Аннотация: Вопросы веры всегда непросты, особенно, если их задают дети....
РАЗГОВОР О ВЕРЕ
Он ловит на себе взгляды многих пар любопытных, любознательных, выжидательных глаз - мужчина в священническом одеянии, сидящий перед несколькими десятками детей разного возраста, пола, национальностей. Всех их объединяют две вещи. Первая - все дети живут в одном детском доме, и все они раз в две-три недели приходят на встречу с ним - священником, ставшим своего рода хранителем и кормчим Дома. Ему радостно каждый раз видеть их видеть их, наблюдать за тем, как они растут и выходят в большой мир; радостно узнавать об их детских радостях и победах; о том, что судьбы их складываются удачно. Потому что этим ребятам - его семье - и эти, и те, что были прежде, и те, что будут после. А еще ему приносит тихую спокойную радость то, что ребята приходят на такие встречи, интересуются, говорят о Боге. Правда, не всегда бывает легко. Особенно - от вопросов, даже, порой, от обвинений. Самым частым бывает: 'А куда ваш бог смотрел, когда...?', 'А почему ваш бог допустил, чтобы...?' И приходится объяснять так, чтобы они поняли. Тяжело. И все же - это хорошо и правильно - такие вопросы. Значит - ребята думают, значит - их это волнует и им это интересно. Те, кто вопросов не задает - либо и так уже знают и понимают, или им не интересно. Но последние на встречи и не приходят. Ни для того, чтобы слушать и понимать, ни для того, чтобы задавать вопросы. Сегодня, кстати, именно день вопросов - судя по некоторым сосредоточенным и хмурым лицам. В этих случаях надо быть крайне осторожным - чтобы ответы не оттолкнули, не напугали, но - в то же время - были правдивыми и понятными. Что же, помолясь, с Божьей помощью...
- Ну что, ребята, кто и про что хочет спросить сегодня? - Он улыбается спокойно, тепло и искренне. Всегда интересно - какую задачку они зададут сегодня?
- А вот почему все время говорят, - голос, раздавшийся из группы сидящих на полу у дальней стены, почти агрессивен и враждебен. Тут не принято вставать или поднимать руку, задавая вопрос. Захочет взрослый, да еще и 'долгополик' - как они называют его между собой - понять - кто спросил - пусть сам и следит или интересуются. - Почему говорят часто: 'потерпи', 'надо потерпеть'? Мне вон вообще один старый поп - когда я еще дома жил и ходил в церковь - говорил, мол, 'потерпи, Христос терпел и нам велел'. Но ведь Христос - бог - сам про то, что будет, знал. Значит - и не терпеть мог. А тут: старшие поколотили - терпи, отец выпорол - терпи, училка наорала - терпи... Не смей реветь - ты мужчина. А девчонкам так и того хуже. - Слышится шорох передвижения, видимо - говорящий благоразумно от женской части аудитории; но все равно продолжает: - Рожать - терпи, до того - тоже терпи - ты же женщина. И выходит - не суть важно кто ты, а все равно терпи. А Христос-то и терпел всего - когда его раз избили и когда распяли. Конечно, больно, но ведь не так и долго. А тут порой всю жизнь терпеть приходится - голодный ли, замерзаешь ли, мучают ли... - Голос - полный злой обиды, замолкает.
Священник внимательно вглядывается в ту сторону, откуда этот голос прозвучал, стараясь обнаружить его владельца. Вот он, кажется - невысокий хмурый подросток лет тринадцати, явно навидавшийся в жизни. 'Рыцарь', если судить по тому месту в Стаях, где все они сидят. 'Рыцари', 'Призраки' и часть 'Лунатиков' обычно сидят дальше, а 'Крысы' - как самые примерные, и те, кому действительно интересно - занимают места поближе.
- Тебя интересует то - почему людям порой приходится долго терпеть, или то - почему Христос - по твоему мнению - терпел мало? - Мягко уточняет священник.
- И то и другое. - Мальчишка почти огрызается. Он явно настроен на ссору и скандал.
