В наши дни человек может с удобством укрыться от непогоды за стена-ми из стекла и бетона. Он использует технику, которая облегчает ему жизнь. Развитая медицина сохраняет от многих болезней. И тогда с легкостью можно увериться в собственных силах, начать думать только о своей жизни, только о себе, забывая о своем Творце, о Том, Кто создал наш мир - небо, море и зем-лю, все живое, неповторимое по своей разумности и красоте.
И трудно бывает признать, что человек оказывается не может сотворить подобно Богу ничего от начала и до конца благого, доброго, светлого. Поэтому дом, укрывавший в грозу и метель, обветшает и разрушится. В автомобиле, перевозившем тяжелые грузы, сломается двигатель или закончится топливо. А медицина окажется бессильной против ранее неизвестного вируса.
Но в одной древней молитве человек смиренно признается перед Богом в своей слабости и несовершенстве, в постоянной склонности нарушить Божии заповеди, согрешить. Просит он своего Творца помочь ему бороться с грехом, за который подать прощение может только сам Господь.
Понять это не просто. И если представлять жизнь людей как путь, то по-рой человек только в его конце может ощутить присутствие Небесного Отца в своей жизни. Более 1 500 лет назад, прошел свой долгий путь святой препо-добный Макарий, за свое необычайное смирение пред Богом и непрестанное покаяние о своих грехах прозванный Великим.
С улицы, из-за старого каменного забора, покрытого песчаной пылью, налетевшей из горячей пустыни, были слышны шорохи и тихие ребячьи голоса. Но вдруг раздался грозный крик: "Ах вы, разбойники! Я покажу вам как в чу-жом саду плоды воровать!".
И спустя мгновения через забор перепрыгнули несколько мальчишек лет десяти - двенадцати. Они бросились на окраину небольшой египетской дерев-ни и пожилому сторожу, выскочившему из ворот, было уже явно не поспеть за ними.
У каждого из маленьких воришек в полах одежды было по десятку спе-лых сладких смокв, которые еще называют инжиром. Кто-то из мальчиков, об-ронив один плод, не стал останавливаться, побоявшись погони. Упавшая смоква, перекатившись несколько раз, лежала на обочине дороги.
Все это видел маленький пастушок, что недалеко пас деревенских коров. На жаре всегда приятно отведать сочный плод, а подобрать и съесть ничейную смокву, для него было делом одной минуты ...
Прошло много лет, этот мальчик вырос, вырос не только телом, но и ду-хом. И вспоминая об этом давнем случае, будучи уже старым и седым челове-ком, он садился и плакал. Так рассказывали о своем наставнике ученики пре-подобного Макария Великого. Плакал он, сильно сожалея о том, что съел во-рованный плод, что не смог овладеть своим простым человеческим желани-ем.
Вот у каждого животного на земле есть свой нрав. Змея, имеющая яд, наносит ядовитый укус, а мирный голубь ест найденные крохи и никого не обижает. Или, например, волк - он по природе своей приспособлен охотиться за овечьими стадами, а ягненок настолько мал и прост, что волком и похища-ется.
Только человек из всех живых существ на земле, созданный по образу и подобию Божию, имеет свободу в мыслях и делах, свободу стать злым или по-бедить свои недобрые желания и исполнить Божии заповеди.
И молил преподобный Макарий Бога помиловать его, со смирением признавая, что никогда не делал доброго пред Ним. Просил Бога избавить его от злых помыслов и научить исполнять Его заповеди. А желал он, чтобы Гос-подь сохранил его грешную душу.
Преподобный Макарий родился в Египте, в области, где река Нил, раз-бившись на множество рукавов, образует широкую дельту. В свое время по желанию родителей он женился, но жена его рано умерла. Почитая своих отца и мать, до конца их дней Макарий пребывал с ними.
