Аннотация: Сборник включает в себя 6 сказок от 3-х до 10-и лет. А послушать сказки можно на телеграмм-канале сказок Анны Рось по ссылке https://t.me/skazkiAnnyRos Жду вас!
Я расту
Оглавление
Кто раскрасил утенка
Зеркальце для рыбки
Ежики понаежики
Вова - добрые дела
Что написано на лице
Про Дашу и Машу
Сборник сказок "Я расту" включает шесть сказок для детей разных возрастов от 3-х лет до 10-и. Ребенок растет и его сказочки растут.
Вы можете скачать все сказки отдельно с иллюстрациями на телеграмм-канале https://t.me/skazkiAnnyRos,
а сборник включает только обложки и сами сказки.
Так что читайте, растите, будьте счастливы и здоровы.
Ваша Анна Рось.
Эта книга БЕСПЛАТНАЯ и не может никем использоваться для продажи. Все права принадлежат Анне Рось.
У одной уточки, обитающей в местном пруду, родился абсолютно белый утенок.
'Ох, ох, ох, - вздыхала уточка. - Как же ты будешь жить, когда ты такой белый?'.
Утенок немножко подрос, он играл со своими темненькими сестрами-уточками.
- Давай играть в прятки! - говорили уточки и утенок что было сил плыл в камыши прятаться.
Спрячется он за кочку, а уточки его все-равно находят, спрячется он за кустики, а уточка кричит: 'Вижу, вижу'.
Он же был такой белоснежный, что его сразу было видно в зарослях.
Сидит уточка-мама, чуть не плачет.
Рядом проплывал лебедь-шипун.
- Киорр-киорр, чего пригорюнилась, соседка, - спрашивает.
А уточка говорит:
- У меня утенок совсем белый, как ему жить? Вон, сестры подрастут, разлетятся, кто с ним захочет водиться? Поймают его охотники, он и в зарослях спрятаться не может.
- Я тоже белый, - отвечает лебедь-шипун, - не жалуюсь. Мне говорят - какой красивый! А давай я твоему сыночку немного дам краски на нос, он будет тоже красивый.
Лебедь подозвал к себе белого утенка, потерся носом о его нос, и нос утенка стал ярко-малиновым.
Грустит уточка, а тут гоголь проплывает, спрашивает:
- Кра-кра, чего уточка грустишь?
- Да утенок у меня белый, как ему жить в пруду?
- А я ему на голове полосочку зеленую нарисую, вот перышками потру. Ах, какой красивый! - сказал гоголь, глядя на утенка, и поплыл дальше.
Утка смотрела на своего утенка и продолжала горевать.
- Карр-карр, чего пригорюнилась, соседка, - спросила гуляющая на берегу желтая цапля.
- Да утенок у меня белый, не спрячется в зарослях, - ответила уточка.
Желтая цапля говорит:
- Я ему бока крылышками желтыми потру, у меня желтой краски много!
Потерла желтая цапля утенка, стали его грудка и бока желтыми, а мама-утка все грустит и грустит.
Прилетел удод.
- Уп-уп-уп, что ты, уточка, невеселая? - спрашивает.
- Утенок у меня белый, - отвечает уточка, - не уживется в пруду.
- Какой же он белый? - говорит удод, - а я с ним полосочками поделюсь, черно-белыми. Их у меня много!
Потер удод утенка и на нем вырисовались полосочки. Красивый!
А пестрый голубь с дерева наблюдал, как белого утенка раскрашивали. Подлетел к бережку, сел на ветку, говорит:
- Гуу-гу-гу, уточка, я твоему утенку шейку покрашу в фиолетовый цвет, вот красавец будет!
Покрасил пестрый голубь шейку утенку, утка смотрит, не узнает своего утенка, даже растерялась.
Тут и зимородок прилетел, говорит:
- Пиик - пиик, что вы без меня утенка раскрасили? Я ему синие полосочки на крылышках нарисую! И хвостик раскрашу!
Он потер крылышки утенка своими сине-голубыми крыльями.
- Стой, стой! - остановил его подлетевший самец иволги, - хвостик золотистый я раскрашу! Вот красавец, вот красавец! Фю-тиу-лиу, - запел он от радости.
Уточка смотрит на своего утенка, глазам не верит. Такой яркий, такой замечательный!
- Еле успела, - сказала маленькая малиновка, - дайте мне ему щечки мандариновые сделать!
Малиновка начала быстро красить перышки утенку на щечках, приговаривая:
- Цик-цик, цик-цик. Замечательно!
Уточка подплыла к своему утенку, он был настоящий красавец. Все птицы смотрели на утенка и говорили:
- Удивительно! Красавец!
- Это мандариновый утенок, - сказала сова, которая с дерева наблюдала, как красили белого утенка.
Сова была очень умная и ее мнению все доверяли.
- Мандаринка! Утенок-мандаринка, - кричали птицы и хлопали крыльями.
Мама-уточка поправила утенку перышки на груди и сказала:
- Просто красавец! Спасибо вам, соседи дорогие!
Мандариновый утенок был очень доволен, ведь мама-утка теперь им гордилась.
С тех пор все утята утки-мандаринки имеют такую яркую окраску.
