Мы привыкли жить во вранье. Более того, нам это нравится. Мы чувствуем себя в нем уютно, потому что знаем, что обманывают не только нас лично, но и всех остальных, таких же как мы граждан вне зависимости от их национальности, вероисповедания, пола или возраста. А смешнее всего то, что ради защиты этой лжи мы готовы идти на баррикады и жертвовать своей жизнью. И ни-ни, чтобы кто посмел посягнуть и сказать нам: "Ребята! Остыньте. Может, то, во что вас убеждают верить, и неправда. Может, нужно сделать усилие для своего ленивого и доверчивого мозга и собрать дополнительную информацию. A?"
Я родился и вырос при социализме. Вначале развивающемся, далее развитом, потом зрелом и затем де факто перезрелом. Но никаких особенных претензий ни к стране, ни к системе ей правящей у меня не было. Как и большинство из некоего специфичного для России, политически беспомощного, почти всегда, хотя и неумышленно, наносящего вред стране, витающего в облаках социума, гордо называющего себя интеллигенцией, я вырос в уважении к демократии, свободе и в неприятии диктата. Но, как и большинство себе подобных, на деле представлял из себя типичного представителя кухонной оппозиции, т. е. тех, кто после рюмочки, в компании проверенных друзей мог покритиковать власть, да и то не без оглядки. Причем, прошу прощение за повторение, никаких особенных претензий к советскому строю у меня не было. Советские люди без сомнения жили беднее, чем на западе, но, как ни странно, были человечнее, образованнее, и, что немаловажно, веселее, чем сейчас. А всяких там разного уровня руководящих членов партии, комсомола, профсоюза и прочая я, не очень это скрывая, считал или дураками, или лицемерами. За что и наживал время от времени мелкие неприятности.
Но за полученное мною образование вообще-то СССР низкий поклон. Уж что-что, а его при желании учиться можно было получить без особого труда. Единственная проблема, которую создавал СССР мне подобным, а я единица среднестатистическая, заключалась в коммунистическом воспитании и сопутствующему ему промывании мозгов. А оно в зависимости от возраста индивидуума включало в себя идеологическое зомбирование граждан в пионерской организации, комсомоле и КПСС, подкрепляемое преподаванием в школе таких предметов как обществоведение и новейшая история, а в вузах истории КПСС и научного коммунизма. Слава богу, советские, а до этого и после российские граждане испокон веков умели от дураков отбрехаться и состроить правильное выражение лица. Так и выживали.
Я до сих пор помню, как после первого года обучения в рамках аспирантского минимума сдавал экзамен то ли по научному коммунизму, то ли по марксизму-ленинизму. А у меня и из головы-то вылетело, что этот экзамен хочешь - не хочешь, а надо сдавать. И именно в этот день. И лишь случайно на работе, т. е. в больнице, мне напомнили о нем часа за полтора до начала. Я, естественно, ноги в руки и помчался в институт. Хотя при этом ни ухом, ни рылом, другими словами, совсем не в теме. Когда я приехал, экзамен уже начался, и, как обычно, у дверей экзаменационной вертелся нервничающий народ. И тут нате я с сакраментальным вопросом, немало удивившим остальных: "А о чем, собственно говоря, идет речь?" Но братья-аспиранты меня не бросили в беде. Конечно, подготовить меня к экзамену не могли, но дали ценную информацию. Оказывается, Юрий Владимирович Андропов, а царствовал тогда он, сподобился и накропал чьими-то руками статейку в "Правде", не помню о чем, и предполагалось, что весь народ и, конечно, аспиранты только и живут тем, что ее читают-перечитывают, а в оставшееся время обсуждают. Ну, и в двух словах мне эту статью пересказали (надо же, кто-то все-таки прочитал). И, надо же, после того, как я, уже на экзамене, довольно бодренько общими словами оттрепался по первому вопросу, экзаменатор, глядя на меня глазами инквизитора, задает вопрос, а читал ли я статью Юрия Владимировича. На что я ничтоже сумняшеся ответил, что да, хотя и добавил, потупив скромно очи, что не проштудировал как надо. И мы начали неизвестный мне шедевр публицистики обсуждать. Но поскольку я не первый раз в жизни c умным видом рассуждал о предметах мне совершенно незнакомых, я что-то таки наплел. И получил пятерку. Но, что меня убило и рассмешило, это то, что экзаменатор, рисуя мне оценку, сказал, что я, хоть и не штудировал, но очевидно статью внимательно прочитал и верно ухватил позицию руководства партии на что-то там.
Я привел эту дурацкую историю из прошлого вовсе не для того, чтобы похвастаться, какой я ловкий. Категорически нет. Я только хотел, чтобы стали понятны и конформизм советских граждан, и скепсис, с которым они относились к любой информации, поступающей через официальные источники. Соответственно этому уже вышедшие из возраста коротких штанишек граждане относились и к изложению истории собственного государства, по крайней мере, в его пред- и послереволюционном периоде. Более того, даже дети, жившие или в абсолютно, или в умеренно лояльных по отношению в советской власти семьях, понимали или подозревали, что то, что им рассказывается о периоде до и после 1917-го года, если и не совсем фуфло, то во многом из него состоит. С ними, детьми, играли краплеными картами, а дети - далеко не дураки. Но это было частью общей всесоюзной игры, к которой все привыкли. Поэтому, что бы советским людям ни говорили о подвигах, дальновидности, справедливости большевиков и коммунистов, о всенародном энтузиазме и о торжестве и победе социализма, всегда оставались сомневающиеся. Т. е. те, кому, хотя бы иногда было интересно задуматься, и которые относились к пламенным речам официальных болтунов и письменным текстам учебников, брошюр и статей по принципу: мели Емеля - твоя неделя. Но, справедливости ради, я не могу не сказать, что не сомневаюсь в том, что практика подтасовывания и искажения фактов в угоду правящей системе существует во всех государствах, какими демократическими они бы не казались. У всех есть скелеты в шкафу, которые не любят вытаскивать. Другое дело, пропорция вранья и правды, доходящая до простого гражданина, и те законные права и возможности этого гражданина достать из шкафа спрятанный скелет и на него посмотреть. И тут наблюдалось и наблюдается существенное различие между вызывающим у простого народа зависть западом и нашим когда-то социалистическим отечеством. Раньше СССР, а сейчас Россия во всех областях всегда почему-то хотели быть первыми. А зачем? Ладно, простительно хотеть стать чемпионом по никому не нужному керлингу, но зачем же бороться за звание лучшего по обману народа или, скажем, чемпиона мира по коррупции?
Наступила перестройка. Какие-то шкафы стали открываться, и из них посыпались такие скелеты, что просто мама дорогая. И замечательно. Появилось ощущение, что наконец-то будет восстановлена историческая справедливость, а, главное, люди поймут, не перекладывая вину исключительно только на каких-то отдельных личностей, что победа большевиков, например, была не более чем трагическая историческая случайность, а не закономерность. Как, кстати, и торжество НСДАП, партии нацистов Гитлера. И у русских, и у немцев, в принципе, был право выбора, которым они в силу инертности и уверенности, что кто-то за них всех в решит, не воспользовались.
