Из сборника "Алиса и семнадцать котиков" Предыдущий рассказ здесь: http://samlib.ru/editors/r/reshetnew_w_s/wankotikmuzykant.shtml
15. Художница Ника
Как-то так получается, что в последнее время я всё чаще остаюсь дома одна, родители постоянно задерживаются на работе. Размышляя, хорошо это или плохо, я вдруг услышала, как ко мне обратилась кошечка по имени Ника.
- Алисочка, научи меня рисовать, - попросила она и прибавила заветное слово, - пожалуйста.
- Вот тебе раз, - подумала я, - какая кошечка у меня умная и воспитанная, - а вслух отвечаю ей, - знаешь, - говорю я, - это не так просто. Чтобы научиться рисовать, надо к этому иметь талант. Но и одного таланта мало, надо ещё быть прилежной, собранной и внимательно меня слушать. Но если ты на самом деле хочешь этому научиться, то я тебе помогу.
- Конечно хочу, - кошечка Ника замахала лапками, - я уже давно наблюдаю, как ты рисуешь, и как у тебя хорошо получается, вот и мне захотелось.
- Раз так, начнём, - сказала я, - но сначала надо организовать рабочее место.
Я открыла шкаф, достала мольберт и установила его у окна, потом принесла из маминой комнаты ещё один стул и усадила будущую художницу рядом с собой.
- Теперь надо настроиться, - мысленно приказала я.
Ника согласно мяукнула, но тоже мысленно.
- Для начала будем рисовать карандашом на обычной бумаге, - сказала я, - к краскам на холсте перейдём потом, когда немного научишься.
- Как скажешь, - согласилась кошечка, - ты учитель.
Я взяла карандаш, прикрепила чистый лист к доске, смотрю на Нику, а она сидит такая воодушевлённая, ушки торчком, брови веером, всем видом своим показывает, что очень хочет научиться рисованию.
- Этот лист, - говорю я, - будет нам черновиком, так как ты впервые приступаешь к такому занятию, и с первого раза, - продолжила я, - редко кому удаётся нарисовать что-то стоящее. И карандаш я тебе даю для того, чтобы ты не измазалась, чего не скажешь про краски. Будем рисовать чашку, в художественной школе мы тоже с неё начинали. Сейчас я её принесу.
Я пошла на кухню и принесла оттуда египетскую чашку, которую дед Витя недавно привёз мне. На ней была нарисована кошка, чем-то похожая на Нику. Я поставила её на подоконник и стала объяснять будущей художнице технику рисования.
- Рисовать чашку, самая простая задача для начинающих, - сказала я, - сейчас посмотрим, каким выйдет у тебя твой первый эскиз. Знаешь, что это такое?
Ника покачала головой.
- Эскиз - это черновой или незаконченный рисунок, - стала я объяснять назидательным тоном, - он создаётся для дальнейшей проработки картины.
- Хорошо, мне понятно - ответила Ника и сделала первый штрих. Сделала она его аккуратно, едва касаясь карандашом бумаги, потом стала действовать уверенней.
- Чирк, чирк, - раздавалось по комнате, это скользил карандаш по белому листу бумаги, - чирк, чирк.
Ника сидела сосредоточенная и только временами поглядывала на чашку, стоявшую на окне. Но вот творение окончено, и мы попытались его оценить. Скажу честно, вышло оно не очень похожим. Бока чашки были не симметричными, и кошка оказалась похожей на мышь. Я вспомнила мышку Пышку и чуть не прыснула от смеха. Но Нике было не до веселья, она сидела молча и разглядывала свой рисунок. Чувствовалось, что она им не очень довольна.
- Не расстраивайся, - первой не выдержала я, - сейчас мы повторим попытку и попробуем всё исправить.
Я сняла с доски использованный лист и приколола новый.
- Сейчас мы вот что сделаем, - предложила я, - возьмём линейку и разметим листок. Для начала проведём вертикальную ось,
отложим от неё в обе стороны одинаковые расстояния, и тогда чашка у тебя не выйдет кособокой.
- Не хочу, - отрезала кошечка, - мне неудобно держать в лапках линейку.
- Я тебе помогу, - сказала я примирительно, - мне привычно работать с линейкой, на уроке математики мы ею часто пользуемся.
Кошечке ничего не оставалось, как согласиться со мной. Когда листок был расчерчен, Ника стала рисовать гораздо чётче и увереннее. Через полчаса новый эскиз был готов.
- Попытка номер два, - сказала я, - она успешнее первой. Сразу видно, что это чашка, а не кувшин и не ваза. И кошка на ней похожа на космонавта Юлию, а не на Пышку, - прибавила я.
Ника зарделась от моей похвалы и погладила меня по руке.
- Раз у меня получилось рисовать карандашом, - сказала она, - давай теперь попробуем это сделать красками. Я хочу нарисовать море. Ты ведь была на море? - она посмотрела на меня вопросительно, - сравним тогда моё море с твоим настоящим.
- Море так море, - согласилась я, - давай, попробуем.
Я снова открыла шкаф, достала из него холст, прикрепила к доске мольберта и развела на палитре краски.
- Только рисуй аккуратно, - предупредила я Нику, - не испачкайся. Знаешь, как художники говорят о своей работе? Они говорят, что пишут картины, а не рисуют. Теперь ты это будешь знать.
Кошечка улыбнулась, взяла кисточку, и уверенными мазками стала наносить краски на холст. Сначала появилось солнце, вокруг него небо с белыми облаками, в небе поплыли две грациозных птицы, и только потом внизу холста она начала рисовать море. Оно получалось бирюзовым и ярким, на его берегу с золотистым песком выросли пальмы, под одной из которых я увидела себя, стоящей за мольбертом и рисующей морской пейзаж. Место было очень похоже на то, где я когда-то отдыхала с родителями. Не хватало только мальчика с его игрушечным пёсиком.
- Теперь у тебя всё классно получилось, - похвалила я кошечку, - скоро ты станешь настоящим художником и будешь мне помогать.
- Ур-ра! Я согласна, - радостно мяукнула Ника и сделала заключительный штрих на своей картине.
Так кошечка Ника под моим руководством научилась рисовать и стала настоящей художницей.
28 июля 2023 г
Продолжение здесь: http://samlib.ru/editors/r/reshetnew_w_s/kotikbrjus.shtml