Руалев : другие произведения.

Две жизни Девики Рани

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Своё имя Rani, что значит "княгиня", она, вне всяких сомгнений, оправдывала до конца своих дней


  

Две жизни Девики Рани

  
  
   Эта мысль пришла из ниоткуда, без видимого повода или причины. Несколько дней я жил с этой мыслью, и силой какого-то наваждения она вела меня. Подняла из прошлого воспоминания о солнечном Бангалоре: поездки в Татагуни, встречи в Рериховской школе живописи, беседы в отеле "Ашока" - помнишь? Подвела к полке с забытыми книгами - не пора ли? Усадила за компьютер - давай, стирай пыль с клавиш!
  
   Я понял, что должен написать о ней. Она ушла из жизни двенадцать лет назад. У нее была долгая жизнь. Последние сорок девять лет она была женой русского художника. До того она была блистательной индийской актрисой. Её талант знатоки кино ценят до сих пор. Свидетельство её красоты хранят фильмы, в которых она играла, и портреты кисти Святослава Николаевича Рериха, чьей женой она была.
  
   Да, жизнь Девики Рани была долгой. Настолько долгой, что люди XXI века запутались в датах. Казалось бы, что может быть конкретней рождения и смерти. Ан, нет: одни источники называют 1907 год, другие 1908.
  
   Скажем так: она родилась в начале ХХ столетия, в тридцатый день марта. Её отец, полковник Чоудхури, был врачом на военной службе у британской колониальной администрации. Род Чоудхури принадлежал к высшей касте восточно-бенгальских браминов. К этому часто добавляют, что Девика приходилась внучатой племянницей Рабиндранату Тагору. Аристократизм предков проявился в ней в полной мере. Своё имя, Рани (что значит "повелительница", "княгиня", "королева"), она несомненно оправдывала сполна и до последних дней. Не каждому собеседнику доставало характера выдерживать ее колючий сарказм. Не даром Ашок Кумар, партнер по многим фильмам, человек искрометного юмора, однажды на склоне лет, пытаясь увильнуть от встречи с журналистами, добродушно воскликнул: "Ну что, что еще вы хотите от меня услышать? Опять про то, как меня терроризировала Девика Рани?"
  
   Обычно так бывает, что жизнь людей, связанных с военной службой, проходит в постоянных переездах. Семья Чоудхури не была исключением. Особенности кочевой жизни наложили свой отпечаток на характер юной бенгальской принцессы. А когда ей исполнилось девять, родители отправили единственную дочь на берега туманного Альбиона получать образование в одном из частных пансионов. В то время так поступали многие состоятельные индийские семьи, заботящиеся о будущем своих детей. Так же поступают и сегодня. Девика была хорошей ученицей. Закончив колледж, она получила гранты на обучение в Королевской школе драматического искусства и Королевской школе музыки. Позднее она стажировалась у Элизабет Арден, изучая одновременно архитектуру, декор и дизайн.
  
   Именно как специалист по дизайну она заинтересовала индийского кинопродюсера Химансу Раи, который предложил ей поучаствовать в оформлении эпизодов к фильму "The Light of Asia" (фильм снимался по мотивам поэмы Эдвина Арнольда; Раи играл в этом фильме роль Будды). А затем - поработать постановщицей декораций и грима на съемках нового фильма "A Throw of Dice". Химансу Раи в то время активно работал с английскими и немецкими кинокомпаниями. В знаменитой немецкой Universum Film Archiv - UFA* он был единственным не европейцем в ранге продюсера. Он умел находить заинтересованных инвесторов, да и капиталы семьи помогали вести бизнес. Его фильмы, нужно сказать, больше нравилась зрителям в Германии, нежели в Англии. Видимо, для англичан, давно знакомых с Индией, эти фильмы не являлись экзотикой.
  
   Вообще-то, Химансу Раи был по образованию юристом. Изначально он окончил университет Калькутты. Его родители под влиянием успехов Махатмы Ганди прочили ему карьеру адвоката и для этого отправили доучиваться в Лондон. Однако склонность к искусству, к художественному творчеству оказалась сильнее. Похоже, в семействе Раи это было наследственной чертой: в Бенгалии они содержали собственный театр.
  
   Упоминание о Химансу Раи в рассказе о Девике Рани - не просто эпизод: в 1929 году она стала его женой. Ему было 37, ей 21.
  
   Девика и Химансу продолжали сотрудничать с UFA, пока к власти в Германии не пришли нацисты. Девика совершенствовалась в искусстве сценических декораций, работала гримером на съемках Греты Гарбо. Химансу Раи за эти годы освоил новейшую технологию кинопроизводства: век немого синематографа безвозвратно ушел, наступила эра звукового кино.
  
   В 1933 г., уже в павильонах британской IBP, Раи снял фильм "Карма", который примечателен по двум причинам: в этом фильме он и Девика сыграли дуэтом - это был самый первый фильм с участием Девики. Кроме того, съемки велись одновременно на двух языках - английском и хинди - для проката в Европе и Индии. (Между прочим, им с Девикой пришлось в спешном порядке изучать хинди!)
  
   После "Кармы" поступило приглашение работать в американской киностудии Fox, но у Химансу Раи были другие планы. Он задумал создать новую киностудию. И не где-нибудь, а в Бомбее. В этих замыслах ему помогали бывшие коллеги из UFA, и в первую очередь друг и партнер по ранним фильмам Франц Остен. Всё делалось с немецкой тщательностью и основательностью. А пока Химансу Раи был занять организацией нового бомбейского проекта, Девика в Лондоне успела принять участие в первой телевизионной трансляции ВВС.
  