Я уже много лет живу в Израиле, но всегда внимательно и с искренним участием следил и слежу за перипетиями политического развития России. Я уехал в 90-м году и в первый раз побывал в ней в то ли в 91-м, то ли 92-м. И это был тихий ужас. Серая, грязная Москва, люди с напряженными лицами, везде ожидающие подвоха, их готовность сделать за несколько долларов все, что угодно. Но прошло двадцать с гаком лет, и нет сомнения, что народ стал жить намного лучше. Ездит на иномарках, строит весьма приличные дома, хорошо одевается, путешествует по миру. Казалось бы, уже близки те времена всеобщего процветания, о которых мечтали ратующие за державу и, главное, за простых, сермяжных граждан интеллигенты-демократы. Но вот загвоздка. Дорогие россияне почему-то не выглядят счастливыми. Может, все-таки смысл жизни заключается не только в дорогой машине, отдыхе на Канарах и лобстерах? Может нужно что-то еще. Но где его взять? И для чего же тогда мудрое руководство государства? А оно, не колеблясь ни секунды, это "еще" решило найти и предоставить. Раньше-то с "еще" было просто. Мы были строителями коммунизма. А что Россия строит сейчас?
Для того чтобы говорить о "сейчас" нужно попытаться понять, а кто действительно борется за это "сейчас" и дальнейшее будущее страны. А кто? Дед Пихто и баба Тарахто. В конце 80-х и крутые 90-е были пускающие сопли и громко кричащие от возмущения несправедливостью системы либералы и демократы (не путать с ЛДПР) в кургузых костюмчиках и платьицах. И где они, эти демократы, сейчас? Вы не поверите, но они хорошо упакованы. И варежку особенно не раскрывают. А сейчас пришли другие, новые, тоже как бы демократы, но оппозиционеры, и они тоже разевают рот и широко. А что хотят? В чем их непримиримая оппозиция власти? Может, тандем Путин-Медведев когда-нибудь выразил какую-нибудь идею, противоречащую их позиции? Может быть, Путин или Медведев заявили, что они за коррупцию, за нечестные выборы, что они против справедливого суда и честной милиции-полиции, а, может, они за то, чтобы пенсии или зарплаты бюджетников были низкими? Так за что же борется оппозиция? В чем же разница? А ни в чем. У великолепного сатирика (хотя многие вряд ли считают его сатириком вообще) Джонатана Свифта в его "Путешествиях Гулливера в Лилипутию" описаны два враждующих острова, которые раньше были единым процветающим государством. А разделилось это государство после того, как принц порезался, очищая на завтрак яйцо с острого конца, что в итоге привело к изданию императорского указа, категорически запрещающего гражданам страны разбивать яйца с этой "опасной" стороны. Но в ответ на это, в противовес партии власти, тупоконечников, возникла оппозиционная партия остроконечников, ратующих за право разбивать яйца с острого конца. А конфликт между ними привел в итоге к непримиримой войне и разделу государства.
Вот и российская оппозиция в сущности пытается вовлечь Россию в некое подобие конфликта тупоконечников и остроконечников. Только не нужно забывать, что Россия далеко не процветающее и не стабильное государства. И она не доросла до уровня, когда партии конфликтуют по мелочам. Как виги и тори в Великобритании, или те же республиканцы и демократы в США. Они там борются за власть, обещая, что народ будет жить еще лучше. А в России борются за то, чтобы выжить. А еще лучше и ухватить кусок пожирнее. И поэтому вместо команды Путин-Медведев оппозиция просто-напросто хочет посадить на правление своих. И все. Кстати, эти "свои" без сомнения достойнейшие, порядочнейшие и образованнейшие люди (я не иронизирую). Проблема в том, что это только до поры до времени. Только пока и сейчас. Ведь не станут ни по приказу сверху, ни по мановению волшебной палочки полиция и суды честными, независимыми и неподкупными. Не прекратят чиновники брать взятки, потому что коррупцию придумали не Путин с Медведевым, а душит она Россию уже столетиями. А в итоге, вероятно, новой власти под тем или иным предлогом снова придется перераспределять собственность. Как же иначе. Надо восстанавливать справедливость. А "свои", может, и потерпят у властной кормушки на честном, но "голодном" пайке месяц-два для блезиру, а потом махнут рукой. И залают тогда борзые щенки во дворе усадьбы, и закатится, куда нужно, откатик. Или, может, оппозиция держит в кармане какой-то козырь, и, раз, придет некий мессия от демократов Пупкин, и страна вместо нефти и газа начнет экспортировать нано- и прочие технологии? Фигу с маслом. Никаких источников процветания у России, кроме тех, которые есть сейчас, в стране нет. И, если ей повезет, и за рубежом не придумают иные, кроме нефти, газа и атома, источники энергии, у нее нет ничего, кроме собственных природных ресурсов. А, значит, как торговала Россия-матушка природными богатствами, так и будет торговать, что при нынешней власти, что при последующей (последующих).
Кстати, здесь уместно вспомнить древнюю китайскую сказку. Наверно, ее кто-то уже слышал, а кто-то и нет.
В одной китайской провинции поселился злой дракон и начал жечь огнем людей и деревни. И взмолились тогда китайцы. А дракон сказал, что может и пощадить, если раз в год народ будет платить ему мзду золотом и отдавать самую красивую девушку. Так и порешили. Провинция стала платить мзду и отдавать девушку, а дракон людей и деревни не трогал. И, тем не менее, желая освободить людей от непосильного и унизительного бремени, регулярно находился герой-храбрец, которой шел воевать с драконом. Но ни один из этих воинов не вернулся.
Прошло какое-то время, и в очередной раз крепкий парень, девушку которого должны были отдать дракону, пошел воевать. Он нашел пещеру дракона и увидел довольно дряхлую зверюгу. Ему не составило большого труда победить его, но, что однозначно удивило, это то, что, умирая, дракон, глядя на него, смеялся. Наконец зверь умер, и герой огляделся. Вся пещера была усыпана золотом. И тут юноша вдруг подумал, что мог бы стать очень богатым, и каждый год ему могли бы еще и приводить самую красивую девушку. Ведь никто не знает, что дракон мертв. И, чем он дольше об этом думал, тем больше эта идея ему нравилась, и не заметил, как его лицо вытянулось и превратилось в клыкастую морду, пальцы стали драконьими когтями, тело покрылось чешуей, а на заднице вырос хвост.
Эта сказка к вопросу о противостоянии Путину в России. Оппозиция хочет поменять одного дракона на другого. Хотя, возможно, я и не прав. Но все-таки игру в русскую рулетку придумали в России.
