Ромм Ф.А. : другие произведения.

Загадки Орлеанской Девы. Глава 9. Пепел, стучащий в сердца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Послесловие к казни Ход военных действий после казни Жанны "Орлеанская Дева не была сожжена"? Процесс оправдания Жанна и англичане Историческое значение подвига Жанны

  Послесловие к казни
  При знакомстве с биографией Жанны Дарк, трудно удержаться от ощущения, что эта героическая девушка не могла долго жить в пятнадцатом веке - рядом со средневековыми изуверствами, произволом, подлостью, грязью. В этом смысле, предательство Карла Седьмого и жестокость Бедфорда по-своему логичны. Однако это, разумеется, ничуть не извиняет их. Это логика жестокости и подлости того мира, который противостоял благородной Жанне Дарк и убил её. Это логика её жертвоприношения и вопиющей несправедливости.
  Однако отвлечёмся от эмоций и вернёмся к основной теме этой книги. Описание казни Жанны преподносит две новые загадки: белая голубка, привидевшаяся одному из английских солдат (трудно удержаться от предположения, что "белая голубка" - отлетевшая душа Орлеанской Девы), и сердце, которое не сгорело в трёхметровом пламени, а позже не поддалось усилиям палача, обложившего его углями.
  Прежде всего: насколько можно доверять обоим сообщениям? Для намеренного вымысла они чересчур оригинальны. Мог ли английский солдат ошибиться, когда ему привиделась белая голубка? В принципе, да. Однако подобная ошибка скорее была бы естественна для человека, благожелательно относившегося к Жанне. В данном случае ничего подобного.
  Можно ли найти "белой голубке" рациональное объяснение? Как ни странно, да, притом довольно очевидное. Хорошо известен феномен фотографий Кирлиана *
  * Эффект Кирлиана. Фото Кирлиан. http://www.sunhome.ru/image/45429
  
  Известно, что отдельные люди, если находятся в определённом состоянии, способны наблюдать подобные картинки собственными глазами, без использования фототехники. Не вдаваясь в физические аспекты эффекта Кирлиана, просто допустим, что упомянутый солдат имел способность к Кирлиан-наблюдениям и в момент появления "белой голубки" находился в таком состоянии, которое позволяло ему подобные наблюдения. Да и известно, что это было за состояние: ненависть к жертве, агонизировавшей на костре, бурная радость по поводу её мучений.
  Почему другие зрители не сообщили, что наблюдали "белую голубку" или нечто подобное? Большинство людей, вероятно, просто избегало смотреть на аутодафе. С них хватало криков Жанны. Естественно, они ничего не заметили. Другие, более хладнокровные, или не обладали способностью к Кирлиан-наблюдениям, или не вошли в то состояние, которое бы позволило заметить этот эффект, или всё же заметили нечто таинственное, однако предпочли умолчать об этом, чтобы не быть обвинёнными в ереси. Несомненно также, что если бы Кошон и Винчестер увидели "белую голубку", то они бы ни за что не признались в этом.
  Перейдём к вопросу сердца, которое не сгорело. Казалось бы, физика такого не допускает. Однако не будем спешить с выводами. Вспомним два известных, но малоизученных феномена: огнехождение/огнедержание и мощи святых.
  Первый эффект, совершенно фантастический по своему характеру, наблюдался множеством людей, был заснят на плёнку, более того, огнехождение оказалось доступно и для простых туристов. Правда, для этого им требовалось войти в особое состояние.
  Что касается святых мощей, которые не подвергаются тлению, то на этот счёт немало сообщений, но не вполне ясно, до какой степени им можно доверять *
  * ГРАФ М. В. ТОЛСТОЙ. РАССКАЗЫ ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. http://www.ccel.org/contrib/ru/History/History17.html
  
  Заметим, однако, что из общих соображений этот эффект не так удивителен, как огнехождение.
  Сердце, которое не горит в пламени, человеческая кожа, которую не повреждает огонь, и умершие человеческие ткани, не подвергающиеся тлению - все они могут иметь общую физическую природу: по какой-то причине органическая ткань, подвергшаяся некоторому воздействию, становится устойчива к окислению (прямому химическому - в первых двух случаях, или биохимическому - в третьем). Вероятно, устойчивость эта ограничена: ведь почти всё остальное тело Жанны сгорело, огнеходцев никто не помещал в режим кремации, а святые мощи не проходили лабораторные испытания. И всё же естественно предположить, что если человек входит в определённое психическое состояние, то сопротивляемость его тела окислительным процессам резко возрастает. Исходя из устойчивости мощей, можно предположить, что этот эффект сохраняется и после смерти.
  Судя по тому, что сообщили очевидцы казни Жанны Дарк, она перед смертью вошла в определённое экстатическое состояние. Не смотрела в ужасе на подбиравшиеся к ней дым и огонь, а обращалась к Небесам, взывала к Богу, словно надеясь получить от него помощь, которую бесспорно заслуживала и которую Он вполне мог оказать ей (как Крезу). Это обстоятельство, пожалуй, является единственным аргументом в пользу того, что Жанна искренне верила в Голоса - как показала казнь, тщетно.
  Таким образом, две совершенно фантастические загадки Жанны Дарк, связанные с её гибелью и зафиксированные средневековыми свидетелями, могут иметь вполне научное объяснение.
  Заметим, что оба упомянутых факта были, по средневековым меркам, достаточны, чтобы уже тогда поставить вопрос о причислении Жанны к лику святых. Да и гибель Жанны слишком соответствовала христианским представлениям о святых великомучениках. Однако канонизация Орлеанской Девы тогда была невозможна по политическим причинам.
  