Жила была девочка Маргарита. На все лето она приезжала в гости к бабушке, в деревенский домик с садом у озера. А в саду у бабушки цвели маргаритки - любимые цветочки девочки. И были у Маргариты друзья - кошка Снежинка, уточка Мандаринка, овечка Ярушка, петушок Петрушка. А еще в саду жил муравей, он торопился, торопился куда-то и его прозвали Торопыжка. А в озере жила рыбка, маленькая такая, Малышкой назвали.
Собралась как-то Маргарита с бабушкой на рынок, лукошко приготовила для покупок, дала овечке травки, петушку зернышек, уточке желточек, кошечке налила молочка и говорит:
- Кошечка Снежинка, мы с бабушкой идем на базар, а ты остаешься за старшую, смотри за хозяйством, чтобы никто не шалил.
Ушли бабушка с Маргаритой, а кошка по дому хозяйкой гуляет, на окошко прыгнет - цветочки нюхает, мячик нашла - закатила под кровать, увидела дощечку - когтики поточила.
Подошла кошка к зеркалу, а там ее отражение. Понюхала кошка и отражение ее понюхало, лапкой поцарапала по зеркалу, и отражение поцарапало. Поняла кошка Снежинка, что это ее отражение. Смотрит, любуется: ах, какие розовые ушки, ах, какой розовый носик, ах, какой голубой бантик на шейке. Вот какая красавица!
Вышла кошка на улицу и говорит петушку:
- А я себя в зеркале увидела! И бантик свой видела, и ушки! А ты видел свое отражение?
- Я не видел себя в зеркале, да где мне зеркало взять? Хозяйка, как в дом войду, веником гонит.
Задумался петушок Петрушка, пошел искать, как себя увидеть. Ходил, ходил, нет зеркальца во дворе. Взлетел петушок на забор, закричал: - Ку-ка-ре-ку!
Смотрит петушок, а в окошке его отражение. Перышки желтые, зеленые, синие, гребешок красный, ай да красавец!
Ходит Петруша по двору, кукарекает.
Овечка травку жевала и говорит:
- Чего ты, петушок, раскукарекался?
- Я свое отражение в окошке увидел! Как в зеркале! Перышки желтые, зеленые, синие, гребешок красный, ай да красавец! А ты, Ярушка, видела свое отражение? - спросил петушок.
- Не- е -ет, - заблеяла овечка.
Озадачилась овечка, ходит по двору, зеркальце ищет. И в травке искала, и на тропинке искала - нигде нет.
Через лужу овечка переступала и увидела в ней свое отражение.
- Вот мое зеркальце, бе-бе. Ах, какая я, овечка красавица, шерстка шелковистая, за ушками косички! Бе-бе-бе!
- Чего кричишь, Ярушка? - спросил муравей, торопясь и неся палочку для строительства дома.
- А я себя, как в зеркальце увидела! Шерстка шелковистая, за ушками косички! А ты себя видел? - спросила овечка.
Задумался муравей: 'А я свое отражение не видел. А какой я?'.
Озадачился муравьишка, торопился, торопился, все зеркальце искал в саду, ничего не нашел.
Так устал муравей, что подошел к кустику клубники, чтоб росы из листочка выпить. Смотрит, а там муравей.
- Это же я! - обрадовался муравей. - Вот мое зеркальце! Щечки рыжие, усики черные. Ай да красавец!
Увидела муравья с озера рыбка, спрашивает:
- Чему радуешься, Торопыжка?
- А я себя в зеркальце увидел. И щечки, и усики. А ты себя видела?
- Нет, - отвечает рыбка, - поплыву, поищу зеркальце.
*
Плавала рыбка, плавала, никак не находит зеркальца. Встретила рыбка в озере большую щуку, хотела в ее глазу свое отражение увидеть, так щука чуть рыбку не съела, еле от нее уплыла.
Приплыла рыбка к бережку, а там сидят кошечка Снежинка, петушок Петрушка, овечка Ярушка да муравей Торопыжка.
- Не нашла я зеркальца в озере, - жалуется им рыбка, чуть не плачет.
Задумались друзья, как рыбке помочь, как же ей увидеть свое отражение?
Говорит овечка:
- А давайте ее отнесем к лужице, рыбка и увидит свое отражение.
- Что ты, - говорит муравей, - ее по воздуху нельзя носить, она же в воде дышит, я ей принесу капельку росы, она и увидит себя.
Побежал Торопыжка к кустику клубнички, взял росинку с листочка, да только не донес ее, испарилась капелька на солнышке.
- Что же делать? - задумались друзья.
Тут приплыла уточка Мандаринка, да не сама, а с ярким, нарядным утенком.
- Что вы такие грустные? - спросила уточка.
Кошка Снежинка отвечает:
- Я увидела свое отражение в хозяйском зеркале, петушок Петрушка - в окошке, овечка Ярушка - в лужице, муравей Торопыжка - в капельке росы, а рыбка свое отражение не видела, нет у нее зеркальца.
- А ты свое отражение видела? - в свою очередь спросила уточку овечка Ярушка.
- А чего мне искать? Я каждый день свое отражение вижу в озере, как в зеркале. А посмотрите на отражение моего дружка.
Все глянули на гладь озера и увидели отражение не только уточки Мандаринки, но и ее дружка. Перышки его переливаются, грудка фиолетовая, бочок золотой с черно-белыми полосками, хвостик оранжевый, клювик малиновый. Вот так красавец!
- А как же рыбке Малышке увидеть отражение? Она в озере плавает, а отражения не видит, - спросил петушок Петрушка.