Я хочу быть правильно понятым. Я вовсе не являюсь ярым сторонником тандема и не ставлю под сомнение то, что власть должна быть выборной и сменяемой. Хотя, честно говоря, демократия для меня во многом - разновидность коллективного идиотизма. Кроме того, я прекрасно понимаю опасения той части оппозиции, которая полагает, что Россия катится к диктатуре. Вполне вероятно. Но дело в том, что диктатором с бухты барахты стать невозможно. Им человека делает не его исключительная харизма, а собственный народ и подходящая политико-экономическая ситуация. Была бы кандидатура не самая завалящая, и только бы в штаны не писал. Ведь стал же малообразованный, убогий, с отталкивающей внешностью Гитлер фюрером, т. е. вождем образованной и технологически развитой Германии, и ничего. А Россия попыталась прыгнуть из самодержавия, являющегося примером абсолютной монархии, в демократию, что с точки зрения истории эволюции человеческого общества просто невозможно. Народ и его страна, извините, если разбиваю чьи-то иллюзии, должны до этой демократии дозреть. А то все равно подавай гражданам то Сталина, то еще кого-нибудь крутого, чтоб порядок навел, хотя желательно, конечно, без репрессий, лагерей и расстрелов. А государство-то, что ему станется, можно назвать как угодно: демократией, джамахирией, раем господним, самодержавная-то сущность от этого не изменится. И именно поэтому демократическое оппозиционное движение в России вызывает у меня некоторый скепсис тем, что невольно повторяет путь своих предшественников дореволюционных социал-демократов и совершает те же ошибки прежде всего из-за того, что уверено в том, что знает, как народу будет лучше. А черт его знает, что лучше для многонационального и хлебнувшего лиха российского народа.
Но в одном я уверен точно, при Путине и Медведеве люди хуже жить не стали, а наоборот. Можно, конечно, полемизировать до послезавтра, произошло ли это благодаря тандему или несмотря на него. Но это для тех, кому уж совсем делать нечего. А фактически благосостояние людей в России пока растет. И ничего другого народу вроде бы как и не надо. А вопрос, нужно ли было прорывать полицейское заграждение на Болотной площади 6-го мая, и было ли на "марше миллионов" 8 или 100 тысяч человек, это для других, повредившихся в уме от избытка знаний. И 8 и 100 тысяч для России - капля в море. Да и то среди тех, кто пришел, наверняка было больше зевак, чем реально протестующих. Поэтому, хотя я однозначно и за демонстрации, и за свободу волеизъявления, все-таки страшно опасаюсь, не раскачали бы сдуру, подобно социал-демократам прошлого, новые оппозиционеры лодку чересчур сильно. Времена-то вроде уже и не те, да и ситуация в стране не самая подходящая. А то прольется опять кровушка, как на Руси принято. Россия ведь к эволюционному пути развития не приучена.
Однако я отвлекся. В сущности, народ в России непредсказуем и в состоянии возбуждения опасен. И единственное, от чего я хотел предостеречь, это как раз от состояния излишнего возбуждения. Только новой революции ради маловразумительных целей этой многострадальной земле и не хватало.
Но есть вещи в пределах нашего разума и нашего личного контроля. И не надо для этого лезть на баррикады. До поры до времени. Я ведь, если вернуться к началу статьи, договорился до того, что "не одним хлебом живет человек". Но эту цитату из старого завета уместно и закончить: "но всяким словом, исходящим из уст Господа".
Если помните, я начал со лжи, в которой мы живем, и моих несбывшихся надежд, что та ложь, к которой я привык, которая стала почти родной и такой узнаваемой при социализме, если не исчезнет полностью, то хотя бы скукожится до приемлемых размеров. Но правильно ли это вообще, взять и рассказать простому человеку, что в 1939 году после захвата Польши во 2-й мировой войне был совместный победный парад союзников, немецких и советских войск? Или что Польшу немцы бомбили с благословления советского руководства с аэродромов в Белоруссии? Или что Черчилль, преодолев внутреннее сопротивление и неприязнь к Сталину и СССР, накануне начала великой отечественной войны, раньше, чем придворная шушера рискнула намекнуть на это отцу народов, в телеграмме сообщил лично Иосифу Виссарионовичу, что его союзник Гитлер собирается на него напасть? Или что гестапо проходило инструктаж и обучение в НКВД? И само название "гестапо" возникло вместо изначального ГПА только потому, что уж очень близка была аналогия к советскому ГПУ? Обо всем этом противно узнавать, но надо ли? Однозначно надо. Потому что человек и государственная система это не одно и то же. И у человека в отличие от системы есть совесть, с которой он должен разбираться сам. И именно поэтому, преодолевая брезгливость, нужно внимательно изучать то, что вывалилось из шкафов, точнее всплыло, как из прорвавшейся канализации. Но, как и следовало ожидать, развенчание старого вранья стало сопровождаться возникновением нового, искажением и подтасовкой фактов. И сам черт себе теперь ногу сломит, пытаясь понять, чему на самом деле можно верить, а чему нет.
Я в очередной раз повторю, что вырос в СССР при социализме. И, знаете, вы будете удивлены, но это была страна атеистов. Т. е. неверующих в бога. Ни в христианского, ни в мусульманского, ни в иудейского и прочая. Конечно, были старички и старушки, были некие блаженные, которые ходили в церковь. К ним относились снисходительно, как к тихо помешанным, но не обижали. Да и не могло быть иначе, потому что строительство социализма, а тем более коммунизма бога не требовало. Чужда была идеология всякой церкви идеологии государства рабочих и крестьян, потому что от этого строительства она отвлекала. Но церкви это не мешало. Она столетиями, если не тысячелетиями училась приспосабливаться к любой власти. Попы, имамы, раввины и другие, не знаю кто, тихонечко с благословения и по согласованию с руководящими и направляющими органами и КГБ бухтели в тряпочку свои молитвы, совершали в угоду пастве необходимые ритуалы и при этом хорошо, лучше большей части населения жили. А молодежь, типа меня, окончив совершенно безбожные средние учебные заведения, учила дальше в институтах предмет, называемый научным атеизмом, и сдавала по нему экзамен. Конечно, интерес у людей к религии был, но скорее праздный или протестный. Мол, вот на тебе, советская власть, возьму тебе назло ребенка и крещу. Или покрашу яйца на пасху. Все это советскую власть волновало мало, но, конечно, если бы секретарь райкома КПСС, крестил свою дитятю, и это стало бы известно, то вряд ли бы он сделал блестящую партийную карьеру. Но его и не посадили бы, и не расстреляли (как вы, наверно, понимаете, речь идет о послесталинском периоде, с середины 50-х и до 90-х).
Забавными в советской стране были дни перед православной пасхой. Как же, богослужение, крестный ход. Народу, в общем, сама суть праздника была до фонаря, но почему бы в пику набившим оскомину "агиткам" торжествующего социализма было не сходить в церковь потусоваться, вроде как примкнуть к вере. Вот именно "вроде как". Этой смехотворной разновидности протеста власть давала не менее смехотворный отпор. Эстрада тогда была с точки зрения музыки вовсе неплохой, но чересчур советской по содержанию. Песни-то про лесорубов или металлургов петь никому не хотелось. А на телевидении для новогодней ночи была тогда придумана программа "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", в которой можно было воочию увидеть и услышать некоторых зарубежных звезд. Так вот эту программу и даже в расширенном варианте, чтобы удержать молодежь дома, стали крутить на пасху. И это действовало. Но, по-моему, властьимущие зря опасались, что народ бросит все и сбежится на молебен. Хотя телевизор был каким-никаким, но все-таки дополнительным стимулом остаться дома. Один раз я тоже потащился в церковь где-то в районе крестовского моста в Москве (точно не помню). Покрутился с полчасика среди таких же, как я, праздных зевак и свалил смотреть телик.
