Этот мой трактат следует причислить к жанру школьного сочинения. Пару лет назад я прочитал книги профессора Сергея Ивановича Федотова о русском стихосложении, которые отличались и логичностью, и увлекательностью повествования. Недавно прослушал курс лекций профессора из Манхэттена со стэнфордским образованием Джона МакУортера "История человеческого языка" (John McWhorter, Story of Human Language). Также на меня повлияли лекции по истории английского языка другого выпускника Стэнфорда, который преподаёт в Чикаго (Seth Lerer, History of the English Language). Ещё несколько книг по русскому стихосложению и его истории плюс личные опыт и выводы - вот основа для дальнейшего развития мысли. Наконец, статья Григория Сухмана "Что такое поэзия? (на материале творчества Н. Берман)", см. Интернет, послужила толчком к написанию этого сочинения. В конце концов, стихи - одна из основных тем моих молчаливых размышлений, диалогов с самим собой. Возможно, этот материал окажется познавательным для неискушённого в стиховедении читателя. Стихи "Посвящение четырёхстопному ямбу", помещённые в финале как приложение, завершат рассказ, надеюсь, на высокой ноте.
От поэзии - обратно - к стихам
Слово "поэзия" в русском языке используется, как минимум, в двух смыслах. В узком смысле - это синоним слова "стихосложение", а в широком - это образное самовыражение. Рассматривая эту "науку со своими правилами" (слова Григория Сухмана), мне более по душе называть её стихосложением - словом, состоящим из двух корней: "стих" (от греческого stichos, ряд, строка) и "сложение". Стихосложение - суммирование рядов - звучит сродни интегральному исчислению. Эта наука - действительно наука, к тому же точная, в отличие, например, от обществоведения, такая же точная, как математика, а по сложности ближе, скорее, арифметике, чем решению систем дифференциальных уравнений. У нас-то с вами, математиков, это не вызывает сомнения!
Что такое точная наука? Это дисциплина, построенная на наборе аксиом и определений, из которых однозначно выводятся леммы и теоремы, что и составляет полностью содержание предмета. Иными словами, точная наука исключает всякий субъективизм, её выводы объективны и обусловлены набором изначальных договорённостей (определений и аксиом).
Приведём две причины, по которым русское стихосложение следует причислить к точным наукам.
Стихосложение - точная "наука": причина первая
С точки зрения метрики и ритмики все русские (о других мы просто не говорим) стихи можно разделить на силлабические, силлабо-тонические и тонические. Эти "классы" (размеры) определяются строго: в силлабических произведениях - постоянством количества "силлабов" (слогов) в стихе, в силлабо-тонических - постоянством количества ударных и безударных слогов, в тонических - постоянством количества ударений и, соответственно, пауз между ними (иктов) в стихе. Т.е., определения сводятся к оценкам количества составляющих компонентов.
Все русские стихи, кроме "белых", нерифмованных, используют мужскую, женскую, дактилическую и гипердактилическую рифмы. Конечно, есть и другие классификации рифм (по строгости, месте в стихе и т.д.), но всё равно рифма относится к одному из этих четырёх видов. Каждый вид описывается простейшей фразой: ударным является такой-то слог, от последнего до n-го с конца.
С точки зрения строфики, все русские стихи можно разделить на одностишия, двустишия, трёхстишия (терцеты), четверостишия (катрены) и так далее вплоть до четырнадцатистиший (самые известные - "онегинская строфа"). Бывают строфы и длиннее, но редко, ибо теряется ощущение повторяемости. Бывают и астрофические стихи, но это, скорее, исключение, подтверждающее правило.
Как верно пишет Григорий Сухман, есть ещё масса приёмов, которые рождают из текста поэзию. Однако он имеет в виду, скорее, понимание слова "поэзия" в широком смысле, т.е. не как синонима слова "стихосложение", а как образного самовыражения. Добавим: образного самовыражения посредством языка. В этом смысле необходимо говорить о метафоре, аллитерации и многих-многих возможностях, которые богатый и гибкий язык предоставляет. Однако собственно стихи являются таковыми - по определению - независимо от наличия в них поэтических достоинств. Например, "Россия - священная наша держава..." - это стихи (четырёхстопный амфибрахий), но поэзии в них мало.
