Проблема формирования российского общественного сознания, его взаимодействие с американской цивилизацией перемещается в центр внимания исследователей /1/. В связи с этим определенный интерес представляет вопрос о формировании американской мечты русского сознания, и ее воплощение в практике российской жизни на рубеже XIX - XX вв.
Американская мечта в России - это не только проявление русского американизма - представления о США, как об эталоне, и стремление перенести опыт Соединенных Штатов на российскую почву, но и мечта русского сознания об иной, нездешней, более счастливой, более насыщенной, полнокровной, сытой и безбедной жизни. Подобные явления в русском сознании имели место в религиозных воззрениях старообрядцев, в русском фольклоре, в неясных, порой нечетко сформулированных желаниях, в стремлении вырваться из круга обыденности, найти убежище от бед и потрясений отечества. Такие проявления были свойственны не только отдельным личностям, но и целым социальным группам и массовому сознанию в целом. В "ландшафт воображений" /2/, по выражению писателя XIX в. А. Кропотова, устремлялись люди разного возраста, социального и имущественного положения. Поиски идеала вне сферы привычных представлений толкали одних на поиски Беловодья, других же заставляли обращаться к иноземным примерам, в том числе и к США, которые выступали в русском сознании на протяжении двух веков тоже как своеобразное Беловодье.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия переживала острый переходный период, когда все более усиливалось, росло недовольство существующим в феодальной монархии, положением вещей. В такой ситуации общество мучительно искало пути своего дальнейшего развития. Одним из возможных направлений, возникавших перед общественным сознанием, был путь Америки. Существенная часть российского менталитета оказалась к этому времени очарована заокеанской страной. Для многих она была почти мифической, сказочной землей Беловодья, но, тем не менее, о ней знали и помнили, на нее ориентировались люди разных классов, сословий и групп. Зародившаяся еще в конце XVIII в. американская мечта русской культуры на рубеже ХIХ-ХХ вв. вступила в качественно новый этап своего развития, широко распространившись в массовом сознании и все более внедряясь в русскую практику.
Цель этой работы - определить основные пути и средства формирования и проявлений американской мечты России в переломный период отечественной истории.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА США В РОССИЙСКОМ СОЗНАНИИ
На рубеже XIX - XX вв. на всех уровнях российского общественного сознания сложился устойчиво положительный образ Соединенных Штатов Америки. Его формирование шло различными путями и средствами.
Важную роль в формировании американской мечты русского общества играла литература, как отечественная, так и зарубежная. Америка вошла в жизнь и творчество многих русских писателей этого периода. Еще в середине 1870-х гг. в США во время попытки русских народников основать там земледельческую коммуну, началась творческая биография беллетриста и публициста Г. А. Мачтета. Его очерки, содержавшие непосредственные наблюдения и зарисовки быта Америки, высоко оценивались критикой даже в начале XX в. Суть работ Мачтета - восхищение демократизмом и трудолюбием американцев, "духом гражданства и чувством собственного достоинства" /3/.
С 1899 по 1904 г. в США жил и работал прозаик, поэт, этнограф и фольклорист В. Г. Богораз /Тан/. Из России он поехал в Нью-Йорк, оттуда отправился с экспедицией в Сибирь с целью изучения этнографии и языков народов Чукотки и Камчатки. После завершения экспедиции Богораз обрабатывал собранные материалы. Здесь, в США он написал цикл рассказов о Севере, роман "Восемь племен" о первобытной жизни народов северо-востока Сибири, а также роман "За океаном", посвященный судьбе русских эмигрантов в Америке и книгу очерков "Духоборы в Канаде".
С Америкой связано творчество прозаика и поэта А. Н. Бунина. В 1903 г. Академия наук наградила Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник "Листопад"/1901 г./ и перевод "Песни о Гайавате" /1896 г./ американского поэта Г. Лонгфелло, основанной на сказаниях североамериканских индейцев. Позже, в 1915 г. Бунин написал один из лучших своих рассказов "Господин из Сан-Франциско".
В январе 1905 г. из Москвы в Мексику и Калифорнию уехал поэт, критик, эссеист и переводчик К. Д. Бальмонт. Результатом поездки была книга "Змеиные цветы"/1910 г./, в которую вошли также выполненные Бальмонтом вольные переложения индейских космогонических мифов и преданий.
Весной 1906 г. в США приехал А. М. Горький. Здесь он написал памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке", познакомился с М. Твеном и Г. Уэллсом. В середине 1906 г. Горький начал работу над романом "Мать" и пьесой "Враги". В декабре 1906 г. роман вышел в Америке и только в начале 1907 г. появился в России.
Во многих произведениях А. Грина /А. С. Гриневского/ проходит американская тема. Она не главная у Грина, она на периферии действия, но эта тема расширяет мир его произведений, вводит его вымышленную страну в систему координат реального мира, придает достоверность действию.
В 1913 г. в США эмигрировал писатель, журналист, драматург С. Дымов /О. И. Перельман/ - автор сборников рассказов, романа "Голос крови" /1911 г./, пьес "Слушай, Израиль" /1908 Г./, "НЮ" /1908г./,
К образу Америки в своем творчестве обращался поэт А. Гастев. В футуристической работе "Экспресс", изданной в 1916 г., Америка для Гастева - символ и критерий будущего индустриального развития Сибири /4/.
Литераторы неоднозначно оценивали США, различен их вклад в знакомство россиян с американской цивилизацией. Тем не менее, сам факт обращения российской литературы к образу или реальным США весьма показателен - Соединенные Штаты все больше привлекали внимание русского общества.
В начале XX в. в России распространились дешевые, доступные издания о приключениях знаменитых американских сыщиков Ника Картера и Ната Пинкертона. По свидетельству советского писателя В. Катаева, эти книжки сводили с ума русских подростков /5/. Юное воображение особенно волновали приметы научно-технического прогресса: "Черт возьми: на каждой странице телефон, метрополитены, небоскребы в двадцать этажей... экспрессы, стальные наручники, револьверы... наконец электрический стул..." /6/. Эти серийные издания продавались в столице и провинции, в Одессе и Сибири.
