Розанов Вадим Вадимович : другие произведения.

Взлет Сизаренка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новые приключения бископа


Мир Новой Киевской Руси

Взлет Сизаренка

Рассказ

   Любые совпадения с нашей действительностью случайны ... вероятно.
   - Да, вот это озадачил, - с такой мыслью бископ покинул очередное совещание "малого синедриона" - так в шутку называли в патриархии совещания у благостного в узком кругу. Собственно, основную задачу перед его участниками благостный поставил в течение первых пяти минут: нужны деньги! Сразу и много. На этот раз - на покупку дворца в Питере. Дворец был выставлен на продажу городскими властями столицы Балтийского союза и благостному невероятно понравилась идея получить его под епархиальное управление, а на практике сделать своей резиденцией в этом городе. Он даже не поленился съездить в Питер - два дня в поезде туда и обратно не так легко в его возрасте, пусть и в салон-вагоне и поговорить с канцлером Балтийского союза. Идея была в том, чтобы получить дворец бесплатно, но канцлер - крепкий пятидесятилетний мужик корнями из остзейских баронов - о значении православия как важнейшей государственной скрепы послушал с удовольствием, но даже уступить в цене отказался категорически. Что, в общем-то, и неудивительно. В Балтийском союзе православные, в том числе и потенциальные, составляли всего лишь 40% населения, а доминирующие лютеране как-то к нему за дворцами обычно не приходили.
   Так что надо было покупать. Зачем надо, участникам "малого синедриона" было не совсем понятно, гораздо больше в Питере их беспокоила судьба Исакиевского собора, который в церковном плане становился все больше и больше невостребованным. Русских в городе все еще было большинство, но вот православных среди них было уже немного. В этих условиях традиционно принадлежавший государству собор, требовавший все больших и больших средств на реконструкцию, превращался скорее в обузу. Ну а туристический потенциал города, ставшего почти столетие назад из столицы великой империи всего лишь главным городом весьма разнородного в национальном отношении восточно-балтийского края, был по определению ограниченным. Не Вена все же. Так что городская дума средства на содержание собора выделяла, но все с большим скрипом.
   Но, по словам благостного, приобретение дворца должно было чуть ли не изменить церковную ситуацию в Балтийском союзе. Как это могло произойти он толком не объяснял, а участники совещания и не спрашивали - не принято там это было. Гораздо больше их волновал вопрос, где взять сразу такую сумму. Ревниво поглядывая друг на друга, они пытались представить, кому первому придет в голову решение задачи. Тот и ухватит за хвост птицу-феникс.
   Надо сказать, что с деньгами у патриархии в целом все было в порядке. Народ Новой Киевской Руси бога боялся и жертвовать не забывал. Перепадало и от Великого гетмана - недавно, например, патриархии отдали одно из мест в гетманском посольстве при Ватикане. В патриархии за него сразу развернулась нешуточная борьба, и победитель пока не определился. Но это все были мелочи, а здесь речь шла о совсем иной сумме, и обращаться в гетманскую администрацию за такими деньгами никто бы и не стал.
   Да, на этот раз была озвучена цифра иного порядка. Конвертами от епархиальных архиереев тут не обойдешься, впору чемодан готовить. А главное - благостного переклинило, не успокоится пока денег не найдет.
   В таких случаях кроме внутренней конкуренции в патриархии возникала опасность вмешательства со стороны - а вдруг за решение задачи возьмется один из наместников в митрополичьих округах, поднимет потребную сумму и порушит таким образом все уже сложившиеся в лавре расклады. А за места свои там держались крепко. Теплые места, намоленные.
   В принципе на примете у бископа уже давно был один ресурс. Не было, правда, идеи как к нему подойти. Ну, значит, надо искать идею. Не первый раз, и, Бог даст, не последний.