В общем и целом меня поначалу мало волновало, что народ в России после начала перестройки вдруг начал вешать себе на шею православные крестики, часть мусульман одеваться в соответствии с требованиями их религии, наиболее храбрые из евреев украсили себя магендавидами, а самые отчаянные надели кипы (ермолки). Человеку как стадному животному нужен символ, который определяет и гарантирует его принадлежность к отаре, а, следовательно, дает защиту и, самое важное, возможность не думать самому, а поступать как остальные "бараны". В этом ничего плохого нет, пока это не перерастает постепенно в фанатизм, всячески всеми церквями лелеемый и поощряемый, несмотря на заверения в веро- и другой терпимости.
А дальше в стране с точки зрения реставрации религий становится только хуже. Вместо того чтобы строить или ремонтировать жилье для людей, вместо того, чтобы, наконец, привести в порядок старые и проложить новые дороги, государство рука об руку с церковью строит и восстанавливает храмы и монастыри. Причем, правительство, нагло глядя людям в глаза, утверждает, что все это происходит на пожертвования граждан. Какие, к черту, пожертвования! Нет ни у старушек, ни у среднестатистического россиянина таких денег, чтобы возвести эти помпезные дворцы. Деньги по той или иной схеме, очевидно, текут из бюджета. Но проверить это невозможно, потому что невозможно в нынешних условиях создать в России независимую комиссию, способную не только получить доступ ко всем закромам, но и довести полученную информацию до общественности.
Тупик-с.
Ситуация во многом доходит до идиотизма. Я однажды чуть не умер от смеха, увидев по телевизору интервью некоего хорошо откормленного начальника РУВД какого-то города. Представляете, у него в углу в кабинете висела икона. У бывшего советского, а ныне российского мента над головой портрет очередного вождя, а в углу икона. Почем нынче опиум для народа, мент?
А эти чуть ли не ежедневные сообщения в новостях госканалов, что православные празднуют день какой-нибудь никому неизвестной святой Маланьи.
А передача "Слово пастыря" и прочая? Кто дал право попам вещать на всю страну и объяснять с умным видом, как будто открывая Америку, банальные вещи?
В принципе, практика богослужения, а также проповедования с помощью телевидения существует во многих странах. Но, пардон, если государство считает себя светским, то для этого существуют специальные каналы. Ради бога, пусть попы по отдельности или вскладчину с другими конфессиями купят на "пожертвования" телеканал, поделят между собой время и проповедуют сколько душеньке угодно. Кто захочет, будет смотреть. А то ведь это нонсенс, что в стране, в которой более, чем одна конфессия, где с трудом сохраняется подобие мира с мусульманами, дают возможность отдельной церкви вести себя как доминирующей и, более того, практически государственной религии. Ни к чему хорошему, кроме как усиление националистических настроений и сепаратизма, это привести не может. И снова повторюсь, что этот православный беспредел творится при том, что большая часть жителей России, даже несмотря на религиозную атрибутику, по воспитанию и сущности атеисты (или, если хотите, агностики).
Я понимаю, что мне в ответ тут же начнут говорить о корнях, о том, что по переписи населения 2010 русские составляют почти 81 % граждан, а, следовательно, сам бог велел православным попам лезть во все щели, ибо наших, русских-то, большинство, а они, как ни кинь, православные. И вот тут-то снова начинается брехня.
Я начну с конца, не истории Руси, а с переписи. Ее достоверность с точки зрения распределения жителей по национальному признаку весьма сомнительна. Дело в том, что еще в советские времена граждане СССР поняли, что быть записанным в 5-м пункте паспорта русским надежнее и спокойнее, чем кем-либо другим. И это касается не только евреев. Кстати сказать, в России заподозренному в еврействе человеку никакие опровергающие это документы, как и необрезанная плоть все равно не помогали. Но и другие малые народы, как и немалые тоже стремились записаться русскими или из карьерных соображений, или заботясь о будущем детей. Так что, сколько в России русских на самом деле, бабушка надвое сказала.
И вообще, исторически не очень понятно, что это за этнос такой, русские. В древности росами, называли восточных викингов, выходцев из Скандинавии. И, как известно, один из них, Рюрик, даже стал родоначальником царской династии. Естественно, эти росы смешивались со славянскими племенами. А поскольку Русь, а в дальнейшем Россия расположилась на торговом пути в Азию, эти росы-славяне торговали и воевали с тюрками, что тоже приводило к смешению крови. А затем еще были и 200 лет вассальной зависимости от татаро-монгольской орды, и так же происходил взаимовыгодный обмен генами. Так кто же этнически русские? Генетически, скорее всего, это миф, но должен признаться, что и многие другие этносы с точки зрения генотипа по тем же приблизительно причинам давно уже сборная солянка. Значит ли это, что национальная принадлежность человека определяется по культуре и ментальности? Наверно, да. Но, значит, мы -русские, потому что православные, или мы православные, потому что русские? Чушь какая-то. Великая русская и богословская православная культура - это вовсе не одно и то же. И мировая слава принадлежит первой, а не второй. Да и вообще ни росы, ни славяне христианами не были. Поклонялись они каким-нибудь своим Хорсу или Мокоше славян, или Бальдру или Гору викингов и в ус не дули. И поставил-то князь Владимир Красное солнышко, завоевав Киев, на площади все-таки 6 языческих славянских идолов, а не христианский крест, при этом походя замордовав при взятии города 2-х первых святых православных мучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна.
Удивительную лубочную историю о том же князе Владимире Святославовиче рассказывают русскому народу про то, как он, многоженец, братоубийца и бандит, удачная копия многих других вождей и правителей того времени, вдруг просветлел душой и сердцем и принял христианство. Мол, поговорил он с неким греческим философом и сподобился. Хотя в истории, как правило, если не примешиваются другие обстоятельства, мало что происходит в результате праздных душеспасительных бесед. А Владимиру уж в чем, а в уме и политическом чутье отказать было нельзя. Создаваемое им русское государство, Киевская Русь, было слабо, раздираемо внутренними конфликтами и в достаточной степени уязвимо для внешних врагов. И князю смерть как были нужны сильные союзники и консолидация собственного народа. В то же время опыт близких и дальних соседей давал подсказку и показывал очевидность того, что путем к такой консолидации является единая религия. Но какая? С одной стороны Руси были западные христиане, с другой - восточные, с юга - мусульмане и, как ни странно, иудеи. И откуда взялись эти евреи вообще, и какой они могли представлять политический интерес для русских?
