нашей большой компании, имеющих к инженерии и конструированию непосредственное отношение.
Впрочем, эта история началась всё же намного раньше тех упомянутых двух месяцев. Лет эдак на тридцать раньше, когда компания только возникла, и полным ходом шла разработка типовых решений, стандартных узлов, и т.д., и т.п. Тем, кто не знал или забыл - я работаю в совместном украино-бельгийском предприятии, специализирующемся на возведении быстровозводимых модульных зданий (БМЗ). Дочернее предприятие в Украине. Филиал. И я в нём - главный инженер.
Итак, компания возникла, бурно развивалась. Развивается и по сей день, чему доказательство вот такие встречи, на которые приглашаются технические работники на обмен опытом, для знакомства между собой и мозговой штурм некоторых все-фирменных проблем.
Обычно раз в год компания устраивает встречи директоров. Отметить день рождения фирмы, подвести итоги, вставить пистоны кому надо... и так далее. Инженеров собирали не со всех филиалов, а всего лишь по нескольку человек за раз - на обучение, стажировку, совместную разработку чего-то технического или воплощения какой-то интересной конструктивной мысли. Но вот так вот, всех разом - это было на моём веку в компании впервые.
Ну пригласили и пригласили, это ведь хорошо! Себя показать, других посмотреть. Послушать массу докладов, большинство из которых были актуальными и для нас здесь, в Украине. За те два месяца, что были до поездки, пришлось заполнить кучу присланных бельгийцами опросников, выслать им много своих нормативных документов, проработать немало поставленных общих вопросов. В общем, работать над "митингом" начали ещё в апреле.
Билеты, деньги, визы, утряска проблем. На сей раз на удивление просто со всем этим справились. Опыт, знаете ли, он нарабатывается с годами. Даже такой специфический, как получение необходимых для поездки за рубеж документов. А с этим, я вам скажу, бывает такая тягомотина, что мама не горюй! Тем более у нас, в стране, которую вся Западная Европа считает подконтрольной антидемократическим силам, и потому частенько визы давать не спешит. Не, ну они правы, конечно. Но палок в колёса не ставили, хоть и могли.
Ок. Перед поездкой повыспрашивал у всех родных, кому что привезти. Хотел сыну что-то из одежды прикупить. Там - проверено! - дешевле, чем у нас. Это естественно. Границы, таможня, пошлины. Вот и выходит, что детская рубашонка стоит дороже взрослой. Мне дали целый список. Мол, будет возможность - бери. Нет - и не заморачивайся.
В этот раз командировочные я получил на руки до поездки, да и своих наменял, так что был относительно богат и независим. Гордо смотрел в будущее, уверенной поступью... нда, понесло.
Итак, четверг, утро, мост на Позняках, под мостом - я. С сумкой, рюкзачком и ноутом. Жду, когда шефа будут везти на такси, он захватит меня - и мы поедем в Борисполь. А там самолёт-небо-зарубежье.
Каково же было моё удивление, когда рядом притормозил шефов же Фольксваген. Он решил оставить свою машину не на платной стоянке у дома, а на платной стоянке в аэропорту. Правда, в аэропорту на порядок дороже... но, видать, всё же надёжней. Хозяин-барин.
Мелькали цветочные композиции к ЕВРО, отремонтированная дорога мягко провожала по себе машину, пробок на пути не встретилось. И вот мы уже въезжаем в Борисполь. По левую руку промелькнул новейший терминал, торжественно открытый президентом. Пустой, не используемый. Открыть - открыли, шумиху нужную обеспечили, а ввести в эксплуатацию - не ввели. Но красивый, конечно, ничего не скажешь.
Поставив машину и нагрузившись вещами, мы бодро промаршировали в "родной" терминал. Вокруг всё было ухожено и убрано. Тут и раньше не наблюдалось мусора или нелицеприятных картин, всё же - воздушные ворота Украины. Но сейчас так вообще - Европа, блин.
Это хорошо, что мы приехали раньше отлёта на два часа. Так и нужно. Ибо очереди всё же большие. И всего два "принимающих". Где-то сидят "принимающие" таможенники, скучают, туда когда-никогда подойдёт кто-то вальяжно, его обслужат... У нас же очередина, двое ну никак не справляются, а на помощь им никого не дают. Я считаю, это большой недочёт у наших. Причём, одна очередь - для "бизнес-класса" и только для него, а вторая - для "эконом". То есть на львиную долю "отбывающих" всего одна "пропускающая". Это как-то... дико, что ли.
В очереди на сдачу багажа (предварительно упаковав его в плёнку) стояли целый час, а ведь потом ещё таможня, а потом проверка на жидкие всякие и металлические предметы в ручной клади и одежде. Правда, через рамку пролетели почти не задержавшись. Недопитая вода - в мусорный бак, ремни долой, ключи и часы долой, мелочь вынуть, мобилу вынуть, ноут достать... И через рамку - вперёд к уже проверенным вещам. Тут люди работали быстро, но без спешки, без суеты.
И вот он - Дьюти-фри. Ну, думали мы с шефом, тут уж можно хоть чуть-чуть расслабиться, отойти от беготни и спешки. Шеф хотел, пока суть да дело, отправить письма по инету. Да не тут-то было! Посадку на рейс уже объявили! Хотя до реального отправления было больше получаса. Что делать? Пришлось идти. Опять же, сперва пропустив бизнес-класс.
Автобус доставил нас к Боингу, который готовился к вылету в Брюссель. То да сё, неспешная посадка. А солнце жарит! А рёв стоит!
Бешеная, но налаженная суматоха. Вот выруливает на взлётно-посадочную полосу самолёт. Вот ждёт своей очереди другой, громогласно "разводя пары". Вот куда-то спешит самобеглая тележка, транспортирует вещи пассажиров. Едет, мигая проблесковыми маячками заправщик. Трапы спешат к приземлившемуся самолёту. Ловко маневрируя, несётся легковушка с логотипами аэропорта, подвозя припозднившегося пассажира. Куда-то спешит машина охраны. Всё налажено, без суеты. Научились, что ли? Или всегда умели?
Стюардессы, конечно, красавицы. Приветствовали на родном языке, улыбаются. Вещи мы растасовали по багажным отделениям, причём так получилось, что увы, ноут оказался заваленный чужими вещами. Так что пришлось довольствоваться "Дэвидом Копперфильдом" Чарльза Диккенса, что взял с собой в поездку. Хорошо хоть фотоаппарат оказался под рукой.
У меня место оказалось у окошка, что, несомненно, радовало. Люблю сидеть у окна в самолёте. Уж слишком красиво в небе.
Пока самолёт "разогревался", пока догружали багаж, к трапу всё подъезжали и подъезжали аэропортовские такси, подвозя припознившихся. Да, в принципе, пришли-то люди, видать, вовремя. Просто посадку начали уж слишком рано. Постепенно пустых мест в салоне становилось всё меньше. В рейс самолёт отправился, заполненным процентов на 90-95, не меньше.
Но вот и мы выруливаем на взлётно-посадочную полосу, вот разгоняемся... мягко отталкиваемся от земли. В ушах тут же пробка, земля стремительно проваливается вниз, поля и дома скукоживаются до игрушечных размеров. Гул стоит страшный, самолёт набирает высоту, и вот внизу Днепр уже не великая река, а всего лишь блестящая распушившаяся протоками верёвка. Всё вверх и вверх, и всё, что внизу, уже не так стремительно уменьшается. Периодически в глаз встряют солнечные зайчики с земли. Словно приветы с поверхности. Однако же как удивительно! Это же какое нужно стечение обстоятельств, чтобы солнечный луч отразился от поверхности и влетел прямо в иллюминатор пролетающего на большой скорости самолёта? А они отражаются и попадают! Десятками!
Пушистые ватные облака, солнце жарит, а ведь за окном - уже около нуля градусов, как сообщает нам торопливой скороговоркой пилот.
И вот уже можно расстегнуть пояса, сходить в туалет или заказать скотча.
Лететь три часа было бы безмерно скучно, если бы не место у окна. Облака, где мелкими группами, а где и сплошным ковром, проплывали под крылом самолёта, и смотреть на ничуть не повторяющиеся пушистые замки, дороги и горы, было ничуть не скучно. Природа и фантазия вместе лепили из бело-синего великолепия невообразимые по красоте фигуры. Вот величественный замок на горе, а к нему ведёт извилистая дорога. А вот цунами сорокаметровой волной подступает к ничего не подозревающему коттеджному городку, чтобы смести его с... неба. А вон вспарывает фантазию самый что ни на есть реальный самолёт, оставляя за собой быстро рассасывающийся белый след.
Я щёлкал фотоаппаратом, пока не надоело, а ведь нажать на кнопку снимка хотелось постоянно: природа подбрасывала одну красоту за другой.
Само окно, кстати, состоит из двух пластиковых толстых пластин. Внешняя - испещрена тонкими царапинами. То ли кристаллы льда взрезывают пластик, то ли мелкие метеориты стараются.
А вот ещё что интересно: начиная с Западной Украины под самолётом было практически постоянно облачно. Редко-редко сквозь просветы белого моря виднелась земля. И вот она - земля - была в голубой дымке!
Разнесли обед, напитки. Потом прошлись с ящиком "Воздушного магазина". В общем, всё как обычно, без, слава Богу, эксцессов или неожиданностей.