   Ресурсом этим были религиозные ярмарки. Проводились они достаточно регулярно по очереди в крупных городах Новой Киевской Руси, участвовали в них основные монастыри и сильные приходские храмы, которые могли и свою группу на ярмарку послать, и товаром ее снабдить, да и придумать что-нибудь этакое, чтобы привлечь народ. Люди на ярмарки шли. Многие рассматривали посещение ярмарки как своеобразное мини-паломничество, возможность приобщиться за рамками повседневной духовной жизни в ближайшем храме к истинной благодати, которая, как известно, всегда находится где-то в иных местах, а не у нас под боком. Не то, чтобы это все собирало уж слишком большие деньги, но и организационные расходы, и приезд участников вполне оправдывало. Основные участники всегда были в плюсе. Да и мобилизационный момент был немаловажен. Участвовавшие в выставках храмы готовились к ним как правило месяцами, подбирали материалы для стендов, товары на продажу, формировали ярмарочные команды. За места в них даже конкуренция шла среди прихожан. Было и негласное соревнование за лучшую ярмарочную идею. Победитель, как правило определялся визуально. К кому больше народ идет - у того и духовности больше.
   В организационном отношении ярмарки были отданы на откуп епархиальным архиереям. Главы соседних епархий даже проводили регулярно специальные встречи, договариваясь о сроках и местах провидения ярмарок. Здесь было важно не создавать внутреннюю конкуренцию во времени и пространстве.
   Городские власти, как правило, освобождали ярмарки от местных налогов, а фирмы-операторы, тоже по доброй традиции, отчисляли в пользу епархии половину своих доходов. При этом брали они с участников и посетителей, естественно, везде, где только можно.
   И, что самое главное, патриархия по традиции не претендовала на свою долю в доходах епархий от выставок. Чтобы понять значение этого обстоятельства, надо вспомнить, что доля оброка в пользу вышестоящих органов в доходах на уровне приходов достигала 70%, а на уровне епархий - 50%.
   Так что епископы ярмарок ждали, предвкушали приятное и всячески побуждали участников к проявлению творческой мысли.
   И вот на это-то святое и собирался покуситься бископ.
   Что ждет его в случае примитивной "лобовой" атаки, понимал он прекрасно, и поэтому решил посмотреть на ярмарку своими глазами, подумать на месте, за что бы там можно было ухватиться. В свое чутье он привык верить, и оно его, как правило, не подводило. Помощник бископа - игумен Сизаренок (это прозвище прилепилось к нему еще в семинарии по аналогии с фамилией его отца, настоятеля одного из центральных киевских храмов) - быстро узнал, что в текущую неделю ярмарка проходит в Воронеже. Дело не терпело отлагательство, и потратив целый день на путешествие на перекладных через Харьков, к вечеру пятницы бископ с Сизаренком оказались в Воронеже. При других обстоятельствах бископа бы с почетом принимал местный митрополит, но нужна была абсолютная чистота эксперимента, возможность посмотреть все своими глазами, пообщаться с людьми, не опасаясь "рыжих", побродить по ярмарке и подумать. Поэтому оба путешественника прибыли в город инкогнито. Они заранее обрядились в статское, немного подстригли бороды и в гостинице у вокзала их вполне приняли за первогильдейского купца с приказчиком. Скоромный обед в ресторане с графинчиком коньяка помог закрепить эти образы.
   На следующее утро ярмарка бископа несколько разочаровала. Как-то неканонически это все выглядело. Крытое здание спортивной арены, разгороженное легкими павильонами, киосками и простыми прилавками, полное отсутствие благочестивых лозунгов и какого-либо церковно-иерархического порядка, суета разносчиков с едой и напитками. Шумно и как-то даже весело. Не очень по церковному. Но народу явно нравилось. Людей было много, ярмарка работала последний день - по традиции к воскресенью она закрывалась. Да, товары и услуги тут были, как говорится, на любой вкус. И все просто, без фанаберии и показной строгости, с которыми часто приходилось встречаться во многих храмах. Хочешь заказать панихиду - год в любом монастыре поминать будем, сам чего опасаешься - за тебя будем долго и усердно молиться. По таксе, конечно. Посетители явно уходили удовлетворенные, а в руках продавцов церковных услуг так и мелькали купюры - правда, в подавляющем большинстве, довольно мелкого достоинства. Вообще все это не походило на место, где гуляют большие деньги. Бископ отметил, что ни разу не видел в руках у людей купюры достоинством выше 500 рублей. Да и одета публика была... Провинция, одним словом. Олигархи тут не ходят.
