Рюмин Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Боевой флот: стратегия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вторая часть статьи "Боевой флот". Немного об общей стратегии и ещё о крейсерской войне.


  

Боевой флот: стратегия.

  
  
  

Цели.

  
   Рассмотрев в предыдущей статье структуру и тактику боевого космического флота, мы совершенно упустили стратегический аспект проблемы. Теперь настало время наверстать упущенное. Итак: каковы же цели действий флота в межпланетной войне? Вопрос сей не столь уж праздный, как может показаться. Как и любой другой род войск, космический флот есть инструмент, предназначенный для решения совершенно определённого ряда задач.
   Тьмочисленные космические оперы и боевики уже, кажется, сформировали у читателя представление о том, что космическая война ведётся исключительно в космосе и только звездолётами. Ну, может, где-то там десант бравый засветится, какую-нибудь базу вражью штурмом возьмёт... Но звездолёты, однозначно, суть первый и главный род войск.
   При всём должном уважении к флоту вообще и военно-космическому в частности, подобные утверждения выглядят весьма сомнительными. Причина абсолютного большинства войн кроется, всё-таки, в экономике, конкретно - в борьбе за ресурсы(1). Так было, так есть, и так будет. Наглядное подтверждение этому тезису каждый имеет возможность созерцать на экранах телевизоров вот уже второй год - это американское вторжение в Ирак, предпринятое ради того, чтобы завладеть иракской нефтью. И там, вопреки прогнозам господ аналитиков и многомудрых теоретиков, предрекавших этакую "бесконтактную" ракетно-бомбовую войну "четвёртого поколения"(2), боевые действия велись, что называется, "по старинке" - танками и пехотой.
   Собственно, только так их и можно вести. Бомбами и ракетами, спора нет, можно раскатать в щебёнку любого противника. Только вот зачем? Современная бомба - дорогая игрушка, современная ракета - ещё дороже (3). А от выжженной земли, в конечном результате полученной, какая прибыль? Кроме морального удовлетворения, конечно. А из него бензин не сделаешь. Это я к примеру, всё по поводу того же Ирака, говорю.
   И нет никаких оснований полагать, что в будущем что-то изменится. Да, висящий на орбите звездолёт-линкор способен уничтожить если не саму планету, то, во всяком случае, её население(4). Вот только - зачем? Ещё великий Сунь-цзы (коего обязан неустанно цитировать всякий, кто мнит себя стратегом) сказал, что "наилучшее - сохранить государство противника в целости, на втором месте - сокрушить это государство(5)".
   Поэтому, даже в межпланетно-космической войне последнюю точку будет ставить не флот, а "царица полей" - пехота. Первой задачей флота, таким образом, становится транспортировка наземных (сухопутных) войск на вражескую территорию. И, соответственно, противодействие аналогичным поползновениям со стороны противника.
   Задача номер два - это поддержка действий всё тех же наземных (сухопутных) сил. И только на третьем месте остаётся непосредственная борьба с военным флотом противника. За неимением лучшего, приходится рассматривать космическую войну в аналогии с войнами на море. С той только разницей, что если у морских перевозок в определённых условиях может существовать альтернатива - транспортировка грузов сушей или же по воздуху - то никакой альтернативы космическим полётам в деле межпланетных сообщений нет(6). В рамках морской аналогии, планеты - это не "страны", а "острова", разделённые безбрежными просторами Безводных Океанов. Тем самым мы неизбежно приходим к концепции "владения космосом", принципиально тождественной классическому "владению морем" по Мэхэну - как "контроль над [пространством] и закрытие путей, по которым торговые суда движутся от неприятельских берегов и к ним(7)".
   Третья задача флота проистекает из того обстоятельства, что аналогичный род войск противника должен также стремиться к установлению своего господства на межпланетных торговых путях. Простейший способ решения третьей задачи - непосредственное уничтожение вражеского флота в генеральном сражении - очевиден. Средства достижения названы в предыдущей статье. Это военные корабли основных боевых классов: первого (или линейного) - линкоры и линейные крейсера, второго - крейсера сопровождения и лидеры и третьего - лёгкие ударные единицы-дестройеры. Тактика также достаточно чётко изложена в соответствующем разделе статьи. Абсолютное большинство книг военно-фантастического жанра посвящено именно описаниям генеральных сражений. И это правильно: выигравшая его сторона автоматически завоёвывает господство в пространстве. Флот побеждённых разгромлен; он более не существует, следовательно, не способен решать какие бы то ни было боевые задачи.
   Как принудить противника к генеральному сражению - это уже другой вопрос. Перехват военной эскадры в открытом космосе, по-видимому, невозможен, так же, как и перехват эскадры в открытом море. При наличии столь огромного пространства для манёвра потенциальная "жертва" всегда сумеет уклониться от боя. Разумеется, если она того захочет. Такое бескровное вытеснение противника из интересующего нас сектора пространства тоже может считаться победой.
   А для того, чтобы вызвать неприятеля на бой, нам придётся атаковать те цели, которые он не может не защищать. В качестве таковых могут выступать планеты - демографические, промышленные и политические центры его государства или же не связанные с планетами объекты космической инфраструктуры - заправочные и ремонтные станции, навигационные маяки, от которых зависит функционирование транспортных маршрутов, "прыжковые точки" (если таковые существуют) etc.
   Поскольку "абсолютная гиперпространственная космонавтика по Рыбакову(8)" хороша как литературный приём, но едва ли будет осуществлена на практике, в дальнейшем мы будем исходить из того, что для межзвёздных коммуникаций здесь применяется один из "паллиативных" (в терминологии Рыбакова) способов. С литературной - для автора космобоевика - и стратегической, нас интересующей, точек зрения эти способы хороши тем, что они позволяют структурировать пространство. Поскольку скорость и дальность перемещения ограничены техническими возможностями корабля, в нём (пространстве) появляются свои "торные дороги" и "непроходимые местности" - и узлы коммуникаций, обладание которыми сулит немалую выгоду. Именно эти "ключевые точки" пространства и должны стать первостепенными целями боевого флота.
   А четвёртой по списку и первой по сути задачей флота становится непосредственное противодействие вражеским космическим перевозкам. Проще говоря - уничтожение всех транспортных кораблей противника, пролетающих через контролируемую флотом область пространства.
  
