У большинства из самоучек не было не только высшего образования, но даже среднего. Примечательно, что это не помешало совершать удивительные открытия и становиться основоположниками совершенно новых научных дисциплин.
Реформа науки
Притча о науке
Прилетает бог на Землю и говорит людям: "Дарую вам науку. Исследуйте природу и общество, делайте открытия и изобретения, ведите человечество по пути экономического и социального прогресса. А за это естествоиспытателям полагается пирог. Люди благодарят его, и бог улетает на небеса. Поначалу естествоиспытателей было трое - самоучка, профессор и академик. Как-то раз, подходит академик к профессору и начинает его подстрекать: "Зачем нам делить пирог на троих, когда можно - на двоих? Самоучка - это нахлебник. Надо его прогнать". На том и порешили. С тех пор все лавры достаются только профессору и академику, а самоучка прозябает на задворках жизни.
Стоп, общество! Давайте осмыслим и переосмыслим организацию науки. Обратимся к гегелевской паре форма-содержание. Согласно сложившимся представлениям наука имеет три формы организации - академическая наука, университетская наука и отраслевая наука. Сложившиеся представления о формах организации науки - предвзятые, ошибочные представления, сдерживающие развитие знания. До чего ж велика сила традиций, инертность мышления, что даже другие факты долгое время не принимают во внимание. А другие факты - самоучки - есть. Эти факты не говорят, они кричат. Мышление, скованное традиционной классификацией форм организации науки, мешает организаторам науки искать новые источники научных кадров. Тезис "Есть только три формы организации науки - академическая наука, университетская наука и отраслевая наука" является центральной науковедческой догмой. Беды начинаются там, где подчёркивание одного аспекта соединяется с огульным отрицанием всех остальных. Три формы организации науки нельзя рассматривать как единственные. Прежнее зеркало-то оказалось кривым. Мы должны осознать необходимость пересмотра противоречивых постулатов, которые выдвигались как непреложные истины. Я полагаю, что упущена четвёртая организационная форма - наука самоучек.
Мир держится на самоучках
Из истории наук известна ключевая роль самоучек.
Самоучкой был Бенджамин Франклин. Он был пятнадцатым ребёнком в семье бедного ремесленника. Проучившись в школе всего два года, он был вынужден поступить на работу в типографию одного из старших братьев. Работая в типографии, мальчик почти все своё свободное время отдавал самообразованию. На одной из популярных лекций Франклин познакомился с опытами по электричеству и решил заняться этими проблемами. С немудрёным оборудованием Франклин начал исследования, о результатах которых сообщал в письмах Коллинсону. Тот зачитывал эти письма на заседаниях лондонского Королевского общества - таким образом, об открытиях Франклина становилось известно в Европе. Удивительно, что человек, лишь в сорокалетнем возрасте познакомившийся с весьма актуальной в ту пору областью знаний, сумел всего за несколько лет получить такие результаты, что стал по праву считаться во всем мире лидером в исследовании электрических явлений.
Самоучкой был Джон Дальтон. Джон Дальтон родился в маленькой деревеньке в бедной квакерской семье. До 11 лет он учился, а в 12 лет сам стал учителем в деревенской школе, в свободное время помогая отцу на ферме. Он почти ничего не читал и хвастал, что может унести всю свою библиотеку на спине, и что даже из этих книг не прочитал и половины. Как у многих самоучек, в нём было меньше развито желание знать то, что сделали другие, чем твёрдая уверенность в правильности найденного им самим. На заседании Манчестерского литературного и философского общества Дальтон выступил с научными сообщениями. Первый доклад, прочитанный им в 1793 году, был посвящён цветовому дефекту зрения, которым он сам страдал и который теперь известен под названием "дальтонизм". Гениальный, склонный к обобщениям ум принёс ему бессмертную славу и сделал воспитанника деревенской школы почетным доктором Оксфордского университета и членом множества европейских академий.
Самоучкой был Майкл Фарадей. Получив очень плохое образование в начальной школе, Фарадей вынужден был в 12 лет работать продавцом газет. В 13 лет Фарадей стал учеником переплётчика. Попавшая к нему для переплёта книга "Беседы о химии" так заинтересовала мальчика, что он попытался повторить некоторые описанные там опыты. Посещая популярные лекции по естественным наукам, пытливый юноша подружился со студентами. Химик Гэмфри Деви взял Фарадея в помощники для лабораторных работ. Уже в 1816г. Фарадей начал читать лекции по химии. Через год появилась его первая работа об анализе тосканского известняка. У Фарадея не было академического образования, и он почти не был знаком с математикой. Это была одна из причин, по которой многие учёные не доверяли ни его интуиции, ни его логическим построениям. Но постепенно такое положение изменилось. Для химии наибольшее значение имели открытые Фарадеем и носящие его имя законы электролиза. В 1821г. Фарадей был избран членом Королевского общества.