Вы читали былину "Илья Муромец и жидовин"? Полагаю, что нет. Знания о приключениях Ильи, как правило, ограничиваются Соловьем-разбойником. А я прочитал и призадумался. Вкратце в былине рассказывается о том, как Илья командовал дружиной, охранявшей границы Киева. И вдруг зашел на их территорию жидовин. Причем просто так зашел, транзитом. Не понравилось это тогдашним пограничникам Ильи, и стали они базарить, кому ехать с жидовином воевать. В итоге выбор пал на Добрыню Никитича. Поехал богатырь в чисто поле и начал жидовину мягко говоря докучать. Отметелил вражина Добрыню так, что ему мало не показалось, но пощадил. Пришлось тогда самому Муромцу на бой выходить. А дальше в былине идет описание битвы богатырей, являющееся вариацией греческого мифа о Геракле и Антее, в котором Антей, ослабев, черпал силы от прикосновения с землей, богиней которой была его мать Гея. А в былине земля придала силы Илье, что и позволило тому, хотя и с трудом, но жидовина победить и убить, даже несмотря на то, что тот Добрыню все-таки пощадил. Очевидно, что читатель былины не может не подумать, что жидовин - это никто иной как еврей. Как бы не так. Существует удивительный исторический феномен, даже не всеми исследователями признаваемый, заключающийся в том, что правящая верхушка и аристократия исконного врага Руси Хазарского каганата, тюрки по происхождению, по неизвестной причине приняли иудаизм. Впрочем, каганат был веротерпим, и его элитные войска были мусульманскими. От хазаров и происходил интерес князя Владимира к иудаизму. Но от него он отказался, по одной из версий сославшись на то, что не может принять веру народа, неспособного сохранить за собой свою столицу Иерусалим. От мусульманства, говорят, он отказался из-за запрета на спиртное. И остались тогда на выбор только западные и восточные христиане. Существуют разные толкования того, почему у Владимира не сложился роман с католиками, но среди прочего, наверно, не последнюю роль сыграло и то, что Рим был далеко, а Константинополь относительно близко. Да и враги были общие скорее с греками и другими жителями Балкан и Малой Азии, а не с западной Европой. Кроме того, величие, красота, еще не иссякшая мощь Византии, бывшей Восточной Римской империи, не могли на Владимира не произвести впечатление. Но взаимовыгодный политический и военный союз требовал и взаимных реверансов. И князь, не будь дурак, положил глаз на сестру императора Василия Анну, на которой и женился, укрепив связь с Византией, а в обмен, подобно Козлевичу из "Золотого теленка", позволил себя охмурить попам и принял христианство. Вот так и свалилась на голову русских ортодоксия, которою не совсем точно перевели как православие, хотя на самом деле это - правоверие.
Очередная легенда попов говорит о том, что распространение христианства на Руси происходило мирно и бескровно. Вранье. Начнем с того, что Красное Солнышко первым делом сбросил им самим же установленных славянских идолов в Днепр, проявив очевидное неуважение к своим соотечественникам. А на Руси, в разных местах по-разному, но насаждение христианства нередко сопровождалось кровопролитием. Да и растянулся этот процесс надолго. В частности, в Ростове и Муроме сопротивление крещению продолжалось до 12-го века. Что в общем и понятно. Трудно себе представить, что жил себе русский человек, не тужил, а поклонялся, скажем, Даждьбогу. И вдруг приходят казенные людишки и говорят: "Мы твоего Даждьбога сейчас похерим, а c завтрашнего дня покрестишься и молиться будешь богу нашему Иисусу". А русский мужик в ответ только благостно улыбнулся и ответил: "И правильно. Я и сам давно хотел этого идола пустить на дрова". Бред.
И, тем не менее, христианство в итоге захватило Русь так же, как до этого захватило Рим и остальную Европу. Но вряд ли многие из читателей знают, что после того, как весьма почитаемый христианами последний император Рима Феодосий объявил христианство в трактовке Никейского собора государственной и единственной разрешенной религией, Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточную, и наступили "темные века". Но в них виноваты вовсе не пришедшие варвары, в чем пытаются убедить историки-монахи. Дело в том, что христианская церковь, ставшая после ослабления светской власти одной из самых влиятельных сил в Риме, сознательно начало проводить политику ограничения знаний. Некое подобие образования могли получать только монахи, они же были хранителями знаний, они же их на свой богоугодный лад и интерпретировали. Аристократия стала безграмотной, а о простом народе и говорить нечего. Это привело к тому, что были потеряны профессионалы, которые могли поддерживать в рабочем состоянии прогрессивную и сложную инфраструктуру бывшей империи, и постепенно исчезли также и те, кто знал ремесла требующее технических навыков. Цветущая цивилизация пришла в упадок и развалилась. А народ просто "одичал". Но у такого народа были большие преимущества. Им было легко манипулировать. Он боялся ведьм, колдунов и прочих сверхъестественных и злых сил и, конечно же, еще более бога. Поэтому церковь, засучив рукава, старательно занялась превращением людей в перепуганных карами небесными, подчиненных попам фанатиков. И одинаково успешно делала ими как представителей правящей элиты, так и простых плебеев. А в результате "темные века", сопровождавшиеся фактическим превращением людей в настоящих варваров, грабящих и убивающих друг друга из-за любой мелочи, но при этом благочестиво крестящихся, длились почти тысячу лет.
Слава богу, в конце концов, вопреки, а не благодаря церкви, наступил период ренессанса, и Европа, обратившись к светской культуре, ожила.
Тот же сценарий церковь пыталась использовать и на Руси. Ей было даже проще. Простой народ и так был темным и необразованным. И напугать его грехами и геенной огненной было несложно. А для царей был припасен пряник. Попы всячески пытались внушить им идею о России как великой империи, которая, являясь правопреемницей Византии, должна стать третьим Римом. И Россия, в итоге не став третьим Римом в понимании церкви, все-таки империей стала. А зачем ей это было нужно?
К счастью, насколько церкви основных конфессий пытались захватить контроль над всеми сферами жизни соответствующих государств, настолько светская власть им сопротивлялась. Например, Филип Красивый (Philip le Bel), король Франции, пускай из шкурных соображений, но прижал папу римского, и тот отдал ему на растерзание богатейший и влиятельнейший орден тамплиеров. А король Англии Генрих 8-й, у которого, как известно, было 6 жен, и вообще послал папу подальше за то, что тот не дал разрешение на расторжение брака с его первой женой, королевой, и отделил свою церковь от римской.
На Руси же, кстати, было не так уж много излишне богобоязненных, бегающих советоваться к попам, царей. Вероятно, это Алексей Тишайший, Иван 3-й и Иван 4-й, он же Грозный. Большинство же влияние церкви пытались ограничивать, а Петр Великий и вообще попов не очень любил.