На формирование американской мечты в России влияла и американская литература. Помимо давно знакомых русскому читателю Ф. Купера, Майн Рида, Э. По, появились новые имена. В 1905 г. Россия открыла для себя Д. Лондона, когда его сочинения были опубликованы на страницах журналов "Детское чтение" и "Юная Россия". В начале 1910-х гг. книгоиздатель И. А. Маевский - реэмигрант из США, близко знавший Д. Лондона, начал выпуск его собраний сочинений. До 1918 г. издательство Маевского выпустило 22 тома первого издания и 20 томов второго. Исследователь этой проблемы Л. Юниверг считал, что "именно Маевский по-настоящему увлек читающую Россию Джеком Лондоном, с которым был лично знаком" /7/.. Для русской публики Лондон был настоящим открытием. "Как это ни странно, - писал в 1911 г. А. И. Куприн, - но в Америке, стране штампа, деловых людей и бездарностей, появился новый писатель - Джек Лондон /8/... оригинальный и чрезвычайно талантливый..." /9/. Куприн точно уловил суть механизма влияния Лондона на русское сознание: "Экзотические повести Лондона, облеченные веянием искренности и естественного правдоподобия, производят такое чарующее, неотразимое впечатление" /10/. Роль Д. Лондона в формировании образа благородных, мужественных, энергичных американцев огромна.
Немалую роль во внедрении американизма на русскую почву играли газеты и журналы. В обстоятельных статьях и коротких корреспонденциях русская пресса систематически информировала читателей о новинках американской жизни. В 1893 г., когда в России и Европе монополии еще не успели обнаружить себя в большой степени, журнал "Русская мысль" информировал читателей о том, что "союзы промышленников, или так называемые картели и синдикаты, составляют, несомненно, одно из любопытнейших явлений современной экономической и социальной жизни. Явление это совершенно новое... Нигде эти союзы не достигли такого развития и усовершенствования, как в Соединенных Штатах Северной Америки, где вылилось в особую форму так называемых "трэстов" /11/, Журнал "Нива" в 1908 г. информировал своих читателей о ходе президентской кампании в США, о стратегическом мероприятии американского правительства - кругосветном походе "Большого белого флота" - плавании эскадры американских военных кораблей с целью демонстрации возможностей США на океанах. Журнал рассказывал о развитии американского хозяйства, научно-техническом прогрессе в США, развитии науки, о борьбе с пьянством, усилиях американских университетов, направленных на развитие сельского хозяйства, о быте американцев и, конечно, о скандальных новостях американской жизни. Перед читателями вставал образ динамично развивающейся цивилизации. Информация о США в русской прессе была систематической, и, несмотря на имевшуюся критическую оценку США, целенаправленно положительной, потому что уже тогда США рассматривались либеральным сознанием как альтернатива русскому пути развития.
О степени массированности подобной пропаганды говорит такой факт: дешевый двухнедельный журнал "Сборник русской и иностранной литературы" только в одном номере 14 за 1913 год из 23 материалов четыре, т. е. одну шестую часть, посвятил США /12/. Причем терминология, использовавшаяся в статьях отечественной прессы, создавала образ, внушавший уважение. США - "богатая капиталами и мощная своею гигантской промышленностью" /13/ страна. Плавание "Большого белого флота" - это путешествие "новых аргонавтов славы" /14/. В Америке "широкие просторы, сильно развито земледелие и скотоводство" /15/. "Янки - человек занятой, поглощенный делами; ему все некогда, а Бог дал в сутки 24 часа" /16/. "Америка - настоящая машинная страна" /17/. "Америка, как известно, славится применением усовершенствованных машин для сельскохозяйственных работ. Энергия и предприимчивость американских фермеров... ставятся всем в пример" /18/. Русскому читателю рассказывали, что если в Америке занимаются какой-либо отраслью хозяйства, то делают это с американским размахом - птицеводством и свиноводством занимаются целые города и при этом используют всевозможные машины и технические усовершенствования /19/. Все это формировало приоритетный образ американской цивилизации.
Левые издания и литература стремились использовать пример США в своих целях. "В настоящее время... забастовка и в Европе, и в Америке пользуется широким употреблением среди рабочих масс" /20/, -писал Г. Василич в брошюре, изданной в годы первой русской революции.- "Больше всего их происходит в Англии и Соединенных Штатах Америки" /21/... В Соединенных Штатах рабочие строго следят за ходом промышленности, и со всяким улучшением в ней требуют улучшения своего быта..." /22/.
Информация, публиковавшаяся в русской прессе, отечественная литература способствовали формированию американской мечты на всех уровнях общественного сознания.
Большое влияние на русское сознание оказывало знакомство с американскими наукой, техникой и технологиями. В Россию поступали американские машины и оборудование. Еще в середине XIX в. была заложена традиция комплектования русского военно-морского флота кораблями, построенными в США. 3 мая 1901 г. под гром салюта Кронштадт встретил новый корабль - из США прибыл построенный в Филадельфии на верфи Крампа крейсер "Варяг", будущий герой боя у Чемульпо в январе 1904 г. /23/. На этой же верфи был построен еще один корабль - участник русско-японской войны - броненосец "Ретвизан". До начала и во время первой мировой войны для нужд русского флота в США покупали катера москитного флота. Начальник Действующего отряда флота Балтийского моря вице-адмирал Эссен, оценивая поступившие из США катера, писал в 1910 г.: "8-й дивизион необходим для обслуживания мелководных фарватеров в Финляндии; без него эти фарватеры останутся без надзора; поэтому дивизион держится в постоянной готовности и плавании в течение всей навигации" /24/. Это были первые в отечественном флоте катера с двигателями внутреннего сгорания. Русский военно-морской агент в США капитан 2-го ранга Бутаков доносил о новинке: "...простота в обращении с машиной поразительна" /25/,
С Америкой связано создание русского подводного флота. Подводные лодки различных конструкций покупали в США на протяжении всего периода 1904 - 1917 гг., а субмарины типа "АГ" прослужили на Черном море до конца Великой Отечественной войны. В 1908 г. петербургский журнал писал: "Подводные лодки "системы Голланда", числом до 30-ти имеются уже и в русском флоте. Плавающие на них офицеры... с восторгом отзываются о силе и неотразимости ударов этого нового оружия" /26/.