Но настал момент, когда впервые в своей жизни Макарий остался один. Он по-прежнему любил своих близких, в его воспоминаниях они продолжали жить. Через свою любовь он понимал, что не растворились они в пустыне, не исчезли в никуда, став ничем. Он верил, что души их живы и надеялся на встречу с ними в свое время. Эта любовь пробуждала в нем ощущение другого мира, который можно видеть смутно, глядя как будто через тусклое стекло. Но путь в этот мир может быть долгим и непростым. К нему нужно готовиться, и лучше, может быть, здесь пролить слезы, чем в том мире испытать горечь одиночества без Бога и тех, кто пребывает с ним.
Макарий раздал все, что у него было, и не стало у него надобности в по-вседневных житейских заботах. А вскоре, недалеко от своего селения Пти-напор, он нашел наставника. Это был опытный старец - инок, который жил в пустыне. Он научил Макария монашескому деланию, как пребывать в посте и молитве. Научил его и плетению корзин из пальмовых листьев, чтобы таким рукоделием мог Макарий зарабатывать себе на хлеб.
Однажды епископ той местности, где жил Макарий, узнал о его иноче-ских подвигах и как добродетельно он живет. В Христианской Церкви такие люди всегда являлись примером и их стараются назначать на различные цер-ковные должности. Вот и Макария епископ, хотя и против его воли, поставил клириком храма в Птинапоре. Но несмотря на молодость Макарий хотел быть отшельником и искал безмолвия, и однажды втайне он покинул свою келью и удалился в иные места ...
Когда Макарий поселился недалеко от одного села в другой местности, он, как и прежде пребывал в уединении и общении с Богом. На пропитание он зарабатывал тем, что по-прежнему плел корзины, которые ему помогал про-давать один благочестивый селянин. Этот человек не преминул рассказать по округе о добродетельном монахе, что поселился недалеко от них.
Узнала так о Макарии и одна девица из того села. Оказалось, что через какое-то время она родит ребенка и родные допытывали ее, кто мог быть его отцом. А девица та солгала им, сказав, что отцом ее ребенка является отшель-ник Макарий.
Конечно, жители села такое поведение Макария оценили как неприлич-ное для монаха. Надо сказать, что в древности часто за различные проступки наказывали не только физически, например, могли посадить в тюрьму или вы-сечь плетьми. Наказание могло быть еще и позорным, когда преступника де-лали посмешищем перед большим скоплением людей: родственниками, со-седями, знакомыми.
Вот и Макария подвергли бесчестящему наказанию, чтобы пропало бы среди людей его доброе имя, исчезло бы у них впечатление о нем, как о свя-том человеке. Макария привели в селение и навешали на него грязные горшки и ручки от битой посуды, показывая, что сосуд души этого монаха нечист и разбит. Потом ожесточившись, люди стали водить Макария кругом по всему селу и бить буквально на каждой улице, громко объявляя о его преступлении. Бедного монаха измучили чуть не до смерти, а если кто пытался вступаться за него, того с негодованием осыпали упреками. Все это Макарий испытал с ве-ликим смирением, не пытаясь даже оправдаться в обвинении за дурной по-ступок, которого он не делал.
Только когда благочестивый человек, что помогал Макарию продавать корзины, поручился за него перед родителями девицы в том, что Макарий бу-дет кормить их дочь, отшельник смог вернуться к себе в келью. И первым де-лом он безропотно отдал своему поручителю на продажу все корзины, какие были, с тем чтобы деньги за них передать на пропитание той девицы. Сам мо-нах так и рассуждал в мыслях своих: "Имея жену, нужно больше работать, чтобы прокормить и ее, и себя". И стал он работать днем и ночью, отдавая за-работанное девице.
По прошествии времени, которое положено для рождения ребенка, слу-чилось необычное. Та несчастная женщина, оговорившая Макария, никак не могла родить. Нередко у человека во время болезни, когда тело испытывает недомогание, душа также ощущает тяжесть. И в обостренных таким беспокой-ством мыслях он ищет ответ на вопросы: как и почему я заболел? Вот и эта женщина, когда промучилась она несколько дней и страдания ее стали нестерпимы, то со стыдом за свой обман призналась родным: "Я страдаю, по-тому что жестоко поступила с отшельником. Я солгала, когда обвинила его. А отец ребенка - другой человек ...".