Не заметил, как прилетели, ей-ей. Думал, ещё часа полтора болтаться в воздухе, а глядь - идём на снижение. Вспарываем слой облаков, и вот уже под нами аккуратные коттеджные городки, паутина дорог, по которым сначала снуют лишь точки, потом - букашки, и вот уже можно различить и автомобили. Разлинеенные поля, фермы, сёла и посёлки. Всё такое игрушечное с высоты. Но вот мы разворачиваемся, и буквально вываливается сбоку громадный город. Брюссель. Издалека виден Атомиум Брюсселя, возносятся ввысь костёлы, игрушечные домики поражают разнообразием.
Сели, опять же, мягко. Надо отдать должное экипажу самолёта: обслуживали они хорошо, воздушный корабль действовал безупречно. В общем, плавайте поездами Аэрофлота!
Никакого волнения и внутреннего трепета нынешний прилёт уже не вызвал. Может, потому, что уже в третий раз. Может, потому, что повзрослел, и всё необычное и непривычное уже, к сожалению, не вызывает внутренних восторгов. А может, потому, что в этот раз я был не один, а с шефом. Который, не в пример мне, опытен в таких полётах. Каждый год и в Бельгию, и в другие страны летает.
Он, кстати, мне очень помог в аэропорту Брюсселя, когда мы проходили таможню. Спрашивает меня: "Как будешь отвечать, с какой целью визит?" Я ему: "Скажу, мол, по работе приехал". "Что ты! - отвечает он. - Ни в коем разе так не говори! Иначе задержат на часы до выяснения обстоятельств, а то и в местную каталажку на время оформят. "По работе" - это значит, что ты можешь быть каким-то рабочим, фермером, к кому-то приехал зарабатывать. Ни в коем случае! Говори: "Technical Meeting", а я буду рядом и если что - подскажу". Ну, ок. Подошла очередь, двигающаяся, кстати, не в пример нашей, быстро. Таможенник покрутил мой загранпаспорт, спросил-таки, с какой целью визит, непонятно тянет. Я ему ответил, как с шефом договаривались, а таможенник всё не ставит штамп. Спрашивает, мол, сам приехал или с кем-то? Тут шеф подскочил, грит, вместе мы. И только тогда таможенник пропустил. Не пойму, что я, такой подозрительный тип, что ли?
Ну да ладно, главное прошли. С вещами тоже ничего не произошло. Прошли в главный зал для встречающих, сразу заметили таксиста, что нас дожидался, по написанной на обрывке бумажки названию нашей фирмы. Но - нам нужна была связь! Сейчас, в мир теле- и инет-коммуникаций, без постоянной связи с миром - никак и никуда! Звякнул вот жене с мобилы, так вместо 65 гривен на счету осталась неполная двадцатка. С такими ценами даже во второй раз не позвонишь. Надо местную связь. А шеф хотел не только связь, но и доступ в инет - работа всё же никуда не отпускает, невзирая на то, где ты и чем занимаешься.
В аэропорте всё есть, достаточно оглянуться повнимательнее. Через минуту мы отыскали магазинчик, предоставляющий нужные нам услуги и товары. Шефу долго настраивали его планшетный компьютер, а мне всего-то и нужна была симка с пополнением. К слову сказать, хоть по нашим меркам связь там и дорогая - всего лишь позвонить уже минус евро - но я так и не выговорил всю карточку, а пополнение осталось нераспечатанным. Вот так деньги из собственного кошелька заставляют быть корректным и говорить только по существу. В деловых разговорах, согласен, это только плюс, а вот в разговорах между любимыми - жирный минус.
Зато мы были со связью.
С аэропорта мы поехали прямо на фирму. С вещами, не переодеваясь и т.д. С Брюсселя в пригород Антверпена. Ехали больше часа, но время зря не теряли. Разбирались с новой связью, шеф отправил-таки до сих пор не отправленные письма. Обсуждали увиденное и то, что нам предстоит.
Хотелось бы рассказать о дорожной разметке Бельгии. Она... чтобы восхищённо не матюкаться - изумительная! Полосы разметки нанесены достаточно широкими полосами, не затёртыми и окончательно не разрушившимися от времени: их, судя по многочисленным мелким дорожным работам, часто подновляют. Всевозможные островки безопасности, места парковки, предупреждающие близкий поворот или указания сужение дороги - опять же, вырисованы заботливо, добротно. Здесь много велосипедистов, и для них везде есть велосипедные дорожки. Бывает, эти дорожки даже шире пешеходных тротуаров. На дороге велосипедные дорожки выделены цветом - они посыпаны красным гравием или сделаны из асфальта с буро-красным красителем, так, что водитель легко заметит, где именно должны ехать велосипедисты и не должны - автомобили. Отделяют велосипедные дорожки от автомобилей - сплошная полоса, то есть пересекать запрещено. Уважают, не то, что у нас. В городах, кстати, чаще всего велосипедные дорожки выложены красной плиткой.
Очень много тут знаков, и не только дорожных, а указателей, предупреждающих или напоминающих. Например, здесь через каждые несколько километров вдоль трасс установлены специальные телефоны для того, чтобы поломавшийся автомобилист смог вызвать техслужбу. Ну так вот о таких телефонах заранее предупреждают знаки: "Через два километра телефон", потом через километр, пятьсот метров, триста и так до самого телефона... А потом снова. Так же предупреждают о местах, где автомобилю разрешено съехать в "карман безопасности", ведь вдоль всех междугородних трасс "сплошная" отделяет шоссе от придорожной зелени. В городах тоже куда ни плюнь - знаки, лежачие полицейские, разметка. Дорожные работы - а их просто дофига там ведётся, везде! - обозначены специальными знаками, причём очень издалека, со световым сопровождением, с ограничительными сетками и т.д. Не то, что у нас - какая-нибудь палка с красной тряпкой на ней. Почти везде, где не хотят, чтобы парковались, дорогу от газонов или тротуаров отделяют ряды бетонных надолбов или "ядер", вкопанных наполовину в землю. Ни проедешь, ни разрушишь. Ни припаркуешься.
И вот что интересно - в городах, по моему мнению, улицы невероятно узки, машины едут навстречу, как кажется, буквально впритык, дороги изгибаются под невероятными углами, переплетаются, ведут чёрт знает куда. Несведущему заблудиться в хитросплетении дорог, дорожек, разметки, указателей и знаков - проще простого. Это с точки зрения пешехода, а не автолюбителя сказано. Ибо через несколько дней, когда мы поехали сами на машине в Остенде, что за 150км от точки выезда, спокойно по указателям к нему и приехали. Ну так вот. Городские дороги тут размечены обильно, но в то же время - узки, неприемлемо малы по нашим меркам. Но ДТП там крайне редки. Потому что водители соблюдают правила дорожного движения. Сказано, мол, скорость не выше 60 км/ч - никто и не превышает. А потому что камер полиции там тоже дофига. Превысил - сфотографируют и пришлют тебе счёт такой, что в следующий раз очень хорошо подумаешь, стоит ли того превышение скорости?! Сказано, мол, нельзя тут парковаться - будьте уверены, не припаркуется. Ибо очень скоро в неположенном месте припаркованную машину заботливо заберёт полиция на штраф-стоянку, и вновь - большущий штраф.
Наверное, именно из-за этого - того, что водители соблюдают правила дорожного движения, и ДТП там редки, и пробок почти нет. За всё то время, что мы там были, мы разок лишь попали в пробку. Если считать пробкой тянучку на пару километров, в которой мы передвигались со скоростью трусцой бегущего человека.
Частенько междугородние дороги с обеих сторон зажаты высоченными заборами. В три-пять метров высотой, причём как простые прямоугольные, так и волнообразные, словно набежавшая волна остановилась в полёте. Кажется, такие заборы отделяют частные владения от всякой пыли с трасс и т.д. Иногда в этих заборах виднеются двери. В городках же и посёлках междугородние трассы отделяет от всего остального живые изгороди. Чаще всего параллельно междугородним трассам за забором и узкой аллеей тянется другая дорога, для местных и велосипедистов. Через равные промежутки через трассу переброшены пешеходные и автомобильные дороги.
В общем, транспортная паутина там выплетена добротная и обслуживается как часы.
Долго ли коротко, а приехали мы на нашу фирму.
Последний раз я здесь был пять лет назад, и с тех пор тут много чего изменилось. Например, бывший на территории Frisomat'a партнёрский завод по переработке древесины нынче перешёл в нашу, так сказать, собственность. Завод переехал в другое место, а бывшее его помещение реконструировали под лабораторный корпус и новейший двухэтажный конференц-зал. Там, в конференц-зале, мы и проводили почти всё рабочее время в этой поездке.
Встретил нас один из организаторов встречи - Люк. Поприветствовал, указал, куда идти.
Промаршировали по металлическим мосткам через каскадный фонтан, поднялись на второй этаж... И вот она вся компания. Бельгийцы, болгары, румыны, поляки, португальцы. Цвет инженерии фирмы.
На втором этаже был устроен большой зал, в котором расставлены круглые высокие и прямоугольные низкие столики. На прямоугольных - подносы с бутербродами, всякие напитки стоят, кофейники. Тут как бы лёгкий закусон, можно когда угодно подкрепиться.
Тут же - журнальные столики с диванами, полностью стеклянные стены. Здесь обычно происходят встречи с заказчиками.
Казалось, нас все только и ждали. Не успели мы со всеми поздороваться, как компания потянулась к коридору, а оттуда - по наклонному пандусу на первый этаж и далее - непосредственно в конференц-зал. Оказывается, мы прибыли аккурат к началу "Technical Meeting", так вот получилось забавно.