В России были популярны револьверы системы "Смит и Вессон", о чем написал А. П. Чехов: "Последнее слово огнестрельной науки. Тройного действия с экстрактором, бьет на шестьсот шагов, центрального боя... Самая модная система... убивает на вылет жену и любовника" /27/, С 1896 г. русская армия начала вооружаться пулеметами американского конструктора X. Максима. Этот пулемет участвовал во всех войнах России первой половины XX в., стал символом гражданской войны и состоял на вооружении дальневосточных УРов еще в конце 1960-х гг. Последний раз российские войска столкнулись с пулеметами этой системы во время умиротворения Республики Ичкерия, когда войска президента Чечни Д. Дудаева использовали "Максимы" против федеральных частей в декабре 1994 - феврале 1995 гг. /28/.
Внимательно следили в России за поисками США в области авиации. Американский опыт оказал сильное влияние на русских пионеров покорения воздуха. Первые известия об американских авиаконструкторах братьях Райт достигли России в 1908 г. Русские авиаторы быстро освоили их новинку - знаменитый биплан. Российский подданный француз граф Шарль де Ламбер, обладатель пилотского диплома номер 8, совершал на биплане Райтов сенсационные полеты во Франции. Один из первых русских летчиков журналист Н. Е. Попов так оценил роль Райтов: "Братья Райт увлекли все сердца" /29/. Сам Н. Е. Попов в 1909 г. совместно с американцами предпринял попытку достичь Северного полюса на дирижабле /30/, а в 1910 г., совершенно самостоятельно овладев техникой пилотирования райтовским бипланом, достиг на нем выдающихся результатов, как во Франции, так и в России. Петербургские газеты писали во время Первой Международной авиационной недели в Петербурге: "Всеобщий восторг вызвал русский летун на аэроплане братьев Райт. Тяжелы на подъем эти аппараты. Но коли заберутся в воздух, то уж летают без конца, подымаясь все выше и выше" /31/. Райты произвели на русское сознание огромное влияние. В. Катаев описал свои детские впечатления от посещения воздухоплавательного павильона на выставке в Одессе: "Мы..., сняв фуражки, с благоговением, как в церковь, вошли на цыпочках в павильон. Это был подлинный храм будущего... Мы с замиранием сердца узнали аппарат тяжелее воздуха братьев Райт... Аэропланы были одновременно и летательными аппаратами, и как бы музыкальными инструментами со звенящими, натянутыми струнами стальных проволок..." /32/. По американским идеям строили свои первые аппараты русские пионеры авиации - К. Арцеулов в 1904-1908 гг. и С. В. Гризодубов, увидевший полет Райтов в кинематографе. После этого фильма Гризодубов своими руками построил самолет и двигатель к нему.
В России этого периода получили распространение американские сельскохозяйственные орудия и машины, велась пропаганда достижений сельского хозяйства США. В начале XX в. в России господствовало трехполье. "Опыт Западной Европы и Америки доказал, - писал автор одной из доступных брошюр, - что это одна из невыгоднейших форм землепользования" /33/. Среди крестьян велась пропаганда многопольной системы по примеру США. Широкое распространение получили однокорпусные американские плуги, которые были "замечательны своей легкостью... По цене эти плуги сравнительно наидешевейшие и наидоступнейшие" /34/.
Американская техника была знакома и на бытовом уровне. Граммофоны, швейные машины, пишущие машинки - дары американской цивилизации в русской жизни. Машинисток в ту пору называли "ремингтонные барышни" по названию фирмы, выпускавшей пишущие машинки. Одна из комнат в Ясной Поляне называлась "ремингтонной", потому что там стояла американская пишущая машинка /35/. Непосредственное знакомство с достижениями американской техники и технологии создавало в российском сознании представление о США, как о наиболее передовой в техническом отношении страны.
В это время многие российские подданные уезжали за океан, в Соединенные Штаты. Одни - в служебные командировки, другие в частные деловые поездки, третьи в эмиграцию, навсегда или на неопределенное время. Многие присматривались к опыту США с тем, чтобы использовать его на родине. Реэмиграция - важный фактор формирования американской мечты в России.
На рубеже XIX - XX вв. на всех уровнях русского общественного сознания прочно утвердилось представление об Америке, как о мощной, динамично развивающейся, богатейшей стране. Все самое передовое в политике, экономике, быту, вооружениях, сельском хозяйстве, социальной сфере было принято связывать с США. Динамизм, предприимчивость - главные качества, приписываемые американцам и американской цивилизации. Быстро, "чисто по-американски... соорудили огромный" металлургический завод в Мариуполе в конце XIX в. Строительство завода вели западноевропейские предприниматели, но сам завод был куплен в США, разобран, перевезен в Россию и снова смонтирован. Европейских же бизнесменов называли в Мариуполе "американцами" /36/. Реконструкцию города Евпатория современники оценивали точно так же: новый город возник с американской быстротой, по-американски /37/.
Характеристика "по-американски" означала высший класс, была знаком качества и совершенства. Правда, это еще не касалось духовной сферы. Полагалось считать, что русская культура занимает достойное место в системе мировых культур. Америка же, напротив, - страна бездуховности и штампа. Но зато ее культура в большей степени соответствует духу стремительного рубежа XIX _ XX веков.
Еще один важный фактор, определивший приоритетный образ Америки - негативное отношение к своей стране, России. Один из эмигрантов, принявший американское гражданство Руссель /Н. К. Судзиловский/ писал: "В Америку следовало и следует ехать не только учиться решать политические и социальные задачи, но и лечиться от некоторых важных ущербов русской души, от недостатков веры в себя, безводья, бестолковости, безалаберности и теоретичности. С этими недостатками русской психологии нечего думать не только других спасать, но и себя самих. Все зло, все несовершенство русской жизни скрывается в недостатках русского массового характера, в душе мужика..." /38/
Приведем также суждение Троцкого /Л. Д. Бронштейна/, который провел в США всего два месяца перед Февральской революцией 1917 г. "Я... только одним глазом заглянул внутрь кузницы, где будет выковываться судьба человечества, - писал Троцкий о США. - Я утешал себя тем, что когда-нибудь вернусь... Нью-Йорк импонировал мне, так как он полнее всего выражал дух современной эпохи" /39/. О Москве у Л. Д. Троцкого было иное мнение: "Проезжая по торцевой мостовой мимо Николаевского дворца, я всякий раз поглядывал искоса на царь-пушку и царь-колокол. Тяжелое московское варварство глядело из бреши колокола и из жерла пушки" /40/.