   Наконец, в 1934 году возникла Bombay Talkies Ltd., о которой говорят не иначе как легендарной студии, образцовой для того времени компании с полным циклом кинопроизводства, оснащенной по последнему слову техники. С этой студией связаны яркие страницы истории индийского кино. Здесь открылись и окрепли многие актерские таланты. В год снимали по три фильма. Почти во всех Девика играла главные женские роли. Немецкие операторы и светотехники снимали ее в той же манере, в какой они ранее снимали Грету Гарбо. В список ее наиболее значимых фильмов входят:
  
   Jawani ki Hawa (1935)
   Jeevan Naiya (1936)
   Achhut Kanya (1936)
   Izzat (1937)
   Savitri (1937)
   Jeevan Prabhat (1937)
   Nirmala (1938)
   Vachan (1938)
   Anjaan (1941)
  
   Однако, похоже, что живые страсти кипели не только в съемочном павильоне. Рассказывают, что по ходу работы над "Jawani ki Hawa" Девика увлеклась своим партнером по фильму Наджм-уль Хусейном. Современники поняли так, что она сбежала с ним. Химансу Раи пришлось её разыскивать и уговаривать вернуться. Она вернулась. С той поры главные мужские роли на студии стал исполнять весельчак и балагур Ашок Кумар, который до того ни о чем таком даже не помышлял и был весьма доволен своей ролью простого ассистента в фотолаборатории. Для него это стало началом успешной актерской карьеры, длившейся почти 60 долгих лет.
  
   В 1936 году вышел самый известный из фильмов с участием Девики Рани - "Неприкасаемая" (Achhut Kanya). Эта роль сделала ее примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков. Притом, что фильм стал известен далеко за пределами Индии. В самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После этого фильма ни одна из индийских актрис не могла соперничать с Девикой Рани в популярности. В какой степени этот фильм отразил недавние собственные переживания, историю её собственной любви - об этом остается только догадываться. Следует только заметить, что сюжет фильма вполне этому способствовал. Возможно, именно для того, чтобы снять некоторые лишние ассоциации, Химансу Раи немного подправил сценарий: сделал героиню девушкой из касты неприкасаемых; хотя в оригинальном варианте у автора новеллы "На железнодорожном переезде" (At the Level Crossing) героиня была мусульманкой.
  
   Каждый новый фильм добавлял популярности и киностудии, и ее ведущей актрисе. Говорят, будто даже нацистским вождям нравились фильмы с участием Девики Рани.
   Когда началась война, английское правительство интернировало весь немецкий персонал, работавший на студии Bombay Talkies. Для Химансу Раи настали трудные дни. Он чрезмерно много работал, стараясь лично восполнить кадровые потери. Для его здоровья эти нагрузки оказались фатальными: в 1940 году у него развился тяжелейший невроз, и от этой болезни он скоропостижно скончался.
  
   После смерти Химансу Раи руководить творческим процессом на студии стала Девика Рани. Оказалось, что быть директором совсем не то, что быть актрисой и женой. В этой роли ей пригодился весь ее волевой характер. Каким именно был этот характер, можно отчасти понять, судя по следующей истории. Думаю, её нет в официальных хрониках. Спустя много-много лет, в 1989 году, на исходе другой жизни, рассказала эту историю сама Девика.
  
   Однажды в горячие съемочные дни 1945 года ей понадобились декорации для нового фильма. Ни один из предложенных эскизов её не удовлетворял. При случайных обстоятельствах ей попались на глаза картины какого-то иностранного художника с немецкой фамилией. Она оценила его мастерство и сочла, что это то, что надо. Навела справки, узнала, что он на самом деле русский и живет в Индии. Велела послать к художнику, посчитав, что для него, конечно же, должно быть лестным предложение поработать для самой (!) Девики Рани. Каково же было ее изумление, когда посланный ассистент вернулся ни с чем и сообщил, что русский художник наотрез отказывается разговаривать; он просто не хочет слышать ни о какой киностудии и ни о какой Девике Рани, кем бы она ни была. Нетрудно представить себе ее негодование.
  
   Думаю, Девика была вне себя, когда в ярости сама отправилась к этому художнику. Какой была их первая встреча, история умалчивает. Зато известно, что судьбе было угодно сделать её женой этого художника; и когда это свершилось, Девика не вернулась в кино, ни как актриса, ни как продюсер. Художник, ради которого она принесла в жертву свою блистательную карьеру, был никто иной, как Святослав Николаевич Рерих. Он стал её второй жизнью.
  
   Впоследствии журналисты неоднократно допытывались у Девики: неужели она никогда-никогда не жалела о том, что так неожиданно и вдруг бросила мир кино? Она неизменно отвечала: "Я никогда не оглядываюсь назад. Для меня важно только то, что есть сейчас и то, что будет".
  
   ==============================
   * На студии UFA в предвоенный период работал известный немецкий режиссер Фриц Ланц, снявший несколько наивно-романтических фильмов на индийскую тему.
   ** После Второй мировой войны на базе UFA была создана знаменитая киностудия ГДР - DEFA.
   ==============================
   (c) VVL, 2006
Опубликовано на golos.io 17.01.2018: https://golos.io/ru--memuary/@rualev/dve-zhizni-deviki-rani
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"