Самоучкой был Луи Жак Манде Дагер. Не отягощённый образованием, он смог найти решение проблемы, ускользавшие от людей, много более сведущих в науках. Дагеру сказочно повезло. Он нашёл способ, позволивший одним махом многократно увеличить чувствительность пластин и сделать изображение позитивным. Десятиминутный доклад о дагеротипах на заседании французской Академии наук в 1839г. вызвал настоящую бурю.
Самоучкой был Альфред Нобель. Как и отец, он не получил в детстве никакого образования. За исключением 6 месяцев обучения, Альфред Нобель не унаследовал элементарных традиций ни одной их научных или инженерных школ. До всего он доходил самостоятельно. Начав с нуля, он сумел стать звездой первой величины.
Самоучкой был Николай Фердинандович Ягн. Никакого официального высшего образования Ягн не получил. Все свои обширные познания он приобрёл путем самообразования. Ягн получил привилегию на водопитательный прибор, усовершенствованный котёл, резиновые шины для конных экипажей, ружейный прицел, снеготаялку, сушилку. В Петербурге расцвёл великолепный талант Ягна. Одно за другим стали появляться разнообразные его изобретения: гидромотор, холодильные занавески, опреснитель. Но и этого было мало неутомимому изобретателю. В 1887 и в 1888 гг. вышли в свет две астрофизические работы, в которых Ягн высказал свою гипотезу "образования и жизни планетарных систем".
Самоучкой был Антониус Ван-ден-Брук. Ван-ден-Брук был юристом. Почти до конца дней ему приходилось скрывать свои занятия наукой даже от самых близких людей. Залп идей, касающихся физики атомного ядра, генерировал он в 1913 году. На заседании Голландской Академии наук Лоренц разъяснил заслуги юриста. Собрание единогласно проголосовало за избрание Ван-ден-Брука академиком.
Самоучкой был Питер Митчел. Митчел - личность не совсем обычная в современной науке. По роду занятий он был фермером. Сельское хозяйство давало Митчелу средства для занятия наукой. Митчел был исследователем-одиночкой. Однажды Митчел выступал Амстердаме на конгрессе. Посреди лекции внезапно демонстративно покинул зал президент международной организации биоэнергетиков М. Клингенберг. Проходя мимо советского ученого Скулачёва, он возмутился: "Я знаю, вы друг Митчела, так обучите его, ведь он безграмотен!" В 1966 году англичанин Митчел высказал идею о том, что энергия окисления может превращаться в энергию АТФ через мембранный потенциал. Биохимики просто не понимали, о чём идёт речь! Они не были готовы к восприятию электрохимических представлений. Впоследствии идеи Митчела блестяще подтвердились. Прошли годы, и заметка в журнале "Нэчер" за 1961г. стала самой цитируемой работой по биоэнергетике, а её автор - лауреатом Нобелевской премии, присужденной вопреки традициям премий, не за открытие какого-то явления, а за догадку о его существовании.
Имена многих самоучек связаны с открытиями фундаментальных законов природы. Отсутствие у самоучки диплома о специальном образовании не означает отсутствия знаний. Как ни парадоксально, но основы большинства наук были заложены самоучками: в теплотехнике (врач Р. Мейер, пивовар Д. Джоуль, врач Г. Гельмгольц); в математике (юристы Г. Лейбниц и П. Ферма, биолог Л. Эйлер, врач Д. Аламбер, цирюльник С. Пуассон, военный Р. Декарт); в химии - юрист Лавуазье, в астрономии - юрист Э. Хаббл, в физике - лингвист Ч. Таунс, в кибирнетике - врач Р. Эшби.
Согласно "Словарю русского языка" дилетант - это тот, кто занимается наукой или искусством, не имея специальной подготовки, систематических знаний; любитель. Таким образом, дилетантом следует назвать Ломоносова, диапазон интересов которого был необычайно широк; Бородина, бывшего одновременно выдающимся химиком и замечательным композитором; Чехова, не имевшего диплом литератора.
Если бы Пастер был бы медиком, а не химиком, он ещё с университетской скамьи был бы отравлен теорией миазмов и никогда бы не открыл, что болезни вызываются микроорганизмами. Химик по образованию, он стал иммунологом. Не зная медицины, Пастер начал лечить людей, причём делал это с большим успехом, став поистине благодетелем человечества.
