Ромм Фредди А. : другие произведения.

Философия Диалектического Дуализма. Общие положения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Основные понятия и положения диалектического дуализма. Сущность диалектичского дуализма. Структура реальности. Материя, дух, рассудок, чувство. Рай и Ад. Возникновение миров и созидание. Трёхмерность пространства и необратимость времени. Законы диалектической реальности. Теория систем. Эволюция субъектов - автономных систем. Детерминированность, свобода и ответственность.

   Сущность диалектического дуализма.
   Диалектический дуализм представляет собой философскую концепцию, основанную на принципе эквивалентности (равнозначности, равноценности) двух противоборствующих начал, связанных друг с другом в диалектическом противоречии.
   Исследуя реальность, мы будем пользоваться следующими априорными (неопределяемыми) понятиями: субъект и противоречие. Принципиальный смысл этих понятий - тот же, что и в монистической (например, марксистско-ленинской) философии.
   Структура реальности: материя, дух, рассудок, чувство. Рай и ад. В соответствии с представлениями диалектического дуализма (далее будем обозначать его ДД), реальность может быть подразделена на две основные составляющие: диалектическую реальность, в пределах которой "работают" три известных закона диалектики, и не-диалектическую реальность.
   Диалектическая реальность, в свою очередь, подразделяется на две основные составляющие - объективную реальность и субъективную реальность. В отличие от объективной реальности, субъективная реальность определяется восприятием одного или нескольких субъектов. Субъект, в свою очередь, включает в себя как объективную, так и субъективную реальность, становясь, таким образом, "мостом", медиумом между ними. Субъективная реальность равноправна с объективной реальностью.
   С точки зрения гносеологической, структура реальности по ДД определяет безграничность, бесконечность познаваемости мира.
   Уместен вопрос - а что же логически дополняет реальность: не-реальность? Если так, то и не-реальность может быть подразделена на объективную и субъективную составляющие, сложно переплетённые с реальностью. Так, ленинизм сперва был полностью нереален (когда ещё Ленин не родился), затем стал частью субъективной реальности, потом превратился на десятилетия в жуткую реальность, а в последние годы стал потихоньку возвращаться в субъективную реальность, которая когда-то вновь станет не-реальностью.
   Можно сказать, что реальность возникает тогда, когда не-реальность отрицает самое себя.
   Объективная реальность включает в себя материю и дух. Материальным является мир, в котором преобладает количественное (воспроизводимое, измеряемое) начало, а дух - это мир, где преобладает начало качественное (личностное, невоспроизводимое, исчисляемое).
   В материи можно выделить активное и пассивное начала - энергию (поле) и вещество (заряд, субстанцию).
   Субъективная реальность включает в себя рассудок и чувство. В рассудочном мире преобладает упорядочивающее начало, а в чувственном - страстность, желание. Рассудок непосредственно взаимодействует с материальным миром, а чувство - с духовным.
   Непросто провести границу между объективной реальностью и субъективной. Казалось бы, неразумная действительность неизбежно предшествует разуму, но мир вокруг нас заполнен плодами деятельности человеческого рассудка. Всё, что нас окружает, однажды вышло из чьего-то разума и воплотилось в некоторые объективные формы. Что может быть объективнее элементарных частиц и химических веществ и изотопов? Однако, большая их часть в природе не существует или присутствует в незначительных количествах, а человеческая деятельность позволила получить их искусственно, т.е. они изначально возникли из субъективной реальности. Существует ли Микки Маус? Нет ведь, правда? Однако, ему можно написать письмо в Диснейленд и получить вполне объективно-реальный ответ. И уж совсем проблематично говорить о субъективности научных теорий, проектов и т.д.
   Принципиальная схема структуры реальности по диалектическому дуализму приведена в иллюстрациях на Фиг. 1, а иерархия реальности - на Фиг. 2.