Православие, как известно, возникло в результате разделения христианства на западное, ставшее католическим, и восточное. Но католиков в количественном соотношении всегда было больше, чем православных. И к ним (католикам), точнее к их отцам-основателям, у меня очень странное отношение. Я, если кто до сих пор не понял, мужчина, и поэтому мне совершенно непонятно отношение церкви к женщине как к сосуду греха, как непонятен и обет безбрачия, принимаемый священниками. Можете считать вашего покорного слугу испорченным циником, но у меня, врача по профессии, в связи с этим не мог не возникнуть вопрос о сексуальной ориентации отцов католичества. Непонятна и странная, возникшая с легкой руки папы Климента 8-го и длившаяся в апостольском дворце несколько веков любовь высшего католического духовенства к хору кастратов. А ведь Бог, если мне не изменяет память, велел плодиться и размножаться. И как же это делать без женщин?
И, тем не менее, церковь всегда пыталась увидеть в женщинах дьявольское начало, которое почему-то напрямую связывалось с совершенно естественным от природы актом совокупления. Бедная Жанна д'Арк прежде, чем попасть к королю Франции, дабы доказать, что ее видения не от лукавого, даже прошла проверку на девственность. Т. е., если девица, значит, праведница, а, если нет, сатанинское отродье. Верхом женоненавистничества католической церкви явилась охота на ведьм, инструкцией к которой послужил одиозный трактат "Молот ведьм". Удивительно при этом то, что супер-дупер католическая страна Италия до сих пор чаще обращается в молитвах к деве Марии, а не непосредственно к Иисусу. Но тут нужно вспомнить историю. Древний Рим был веротерпим и безразличен к культам как завоеванных, так и незавоеванных им народов. Более того, римские полководцы, уходя на войну, зачастую приносили жертвы и богам противника. На всякий случай. От греха подальше. Одним из популярных в Риме действующих культов был египетский культ Исиды. Любопытно, что история девы Марии во многом повторяет историю египтянки. Муж той, бог Осирис, был убит и разрезан на куски. Исида эти куски слепила и сделала первую в мире мумию, но вот половой орган супруга не нашла, потому что его съели рыбы. Поэтому она сделала фаллос из глины и прилепила к мумии. А потом с помощью волшебства, обратившись птицей, по сути непорочно зачала от Осириса и родила бога Гора. За что египтяне в память и знак почитания неоднократно изображали ее, кормящую сына грудью. Так вот эти рисунки точь в точь повторяют возникшие значительно позже иконы и картины богородицы с младенцем Иисусом (а, если точнее Иммануэлем, что значит: с нами Бог). Так что итальянцы, сами того не подозревая, поклоняются не столько Марии сколько новой ипостаси древней богини Исиды.
Если вы обратили внимание, я отметил то, что римляне были веротерпимы. Так откуда же взялись вдруг преследования первых христиан? Почему на растерзание зверям, если верить рассказам, бросали их, а не кого-нибудь другого, тех же евреев, например? Откуда взялись реверансы евангелиста Матфея в сторону римлян с его завиральной историей о том, как душка Понтий Пилат, безуспешно попытавшись спасти Христа, умыл руки.
Легко понять, что между светскими и религиозными историками существует противоречия как в определении авторства евангелия, так и во времени его написания. Последнее датируется от 50-60-х вплоть до 80-х годов н.э. В связи с этим понятно то, что, чем позже оно было написано, тем менее достоверными выглядят детали и цитируемые слова. Часть светских ученых полагают, что евангелие написано и вообще не Матфеем, а неким неизвестным еврейским автором. Неизвестно также, мог ли присутствовать Матфей на суде Пилата и слышать то, что он говорил. Нет никаких исторических доказательств, что существовала традиции миловать преступников на еврейский песах, во время которого и происходили упоминаемые события. Зато известно, что Пилат был жестоким и коррумпированным римским правителем из военных, отличившимся ранее перед императором в войнах с германцами, и однозначно слепо преданным Риму. А любой человек, называющий себя царем иудейским и таким образом противопоставляющий себя власти императора, по тогдашним законам был изменником. И наказание за измену было одно, казнь. Поэтому никакого выбора у Пилата не было. Так к чему же эта приукрашивающая человеческие качества римского прокуратора (точнее префекта) история? А все к тому же. Рим христиан невзлюбил, и с ним нужно было искать пути к примирению. Вот вам и благородный Понтий Пилат.
Так откуда все-таки эта нелюбовь к христианам, преследования, казни и вплоть до правления императора Константина и принятия им в 313 году н. э. Миланского эдикта дискриминации христиан? А все дело в нескольких фразах евангелия от Иоанна и Луки, которые легко могут быть интерпретированы как инструкция по каннибализму. А вот каннибалов не любит никто. Православные не бойтесь, я вовсе не верю, что первые христиане были людоедами, хотя в рамках любой конфессии могла бы появиться и секта изуверов, но признайтесь, таинство евхаристии, во время которого верующим даются для поедания пресный хлебец и вино, символизирующие плоть и кровь Христа, выглядит довольно странным.
Впрочем, я, вероятно, зря ломаю копья и рассказываю эти истории. Целесообразнее, очевидно, адресовать читателей к интернету, желательно англоязычному, и авторам, которые критиковали христианство намного раньше меня. Я бы посоветовал тем, кто не читал, взять написанные в конце 19-го века книги Лео Таксиля "Забавная библия" и "Забавное евангелие или жизнь Иисуса", а еще лучше дать их почитать детям подросткового и старше возраста, ведь попы прямо или косвенно мозги промывают в первую очередь им. Следует однако заметить, что книги Таксиля посвящены не православию, а католичеству, но это сути не меняет. Оно - то же христианство, но с чуть другими ритуалами.
Но вернемся из прошлого в настоящее. Я, получая информацию о происходящем в России исключительно через телевидение, день ото дня узнаю все больше и больше нового. У меня, например, создалось впечатление, что, оказывается, православие в стране во время советской власти было чем-то вроде масонской ложи. Народ как бы только напоказ поддерживал советских вождей и, главное, подчинялся "мягкой", но руководящей и направляющей руке коммунистической партии, однако на деле втихаря верил в бога и разве что не держал иконы под подушкой. Интересно тогда, а в каком же государстве жил я? Где была спрятана вера моих родственников, друзей, знакомых и многих других людей, с которыми мне приходилось встречаться по жизни? Наверно, уж очень тайными они были "масонами".
В России бесконечно обсуждается и тем или иным способом обыгрывается тема отечественной войны. Нет конца посвященной ей фильмам. Но странная вещь, если раньше благодарному зрителю показывали, как в советские времена победа ковалась под бдительной опекой секретарей рай- гор- и прочих комов КПСС или в худшем случае ВЛКСМ, то сейчас наконец-то народу стали открывать глаза на правду. Как же советские люди могли победить фашистов без попов? Я не хочу ерничать. Нет никаких сомнений, что среди духовенства были люди, патриоты, вставшие на путь борьбы с немецкими захватчиками, честь им и слава. Но никакого объединенного православного сопротивления не было. Да и вообще немцы, как правило, не трогали служителей культа в оккупированных странах, если те не были замечены в нелояльном отношении к рейху. Но за это они могли "тронуть" и "трогали" не только их, но и остальных верующих или неверующих граждан.