Самоучкой следует назвать физика Фрэнсиса Крика, получавшего Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие молекулярной структуры молекулы ДНК. Начав свою карьеру как физик, он провёл семь лет в адмиралтействе, разрабатывая магнитные акустические мины. В возрасте 30 лет, когда учёный обычно имеет устоявшееся направление исследований, Крик решил перейти в биологию.
В 1803 году самоучка В. В. Петров за заслуги в электротехнике был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, в 1807 году - адъюнктом Академии, в 1809 году - экстраординарным академиком и, наконец, в 1815 году - ординарным академиком.
Самоучка Якоб Штайнер, работал репетитором. Полюбил геометрию. В 1834г. за заслуги в математике был избран в Германскую Академию наук.
Самоучка Оливер Хевисайд, телеграфный оператор. За заслуги в физике в 1891г был избран членом Королевского общества. В 1905 был избран почетным доктором философии Геттингенского университета. В 1908 был избран почетным членом Института инженеров-электриков.
Самоучкой можно назвать любого учёного, который в данный момент увлёкся проблемой, выходящей за рамки его прямой специальности. Список можно продолжить.
Дилетантизм и поверхностность знаний - не одно и то же. Юный самоучка Гаусс в восемнадцатилетнем возрасте открыл, что правильный многоугольник можно построить только в том случае, если число его сторон представляет либо простое число Ферма, либо произведение этих чисел. Это замечательное открытие юноши после 2200 лет топтаний на месте и решило его судьбу. Гаусс предпочел математику филологии и, как показала история, правильно сделал.
Из истории науки известно, что в России в начале ХХ века самоучки даже создали Ассоциацию натуралистов. Союз самоучек, членами которой стали Циолковский, Мичурин, Тимирязев, отличалась от свободной ассоциации по развитию и распространению положительных наук. Осенью 1918г. после шумных дебатов было признано насущно необходимым "объединение внекастовых тружеников науки, которые до сего времени, при наличии кастовой научной монополии, не могли планомерно и целесообразно научно работать из-за отсутствия необходимой обстановки и материальных средств". Самоучки взбунтовались против академиков. Те, кого долгие годы не пускали в науку, повели бой за право называться учёными.
Дилетантизм имеет одну хорошую сторону и одну плохую. Хорошая его сторона, т. е. сила дилетантизма состоит в том, что его мысли свободны для новых комбинаций, не будучи заранее парализованы традицией школы. А слабость дилетантизма сказывается в плохом отстаивании своих идей, так как ему не достаёт той эрудиции, которая необходима для прочного обоснования идей. Принято говорить, что в наши дни самоучка не достигнет больших высот в науке. Я опровергаю эту догму, главное в науке - это мысль.
Очень интересная книга профессора Ацюковсого "Науку спасут дилетанты"
В ней собран колоссальный исторический материал о самоучках. Ацюковский сделал ряд важных выводов:
- дилетантами были почти все, кто внёс в науку значительный вклад
- фундаментальная наука находится в кризисе
- используемая организаторами науки методология является порочной
- науке нужны люди, идущие наперекор установившимся течениям, ставящие проблемы и берущие на себя ответственность за их решение на новых путях. Это и есть дилетанты. За ними будущее.
Самоучки недооценены обществом и государством
Академик Вернадский оставил завет: "Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживающиеся господствующих взглядов".
Фундаментальная идея всегда рождается в голове одного человека и не является плодом коллективных усилий. И зачастую таким человеком является самоучка.
Неужели мы все сошли с ума и не понимаем, что сами академики и университетские учёные являются тормозом научного прогресса? Главный недостаток академика, университетского учёного состоит в отсутствии свободы. Современные научные сотрудники связаны обязательством с той организацией, в которой они работают. Как заметил нобелевский лауреат Пауль Эрлих: "Наука - эта птица вольная. Она в клетке не поёт". Этого недостатка лишён самоучка.
Академики и профессора перестали ловить мышей. Они не делают главного, не выдвигают прорывных идей. Академические и университетские яйца учат министерскую курицу, где ей искать таланты. Министерская курица поступит мудро, если снесёт себе самоучкино яйцо.
Если бы Суворов ожил, то он с недоумением отозвался бы о намерении Министерства науки подготовить 30 тысяч новых исследователей. Воевать надо не числом, а умением. 30 самоучек сделают то, что не под силу 30 тысячам новых исследователей.