  Ход военных действий после казни Жанны
  Назавтра после казни Жанны англичане возобновили активные боевые действия. Арманьяки, привыкшие за полгода к тому, что всю мощь ударов Англии принимает на себя хрупкая девушка, заточённая в Буврёе, оказались не готовы отразить неприятельские атаки.
  В первую очередь англичане осадили Лувье. В октябре город сдался. Чуть раньше Уорвик нанёс французам поражение при Бове. Однако стратегическую обстановку, сложившуюся после компьенской кампании, это не изменило. Время, которое англичане потеряли во время трибунала в Руане, теперь работало против них.
  Боевые действия продолжались в вялотекущем режиме, но постепенно французы освобождали территорию своей страны. Бургундия раздиралась внутренними противоречиями, и её армия не оказывала французам заметного сопротивления. В сентябре 1435 г. между Францией и Бургундией был заключён мир и союз. Англичане постепенно теряли занимаемые территории, боевые действия всё чаще доходили до Руана. В апреле 1436 г. Ришмон, пользуясь поддержкой бургундцев, занял Париж. Так исполнилось ещё одно предсказание Жанны.
  В 1439 г. Карл Седьмой издал ордонанс о создании регулярной армии. Вытеснение англичан из Франции усилилось. В 1444 г. между Францией и Англией было заключено перемирие, которое продолжалось до 1449 г. Карл Седьмой воспользовался передышкой для создания регулярной армии.
  В 1449 г. война Франции с Англией возобновилась. Был взят Руан. В распоряжении французов оказались материалы Обвинительного процесса. В 1450 г. англичане были разгромлены при Форминьи, а затем потеряли Нормандию.
  В 1451-1453 гг. французы заняли Гиень и нанесли англичанам тяжёлое поражение при Кастийоне. На этом Столетняя война завершилась. На территории Франции у англичан остался только порт Кале, который был взят в следующем столетии. Вскоре англичанам стало не до кампаний во Франции: у них самих началась династическая война Роз.
  
  "Орлеанская Дева не была сожжена"?
  Мы помним, как не хотел французский народ верить в пленение Жанны (Глава 7). Распространялись всевозможные слухи, что Дева спаслась, бежала. Распускать слухи было гораздо удобнее, чем самим сделать что-то для вызволения героини. Миллионы французов, спасённых Жанной, сидели по домам, разводили руками и сочиняли глупости, вместо того, чтобы прийти к ней на помощь, сделать хоть малую толику того, что совершила слабая девочка из Домреми.
  Ещё меньше сочинители слухов были согласны поверить в гибель Орлеанской Девы. Практически сразу после её казни начали распространяться всевозможные сплетни об её спасении - то ли сама бежала из-под стражи, то ли её спасли арманьяки. Нет нужды пояснять, что арманьяки с удовольствием поддерживали эти сплетни, избавлявшие их от ответственности за неоказание помощи соратнице, оказавшейся в смертельной западне по их вине. В этих слухах был заинтересован и король - по той же причине, что и арманьяки. Способствовали сплетням и бургундцы, искавшие в тот период сближения с Францией, а потому заинтересованные сгладить негатив, вызванный продажей Жанны англичанам.
  В какой-то момент слухи о том, что Жанна спаслась, стали систематизироваться и превращаться в нечто вроде научной теории. Впоследствии версия, что Жанна Дарк не погибла на руанском костре, получила специальное название - сюрвивизм, от слова survivre - выжить. Сюрвивизм дошёл и до наших дней. С некоторых пор он слился с батардизмом, и теперь это сочетание называется "ревизионизм" (квазиисторическая версия) биографии Жанны Дарк. Разумеется, современные сюрвивисты не заикаются, что якобы Жанне удалось сбежать или её освободили из плена арманьяки, а списывают её гипотетическое спасение на внезапный приступ великодушия англичан и церковников, которые почему-то предпочли скрыть это великодушие от мировой общественности.
  Спору нет, идейная основа у сюрвивизма невыносимо хлипка. Слишком много людей видели казнь Жанны, да и невозможно поверить, чтобы англичане и церковники, с таким трудом состряпавшие смертный приговор девушке, ни с того ни с сего выпустили из когтей свою добычу. Психологической основой сюрвивизма является желание обывателя изыскать во всём хэппи-энд, да чтоб ради этого не надо было ударить палец о палец. Как написал мне недавно один хороший знакомый, очень интеллигентный человек: "Понятно, что вы правы, но так хочется, чтобы Жанна осталась жива". Разве от этого желания история изменится?
  Интересно, что Англия, казалось бы, более всех заинтересованная в сюрвивизме, не рассматривает его даже как вариант. Жанна считается святой великомученицей, и её статуя находится во многих английских культовых заведениях.
  В начале ХХ века, когда решался вопрос о канонизации Жанны, было выдвинуто множество возражений, но о сюрвивизме не вспомнили.
  Можно было бы спокойно отбросить сюрвивизм как совершенно беспочвенную фантазию. Есть, правда, одна загвоздка: вскоре после взятия французами Парижа появилась некая дама, которую звали Жанна дез Армуаз, утверждавшая, что она является Жанной Дарк. Конечно, это ни о чём не говорит: самозванцев во все времена хватало. В эпоху, когда не было паспортов с фотографиями и печатями, им было сплошное раздолье. Облик Орлеанской Девы был слишком притягателен. А потому можно было бы спокойно отмахнуться от мадам дез Армуаз, если бы не одно обстоятельство: братья Жан и Пьер Дарк признали эту женщину своей сестрой. Поэтому просто так отмахиваться от мадам дез Армуаз не будем. Попробуем разобраться, что о ней известно.
  
  
  
  
 []
  
  Рис. 9.1 Изображение мадам дез Армуаз.
  