  
Структура реальности []
   Фиг. 1. Принципиальная схема структуры реальности
  
  
Иерархия реальности []
   Фиг. 2. Принципиальная иерархия реальности
  
   Обратимся теперь к не-диалектической реальности. Она, в свою очередь, подразделяется на два мира: рай, где царит всеобщая гармония, противоречия слабы и законы развития определяются не законами диалектики, и ад, где, напротив, царит всеобщий хаос и разрушение, а противоречия являются сильными, разрушающими. Рай и ад не могут быть исследованы напрямую методами диалектической философии, но возможно получить о них информацию косвенно, за счёт их взаимодействия с диалектической реальностью.
   Рай, по своей сути, представляет собой такую область реальности, где все четыре мира диалектической реальности "сходятся". Рай - мир высшей гармонии всех основных начал. Это - замкнутый мир, куда чрезвычайно трудно или даже невозможно проникнуть "посторонним", т.е. тем, кто не вышел на состояние внутренней гармонии. Соответственно, и воздействие рая на диалектическую реальность очень слабо и едва ли может быть выявлено доступными нам средствами. Рай самодостаточен и приобретает сам для себя смысл реальности как таковой. Вместе с тем, для внешнего наблюдателя рай воспринимается как не-реальность.
   Ад является миром сильнейших (разрушающих) противоречий и огромных энергий. Проникнуть в ад нетрудно, но вот покинуть его - другое дело. Ад стремится захватить, подчинить себе всякого, кто недоволен диалектической реальностью и не контролирует себя. Влияние ада на диалектическую реальность очень сильно. Оно выражается в самых различных актах разрушения. Вместе с тем, поставленные под контроль и управляемые разумными субъектами силы ада часто оказываются полезны.
   Интересно отметить, что субъекты ада гораздо индивидуальнее, чем "нормальные" личности. Это связано с тем, что они гораздо теснее связаны с миром качества. Все злодеи бесконечно различны (и в этом смысле по-своему интересны), тогда как праведники на вид одинаковы и труднодоступны пониманию обывателя.
   Несмотря на господство разрушения, в аду может иметь место случайный процесс созидания, вызванный взаимным погашением разных разрушительных процессов. Результат случайного созидания в аду может быть описан законами диалектики. Однако, поскольку продукты случайного созидания в аду не защищены, любое случайное разрушение способно их уничтожить. Ситуация, однако, меняется, если созидательный процесс управляется волей субъекта - творца. В таком случае, творец может, использовав стихийно-созидательные процессы в аду, отделить их результат от окружающего разрушения, создав тем самым новые элементы диалектической реальности. Создавая новые миры, свободные от адского воздействия, творец формирует также самого себя - в качестве творца. Творец без творения не существует.
   Аналогичным образом, управляя процессом случайного созидания в диалектической реальности, творец может созидать свой собственный рай, отделённый от окружающего неблагополучного мира.
   Ад и рай существуют вовсе не где-то вдалеке от нас. Посмотрим вокруг себя: мы, русскоговорящие, живём в более-менее цивилизованных странах, где разрушительные процессы в основном контролируются волей общества. Вполне подходит под определение диалектической реальности. Однако, рядом с нами - Иран, Сирия, Чечня, Алжир, Северная Корея, Куба, другие страны, где невинный человек запросто может быть замучен и убит на потеху местного Великого Вождя - чем не ад? Ад отделён от нас военной мощью разных государств, главным образом западных держав, и таможенными кордонами. Великие Вожди мечтают прорвать эти кордоны и вовлечь нас в свои адские игры. В то же время, сами Великие Вожди живут довольно хорошо - до тех пор, пока не приходит более сильный. А рай? Мы его не видим, хотя до нас доносятся легенды о Шамбале, куда лишь немногие посвящённые могут добраться. Возможно, что легенды лгут, но если нет, то закрытость, самодостаточность Шамбалы неизбежна как способ существования райского мира в нездоровом окружении.
   Ад включает в себя четыре мира: количество, качество, порядок и страсть. Каждый из этих миров ада прямо, непосредственно, обратимо контактирует с двумя "соседними" мирами, но не с третьим, от которого он отделён диалектической реальностью. Взаимодействие с третьим из альтернативных ему миров является опосредованным, косвенным, а потому необратимым.