- Проще простого, - ответила Мандаринка, - пусть рыбка выпрыгнет из воды и увидит себя.
Услышала рыбка, хвостиком от воды оттолкнулась и выпрыгнула. Рыбке так понравилось свое отражение, что она прыгала еще и еще, и любовалась собой: брюшко серебристое, спинка черная, бочок лазурно-золотой, плавнички голубые. Ах, какая красавица! Друзья смотрели, как рыбка выпрыгивает из воды и весело смеялись.
Тут и Маргариточка с бабушкой пришли с рынка. А в лукошке угощение для друзей. Глядит девочка, а ее друзья на бережку озера. Пошла к ним Маргариточка и увидела, как рыбка Малышка из воды выпрыгивает. Друзья смеются и Маргарита рассмеялась.
А вы видели когда-нибудь, как рыбки из воды выпрыгивают?
На одной лесной опушке жили звери своею общиной. Был у них главным большой медведь, Потапыч. Его крепкий стол стоял под огромным дубом, дававшим тень во время летней жары. Мишка сидел за столом, считал на счетах, сколько жителей в общине, кому сколько малины собрать, кому яблок, меда дать.
Жили в общине своими семействами белки, зайцы, ежики, мышки, а еще хитрый лис, старый бобер, сова с совятами да сорока. Жили они в целом дружно, друг дружке не мешали, помогали, только на хитрого лиса обижались.
*
Как-то в соседней березовой рощице, где жила другая община, случился пожар. Много там березок, кустов, травы погорело. Бежали, спасаясь, оттуда звери, куда глаза глядят. Чтоб такого не было на их опушке, решил мишка Потапыч провести обучение, как пожар тушить, а лучше вовсе не допускать его.
Говорит медведь сороке, которая у него секретарем была, помощником одним словом,:
- Облети, сорока, общину, да скажи всем собираться у дуба, будем учиться, как ведра хранить, как воду из ручья носить, как лопатой песок бросать, как деток от лесного пожара спасать. Все поняла? - спрашивает.
- А что говорить-то? - не поняла сорока.
- Говори, идите, Потапыч к дубу зовет.
*
Полетела сорока, видит: заячье семейство обедает.
Кричит сорока зайчихе:
- Идите к дубу, Потапыч зовет!
- Сейчас придем, вот только зайчат накормим и придем, - отвечает зайчиха.
Летит сорока дальше, смотрит, лис газету читает.
Кричит сорока:
- Иди, лис, к дубу, Потапыч зовет!
- Скажи, приду, вот только газетку дочитаю, - отвечает лис.
Летит сорока дальше, вдруг видит: семейство чужих ежиков на их опушку идет. Все чумазые, в саже, явно погорельцы, да еще и пожитки на тележке везут.
Сорока решила: 'Вот так новость, а я ее первая всем расскажу!'.
Летит сорока, кричит:
- Ежики, понаехали ежики!
- Какие ежики? - кричит в ответ белка. - Куда понаехали?
А сорока дальше полетела, кричит:
- Ежики, понаехали ежики!
- Что стрекочешь, сорока? - спрашивает бобер.
А сорока не слушает, дальше летит. Да так торопится сорока первая новость рассказать, что слова глотает. Получается у нее:
- Ежики, пона...ежики! Ежики, понаежики!
Облетела сорока всю опушку, такого переполоху наделала!
- Что за 'понаежики'? - удивляются звери. - А ну, пойдем к дубу, узнаем, что случилось.
А ежиха варила грибной суп ежатам к обеду, да так испугалась, думала, что-то с ежатами.
Бросила она суп варить, побежала к дубу.
*
Собрались все жители общины у дуба, смотрят - стоят с пожитками ежики-погорельцы из соседней рощицы.
- С чем пожаловали? - спрашивает их мишка Потапыч.
- Мы погорельцы, из березовой рощицы, примите нас в свою общину, разрешите у вас жить, - попросил еж, глава семейства.
- Ой, ой, ой, - закричала ежиха, жительница опушки, - если вы еще тут поселитесь, совсем голодно будет, мы в эту зиму еле-еле протянули. Осень была сухая, грибов мало, орехи не уродили, еле концы с концами сводим. А жить тут будете - и мы, и вы голодать будете.
- А где же им жить? - вступился лис. - Пусть живут!
- А тебе лис, лишь бы новых жителей, а потом будешь ежиков воровать и есть! - закричала ежиха. - Куда мой ежик в прошлом году делся?
- Не ел я твоего ежика, - ответил лис. - Смотреть надо за своими ежиками!
- Как же, и за мышами не гонялся? - запищала мышка-мать. - Сколько мышей переловил!
- И мышей я не ел, а ежики-погорельцы пусть живут! Имеют право! - не унимался лис.
- А ежиха правду говорит, - поддержала белка, - мы тоже грибы собирали, мало их было. Надо что-то придумать, как и ежикам помочь и самим не голодать.
- А давайте, я им рыбу ловить буду, пусть рыбу едят, - предложил бобер.
- А ежики рыбу не едят, - вмешалась сова.
- Да, вопрос, - Потапыч почесал затылок. - Надо что-то придумать.
- Ежики, понаежики! - не унималась сорока.
Она решила напомнить, что это она первая принесла такую новость.
- Зато травы у нас много, - сказала зайчиха, - пусть травяные супчики варят, а мы травкой поделимся.
