Кажуть великий святий i чудотворець дiд Сергiй з Радонiжжя у давнi часи говорив про Царство Бога-Христа i Свiтле Майбутнє вживаючи поняття Русь (свята). Натомiсть наш сучасник, простий козак-степовик дядько Феодосiй з Києва вживав поняття Україна (вiльна) i Безмежжя (Благодатне). Слова рiзнi - суть одна. Благодать Безмежжя сяє серед горя i бiди, всiх людей вона єднає, хто до неї не прийди. Господи, помилуй! Мати Божа, дiду Сергiю, дядьку Феодосiю i всi святi, молiть Бога за нас грiшних!:
"Свята́я Русь - наименование Руси в русском фольклоре, поэзии, просторечии и красноречии, преобразующее в народном мировоззрении земную, преходящую Русь в Русь вечную и неизменную, в Царство Христово и позволяющее рассматривать русский народ как людей святой Руси, т.е. как народ Божий. Термин в литературе впервые прослеживается у Максима Грека в середине XVI века.
Святая Русь" появляется в древнерусской литературе ещё в былинах и духовных стихах. Русские богатыри в былинах и защитники Руси в духовных стихах часто называются светорусскими или святорусскими. "Светорусские" или "святорусские" герои духовных стихов сражаются не просто за родную землю, а за "светлорусскую", за "святорусскую" землю, а также за веру христианскую. Святая Русь в духовных стихах несет в себе образы рая, Иерусалима, Палестины, Константинополя, других святых мест ветхозаветной и новозаветной истории и, наконец, святых мест собственной христианизированной земли, которые в свою очередь также являются образами упомянутых святых прототипов. Излюбленным топонимом Святой Руси в духовных стихах является Иерусалим. Примечательно, что ещё в XI веке митрополит Иларион Киевский писал в "Слове о законе и благодати": "Христианская Русь - Новый Израиль".
Важной вехой в жизни Руси, русского народа и православного христианства, в развитии идей святой Руси стала эпоха жизнедеятельности великого русского святого и чудотворца Сергия Радонежского, его учеников и соратников. Призывая простой народ поддержать князя Дмитрия Донского, объединиться ради Руси и ее народа Сергий так или иначе, явно или неявно аппелировал именно к идее небесной, святой Руси, Царства Христового, Царства дедов-прадедов, святых и праведников, которое пребудет вечно и веру в которое нужно бережно хранить и не давать на поругание супостатам. Также эпоха Сергия Радонежского интересна тем, что благодаря трудам и подвигам преподобного вера в святую Русь связывается с Троице-Сергиевой Лаврой, а значит и с Москвой, как одним из великих святорусских городов, наравне с древним Киевом."