В основе американской мечты в России этого периода в значительной степени лежало негативное начало - отрицательное отношение к своему отечеству. Его варварство предполагалось излечить приобщением к "цивилизации".
На рубеже XIX - XX вв. новая капиталистическая Россия мучительно трудно вырастала из-под глыб старой феодальной разваливающейся империи. Общество, накапливавшее взрывоопасный материал внутренних противоречий, лихорадочно искало пути дальнейшего развития.
Один из таких возможных путей вырисовывался достаточно четко - перед Россией был пример далекой, процветающей, мощной и дружественной страны. Образ США, формировавшийся в русском сознании различными путями и средствами, манил и притягивал. Романтические представления юношества, начитавшегося Майн Рида и Фенимора Купера, уступал место серьезным и конкретным идеям практиков политики, экономики, культуры. Образ США как страны больших возможностей, динамично развивающейся цивилизации распространился в массовом сознании, стал превращаться в практическое действие. Американская мечта России стала обретать плоть и кровь.
2. АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Первые попытки претворить американскую мечту России в отечественной практике были предприняты еще в пореформенный период, после отмены крепостного права, когда царское правительство внедрило покровительственную систему по американскому образцу. На рубеже XIX -XX вв. американская мечта в России приобрела новых адептов, распространилась в массовом сознании, стала практическим действием. Это происходило на разных уровнях и в разных формах.
Важный объект, а также инструмент исследования проблемы американской мечты русской культуры составляет художественная литература, поскольку она - одна из форм общественного сознания, слепок своего времени. При этом можно говорить об относительной чистоте базы данных, потому что в рассматриваемых произведениях художественной литературы американская тема не является ведущей.
В российском сознании формировалась мысль, что восприятие американских качеств - динамизма, предприимчивости - это и есть путь к успеху, как частному, личному, так и в деле преобразования всей страны. В рассказе В. Каверина "Доктор Парве", действие которого происходит в 1916 г. гимназист Пашка выписал из Нью-Йоркского института знаний, находившегося в Петрограде на Невском проспекте, книгу "Внушение, как путь к успеху". "Нужно было внушить себе, что мы волевые, энергичные люди, и тогда нам не избежать успеха, то есть богатства. Именно так поступали в свое время Рокфеллер, Карнеджи и другие" /41/. Молодежное сознание того времени испытывало на себе значительное влияние американизма, создававшего питательную среду для роста русского американофильства.
Двадцатый век принес новые черты в восприятие Америки служилой и творческой интеллигенцией, "Да здравствуют американские башмаки! - восклицал Сергей Сергеевич Сапожков, герой романа А. Толстого "Хождение по мукам" в предвоенном Петербурге зимой 1914 г. - Вот вам искусство: красный автомобиль, гуттаперчевая шина, пуд бензина и сто вест в час" /42/. Модернистам казалось, что американская технологическая цивилизация создает новое искусство, наиболее полно выражающее дух времени.
В романе Л. Соболева "Капитальный ремонт" русские морские офицеры летом 1914 г. гордились мачтами своих линкоров. "Гордились ими потому, что они были точной копией решетчатых мачт американских дредноутов... что говорило о последнем слове военно-морской техники... " /43/. Здесь следует заметить, что на Балтийском флоте в 1914' г. было два линейных корабля, имевших мачты решетчатой конструкции - "Павел Первый" и "Андрей Первозванный". Такие мачты на российских кораблях были установлены после того, как их стали применять в военно-морском флоте США. Однако в американском флоте идея подобных мачт была заимствована у русского инженера В. Г. Шухова, широко применявшего такие конструкции в отечественном гражданском строительстве. Таким образом, русская идея, попав в США, уже из-за океана вернулась в Россию и воспринималась как американская. Впоследствии такое произошло с многомоторными самолетами - созданием гения И. Сикорского и А. Туполева. Решетчатые конструкции В.Г. Шухова прекрасно служили на суше и оказались совершенно не пригодны, как показала практика, на море, особенно в боевых условиях. Так что, в конце концов, решетчатые мачты линкоров были срезаны, как в России, так и в США.
Надо отметить, что в начале XX в. русская военно-морская мысль весьма высоко оценивала усилия Соединенных Штатов в военно-политической области. Анализируя шаги, предпринятые США по восстановлению баланса сил на Дальнем Востоке после разгрома России во время русско-японской войны, капитан 2-го ранга М. Римский-Корсаков в 1908 г. охарактеризовал действия американского правительства как "благоразумные", "решительные", "весьма поучительные" /44/. В этом "весьма поучительные" звучит серьезное недовольство всей политикой российского правительства, как накануне, так и после русско-японской войны. Автор не скрыл своего восхищения активными усилиями правительства США по обеспечению безопасности своей страны, когда оценил создание под эгидой Соединенных Штатов независимой Панамы, по территории которой должен был пройти важный для безопасности США Панамский канал. "Вот перед какими сильными средствами не останавливаются для того, чтобы обеспечить оборону государства: делают революцию в соседних странах, создают независимые государства!" - писал Римский-Корсаков /45/.
Американская мечта коснулась и русских помещиков, желавших идти в ногу со временем. В повести А. Толстого "Приключения Растегина", вышедшей в 1913 г., молодой, но разорившийся помещик, стремившийся в поволжской глубинке заработать на грош пятаков, так определял свое кредо: "Прадед, бабка и отец из-за стиля меня без штанов на белый свет выпустили... Эх! Зато теперь - шалишь, я в себе американскую складку нашел... Вот мой принцип: каждую минуту я должен зарабатывать минимум одну копейку: итого в сутки четырнадцать рублей сорок копеек" /46/.