  К сожалению, сведения о ней из исторических работ чрезвычайно скудны: профессиональные историки уверены, что раз речь идёт о самозванке, то тратить время на выяснения, касающиеся её личности, незачем. С этим едва ли можно согласиться: исследуют же факты, связанные с другими самозванцами - Григорием Отрепьевым, Пугачёвым, княжной Таракановой и так далее. Однако что есть, то есть. Поэтому попробуем обратиться к публикациям сюрвивистов. И что же мы в них читаем?
  "Зато доказано, что до февраля 1432 года Орлеанская Дева пребывала в почетном плену в замке Буврёй в Руане, потом была освобождена, 7 ноября 1436 года вышла замуж за некоего овдовевшего рыцаря Робера дез Армуаза, сеньора Тишемона (прекрасный способ легально сменить имя!), и в 1436 году вновь возникла из небытия в Париже, где была и узнана былыми сподвижниками, и обласкана Карлом VII (нежно обняв ее, король воскликнул: "Девственница, душенька, добро пожаловать вновь, во имя Господа...") [123]. Скончалась Жанна д"Арк (теперь уже - дама дез Армуаз) летом 1449 года." *
  * Андрей Балабуха. Когда врут учебники истории. Библиотека Альдебаран, http://lib.aldebaran.ru/author/balabuha_andrei/
  
  Если бы ещё писатель-фантаст А.Балабуха уточнил, кем это было доказано, да со ссылкой на источник... Если кого смущает "ссылка" 123, то это примечание, там написано: "Надо сказать, за это время появились четыре самозванки, выдававших себя за чудесно спасшуюся Орлеанскую Деву. Всех их арестовывали, судили, одну - некую Перринаик Бретонку - даже казнили. Но к нашей истории они прямого отношения не имеют." Заметим, что исторические сведения о лже-Жаннах касаются, главным образом, более позднего периода - Оправдательного процесса. Однако ссылок-то, доказывающих его правоту, господин Балабуха не даёт. Вообще. Ни одной. Кому хочется верить - пусть верит так.
  Помимо отсутствия внятных ссылок, в этом источнике имеется ряд ошибок, притом очень серьёзных. В очередной раз проводятся неадекватные манипуляции вокруг фамилии Жанны (см. Главу 2). Оправдательный процесс отнесён к 1451 г., хотя на самом деле он состоялся позже (об этом ниже). Если же А.Балабуха имеет в виду начало подготовки к процессу, то это март 1450 г., но никак не 1451. Даются искажённые сведения по поводу изображений Жанны (см. Главу 2). Ни с того ни с сего высказывается мнение, что Жанна была физически очень сильна. Конечно, хилой она не была, как и все нормальные крестьянские девушки, но коня на скаку не останавливала и в горящую избу не входила.
  Во время сражений она держала в руках знамя, что было не очень обременительно, хотя, конечно, требовало известной тренировки (Главы 4-6). Откуда-то взяты сведения, будто "в Шиноне она изумила дофина и его кузена, юного герцога Алансонского, непревзойденным мастерством верховой езды, совершенным владением оружием и блестящим знанием игр..." О том, чем изумила Жанна дофина в Шиноне, мы писали в Главе 3.
  Не отличаются исторической корректностью и другие публикации сюрвивистов. К примеру, Е.Черняк называет мадам дез Армуаз Жанной д'Армуаз **
  ** Ефим Черняк. Воскресшая Жанна. Издательский дом "Первое сентября", http://his.1september.ru/article.php?ID=200200504
  
  
  В сюрвивистских источниках приходится встречать также заявление, что семейство дез Армуаз впоследствии сменило фамилию на "де Сермуаз". Вроде как своё имение переименовали из Армуаз в Сермуаз. Замок Arques, один из тех, в которых останавливался кортеж, транспортировавший Жанну Дарк в Руан, нередко именуется собственностью дворянской семьи d'Arc.
  Складывается впечатление, что ревизионисты даже не читают публикации друг друга. А жаль, могли бы почерпнуть пищу для размышлений. Так, А.Балабуха указывает, что рост Жанны составлял 158 см, а г-жа Елена Квашнина, доблестно отрицающая казнь Жанны, пишет: "Сама приговоренная маленького роста (он известен в точности - 158 см), в то время как Жанна Девственница была, по многочисленным воспоминаниям знавших ее лично, довольно высокого для женщины роста." ***
  *** Е.Квашнина. Легенда о Жанне Д'Арк. http://zhurnal.lib.ru/k/kwashnina_elena_dmitriewna/jann_d_ark.shtml
  
  Заметим, что 158 см - это был высокий рост для средневековой женщины, но дело не в этом. Если рост казнённой (по Квашниной) был в точности равен росту Жанны Дарк (по Балабуха), то что опровергается-то?
  Может показаться, что подобные ошибки характерны только для русскоязычных ревизионистов. На самом деле, их предостаточно и у французов. Притягивая батардистскую версию незаконнорожденной принцессы, записанной при рождении под мужским именем Филипп, некоторые ревизионисты уверяют, что мадам дез Армуаз была гермафродитом. Вместе с тем, считается, что дез Армуаз была замужем и имела двоих сыновей. По тогдашним церковным законам, гермафродита не могли обвенчать, и на подобное нарушение супруг этой дамы, дворянин Робер дез Армуаз, едва ли пошёл бы. Смягчая этот абсурд, часть сюрвивистов уверяет, что мадам дез Армуаз с годами развилась из гермафродита в бесплодную женщину, скрытого гермафродита. Так откуда же взялись дети? Сторонники этой версии отвечают: они были приёмными *
  * Paul Rouelle. Jeanne d'Arc: cessez le feu! http://www.cafe.umontreal.ca/crb/paul/jeanne.html
  