  

Средства.

  
   И тут мы приходим к концепции, уже разработанной и проверенной в применении к войне на море - к концепции крейсерской войны. Иначе говоря, войны на коммуникациях. Войны рейдеров.
   Преимуществом такой войны является то обстоятельство, что для её ведения совсем не обязательно господство в пространстве. Рейдер изначально предназначен для действий в глубине вражеской территории. Его цель - не линейные и прочие боевые, а транспортные корабли противника. Поэтому главными требованиями, предъявляемыми к этому классу кораблей, становятся скорость (позволяющая догнать транспорт и уклониться от встречи с боевым кораблём-охотником), автономность (чем дольше рейдер способен действовать в отрыве от баз и чем дальше он заберётся во вражеское пространство - тем лучше) и, по возможности, скрытность(9). Тяжёлое вооружение рейдеру ни к чему: для уничтожения транспортов достаточно и универсального. И, естественно, рейдер должен быть достаточно дёшев и прост в производстве, чтобы допускать быструю замену выбывающих из строя боевых единиц.
   Таким образом, война на коммуникациях - это шанс слабого. Для государства, чей флот не способен победить в генеральном сражении рейдерство превращается в спасительную соломинку, ту самую, за которую хватается утопающий. За свою военно-космическую мощь сильное государство неизбежно должно расплачиваться зависимостью от космической торговли. Это действительно неизбежно: огромный военный флот немыслим без ещё более огромного торгового. И, соответственно, без развитой системы межпланетных коммуникаций. Коммуникаций, разрушение которых и становится главной боевой задачей рейдеров.
  
   Отступление: планеты, империи, государства.
  