Все жители того египетского села поразились услышанному. Помощник и поручитель невинного Макария с радостью поспешил к нему сказать: "Они устыдились и собираются идти к тебе поклониться с покаянием и прославить как истинно смиренного инока!".
И тогда монах скорее бежал от селян ночью, чтобы не испытать от них душевного беспокойства и страданий славолюбия. Преподобный Макарий знал, что не умрет духовно, если не будет гневаться, когда его бесчестят, и превозноситься, когда его хвалят.
Макарий удалился из тех мест и переселился в Нитрийскую пустыню на западной окраине дельты Нила, где уже пребывали многие христианские по-движники. Ему было тогда около тридцати лет. Образ жизни этого монаха уди-вил бы нашего с вами современника. Он питался один раз в неделю хлебом с водой. Спал недолго и стоя, прислонившись к стене кельи. Подвижник старал-ся пребывать в молчании, даже в уме удерживая ненужные мысли, для чего постоянно молился Богу.
Преподобный Макарий как-то отлучился из своей кельи в пустыни. Про-езжавший мимо его жилища разбойник, видя, что хозяина нет, решил взять без спроса, что сможет. Не так уж много вещей было у отшельника, но и этим нечестный человек был рад поживиться.
Он уже начал навьючивать нехитрым ворованным скарбом своего вер-блюда, как вернулся хозяин. Обычный человек, как и многие из нас, возмутил-ся бы, видя, как из его дома воруют имущество. Но преподобный Макарий ни-чего не говоря, предстал как бы посторонним прохожим и, подбирая оставши-еся вещи, стал помогать разбойнику увязывать поклажу и грузить ее на вер-блюда.
Вскоре верблюд был навьючен, и можно было трогаться в путь. Но на команды разбойника верблюд никак не реагировал, тот даже несколько раз ударил животное, но безуспешно. Тогда, будто вспомнив о чем-то, Макарий быстро вернулся в свою келью и вынес еще остававшуюся там небольшую ло-патку для работы в огороде. "Вот, дорогой брат, чего еще ожидал твой вер-блюд", - сказал он, погрузив и лопатку.
В молодости Макарий много потрудился погонщиком верблюдов и от-лично знал, как управляться с такими своенравными помощниками людей. Ткнув верблюда и сказав ему: "Встань!", он заставил верблюда подняться и уже ни слова не говоря проводил разбойника.
Преподобный Макарий имел необычайное смирение перед Богом. Он понимал, что человек при рождении не приносит в этот мир никаких вещей, а умирая, ничего не сможет взять с собой. Все необходимое человеку дает бла-гословенный Господь. Он же может и все забрать, если так Ему будет угодно. Потому святой старец и молился всегда немногими словами: "Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня!". Искренно любящий Бога человек не сомневается - Господь знает, что ему действительно нужно, что полезно, и всегда поступит с ним по милости Своей.
Еще только став иноком, Макарий имел большое желание увидеть свя-того Антония Великого. Преподобного Антония называют отцом египетского монашества, он с юности удалился в пустыню и имел большой опыт жизни мо-наха - отшельника.
Прожив в пустыне три года, Макарий отправился к святому Антонию. Пройдя весьма долгий путь, уставший Макарий добрался до пещеры великого старца и постучался в дверь.
- Кто ты? - спросил Антоний, выйдя из пещеры.
- Я Макарий, - отвечал путник.
Антоний затворил дверь и ушел, оставив Макария снаружи. Но это не было невежливостью или пренебрежением, это было такое монашеское испы-тание. Для христианина важно иметь терпение, и преподобный Антоний понял, что у Макария оно есть. Через некоторое время он пригласил утомленного путника к себе в келью и принял с любовью.
А вечером Антоний приготовил себе пальмовых листьев для плетения корзин. И Макарий попросил разрешения потрудиться вместе с ним. Всю ночь они плели корзины и беседовали о христианском спасении души. Когда утром святой Антоний увидел, как много корзин сплел Макарий, то сказал, что из этих рук выходит необыкновенная сила.