  При этом нет никакого уточнения, откуда взялись приёмные дети, которым дворянин Робер дез Армуаз передал своё состояние и титул. На улице беспризорников подобрал, что ли?
  Говоря об опознании мадам дез Армуаз братьями Жанны Дарк, ревизионисты не уточняют, как именно проводилось опознание и что на этой процедуре говорилось. Что, если просто было подтверждено внешнее сходство? Впрочем, логично предположить, что всё-таки опознание носило более детальный характер и мадам дез Армуаз проявила осведомлённость о специфических вещах, касавшихся Орлеанской Девы и известных её братьям.
  Иначе говоря, сюрвивисты согласны между собой в одном: как угодно отрицать гибель Жанны Дарк на руанском костре. Во всём остальном они безнадёжно расходятся и с известными историческими фактами, и с логикой, и даже друг с другом.
  Перечисленные соображения не позволяют отнестись с доверием к фактической стороне сведений, приводимых в ревизионистских публикациях в отношении мадам дез Армуаз, а потому попробуем разобраться в том, что известно об этой женщине из ортодоксально-исторических материалов. Самое существенное для нас: мадам Жанну дез Армуаз признали своей сестрой братья Дарк. Конечно, возможно, что они лгали по каким-то причинам, а то и просто ошиблись либо были неправильно поняты, и мадам дез Армуаз была всего лишь случайной самозванкой, которая хорошо изучила свою роль, вжилась в образ и собрала доступную информацию об Орлеанской Деве. Существует также предположение, что при опознании присутствовали не братья Жанны, а похожие на них люди, сообщники самозванки.
  Однако есть ещё одно обстоятельство: в тот период смертный приговор, вынесенный церковью Жанне Дарк, ещё не был отменён. Иначе говоря, мадам дез Армуаз, если она выдавала себя за Орлеанскую Деву, рисковала, что её сожгут заживо. Это обстоятельство побуждает нас по-иному отнестись к этой женщине - не только и не столько как к обманщице. Зачем мошеннице идти на смертельный риск? Ради чего? Кстати: это обстоятельство является дополнительным аргументом (если кому-то ещё нужно) против версии, что мадам дез Армуаз являлась спасённой Жанной Дарк. Зачем Жанна, если бы она действительно чудом избежала гибели, стала мозолить глаза своим могущественным врагам, которым ничего не стоило добиться приведения приговора в исполнение? И почему церковь закрыла глаза на такое поведение? Разве что церковь была абсолютно уверена, что подлинная Жанна Дарк уже была казнена.
  Итак: некая самозванка, смертельно рискуя, выдавала себя за Орлеанскую Деву. Кому это могло понадобиться? Разве что человеку, которому Жанна Дарк была слишком дорога. Это обстоятельство значительно сокращает список возможных кандидатур. Невозможно поверить, что случайная мошенница была готова пожертвовать собой, принять мученическую смерть только ради того, чтобы перед этим попользоваться плодами своего жульничества.
  В Главе 2 мы упоминали о таинственной сестре Жанны - Катрин. Мы отмечали, что в отношении её судьбы имеется полная неясность. А если она дожила до середины 1430-х годов и встретилась с братьями Дарк, то они несомненно признали её своей сестрой.
  Очень вероятно, что Катрин была внешне похожа на Жанну. Братьям Дарк она бесспорно приходилась сестрой. Однако это не превращает её в Жанну.
  Версия о том, что мадам дез Армуаз была урождённой Катрин Дарк, была выдвинута ещё в девятнадцатом веке. Чётких подтверждений она не получила (впрочем, их никто и не искал толком), а единственный довод против неё - расплывчатые сведения о том, что Катрин, возможно, умерла примерно в 1430 году (см. Главу 2). Вместе с тем очевидно, что женщина, ставшая мадам дез Армуаз, однажды до этого события откуда-то исчезла и была сочтена умершей. Как и Катрин.
  Каков мог быть путь Катрин Дарк к образу мадам дез Армуаз, если эта версия верна? Предположим, что Катрин была выдана замуж насильно и не любила своего мужа. В 1429 году, когда она стала сестрой героини Франции, а затем и графиней Лилии, если Катрин захотела покинуть мужа, тот не смог бы её удержать. Вместе с тем, оба супруга не были заинтересованы афишировать свою размолвку. Гораздо удобнее было для обоих имитировать смерть Катрин. Тогда её муж Колен получал возможность взять себе другую жену, а Катрин становилась вольной птицей. Вполне вероятно, что в этом случае она сменила имя (судя по публикациям, назвалась Клод).
  Если после этого Катрин вышла замуж за Робера дез Армуаз, понятно, что она скрывала своё подлинное имя, чтобы не быть наказанной за двоемужество. Но зачем Катрин выдавала себя за погибшую сестру? На мой взгляд, она могла поступить так, чтобы попробовать отомстить убийцам Жанны. По тем временам, увидеть человека, чью мучительную смерть наблюдали тысячи врагов и друзей, само по себе было тяжким испытанием для психики, а в такой ситуации неизбежно приходила на ум аналогия с воскресением Иисуса Христа. Можно не сомневаться, что Катрин придумала какое-то удобоваримое объяснение своего мнимого спасения, приемлемое для всякого, кто не хотел или не мог проверить её слова.
  Судя по всему, Робер дез Армуаз был в курсе проделок супруги и относился к ним с пониманием. Трудно поверить, что он, дворянин и рыцарь, поступал так ради того, чтобы выцыганить у доверчивых орлеанцев несколько монеток. А вот если он был возмущён поведением арманьяков по отношению к Жанне Дарк, его реакция на поведение жены совершенно понятна. В конце концов, она тоже была графиней Лилии. Вместе с тем, нет никаких сведений, что супруги дез Армуаз предпринимали какие-либо усилия по передаче своим детям графского титула Лилии.
  Заметим, что существует схожая версия: якобы мадам дез Армуаз была двоюродной сестрой братьев Дарк. Этого нельзя исключать, и мотивы у самозванки могли быть такие же, как те, о которых говорится выше, но доказательств у этой версии не более, чем у гипотезы о Катрин.
  Отметим интересную деталь: муниципалитет Орлеана выплатил мадам дез Армуаз 210 ливров. Это что - оценка заслуг Жанны по спасению города? Три месяца беспорочной службы Пьера Кошона ценились англичанами намного выше.
  Кем бы ни была в действительности мадам дез Армуаз, тот факт, что она пошла на смертельный риск, заставляет пересмотреть традиционный взгляд на неё. Неверно считать её просто воровкой чужой славы, женским вариантом Остапа Бендера. Уместно как минимум задуматься, зачем она так рисковала и отчего муж поддержал её поведение. Вдруг у него были на то более веские причины, чем желание избежать скандала? Тем более что скандал всё равно состоялся - из-за разоблачения самозванки.
  Итак, есть все основания полагать, что мадам дез Армуаз не могла быть Жанной Дарк. Но, может быть, за неполные 600 лет трудов сюрвивисты нашли какие-то другие аргументы?
  Начнём с простого вопроса. Почему, собственно, англичане могли быть заинтересованы сохранить жизнь Жанне? Казалось бы, ответ на этот вопрос дан в Главе 8: публичный акт милосердия к девушке уменьшил бы ненависть к оккупантам со стороны простых французов, а заодно избавил бы тысячи английских солдат от несения обязанностей по охране пленницы. Однако это имело смысл для англичан только при условии, что они предъявили бы всему миру живую и невредимую Жанну. Но тогда и трибунал был ни к чему. Провести тяжелейший процесс, истратить огромные деньги на выкуп и охрану Жанны - только ради того, чтобы испортить собственный труд? Отпустить тайком Жанну и при этом имитировать её казнь, усилить ненависть к себе со стороны французов, ни с того ни с сего покрыть позором свою страну и себя лично? Бедфорд купил билет и пошёл пешком?
  Впрочем, никто из ревизионистов не утруждается подобным анализом. В ход идёт следующее рассуждение: если Жанна была принцессой, тётей короля Англии, то её не могли казнить. Что за логика! В те времена англичане запросто убивали собственных королей и принцев - особенно во время войны Роз. С какой стати они пощадили бы принцессу-мятежницу? Если бы англичане сочли Жанну англо-французской принцессой, это скорее уменьшило бы её шансы на спасение (хотя - куда уж дальше).
  Пытаясь получить объяснение из первых рук, я связался с авторами-сюрвивистами и попросил у них разъяснений. Только один из них (г-н Жан Рош *) ответил мне - 19 мая 2005 года.
  * Jean Roche. Jeanne d'Arc a-t-elle été brûlée? http://perso.wanadoo.fr/daruc/divers/jeanne.htm
  