В это время представления об Америке, как об эталоне, распространились среди низов общества, крестьян и рабочих. В романе В. Шишкова "Угрюм-река" о начинающем купце Прохоре Громове, посещавшем с образовательными целями уральские заводы, прошел слух: "С Угрюм-реки приехал богатый заводчик, фабрикант, сквозь землю видит, в двух америках обучался" /47/. В рассказе того же В. Шишкова "Мериканец" деревенского кузнеца Модеста Иренева односельчане уважали за технические таланты: "- Мериканец, - говорили про Модеста мужики. - М-да, мозга в башке густая..." /48/. Такие же представления об Америке имели место и среди купечества. Главный герой романа "Угрюм-река" юный купец Прохор Громов связывал свои планы с Соединенными Штатами: "Когда я буду сам хозяин... я устрою скотобойню - какую-нибудь с фокусами. Сам обучусь в Америке, собственноручно буду резать быков" /49/.
Художественная литература в художественной форме отражает реальную действительность. В то же время, такая ее особенность, как гиперболизация реальности, может породить совершенно неожиданный результат. Американский писатель Фенимор Купер, создавая романтическую историю своей страны, вряд ли мог предположить, какое огромное влияние его романы о Кожаном Чулке Натаниэле Бампо окажут на юное поколение россиян. Между тем, именно под влиянием романов Ф. Купера в середине XIX в. зародилась традиция русских подростков жить в вымышленном мире "игры в Америку" и даже "бежать в Америку". На рубеже ХIХ-ХХ вв. эта традиция продолжалась. В конце 80-х - начале 90-х гг. XIX в. в имении Шахматово, принадлежавшем ректору Петербургского университета А. Н. Бекетову, его внук Саша Блок с друзьями разыгрывал целые эпизоды из романов Фенимора Купера и Майн Рида. "Бабушка, можешь ты сшить американский флаг? - Конечно могу, - отвечала бабушка, и... в какие-нибудь полчаса сооружала по всем правилам искусства американский семизвездный флаг, который и подавала в окно своему внуку, окончательно убегавшему обратно с этой принадлежностью какой-нибудь новой игры" /50/.
В это время детские "побеги" в Америку были весьма распространенным явлением. "Бежали" дети из различных слоев - воспитанник сиротского пансиона А. Куприн, крестник Николая Первого Н. Г. Гарин-Михайловский, ученик реального училища в Вятке А. Гриневский /в будущем известный писатель А. Грин/. На Грина сильное влияние оказала американская литература. В "Автобиографической повести" Грин вспоминал: иностранные авторы Купер, Э. По, Дефо и Жюль Верн "были сильнее не только русской, но и другой, классической литературы" /51/. "Перед моими глазами в воображении вечно были американский лес, дебри Африки, сибирская тайга. Слова "Ориноко", Миссисипи... звучали для меня как музыка", - писал Грин /52/. После конфликта в реальном училище Грин "стал собираться в Америку" /53/. Подростки "бежали в Америку" от обыденности жизни, от ее рутины, от конфликтов в семье и школе.
Тема детских "побегов в Америку" звучала в художественной литературе, о ней писала пресса. В 1893 г. вышла книга Н. Г. Гарина-Михайловского "Гимназисты". В главе "В Америку" от скуки гимназической жизни подростки пытаются бежать за океан, но неудачно. В гимназии смеялись над несостоявшимся бегством и звали участников побега "американцами" /54/. Подобные же автобиографические сюжеты встречаются у А. С. Серафимовича /рассказ "Бегство в Америку"/1890 г./, А. И. Куприна /рассказ "Храбрые беглецы"/1917 г./. К этой теме неоднократно обращался А. П. Чехов, в том числе в рассказе "Мальчики" /1887 г./. Детские побеги были настолько распространены, что в номере третьем от 19 января 1885 г. журнал "Осколки", издававшемся в Москве Н. Лейкиным, А. П. Чехов писал: "Не так давно наши сызранские и чухломские детеныши, начитавшись Майн Рида и Купера, удирали из родительских домов и изображали бегство в Америку. - Дяденька, где Америка? - спрашивали они прохожих, выйдя за город" /55/. Впечатления детства и юности оказывали сильное влияние на формирование сознания взрослой личности, образуя в конечном итоге массовое сознание.
Важнейшим моментом, определявшим существование американской мечты русской культуры, представляется зародившаяся на рубеже XIX -XX вв. идея переориентировки направленности российского сознания и политики от Европы к Америке. Адепты американской мечты сравнивали состояние Америки и России и находили много общего у двух стран, так отличных между собой. Древнюю Россию и молодые США объединяли, по мнению адептов американизма, огромные территории, многонациональность, колоссальные расстояния между промышленными центрами и районами земледелия. Трудности, стоявшие перед русским правительством, были того же рода, что и проблемы, возникавшие перед американским правительством. Добившаяся к этому времени колоссальных успехов Америка, по мысли адептов американизма, вполне могла бы заменить в русском сознании и практике пример Европы. Следовало перенять американский опыт. "Здесь, в расстоянии четырех тысяч миль от европейских петушиных боев, - писал великий князь Александр Михайлович о США, - взору наблюдателя являлся живой пример возможностей страны в условиях, сходных с российскими" /56/- Этот пример требовал действия. Великий князь, вдохновленный им, однажды ночью 1893 г. в Нью-Йорке, по дороге на прием к магнату Астору ощутил потребность действия. "И тут же, в те несколько минут, пока длилась моя прогулка в этот вечер, в голове моей созрел широчайший план американизации России", - писал князь в "Книге воспоминаний" /57/.
Если великому князю Александру Михайловичу американская мечта казалась инструментом дальнейшего развития империи Романовых, то русским революционно настроенным радикалам она была нужна для прямо противоположной цели - разрушения империи. Возникшая в конце XVIII в. в среде революционных радикалов американская мечта на рубеже XIX -XX вв. получила новое оформление. В этот период возникает традиция союза российских антиправительственных сил с гражданами США в борьбе против русского правительства.
Мысль о возможном использовании США как базы этой борьбы была сформулирована еще декабристами в начале XIX в., когда они планировали побег из Сибири через Амур в Америку. В 1870-х гг. попытались реализовать свои идеи на практике народники-основатели русских земледельческих коммун в США. В 1880-х - 1900-е гг. идея декабристов получила свое дальнейшее развитие.