- Да разве травой они наедятся! - всхлипнула ежиха. - Смотрите, сколько ребятишек, они же растут, их кормить надо!
Приуныли звери, задумались, как погорельцам помочь.
Сова, которая жила прямо на дубу в дупле, говорит:
- А чего тут думать? Надо их рощицу от лесного пожара восстановить, тогда не придется никому голодать. На удобренной земле все быстро оживает и вырастает.
- Точно! Молодец, сова! - похвалил медведь.
- Ах, как хорошо, восстановим, поможем, - обрадовалась ежиха, - а сейчас пойдемте к нам, я супа наварила целую кастрюлю, будем ежат кормить.
Забрала ежиха к себе всю ежиную семью погорельцев: маму, деток, бабушку, а папа остался.
*
- Давайте возьмем лопаты, ведра и пойдем прямо сейчас рощу расчищать. Затягивать нельзя, время весеннее, благоприятное для посадки растений. Все за инструментом, сбор через десять минут! - скомандовал Потапыч.
- Ох, а мне кашу варить на котле, кормить всех работников, - сказала сорока, одевая фартушек и косыночку.
Собрали инструменты зверята и направились в соседнюю рощицу. А там, травка выгорела, березки повалены, кусты обгорели.
А кабан, житель березовой рощицы, увидел помощников, решил в рощицу вернуться.
- Ничего, ничего, - сказал кабан, - сейчас навалимся, расчистим, краше прежнего будет.
Даже лис одел белые перчатки да ветки уносит. А бельчата накопали молодых березок и с ежом-погорельцем сажают новую рощу. Весело работают, дружно.
- Ой, смотрите, - сказал кабан, - бобер новые бревна тянет, пойду, помогу.
Притащили они бревна.
- Будем ежам новый дом строить, - говорит бобер, - лис, гвозди неси, у тебя их полная коробка.
- Не полная, а меньше, - сказал лис, - да, ладно, принесу, не жалко.
- А я пилу принесу, - сказал заяц.
Поляну расчистили, все посадили, давай вместе новый дом строить. Заяц пилит бревна, кабан подносит, медведь поднимает, бобер укладывает, лис гвозди забивает.
Построили новый дом, краше прежнего. А мышата уже окна красят.
Белки под окнами клубнику посадили, а полить чем?
- Какой двор без колодца, - сказал кабан и давай землю рыть, воду искать.
И опять дружно зверята бревна пилят, колодец строят. А сова ведро подарила, привязали ведро веревкой, в колодец опустили, вытащили целое ведро холодной вкусной воды.
Пьют звери, радуются своему труду.
А тут сорока прилетела, хотела всех к обеду пригласить да новый дом для ежиков увидела.
Вот это новость! Полетела обратно, ежихам с детьми новость рассказать:
- Приглашаю всех на обед! - затрещала сорока. - Всех на обед!
Звери вымыли лапы после работы водой из колодца, умылись и дружно пошли на опушку, под высокий дуб. Около дуба уже стоял полный казан каши. Сорока всем кашу раздавала, да добавку предлагала.
Радовались звери, какие они дружные, какое они доброе дело сделали, и своих ежиков не обидели, и соседям помогли.
- Вы, соседи, приходите к нам в гости почаще, - приглашал Потапыч.
- А вы к нам приходите за водой колодезной, - приглашал ежик-папа.
*
Прошел месяц. Уже ничто не напоминало в березовой рощице о пожаре.
Природа ожила, поднялась высокая трава, подросли грибы, зрела малина, а березки покрылись молодыми зелеными листочками.
Бабушка-ежиха вязала носки своим внучатам, мама-ежика поливала клубнику, папа-еж носил воду.
*
И на опушке жизнь шла своим чередом.
Умная сова учила своих деток, чтоб они выросли такие же умненькие.
Ежиха показывала ежатам, как различать грибы: опята, рыжики, маслята.
Лис читал газеты, бобер строил плотину, а мишка Потапыч сидел за своим столом и считал на счетах.
Тут сорока увидела, как на полянке появилась семейка ежиков. Они несли большую корзину клубники.
'Я первая узнала новость!' - обрадовалась сорока и полетела стрекотать:
В нашем доме живет Вова, он учится в четвертом классе. А вот такая история приключилась с Вовой, слушай.
Начался учебный год, но Вове учиться никак не хотелось. Привык Вова летом хулиганить, а тут за партой сидеть надо, уроки учить. Бабушки-старушки сидели на лавочке около подъезда и наблюдали за всеми проделками Вовы.
Как-то утром Вова вышел из подъезда, а тут рыжая кошка сидела на крылечке со своим маленьким котенком да ела кашу, которой ее угостила хозяйка. Хотел Вова кошку ногой толкнуть, только замахнулся ногой, а тут бабушки с лавочки:
- А ну, не трогай кошку, ишь, сорванец какой!
- Я ее не трогал, она сама лезет под ноги! - огрызнулся Вова.
Пошел Вова дальше, смотрит, четырехлетняя Олечка рисует на асфальте.
- Что это? - спросил Вова.
- Это домик, - гордо ответила Олечка.
- Ха, ха, ха, - рассмеялся Вова, - это ерунда!
- Это не ерунда, - обиделась Оля, - это домик!
Ушел Вова, а за ним слово 'ерунда' увязалось. Не знал Вова, что за ним тянется уже целый клубок из плохих поступков и слов, словно тень его. Зацепилась и 'ерунда' за ногу Вовы, даже споткнулся он, чуть не упал.