  И тут выяснилось много всего.
  Во-первых, по признанию г-на Роша, нет никаких доказательств, что Жанна осталась жива. Вот так поворот! Так мадам дез Армуаз - не доказательство даже для ревизионистов? Во-вторых, г-н Рош допускает, что Жанна спаслась благодаря некоей сделке между Карлом Седьмым и англичанами. А ещё возможно, что Жанну пощадил Бедфорд, по просьбе его жены, которая якобы хорошо относилась к Жанне и обеспечила ей защиту через орден Францисканцев Третьего Порядка, в котором как будто состояла. Такой ответ вызывает слишком много вопросов и замечаний, которые я в тот же день отослал г-ну Рошу:
  - Даже если допустить некую договорённость между Карлом Седьмым и англичанами, то не проще ли было спасти Жанну, когда она ещё была в руках бургундцев, а заодно предотвратить обвинительный процесс против неё, который имел целью опорочить коронацию самого Карла?
  - Почему Карл Седьмой мог быть заинтересован спасти Жанну 30 мая 1431 года, если он не был в этом заинтересован в октябре 1430 г.? Зачем он подверг смертельной опасности свою сестру?
  - Хотя имеются сведения о том, что жена Бедфорда в составе комиссии, проверявшей девственность Жанны, один раз посетила её по просьбе мужа (Райцес), этого явно недостаточно, чтобы просить о помиловании опасной мятежницы. Так каковы были мотивы Анны Бедфорд?
  - Насколько достоверны сведения о членстве леди Бедфорд в тайном ордене? Какое положение она там занимала? Имел ли этот орден достаточное влияние на лорда Бедфорда, чтобы настоять на освобождении Жанны, если бы захотел?
  - Если Жанна была освобождена, то почему эта информация, столь выгодная для Англии, замалчивается? Почему французские историки-ревизионисты ничего не нашли в английских архивах? Почему современная Англия не только признаёт свою ответственность за казнь Жанны Дарк, но и считает её святой великомученицей?
  - Дополнительный вопрос: 24 мая 1431 г. Жанна под угрозой сожжения была вынуждена подписать отречение (Глава 8). Если бы она его не подписала, её бы несомненно сожгли. Что изменилось в отношении к ней за последующие шесть дней?
  Увы! Не только автор указанной статьи, но никто из ревизионистов, ознакомленных с моими вопросами - включая А.Балабуха - не ответил на них. Это говорит о многом.
  Распространённый довод батардистов - что якобы никто из публики не мог рассмотреть осуждённую. Так ли это? Схема казни Жанны приведена на рис. 9.2 и 9.3.
  
  
  
 []
  
  Рис. 9.2. Схема казни Жанны Дарк, вид 1 *
  
  
  
 []
  
  Рис. 9.3. Схема казни Жанны Дарк, вид 2.
  * Схемы казни Жанны Дарк приведены на основе http://www.stjoan-center.com/Album/part61.html
  
  Из обоих рисунков чётко заметно, что осуждённую было хорошо видно с любой точки на площади, а также из окон близлежащих домов. Не менее важно то, что её хорошо видели английские солдаты. Вся площадь слышала крики гибнущей девушки, а голос Жанны Дарк знал весь Руан, весь гарнизон. Слишком многие люди присутствовали при публичных заседаниях трибунала, а также при сцене отречения.
  Абсолютно очевидно, что устроители казни были совершенно уверены, что личность осуждённой не вызовет ни малейшего сомнения у английских солдат. Так оно и оказалось.
  Поль-Эрик Бланрю указывает, что лицо осуждённой не было закрыто. Он же приводит список свидетелей, непосредственно готовивших и сопровождавших Жанну на казнь и впоследствии подтвердивших её гибель: Пьер Кускель, Гийом де ла Шамбр, Гийом Маншон, Гийом Колль, Никола Такель *
  * Paul-Eric Blanrue. Jeanne d'Arc, princesse de sang royal? L'exemple-type d'une fausse
   démystification. http://www.zetetique.ldh.org/jeanne.html
  Анализ работ французских ревизионистов
  
   Уместно спросить: откуда сюрвивисты черпают сведения для своих публикаций? Впрочем, как мы показали выше, они даже друг друга не читают.
  Зачем люди держатся за пустую, бессмысленную фантазию?
  