Принцип самоучки используется в литературе. Человек сначала является графоманом, а потом - выдающимся писателем.
Почему в спорте любители имеют признание, а в науке - не имеют? Любители в науке - самоучки - добьются больших достижений, нежели профессионалы.
В разных отраслях есть внештатные сотрудники. Таким внештатным сотрудником в науке может стать самоучка. Для гуманитарных наук не нужны ни лаборатории, ни оборудование. Для исследователя достаточно иметь ручку и бумагу.
Обязательно ли поручать работу специалистам? Парадоксально, но неспециалисты лучше справляются со сложными задачами, нежели специалисты. Так, С.Шойгу, не являющийся военным, стал отличным организатором военного дела, а М.Котюков, не являющийся учёным, стал отличным организатором науки. Генри Форд понимал слабые места специалистов. Он говорил: "Если бы я хотел уничтожить своих конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов".
Хочется спросить, почему в Министерстве науки есть департамент аттестации научных работников, и нет департамента поиска новых источников научных работников? Поисковые работы - это ключевое слово науки. Логично было бы самому Министерству поискать новые источники научных кадров. Министерство науки наступает на те же грабли, что и его предшественник: остановилось на трёх формах науки - университетской, академической и отраслевой. Сколько можно искать таланты под фонарём, сколько можно зацикливаться на академиках и профессорах, сколько можно игнорировать современных самоучек?!
Если в спорте занимаются поиском внутренних резервов и ресурсов, то организаторы науки даже не ставят такую проблему. Именно самоучки и являются теми резервами и ресурсами, которые обеспечат прорыв в науке.
Академики и профессора стали сообществом экспертов. В стране эксперт на эксперте сидит и экспертом погоняет. Самоучки - это генераторы идей. Обществу всё равно, от кого поступит плодотворная, оригинальная, интересная идея, от профессора или от слесаря.
Сознание у человечества появилось 40 тысяч лет назад. История человечества - это всплески расширения сознания. Само общество заказывает систему самоучек, но следует признать, что этот заказ не осознаётся.
Министерство науки и высшего образования России не делает главного: не подвергает ревизии общепринятое представление о формах организации науки, не проводит осмысление и переосмысление этих форм, не ищет внутренние резервы и ресурсы науки.
Ревизия методологии науки и критический анализ наводят на мысль о четвёртой организационной форме науки - науке самоучек.
Глубинную причину, препятствующую прорыву в науке необходимо искать не в оправдании академиков и профессоров, а на следующем, более высоком иерархическом уровне. Этот вывод подтверждается теоремой о неполноте Гёделя: задача, поставленная в определённой системе, не может быть решена в этой же системе. На мой взгляд, глубинной причиной препятствующей прорыву в науке является игнорирование самоучек, отображающее отношения между специалистами и неспециалистами.
Реформа науки
Предшественники Министерства науки провели две реформы: появились негосударственные вузы, появились бакалавриат и магистратура. Была также проведена реформа РАН. Она дала хорошие результаты. Положительную роль в этой реформе сыграло ФАНО.
Давно назрела третья, более глубинная реформа науки. Но она должна исходить не от руководства страны, а от самого Министерства науки.
Предлагаю Министерству науки и высшего образования России узаконить четвёртую организационную форму науки - науку самоучек. Цель реформы - приравнять статус самоучки к статусу академика и профессора. Реформой будет предусмотрено финансирование самоучек, фонд самоучек. Самоучки получат свой печатный орган. У самоучек появится своя система учёных званий:
Школяр-самоучка
Ремесленник-самоучка
Талант-самоучка
Гений-самоучка
Россия богата талантами. После того, как Министерство науки породит спрос на самоучек в Москву придут новые Михайлы Ломоносовы. Прогресс - это не что иное, как порождение спроса на новые профессии. Компьютерная фирма Olivetti породила спрос на профессии программиста и системного администратора. Министерство науки породит спрос на самоучек, и тем самым будет содействовать невиданному научному прогрессу.
Сработает философский закон перехода количества в качество. Большое количество самоучек будет выдвигать плодотворные, оригинальные, интересные идеи, найдёт решение труднейших проблем человечества. Когда появится много самоучек, то они образуют систему, обладающую синергетическим эффектом. Самоучки - это украшение человечества.
Автомобильные производители добились успеха, когда выпустили на рынок новые модели. Организаторы науки добьются успеха, когда начнут использовать новые модели мозга. Стоит только организаторам науки разорвать консенсусную паутину и ввести в оборот науку самоучек, то это приведёт к научному прорыву. Четвёртая форма науки - это революция в организации самой науки.