От вкуснейшего запаха бутербродов заурчало в животе - последний раз ели в самолёте, да и там мало, а это было часа четыре назад. Но некогда, некогда. Только и успели с шефом заглотнуть по бутеру, запить, обжигаясь, кофе - и мы поспешили за другими.
В высоком конференц-зале стояли рядками стулья со специальными откидными подставками. На подставку можно было положить ноут, папку с документами, да просто писать что-то на ней. Удобная штука.
Ну, как водится, сцена, большой экран, на который из проектора транслируется рабочий стол подключённого компьютера. В дальнейшем доклады так и велись - подключался ноут или компьютер, лазерная указка, пульт управления, переключающий изображения сделанных презентаций. Беспроводной наушник-микрофон. Всё очень удобно.
Рассаживаясь, приветствовали знакомых. Встретил Аньку, инженера с Португалии, с которой не виделся семь лет. Она меня даже не узнала поначалу, настолько я изменился. Ну да, тогда был студенческой глистой, а нынче - колобок. Челмокнулись трижды. Посмеялись, пообсуждали мой излишний вес. Хотя, честно говоря, все знакомые изменились, и далеко не все - в лучшую сторону. Анька тоже покрупнела, хотя и не потеряла своей привлекательности. Высоченный Стефан не прибавил на лысой голове волос, а вот глаза его ещё больше запали. Томас, который нынче курирует наше отделение компании, обильно посеребрил виски. Ну, понятно, дети, волнения. Кристи, румын-весельчак пять лет назад, нынче стал степенным господином с испещрённым морщинами лицом... В общем, с годами мы не становимся краше. Впрочем, были в этой поездке и исключения. Например, Изабелла, инженер-конструктор, когда я её видел в последний раз, пять лет назад, она была беременна, опухшая и т.д. Сейчас же это была очень симпатичная молодая женщина. Как по мне, в Бельгии не много симпатичных девушек, по крайней мере, красивых я не видел. Но Изабелла стала приятным исключением.
В общем, расселись, нам раздали по толстенной папке, в которой были собраны все материалы конференции. А также записные книжки, ручки и флэшки с электронной версией конференции. Основательно подготовились, ничего не скажешь.
Ну и понеслось. Доклады, обмен мнениями, презентации.
Все доклады, по крайней мере в этот день, были только на английском языке. Язык универсальный для общения, но, как я в дальнейшем убедился, для нашей фирмы одного его знать недостаточно. Если б ещё и французский знать - тогда вообще хорошо. Я практически всё понимал, что говорили, а что недопонимал, логически достраивал из графических материалов и задавая наводящие вопросы. Быстро устал. Ведь здесь постоянно и с хорошим напряжением работала голова: полученную информацию на английском нужно было перевести на русский, осознать, переработать. А тут уже новая порция информации. Иногда у меня возникали вопросы, и я их тут же внутри начинал выстраивать, а это обратный процесс - русские фразы переводятся в английские и вылепливается блок вопроса. Но вдруг вопрос отпадал или повествование убегало далеко вперёд, и уместность вопроса уже ставилось под сомнение. Под конец этого дня заметил за собой, что на вопрос шефа, заданный мне на русском, я внутри сочиняю ответ на русском, автоматически его уже перевожу на английский, осознаю промах, внутренне чертыхаюсь, вновь перевожу (!!!) на русский и отвечаю.
В общем, постоянное напряжение. Это понимали и устроители конференции, потому через каждые полтора часа делались пятнадцатиминутные перерывы. Мы могли просто отдохнуть, сходить в туалет, обсудить что-то, уточнить или же устроить "кофе брейк", благо, на втором этаже, как я уже говорил, постоянно стояли кофейники, лежал бельгийский шоколад, бутерброды, стояли напитки.
Но вот подошло время окончания. К слову сказать, конференция длилась дольше, чем трудовой день в Бельгии. Обычно у них начинается трудовой день в восемь утра и заканчивается в пять вечера. В четверть шестого вряд ли кого можно встретить на рабочем месте. Сверхурочные тут не приветствуются, ибо стоят достаточно дорого. А у нас трудовой день начинался в четверть девятого утра (на следующий день), а заканчивался около семи вечера. Да, не успевали разобрать всё, что намечено по плану, в срок, а потому добровольно все засиживались на столько, сколько нужно было, чтобы разобрать всё намеченное.
В общем, "с чувством выполненного долга", уставшие, но довольные, мы потянулись к выходу.
Вещи с аэропорта, даже не распакованные от плёнки, всё так же лежали в комнате, куда мы с шефом их бросили. Подхватив их, мы отправились к автостоянке фирмы.
Шефу выделили машину. У него есть права международные, он знает окрестности, так что выбор Филиппа Соммерса, замглавы фирмы и одного из её организаторов, пал именно на шефа. С одной стороны - хорошо: колёса, независимость, полный бак и так далее. Но с другой - особо не расслабишься, то бишь после того, как выпил, не сядешь за руль. Впрочем, к организации "попоек" руководство фирмы подошло с умом: почти всё время, что мы там отдыхали, банкеты проводились в непосредственной близости от гостиницы. Оставляешь на подземной стоянке у самого отеля до утра машину - и расслабляешься со всеми, а утром она под боком. Но вот тут второй минус. Платить за стоянку приходилось временному владельцу из собственного кармана. Немного, но всё равно... царапает что-то.
В любом случае, транспорт добраться до временной стоянки - отеля Ibis, который располагался почти в центре Антверпена, у нас был. За каждым авто закреплялась группа приезжих, превращавшихся в пассажиров. В нашей вот были два украинца - мы с шефом - и трое румын.
Итак, вещи уложены, в голове ещё гудит от напиханной туда информации, ремни пристёгнуты, направление известно. Едем.
Я безразлично смотрел на проплывающие мимо пейзажи и вереницы красивых домов пригорода. То индивидуальные шикарные замки, то улицы двух- трёхэтажных особняков, прилепившихся друг к другу фасадами. Один на другой нисколько не похож, индивидуальность и отличие - фишка таких улиц, визитная карточка Западной Европы.
Было не жарко и не холодно. Просто идеально. Температура градусов 20, не больше, но к вечеру ожидалось похолодание. Накрапывал дождик, небо хмурилось. Но деревья всё так же, как и у нас, зелены, хоть и не все угадываемой формы. И цветы всё так же пестры, хоть и не все очертания на родине видел.
Попетляли по пригородным улочкам, потом незримо так вкатили в главный город. Вот марокканские кварталы, и это видно сразу: по тротуарам идут в основном чернокожие. Шеф говорит, мол, вечером тут лучше не появляться. Опасные районы, мол. А вот еврейские кварталы пошли, и это тоже весьма явно видно. Подавляющее большинство прохожих - тру хасиды. Женщины с колясками в платочках, в юбках до пят, почти все - в чёрном. Зато мужчины и особенно дети - в белоснежных рубашках. Шапки эти мохнатые, пейсы у всех мужчин и пацанов. Большинство - на велосипедах. Антверпен - средоточие ювелиров-евреев. Так что такой концентрации их совсем не удивляюсь.
А вот и наш отель. Как я и говорил раньше, называется он Ibis. Опять же, как говорил раньше, расположен он почти в самом центре города. Во всяком случае, добирались до него мы от ратуши буквально за двадцать минут. Наши уже почти все были тут. Как раз активно всем выдавали ключи. Система пропуска тут была электронная: дверь открывалась от индивидуального электронного ключа. Для меня это было внове, но, естественно, ничего необычного: фильмы иностранные я смотрю с юношества, и что такое "электронный замок", естественно, знаю.
В фойе отеля, естественно, был бар и, что обрадовало особо, большой плазменный экран. Всё же на следующий день наши играли, и это я пропустить ну никак не мог! По телику как раз шёл матч, и немногочисленные посетители как-то тихо болели. Один уже, правда, успел изрядно накидаться: его из-за столика вежливо, но настойчиво вытаскивала полиция. Двое полицейских были в белых рубашках и с синими пилотками. Рация, баллончик, наручники, пистолеты, резиновая дубинка, всё, что нужно. Пьяный, впрочем, не сопротивлялся.
Третий этаж, дверь почти в самом конце коридора. Зато пожарный выход под боком.
Номер небольшой, на одного или максимум для пары. Но в то же время там было всё, что могло потребоваться. Большая кровать, шкаф, стулья, стол, у каждого светильника - свой включатель. Окно завешено тяжёлыми красными портьерами. Снаружи - кусок внутреннего двора гостиницы, выложенный плиткой, с фонарями, маленьким парком и лавочками. И стена рядом стоящего здания, вся увитая виноградом. Отдельный вход в санитарный блок. Душ, унитаз, все дела. Махровые полотенца, шампуни и мыла в индивидуальных упаковках.
На ресепшене говорили, что в здании гостиницы - вай-фай, а на самом же деле, как выяснил сегодня же ночью, Интернет работает только для гостиничной сети Антверпена, а всё остальное эта внутренняя сеть считает "подозрительным" - и туда не пускает. Впрочем, через 3G-модем - без проблем. Зато 50 каналов по телеку. Вот и список в отдельной брошюрке. Плюс 20 - платных. Пять из них - "для взрослых". Платные - 10-15 евро в сутки. Покупаешь отдельно в фойе у сотрудников какую-то фигнюшку, вставляешь в пульт телевизора - и вуаля.