   Нетрудно заметить, что личность может быть связана с миром ада через качество.
   Возникновение миров. Трёхмерность пространства и необратимость времени. Взаимодействие миров ада приводит к столкновению противоречий, их взаимному ослаблению и погашению, в результате чего возникают элементы диалектической реальности. Взаимодействие количества с качеством и порядком порождает материю; качество, контактируя с количеством и страстью, создаёт дух. Соответственно, страсть в контакте с качеством и порядком порождает чувство, а порядок, соединённый с количеством и страстью, создаёт рассудок.
   Таким образом, любой элемент диалектической реальности обязан своим возникновением трём первоисходным началам. Это объясняет трёхмерность материального мира. Что касается четвёртого начала (для материального мира это страсть), то его влияние опосредованно, а потому труднообратимо, что порождает фактор необратимого времени.
   Итак, трёхмерность пространства обусловлена двумя иерархическими дуализмами, связанными с субъектом: дуализмом объективной и субъективной реальностей, с одной стороны, и дуализмом материи и духа - с другой. Исчерпывается ли этим набор иерархических дуализмов, возможны ли другие измерения - этот вопрос будет рассмотрен в Главе 6 (Натурология).
   Интересно, что в специальной теории относительности не делается принципиального различия между пространственными и временными координатами.
   Заметим, что каждая из составляющих диалектической реальности подвергается более или менее разрушительному воздействию сил ада. Однако, существует определённый механизм самозащиты диалектической реальности. Так, материя подвергается опасности, главным образом, со стороны адского мира количества. Однако, если под его воздействием материя "жертвует" некоторую незначительную свою часть, то, вероятнее всего, этим разрушение и закончится. Более того: "жертва" разрушается адом и теряет свою количественную составляющую (её захватывает адский мир количества), а качественная и порядковая составляющие высвобождаются и, взаимодействуя с остальной материей, вызывают её самоорганизацию. При этом качественная составляющая обусловливает признак самоорганизации (что именно организовано), а порядковая - форму самоорганизации (как оно организовано). Самоорганизация материи выражается в появлении различных новых признаков, которые прежде не обнаруживались.
   Если "жертвоприношение" является минимальным возможным в данных условиях, то оно может быть названо минимальным злом. Принцип минимального зла хорошо известен и широко используется на практике в различных сферах. Так, реактивное движение связано со сжиганием и отбрасыванием части топлива, предназначенного именно для этой цели. Минимальность зла в этом случае определяется максимальным возможным коэффициентом полезного действия, а самоорганизация выражается в увеличении импульса и момент импульса реактивного аппарата, осуществляющего некоторую полезную для человека (организующую) функцию.
   Принцип самоорганизации материи под воздействием разрушительных сил приобретает решающее значение для натурфилософии диалектического дуализма.
   Заметим, что самоорганизованная материя обладает высокой устойчивостью. Для снятия организованности недостаточно вернуть систему к её начальному состоянию. Так, чтобы намагнитить железо, достаточно поместить его в магнитное поле, но для снятия намагниченности недостаточно это поле убрать. Это явление, по аналогии с физикой, можно назвать гистерезисом.
   Каждый элемент диалектической реальности характеризуется удалённостью, дистанцированием от ближайшего к нему мира ада. Мы будем называть эту удалённость диалектическим уровнем. Наинизший (нулевой) диалектический уровень соответствует аду, а наивысший - раю. Движение от ада к раю может рассматриваться как восхождение по диалектическим уровням в мирах диалектической реальности. Исходя из вышеизложенного, "упасть" в ад очень легко, а вот выбраться из него намного труднее. Вместе с тем, по мере подъёма, процесс этот облегчается, а взобравшийся на райскую вершину чувствует себя очень устойчиво.
   Законы диалектической реальности. Основной закон диалектической реальности формулируется следующим образом:
   Начала, образующие в паре диалектическое противоречие, равноправны и находятся в относительном взаимном соответствии.
