Аннотация: Теории всего от Розенстерна и Гильденкранца. Теория Муз.
В теории Муз не рассматриваются мифы про нимф источников, равно как и всем известные феномены про вдохновительниц художников, поэтов и прочих градив, по причине их мифологизации и практически уже принадлежности истории, такой же древней, как копролиты мамонта.
Преамбула.
В теории Муз рассматриваются отношения как феномен игр ("в которые играют люди"), в котором женщина играет роль Музы для Гения. Главная особенность такой игры заключается в том, что роль Музы практически всегда играет женщина, и очень редко - мужчина. Так что можно констатировать, что это изобретение - "бабские штучки". Для наблюдаемой игры необходимы, как минимум, двое участников, но поскольку мужчина в этих отношениях занят реализацией собственных отличных мотивов, в рамках данной теории Муз подробно рассматриваться не будет.
Сценарий Музы в общих чертах.
Женщина в возрасте до кризиса среднего возраста строит отношения с мужчиной, который отвечает требованиям ее родительского сценария. Как правило, это не слишком доступный мужчина: либо несвободен, либо по причинам социального характера не слишком досягаем, и имеет род занятий, связанных с развитыми способностями или талантом в какой-либо области. Доминанта игры: строя отношения и преодолевая сопротивление левых персон (жен, подруг, поклонниц и т.д.), женщина в своих представлениях и поведении дистанцирует себя от соперниц ролью уникальной музы-вдохновительницы гения, роковой женщиной номер главный и последний в его жизни, выстраивая драму отношений вокруг своих и партнера психических потребностей как "жертва" или "деспот", но никогда как равный партнер, культивируя образ редкостной супер-Женщины. Игра продолжается до тех пор, пока партнер недоступен как партнер по браку или до разрыва отношений.
Профиты.
Цель игры Муза гения, как и многих других, как учит нас Берн, получение некого профита, примерно 4 штуки в общем случае, а именно:
1. Получение любви или ее заменителя (как самая общая цель, настолько же общая и базовая как страх смерти для всех челов) и личностная самореализация в ее поле, согласно стереотипам своего жизненного сценария. Насчет любви - все понятно, это такая "энергия" универсальная, то поле, в котором напряженность, связанная с базовыми эмоциями (обида, ненависть, страх) и требованиями родительского сценария, снижается, а самореализация растет пышным цветком. Отдача любви Музой будет зависеть от жизненных установок самой Музы, но может использоваться и как инструмент для манипуляций с чувствительными партнерами.
2. Повышение недостаточно высокой самооценки, избежание чувства вины. Обе потребности в амплуа Музы тесно взаимосвязаны. Вера человека в исключительность кого бы то ни было базируется на потребности признания прежде всего собственной уникальности. Потребность эта возникает тогда, когда собственная самооценка находится в ж45пе и отчаянно нуждается в качественном изменении, хотя бы и через посредство другого человека. Таким образом, оперирование понятиями уникальности и исключительности часто - удел неуверенных в себе неудачников. Что касается вины, Музы, выступающие активными участниками процесса, испытывают это чувство, хоть и подсознательно, из-за несоответствия своего положения матримониальным традициям, обман и другие какие культурные интерпретации, из-за чувства риска (адюльтер всегда содержит в себе дополнительные риски: для музы, для партнера, для отношений), и, в конечном счете, вину за оправдывание своих "неправильных" естественных стремлений. Типичные аллюзии, порой воспринимающиеся как жертвенность, не зависящие от степени таланта избранника, необходимы не только для проявления бескорыстной любви, как иными, но и для избавления от чувства вины и улучшения самооценки. Формулу "я понимаю/ценю его, как никто другой" следует читать как "я даю гению то, что другие не дают, поэтому я - исключительная, муза" - избавление от вины "разлучницы", поднятие самооценки, самоутверждение. "Вы не даете ему то, что ему нужно" транслирует "сами виноваты, потому что дураки, так вам и надо, а я - умничка" - перенос вины на других, чувство превосходства, подкрепление самооценки. "Поэтому меня любят и ценят, такую невъ45бенную уникальность тонкой натуры" - "блеат, я где-то близко к уровню понимания гения, мне пасвищяют стехи, я - наконец-то оуенна, как никогда раньше" - чувство собственной значимости, особенно для серой мыши - подарок судьбы, мимо которого она не пройдет. Отсюда самоотверженность жертвы, с которой происходят функциональные движухи. В виду этого, лебединая песня музы - это всегда песня самостоятельно нереализованной женщины о всегда не принадлежащем ей мужчине. До тех пор, пока соблюдаются эти условия, the show must go on.