Впрочем, большинство из только что приведенного я осознал позже. На следующий день или вечером. Сейчас же у меня было мало времени на знакомство с закоулками номера. Нам дали всего полчаса на сборы. Через полчаса мы должны были подтянуться к ресторанчику прямо на площади у гостиницы. Потому я только спехом раскидал вещи, быстро принял душ, переоделся (кстати, там фен для сушки волос специально есть), да и пошёл вниз наших выискивать. Тут же в фойе наткнулся на Аньку и болгар, пошли неспешно вместе на улицу.
Что-то никто не вспомнил название ресторана, в котором должны были заседать, так что решили не спеша обойти по периметру площадь и найти наших. Получилось, кстати, забавно. Мы пошли против часовой стрелки, и обошли действительно всю площадь, а если бы пошли по - то тут же на наших наткнулись бы.
Сама площадь как-то странно построена. Можно сказать, что она состоит из двух частей. Наполовину площадь занята эдаким подобием индивидуального сада, а то и садового участка: по периметру она загорожена неким подобием деревянного заборчика, есть разделения и внутри. Впрочем, в двух-трёх местах в этот участок есть входы, а внутри можно найти и лавочки. Сад состоит из маленьких ещё деревцев и редко посаженных рядами цветов. Не знаю, что у них за мода выращивать сады, но как по мне, так густая трава и плотные цветники всё же лучше. В саду практически никого не было, я даже подумал, что он закрыт для посетителей, но нет. И в этот день, и в последующие по саду гуляли мамы с колясками, молодые парочки.
Вторая часть площади представляла из себя большущий навес, примыкающий к современному зданию, вероятно, какому-то общественному центру. Под этим зданием как раз была несколькоуровневая подземная стоянка, куда наши все загнали машины. На верхние этажи вели несколько монструозных длиннющих лестниц. Ни разу не видел, чтобы по ним ходили. Зато всё пространство под навесом (вздымающемся, кстати, метров на пятнадцать-двадцать) вовсю эксплуатировалось молодёжью. Там собирались скейтбордисты, неформалы, панки, любители роликов и горных велосипедов. Конфликтов меж ними не видел, да и вели себя они как-то... цивилизованно, что ли. Не орали пьяных песен, не приставали к прохожим.
Было уже часов полдевятого, но темнеть и не думало. Я вообще удивился - часов в десять вечера там так же светло, как и у нас в восемь. Не знаю, почему так, но вот так получалось.
Наши все сидели на открытом воздухе и потягивали из бокалов пивко. К компании, которую наблюдал на "митинге" прибавилось ещё несколько человек. Впоследствии мы познакомились. Двое были из Прибалтики. Один, лет пятидесяти с небольшим, знал и общался на русском, второй - молодой - как раз наоборот, принципиально не понимал и не общался на русском, а только на английском. У нас как-то образовался русскоговорящий сектор: я с шефом, Томас (словак по национальности, давно живёт в Бельгии, но знает и общается на русском), болгары, которые по-русски хоть не говорили, но понимали, и прибалты. Мы травили байки, говорили на разные темы, дружески подкалывали один другого, постоянно взрывались смехом. Меж нами совершенно не было никаких границ. И это безмерно радовало.
Мы с Франсуа чуток повспоминали прошлое, как он возил меня с Анькой по Антверпену, как сидели в "Хорте", как пили вместе бельгийское пиво. Я его обрадовал тем фактом (и это действительно факт!), что после моей первой поездки в Бельгию для меня наилучшим пивом стало именно бельгийское. Например, "Duvel". Тут меня Франсуа спрашивает, мол, а ты знаешь, что такое "Duvel", как переводится? Причём спросил он меня каким-то трагическим голосом. А я почему-то тогда ещё, семь лет назад, в голову себе вбил, что "Дювел" - это по ихнему, по-бусурмански, значит, "двойное". Вот как у нас есть "светлое", "полутёмное", "тёмное", то у них, значит, "Дювел" - двойное, то бишь полутёмное, "Triple" - тройное", то есть тёмное, а "Quadriple" - четверное, то есть супертёмное. От чего я так решил, и сам не знаю. Ведь есть же у них определения "Light", то есть именно "светлое". И есть "Dark", то есть именно "тёмное". А я вот вбил себе в голову, что "Дювел" и далее по тексту - двойное, тройное... Может быть, просто по вкусу... не помню уже. В общем, перевод оказался совсем не такой. "Дювел" переводилось как "дьявол". Я не знал этого, лишь хмыкнул в ответ.
Я уж было разочаровался и подумал, что вот так вот мы и будем сидеть в тесноте да не в обиде за столиком, потягивая пиво (бельгийское, вкуснющее, но ведь только пиво же!) и общаясь "без галстуков". Но вот нас пригласили внутрь ресторанчика, в котором всё это время просто накрывали большущий стол. Мы расселись - и понеслось!
Описывать, что там дальше происходило, неинтересно, ибо такое - везде и везде похоже. Разве что вот в один момент созрел разговор про Украину, про расизм на Украине и политзаключённых. В общем, тогда на ВВС крутили очерняющие Украину ролики. Мол, не едьте, люди, на Чемпионат Европы в Украину, ибо вас там убьют, надругаются, и так далее. Результат общеизвестен. Да, эти ролики и это нагнетание демонической атмосферы значительно сократило возможное количество туристов к нам, но приехавшие увидели разительное отличие между тем, что им на уши вешали и тем, что на самом деле в Украине. Все помнят оглушительный моральный успех Украины и севших в лужу "бибисишников". Но это было потом. Мы-то знали, что ролики ВВС - заказуха, но что они там, в Европах, иного могли тогда подумать? А тут вот я. Очевидец, так сказать. Меня и спросили, мол, правда? И я толкнул длинную, эмоциональную речь о том, что в роликах ВВС - неправда, что у нас всё совсем не так чёрно и плохо, как показывают. Что Юля Тимошенко не такая святая, как они думают. И так далее, и тому подобное. Когда я закончил, весь стол смотрел на меня, хехе.
Сидели мы долго. Часов эдак до одиннадцати вечера. А потом начали расползаться кто куда. Отель - вот он, под боком, два шага сделай. Бельгийцы же разъезжались по домам.
А тут возьми и предложи мне шеф, мол, я не хочу в отель, пошли, пройдёмся по улицам Антверпена. Да разве ж я против?! Конечно, за!
И мы пошли.
По пустынным в ночи улицам мало кто ходил, но ходили! Больше того - до сих пор ходил общественный транспорт! Трамваи, например. Не зря их редкие прохожие ждали на остановках.
Неоновые вывески, низкие уличные фонари (кстати, питающиеся днём от солнечных батарей, а ночью расходующие накопленную энергию) освещают улицы и рекламы. Большущий политический плакат, а у кандидата нос замалёван красной краской. Мы даже подумали, что он изначально так и шёл - с клоунским носом, но нет: через пару дней мы увидели "оригинал" без красной нашлёпки на носу.
Путь наш лежал в центр, к ратуше. Шеф вёл по памяти - и не ошибся. Вот памятник оторванной руке, от которой пошло название города. Когда-то, семь лет назад, я тут фотографировался. Попробовал и сейчас. В ночи, правда, ничего не получилось. А вот показались и хорошо освещённые центральный собор и ратуша. Исторический центр. Здесь всё ещё людно. Многочисленные кафе наполовину заполнены. Кучками стоят и бродят группы молодых людей с национальной символикой. По-моему, испанцы. Их сборная играла. И, кажись, выиграла. Болельщики рады, поют песни и пьют пиво. Рядом почти незаметно стоят наряды полиции. Блюдут.
Всё очень хорошо освещено, всё так же щёлкают фотоаппараты туристов, запечатлевая друг друга на фоне исторических памятников.
Многие исторические здания имеют интересную особенность: у них многочисленные флагштоки, на которых полощутся флаги. Без труда нахожу украинские, улыбаюсь. Кстати, семь лет назад украинских флагов я что-то не замечал. То ли Евро 2012 тому виной, то ли уже более-менее признают за страну Европы. Это не может не радовать.
Поприветствовав старых знакомых: костёл, ратушу, памятник Рубенсу - идём дальше и дальше. По улицам и улочкам, петляя по узким, ещё средневековым, или переходя по зебре на современные городские. Смешение старого и нового поражает. Вот явно старое здание, века эдак 15-16-го, с характерной архитектурой Эпохи Возрождения. А вот прилепился к нему дом, построенный ну никак не раньше начала века прошлого. А вот верхние этажи - средневековье, а на первом - современное кафе со стеклянной витриной.
Пустуют кафе, из которых уже ушли последние посетители. Столы, стулья или кресла - всё стоит на своих местах. Никому не приходит в голову заносить их в помещение. Охранников не видно. Значит, просто не тянут. Иные кафе и особенно - пабы - работают. Оттуда доносится гул голосов, кто-то поёт песни. По улицам ходят люди всех возрастов, национальностей и цветов кожи. Общаются на своём, кричат приветствия. Мы отвечаем по-украински. "Будьмо!" - кричу я на приветственный возглас весёлого испанца. Мы друг друга поняли, мы улыбаемся. Хорошо!
Частенько на пересечении улиц на самых углах здания на высоте второго-третьего этажей стоят странные... скульптуры, что ли. Вырезанные из мрамора или дерева фигуры Иисуса Христа или Девы Марии. Обязательно хорошо освещены. Обязательно под навесом, под крестом. Зачем такое? Не знаю. Наверное, у католиков так принято.