Макарий стал учеником преподобного Антония и прожил с ним долгое время, а затем по совету своего учителя удалился в еще более суровую Скит-скую пустыню, где и вода была плохая на вкус, а множество насекомых не да-вали покоя. Здесь могли жить только самые твердые в вере и готовые к не-обыкновенному воздержанию монахи.
Когда Макарию исполнилось сорок лет, он был посвящен в сан священ-ника и поставлен настоятелем для монахов. Отец или как принято было гово-рить в Египте авва Макарий продолжал часто навещать святого Антония Вели-кого, получая от него духовные наставления. После кончины этого святого старца его посох Макарий получил в наследство.
Однажды преподобный Макарий пошел навестить знакомого отшельни-ка - одиноко живущего в пустыни монаха. Придя к нему в келью, он нашел это-го монаха больным.
Когда рядом с нами кто-то болеет, мы, конечно же, стараемся им чем-то помочь, облегчить недуг. Вот и авва Макарий спросил больного монаха, не хо-чется ли ему поесть, ведь у того совсем ничего не было из еды. И как часто бы-вает с больными, что их организм чувствует потребность в каком-то опреде-ленном продукте, так и больной монах попросил пастилы.
Египетская пастила - это такая душистая лепешка из протертых фруктов или ягод, замешанных на сладком сиропе из сахарного тростника. В такой па-стиле много витаминов и минеральных веществ, необходимых для ослаблен-ного болезнью человека.
Не говоря никому, Макарий отправился в путь: из пустыни он прошел до города Александрии несколько десятков километров и вернулся, доставив больному пастилы. Знал духовно опытный старец, что в добрых делах нельзя лениться, а нужно стараться с радостью помогать другим и помнить, что Бог каждому дает возможность творить что-то доброе для других по мере его сил. Но добро нужно делать не ради похвалы окружающих людей, а ради исполне-ния заповеди Господа Иисуса Христа о любви к ближнему.
Когда преподобный Макарий уже был настоятелем монастыря, то одна-жды отправился с монахами в поле собирать урожай, который они вырастили. А недалеко трудилась пожилая женщина, она собирала колосья, но при этом плакала, плакала не переставая, и очень жалостливо.
Владелец поля рассказал монахам, почему она плачет. Оказывается, ее муж взял на хранение чье-то ценное имущество, для надежности хорошо его спрятал, но неожиданно умер. Это было так внезапно, что он никому не успел сказать, где он укрыл взятое на хранение. Когда же хозяин того имущества узнал, что он не может получить своего обратно, то пригрозил и женщину, и ее детей взять в рабство в счет уплаты такого долга.
Когда жаркий зной в полдень заставил всех трудившихся в тот день в по-ле укрыться в тени для отдыха, авва Макарий подозвал несчастную женщину и спросил:
- О чем ты так горько плачешь?
- Когда мой муж умирал, то не сказал, где поклажа, взятая им на хране-ние у одного человека, - отвечала печальная вдова.
- Покажи мне, где похоронила ты своего мужа, - попросил старец.
Настоятель и бывшие с ним монахи отправились за вдовой, и та показа-ла им могилу своего мужа. "Иди домой с миром", - сказал ей преподобный Макарий, а сам, помолившись вместе с братией, воззвал к мертвому с вопро-сом:
- Где положил ты чужую поклажу?
- Поклажа спрятана в моем доме, в ногах постели, - услышали они голос покойного.
- Спи опять до дня Воскресения, - сказал ему святой отец.
Открыто было свыше преподобному Макарию, что истинная жизнь че-ловека сокрыта в его сердце и вовеки не умирает тот, чье сердце исполнено любви к Богу и к ближним. Даже если истлеет и на время разрушится тело че-ловека, сердце которого освящено Божественной любовью, то будет оно вос-крешено Богом снова со славой. Поэтому называем мы, христиане, смерть че-ловека сном и успением.
Виденное и слышанное со страхом поразило монахов, а наставник успо-коил их: "Чудо это явлено не ради меня, ибо я ничто. Бог сделал это для несчастной вдовы и для ее сирот. Господь наш хочет, чтобы душа человека не грешила, и о чем душа ни попросит Его, то получает от Бога просимое".