- Ну что же, попробую ответить. - Теперь священник серьезен, потому что вопрос и в самом деле немаловажен для понимания. - Зачастую некоторые понятия слов имеют разное понимание. И слово 'потерпеть' в подобных случаях чаще имеет смысл 'переждать какое-то время, не теряя надежды'. Или - не зацикливаться на усилении эмоций, не усиливать негатив. Когда бьют, когда голодаешь, когда сильно мерзнешь... В общем - почти всегда, когда случается то, что мешает жизни, не стоит терпеть в смысле покорного принятия, а стоит подумать - как от этого избавиться и - что-то для этого сделать или, хотя бы, попытаться. Терпеть можно недолгую боль, недолгие неудобства. Долгую же боль, неудобства, негативные эмоции стоит просто пережить, переждать; либо - если это возможно - устранить. Я ответил на твой вопрос?
Мальчишка упрямо хмурится, кусает губу. То ли согласен с объяснением, то ли не хочет признать согласие, то ли размышляет над объяснениями.
Остальные ребята негромко переговариваются, где-то слышится тихое щелканье - наверняка кто-то из девчонок 'Призраков' принес вязание и занимается им теперь. Кто-то в зале сдавленно ойкает и шипит, а среди 'Големов' слышатся сдавленные смешки. Значит - снова Юджин, готовящийся в этом году выпускаться, взялся за свое - кидаться огрызками.
Священник привычно оглядывает зал, подмечает какие-то мелочи в поведении ребят, отмечает для себя - с кем стоило бы поговорить лично, а кто - возможно, сам попросит о беседе. За несколько лет общения с ними он уже научился разбираться в этом.
Молчание затягивается, но вот раздается чуть недовольный мальчишеский голос.
- Ну, допустим, на этот - да. А второй?
- Второй... Ответ на второй вопрос прост и страшен. И не многие СМОГУТ в него поверить, а еще меньше - ЗАХОТЯТ поверить.
- Ты говоришь, что Христос терпел недолго. - Сейчас голос священника негромок. Очень негромок. Но отчего-то звучит вовсе не тихо. Впрочем - тише, чем возмущенные шиканья нескольких ребят, призывающих остальных к тишине:
- Ястреб, заткни своих пташек, а то чирикалки набок сворочу;
- Моркошка, за хвост дерну - прекрати спицами стучать;
- Чарли, прикрой шоколадную фабрику и не булькай...
И прочее, не особо вежливое, но произносимое шепотом. Наконец и эти звуки затихают, словно затихшее после волнения море.
- Господь Сошел на землю для того, чтобы искупить грехи всех людей на земле. Всех, и во все времена. Вы это знаете. - Священник продолжает говорить лишь тогда, когда в зале наступает тишина и слышится лишь дыхание и легкие шевеления - у кого-то рука затекла, кто-то сел неловко... Но эти звуки уже не могут помешать им осознать всю важностью того, что они хотели знать и сейчас услышат. - Но что значит 'во все времена'? Кто скажет?
Но они молчат. И даже самые отличники и зубрилки в школе, даже выскочки-'Крысы'. И не потому, что не знают ответ. Просто всеми овладевает непонятное, тревожное напряжение. Такое обычно бывает во сне, когда испугался чего-то находящегося за спиной, но обернуться и посмотреть - что это - еще страшнее.
- Во все времена - это значить, что Христос искупил грехи людей, свершённые и до его Пришествия, и во время Его Схождения на землю, и грехи людей всех будущих времен. Однако, это не значит, что Жертвы Христовой достаточно для полного прощения. Для этого нужно истинное покаяние души, скорбь о своём проступке.
Священник не говорит о том, что огорчить Его - это все равно, что огорчить любящего отца. Увы, не у всех из этих ребят отцы и матери были любящие. Сейчас здесь много таких, от кого родители отказались, или были лишены родительских прав. Таких детей слова о любящих родителях не только не убедят, но могут даже разозлить. Потому он говорит по-другому - более понятно и более логично именно для этого разговора.
- Каждое истинное раскаяние словно бы вынимает гвозди из тела Христова и врачует все Его раны. Но беда в том, что каждый проступок и, уж тем более - грех - вновь ранит Христа. А истинных сокрушенных сердец, увы, гораздо меньше.
- Значит... Мы все виноваты в том, что Христос распят до сих пор? - раздается настороженный, чуть недоверчивый - ибо ох как не хочется верить в подобное - голос.
- Это не ваша вина. Это наша общая беда - нас и Господа нашего. - Слова звучат не упрекающе, не поучающе, в них слышится лишь сожаление.
* * *
Со своих мест поднимаются и расходятся молча, сохраняя ту же тишину, что была до сих пор. У них есть тема над которой стоит подумать. И священник очень надеется, что размышления эти помогут им выбирать правильную дорогу в своих поступках.