Вышли на берег реки Шильды, на которой стоит Антверпен. Противоположный берег искрится огнями. По реке туда-сюда снуют баржи. Полные или пустые. Полные - палуба почти вровень с водой, пустые - палуба метров на пять возвышается над водой. Шеф рассказывает мне о море, о парусах, о навигации. Он - яхтсмен, он живёт морем, он много об этом знает. Интересно.
Дышится легко.
Но надо возвращаться в номер, ведь завтра - очень трудный день, а на дворе уже заполночь. И вот мы вновь идём вдоль набережной, а потом ныряем в хитросплетение антверпенских улочек. Неожиданно натыкаюсь на музей Рубенса. Я тут был семь лет назад! А через несколько десятков метров - ресторан "Хорта", в котором нас с Анькой угощал Франсуа всё те же семь лет назад. Через пару минут мы выходим на площадь у нашего отеля. Оказывается, и "Хорта", и музей Рубенса буквально под боком.
В номере я ещё умудрился прочитать несколько работ конкурса БД-12, судьёй которого в тот момент был, безуспешно попытался выйти в Интернет, повтыкал в телевизор - и завалился дрыхнуть.
Так прошёл первый день поездки в Бельгию.
День второй
Спал я ужасно.
Дело в том, что одеяло в номере - тёплое, а обычной простыни или более тонкого одеяла, чтобы укрываться, у них почему-то нет. Не знаю, может быть и можно было среди ночи позвонить на ресепшн и попытаться объяснить проблему, мол, очень жарко, невозможно спать! Но я не звонил. А зря, наверное.
Как вы уже догадались, спал я плохо из-за жары. Сам виноват, что говорить: мог бы кондишен включить. А не включил. Потому и маялся. То накроюсь - жарко! - то раскроюсь - холодно! Ужасно...
Но утренний душ вернул мне бодрость. На время.
Перед поездкой на фирму нужно было ещё позавтракать. Покушать с утра можно было в фойе гостиницы. Причём это - завтрак - входит в стоимость номера. Часть фойе сразу за баром отделена именно для завтрака. Стоят столики, у столиков - стулья, диваны. Всё цивильно.
Еду нужно брать самому. Завтрак организован по типу "шведский стол", но тут просто громадный этот "стол", раньше я такого вообще не встречал. Тут действительно было ВСЁ. Колбасы, ветчины, сыры - десятки сортов, нарезки. Масла, причём совершенно разные от сливочного до шоколадного. Овощи и фрукты. Яйца разные - от перепёлиных до утиных - как сырые, так и разной готовки - всмятку, "в мешочек", яичница. На горелке стоит кастрюля, там постоянно на тихом огне кипит вода. У кастрюли - специальные яйцедержалки и сырые яйца. Подходи, выбирай, вари на свой вкус. Мюсли, хлопья, молоко. Каши. Хлеб и булки. Горячие супы. Мёд, джем, шоколад и йогурты. И т.д., и т.п. Чай, кофе, горячий шоколад.
Подходи, бери, сколько влезет и ешь.
Только спрашивают, мол, с какого ты номера, милок. Говоришь им - они отмечают. Я в первый раз полез доставать электронный ключ, мол, да, я тут живу, всё норм, вот номер, вот ключ. Но потом гляжу - а никто и не показывает, а ни у кого и не спрашивают. Странно. Неужели никто левый с улицы сюда вот так вот не может зайти и наврать, что он у них живёт, назвав любой номер?
Ну да ладно.
Ем с утра я обычно мало. В Бельгии ограничивался парой самодельных сэндвичей. Один - из колбас и ветчин, второй - из сыров. Брал булочку, разрезал, мазал маслом и накладывал три-четыре вида колбасы или сыра. И всё. Так и ел. С утра обычно не очень охота есть, но ведь это бельгийские ветчины и сыры. Наши сейчас с ними могут поспорить в качестве и вкусе, да, но пока ещё не дотягивают, ой, не дотягивают.
На фирму ехали всё той же компанией - мы с шефом и румыны. Всего пятеро.
Капал мелкий дождик, небо затянулось серыми тучами, но в будущем обещал быть большой дождь. Всю дорогу я глазел на утреннюю Бельгию.
В большинстве своём улицы были пустынные. Если в центральных районах ещё наблюдалось достаточно интенсивное движение: школьники и студенты идут на учёбу, мамы ведут детей в детские частные садики, многие едут на работу в машинах, на велосипедах и общественном транспорте. Но ближе к окраине города и в пригородах - словно кто-то стирает мокрой тряпкой людей с улиц. Всё больше едут на работу, чем идут по улице. Ну, открывают магазины или разгружают товар. Это да. Но и всё.
Кстати, насчёт магазинов. И в прошлый раз мне это не очень-то нравилось, и в этот раз ничего не изменилось: здесь очень неудобные магазины. В них работающему человеку просто нереально скупиться. Просто потому, что они работают тогда же, когда работают все. И когда у всех рабочий день заканчивается, заканчивается он и у продавцов магазинов. Едешь на работу - магазины ещё закрыты. Едешь с работы - уже закрыты. Очень неудобно. Да, есть какие-то дежурные продуктовые, которые работают на пару-тройку часов дольше остальных. Есть крупные супермаркеты, которые работают ещё на пару часов дольше. Но нет круглосуточных. Нет дежурных аптек, негде купить гуляке пиво и так далее. Почему так? Всё очень просто. Магазинчики-то в основном частные, и хозяева тоже хотят иметь личную жизнь и так далее. Почему они не прогорают? Потому что в них всё же ходят. Пенсионеры. Домохозяйки. Туристы. А как живут простые рабочие и интеллигенция? Да как и большинство в мире, большинство - среднего класса. На выходных закупают продукты и всё, что нужно на неделю - и живут на это до следующей субботы.
Привык я к нашим круглосуточным гипермаркетам, ночным ларькам и тому, что всегда можно зайти с работы в магазин и купить всё, что угодно. Потому такой расклад, как в Бельгии, мне совсем не нравится.
Второй рабочий день был уже более предметен, что ли. Нас разбили на группы - "Начинающие" и "Опытные", и до обеда именно таким составом мы и занимались. Опытность определялась по тому, как долго мы являемся пользователями специальных расчётных программ нашей фирмы. Дело в том, что наша фирма стояла у истоков и одна из первых начала строить быстровозводимые модульные здания из холоднокатаных конструкций... впрочем, это всё неважно, а важно то, что у нас свой софт по расчёту конструкций. Первым делом, как я стал инженером на фирме, изучал этот софт, и первая командировка в Бельгию была связана именно с этим - адаптация украинских строительных норм и правил к расчётному комплексу фирмы и обучение работы с ним. Теперь же, спустя семь лет, я, конечно же, был определён в группу "Опытные".
Программный комплекс всё ещё развивается и прогрессирует. Как и компания, и приёмы монтажа, и новые типы зданий... впрочем, опять меня не туда понесло.
В общем, первое, что мы в этот день проходили - новые заморочки и возможности программного комплекса. Было довольно интересно и познавательно.
Во второй части "марлезонского балета" была намечена экскурсия по заводу и научно-испытательному центру компании. По заводу, где производится большинство компонентов наших здания, меня уже пару раз водили в предыдущих командировках. Так что ничего откровенно нового я для себя не увидел. Разве что открытием для меня стал тот факт, что обеспечением электроэнергии для работы завода занимаются теперь... солнечные батареи, которыми укрыли всю кровлю большущего завода. И пусть не всегда тут солнечно, но и в не совсем солнечные дни энергия каким-то образом накапливается и используется. Что тут уж говорить о солнечных днях! Почти всегда, кстати, энергии - с избытком, и её перегоняют в городские трансляторы. При этом - заметьте - фирма совершенно не платит за электроэнергию (она, получается, своя) и ещё имеет скидки и субсидии от города на другие ЖКХ услуги.
Ах да, что из нового ещё было, так это то, что экскурсия проводилась при помощи специальных наушников и переговорного устройства. На заводе довольно шумно, и чтобы гид, обязанности которого исполнял долговязый Стефан, не надрывал голос и чтобы мы его слышали, каждому выдали беспроводные наушники. Стефан, сам в наушниках, рассказывал в микрофон - и мы его все прекрасно слышали. А сними наушники - ничего не слышно, так там шумно было.
А вот исследовательский центр, честно говоря, поразил. В нём, как во всяком научном центре, были и презентационные участки помещения, было несколько стендов, где каждый день проходят испытание той или иной детали, а то и целой секции здания. Причём используются мобильные домкраты, многофункциональные измерительные приборы и - компьютерная техника. При нас провели испытания одной детали. Онлайн производилось считывание информации с экспериментального образца, строились графики и делались выводы.
Я в испытаниях образцов и экспериментах не новичок. Одно время пришлось работать в лабораториях Донбасской Государственной Академии Строительства и Архитектуры, начиная эдак с третьего курса. А потом магистратура, аспирантура... Потом и в Научно-Исследовательском Институте ПромстройНИИпроекта тоже в испытаниях был задействован. Но там мы в основном под большущими прессами жали бетонные кубы, кубики, призмы. Эти авралы с приготовлением образцов, эти сутки - а испытания проводились сутки, а порой и несколько дней, - когда мы то сонно зевая, то лихорадочно считывали информацию с тензометров и прогибометров. Да, было весело. И "весело".