Смотрит Вова, тут малыши в ворота мяч забивают, промахнулся малыш Сережа, мяч покатился мимо ворот.
- Мазила! - сказал Вова. - Учитесь, малявки!
Забрал Вова мяч, да как ударит по воротам, что упал малыш Данилка, ударился, плачет.
Пошел Вова дальше, не знает, что уже и слово 'мазила' за ним тянется.
Идет Вова в школу, то девочку за косу дернет, то мальчику подножку подставит. Ребята обижаются, а Вове смешно, только хихикает.
'А не пойду я в школу, - подумал Вова, - пусть Мари Ванна сама чушь учит'. Вот уже и слово 'чушь' за ним увязалось ссади.
И свернул Вова на стройку. Там завод строили, строили, да так и не достроили.
Шел Вова по узкой дощечке, а 'ерунда' его да перевесила, как гиря, и упал он в яму.
Видит, веревка торчит, хотел было за нее ухватиться Вова, а 'мазила' веревкой играет, в руки Вове не дает. Только он начнет по земле карабкаться, а его 'чушь' назад, в яму тянет.
Выпачкался Вова в яме, никак вылезти не может, обидно ему. Стало темнеть, страшно Вове, а тут кто-то говорит:
- У-у-у! - как филин будто.
- Помогите! - кричит Вова, да никто его не слышит, хорошие дети дома после школы сидят, уроки учат, мультфильмы смотрят.
Пришел папа с работы:
- Где же Вова? - удивляется. - Пойду его искать, - маме говорит.
Взял папа фонарик, вышел на улицу, а тут Мария Ивановна, учительница Вовы.
- Где Вова? - спрашивает. - Его сегодня в школе не было.
- Нет его дома, - ответил папа, - пропал Вова.
- Я с вами его искать пойду, поищем его на стройке, - предложила Мария Ивановна.
Пошли они вдвоем на стройку.
- Вова, Вова, - зовут.
Отчаявшийся и обессилевший Вова совсем не надеялся на помощь. Сидел он в страхе, как мышонок в угол забился.
Услышал он голос папы.
- Я тут, - кричит, - в яме, вытащи меня!
Подошли Мария Ивановна и папа к яме, папа веревку опустил. Мария Ивановна фонариком светит.
- Держись покрепче, - папа говорит, - я буду тянуть.
Тянет папа за веревку, не хватает сил у Вовы вылезти из ямы.
Тут Мария Ивановна на помощь пришла, руку протянула, вытянула Вову.
- Эх, Вова, Вова, - только с упреком сказал папа.
Мария Ивановна взяла чистый носовой платок и вытерла лицо Вове.
- Вова, пора взрослеть, - сказала Мария Ивановна, - мы так испугались за тебя. А если бы мы тебя не нашли?
Вова представил, что было бы, если бы он просидел в яме всю ночь. Ой, как хорошо, что его нашли!
- Спасибо вам, - тихо сказал Вова.
- Что я слышу, Вова сказал 'спасибо', - сказала учительница, - я давно не слышала от тебя добрых слов.
- Я обещаю, что слова будут только добрые, - Вова больше не хотел дружить со своими старыми злобными словами-тенями.
На следующее утро бабушки-старушки от удивления онемели. Смотрят, Вова вышел из подъезда, кошке с котенком молока налил.
- Здравствуйте, бабушки, - говорит.
- Здравствуй, Вова, - отвечают бабушки.
- Давайте, я этот гвоздь на лавочке крепче забью, - предложил Вова, - а то зацепитесь за него, сумку порвете.
- Забей, Вова, ай, да молодец! - хвалят бабушки, а Вове приятно!
- Оля, на тебе цветные мелки, рисуй, я уже вырос и мне они не нужны! - говорит Вова.
Оля мелки взяла, красивые, теперь возле ее нарисованного домика можно нарисовать зеленое дерево, желтое солнышко, розовые цветочки!
- Спасибо, Вова, - благодарит Олечка.
- Малыши, забивайте мне мячи, - предложил Вова, - я на воротах.
Малыши голы забивают Вове, радуются, а Вова специально поддается, голы пропускает.
- Хватит, хватит! - сказал Вова. - Мне в школу, за знаниями! А сегодня на географии Мария Ивановна будет про путешественников рассказывать.
- А нам расскажешь? - спрашивают малыши.
- Вечером после школы расскажу, - пообещал Вова.
А бабушки на скамейке Вову не узнают. Совсем другой мальчик стал, вежливый, послушный.
А плохие слова навсегда покинули Вову, он уже не хотел с ними дружить, и плохие поступки совершать больше не хотел.
Вова понял, что это очень приятно, когда совершаешь добрые дела, а люди тебя благодарят. Он то сумку бабушке поднесет, то мусор вынесет, то сорняки вырвет, то малышам истории рассказывает, то велосипед отремонтирует.
Люди так и стали его называть 'Вова-добрые дела'.
А география стала любимым уроком Вовы. И мечта у него появилась - стать путешественником.
Родители Леночки были археологами и этим летом они отправлялись на раскопки древнего поселения. Леночку они с собой взять не могли и поэтому отвезли ее к бабушке в деревню на все лето.
- Учи буквы, доченька, и пробуй читать - сказала ей мама на прощанье, - слушайся бабушку.