Приведённые выше объективные критерии метрики, рифмики и строфики говорят о том, что стихосложение - точная наука. О любом тексте можно сказать однозначно, стихи ли это, и какие именно стихи, посчитав стопы, силлабы, икты и т.п. Конечно, с поэзией дело обстоит сложнее, о точности речь не идёт.
Стихосложение - точная "наука": причина вторая
Русское стихосложение даже развивалось как научная дисциплина. Сначала были века, когда никто не различал прозаической и поэтической речи, всё существовало вперемежку. Было "плетение словес", было устное народное творчество, были летописи и т.д. - в сознании русского человека не было разделения на стихотворную и прозаическую речь. В тексте молитвы "Отче наш", переведённой Кириллом (автором русского алфавита), которая дошла и до наших дней близкой к оригинальмому переводу, элементы стихов и прозы перемежаются и неразделимы. В те времена тексты записывались сплошь, в два ряда, без пробелов и знаков препинания, не говоря уже о записи "в столбик". Поэтому стихи нельзя было отделить от прозы чисто объективно: не было технических средств. Потом появились точка и "красная строка", а также и другие "излишества".
Итак, стихи сначала не могли существовать в русском языке по объективным причинам. Русские были знакомы со стихами античного мира, с греческими метрами, например, но концепции разделения стихотворной и прозаической речи в родном языке, строго говоря, не было.
Потом появились первые опыты создания именно стихов, в XV-XVII веках, по примеру польских: первыми силлабическими стихотворцами были "русские немцы". Симеон Полоцкий, наставник царских детей, основатель кремлёвской типографии в Москве, в XVII веке стал классиком русской силлабической поэзии. До него были и другие силлабичесие поэты. О тонике ещё не было речи. Потом В.К. Тредиаковский, заочный ученик давно почившего Полоцкого, впервые сформулировал принципы силлабо-тоники в 1735 году. М.В. Ломоносов считается сооснователем этого направления, а также и А.П. Сумароков - это век классицизма. В те годы велись споры, например, о том, какой двустопный размер более подходит русскому стиху, хорей или ямб. Для нас же главное заключается в том, что, базируясь на постоянных эксперимантах, шёл процесс познания и вырабатывалась некая "истина", т.е. правила стихосложения. Потом произошло закрепление этих правил в обществе, они стали казаться логичными, и тогда появилось множество стихотворцев-практиков силлабо-тонического направления. Это ли не научный (диалектический) метод?! Тогда же были созданы и первые чисто тонические стихи, которые дали толчок последующим этапам развития метрики, да и строфики.
Итак, вторая причина считать стихосложение точной наукой - историческая. Эта дисциплина развивалась так, как обычно развиваются точные науки (скажем, физика): от наблюдения через эксперимент к выводам, потом приложению их на практике, затем - к новым наблюдениям, экспериментам, выводам, приложениям... В искусстве всё поисходит иначе: сначала являются шедевры (а не эксперименты!), а потом искусствоведение их анализирует.
От стихов - вперёд - в поэзию
Человек - существо мыслящее. Мыслит он образами: каждый увиденный предмет вызывает в его сознании определённые ассоциации, основанные на опыте, мировоззрении, образовании и т.д. Ассоциации человек переводит в речь - так он оформляет мысли, материализует их и передаёт другим. Ритмическая (точнее, метрическая) речь привлекает человека эстетичностью (человек - существо эстетическое). Она, проще говоря, красива. В ней самой уже наблюдаются признаки поззии: говоря ритмически, человек буквально видит "столбики" своей речи, и это ли не поэтический образ?! Поэзия и красота - почти то же самое в очень широком смысле первого из этих слов. Попробуйте составить предложение со словом "поэтичный", а затем заменить на слово "красивый". Смысл останется прежним.
Слово не имеет цвета, запаха, вкуса, даже и формы (оно существует независимо от письменности; письменность вредит развитию слова, она делает слово костяным). Единственное, что отличает слово от слов других, - некий образ, который рождается в нашем сознании при произнесении данной комбинации звуков. Формирование образа - процесс, зависящий от индивидуальности, "самости" человека. Чем сильнее индивидуальные способности, чем больше измерений может охватить человек самовыражаясь, тем больше поэзии несут его образы. Поэтому поэзия - образное самовыражение. Впрочем, знание теории не может повредить. Изучение теории и истории стихосложения и поэзии - хороший источник вдохновения. Конечно, источником вдохновения может оказаться всё что угодно в зависимости от индивидуальности - всё, что блестит. Если человек интересуется поэзией, то хорошая литература о стихосложении его вдохновляет. Аналогично, историка вдохновляет талантливая литература по истории. Чтобы питать свой талант, необходимо общение с талантами.