Тут же - всё намного проще. С устройством стенда может справиться единственный человек, ну, максимум, пара. Для поднятия и переноски тяжестей - пожалуйста небольшой кран-тельфер. Испытывают-то в основном наши конструкции, а они не тяжелы: тонкостенная оцинкованная сталь.
В общем, я был впечатлён.
При этом, когда находится оптимальная форма и размеры детали, её долго, кропотливо испытывают сотни, много сотен раз - разные давления, нагрузки, сочетания их, режимы. Ведь эта деталь будет запускаться в производство и применяться по всему миру! Тут нужна точность, нужна абсолютная уверенность в том, что деталь - надёжна.
Что ещё больше всего запомнилось, так это проверка надёжности сварочных соединений. Некоторые самые важные детали всё же перед цинкованием соединяются при помощи сварки, а сваривает части деталей - робот. Постоянно производится контроль таких сварных мест, дабы не было флюсов, пустот, недосварки и т.д. Деталь тупо разрезают на части и смотрят в местах разреза, каково качество сварки. У нашей фирмы - похвастаюсь - соединения идеальные.
В общем, испытательный центр оправдал своё название. Надеюсь, в наших испытательных центрах нынче так же технологически подкованы.
После этих экскурсий и прогулок был обед. Обед на Frisomatе - это что-то особенного. Ничего такого - бутерброды, сладкое, чай и кофе, напитки и фрукты-овощи, но дело в другом. Длинный шведский стол, подходи, бери, что хочешь, и большая его часть уставлена подносами с бутербродами. Два подноса одного вида бутербродов, и только видов я насчитал более десятка. Тут тебе и банальные хлеб, масло, сыр. С кусочком солёного огурца и веткой укропа. Тут тебе и что-то необычное - на хлебе - самодельный соус из вареных яиц, майонеза, острых специй. И ветчины, колбасы. И разнообразные морепродукты. Я вот попробовал сэндвич с креветками - очень понравилось. В качестве хлеба - булки с ладонь длиной, разрезанные напополам. Большие, в общем. За прогулки мы нагоняли аппетит, запахи от сэндвичей стояли непередаваемые. В общем, к поглощению сэндвичей вся наша компания подошла более чем серьёзно. Хотелось попробовать ВСЁ. Но уже после четвёртого сэндвича желудок сказал: хватит! Компоненты для бутербродов делались явно не в фастфуде, а в каком-то местном ресторанчике... ну или фастфуды здесь намного вкусней.
В общем, накушался я изрядно, запил кофе, подхватил пару баночек фанты с собой - и спустился в конференц-зал.
Вторая часть этого длинного, самого длинного учебного дня, была очень информативна и совсем вам неинтересна. Скажу лишь, что закончили мы опять позже, чем нужно было: около семи вечера.
"Усталые, но довольные", вновь, по одному и группами мы выбирались наружу. Нам предстоял путь совсем не в гостиницу, а в боулинг. Наверное, то, что не предусматривался крюк в гостиницу, было вызвано тем, что сам боулинг был сравнительно рядом: в четверти часа езды от фирмы. Нас, впрочем, предупреждали заранее о том, что после окончания трудового дня мы едем в боулинг, так что морально я был к этому готов.
Впрочем, как посмотреть. Я ведь ни разу не был доселе в боулинге и совсем не умел играть в эту игру. Не потому не был, что у нас в Киеве боулингов нет - их очень много - а потому, что таких друзей, которые бы вытащили в боулинг, нет. В общем, как-то не приходилось сталкиваться. Шеф, правда, несколько раз уже был там, так что обещал научить азам... А что там этих "азов"? Прицеливайся - и кидай шар... Так я думал. Наивный, хехе.
Вновь расселись по машинам и покатили в боулинг.
Моросил мелкий дождь, серые свинцовые тучи висели так низко, что, казалось, подпрыгни повыше - и взлохматишь их подбрюшье. Серое небо, серая вода канала, а по воде плывёт до безобразия весёлые пароходик, сияющее белый с громадным жёлтым флагом. Какой-то компании яхта, наверное.
Проезжаем возле поистине огромного шоппинг-центра Вяйнегема, а тут же, через дорогу от него, частная земля. Поле, на поле - высокая трава, а в ней группками пасутся стройные кони, пёстрые коровы, лохматые овцы.
Ехали какими-то дебрями. Причём это я не про захолустье какое-то, наоборот, пригородная зона, всё застроено. Магазины (все закрыты), кафе (все открыты), частные дома, муниципальные здания. Много зелени и лужаек. Людей мало - дождь, да и вообще - вечер. Зато много велосипедистов, укрывшись плащами и дождевиками, спешат по своим делам. И машин много. Просто где мы ехали, что вокруг - совсем не понять. Какие-то указатели, какие-то мелкие дороги шириной в одну машину примыкают к трассе. Шеф пару раз порывался свернуть то в одну, то в другую, да вовремя осаживал. Искал известные только ему приметы. Наконец, свернули на дорогу, ничем, в принципе, не отличающуюся от десятков других таких же. И надо же - вырулили к автостоянке у здания с бросающейся в глаза вывеской боулинга. Никогда б не подумал, что в этом "кармане" домов, к которому ведёт узенькая дорога, может стоять столь громадный развлекательный центр. А он - боулинг - был-таки немаленький. Ну, кто бывал в такого рода заведениях, поймёт, о чём я.
На удивление, в самом боулинг-зале собралась уже почти вся наша компания. Не хватало только нас. А уж бельгийцы приехали всем офисом, не только инженеры. С удовольствием наблюдал здесь Изабеллу, инженера-конструктора, которая вырисовывает и высчитывает большинство приходящих с Европы заявок. И кто-то из менеджеров тут был, и... в общем, многие.
Главное - тут была громадная плазма, на которой показывали - ура! - футбол. То есть должны были показывать. Должны были наши с французами играть. Но на плазме показывали студию, ведущие что-то по-валлонски обсуждали и иногда врубали прямую трансляцию. А там!!! Ужас! В Донецке шёл потрясающий ливень, и сквозь центральную незакрытую часть стадиона сплошным потоком лилась вода. Десятки людей с какими-то кольями штрыкали в поле, улучшая, что ли, фильтрацию. Шеф, уже успевший переброситься парой фраз с присутствующими, рассказал, что матч на полчаса отложили из-за практически затопленного поля. Но не отменили, что радовало.
Бельгия - соседка Франции, и за французов тут, само собой, болели практически все. Так что я почувствовал себя как жук в муравейнике. Пусть я был без атрибутики, но ведь говорил с шефом, например, или с Томасом, по-русски. И уж окружающие, кто сидел за столиками напротив плазмы, слышали славянскую речь. Некоторые косились. Не враждебно, но уже настороженно. Причём сидевшие были в большинстве своём, как мне кажется, арабами или с Кавказа. Так показалось.
Тут подскочил паренёк из местной обслуги, спросил, мол, что буду пить, какое пиво. Я ему: Duvel, мол. Он в ответ ещё несколько предложил. Сошлись на Trapist.
Тут подкатывает ко мне один из бельгийцев... чёрт, имя забыл. Молодой, шебутной. Он рьяно болел за французов, и знал, что я с Украины, потому вот мы с ним на сегодня были самыми что ни на есть противниками. К слову сказать, никаких конфликтов, даже словесных перепалок, у меня, да и ни у кого из наших ни с кем из "фризоматовцев", ни с кем из местных не было. Мы с тем пареньком весь вечер потом пикировались, но шутливо. Он "Франция победит!" Я - "Никогда! Украина победит!" И так до самого конца матча, но и потом, после, мы продолжали шутливо пикироваться. Учили слова. У него жена - албанка, и он весь вечер пытался научить меня говорить тостовый выкрик на албанском, а я его так же весь вечер пытался научить говорить слово "Будьмо!" Ни я не преуспел на этом поприще, ни он. Но веселило это нас изрядно.
Ну так вот, подкатывает он ко мне и тоже таким трагическим тоном спрашивает, знаю я, мол, что такое "Дювел"? Я стал косить под дурного и вновь завёл речь про "двойное", но он мне таким же трагическим тоном поведал, мол, что "Дювел" переводится как "дьявол", и мол хорошо, что я всё же пью "Траппист". Слово за слово, мы разговорились про пиво, потом определили спортивные интересы, поделились мнениями, кто победит. Подключились другие, и вот уже в несколько голосов мы сравниваем шансы.
А там нас и за стол пригласили. Очень необычно как для меня выглядел этот стол. Ну, тарелки, бокалы, салаты, то, сё. Это понятно. Но зачем через каждых две тарелки стоят печки? Маленькие такие, с плоской сплошной плитой сверху. Как в китайских харчевнях, где вся поверхность - печка, и на ней постоянно что-то да жарят. Местные фризоматовцы, да и не местные, как оказалось впоследствии, были в курсе происходящего. Лишь единицы, и я в том числе, не понимали, а что, собственно, делать? Тут подсуетились официанты и разнесли каждому по дощечке, где лежал целый набор мяса. Сырого мяса. А также колбасок, сарделек и т.д. И что с ними делать? Не, вывод напрашивался сам собой, мол, вот жаровня, а вот сырое мясо. Вперёд! Но я ещё сомневался. Тут сидящие напротив Анька и Изабелла как ни в чём не бывало насыпали на жаровню тучу своего мяска - и давай его жарить! Смотрю, и все остальные так же поступают. Надо и мне от них не отстать.