Осенью Леночке идти в первый класс, а она еще не все буквы выучила.
Бабушка у Леночки была учительница. Бывало, летом зовет Лену:
- Внученька, иди буквы поучим!
- Бабушка, скоро приду, - отвечает Леночка, а сама с подружками играет.
Бабушка опять:
- Леночка, иди, почитаем!
- Бабушка, мы только играть в прятки начали, - говорит Леночка.
Никак не найдет она время позаниматься, то с подружками на речку идут, то в мяч играют, то в песке замки строят, то на качелях катаются.
*
Так и лето прошло незаметно.
Тридцатого августа папа и мама приехали на машине за Леночкой забирать ее в город.
- Как ты выросла, дочечка, - мама радостно обнимала Леночку, - и щечки розовые!
- Деревенские продукты и свежий воздух явно пошли на пользу, - заметил папа, целуя в щечку дочку.
- А читать научилась? - спросила мама.
Лена опустила глаза. Бабушка говорит:
- Ее не усадить за уроки, за играми некогда.
- М - да, - многозначительно сказал папа.
*
На следующий день мама с Леночкой отправились в магазин, купили ей школьную форму, белую нарядную блузку и новые туфли, потому что прежние уже были малы. Портфель был куплен еще весной со всеми школьными принадлежностями.
*
И вот наступило первое сентября. Папа пошел на работу, а мама с нарядной Леночкой направились в школу.
На школьной линейке дети познакомились со своей учительницей. Когда закончилось торжественное открытие нового учебного года и прозвенел первый звонок, дети всем классом направились в классную комнату.
Леночка села на первой парте у двери вместе с девочкой Тамарой.
Зоя Петровна, так звали учительницу, зачитывала фамилии детей и они вставали с места, отвечая:
- Я.
Когда Миша Вовчик вставал из-за парты, у него упала линейка, он поднял линейку, а у него выпали карандаши. Дети весело засмеялись.
- А теперь, дети, мы проверим, как вы знаете буквы, - сказала Зоя Петровна.
Она показала белый лист бумаги, на котором была большая буква.
- Какая это буква?
- А- а, - закричали хором дети.
Лена тоже знала эту букву.
- А эта? - учительница показала другую букву. - Кто ответит?
Миша поднял руку.
- Говори, Миша, - сказала Зоя Петровна.
- Это 'Т', - ответил Миша.
- Молодец, - похвалила учительница.
Леночка эту букву еще не выучила, ей было стыдно. А Тамара немного спряталась под парту.
- А это какая буква? - учительница показала другую букву.
- 'М', - закричали дети.
- А это? - спросила Зоя Петровна.
- 'С', - ответил Ваня.
- Дети, а где наша Тамарочка? - спросила учительница.
- Она спряталась под парту, - ответил Женя и дети дружно засмеялись.
- Тамарочка, иди сюда, - пригласила ее учительница. - Дети, не надо стесняться, если какие-либо буквы вы не знаете, - продолжала Зоя Петровна, - мы пришли, чтобы учиться. Все выучим, научимся читать, писать и считать. А Тамарочка будет у нас сегодня дежурная. После первого урока вы пойдете домой, а Тамарочка проверит, чтобы вы не забыли свои портфели. А завтра будет дежурить Леночка.
Прозвенел звонок, дети отправились по домам. Мама встречала Леночку у школы.
- Как дела в школе? Понравилось? - спросила мама.
- Сегодня дежурила Тамара, а меня назначили дежурной на завтра. А Тамара буквы не знает, она под парту пряталась, - ответила Леночка.
- А ты разве все буквы знаешь? - спросила мама.
- Нет, мама, а давай поучим буквы.
- Давай.
Конечно, Леночке было стыдно не знать буквы.
Каждый день после школы, когда дети шли гулять на улицу, она после обеда садилась заниматься.
*
Прошел месяц. Как-то на уроке Зоя Петровна спросила:
- Леночка, расскажи, какие ты видишь буквы.
- М, И, Р , - сказала Леночка, - мир!
- Молодец! - похвалила Зоя Петровна. - Сегодня получаешь пятерку.
Леночка летела домой, как на крыльях. Она открыла дверь и с порога закричала:
- Пятерка! Пятерка!
- Умница моя, - обрадовалась мама и обняла дочку, - видишь, занималась усердно и вот тебе награда за труд.
- Мама, давай еще заниматься, - предложила Леночка.
- Нет, дорогая, ты отдохни, покушай, а потом и делу время, - ответила мама.
- Делу время, потехе час, - отбарабанила Леночка.
*
Вечером папа пришел с работы и увидел дочку сидящей за учебниками.
- Папа, я пятерку получила! - похвалилась Леночка.
- Раз так, в воскресенье пойдем в цирк, - пообещал папа.
*
В последующие дни Леночка еще получила две пятерки.
В воскресенье, сидя на представлении в цирке, она с удовольствием думала, как хорошо усердно учиться, и родители радуются, и хвалят, но главное - самой очень приятно.
Лена смотрела веселое представление, на бегающих лошадок, жонглирующих клоунов, воздушных акробатов.
А в перерыве веселый клоун ходил по холлу с коробкой и кричал:
- Сюрприз для старательных детишек! Что у меня в коробке? - спросил клоун Леночку.
- Мороженое! - ответила она, прочитав название на коробке.
- Правильно, получи, - клоун протянул ей мороженое.