   Из Основного закона диалектической реальности очевидным образом вытекают три общеизвестных закона диалектики.
   Первый закон диалектики - это тот же Основной закон, из которого убран принцип равноправия и относительного взаимного соответствия начал.
   Второй закон диалектики - "переход количества в качество" - имеет смысл для объективной реальности, где понятия количества и качества имеют конкретный смысл. Между двумя началами, из которых одно является преимущественно-количественным, а другое - преимущественно-качественным, существует взаимодействие, приводящее к их сближению. Следовательно, накопление количества в преимущественно-качественном начале сопровождается время от времени скачками качества преимущественно-количественного начала. И то и другое фиксируется субъектом, наблюдающим процесс в целом.
   Третий закон диалектики - "отрицание отрицания" - вытекает из того факта, что взаимодействующие начала находятся в ОТНОСИТЕЛЬНОМ, но не абсолютном взаимном соответствии. Иначе говоря, в любой момент наблюдения фиксируется некоторое преимущество одного из этих начал. Однако, принцип их равноправия подразумевает, что это преимущество время от времени переходит от одного начала к другому - а это и есть Третий закон диалектики.
   Рассмотрим теперь ряд других частных законов диалектической реальности, непосредственно вытекающих из основного.
   Закон Сублимации. В соответствии с рассмотренной выше структурой реальности, движение в ней характеризуется подъёмом или спуском по диалектическим уровням. Завершение движения на одном уровне вызывает движение на другом (соседнем).
   Закон Умеренных Противоречий. Движение (развитие) в диалектической реальности обусловлено только умеренными противоречиями, поскольку чрезмерные противоречия характерны для ада, а незначительные - для рая. Слишком малые противоречия недостаточны для движения внутри диалектической реальности, а чрезмерные разрушают прежнее движение.
   Закон Насыщения. Для перехода движения с одного диалектического уровня на другой требуется прохождение всех промежуточных уровней.
   Закон Релаксации. В случае, если, в нарушение закона Насыщения, субъект пытается перенести движение с одного диалектического уровня на другой без прохождения промежуточных уровней, возникает возвратная тенденция, которая может привести к приостановлению движения в том же направлении, а то и к отбрасыванию движения на уровни, предшествующие исходному.
   Примером действия закона Релаксации может служить попытка большевиков, начиная с 1917 г., сделать Россию в промышленном отношении сильнее стран Запада, путём использования силовых методов. Для решения этой задачи были задействованы все силы страны, в ущерб нормальному ведению хозяйства. В результате этого, спустя 70 лет гонки, отставание России от Запада - в том числе и промышленное - стало больше, чем было в 1917 г.
   Диалектическая теория систем. Для классификации и описания систем мы будем использовать нижеследующие определения:
   Системой называется некоторая совокупность элементов диалектической реальности, каким-либо образом связанных между собой.
   Подсистемой называется система, составленная из элементов, принадлежащих некоторой другой системе - надсистеме.
   Уровнями системы называются диалектические уровни движения некоторых значимых наборов элементов системы (её подсистем).
   Основной уровень системы - это наивысший из уровней системы.
   Независимая система - это подистема, чей основной уровень отличается от основного уровня надсистемы.
   Хаотически структурированные независимые системы могут, в зависимости от своих внутренних свойств, обладать способностью к самоорганизации: воздействие на них очень больших сил (противоречий) не обязательно разрушает их, а может, вместо этого, приводить к самопроизвольному скачкообразному усложнению их внутренней структуры. Это является системным проявлением общего закона самоорганизации материи под воздействием разрушающих сил. При этом их внутренняя структура усложняется таким образом, что приобретает способность "пропускать" через себя внешнее разрушающее воздействие. Таким образом, самоорганизация представляет собой форму самозащиты независимой системы. В этом случае может наблюдаться обособление, разграничение некоторых внутренних областей и/или наборов элементов рассматриваемой системы. Примером такой самоорганизации в физике может служить образование диссипативных структур в нелинейных системах, в биологии - симбиоз, а также образование социумов животных или насекомых, в социологии - возникновение государств, политических партий, профсоюзов и т.д.