К слову сказать, я не особо умею мясо жарить. Первые эксперименты осуществлялись ещё в ПТУ и закончились тем, что мясо я сжёг. Но съел. Потом было ещё несколько подобных неудачных опытов. Аж до магистратуры-аспирантуры у меня с мясом всё было на "вы", а уж в аспирантуре соседи научили меня в духовке печь окорочка. А там и шашлыки... Но вот так вот самому жарить мясо на открытой жаровне - у меня не получалось никогда.
Что ж, попытка не пытка. Выложил один кусок, кажись, говядину. Прибавил к нему сосиску, колбасу какую-то. Прижал. Шкворчит. Благоухает. Хорошо! Сумел пожарить один кусок, разрезал, попробовал. А хорошо ведь! Получилось! Ура!
И понеслось!
Вино разносят, но я вновь попросил пива. Разговоры, шутливые перепалки. Я сидел почти в середине стола, и рядом со мной пустовало одно место: оно было оставлено для главы нашей компании Ги Соммерса. И вот за этим пустующем местом всю половину стола занимали бельгийцы. Франсуа, рьяный поклонник именно французской сборной, великий шутник и задира, и тот молодой человек, о котором я писал выше, возглавили против меня одного "военную компанию". Они пели французские речёвки, хором кричали здравницы Франции и шутливо меня периодически задевали, типа нашего, например, "Франция - параша, победа будет наша!", только, конечно, вместо "Франция" они ставили "Украина". Я держал удар, делал суровое и даже яростное лицо, потрясал вилкой с насаженной на ней куском мяса и в ответ кричал наши кричалки подобно той, что чуть раньше привёл.
Конечно, я не поверил, когда нашим вкатили первый гол. Я утверждал, что меня обманывают, несмотря на то, что мне под нос подсовывали Айпады с онлайн-трансляцией и счётом крупным планом. Не поверил и во второй гол. У бельгийцев было прекрасное настроение: французы ведь выигрывали, а я почему-то вовсе не унывал: да, обидно, досадно, что проигрываем, но ведь первую игру мы выиграли, а впереди ещё одна, так что не всё потеряно!
Мясо жарилось, веселье и вино текло рекой. Пришёл Ги, и вот он, как оказалось, любитель и завсегдатай этого места, показал мастер-класс, как на такой жаровне жарить. Куски мяса с его жаровни прямо сами прыгали, переворачиваясь. Казалось, у Ги не две, а двенадцать рук - так он успевал везде и со всем.
Кстати говоря, представьте в принципе эту картину: сидят плечо к плечу руководитель большущей компании с оборотом во многие миллионы евро в год, имеющей полтора десятка филиалов по миру и несколько заводов - и рядовой инженер из далеко не первого по прибыли филиала этой же компании. Сидят - и иногда чёкаются бокалами, перебрасываются фразами, смеются нехитрым шуткам Франсуа. Первый человек компании и пятьсот тридцать энский какой-то. Вполне так нормально общаемся и не испытываем какого-то неудобства.
Я не могу такого же представить себе, чтобы такое же могло происходить у нас на Украине. Не такой менталитет, не те понты.
Не знаю, сколько наше пиршество продолжалось, но долго. И вот как-то все встали и потянулись к дорожкам. Кто-то, правда, из бельгийцев остался.
Первое, что нужно было сделать, это переобуться. Оказалось, в боулинге гладкий пол, специально начищенный какими-то составами, чтобы шар как нужно скользил. Так что нужно одевать специальные полутапочки-полукроссовки. Есть и ещё несколько правил боулинга, которые я узнал впоследствии. Мол, ограничение по времени броска, не пересекать виртуальной линии. Пересечёшь - уже бросок и так далее.
Потом нас долго распределяли по группам, прописывали в компьютер, чтобы бегущей строкой показывало, кто именно сейчас бросает шар. Нас разделили на четыре группы по пять человек в каждой. На игру отведено было три полных круга-захода, не знаю, как это называется. В нашей пятёрке были мы с шефом, румын Кристи и два бельгийца: худой как спичка Жан-Филипп и сам Ги.
Я, как говорил раньше, ни разу доселе не играл в боулинг, но, конечно, видел неоднократно, как это делается. Шеф же уже несколько раз играл, как и Кристи. А вот Жан-Филипп и Ги, они как раз были профессионалами.
Тут случилась неприятная для меня история. Шаров, чтобы их брать и бросать, на дорожке не было: до сего момента на дорожке никто ещё не играл, и шары были в специальной тумбе. Их оттуда нужно было достать. Ну я и сунулся доставать, резко дёрнул шар, вытаскивая - и пребольно ударился об ограничительный край тумбы. В общем, счесал кожу на двух пальцах, да не просто счесал, а снял чуть ли не до мяса. Тут же полилась кровь, само-собой. Пошёл к бармену, может, у них есть аптечка. Оказалось, конечно есть, и у них всегда наготове пластыри. Оказалось, что бармен на самом деле понимает и говорит по-русски. Это был армянин, он приехал сюда на учёбу, да так и остался. Мы с ним поговорили, я взял ещё пива и, заклеенный пластырями, побежал играть.
Играть было... необычно. Странно, ведь внове всё и, конечно же, азартно. Эти летящие к цели шары - и ты задерживаешь дыхание, когда следишь за траекторией полёта шара. Это разочарование, когда шар скатывается в кювет и, наоборот, восторг, когда с громким "ток!" шар врезается в крутобокие кегли. Увы, опыт есть опыт, а отсутствие опыта есть именно его отсутствие. У меня ни разу не получилось сбить кегли одним шаром, зато несколько раз удавался страйк - когда вторым шаром сбиваешь оставшиеся. Хуже меня в нашей группе не играл никто. Даже Кристи, который вроде был наравне со мной, и тот оказывался на несколько очков впереди меня. И всё же я был не самым худшим игроком. В соседней группе была Мари, так она вообще не умела и не хотела играть. Наверное, и не играла бы, а заставили. Одета она была в строгий деловой костюм, маникюр на ногтях, все дела. Так она если "докатывала" шар до кеглей вообще - уже был праздник. А так обычно её шар сразу улетал в кювет. Зато если не улетал, "её" команда встречала "успешный" кидок восторженным рёвом.
Кричал и я, но только когда наши сбивали кегли одним шаром.
Бегал тут в туалет, а по пути увидел, что в этом центре не только боулинг, но и местный клуб каратэ. Через полуоткрытую дверь видны взрослые и дети - все в кимоно, а вот пояса у всех разные, смотря какой дан. Позже когда я подходил к бару и у каратистов закончилась тренировка, "нарвался" на пятёрку девчонок лет пятнадцати-семнадцати. Они пили сок и обсуждали какой-то приём, энергично жестикулируя. Пока я дожидался бокала пива, они рассматривали меня как-то плотоядно, примеряясь, наверное, как бы на мне провести приём. Ретировался оттуда чуть быстрее чем обычно.
Было очень весело и азартно. Обязательно как-нибудь дома схожу в боулинг с женой.
Я, честно говоря, не сравнивал, чья команда всё же набрала больше очков, но, как по мне, покидали мы всё же мало. Только во вкус вошёл, а уже закончили.
Перед тем, как ехать в гостиницу, подошёл к бармену-армянину и пожелал ему и его заведению всего самого наилучшего.
А дальше была ночная поездка в гостиницу, ночной душ и сон.
День третий
Сегодня был последний день нашего рабочего слёта-семинара. Да и тот не полный, то есть не до шести вечера. А "всего лишь" до трёх.
Кроме того, сегодня должно было быть "Statical Trophy". В двух словах, это так называемая ярмарка инноваций: каждая страна могла представить другим свою интересную разработку в рамках нашей фирмы. Это мог быть интересный проект с необычным решением, или некое нововведение, которое могло в дальнейшем помочь всем. После всех докладов происходило тайное голосование путём распределения баллов 3-2-1 наиболее понравившимся предложениям. Ну и символический приз. А вот он считался довольно престижным. Просто потому что! Шеф его, этот приз, очень хотел. Несколько лет подряд наши украинские разработки и предложения на таких вот "трофи" зарабатывали неизменно вторые места. А шеф тщеславно хотел первое.
В общем, уже привычные завтрак, подготовка к поездке. Вышли ждать уже машину, глядь - а площади-то уже нету! То есть никуда она, конечно, не делась, только вот на ней и на близлежащих улочках развернулся целый рынок. Ярмарка! Палатки, палатки и ещё раз палатки. Раскладки. То, что попало в глаза - фрукты, шоколад, велосипеды, одежда. Я бы с удовольствием на ярмарке походил, да времени не было.
Уже привычное маленькое путешествие по улицам Антверпена и пригородов - и мы на фирме. У бельгийцев сегодня, в субботу, выходной, и потому завод молчит. Лишь иногда звякают укладываемые в фуры конструкции. Погрузка готовых проектов и транспортировка их к месту назначения осуществляется без выходных. Ну и мы как дурачки припёрлись в субботу дальше учиться и делиться знаниями.
До обеда было несколько докладов и лекций. В обед собрались все, сфотографировались на память. А вот после обеда - то самое "Statical Trophy". Выступила Анька с довольно длинной историей, как одной африканской фирме они делали проект здания. Одно решение, второе, третье, одно вычурнее и сложнее другого, впрочем, всё по желаниям заказчика... а потом последний плюнул - и заказал самый простой, но и самый экономичный проект.