   Здесь следует рассмотреть возможную структуру ведущих войну государств. Для начала попытаемся представить себе, какие планеты могут входить в их состав.
   К первому типу таковых мы отнесём густонаселённые (порядка миллиарда человек) миры, поддерживающие как аграрное, так и промышленное производство - с уклоном в сторону промышленного. Типичным представителем можно считать нашу Землю. С той, разумеется, оговоркой, что она не ведёт космической экспансии и вообще не использует никаких внеземных (внепланетных) ресурсов. Теоретически, планеты первого типа могут существовать в изоляции - но до определённого предела. Всё дело в том, что их ресурсы конечны и со временем должны закончиться. На Земле, к примеру, уже к 2070 году не останется нефти, к 2090 - природного газа. Поскольку заменить их нечем, остаётся только импортировать, благо, в пределах Солнечной системы существуют колоссальные запасы газообразных углеводородов - например на спутнике Сатурна Титане.
   Планеты второго типа хорошо известны всем, кто любит читать фантастические боевики. Их признаками являются относительно небольшое население, сосредоточенное, как правило, в нескольких крупных демографических центрах и/или отдельных регионах и узкая специализация. Народное хозяйство таких миров ориентировано на одну, в лучшем случае - несколько смежных отраслей производства, при этом остальная продукция импортируется. Принципиально эти миры можно разделить на три категории: 2А - промышленные, 2В - аграрные, 2С - сырьевые.
   Зависимость планет второго типа от межпланетной торговли - абсолютная. Изоляция для них автоматически означает деградацию и сползание в тип "три" - то, что писатели иногда называют "увядшими" мирами. Наиболее известным литературным примером планеты третьего типа можно назвать Барраяр периода изоляции(10). Все атрибуты налицо: упадок промышленности и науки, социальная деградация в сторону феодализма... Впрочем, барраярцам ещё повезло: у них оказалась вполне приличная биосфера, в которую они смогли вписаться. Так что население Барраяра продолжало расти, что и позволило ему впоследствии развить промышленность и стать планетой первого типа.
   Пример вселенной, где все встречаются все три(11) типа планет можно найти в романах межавторской серии "BattleTech": густонаселённые и развитые Люсьен, Таркад и Новый Авалон, специализированный на тяжёлую промышленность Гесперус II, на сельское хозяйство - Кайфенг, Вудсток и Гибсон, на добычу сырья - Сахалин и Халлоран, "увядшие" Трелл I, Гленгарри и Верзанди. Каждое из пяти основных государств этой вселенной представляет собой централизованную империю, включающую планеты всех трёх типов.
   Возможны и другие варианты: например, та же империя, но состоящая из планет второго типа. Или конфедеративный союз миров типа "один". И всё, что лежит между этими двумя крайностями. За пределами этого "всего" - монопланетарные государства, т.е. планеты первого типа, интегрированные в галактическую экономику, но не имеющие владений за пределами своего гравитационного колодца.
   В отдельную группу следует вынести вариант, описанный у Громова(12) и Володихина (13) - несколько межпланетных государств, имеющих сухопутные границы на планетах, разделенных между государствами на сектора. Ясно, что здесь войны локального/регионального/планетарного масштаба могут вестись вообще без привлечения космических флотов, силами одних лишь наземных (сухопутных, морских и воздушных) войск.
  

Средства (продолжение).