Затем пошел преподобный Макарий к вдове и славя Бога рассказал ей, где хранится имущество, а та, вернув его хозяину, с радостью освободила сво-их детей из рабства.
В одном египетском городе жили две женщины. Как-то в дом, где они жили, постучались. С радостью они приняли путника с посохом, которым ока-зался подвижник Макарий. К нему во время молитвы был голос, который ска-зал, что не достиг он еще такого духовного совершенства как две женщины, которых он может найти в городе. Авва Макарий со смирением попросил их рассказать о своих добрых делах, не скрывая ничего, ибо только ради этого пришел он из дальней пустыни.
Женщины эти очень удивились и ответили, что живут они со своими му-жьями и не имеют никаких добродетелей. Но после настойчивых просьб свято-го отца рассказали ему свою историю: "Замужем мы за родными братьями. И за все время, что мы живем вместе, не сказали друг другу ни одного обидного или злого слова. Никогда мы не ссорились между собой. Хотели бы мы уйти в женский монастырь и просили мужей наших отпустить нас, но они не согла-шаются. Мы же решили между собой дать обет до самой смерти не произне-сти ни одного мирского слова".
Тогда преподобный Макарий воздал славу Господу со словами, что во-истину Бог не смотрит в каком состоянии находится человек, будь то дева или замужняя женщина, будь то инок или мирянин, но ценит то намерение, кото-рое живет в человеке, получившим свободу от Бога.
В египетской земле у одного отца был сын, который был болен тем, что не мог свободно двинуть рукой или ногой. Конечно, отец очень переживал за своего мальчика и искал способы излечить его. Узнав о святом Макарии и упо-вая на его молитвы перед Богом, отец принес больного к дверям келии препо-добного, положил плачущего сына у порога, а сам удалился. Услышав всхлипы и стоны, авва Макарий выглянул за дверь и спросил несчастного мальчика:
- Кто принес тебя сюда?
- Мой отец оставил меня здесь и ушел, - ответил тот.
- Встань, пойди и найди отца своего, - с любовью сказал ему святой ста-рец.
Тотчас же после этих слов мальчик встал здоровым, отыскал своего отца и с великой радостью они вернулись домой.
Многих еще людей исцелил преподобный Макарий, которые приходили к нему из самых разных мест. Никого из просивших его святых молитв не оставлял он без помощи или совета. Сам подвижник так и говорил: "Плохое слово и добрых делает плохими, а доброе слово делает добрыми и плохих людей".
О преподобном Макарии говорили, что как милостивый Господь покры-вает мир, так и молитва этого святого человека по его великому милосердию покрывает человеческие грехи, которые он и видя, давал понять, что он их как бы не видит, и слыша о которых, делал вид, что он о них как бы не слышал. Молитвы аввы Макария перед Богом спасали людей от самых разных опасно-стей, сохраняли от бед, помогали в искушениях.
Когда авва Макарий искал уединенной беседы с Богом, то использовал для этого одно тайное место, где его никто не мог отыскать и побеспокоить. Для этого в течение долгого времени святой отшельник прокопал за своей ке-льей подземный ход длиной в несколько десятков метров с большой пещерой в конце. Отправляясь в пещеру, святой инок на своем пути мог совершить два-дцать четыре молитвы. Обратно преподобный возвращался также с молитвой.
Но не счесть времени, которое авва Макарий провел на пути своей жиз-ни в общении с Богом, не переставая со слезами каяться о своем несовершен-стве. Много он потрудился и руками своими, добывая хлеб в поте лица, много потрудился и для всех христиан, оставив нам подвижнические молитвы и кни-ги, исполненные духовной мудрости.
Преподобный Макарий прожил более девяносто лет, из них шестьдесят он провел в удаленной пустыне. До конца своих дней преподобный Макарий говорил: "Я боюсь, потому что нет ничего доброго, чтобы я сделал в своей жизни". И непрестанно через смирение и покаяние он искал единения души с Отцом Небесным. Его святой пример учит, как каждый человек может прийти к Богу, и мы можем встать на путь общения с Ним, если наше сердце будет ис-полнено искренней веры.