  Процесс оправдания
  Как мы показали выше, приговор Обвинительного трибунала не оказал практически никакого влияния на ход Столетней войны. Более того: не изменил он и отношение народа к Жанне Дарк. Отречение девушки не было воспринято всерьёз, все отлично понимали, каким образом церковники добились его от Жанны. Обвинительный трибунал был понят как чисто английская акция по уничтожению святой спасительницы Франции. Казнь Жанны была воспринята однозначно: святая девушка погибла мученической смертью. Культ Святой Жанны развивался и распространялся, хотя до официальной канонизации оставались столетия. Центром этого культа стал Орлеан. В честь отлучённой от церкви девушки проводились празднества, за её душу молились миллионы людей. Отлучение Жанны от церкви повредило последней несравненно больше, чем памяти о героине.
  Райцес указывает, что официальные документы Франции того периода ни словом не упоминали Жанну. Победы над англичанами были приписаны доблестным капитанам, облажавшимся в Селёдочной битве, под чутким руководством мудрого и справедливого короля. Как это напоминает современных квазиисториков-ревизионистов!
  Помимо отталкивающих черт характера Карла Седьмого, Райцес указывает и на другую причину молчания официоза о Жанне. Ведь она была осуждена церковью. Доброе слово о ней вызвало бы недовольство со стороны церкви, в первую очередь Парижского Университета. Бургундцы не были бы в восторге от напоминаний, кто отдал святую девушку англичанам, на верную гибель. Да и арманьяки не рвались поделиться славой со спасительницей Франции.
  Однако в ситуации, когда народ уже канонизировал Жанну Дарк, церковь и правитель Франции не могли позволить себе сделать вид, будто ничего не происходит. Карл Седьмой, будучи умным и прозорливым политиком, вовремя понял, что наступила пора изменить линию поведения.
  Уже в 1440-х годах стало ясно, что изгнание англичан из Франции не за горами и пора готовиться к мирной жизни. Для Карла Седьмого это означало, что наступает время почистить свою репутацию от тех грязных брызг, которые попали на неё из-за Обвинительного процесса в Руане. Взятие Руана в 1449 и захват документов Обвинительного процесса открыли дорогу для отмены приговора. Разумеется, король Франции не мог удалить оттуда то, что компрометировало его, без защиты чести погибшей Жанны.
  15 февраля 1450 г. Карл Седьмой поручил своему советнику Гильому Буйе, доктору богословия и профессору Парижского университета, провести предварительное расследование обстоятельств Обвинительного процесса. В начале марта мэтр Буйе опросил свидетелей. Это были бывшие секретарь трибунала Гильом Маншон, судебный исполнитель Жан Массье, асессор Жан Бопэр и асессоры инквизитора - четыре монаха-доминиканца из руанского монастыря Сен-Жак. По окончании следствия Буйе представил королю доклад и протоколы показаний свидетелей.
  Юристы из окружения Карла VII пришли к выводу, что наилучшей инстанцией для пересмотра Обвинительного процесса является римская курия (нынешний Ватикан). Главной причиной этого вывода был международный характер процесса. Существовала, однако, и другая причина: требование Жанны, неоднократно высказанное на заседаниях Руанского трибунала и проигнорированное тогдашними судьями. Сейчас это обстоятельство работало на Карла Седьмого.
  В качестве истцов выступила семья Жанны, прежде всего её мать. Французский король предпочёл остаться в тени. В апреле 1452 г. кардинал д'Эстутвиль, легат папы Николая V во Франции, начал официальное следствие по процессу Жанны Дарк. Вместе с Великим инквизитором Франции Жаном Брегалем он допросил в Руане пятерых свидетелей, в том числе тех, которые уже давали показания мэтру Буйе. Эти свидетели, которых правильнее было бы назвать соучастниками убийства, возложили ответственность за казнь Жанны на покойного к тому времени Кошона и безымянных "англичан", замалчивая роль Парижского университета и Леметра. Их поведение встретило полную поддержку со стороны тех, кто готовил процесс Реабилитации. Через несколько дней, на основе собранных показаний был составлен новый и более подробный вопросник, проникнутый той же тенденцией. По нему допросили пятерых старых и 11 новых свидетелей.
  Вернувшись в Рим, кардинал-легат передал имеющиеся материалы (в том числе копии протокола Обвинительного процесса) на экспертизу двум экспертам канонического права - адвокатам папской курии Теодору де Лелиис и Паоло Понтано. Те подготовили обширные богословско-юридические трактаты, в которых дело Жанны рассматривалось как с процессуально-правовой точки зрения, так и по существу. Эксперты отметили сомнительные правовые моменты Обвинительного процесса и указали на обстоятельства, которые оправдывали поведение Жанны. Они оспорили право Кошона судить Жанну и отметили те процедурные нарушения, о которых шла речь в Главе 8.
  Паоло Понтано раскритиковал "Двенадцать статьей", заявил, что его авторы пренебрегли истиной и прибегли ко лжи и клевете. Он поставил под сомнение основные пункты обвинения, включая ношение мужского костюма.
  Позиция Понтано содержала некоторые второстепенные противоречия. Подобные противоречия нарастали по мере развития Оправдательного процесса. Правда, они носили характер перегибания палки в обратную сторону, по сравнению с Обвинительным трибуналом, но при желании можно было найти предлог оспорить выводы Оправдательного процесса в целом. Однако в связи с высшим уровнем инстанции, проводившей этот процесс, оспорить его было негде.
  Инквизитор Франции доминиканец Жан Брегаль (коллега Леметра и де ла Пьера) запросил мнение авторитетных французских теологов и канонистов. Как некогда их коллеги взяли под козырёк, готовя расправу с Жанной, так теперь преемники её убийц бросились ревностно стряпать Оправдательный трибунал. Вскоре вокруг дела Жанны возникла целая богословско-юридическая литература, появились многочисленные трактаты и мемуары. Их авторы с энтузиазмом высказывались за оправдание погибшей девушки. Некоторые из этих сочинений содержали обстоятельный анализ материалов обвинительного процесса, но другие были примитивны.
  Церковный хор, оклеветавший и погубивший живую Жанну Дарк, теперь громко пел аллилуйю её пеплу. В этом хоре особо выделялись голоса вчерашних "лже-французов", которые теперь норовили завоевать милость короля-победителя. Пепел Орлеанской Девы никому не мешал. Напротив, он был очень удобен, чтобы вырастить на нём всходы удачных карьер.
  На какое-то время дело застопорилось из-за стычек Карла Седьмого с Папой Николаем V по поводу Буржской прагматической санкции 1438 г., которая ограничивала права римской курии на территории французского королевства. Однако весной 1455 г. Николай V умер и Папой стал Каликст III, избранный благодаря французским кардиналам. 11 июня 1455 г. он назначил архиепископа Реймсского и епископов Парижского и Кутанского апостолическими комиссарами по проверке и пересмотру дела Жанны с правом вынесения окончательного приговора.
  Реабилитационный трибунал начал работать 7 ноября 1455 г. На первое заседание он собрался в Соборе Парижской Богоматери. Мать Жанны, Изабель, обратилась к суду с просьбой очистить память ее покойной дочери от пятна бесчестия. Суд принял это обращение к рассмотрению.
  Начались новые расследования. Проверялись не только материалы Обвинительного процесса, но и обстоятельства жизни Жанны до плена и суда, чтобы установить, не была ли она действительно колдуньей и еретичкой. Зимой 1455-56 гг. уполномоченные трибунала и его члены опросили свидетелей в Руане, Домреми, Вокулере, Туле и Орлеане. Позже - также в Париже и снова в Руане. Перед следователями предстали десятки людей. Среди них были не только друзья Жанны и её соратники, но и те, кто отправил ее на костер. Одни из них знали девушку очень хорошо, другие видели ее мельком. Одни искренне сожалели о гибели Жанны, другие лили крокодиловы слёзы. Никто из тех, кто состряпал обвинительный приговор на предыдущем процессе, даже не заикнулся в его защиту.
  Показания на Оправдательном процессе содержали конкретные сведения о Жанне, но хватало также легенд и вымыслов. Некоторые из них упоминались в предыдущих главах. Капитаны-арманьяки, добросовестно выдавая требуемые реплики, не забывали исподволь похвалить себя, любимых.
  Из протоколов Обвинительного процесса Жанна предстаёт одинокой и затравленной, но стойкой героиней, до конца сражающейся за свободу Франции против своры убийц, предателей и лицемеров. Жанна Оправдательного процесса - ни дать ни взять святая, сошедшая с небес и мимоходом заглянувшая во Францию, чтобы призвать к порядку нечестивых англичан и элегантно примерить мученический венец.
  Арманьяки, свидетели Оправдательного процесса, упорно обходили такие щекотливые эпизоды как осада Парижа, жизнь Жанны при дворе, провал осады Ла Шаритэ, пленение девушки под Компьенем. Красноречивые во всём, что касалось их побед, когда они сражались рядом с Жанной, они становились скупы на слова, как только требовалось объяснить их поведение в неприятных ситуациях - например, неоказание помощи пленнице. В этом они встретили полное понимание следователей и судей. Никто не задавал неприятных вопросов ни арманьякам, ни тем, кто подписал смертный приговор Жанне Дарк. Ни один богослов не указал на еретический характер некоторых обвинений (о чём говорилось в Главе 8). Никто не стал копаться в вопросе о том, что вынудило Жанну принять страшную казнь. Леметр никак не был затронут в начале Оправдательного процесса, и впервые его упомянули в 1455 г., когда он уже сыграл в ящик.
  Интересно также, что материалы суда в Пуатье, исчезнувшие к 1431 г., так и не появились на Оправдательном процессе, хотя многие свидетели упоминали их. Кошону в 1431 году они бесспорно мешали, в этом сомневаться не приходится. Но получается, что и инициаторы Оправдательного процесса не были в восторге от этих документов! Что же такое в них было записано?
  Но вот Оправдательный процесс приблизился к своему финалу. 7 июля 1456 г. председатель суда огласил приговор, в котором перечислялись процедурные нарушения в ходе Обвинительного трибунала и отмечалось, что злополучный руанский суд был запятнан клеветой, беззаконием, противоречиями и явными ошибками правового и фактического характера. Все решения Обвинительного трибунала были отменены. Жанна и её семья были объявлены очищенными от пятна бесчестия. Решено было также почтить память Жанны двумя религиозными процессиями, проповедью и воздвижением креста на месте казни.
  Заметим, что в приговоре сказано: "Жанна была задушена в жестоком и ужасном пламени". Хотя душит не пламя, а дым, эту формулировку можно считать дополнительным подтверждением той картины казни, которая представлена в Главе 8.
  Итак, основанием для отмены приговора Обвинительного трибунала послужил факт его процедурных нарушений, признанный экспертами ещё в 1452 г. Зачем же понадобился последующий суд, перемоловший показания множества свидетелей, так и не нашедшие отражения в приговоре? Кому нужна была вся фальшь Оправдательного процесса? Воскресить Жанну Дарк было невозможно. Памяти о ней церковное отлучение никак не вредило.
  Рассуждая здраво, на основании всей хвалебной картины, представшей на Оправдательном процессе, следовало уже тогда канонизировать Жанну Дарк. У большинства других святых для этого имелось гораздо меньше оснований. Однако даже канонизация затянулась более чем на четыре столетия.
  Процесс формальной реабилитации героини превратился в фактическое оправдание тех, кто предал и убил Жанну Дарк - во главе с королём Франции. Карл Седьмой выиграл везде - и на полях сражений, в которых Жанна победила ценой своей крови, и в руанском судилище, погубившем героическую девушку, и на процессе, который номинально предназначался для очищения памяти о ней. Неплохо погрели руки на Оправдательном процессе также знатные арманьяки и церковники. Немногие люди, пришедшие туда без всякой корысти - семья и искренние друзья Жанны - всего лишь получили подтверждение, что белая голубка является белой. Ради этого были все их усилия?
  Возможно, что в какой-то момент фальшь процесса стала невыносима для матери Жанны, Изабель Дарк - на вынесении приговора она не присутствовала.
  И всё же польза от Оправдательного процесса была. Он позволил воссоздать большую часть биографии героини. Существенно также, что Оправдательный процесс формально открыл дорогу для последующей канонизации Жанны Дарк. Святость Орлеанской Девы - это фактическое признание заслуг всех героев, боровшихся за свободу своих народов, будь то Уоллес, Боливар или Гарибальди. Разведчики Красной Капеллы. Герои Варшавского гетто и Парижского восстания. Те, кто в Москве вышел к Белому Дому в день мятежа ГКЧП.
  