- Откуда клоун узнал, что я старалась и получила пятерки в школе? - спросила она у папы.
- Да у тебя на лице написано! - ответил папа.
- А когда я букв не знала, тоже было написано? - спросила Леночка.
- Конечно, - сказал папа, - а теперь написано - Леночка умеет читать. Ты же прочитала надпись на коробке - 'Мороженое'.
Леночка ела сладкое прохладное мороженое и сказала папе:
- Как хорошо, что у меня на лице написано, что я умею читать.
- А еще у тебя на лице написано, что ты любишь мороженое, - засмеялся папа.
Даша жила с родителями в небольшом поселке близ реки. У нее был брат Борька. Он был на два года младше Даши. Родители Даши работали на железной дороге, мама работала проводником и часто бывала в отъезде.
Бабушка Лиза, которая жила с ними, брала на себя все заботы о детях. Она всегда стремилась приготовить что-то вкусненькое для детей, учитывая их скромный семейный доход.
То бабушка испечет вкусные оладьи, то пирожки с картошкой. Питались они скромно, суп да каша - пища наша. Но дети всегда были сыты и довольны.
А простую еду бабушка приправляла хорошей сказкой. Бабушка Лиза была хорошая рассказчица.
В последнее время в их поселке начали расти, как грибы, большие дома. Это горожане покупали землю и строили загородные дома. Один такой дом вырос и около домика Дашиной семьи. И в один из дней в этот дом въехала семья: мама, папа и шестилетняя дочка. Девочку звали Маша. Маша и Даша были ровесницами и очень быстро подружились.
Девочки часто встречались на улице, у песочницы. Маша выносила большой кулек с совочками, ведерками, лопаточками и прочими пластмассовыми формочками и они 'пекли' песочные пироги или строили песочные замки, которые Борька очень быстро ломал.
*
Как-то раз дети проснулись от сильного грохота. Где-то невдалеке стреляли. Лица взрослых были хмурыми, а бабушка то и дело смахивала горькую слезу.
- Бабушка, а что это стреляет? - спросила Даша.
- Ох, деточки, лучше вам этого не знать, - ответила бабушка Лиза.
Даша видела, как семье с каждым днем труднее и труднее сводить концы с концами. Продуктов в магазине стало мало, да и дорого было их покупать. Но бабушка неизменно варила свои вкусные супы и сытные каши.
*
Как-то утром Даша увидела, что к подружке Маше приехала бабушка, а родители Маши уехали куда-то далеко за продуктами.
- Даша, привет! - крикнула Маша с крыльца своего дома. - А ко мне бабушка Лариса приехала! Я сегодня гулять не приду, жди меня завтра. Сегодня я бабушке буду показывать дом.
*
Прошло несколько дней, а Маша так и не вышла на улицу. 'Почему Маша не выходит гулять? - тревожилась Даша. - Может, она заболела? Или бабушка ее не пускает'.
Погоревав еще часик, Даша отважилась пойти во двор к Маше, хорошо, что забор они еще не построили. Даша поднялась на крыльцо и несмело постучала в дверь. Дверь была не заперта.
Бабушка встретила Дашу на пороге, держа в руках тарелку с дымящейся кашей.
- Ты, наверное, подружка Маши? - спросила бабушка.- Проходи, проходи, совсем не знаю, что делать с Машей, ничего не ест она, я ей и манную кашу сварила, и бульончик куриный - ничего не ест, - причитала бабушка, - разбаловала ее мать всякими деликатесами, салатиками да тортиками, вот и не ест ничего. Может, ты уговоришь ее поесть?
Бабушка открыла дверь в комнату Маши и Даша увидела на диване слабую, бледную девочку.
- Даша! - обрадовалась Маша.
Даша кинулась к Маше и обняла ее.
- Машенька, прошу тебя, поешь бабушкиной кашки, и мы будем гулять с тобой, - попросила Даша, - ты же совсем ослабла.
Бабушка протянула Даше ложку и тарелку с кашей. Даша знала, как кормить детей, ведь она часто кормила своего братишку Борьку.
Даша набрала ложку каши и протянула ее Маше. Маша открыла рот и проглотила кашу.
- Вот молодец, давай еще! Видишь, какую бабушка Лариса тебе вкусную кашку сварила, - хвалила Даша, набирая полную ложку.
Поев каши, Маша попросила:
- Бабушка, а чай с лимоном есть?
- Конечно, есть, деточка, - обрадованная бабушка поспешила на кухню готовить девочкам чай.
Выпив чаю, Маша попросила:
- Даша, подай мне во-о-он ту куклу и себе выбери, давай поиграем.
Даша повернула глаза в ту сторону, куда показывала Маша и только теперь заметила, что вся стена в комнате Маши заставлена игрушками. Их было больше, чем в их местном магазине.
Чего тут только не было! Кукольные домики, посуда, качели, детская гитара, коляски с куклами, огромный медведь, лошадка-качалка, кубики, краски, в общем, все, о чем только могла мечтать Даша. Глаза у Даши разбежались.
- Какую куклу? - уточнила она.
- Вон ту, около пианино! А себе можешь взять вон ту куклу с розовыми волосами.
- А можно я возьму этого пупса? Он так похож на настоящего ребенка! - Даша никогда не видела такой куклы.
- Бери, бери. Садись на кровать ко мне.