   Заметим, что любая система в диалектической реальности включает в себя элементы, относящиеся ко всем четырём диалектическим мирам, но некоторые из них присутствуют преимущественно, они и придают системе характер либо материальный, либо духовный и т.д.
   Автономная система - независимая подсистема, чей основной уровень выше, чем основной уровень надсистемы. Очевидно, что набор элементов автономной системы мал по сравнению с набором элементов надсистемы. Образование автономных систем часто связано с самоорганизацией независимых систем, как описано выше.
   Зависимая система - это подсистема, не являющаяся независимой по отношению к надсистеме.
   Головная система - это такая зависимая подсистема в автономной надсистеме, что основные уровни их совпадают, а набор элементов указанной подсистемы сопоставим с набором элементов надсистемы.
   В ряду "Вселенная - Солнечная система - Земля - Человечество - человеческая семья" все системы являются автономными. Солнечная система автономна, поскольку обладает упорядоченным движением планет по сравнению со Вселенной. Земля автономна, поскольку обладает биологическим движением (жизнью). Человечество автономно, поскольку обладает социальным движением. Семья автономна, поскольку обладает психологическим движением. Однако, отдельный член семьи не автономен, т.к. его основной уровень не выше, чем семьи в целом, а "набор элементов" его сравним с тем же показателем для семьи. Вместе с тем, отдельный человек является головной подсистемой в своей семье.
   Очевидно, что выбор автономных систем относителен и определяется особенностями субъекта-наблюдателя.
   Автономные системы (АС) обладают особыми свойствами.
   1. АС обладает сознанием и является субъектом, индивидуумом (носителем монады). Некоторые головные подсистемы рассматриваемой системы также могут быть субъектами.
   2. АС взаимодействует со своей надсистемой. Одна из форм этого взаимодействия - потребление и трансформация ресурсов надсистемы (оружающей среды). В случае материи этими ресурсами являются вещество и энергия. При этом АС выделяет информацию и отходы, а также меняет саму надсистему.
   3. АС способна к самовоспроизводству, при котором возникает дочерняя АС.
   4. АС содержит пассивную часть (заряд) и активную (поле).В случае материи, заряд совпадает со веществом и его свойствами, а а поле - с энергией. Взаимодействия между разными АС осуществляются посредством полей по двум механизмам: "поле-поле" и "поле-заряд".
   АС описываются следующими законами:
  1) Закон Иерархии: каждый закон, действующий в надсистеме, действует также и в людой её подсистеме, однако для подсистемы действие этого закона слабее.
   Закон Иерархии приложим не только к автономным системам, но и к их головным подсистемам, если они являются субъектами. Строго говоря, закон Иерархии является вообще универсальным и применимым ко всем системам без ограничений, однако, для не-автономных не-головных систем он не приводит к сколько-нибудь интересным результатам.
   В материальном мире, закон Иерархии связан с принципом самоорганизации материи. Признаки организованности, развиваясь, на некотором этапе самоорганизации обеспечивают выделение соответствующих систем из их надсистемы, и этот процесс описывается законом Иерархии. Верно и обратное: любая иерархия обусловлена самоорганизцией.
   Заметим, что закон Иерархии не вытекает непосредственно из Основного закона диалектической реальности.
   Если степень внутреннего соответствия АС и её аналогов в других мирах определяет диалектический уровень АС, то иерархические соотношения определяют иерархический уровень системы. Не следует путать его с диалектическим. Низший иерархический уровень соответствует реальности в целом. Иерархические уровни ада и рая одинаковы. Самоорганизация материи соответствует повышению иерархического уровня материи. АС, достигшая достаточно высокого диалектического уровня, "перескакивает" из диалектической реальности в рай, в этом смысле законов насыщения и релаксации для иерархических уровней нет.
   2) Закон Истощения и Смены Ресурсов: ресурсы, потребляемые АС, со временем истощаются, и в этом случае АС либо погибает, либо меняет ресурсы.