Ключевым моментом можно считать убийство императора Александра Второго в марте 1881 г. Это событие оказало влияние не только на развитие ситуации в самой России, но и подтолкнуло народников к переходу в их борьбе на качественно новую ступень. Для характеристики американской мечты русских народников нам важен эпизод, имевший место через полгода после убийства российского императора. 8 сентября 1881 г. от ран, полученных в результате покушения террориста Ч. Гито, скончался американский президент Д. А. Гарфилд. Исполнительный комитет Народной Воли уже 10 сентября - откликнулся на это событие "Обращением к американскому народу", в котором выражалось глубокое соболезнование по поводу смерти президента. Исполком заявил, что он выражает "протест против насильственных действий, подобных покушению" на американского президента. Российские террористы, убившие российского императора, протестовали против убийства американского президента, потому что они считали США страной, "где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей" /58/. Народовольцы полагали, что в России терроризм - вполне приемлемый и необходимый инструмент в политической борьбе, а в США терроризм - преступление. Такая трактовка России и США неизбежно вела за собой следующий шаг - использование США как базы для борьбы с российским правительством. Причем, эта борьба стала вестись и на территории самих Соединенных Штатов.
После убийства Александра Второго русское правительство заключило с рядом государств договоры о выдаче скрывшихся за границу преступников, к которым оно относило также участников политических акций. 16 марта 1887 г. такой договор был подписан и с США. Над укрывшимися в Америке революционерами нависла смертельная угроза. Это вызвало появление новой черты американской мечты русских революционных радикалов - стали возникать совместные русско-американские организации, направленные против российского правительства.
Такие организации возникали в крупных центрах США по инициативе как русских революционеров, так и американских граждан, сочувствовавших делу русской свободы. В 1887 г. в Нью-Йорке возникла "Русско-Американская лига". В Филадельфии возникла "Филадельфийская Сибирская ассоциация". В 1891 г. в Денвере возникло "Американское общество помощи сибирским ссыльным" с отделением в Колорадо. В апреле того же года в Бостоне образовалось американское "Общество друзей русской свободы", одновременно с подобной же английской организацией, а в июне 1893 г. в Нью-Йорке было создано "Общество за отмену русско-американского договора", имевшее свои отделения в Бостоне, Филадельфии, Буффало и Чикаго. У истоков и руководства этими организациями стояли эмигранты из России - связник между "Народной Волей", К. Марксом и США Л. Н. Гартман, Б. Горлов, С. М. Степняк-Кравчинский, Е. Е. Лазарев, Н. Алейников. Среди граждан США - участников этих организаций - писательница Лилли Уаймен, писатель и полковник, командовавший во время Гражданской войны в США негритянским полком Томас Хиггинсон, журналист Д. Кеннан, епископ Массачусетский, бостонский проповедник Ф. Брукс, Д. У. Лоу, феминистка Скотт Сакстон - люди известные в США своими прогрессивными взглядами.
Деятельность этих организаций была направлена не только на чисто утилитарную цель - борьбу против ратификации в США русско-американского договора 1887 г., но и на формирования негативного отношения к российскому правительству в общественном сознании Соединенных Штатов, а, в конечном счете, на вмешательство США в дела России.
На первый взгляд, усилия этих организаций не принесли успеха -договор о выдаче преступников был ратифицирован американской стороной. Но, как отмечает исследователь этой проблемы В. И. Журавлева, с 1893 по 1917 гг. ни одно из 38 дел о выдаче преступников, заведенных Россией, не было разрешено положительно. "Таков результат, - пишет В. И. Журавлева, - неодобрения договора американской общественностью" /59/, Начало традиции было положено. Эмигранты из России в своих политических целях обращались за помощью и поддержкой к различным кругам американской общественности и получали просимое.
Важную роль в становлении этой традиции сыграл американский журналист и писатель Д. Кеннан, который во второй половине 1880-х гг. совершил очередную поездку в Россию. Он проехал по Сибири, где познакомился с положением ссыльных. Среди них он нашел много поклонников Америки, например, писателя К.С. Станюковича, чья жизнь и творчество тесно связаны с США. Еще юношей Станюкович совершил плавание в составе русской тихоокеанской эскадры к берегам Калифорнии, а после встречи с Кеннаном в Сибири американская тема его морских рассказов стала нести важную политическую функцию. Кеннан же создал в России сеть информаторов о деятельности русских властей и сеть распространителей нелегальной литературы. Вернувшись в США, он издал книгу "Сибирь и ссылка", с которой связана традиция русских радикалов и либералов использовать американскую литературу в своих политических целях. Книга Кеннана распространялась не только самим писателем, но и независимыми от него организациями, а во время революции 1905 - 1907 гг. неоднократно издавалась в России легально. Как российские революционные радикалы, так и либералы использовали возможность через Кеннана влиять на формирование общественного мнения в Соединенных Штатах в интересах российского революционного движения. Они вступали в союз с американцами ради достижения собственных целей, реализации своего видения будущего России.
С этими же людьми и организациями сотрудничали российские революционеры во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг., работая по разложению русских военнопленных в Японии. Об этом рассказал в работе "Как велось просвещение русских солдат в Японии" сам Д. Кеннан /60/. Об этом же вспоминал военный кораблестроитель, участник Цусимского сражения В. П. Костенко, получавший от русско-американских организаций и распространявший среди пленных революционную литературу. Брошюры, предназначенные пленным, носили экстремистский характер: "Организация масс при народных восстаниях", "Бой на улицах", "Типы баррикад против наступления пехоты и кавалерии", "Как действовать, если тираны имеют в своем распоряжении артиллерию" и т.д. /61/. Под влиянием одного из деятелей этих организаций Русселя /Н. К. Судзиловского/ намеревался остаться в Японии, находившийся в числе пленных будущий писатель А. С. Новиков-Прибой, автор романа "Цусима" /62/. Подобная деятельность велась с согласия японского правительства. Военный министр Японии в связи с протестами русского и французского правительств, заявил по этому поводу: "Наше правило - вреди врагу, чем можешь" /63/.