  
   Классическим ответом на появление вражеских рейдеров на "большой космической дороге" неизбежно должно стать эскортирование транспортных судов военными кораблями. Если так происходило в войнах на море - то почему в космической войне будет иначе? Конвой, прикрытый крейсерами сопровождения, практически неуязвим для одиночного рейдера(14), поэтому следующий ход столь же очевиден и проверен историческим опытом: рейдеры переходят к тактике "волчьих стай".
   Именно так действовали немецкие подводные лодки в "битве за Атлантику": одновременная атака с нескольких сторон. При этом строй конвоя ломается, охранение неизбежно концентрирует внимание на одних рейдерах и упускает из виду другие, которые и делают своё (чёрное) дело.
   Охранение конвоя можно усилить за счёт включения в его состав линкора. Вряд ли их будет больше одного: линкор - штука дорогая. И, разумеется, в состав конвоев будут, в первую очередь, включаться наиболее старые и слабые из них. Те, что уже непригодны для генерального сражения. И здесь на сцену может выйти новый класс кораблей - "суперрейдер". Фактически, это тот же рейдер, но больших габаритов, за счёт усиления защиты (живучести) и установки вооружения противокорабельного класса. Это вооружение может (и, наверняка, будет) уступать линкорному, но для уничтожения устаревшего линейного корабля хватит и его.
   Следует заметить, что пассивной обороной действия подвергающейся атакам рейдеров стороны отнюдь не ограничиваются. Беря инициативу в свои руки, она переходит к активному поиску и уничтожению противника. Простейший способ сделать это - использование кораблей-ловушек, замаскированных под обычный мирный транспорт и открывающих огонь, стоит только рейдеру войти в зону поражения его орудий.
   Другим вариантом становится постройка специализированных кораблей - истребителей рейдеров. Такой корабль должен обладать ходовыми качествами, соизмеримыми с ходовыми качествами рейдера и много большей огневой мощью. В охранении конвоев он, в принципе, эффективен, но истинная его стихия - это свободная охота.
   Здесь следует заметить, что "истребитель рейдеров" с равной эффективностью может применяться и в качестве "истребителя торговли", т.е., для нападения на транспортные конвои. С другой стороны, тяжёлый "суперрейдер" может быть превращён в "контррейдер" - охотник за рейдерами противника. Поэтому уже на стадии проектирования эти классы кораблей могут слиться воедино. Новый "универсальный" класс, по аналогии с соответствующими морскими кораблями, можно назвать тяжёлым крейсером. Принципиально это - звездолёт класса "два с половиной", по габаритам/огневой мощи/живучести занимающий промежуточную позицию между первым (линкоры) и вторым (крейсера) классами основных боевых кораблей.
   Конечно, говоря о рейдерах, нельзя забывать, что самым уязвимым их местом является система базирования. Уничтожая базы рейдеров, мы тем самым лишаем их возможности эффективно действовать на наших коммуникациях. Но это уже - задача для линейных флотов.
  
  

Последствия.

   А напоследок - о грустном. Главный недостаток войны рейдеров заключается в том, что она может оказаться успешной. К счастью, в истории войн на море этого не случалось. Потому что логическим завершением её должен стать полный крах существующей транспортной сети.
   Война рейдеров - тотальная по своей сути, ведь, помимо военных флотов и военных кораблей в неё вовлекаются и гражданские. И все попытки загнать её в рамки закона обречены на неудачу. Дело даже не в том, что воюющие стороны имеют обыкновение подтираться Женевскими и прочими исключительно миролюбивыми конвенциями, коль скоро те мешают им воевать. Просто фундаментальным принципом любой войны любой эпохи и в любой среде является то, что информация о противнике всегда недостаточна.
   Применительно к данной ситуации это означает, что командир рейдера, видя на экране чужой корабль, не может точно сказать, кто перед ним: вражеский ли транспорт, который надо уничтожить или нейтрал, находящийся под защитой закона. А может, это враг использует нейтральные опознавательные знаки(15)? Или это нейтрал же, но нейтрал, везущий в своём трюме недозволенный груз? Окончательный ответ может дать только непосредственный - своими глазами - досмотр, но проводить его - себе дороже. Корабль ведь может оказаться ловушкой - замаскированными крейсером, только и ждущим возможности дать залп по незадачливому рейдеру.
   Наивные идеалисты на войне долго не живут. Поэтому, в конечном счёте, из всех законов и обычаев войны остаётся один: стреляй первым. Сомневаешься - тоже стреляй, в таких случаях лучше перестраховаться. Только перестраховщик остаётся в живых, что бы там не говорили писатели и журналисты.
   К счастью, неограниченную войну на коммуникациях легче объявить, чем вести. К счастью, исход всех войн на море решили действия линейных сил, а не рейдеров. И нет никаких оснований полагать, что в космосе будет иначе.
   Никаких...
   Совсем...
   Почти...
   Кроме...
   ...того, что в любимых наших военно-фантастических романах раз за разом описываются вселенные, пережившие в прошлом разрушительную межзвёздную войну - когда космические сообщения пришли в упадок, и целые сектора пространства - десятки и сотни планет! - оказались в изоляции. Когда промышленность и наука пришли в упадок. Когда везде и всюду наступило новое варварство.
   ...к чему бы это?
  
   P.S.: а, коли так, повторяю ещё раз: ребята! Давайте жить дружно!
  
   P.P.S.: вдруг получится?
  