*
Девочки играли около двух часов. Бабушка Лариса была рада, что Даша зашла к ним. У нее в духовке уже поспевали пирожки, когда Даша засобиралась домой.
- Ты уходишь, Дашенька? - спросила бабушка.
- Да мне уже пора, наверное, Борька без меня заскучал. Маша, слушайся бабушку, хорошо кушай, а завтра выходи на улицу будем гулять.
- Да завтра она еще слаба будет, а вот ты приходи к нам завтра еще играть, подожди, сейчас я тебе пирожков дам с собой. Они с вишнями, я привезла с собой баночку вишен в собственном соку, пирожки горячие еще, не обожгись, а полотенце завтра вернешь.
- Спасибо, - сказала Даша, прижала к себе горячие, ароматные духовые пирожки и побежала домой.
Дома Дашу встретили Борька и бабушка.
- Что-то ты загулялась, Дашенька, - сказала бабушка, - вон Боренька совсем заскучал. Кто тебя угостил пирожками?
- Бабушка Лариса, это Машина бабушка. Нате, угощайтесь. Бабушка, я была у Маши, она не кушала и совсем ослабла. Ой, бабушка, сколько игрушек у Маши! - Дашу переполняли чувства, она спешила поделиться новостями с родными.
*
Прошло несколько дней. Маша набиралась сил, она начала кушать простую еду, которую ей готовила бабушка Лариса.
В один солнечный денек Маша вышла на площадку к песочнице.
- Ура, ура, - закричал Борька, правда, букву 'р' он еще не выговаривал.
- Здравствуй, Маша, как хорошо, что ты пришла! Давай делать песочные пирожки, а Борька будет их развозить на своей машинке куклам.
- Давай!
Дети стали играть в песочнице, как вдруг услышали сильный грохот тяжелых гусениц.
- Побежали к нам прятаться! - крикнула Даша, схватив за руку Борьку.
Дети, что есть силы, помчались к дому. На пороге их уже ждала бабушка Лиза и они все вместе спустились в папину мастерскую на цокольном этаже.
*
Шум вскоре утих, дети поднялись в дом. Они очень хотели пить после быстрого бега.
- А где твои игрушки? - поинтересовалась Маша.
- У меня одна кукла, - тихо ответила Даша.
- Одна? - удивилась Маша. - И она тебе не надоела?
- Нет, я ее люблю, ведь она моя подруга.
- Покажи, - попросила Маша.
Даша взяла свою куклу и дала Маше. У куклы были аккуратно заплетены косы, вместо платья у куклы был вышитый сарафан. Узор был просто замечательный. Маша, как завороженная смотрела на куклин наряд.
- А откуда у нее такой сарафан? - спросила Маша.
- Я вышила, - ответила Даша.
Маша удивленно подняла брови.
- Ты умеешь вышивать?
- Да, и шить тоже, - ответила Даша, - когда на улице дождь или холодно, я из лоскутов шью кукле наряды, а иногда и вышиваю их.
- А кто тебя научил? - спросила Маша.
- Бабушка Лиза, - гордо ответила Даша.
- А покажи мне еще наряды куклы. А как зовут твою куклу? - спросила Маша.
- Ее зовут Лиза, как бабушку, - ответила Даша и начала показывать сшитые ею платья, шапочки, штанишки для куклы.
- Да, - сказала Маша, - вот бы мне так научиться!
- А хочешь, я тебе покажу, как вышивать 'крестиком'? - предложила Даша.
- Очень хочу, - ответила Маша.
Даша взяла канву для вышивания, набор ниток мулине, иголки, наперсток и начала обучать Машу. Девочки засиделись за рукоделием до вечера.
Вечером в дверь постучали.
- Не у вас ли моя Машенька? - спросила бабушка Лариса бабушку Лизу.
- У нас, у нас, засиделись рукодельницы.
Маша вышла в коридор, стала одеваться и была горда тем, что бабушка Лиза тоже причислила ее рукодельницам. И пусть вышивать у нее получалось еще как-то неровно, но ей так хотелось тоже вышить кукле на платье такие же замечательные узоры.
*
Дома Маша рассказала бабушке, что у Даши и Борьки всего три игрушки: мяч, Борькина машинка да Машина кукла. Но какие у куклы замечательные наряды!
- И правильно, - сказала бабушка Лариса, - а то тебя родители забаловали, игрушек гора, а тебе все скучно. А про еду я вообще молчу, - бурчала бабушка, - чуть не ослабла ты, научили тебя есть пирожные-мороженные, вот и ты и не хотела есть здоровую пищу.
- А что такое 'здоровая пища'? - спросила Маша.
- Здоровая пища, она для здоровья. Это пища простая, крестьянская, каши, картошка, щи, пироги. От такой пищи только здоровья и силы набираешься.
- Бабушка, а что там, на кухне так вкусно пахнет? Здоровая пища? - спросила Маша.
- Конечно здоровая, - засмеялась бабушка, - сегодня у нас щавелевый борщ. Проголодалась, небось, мастерица. Ну, пойдем, пойдем, кормить тебя буду.
- Бабушка, а можно, я завтра еще пойду к Даше? - спросила Маша.
- Пойди, пойди. Даша девочка хорошая, рукодельница, хоть и мала. От нее и сама научишься чему-то.
Маша сидела за столом, с удовольствием уплетала бабушкин зеленый борщ и мечтала о вышитом сарафане для своей куклы.