Таким образом, идеологическая борьба между Россией и США имеет более глубокие корни, чем это представлялось ранее. В связи с выходом в свет книги Д. Кеннана царское правительство предприняло ряд контрпропагандистских мер, чтобы скомпрометировать ее. Командование русскими военнопленными в Японии пыталось противодействовать распространению революционной пропаганды, что находило поддержку части офицеров. Капитан 2-го ранга, автор известной книги "Расплата" В. С.Семенов занял, как и многие офицеры, отрицательную позицию к работе "революционных /правильнее было бы сказать - анархических" /64/ комитетов среди военнопленных.
Борьба вокруг книги Д. Кеннана, создание русско-американских организаций, их деятельность, работа среди военнопленных - это первые залпы идеологической войны будущего между США и Россией. В этой войне США имели своих сторонников в России, в среде, как революционеров, так и либералов-реформаторов. Американская мечта превращалась в практическое действие. Сознание реализовывалось в практике.
Необходимо подчеркнуть, что практическая реализация политического аспекта американской мечты в России находила воплощение в деятельности различных общественно-политических течений. Во время первой русской революции для сбора средств на нужды большевиков в США совершил поездку А. М. Горький. В период 1903 - 1907 гг. три поездки в Америку предпринял лидер кадетов П. Н. Милюков. Своей первой поездке в США он придавал настолько важное значение, что назвал ее "миссией". "Бостоном закончилась моя первая американская миссия", - писал Милюков /65/. Важнейшим результатом этой миссии было установление контактов с политическими, деловыми и творческими кругами Соединенных Штатов. Уже тогда связи Милюкова вызывали отрицательную реакцию в патриотически настроенных кругах русских политиков. Сам П. Н.Милюков писал, что "очевидно, самый факт моей поездки /1907г.-Г.Р./ рассматривался как какая-то измена родине" /66/.
Важной особенностью начавшегося идеологического противостояния США и России было то, что в этот период идеологические баталии со стороны США велись еще на частном, а не на государственном уровне. Однако, как показали события, развернувшиеся вокруг договора 1887 г., американское правительство находилось под сильным влиянием общественности и фактически стало на сторону противников царского режима. Носители американской мечты в России, выступая в роли инициаторов идеологической борьбы, в то же время, служили инструментом в начавшемся противоборстве двух держав. Практика американской мечты российских политиков разрушала российскую имперскую государственность, формировала в американском сознании негативный образ России, а в сознании россиян создавала привлекательный образ США.
Американская мечта в русской практике на рубеже XIX - XX вв. была многолика. Она проявлялась в смутных желаниях подростков об иной, насыщенной приключениями и избавленной от рутины обыденности жизни. Она воплощалась в представлениях о США как о месте, где можно укрыться от бед и потрясений отечества. Она находила свое выражение в попытках перенести опыт Америки на русскую почву, как это было с князем Хилковым, отставным гвардейским офицером, который начал работать в США простым рабочим, а, вернувшись в Россию, достиг на служебной лестнице большого успеха - стал министром путей сообщения и строителем Транссибирской магистрали /67/.
Великий князь Александр Михайлович, получивший импульс активности в США, всю последующую жизнь стремился быть деятельным и предприимчивым. Он принял участие в экономической экспансии русского капитала в Корее, пытался реформировать военно-морской флот, организовывал операции русских вспомогательных крейсеров во время войны 1904 -1905 гг., строил на народные пожертвования боевые корабли после поражения России в этой войне, наконец, нашел для себя еще одно занятие, чтобы по-прежнему быть в центре внимания общества - стал создавать русскую авиацию. Американский импульс оказался сильным и продуктивным.
В русском сознании этого времени американская мечта персонифицировалась в образе энергичных, удачливых людей. Так одного из состоятельнейших бизнесменов России В. Н. князя Тенишева называли "русским американцем" /68/. Накануне первой мировой войны экономическую жизнь страны контролировал триумвират Батолин - Ярошинский - Путилов, применявший, по мнению россиян, американский способ наживать деньги /69/.
На грани веков американская мечта уже не ограничивалась, как прежде, в основном рамками интеллектуальной сферы, она все более воплощалась в российской практике - экономике, политике, культуре, становясь инструментом преобразования страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Период с 80-х гг. XIX в. до падения монархии в России был временем бурного роста капитализма, социального напряжения и самосознания общества, когда в различных слоях населения формировалось собственное видение состояния и перспектив развития страны. Среди многочисленных идей, направлений общественно-политической мысли, экономических, политических и социальных воззрений, программ, социальных желаний и представлений формировалась одна из составляющих российского общественного сознания - американская мечта.
Это явление русской жизни, возникшее еще в конце XVIII в., переживало на рубеже веков новый этап своего развития. Две основных черты определили американскую мечту России этого периода: во-первых, ее количественные характеристики, и, во-вторых, качественные показатели - внедрение этой мечты в практику российской жизни.
В это время американская мечта, зародившаяся в узкой среде революционно настроенных интеллектуалов, получила распространение в широких слоях населения России - от членов императорской фамилии до сибирских крестьян. Америка представлялась русскому человеку землей обетованной, символом свободы, политического, экономического, социального и научно-технического прогресса, примером и эталоном, по которому можно совершенствовать и выверять российскую жизнь.
Адепты этой мечты исповедовали разные взгляды, имели разные цели. Одним она служила основой для модернизации одряхлевшей монархии, другим - как инструмент для ее сокрушения. Третьим, и таких было большинство, Америка виделась как символ, существующий вне связи с их реальной жизнью, но символ значительный, в чем-то сакральный, наполненный глубокого смысла. Для них Америка - мечта о нездешней, другой, более привлекательной жизни.
Американская мечта этого времени была продолжением традиции западничества. В свою очередь, на рубеже XIX - XX вв., эта мечта сама заложила новые традиции русской общественно-политической жизни: смена ориентации от Европы к Америке, союз российских антиправительственных сил и США в борьбе против легитимной власти, представление о превосходстве американской цивилизации во всех областях жизни, попытки перенести американский опыт на русскую почву. Сумма традиций порождала новое качество - американская мечта становилась не только социальным представлением, не только частью общественных воззрений, но и практической реальностью, влиявшей на все стороны русской жизни - от политики до культуры. Это новое качество явилось той базой, на которой по прошествии нескольких десятилетий, во второй половине XX в. сформировался американский синдром советского, а в постсоветский период, российского общества.