  Жанна и англичане
  Мы уже отмечали, что ещё во время Столетней войны отношение англичан к Жанне было неоднозначным и многие хронисты писали о ней с восхищением. Тем не менее, в течение длительного периода английское общественное мнение в целом было настроено против казнённой девушки, что проявилось, в частности, у Шекспира. Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Переломным в этом отношении был конец восемнадцатого века. Этому предшествовали две английские революции и война в Северной Америке, в ходе которой колонистов, уроженцев Англии, убивали гессенские наёмники по приказу английского короля. Похоже, эти события привели многих англичан к выводу, что есть вещи поважнее, чем лояльность их монарху. А раз так, то им труднее стало осуждать девушку, которая ради свободы и спасения своих ближних покусилась на права английской короны.
  Перелом в отношении англичан к Жанне следует датировать, наверное, 1795 годом. Тогда на сцене "Ковент-Гарден" была поставлена пантомима "Жанна д'Арк". В первой редакции этой пантомимы, дьявол отправлял девушку в ад. Вероятно, авторы ожидали бурных восторгов и оваций. Вместо этого зрительский зал возмутился и освистал постановку. В результате, авторы поспешно исправили сюжет - заменили дьявола на ангелов, которые похищали героиню, чтобы вознести ее на Небеса. Эта редакция была воспринята публикой с удовлетворением.
  Впоследствии положительное отношение большинства англичан к Жанне сохранилось, и пьеса Бернарда Шоу "Святая Жанна" была принята с полным пониманием и одобрением. Что же, лучше поздно, чем никогда.
  Отметим, что для американцев Жанна Дарк является практически "своей" героиней. Ведь и их предки когда-то поднялись на борьбу против произвола островитян, стали мятежниками в глазах английской короны. Многие из них погибли, были казнены, так или иначе разделив участь юной героини из Домреми. Так что героям-американцам было чему поучиться у Орлеанской Девы.
  
