Аннотация: Андрей Строганов вдруг оказывается на другой планете - он мигрировал с Земли. Два последних года его жизни изъяты в уплату за визу, поэтому Андрей не помнит, почему решил уехать. Что случилось на Земле и есть ли дорога назад? Тем временем на уютный мир Раа, где оказался Андрей, наползает тень...
Роман "Мигрант, или Brevi Finietur" Марины и Сергея Дяченко продолжает цикл "Метаморфозы", начатый романами "Vita nostra" и "Цифровой, или Brevis est", являясь при этом самостоятельным произведением.
Рецензия:
Земля без страха
Вообще очень немного сегодня осталось фантастов. Людей, которые пишут именно фантастику, как литературу - с глубокими проблемами, острыми вопросами и нетривиальным сюжетом. Подавляющее большинство наших писателей-своременников занимается развлекаловкой. В принципе, понять их можно. Развлекательная литература, особенно если глянулся публике - какой-никакой но кусок хлеба, если заниматься этим постоянно. Ну а проработанные миры, живые персонажи, с их внутренним миром нынче не особо востребованы. Сменился тип читателя, ему нужны другие герои. На мой вкус, сегодняшняя русскоязычная фантастика и фэнтези вернулась на сто лет назад - во времена рассвета "Конана" и "Тарзана из племени обезьян". Очень надеюсь, что нас ждут вторые шестидесятые, что у нас будут свои Лемы, Шекли и Бредбери. Пока авторов, пишущих не о суровых мужиках с бластерами и не о Великой Прекрасной России в далёком будущем можно пересчитать по пальцам. Супруги Дяченко - как раз из таких.
Украинские писатели последние, наверное, мастера социально-психологической фантастики на русскоязычном рынке. Конечно, чтобы быть востребованными приходится хитрить, маскировать пилюли непростых смыслов в обёртки чего попроще. Но это у них получается отлично. Собственно, такой шаг необходим. Разучились читатели воспринимать что-либо сложнее приключений офисных стерв в массе своей. Авторам, чтобы донести свои идеи приходится излагать их максимально просто, измельчать, выдавать небольшими порциями. Как лекарство. Серия "Метаморфозы" - по моему скромному мнению - попытка воспитать новое поколение "умных" любителей фантастики. Ну и сплотить старых, живущих на диетическом пайке из авторов генерации середины 20ого века. Удалось ли им это? Пока сложно сказать - процесс ещё идёт, причём с переменным успехом. Одно могу засвидетельствовать - у Дяченок получилась отличная, увлекательная серия, посвящённая проблемам взаимоотношения общества и личности, идеи и воплощения, первичности материи и мысли. Рецензируемую книгу читал с некоторой опаской - "Цифровой" мне, что называется "не пошёл"(что ни в коем разе не умаляет достоинств книги), были мысли о том, что авторы уведут всю серию на непривычное для них игровое поле. Однако, этого не произошло, что я с удовольствием констатирую. После заигрываний с киберпанком украинские фантасты вернулись к своей излюбленной тематике, социальной психологии.
"Мигрант" - это продолжение самой первой книги цикла, "Vita Nostra", однако, продолжение непрямое. Сашу Самохину вы здесь не найдёте, даже в образе демиурга. Что самое удивительное - сюжет вертится даже не столько вокруг главного героя. Можно сказать, что центральная фигура повествования - это мир, в котором происходит действие, мир Раа. Весь, целиком. Со всеми своими гражданами, со всей своей природой, со всем своим коллективным бессознательным. Мир, задуманный идеальным, спокойным. Мир, задуманный без страха и насилия. Мир, в котором должно было бы торжествовать счастье и гармония. Здесь заложен первый конфликт повествования - конфликт материи и идеи, конфликт замысла и воплощения. Идеальный мир не может существовать. Материя всегда будет вносить свои коррективы. А уж в таких условиях как на Раа, где реальность настолько зыбка, что любой житель этого мира может изменить её, поддавшись сильным эмоциям... но дело не только в расслоении реальности. Мир Раа был задуман без страха. Без страха, без агрессии, без отбора. Он обречён был на статику. Без страха нет развития. Без агрессии нет развития.
Цитата:
"Местная растительность была устроена таким образом, чтобы кормить всех, кто в состоянии поднять руку и сорвать плод. Непонятно, как на планете с такой природой могли сконструировать что-то сложнее палки с крючком."