1995 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. См.: Вайль П., Генис А. Интервенция.//Иностранная литература, 1991, N 2; Лельчук В.С., Пивовар Е.И. Менталитет советского общества и "холодная война" /к постановке проблемы/. //Отечественная история, 1993, N 6, С. 63 - 78; Чистякова Е.В. Русские страницы Америки. М., 1993, и др.
2. См.: Кропотов А. Ландшафт моих воображений.//Ландшафт моих воображений. Страницы русского сентиментализма. М., 1990, С. 429.
3. Мачтет Г.А. В школе.//Полн. собр. соч. СПб, 1911, Т. 1, С. 125.
4. См.: Гастев А.Г. Экспресс.//Пролетарские поэты первых лет советской власти. Л., 1959, С. 161 - 171.
5. См.: Катаев В. Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона. М., 1973, С. 138.
6. Там же, С. 139.
7. Юниверг Л. Старый знакомый Джека Лондона. //Юность, 1976, N 7. С. 10.
8. Куприн А.И. Соч. В 3-х ТТ. Т. 3. М., 1954, С. 556.
9. Там же, С. 558.
10.Там же, С. 556.
11.Брандт Б. Союзы промышленников в Соединенных Штатах Северной Америки. //Русская мысль, М., 1893, книга VI, С. 137-138.
12.См.: Сборник русской и иностранной литературы. 1913, N 14.
13.Нива, 1908, N 7, С. 137.
14.Там же, С. 136.
15.Там же, N 41, С. 704.
16.Там же, с. 704.
17.Там же, N 41, С. 724.
18.Там же, N 49, С. 862.
19.Там же, N 45, С. 786.
20.Василич Г. Забастовка и бойкот. Изд-во "Труд и Воля". Без года изд. С. 3.
21.Там же, С. 5.
22.Там же, С. 15.
23.См.: Мельников Р.М. Крейсер "Варяг". Л., 1975, С. 124.
24.Цит. по: Черников И. Первые сторожевые катера русского флота. //Катера и яхты, 1983, N 5, С. 84.
25.Там же, С. 81.
26.Гофштеттер И. Подводный флот. //Нива, 1908, N 18, С. 329.
27.Чехов А. П. Мститель. //Чехов А.П. Собр. соч. в 12-ти тт. Т. 5. М. , 1962, С. 351 -352.
28.См.: Чукуров А. Старика "Максима" любят и Чапаев и Дудаев. //Комсомольская правда, 1995, 4 февраля.
29.Цит. по: Сашонко В.Н. Коломяжский ипподром. Л., 1983, С. 73.
30.См.: Нобиле У. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем. М., 1984, С. 34.
31.Цит. по: Сашонко В.Н. Указ. соч. С. 140.
32.Катаев В. Указ. соч. С. 120 - 121.
33.Алексеев Н.Н. Главные приемы и орудия культурного сельского хозяйства. СПб, 1907, С. 26.
34.Там же, С. 37.
35.См.: Иванова Т. "Ремингтон", "Ундервуд" и "ремингтонные барышни". //Наука и жизнь, 1984, N 1, С. 131 - 132.
36.Серафимович А.С. Собр. соч. в 7-ми тт. Т. 1. М., 1959, С. 545.
37.См.: Кутайсов В. А. Проект "русской Ниццы": мечта городского головы. //Отечественная история, 1994, N 6, С. 264.
38.Цит. по: Гросул В. Я. Российская политическая эмиграция в США в XIX в. //Новая и новейшая история, 1994, N 2, С. 57.
39.Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Иркутск, 1991, С. 271.
40.Там же, С. 337.
41.Каверин В. Автобиографические рассказы. М., "Правда", 1961, С. 13,
42.Толстой А. Хождение по мукам. Иркутск, 1990, Кн. 1 и 2. С. 7.
43.Соболев Л. Капитальный ремонт. М., 1962, С. 274.
44.Римский - Корсаков М. Зачем России нужен флот. //Морской сборник, 1993, N 3, С. 21.
45.Там же.
46.Толстой А. Собр. соч. В 10-ти ТТ. Т. 2. М., 1958, С. 118 - 119.
47.Шишков В.Я. Избр. соч. В 4-х ТТ. Т. 1. М., 1958, С. 261.
48.Там же, Т. 2. С. 147.
49.Там же, Т. 1. С. 150.
50.Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990, С. 537.
51.Грин А. С. Собр. соч. В 6-ти ТТ. Т. 6, М., 1965, С. 240.
52.Там же, С. 231.
53.Там же, С. 234.
54.См.: Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Темы. Гимназисты. М., 1972, С. 142.
55.Чехов А. П. Полн. собр. соч. Т. XI, М.-Л., 1932, С. 180.
56.Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М., 1991, С. 104.
57.Там же.
58. Цит. по: Блестящая плеяда. М., 1989, С. 593.
59.Журавлева В. И. Русско-американский договор 1887 года. // Вопросы истории, 1991, N 9 - 10, С. 254.
60.См.: Кеннан Дж. Как велось просвещение русских солдат в Японии. // Каторга и ссылка, 1927, N 2, С. 158-176.
61.Семенов В. Расплата.// Морской сборник, 1993, N 11, С. 93.
62.См: Новиков-Прибой А. С. Цусима. Кн.1 N 2. М., 1984, С. 749.
63.Цит. по: Семенов В. Указ. соч. С. 93.
64.Там же.
65.Милюков П. Н. Воспоминания. В 2-Х ТТ. Т. 1. М., 1990, С. 228.
66.Там же, Т. 2, С. 14.
67.См.: Энгельгардт Б. А. Воспоминания камер-пажа.//Военно-исторический журнал, 1994, N 1, С. 54; Великий князь Александр Михайлович. Указ. соч. С. 54.
68.См.: Журавлева Л.С. Ученый, предприниматель, меценат Тенишев. //Вопросы истории, 1991, N 2, С. 207.
69.Великий князь Александр Михайлович. Указ. соч. С. 200.