Нонсенсом являются и те кадры военных фильмов и сериалов, где офицеры и солдаты советской или российской армии перед боевой операцией или провожая кого-то на бой осеняют себя или кого-либо крестным знамением.
Но самый большой ужас у меня вызывает даже не это, а подобное всепоглощающей страсти желание церкви проникнуть в систему образования. И, боюсь, они тихой сапой своего добьются, ведь никакого организованного сопротивления, не считая слабеньких голосов некоторых представителей интеллигенции, светская, подчеркиваю светская, официальная власть им не оказывает. А всякие там факультативы в школах, типа истории религии - это лишь промежуточный этап. Вначале преподаватель просто расскажет про христианство или ислам, потом покажет, как совершаются обряды, потом, как и о чем молятся, и, в конце концов, пригласит в церковь или мечеть. Так просто. На экскурсию. А чем все это в итоге закончится, догадайтесь сами. Гоните попов от школ поганой метлой. А в армию они уже проникли. И служат молебны. И войска, конечно, стали от этого только более боеспособными. Ведь раньше как было? Солдат служит себе и служит, а о спасителе не думает. А теперь думает. И, более того, армия в России уже не просто так. У каждого рода войск есть свой святой покровитель. Берегись враг.
Надеюсь, что кто-то из читателей добрался до этого места и предвижу лавину критических замечаний, если не пожеланий моей скорейшей смерти. Мол, как я могу так говорить о великой(их) религии(ях), которые на протяжении истории , хотя и страдали временно (веками) некоторыми перегибами, но сейчас это, слава богу, прошло, и церковь является исключительно носителем и проводником моральных ценностей. Про перегибы я говорить не хочу, просто почитайте сами, скажем, об инквизиции и крестовых войнах, или о том, как "добрые" православные попы во главе с Никоном в соответствии с "Соборным уложением 1649 года" сожгли на костре протопопа Аввакума и еще 3 староверцев, и неизвестно сколько еще раскольников во время и после пресловутой никоновской церковной реформы. Но сотни точно, если не тысячи. Жгли деревнями. А не хотите вдаваться далеко в историю, почитайте о современном священном джихаде. Но это просто перегибы. У Сталина и Гитлера они тоже были, а так для многих они до сих пор великие вожди.
Что же касается тезиса о том, что церковь является носительницей морали, то это очередная ложь. Нет никакой специфической христианской, исламской, иудейской и прочая морали. Я как-то в силу собственной дурости решил проверить и прочитать, что все-таки говорится в Старом и Новом завете о заповедях Моисея и Иисуса, т. е. основах морали. Непонятно только, зачем им обоим, чтобы их сформулировать, понадобилось лезть на гору. Моисею - на Синай, а Иисусу - на так называемую гору Блаженств. Почитал я соответствующие главы библии и, цитируя Ильфа и Петрова, аж заколдобился. Ничего не понял. В чем же они, заповеди? Что у Моисея каша из слов, что у Иисуса в нагорной проповеди каша из слов. Что, где, куда, где право - где лево? Куда ведь проще расписать все по пунктам: первое - нельзя это, второе - нельзя то, и т. д. И тогда я подумал, что библия все-таки книга древняя. И, может, в те времена было принято излагать витиевато, непонятно и иносказательно. Так ведь нет же. Я-то дальше сдуру увлекся чтением книги Исход и дошел до инструкции по строительству ковчега Завета (кивота). Мама дорогая, но ведь здесь-то все просто, как в детском конструкторе. Возьми отмерь того-то столько-то, такого материала отвесь столько-то, эдакого столько-то и т. п. Любо дорого. Хоть сейчас строй. Значит, древность книги - не препятствие четкости изложения. Так почему же мессии номер 1 и номер 2 говорят так непонятно? А чтобы оставить свободу для дальнейшей трактовки их слов. Как хочешь, так и понимай, как хочешь, так и трактуй.
А мораль есть только одна, общечеловеческая. И сложилась она за тысячелетия до того, как появился первый христианин или мусульманин. Не были ни древние египтяне, ни греки, ни римляне убийцами, ворами и лжесвидетелями. Не являются ими и сейчас аборигены племен джунглей Южной Америки или островов Бисмарка, слыхом не слыхавшие о Моисее, Иисусе и Магомете. Но любое объединение людей всегда пытается подогнать общечеловеческую мораль под свои интересы. Так в советские времена родилась мертворожденная мораль советского человека, строителя коммунизма. Своя мораль была у нацистов. Своя - у красных кхмеров. Вот и церковь над естественными и известными принципами общечеловеческой морали создала надстройку из выдуманных ею запретов (грехов), которыми пугала и пугает верующих. В сущности, церковь - это бюрократическая структура, целью которой является объединение людей по религиозному признаку, а задачей - контроль и манипулирование ими. И горе тем странам, где она объединится с государственной властью.
А как же всем известная благотворительная деятельность церкви? Ведь чего они только не делают для убогих и страждущих. И будут делать. Потому что пилюля должна быть сладкой, потому что должны быть те, которые с искренними слезами благодарности придут в храм и расскажут другим, неустойчивым в вере, какие попы хорошие.
Снова хочу сделать поправку. Я ни минуты не сомневаюсь, что среди священнослужителей разных конфессий , монахов и монашек есть большое количество искренне верящих, порядочных и образованных людей, и они на самом деле делают все для того, чтобы у людей паствы и вне ее царил мир в душе, а в доме был достаток. Но они служат системе, а система бездушна и, на мой взгляд, порочна. И в КГБ ведь не все пытали и допрашивали.
Но что же делать тогда с прекраснодушной интеллигенцией, любящей рассуждать о христианской идее, приветствующей и поддерживающей христианскую философию? Ведь многие из них являлись и являются гордостью русской культуры. А ничего. Во-первых, они имеют право на собственное мнение. А, во-вторых, если можно так выразиться, их идеализированное христианство - результат работы принципа нахождения топора под лавкой.
Вряд ли можно представить себе образованного и здравомыслящего человека, который огульно бы отрицал идею существования бога. На это способны только очень недалекие. С другой стороны, живя в христианской, мусульманской, иудейской стране, человек не может не поддаваться влиянию исторического менталитета и культуры своего народа. Поэтому русская, украинская, белорусская и пр. интеллигенция ищет истину в православии, итальянская и польская - в католицизме, арабская, турецкая или татарская - в исламе, а еврейская - в иудаизме. Т. е. находит топор под лавкой. Эта же интеллигенция придает этим религиям некий шарм, а также наделяет чертами, им не присущими. Что в итоге церкви идет только на пользу.
Есть, конечно, и другой путь. Можно создать собственную, свободную от богослужения и посредничества попов религию. Но на такое вряд ли кто рискнет. Хотя относительно недавно умерший американский писатель Курт Воннегут в своем произведении "Колыбель для кошки" рискнул и описал новую религию, боконизм (точнее, бокононизм), названную в честь ее создателя Боконона. Милая и привлекательная религия. Один из главных ее ритуалов называется боко-мару. Во время него два человека соприкасаются друг с другом голыми пятками. Это акт, символизирующий взаимную передачу любви и знаний.