   Все же происходящее бископу очень понравилось - конкретная движуха, как говорил его племянник- подросток, но идеи, как все это подмять под себя, он пока не чувствовал.
   И тут Сизаренок потянул его за рукав и показал куда-то в сторону. Они заранее договорились о неформальной форме общения. Бископ был все же довольно заметной в церкви фигурой, а его внешний вид и осанка спалили бы его при обращении "Ваше Преосвященство!", как говорится, на раз. Конспирация так конспирация, и фамильярность подчиненных приходилось терпеть.
   Рядом с павильоном крупного монастыря, в котором лихо торговали иконами, медом, требами и монастырской наливкой, стоял скромный столик с невзрачными брошюрами, какими-то фотографиями, объявлением о регулярных встречах где-то на левобережной окраине. Какая-то нищета, одним словом. Глаз не радовало. На этот столик и указывал Сизаренок.
   - И что ты мне хочешь этим сказать? - спросил бископ.
   - Я про этого типа у нас в патриархии читал. Местный, то ли расстрига, то ли из младостарцев. Чего-то там проповедует. Отцом Романом себя называет. Говорит, что из наших, православных, но верит в реинкарнацию. Сектант, наверное.
   - И что они тут делают?
   - Да то же, что и другие. Правда, публики у них я что-то особенно не вижу. Но взносы за аренду все равно платят, а организаторам и епархии хорошо: чем больше участников - тем лучше. Никого не гонят.
   "С этим не поспоришь", - подумал про себя бископ, и тут его как бы обожгло. Он понял, что нашел то, ради чего сюда и приехал.
   В Киев им удалось вернуться только к вечеру воскресенья, но бископ, не смотря на усталость после поездки, сразу же запросился на доклад к благостному. Удивленному помощнику благостного он объяснил, что просит передать дословно: кажется, нашелся источник средств для оплаты дворца.
   В тот же вечер он сидел в кабинете благостного в его городской резиденции и рассказывал о своей поездке в Воронеж. Дело пришлось, конечно, немного приукрасить. Теперь эта поездка выглядела почти как разведывательный рейд в тыл врага для проверки донесения о почти полном захвате проклятыми сектантами наших ярмарок.
   Благостный подвиг своего верного соратника оценил, возбудился, поручил проработать эту тему с вартовыми, и поинтересовался, а дворец-то здесь причем и где деньги?
   И тогда бископ изложил свою давнюю задумку: полностью переформатировать порядок проведения выставок, прекратить в этом важном деле всякую местечковую анархию, взять этот ресурс под управление патриархии и поставить на выставки своего человека. У него и кандидат имелся - Сизаренок. И повод подходящий есть - как же можно терпеть на богоугодных ярмарках засилье сектантов. Не справляются, мол, наши епархиальные отцы, приходится самим за дело браться. Но обострить эту тему придется. Чтобы не рыпнулся даже никто. Конечно, деньги большие от ярмарок мы получим не сразу, но, если уж надо много и сразу - можно кому-то на откуп это дело отдать, как бы в лизинг. Очень популярная нынче схема. Ясное дело, что кандидат у него уже был. Из числа одесских родственников.
   Благостный про себя еще раз подумал: "Да, умею я подбирать людей!" Идея ему более чем понравилась. Тут тебе и на дворец деньги найдутся, и встрясочка обществу хорошая - враг рода человеческого не дремлет, и епархиальным хвосты прижмем. Только вот одно...
   - Ты вот о чем подумай, - наставительно сдвинув брови и акцентируя каждое слово, сказал благостный, - не стоит нам самим первую скрипку играть в этом деле. Давай, иди к вартовым, проси их вписаться. А я позвоню.. И откупщика ко мне пришли. Торговаться самому придется, - и он тяжело вздохнул.