3. Реализация знакомого (в отличие от неизвестного) сценария поведения (Он - великий Гений, Она - его жертвенная или роковая Муза, судьбе и расстояниям наперекор) происходит по двум причинам. Первое. Вестимый сценарий (с трагической судьбой, как у Доры Маар, или со счастливым концом, как у Лили Брик) - он известен, обмусолен в литературе и кино, следовательно, не так страшен, да еще и романтичен в трип45зды, что важно для слабых натур. Тем более, что он настолько известен в уездной среде, вырастившей музу, где в силу демографических причин женская жертвенность даже в сторону пропащего алкоголика считается обязаловкой и предметом гордости, что воспринимается, как "все понятно" и "отлично". Второе. Чтобы писать свой собственный сценарий нужно, как минимум, оставить в покое родительский, и иметь какой-нибудь свой СОБСТВЕННЫЙ личностный багаж. Когда предъявить нечего и "найден слишком легким", то остается жить по чужой кальке соответственно культурным установкам окружаюшего ландшафта - "всё в стразах".
4. В некоторых случаях - реализация потребности в творчестве и признании (потребность Музы быть гением и потребность в собственной музе - это уже инверсия).
Завершение игры.
Игра в Музу продолжается до тех пор, пока партнер недоступен как партнер по браку (формальному или неформальному) или до разрыва отношений. Если отношения переходят в брак, самооценка закрепляется на некотором уровне выше, чем "до", необходимость защиты от соперниц уменьшается, потребности, связанные с виной, говенной самооценкой и нереализованностью, усыхают, - профиты получены, мотивы быть Музой исчерпаны, this game is over, проявляется возврат к естественным для ее жизненного сценария стереотипам жизни, другим играм. Если отношения прекращаются, игра продолжится в виртуале: после периода деидеализации персонаж гения воскресает как персона в иконостасе бывших любовников для демонстрации значимости потенциальным партнерам. Не развивать новые игры очень сложно, ибо раз подсев на профит, без мозгов соскочить со сценариев игр не получится.
Типаж личности музы.
Не все женщины способны утирать сопли драмы, свойственные игре в Музу. Мотивация в игре Музы большей частью обусловлена типажом личности Музы, например, типажом "вечного ребенка".
В его основе лежит стремление найти "мудрого, сильного" мужчину. Это инфантильное стремление сложилось из-за борьбы с чувством собственной беспомощности и неспособности контролировать свою жизнь. Подобное испытывают дети в возрасте, когда происходит разочарование в собственном всемогуществе и осознание своей зависимости от взрослых, перекладывая на них задачи и ответственность за свои безопасность и благополучие. Детство и детские представления проходят, а механизм остается. И подкрепляется, если родители опекают и охраняют взрослую дочь. Как следствие, инфантильная взрослая женщина не выбирает себе в партнеры мужчину-ровесника: ее объяснение - "ровесники не настолько умны как я" означает: ее установки неизжитого родительского сценария, условно говоря, "архаичны" как поколение родителей, и не гармоничны для ровесника, а скорее соответствуют человеку много старше. Кроме того, не каждый ровесник спит и видит для жизни рядом с собой "ребенка", а не равного партнера, следовательно, умные мальчики - тоже - где-то мимо. Она ищет именно мужчину постарше, с опытом, ибо именно такой наиболее знающий, значит, наиболее надежен и обеспечит безопасность и благополучие, а заодно возьмет на себя труд разруливания комлексов инфантила и вытирания сопелек. Этому требованию как раз удовлетворяет мужчина прилично постарше и желательно с харизмой (еще лучше - только что пережившего свой криз идентичности, не успевшего восстановиться после него, и соответственно, эмоционально более лабильный). Кроме того, психологически, из-за большой разницы в возрасте мужчина охотнее возьмет на себя и функции "родителя", это будет для него органичнее, чем для ровесника. Вуаля - рецепт "вечного ребенка". И идеальные предпосылки для игры со сценарием: умудренный (талантливый) мужчина Гений и его юная и беззаботная (как ребенок) нимфа-вдохновительница.
Вечный инфантил идеализирует могущественного партнера (из-за страхов и большой потребности в нем) и стремится психологически слиться с ним, отсюда потребность в постройке невъ45бенно уникальной по его представлениям, а значит сильной, эмоциональной связи, например, "никто его не понимает, как я" (Муза). Для усиления этой связи ей придается оуенно драматический, если не трагический, характер соответственно культурным особенностям (типа, блеа, какой грустный париж в распоследний раз, сильная спина - морда вся в мужественных морщинах, непременно алый шелк сползает с ее плеча, навсегда - несудьба, хорошо, если про разлученных в младенчестве близнецов, одинаковые родимые пятна или разделенные богом половинки, бродящие по свету, ничего нет, а то вырвет). Да и вааще, что говорить, Гений - лучший образ для могущественного партнера.