   Смена ресурсов может рассматриваться как частный случай самоорганизации, т.к. истощение ресурсов является разновидностью разрушительного воздействия надсистемы (хотя и вызванного самой подсистемой). Как правило, смена ресурсов сопровождается такими изменениями в АС, что она фактически погибает, а на её месте возникает дочерняя.
   3) Закон Повтора: дочерняя АС в процессе своей эволюции ускоренно проходит стадии развития исходной АС.
   Классическим примером действия закона Повтора является прохождение эмбриона ребёнка через формы, соответствующие ступеням эволюции его предков.
   Следствие: эволюция общественно-экономических формаций (ОЭФ) включает в себя стадии, на которых повторяются признаки предшествующих ОЭФ.
   Пример: согласно указанному следствию, рабовладельческая ОЭФ, будучи первой в истории эволюции человечества, состояла из единственной стадии - рабовладельческой. Феодализм включал в себя две стадии (рабовладельческую и феодальную), а капитализм - три: рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Соответственно, социализм (понимаемый не по-марксистски, а как смена капитализма) должен состоять из четырёх стадий: рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее (Глава 3, социология).
   Законы смена ресурсов и повтора стадий являются базовыми для социологии ДД.
   Эволюция субъектов - автономных систем. Рассмотрим принципиальные тенденции эволюции АС в диалектической реальности, в первую очередь - в материальном мире.
   Как субъект, АС включает в себя материальную, духовную, рассудочную и эмоционльную составляющие. Вклад их различен, в зависимости от природы АС и её преобладающей связи с одним из миров диалектической реальности. Соответственно, АС подвергается и преимущественному воздействию одного из миров ада. Особенность материальной АС в том, что "вклад" материальной составляющей в неё максимален, а эмоциональной - минимален, причём материальная АС подвергается сильному воздействию адского мира количества. Материальная АС имеет три аналога: духовного, рассудочного и эмоционального. Её связи с духовным и рассудочным аналогами являются прямыми, а с чувственным - косвенными, через двух других. Взаимодействие с духовным и рассудочным аналогами даёт субъекту ощущение пространства, а с чувственным - ощущение времени. Помимо взаимодействия с аналогами, материальная АС подвергается сильному влиянию ближайшего к ней мира ада - количественного. Таким образом, существуют четыре принципиальных пути эволюции материальной АС:
   1. Влияние ада очень сильно, тогда как связи данной АС с её аналогами слабы. В этом случае, АС приближается к аду, постепенно опускаясь по диалектическим уровням к миру количества (алчность ведёт в ад).
   2. Влияние обоих аналогов - как духовного, так и рассудочного - умеренно сильно и преодолевает влияние ада, в этом случае АС вместе со своими аналогами движется в направлении рая, постепенно поднимаясь по уровням (стремление к истине и разумная благотворительность, соединённые с разумным добыванием средств к существованию, ведут в рай).
   3. Влияние одного из аналогов - например, духовного, - намного сильнее, чем второго (рассудочного), а воздействие ада сильно или умеренно. Этот вариант плох: АС постепенно смещается к аду, к границе количества и качества (иначе говоря, необдуманная благотворительность ведёт к беде, равно как и аморальное накопление и применение знаний).
   4. Влияние обоих аналогов очень сильно и настолько подавляет влияние ада (мира количества), что вызывает сильнейшую тенденцию движения АС к раю. Парадоксально, но и этот вариант нехорош, так как он создаёт тенденцию к нарушению закона Насыщения, приводит к релаксации, и АС, слишком резко "дёрнувшись" к раю, может быть отброшена к аду (в этой связи вызывают большое сомнение религиозные рекомендации умерщвлять плоть, поститься и т.д.).
   Детерминированность, свобода и ответственность. Проблема соотношения детерминированности и свободы решений и действий личности решается монизмом - как материализмом, так и и идеализмом - вполне однозначно: все события в мире заданы некоторой программой определённой природой (у материалистов) или Богом (у идеалистов). Человек, субъект может идти по назначенному ему пути, в этом случае его ждёт награда (рай или общественный прогресс), либо безуспешно пытаться противодействовать (в этом случае не миновать соответствующего наказания). Задача человека - понять, чего от нас ждёт природа или Бог, и вести себя соответственно.