21.08.2004

  
   (1) Под каковыми может подразумеваться всё, что угодно: полезные ископаемые, территория, население, промышленность... К примеру, после оккупации Чехии Германией в 1938 году промышленный потенциал Рейха возрос в два с лишним раза, население - примерно раза в полтора. Что, собственно, и превратило Германию из второразрядной восточноевропейской страны в империю, способную бросить вызов великим мировым державам того времени.
   (2) 4GW, т.е. "The 4th Generation Warfare"; термин введён в работе У. Линда, К. Найтингейла, Дж. Шмита, Дж. Саттона и Г. Уилсона "Изменяющееся лицо войны: на пути к новому поколению войн" (William S. Lind, Keith Nightengale, John F. Schmitt, Joseph W. Sutton, Gary I. Wilson, The Changing Face of War: Into the Fourth Generation// Marine Corps Gazette, oct. 1989). Господа "теоретики" отечественного розлива, фамилии которых слишком известны, чтобы их материть, как всегда, оказались впереди планеты всей, насчитав не четыре, а целых шесть поколений войн. Соответственно, русскоязычному читателю эта концепция более известна как "война шестого поколения". Оставив подсчёты на пальцах господам "теоретикам" известного пошиба, Автор полагает уместным использовать терминологию разработчиков концепции.
   (3) Впрочем, уже в Первую Мировую войну стоимость каждого пушечного выстрела влетала в копеечку. Артиллеристы того времени шутили, что "наши пушки стреляют чемоданами с золотом".
   (4) Здесь следует заметить, что возможности современного и теоретически возможного в перспективе оружия по части уничтожения планет сильно преувеличены. Например, пресловутая "ядерная зима", равно, как и "зима астероидная" есть не более чем страшилки для легковерных обывателей. С другой стороны, ракетно-бомбовые арсеналы линкора (если предположить, что они эквивалентны таковым у современных подводных лодок-ракетоносцев) позволяют разрушить основные демографические центры на территории противника. С помощью кобальтовых боеприпасов можно создать долговременное заражение сельскохозяйственных районов, делая их непригодными для жизни. Кинетическими ударами - расколоть материковую плиту и/или прицельно отбомбиться по точкам напряжения в планетарной коре, вызвав серию землетрясений глобального масштаба.
   (5) Цит. по Сунь-цзы. У-цзы. "Трактаты о военном искусстве" (пер. Н.И. Конрада) - СПБ, Terra Fantastica/М., АСТ, 2001
   (6) Нуль-транспортировку, описанную, например, в цикле романов братьев Стругацких о "Полдне XXII века" или "Гиперионе" Дэна Симмонса, мы оставляем за скобками, как не имеющую научного обоснования. В отличие, например, от сверхсветовых межзвёздных полётов.
   (7) Цит. по А.Т. Мэхэн "Влияние морской силы на историю" - СПБ, Terra Fantastica/М., АСТ, 2002. В оригинале - "контроль над океаном".
   (8) В статье "Проблема межзвёздных коммуникаций в современной фантастике" (1988) В.М. Рыбаков разделил "применяемые" авторами способы межзвёздных сообщений на три группы: релятивистский полёт (перемещение с субсветовой или досветовой скоростью), "абсолютная гиперпространственная космонавтика" (мгновенное перемещение в любую точку пространства) и "паллиатив" - то же перемещение, но ограниченное некоей конечной (сверхсветовой) скоростью и расстоянием.
   (9) Способы сделать корабль невидимым для поисковых систем противника рассмотрены в предыдущей статье Автора ("Боевой флот: некоторые технические аспекты звёздных сражений").
   (10) Л.М. Буджолд "Барраяр", "Горы скорби", "Осколки чести" и другие книги о Майлзе Форкосигане.
   (11) Вариант "развивающейся" цивилизации, ещё не освоившей межпланетные коммуникации не рассматривается как не имеющий отношения к теме статьи.
   (12) А. Громов "Наработка на отказ" - "Ватерлиния" (дилогия).
   (13) Д. Володихин "Убить миротворца (Утренний кофе)", "Конкистадор", рассказы.
   (14) Исключая, разумеется, вариант "стрельбы из засады" - когда замаскированный до полной невидимости рейдер обнаруживает себя лишь в момент атаки.
   (15) Такие вещи запрещены Законами войны, но, тем не менее, случаются - каждый борется за жизнь, как может.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   8
  
  
  
  
Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"