Солнечный культ среди наших предков имел, без сомнения, очень важное место. Существуют разногласия по поводу того, считался ли светозарный Даждьбог прародителем всех славян или же только княжеской династии, но некоторые соображения, которые мы приведем ниже, заставляют нас склониться все-таки к первому варианту. Так или иначе, культ Даждьбога оказался на диво стойким, куда более стойким, чем культ Перуна: имена вроде Дажбо фигурируют на протяжении всех средних веков, причем не только у славян, но и у молдавской аристократии[1]. Да и пословицы вроде "поручись Даждьбогу - управит понемногу" продолжали бытовать, а на западной Украине записана целая свадебная песня в честь солярного Божества. Но всегда ли Ему принадлежало солнце?
В свете этих фактов несколько неожиданно выступают коми-пермяцкие мифы о Пере-богатыре, на которые обратил внимание Прозоров[2]. О Пере-Богатыре сказывают, во-первых, что он победил лесного духа Вэрсу[3], во-вторых - он выступает противником некоего богатыря на огненной колеснице, то есть, не много ни мало, солнцеборцем.
Первая из легенд о солнцеборчестве Перы-Перуна рассказывает о том, как он выступил защитником русских против татар. Во главе вражеской рати с востока на запад катилось огненное колесо (или черт на огненном колесе); Пера разбил его своей молнией, принеся русским победу.
Вторая легенда более развернута. Она повествует о том, что некогда солнце-Шонды всегда светило над землей, никуда не уходя. Случилось так, что Пера и дочь Солнца, Зарань[4], полюбили друг друга, но Солнце было против брака дочери. Закончилось все тем, что Перун и семеро его сыновей расстреляли Солнце из луков, отколов от него несколько кусков и вынудив убегать - так было положено начало временам года.
В принципе, в борьбе Богов между собой ничего удивительного или неестественного для Традиции нет, тем более что с точки зрения концепции "солнечного мифа" того же Краузе, Перун воплощает архетип Рыцаря, влюбленного в спасаемую им для Короля (Даждьбога) Солнечную Деву. Но все же образ Дажьбога не очень вяжется с женихом-отцом Солнечной Девы (у славян им, видимо, был Троян). Нет ли другого решения для данной мифологической коллизии?
На наш взгляд, решение есть. Известно, что у индоевропейцев произошла смена божественных поколений, и старые боги превратились в демонов - ярким примером тому тот же Иран. Не было ли другого Бога солнца до утверждения среди славян культа Сварога и Его солярного сына? В пользу этого предположения, на наш взгляд, говорит южнославянская Традиция.
В этой традиции известны песня "Царь Дуклиян и креститель Йован", а также сказка "Почему у людей ступня плоская". В общем и целом, их сюжеты перекликаются, дополняя друг друга[5], и если попытаться их соединить, выходит следующий миф.
Когда злые существа, черти, были изгнаны на Землю с небес, они забрали Солнце с собой, и его присвоил их предводитель (традиционно злой "царь Дуклиян", Сатанаил... в изначальном мифе, возможно, либо Троян, либо Див, тот самый, что в "Слове о полку Игореве" погибель русичам предващает). Персонаж с солярной атрибутикой (святой Йован,
чей праздник приходится на Купалу, архангел Михаил) затевают с чертом игру в ныряние: мол, кто глубже нырнет. Когда ныряет черт, оставив солнце без присмотра, солярный персонаж замораживает море и, похитив Солнце, возносится на небо. Пока негативный персонаж, понявший, что его одурачили, ломает лед, пытаясь вынырнуть, солярный персонаж возносится уже далеко, и все, что остается черту - вырвать у солярного персонажа кусок ступни[6].
В соединении с предыдущим мифом, кажется, все становится на свои места. Некогда миром правили другие боги - возможно, с ними связаны велетни из украинского фольклора, наказанные за то, что плевали на солнце или за другой грех[7]. Перун низверг старое солярное Божество с небес на землю и, возможно, женился на его дочери, а Даждьбог отнял у него Солнце, ассоциируемое также с фарром - мистическим ореолом царской власти[8] и таким образом, стал Солнце-Царем и владыкой сияющего неба, в коей функции Ему, насколько нам известно, серьезные ученые не отказывают - даже Рыбаков с Клейном в том единодушны.
Восславим же Даждьбога, подателя Света, и Перуна, победителя демона на огненной колеснице, и всех Богов Родных!
[1] Был там такой боярин, некий "Дажьбог пръкалаб немецкий". Интересующихся отсылаем к: Серяков, "Даждьбог", стр. 59 и далее (далее - "Даждьбог").
[2] https://smelding.livejournal.com/152679.html
[3] Напрашивается сравнение Вэрсы с Велесом и, соответственно, очередной аргумент в пользу теории "основного мифа". Впрочем, автор этих строк все равно полагает, что в славянской мифологии в роли змееподобного противника Перуна бытовал другой персонаж. Так или иначе, те же Веды все же разделяют Валу и врага Индры Вритру, а балтийская мифология - бога Велса и "черта"-Велняса, врага Перкунаса.
[4] Заря-Зареница традиционных заговоров? У балтов Перкунас тоже выступал женихом Аушры-Зари.
[5] Даждьбог, стр. 140 и далее.
[6] Собственно, поэтому у всех людей и есть выемка в ступне. По мифологической логике, персонажу, который передал такую травму по наследству, нужно быть предком людей. Персонажи христианской мифологии не годятся на эту роль, а вот Даждьбог - вполне. Получается еще одно косвенное доказательство того, что Даждьбог был предком всех русов и славян, а не только князей.
[7] Чабаненко, "Савур-могила", стр. 23.
[8] Кстати, солнце и корона - вещи взаимозаменяемые в данных мифах, что логично, учитывая солярную природу власти у славян.