   То обстоятельство, что будущее может быть хоть отчасти предсказано, показывает, что события в мире по крайней мере отчасти детерминированы (впрочем, иначе не было бы никаких законов природы). В то же время, тот факт, что точность предсказаний никогда не достигает 100% (если быть точнее, не превышает 70%), означает, что какая-то свобода всё же возможна.
   Согласно ДД, детерминированность событий связана с иерархией субъектов и определяется законом Иерархии (см. выше). Каждый субъект в иерархии подчиняется законам, действующим на более низком иерархическом уровне. Однако, сила действия "нижестоящих" законов в иерархии постепенно убывает, по мере роста иерархических уровней, что позволяет "вышестоящему" субъекту задать некоторые свои собственные законы, распространяющиеся как на него самого, так и на "вышестоящих" - естественно, также с постепенным убыванием силы. Разумеется, поскольку люди являются субъектами в диалектической реальности, то её законы распространяются и на них. Иначе говоря, с одной стороны - люди вынуждены соблюдать законы, задаваемые "нижестоящими" субъектами, но с другой - после "соблюдения" этих законов они получают реальную возможность задать свои собственные законы, реализуя некоторую свободу.
   Так, движение планет вокруг Солнца, определяемое законами гравитации, практически детерминировано, и какие-либо изменения в них возможны в связи с изменением строения самих планет или из-за появления от них новых небесных тел с нестабильной траекторией, что происходит редко. Вместе с тем, передвижение человека по поверхности Земли (а с некоторых пор и Луны) имеет по крайней мере две степени свободы. Парадокс: любой астроном может с хорошей точностью предсказать, в какой точке пространства будет то или иное космическое тело, но едва ли способен предвидеть, где будет через час его сосед по дому.
   Удивительно, но человечество обладает некоторой свободой именно потому, что какой-то свободы оно лишёно!
   Свободой можно и должно уметь пользоваться. Фактор детеминированности ограничивает свободу, поэтому полезно изучать законы мира, природы и общества, чтобы не тратить силы на заведомо безнадёжные затеи. Обнаружив свободную нишу для приложения своих сил, полезно подумать о вероятных последствиях. Любая реализация свободы влечёт ответственность за последствия совершённых действий (или бездействия). Если же действия детерминированы, то ответственность за них ложится не на человека, вынужденно их совершившего, а на источник ограничения его свободы: начальника, общество, Бога и т.д.
   Реализация субъектом свободы, казалось бы, сокращает выбор для других субъектов, повышая для них уровень детерминированности. В то же время, если совершённые действия направлены на подчинение сил стихии, познание мира, устранение тирании, создание дополнительных ресурсов, то основа для чужого свободного выбора расширяется. Поскольку среди тех, кто получает доступ к плодам созидательного труда субъекта, может оказаться и он сам, то в таком случае и он воспользуется собственными результатами. В таком случае, малый прирост детерминированности (за счёт реализации свободного выбор субъектом) компенсируется общественно-полезным характером результатов этого выбора.
   Обратной стороной ответственности является награда за труд. Заслугой является свободно-принятое и реализованное решение, влекущее общественно-полезные последствия. Авторством является индивидуальность, неповторимость заслуги.
   Итак, мы сформулировали основные принципы диалектического дуализма (ДД) и проанализировали некоторые вытекающие из них общие законы. Теперь мы готовы использовать полученные общие результаты для решения более конкретных задач.
  
  Глава 1. Основной вопрос философии и его решение в различных философских концепциях.
  Глава 2. Основные понятия и положения диалектического дуализма.
  Глава 3. Социология диалектического дуализма.
  Глава 4. Этика диалектического дуализма.
  Глава 5. Теория Познания Диалектического Дуализма .
  Глава 6. Диалектико-дуалистическая модель эволюции материи.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"