  Историческое значение подвига Жанны
  А теперь подумаем, какое значение имел подвиг Жанны Дарк для мировой истории. Принято считать, что один человек, как бы талантлив и отважен он ни был, не в состоянии серьёзно повлиять на ход истории. Тем труднее поверить, что неграмотная девочка так уж сильно изменила ход событий. А давайте-ка проанализируем этот аспект.
  Предположим, что Жанна осталась бы в Домреми, вместо того чтобы отправиться на помощь Орлеану. К войскам, которым предстояло отправиться на помощь осаждённому Орлеану, не примкнуло бы народное ополчение, а значит, не были бы собраны силы, достаточные для победы. Командиры привели бы армию не на тот берег... и армия развалилась бы? Не смогла бы пройти мимо правобережных английских бастионов?
  Ладно, допустим, что в конце концов помощь пришла бы в Орлеан. Однако французы бы проиграли бой за Сен-Лу и не стали штурмовать Турель - как мы помним, капитаны полагали, что для этого недостаточно сил, а без ополчения Жанны их было бы ещё меньше. Вскоре пришли бы войска Фастольфа, и силы осады ещё бы увеличились. Вне всякого сомнения, город бы вскоре сдался из-за голода.
  Падение Орлеана, помимо резни в самом городе, привело бы к захвату англичанами южных областей Франции, бегству дофина Карла и образованию объединённого англо-французского королевства. Трудно поверить, что боевой задор победоносных англичан на этом бы исчерпался. Гораздо вероятнее, что они решили бы развить успех. Припомнить Бургундии её своевольничанье во время минувшей войны. Отомстить Кастилии и Генуе за поддержку Франции. Пройтись по слабым германским и итальянским княжествам. В результате, в Европе образовалось бы мощное и агрессивное государство, стремящееся нарастить свою территорию на восток и не встречающее преград на своём пути. Заметим, что даже без помощи со стороны Англии Франция небезуспешно пыталась захватить некоторые княжества в Италии и Германии, а каковы были бы возможности объединённого королевства?
  Нанеся поражение англичанам, но не захватив Англию, Жанна лишила перспектив английский экспансионизм на европейском континенте. Англии пришлось заняться своими внутренними проблемами, пойти на развитие политической системы. Другим следствием прекращения европейской экспансии Англии стало развитие мореходства и освоение новых земель. Оба эти фактора, спустя столетия, привели к созданию англоязычной системы демократии.
  Таким образом, первый исторический результат подвига юной пастушки из Домреми состоит в том, что он внёс значительную лепту в создание мировой системы демократии. Однако есть и другое следствие подвига Жанны, не менее важное. Оно носит морально-психологический характер. Орлеанская Дева стала примером для героев всех времён и народов: любить ближних, не жалеть себя ради их свободы, использовать самую ничтожную возможность для победы над злом, сопротивляться несправедливости до конца, даже если на успех нет ни малейшего шанса. В этом смысле должниками Жанны являются даже англичане, будущим героям которых девушка указала путь. Свершение Орлеанской Девы - эталон подвига на все времена. Пепел Жанны Дарк вечно будет стучать в сердца тех, кому дороги идеалы свободы и справедливости.
  
  Заключение
  Итак, мы рассмотрели многочисленные загадки, связанные с личностью Жанны Дарк. Некоторые из них хорошо известны, другие всплывают при анализе общепризнанных фактов. На некоторые загадки удалось получить более-менее ясные ответы, но при этом появились загадки совершенно новые, о которых ещё недавно никто не задумывался.
  Большая часть рассмотренных загадок имеет вполне рациональное объяснение. Некоторые основываются на сомнительных сведениях и даже заблуждениях. Однако есть ряд загадок, для ответа на которые требуются сложные философские построения. Это и признаки спонтанно-проявлявшихся пара-нормальных способностей у Жанны, и очевидные признаки её жертвоприношения, таинственное табу имени и изображения, поразительное сходство заключительной части её жизни с историей Святой Екатерины, а также жутковатые загадки, связанные с гибелью героини.
  Разумеется, все наши построения, приведенные в этой книге, являются не более чем предположением, основанным на современных методах. Подлинная разгадка тайн Орлеанской Девы ушла с нею в небытие.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"