3 августа 2005 года
Приложение
Большинство русских стихов написано четырёхстопным ямбом.
ПОСВЯЩЕНИЕ ЧЕТЫРЁХСТОПНОМУ ЯМБУ
1
Прощай, языческая сила!
Пришли пергамент и графит.
Свершилось! Именем Кирилла
Крестили новый алфавит.
Переменилась власть на небе
(Ужель язычеству - шабаш?),
Запел евангельский молебен -
Старославянский "Отче наш"...
Затвердевая от мороза,
Трудами иноков святых
Текла, сочилась стихопроза
Без точек и без запятых.
Из экономии сплошная
Вязь без пробелов в два ряда -
Изысканная и смешная
Нечёсаная борода,
Росла, росла на всю Росею -
Непроходим дремучий лес.
Но это - форма, а за нею
Пришло плетение словес:
Великолепен и вельможен,
Не лыком латаный лубок,
Остёр, обилен, осторожен...
Катись куда-нибудь, клубок!
Клубок катится, пыль клубится,
Дорога долго-долго длится,
Струится скользкий серпантин.
Чернец учением кичится:
"Един единожны - един..." -
Господство формы... Что ж, по праву
Созвучий гулкую ораву
Стократно Эхо донесла -
Супругой бога Аполлона
Она была во время оно,
А нынче - функцией числа.
2
Россия сорок лет терпела
Вериги Грозного царя.
Бурлила кровь и пухло тело
В тисках монарха-упыря.
Но умер он, а смерть тирана
Всегда безвременьем грозит.
Зачем Евразии охрана?
Зачем Евразии транзит?
Ост озирается на Запад,
А Вест косится на Восток.
Слабейший выпадает за борт -
Закон сожительства жесток.
Вослед опричникам Малюты,
Царю Борису, на Москву
Походу шляхты, после смуты,
Едва оставшись "на плаву",
Россия, польские силлабы,
"Слогочислительный" стишок
Не спонталыка, абы-кабы
Ты приняла "на посошок".
Потом, для пущего накала,
Добавив тоник в этот джин,
Сначала нехотя и вяло,
Но из бутылки вышел джинн -
Силлабо-тоника. Поплыло,
Пошло-поехало, взапой
Из древних символов Кирилла
На Русь нагрянули толпой
Досель невиданые ритмы,
Ещё нетронутый размер.
Стихи - большое поле битвы
На поэтический манер.
На гребне старого закона,
С ним вместе, но уже и врозь,
Начав с надгробья Симеона*
И с "русских немцев"**, довелось
Собрать блестящие осколки
В горнило нового стиха.
Кириллов сын Василий, с Волги
Раздул кузнечные меха.
А сын Василия Михайло,
Крестьянский сын из Холмогор,
Повёл себя весьма нахально
И учинил ему "разбор".
В итоге мирно сговорились,
Метр расписали по статьям...
(Силлабы всё ещё сочились
Всегда ж отыщется смутьян.
Не зря рифмуются "кумир"
И Антиох Д. Кантемир.)
3
С тех пор до нынешнея лета
В России каждого аскета
И жизнелюба - всех подряд
Волнует звание поэта.
(Есть несогласные? - хитрят!)
Был автор, он постиг харизму
Народной речи через призму
Рассказов нянюшки своей,
А европейскому снобизму
Поэта обучил лицей.
Он думал: жизнь даётся дважды.
Он верным ямбом без затей
Писал роман. С какою жаждой
Поныне впитываем каждый
Его пиррихий и спондей!
Февраль 2004 года
*Симеон Полоцкий, классик силлабической поэзии 17 века, ввёл термин "стихотворение" (в смысле, который сейчас носит слово "стихосложение").
**"Русские немцами" называли иностранцев, поселившихся в России; они пытались принести в русский язык навыки силлабо-тонического стихосложения западноевропейских языков.