Идея приравнять статус самоучки к статусу академика и профессора - парадоксальная. Парадоксальность - характерная черта современного научного познания мира. Всякая радикальная теория, резко рвущая с привычными представлениями и неожиданно объединяющая то, что всегда казалось лишённым всякой общности, воспринималась как посягательство на основы привычного видения мира и тем самым как парадокс. Таким образом, наука постоянно порождала парадоксы. То, что наиболее глубокие и сложные проблемы встают нередко в остропарадоксальной форме, никого уже не удивляет. Более того, парадоксальность выступает в качестве особого критерия оценки научных гипотез и теорий. Требование не просто "новых", а "сумасшедших" новых теорий - это, в сущности, требование парадокса. Наука, одной из определяющих особенностей которой является постоянное развитие, во все времена находилась в определённом конфликте с тем, что уже устоялось и стало привычным.
Одним из критериев плодотворности научной теории является сочетание архаизма с радикализмом. Этому требованию полностью соответствует идея приравнять статус самоучки к статусу академика и профессора.
Нельзя сказать, что идея приравнять статус самоучки к статусу академика и профессора является посторонней. Как и все великие идеи, она давно носилась в воздухе. К ней шли ощупью с разных сторон и разной степенью успеха историки науки, рассказывающие о самоучках.
Наука имеет дело с вещами неочевидными. Великий учёный - человек проницательный. Если бы 50 лет назад человечеству объявили о том, что оно будет пользоваться мобильными телефонами, компьютерами, интернетом, то в ответ получили бы единогласное скептическое "не верим".
Во всех научных державах мира организаторы науки анализируют, систематизируют, обобщают результаты научных исследований. Но немногим свойственно прозрение, дающее возможность осуществить научный прорыв. Министерство науки поступит проницательно и дальновидно, если создаст точку бифуркации и объявит о начале эры самоучек. На "машине времени" можно будет не только приблизиться, но и "въехать" в будущее науки. Организаторы науки заглянут в завтрашний день науки. Для того, чтобы поезд науки направился по новому пути, достаточно будет перевести стрелку.
Истины плодотворны только тогда, когда между ними существует внутренняя связь, а связь эту можно проследить только в развитии. Министерство науки создаст удачную новую классификацию форм организации науки, правильно поняв эволюцию естествоиспытателей. Нынешняя классификация организации науки - продукт длительной эволюции; в течение многих лет старые звенья в ней заменялись новыми, более совершенными. Одним словом, наука - это не застывшая мертвая схема, а живой развивающийся организм.
Послание Министру науки и высшего образования России
Сэр, наслышан о ваших организаторских подвигах. С огромным уважением отношусь к вашей министерской деятельности и свидетельствую, что вы преуспели в ней.
Для меня особливо почётным является настоящее послание к вам. Все мои помыслы состоят в том, чтобы обрести истину.
О, сэр, Вы благосклонны ко мне, и выслушайте благожелательно то, что я предлагаю Вашему просвещённейшему суду.
О, сэр, прошу Вас приравнять статус самоучки к статусу академика и профессора.
И вслед за Пушкиным Вы воскликнете: и долго буду тем любезен я народу, что реформу науки сотворил.
О, сэр, продолжайте покровительствовать мне.
Всегда готовый к услугам, Ваш покорнейший слуга самоучка Ефим Рейтблат.
В борьбе противоположностей раскрывается истина. Противоречие между академиками, профессорами, объединёнными в организации, с одной стороны, и самоучками, лишёнными своей организации, с другой стороны, является источником прорывных идей, решений труднейших проблем. Противоречия дают указания организаторам науки, в каком направлении нужно искать прогресс.
Просмотрим стрелу времени.
XV век - начало XX-го века. Самоучки действовали автономно и разрозненно. Их научные достижения находились на мировом уровне.
Начало XX-го века - начало XXI-го века. Самоучки сошли с исторической сцены.
Начало XXI-го века. Самоучки получат признание государства. Появится узаконенная государственная организация самоучек. Самым почитаемым в научном сообществе станет гений-самоучка. Самоучки выведут российскую науку на первое место в мире. Министерство науки станет самым авторитетным Министерством, а Михаил Котюков - самым влиятельным Министром. От создания науки самоучек выиграет и наука, и общество. Наука самоучек завтра изменит всю нашу жизнь. Наука самоучек станет курицей, несущей золотые яйца. Она позволит по-новому взглянуть на жизнь человечества и тем самым расширить класс решаемых задач.
Свою статью я хочу закончить словами песни "Интернационал":