Так в чем же вклад главных монотеистических религий в развитие цивилизации? Он огромен, и я бы был последним нахалом, если бы стал это отрицать. Но дело здесь вовсе не боге и вере в него. Это лишь вывеска, внешняя часть системы, служащей для объединения людей, приведения их, так сказать, к общему знаменателю. И неудивительно, что объединение человеческого материала под знаком бога в одно стадо и изгнание или физическое уничтожение инакомыслящих способствовало как формированию, так и укреплению государственности в Европе, Азии, северной Африке, а затем и в Америке. Но должен сказать, что народы, исповедующие политеизм, прекрасно создавали свои государства и империи и раньше. Взять хотя бы древние и великие Грецию, Египет, Рим, Ассирию, Персию и пр.
Невольно немаловажную роль религия сыграла и в развитии науки, но и то только потому, что знания были сосредоточены в руках монахов и контролировались ими. Насколько мне известно, практически все гениальные ученые средневековья имели степень по богословию.
Я не хочу выглядеть мракобесом и отнимать у церкви ее заслуг. Что было сделано, то сделано. Но, размышляя о вкладе монотеистических религий в цивилизацию, я пришел к странному выводу. Ставя на весы гирьки, условно обозначающие плюсы и минусы религий, я неожиданно понял, что минусы перевешивают. В частности, приведу самый простой пример. Это - раздувание христианами антисемитизма, в сущности, культивирование ненависти к евреям, несправедливо обвиняемых в казни Христа. А ведь его римляне распяли. Римляне. И по приговору префекта Римской империи. Но для многих христиан это не имеет никакого значения. А проповедующие религиозный антисемитизм попы, даже относящиеся к разным, исторически враждебным друг к другу ветвям христианства, только проявляют удивительное единодушие, говоря то голосом Иоанна Златоуста, почитаемого как католиками, так и православными (воистину золотые уста), то голосом реформатора-протестанта, отца лютеранства Мартина Лютера. Забавно, что с мусульманами у евреев были традиционно не самые плохие отношения. Дискриминация была, но не смертельная, и она распространялась на всех неверных, немусульман, т. е. гяуров или кафиров, вообще. В пользу терпимости мусульман к евреям говорит в частности и то, что в конце 15-го века изгнанные из Испании в соответствии с Альгамбрским декретом евреи переселились не куда-нибудь, а в мусульманскую северную Африку, где веками и процветали. А существующая в настоящее время взаимная нетерпимость между мусульманами и иудеями- это уже результат современной истории, создания государства Израиль и конфликта между евреями и палестинцами, считающими территорию Израиля исконно своей. Любопытно однако: если палестинцы всегда жили на этой территории, кто же тогда распял Христа две тысячи лет назад? Христианские палестинофилы, у вас проблема.
Но главный вклад монотеистических религий, христианства и ислама, в человеческую цивилизацию в другом. Они придумали религиозные войны. Люди вообще-то воевали друг с другом всегда. Но причины войн были, если и не простительны, то понятны. Одно государство просто хотело ограбить и захватить другое, более слабое. Что и делало. А еще, если верить Гомеру, люди могли начать воевать и из-за женщины, а, конкретно, прекрасной Елены. И ведь надо же, 10 лет мужики из-за нее родимой с завидным упорством убивали друг друга. Впрочем, есть и другой исторический пример - это похищение на заре основания Рима римлянами сабинянок, что тоже стало причиной войны. Но правда это или нет, никто достоверно не знает. История - наука полная вранья.
Зато возникновение христианства и мусульманства создало новый приоритет среди причин объявления войны. Богоугодно и правильно, оказывается, резать и жечь еретиков и неверных и, соответственно, предавать огню и мечу их государства. И затем обращать выживших в свою веру. Так, например, до этого христианская северная Африка стала мусульманской. А самое смешное то, что мы живем уже в 21-м веке, но эта религиозная война продолжает тлеть и уносить жизни ни в чем неповинных людей. Вот он монотеизм во всей красе.
На этом этапе статьи у меня неожиданно появилось желание начать извиняться. Дорогие христиане, православные, католики, протестанты, копты и прочие, я совсем не хочу, чтобы вы думали, что я настроен исключительно против вашей религии. Нет, и снова нет. Я одинаково недолюбливаю все известные культы, будь то ислам, иудаизм, буддизм, вудуизм или другой -изм. Просто о христианстве я знаю больше, а православные попы и православие на госканалах телевидения достали как меня, так, по-моему, и многих граждан России, а также находящихся в эмиграции или в сопредельных странах бывших советских людей. Я категорически отрицаю право любого человека узурпировать роль посредника между богом и остальными людьми и его право быть толмачом слова божьего. Другими словами, я против религий и церкви. Но, если вы меня спросите, а верю ли я в бога сам, то, вероятнее всего, отвечу "да". Точнее, я надеюсь, что есть какая-то высшая и, вероятно, мудрая сила, а я и все живое - не просто звенья пищевой цепи. Надеюсь. А Бог по определению велик и всесилен. Поэтому нет создателю всего сущего необходимости обращаться к каким-то мелким людишкам, чтобы они выступали от его имени. Нет ему необходимости и требовать от людей соблюдать идиотские обряды. Например, отрезать кусочек кожи от полового органа. И какое вообще-то дело богу до мужского причинного места? А что же говорить о разных бессмысленных обетах? Приведу вопиющий пример. В Индии сикхи, желая доказать крепость своей веры, сами придумывают себе испытания. Один чудик, демонстрируя преданность то ли ипостаси Абсолюта Ниргуну, то ли Саргуну, поднял вверх правую руку и перестал ее опускать. Так и жил несколько лет с поднятой рукой. Рука атрофировалась, в суставах развилась контрактура, и теперь он, наверно, и хотел бы руку опустить, но не может. И торчит она безжизненной сухой плетью.
А Бог, поверьте, если захочет, найдет путь к душе любого, каким бы ничтожным он себе не казался. И он наверняка регулярно это делает, только мы не замечаем. Нам проще и спокойнее участвовать в ритуалах и повторять молитвы. И, главное, советоваться с попами. Они-то все знают.
Должен подчеркнуть, что, несмотря на сказанное выше, я с большим уважением отношусь к верующим как личностям по отдельности. Разве что они совсем уж безумные фанатики. Человек имеет право на веру и право на то, чтобы верить так, как он считает правильным. Но вера в бога вещь интимная, как любовь, и делить ее ни с кем не надо. Для меня же, прошу прощения, верующие подобны болельщикам футбольной команды. Я спокойно отношусь к их переживаниям, готов быть лучшим другом и отдать последнюю рубашку. Но только до тех пор, пока меня не начнут, скажем, заставлять болеть за "Зенит" и носить дурацкий шарфик на шее.
А закончить я хотел бы бокононическим калипсо из упомянутого ранее произведения Курта Воннегута (к сожалению, не знаю имени переводчика):