Если партнер-Гений не выстраивет эту связь так, как ожидает от него инфантил, т.е. соответственно жизненному сценарию и субкультурным представлениям Музы, или хотя бы также симметрично, рано или поздно, скорее поздно, наступает деидеализация могущественного партнера как защитный механизм от беспомощности и страха за жизнь ("он оказался недостойным пи45арасом, пустышкой, дураком и т.д."). Хотя в будущем он, сигурно, станет экспонатом пантеона "все мои мужчины исключительны".
Впрочем, решиться на разрыв отношений из-за неудовлетворенности "вечному ребенку" трудно.
Из-за страха лишиться тех идеализированных представлений о партнере, что долго казались реальностью, потому, что кроме них, других представлений нет, их надо либо вырабатывать наперекор управляющему родительскому сценарию своими мозгами, либо лишь стрессовать из-за неизвестности.
Из-за неосознания эмоциональной зависимости от чувства собственной значимости и страха потерять эту значимость ("сейчас я - муза, а без гения - снг на палочке").
Из-за неуверенности в себе, недостатка знаний, эмоциональной потребности в допинге для самооценки, а также несоответствия ситуации собственным представлениям о стереотипе "как бывает в жизни", "вечный ребенок" будет стремиться продлить отношения, от которых зависим, переигрывать ситуацию, каждый раз как будто с чистого листа (как дети в детстве), подгоняя увиденное под свои скромные представления шаблон "как все в мире работает", прощаясь как бы навсегда и возвращаясь тридцать шесть раз, объясняя это "силой связи". Заодно осознавая манипуляционный характер расставания - тренировка партнера (Гения) на реакцию боли от потери "вечного ребенка" (Музы), и, как следствие, опять же - драматизация и укрепление связей. Или же жертвенно предпринимать усилия для продления отношений в ущерб самолюбию.
Заменить одни отношения на отношения с другим партнером, равноценные по силе и смыслу, для "вечного ребенка" трудно сделать быстро: из-за его страхов и осторожности, как следствие - оуенной прагматичности этого ребенчешки диву даешься, а так же из-за узких критериев выбора партнера для данного типажа. Поэтому, в виду сильной эмоциональной зависимости от этого сценария, отношения "вечному ребенку" представляются в довольно больших масштабах (ведь она - Муза Большого Таланта), впрочем, как и вся драма: отношения и расставания длятся годами, воспринимаясь, как непрерывная целостная величина одной сложной и невъ45бенной любви.
Насчет секса с таким "ребенком", в процессе отношений так до конца и непонятно - то ли даст, то ли не даст: пусси кост дорого из-за оуенной уникальности обладательницы, и, особенно, хонор ("недайбох, примут за блеат"). В конце концов, даст, конечно (потому, что "так делают все взрослые люди", особенно Музы, гы) и будет ипаться довольно откровенно, поддерживая силу связи и опасаясь обосрать заявленную ценность своей марки. А когда придет время остановиться, придет "трагедия" и трудность в отлипании, генерация в партнере чувства вины за обман ребенка, обреченность судьбы жертвы. После, для смягчения стресса, "вечный ребенок" убедит себя, что отношения прекратил сам по собственной воле из гордости.
ИТОГО.
Если человеку недостает мозгов или знаний, чтобы понять, что он играет в игру, то еще более вероятно, он не оценит критично причины, формирующие его отношение к партнеру и ситуации, а также формирующие в целом его жизнь.
Стать счастливым и не повторять один и тот же тоскливый сценарий означает перестать играть в игры и начать взрослую жизнь, следуя собственному сценарию, через самообразование. А также через общение с другими людьми при условии не оценочного, но безусловного приятия всех гениев как замечательных феноменов природы.
В песне использована информация только из открытых интернет-источников. 2014.
- Гил, блджад, неужели ты забыл про безусловность приятия мущщины, его мира, одним словом, про приятие многообразия мира ваапще, ну, как, например, мы принимаем как данное погоду, вулканы и острова. - Да нунах, Роз, для этого у Музы слишком много ненависти в бессознательном, да и это противоречит ее установкам - ее исключительность базируется на единственности, в то время как человек (в том числе она), многосложен. - И что ей делать? - Ну, что... другим бы я советовал читать хорошие книжки вместо художественной литературы. Но для нее, может быть, будет легче патриотически помолиться и написать рассказ.