Потом были румыны, болгары, поляки и венгры с их необычными и непривычными расчётами, расчётными программами, подходами и реализациями. Причём пара докладов румын была только на французском, в котором я ни бум-бум, ни кукареку. И не только я. Но доклад всё же был на французском.
А вот потом выступил шеф.
Его/наша инновация была в том, как при помощи сэндвич-панелей добиться требуемой по украинским нормам и правилам огнезащиты. Вроде бы с одного взгляда и понятно всё, мол, сама сэндвич-панель имеет определённую огнезащиту и сопротивляемость... А вот как они ведут себя на конструкции? Панель - это одно, а стыки их - как? Вот этим вопросом и занялся шеф. И получил неутешительные результаты: в стыке панелей значительно сокращаются термическое сопротивление и огнезащита всей конструкции. И мы их тут, на Украине, всячески испытывали. Различные заполнители стыков, различные методики соединения панелей и каркаса... пока не добили приемлемых результатов, подтверждённых экспериментально. Всё это шеф собрал и сделал из этого доклад. Ужасно нервничал, неоднократно репетировал - и рассказал на ура!
Были ещё бельгийские доклады, ещё кого-то. Наконец, тайное голосование. Конечно, все три балла отдавали своим докладам - а остальные уже распределяли среди понравившихся.
Потом Франсуа и Жан-Филипп приступили к подсчёту голосов, Стефан, чьё имя значилось последним из докладчиков, вместо доклада показал нам мега-подборку строительных и не очень ляпов, несуразностей и откровенной лажи, совершаемой людьми. Подборка была весёлой, и мы, уставшие за несколько дней напряжёнки, не сдерживаясь и не смущаясь, ржали над каждой фоткой. Но вот всё подошло к концу, и нашу встречу закрыл Филипп Соммерс, брат и зам головы компании. Охарактеризовав "митинг" как "великолепный", он выразил уверенность в том, что следующую встречу нужно будет провести через два года. Так что, может быть, через пару лет ждите ещё один мой доклад.
После торжественного закрытия мы все поднялись в зал, где обычно обедали. Там уже были специальные гости - жёны Ги и Франсуа, другие. Казалось, жена Франсуа Беатрисс не изменилась, а ведь прошло уже семь лет с нашей встречи. Правда, к сожалению, я тогда забыл, как её зовут, потому и не решался было подойти. Но вот набрался смелости... подошёл, поздоровался, почелмокался.
А тут подоспел и сам Франсуа с результатами подсчётов. Мы замерли в почтительном молчании. Франсуа, поддерживая загадочность и важность происходящего, никому не показывая результатов, начал издалека, тоже рассказал, как встреча была важна и как удачно она прошла, потом назвал бронзового призёра, серебряного... Не нас. Смотрю - шеф уже поник, взор его потупился. Но вдруг - "Юкрэйн!" "Энд Поланд!" Все замерли, а потом разразились смехом и аплодисментами. Получилось донельзя символично: именно в это время Украина и Польша принимали ЕВРО 2012, и вот - Украина и Польша набрали на нашей встрече равное наибольшее количество балов. Некоторые сомневались в таком сочетании обстоятельств, но, прикинув голоса, всё же удивлённо качали головами: таки правда!
Шеф сиял. Это ж надо - столько лет идти к победе, и, наконец, одержать её! Тут же назвал меня счастливым талисманом (интересно, талисманам полагается добавка к зарплате?). Победителей тут же начали фотографировать. Польша и Украина держат приз! Один. На двоих. Вот-вот. Один на двоих. Но конфуз не успел начаться, как тут же разрешился: Филипп пообещал, что они сделают точно такой же приз. А этот решили отдать Украине. Всё же Польша - шенген, и передать приз, а то и привезти просто на машине намного проще именно в Польшу.
Рабочая встреча закончилась. Но отнюдь не закончились "культурно-массовые мероприятия", которые были задуманы бельгийцами. Более того, всё только начиналось! На сегодня, например, было запланировано посещение музея. Я думал, что этот музей - тот, который семь лет назад нам с Анькой показывал Франсуа. Ан нет. Совсем нет. Музей, который запланировали посетить, назывался "MAS". Это был относительно новый музей, его возвели вообще в этом тысячелетии. Я люблю музеи, особенно исторические. А этот, как сказал шеф, а он там был уже пару раз, был "отчасти историческим". Почему "отчасти", я не знал, но вот собирался выяснить.
В музей собирались в каком-то непонятном беспорядке, спехом, Филипп сам распределял, кто к кому сядет. Уже не было привычных "пятёрок", была кеся-меся. Я, например, попал в машину к трём суровым венграм, которые всю дорогу то угрюмо молчали, то вполголоса перебрасывались парой-тройкой фраз. Естественно, по-венгерски.
Пока продолжалась неразбериха с тем, кто с кем поедет, понаблюдал, как на большой лужайке рядом с фирмой растягивают большущие шатры, похожие на индейские вигвамы. Это готовятся к завтрашнему дню. Завтра, в воскресенье, ожидалась большая встреча всей фирмы - семейный праздник "Family Brunch". В переводе что-то вроде "Второй Семейный Завтрак". Что это такое - я не знал, не сталкивался с таким ещё. Но то будет завтра.
Наконец, расселись, поехали. Филипп, кстати, тоже не прочь пошутить. Как и наш шеф. Володя вот в машину, которую вёл Филипп, садился на ходу.
Ехали вереницей машин. Долго. По индустриальным задворкам Антверпена, вдоль канала. А почти на всём протяжении канала - корабли. Баржи, яхты, баркасы и катера. Рабочие лошадки и дома на воде. Вот бывший маленький сухогруз, нынче переоборудованный в плавучий дом: рубка, надстройка, надувной бассейн и шезлонг. Тяжело нагруженная баржа из Испании, бурча, плывёт против течения. А вот это когда-то было баркасом, а теперь - чья-то контора на воде. Сходни, даже вывеска есть. Наверное, и адрес полагается. Что-то вроде "Баркас Ариадна, где-то между Антверпеном и Остенде". Кстати, имена у всех, абсолютно у всех кораблей были женские. Неважно, с какой страны, неважно, какой грузоподъёмности и какого предназначения кораблик, но имя у него - женское. Всевозможные "Изабеллы", "Софьи", "Кончиты" и проч., и проч. примостились у обеих берегов канала.
Но вот поворот, ещё поворот, под колёсами уже не асфальт, а брусчатка, и вместо зелёных склонов насыпей - сплошные стены домов в прорехах улиц. Приехали... куда-то. Хмурое серое небо. Половина горизонта - гавань с частоколом яхтовых мачт и паутины канатов, вторая половина - стандартное "домино" европейских домиков, слипшихся фасадами. Трёх-пятиэтажные дома с неизменно высокой мансардой, радуя разнообразием фасадов, сплошной стеной выстроились перед нами. Через канал ведёт мост, тротуары - мощёные, но по ним редко ходят, видно: сквозь брусчатку пробилась трава, видны лужи...
И куда идти? Непонятно. Но вот пришёл расплатившийся за стоянку авто Филипп и повёл, аки Сусанин, нас за собой.
Идти было совсем недалеко, метров триста, сам музей уже был виден (правда, тогда я ещё даже не знал, что это - музей), но и на столь коротком расстоянии попадались весьма и весьма интересные вещи.
Например, вот на углу непонятная на первый взгляд контора, вся увешанная снимками домов. Заинтересовались, присмотрелись. А это ведь риэлтерская контора, что продаёт квартиры. Нет, дома. Дома? На каждой листовке-рекламе снимок дома, описание, стоимость. Сразу! Стоимость дана сразу! Не то, что у нас, цену назовут после стопицот часов мозгозапереподвывертанья. Шеф спросил у одного из наших бельгийцев (а написано-то было по-валлонски), мол, правильно ли мы понимаем, что здесь стоимость дана всё же дома, а не квартиры? Оказалось, да, именно дома. Квартир тут никто не продаёт, во всяком случае, в этой конторе не предлагали квартир. Сразу дом. Ну, в принципе, так и есть. Здесь "среднему классу" присуще жить именно в доме, а не в квартире. Например, у неженатого ещё Стефана (девчата, не провороньте шанс!) четырёхэтажный дом. У Томаса - трёхэтажный. Семь лет назад я был внутри такого, я об этом писал. Узкие, но длинные, в несколько этажей дома - привычная картина не только Антверпена, а и вообще - городов Бельгии. Люмпены живут в многоэтажках подобно нашим, и у них во всю стену - окно. В пригородах - индивидуальные большие, но не такие высокие дома, там живут и "середняки", и обеспеченные граждане. Вот и здесь в этой конторе были вывешены предложения для широкого спектра доходов будущих покупателей, так сказать. Наименьшая стоимость - 95 тысяч евро. Двухэтажный неказистый домик. Наибольшая - почти миллион евро, но в эту стоимость входил четырёхэтажный громадный особняк с садом и приусадебным участком. Подумать только - у нас миллион евро может стоить средней паршивости квартира в центре Киева, а у них - четырёхэтажный особняк с садом. Дикари! Не умеют цену драть!
А вот целая улица перекрыта, наводнена строительной по причине субботы безмолвствующей техникой. Перерытая улица (может быть, просто меняли коммуникации, а может и собирались строить подземную стоянку), куча предостерегающих знаков, строительные барьеры и защитная сетка. Сильный ветер гонит песок и теребит мешки со строительным мусором.