Аннотация: Туалетный роман; ТэВэ; Назад в ослепительный день; Разговоры под сенью опухоли; Оттенки серого; Как ветерок...; Хлюпик;
Пишу предисловие, после нескольких рецензий.
Потому что получилось сообразить одну мысль. Литературную. Возможно, это открытие сродни изобретению велосипеда. Тем не менее, поделюсь.
Что такое финал конкурса? Это, так сказать, обогащенная руда. То есть, продукт, максимально (хоть и не стопроцентно) близкий к "чистому металлу", в нашем случае - к хорошей, настоящей литературе.
У работ нашего финала есть одно общее свойство. На мой взгляд, то самое, что, будучи наиболее ярко выраженным, позволило им получить высокие оценки. Эти тексты, помимо добротного построения и гладкого языка, имеют в своем содержании так называемую "остановку в пути", в жизненном пути человека, людей, их персонажей. Те самые несколько дней, часов, минут, которые по насыщенности содержанием, т.е., мыслями, чувствами, поступками, соразмерны (а то и равны либо превышают) всей жизни "до", и во многом определяют, поворачивают в иную сторону, проясняют смысл жизни "после".
Возможно, отражение именно таких событий, трагических, либо курьезных, и делает рассказ рассказом, произведением литературы, после знакомства с которым у читателя возникают мысли, связанные с собственной жизнью, опытом, и благодарность автору за повод лишний раз подумать о важном, а не один только сакраментальный вопрос: "зачем я потратил время на чтение, и автор - на написание вот этого вот?"
Анисимов А.А. Про/За-3: Туалетный роман25k
Захватывающее повествование, живые персонажи, реалистическая обстановка, насущные проблемы... Что еще нужно для хорошего рассказа? Еще и финал такой... жизнеутверждающий. Спасибо, автор, порадовали чтением.
Бит Х. Про/За-3: ТэВэ27k
Читалось сложновато, и конец не очень понятный... Возможно, наложилось мое личное отношение к известному произведению. Когда-то "долбила" сама, недавно - сын... Понятно, что шедевр остается шедевром, но вот волшебство... оно куда-то делось, поэтому трепета того нет, но! Я помню, какой он - трепет - был. Плюс, вернее, минус - все-таки ощущение сырости текста, оно есть. Однако, если по-честному, то среди работ номинации "жюрейский список" эта, действительно, сильнейшая, по-моему. Да и сама по себе очень и очень неслабая.
Валентинов А. Про/За-3: Назад в ослепительный день34k
Один день, вернее, утро из жизни узника СИЗО.
Трудно сказать, что меня так задело в этом тексте. Простое, по сути, бытописание... Однако, в этой простоте автор сумел рассказать очень много о жизни человеческой. Так, что слов не запомнилось, одни картины да мысли.
Виноградов П.В. Про/За-3: Разговоры под сенью опухоли25k
Возможно, из-за специфики трудовой, так сказать, деятельности, мне приходилось читать много текстов на эту тему, и художественных, и публицистики, мемуары-интервью... Поэтому эмоциональное восприятие притуплено. Зато есть, с чем сравнить. Отсюда и моя оценка: повыше простого "нормально". Самоощущение человека, которому был поставлен страшный диагноз, показано достоверно. Финал смазан, но... его сумбурность выглядит вполне оправданной. В жизни героя произошла неожиданная остановка... Будем надеяться, что финальное "спасибо" не только за разрешение продолжать движение, но и за саму эту остановку. Которая по содержательности может оказаться равной всей жизни, до и после.
Ера М. Про/За-3: Оттенки серого6k
Простой рассказ о простых людях. По сути, в жизни каждого из ключевых персонажей произошла та самая "остановка в пути" - момент, несколько дней, часов (или минут), за которые происходит... В общем, что-то происходит. По значению равное (или определяющее, оправдывающее, перечеркивающее?) течению всей прошлой и будущей жизни.
Казовский А. Про/3а-3: О дружбе зверской23k
Ласковый Ф. Про/за-3: Как ветерок...12k
Неплохо. Простенькая бытовая история. Правдивая.
Пыталась уловить основную мысль автора, надеюсь, не удалось. Почему-то лезет в голову упорное: "жизнь течет, ничего не меняется, годы несут лишь сон душе, грузность телу и усталость глазам". Вот не хочется, чтобы подобная безнадега составляла "месседж" произведения с таким легким названием.
Из технических недостатков: странные метафоры.
Из которых мне только "безбашенная синь" (неба) понравилась (хотя вначале сильно рассмешила). Но что-то в этом определенно есть. Остальное - просто не по-русски. Не может парень "галдеть" в одиночку; нахохленность старушек плохо сочетается со щебетом (да и самих старушек как-то не удалось вообразить "нахохлившимися"); непонятно, как "Спасибо!" может быть размашистым, а книга падать "звонко" (если у нее нет металлических деталей на обложке).
Так же в начале текста не очень ловко с описаниями, так, например, человеку, который отвернулся к окну, весьма затруднительно будет "мазнуть взглядом" по соседке напротив. Встречаются повторы. Но это все поправимые огрехи, сосредоточенные в описательной части, как известно, самой сложной. Дальше текст читается свободно.
Пик А. Про/За-3: Хлюпик15k
Что задевало: повествование ведется от имени женщины, но про это вспоминаешь, только натыкаясь на местоимения или глаголы с женскими окончаниями. Именно натыкаешься и вздрагиваешь :)
Но это неважно.
Рассказ о неравнодушии. И неравнодушных людях. Соприкоснувшихся со злом и... оказавшимися беззащитными перед ним, подпавшими под его влияние. Возненавидев насилие, человек становится убийцей. И убивает не кнопкой каких-то "врагов", а бутылкой - друга, за невинную фразу. В ослеплении ненавистью. То есть, будь у него под рукой та же кнопка...
Книга Ницше завершает образный и смысловой ряд. В бездну смотреть устал, глаза к небу поднять не смог, в итоге оказался бездной затянут. Достоевский подробно раскрыл эти механизмы в романах, поэтому рассуждать тут особенно не о чем.
Прудков В. Про/За-3: Семнадцать ночей без Земфиры39k