   Бископ про себя тоже вздохнул. Хотелось бы, конечно, оставить решение денежного вопроса за собой. Но тут дело такое. Была поблизости от благостного матушка Глафира (в девичестве Юлия Борисовна), считать умела получше и бископа, и его родственников. Как бы еще ему самому им доплачивать не пришлось после переговоров с матушкой, чтобы не отказались от этого дела. Ну, да ладно. Утрясется как-нибудь.
   И действительно утряслось. "Чемодан", необходимый для приобретения дворца, был получен моментально. Одновременно создавалось большое православное товарищество на паях, которое наделялось полномочиями от патриархии на проведение религиозных ярмарок. Символом товарищества стал голубь, поскольку основано оно было в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Игумен Василий (Сизаренок, правда, его семинарское прозвище было бесповоротно забыто и вскоре ожидалась его епископская хиротония) вошел в состав правления товарищества и одновременно возглавил в аппарате патриархии отдел ярмарок (отдел розничной торговли, - шутили остряки). Собственно он теперь и определял, кому на ярмарках быть и в каком количестве. Постепенно дело максимально оптимизировалось. Сизаренок, в частности, решил, что нечего отрывать монахов из дальних монастырей от их почетных и трудных послушаний, а на стендах на ярмарках могут вместо них и местные православные постоять. Например, активисты "Православного патруля" или какой-нибудь другой волонтерской организации. И им копеечка за это перепадет, и патриархия свое получит. И монастырь. Что-нибудь тоже получит. Поначалу монахи удивились, но они - монахи, им грех роптать.
   Епархиальные архиереи стиснули зубы и внесли дружно в свои тайные списки претензий к благостному еще один пунктик. Причем многие поставили его на первое место. Пока приходилось терпеть. Многие надеялись, что терпеть осталось недолго.
   Но этой идиллии предшествовал хороший такой громкий скандал. В центре внимания СМИ НКР вдруг оказалась подрывная деятельность, которую вели на религиозных ярмарках "проклятые сектанты". Неожиданно выяснилось, что именно они снимали все сливки с этого доброго начинания, обманывали и народ, и настоятелей храмов, для которых с их благословения собирали средства. Репортажи на эту тему строились по доброй старой журналистской традиции: кого интересует один труп, их должно быть много! Сектанты вдруг с удивлением узнали о своих многомиллионных доходах, десятках стендов на каждой выставке. Складывалось такое впечатление, что достаточно только встать у прилавка на ярмарке, а дальше деньги на тебя будут сыпаться мешками - успевай только уворачиваться. Удивительно, но люди верили. Даже те, кто бывал на этих ярмарках и больше сотни рублей там сроду не оставлял. Поистине, велика сила искусства журналистики.
   Вартовые, организовавшие по приказу сверху всю эту вакханалию, сначала восприняли сигнал о мошенничестве сектантов всерьез и планировали возбудить против них ряд уголовных дел. И надо же было одному из офицеров в припадке служебного усердия предложить провести контрольную закупку, поставив на очередной ярмарке свой стенд с джентлеменским набором причиндалов. Неделю отстояли, вызубрив заранее подготовленную легенду о старце-затворнике-промыслительном праведнике, который днем и ночью молится за души христианские. Откуда-то из своих архивов приволокли и разложили на стенде набор где-то изъятых мутных брошюр. К счастью, их никто предварительно не читал. Наборчик получился сногсшибательным - от нетрадиционного православия до справочника юного сатаниста. Результат тоже оказался неожиданным - сборы за неделю не покрыли стоимости аренды стенда!
   После этого про уголовное дело забыли и больше к этой идее не возвращались. И миллионы искать перестали. Зато сосредоточились на накачке журналистов, аккуратно роняя им отдельные фразы о планах вот-вот вывести сектантов на суд.
   Купленный в Питере дворец через пару лет никто и не называл иначе, как "Дворец Патриарха". На какое-то время в городе даже увеличилось количество православных, поскольку благостный предпочитал использовать при ремонте дворца рабочих из НКР. Дешевле получалось, чем нанимать на месте. Но все равно денег на его обустройство ушло немеряно. Но это уже совсем другая история.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"