Рубинсон Александр : другие произведения.

Почему я не проголосовал во втором туре "Русской тройки"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




   Почему я не проголосовал во втором туре "Русской Тройки-2013"
  
   Я очень хотел. Я старался. Я пытался снова и снова, но так и не смог заставить себя сделать это. Собственно, все, что от меня требовалось - поставить оценки десяти стихотворениям, составлявшим 3-ю группу голосования во втором туре поэтического конкурса "Русская Тройка". По результатам оценок всех участников голосования три стихотворения из этой группы должны были выйти в третий, финальный тур конкурса. На первый взгляд, моя задача не выглядела сложной. В прошлом году я без всякого усилия над собой справился с подобным заданием. Но на этот раз меня просто заклинило.
   Не знаю, по какому принципу формировались эти группы. Прочитав стихотворения участников первой группы, я убедился в их достаточно высоком уровне. Без малейших угрызений совести я порекомендовал бы в финальный тур несколько из них. - Того же самого, казалось бы, следовало бы ожидать и от стихотворений третьей группы. К сожалению, читая и перечитывая стихи, которые я должен был оценить, я все больше приходил к выводу, что не вижу среди них ни одного достойного оказаться в финале представительного конкурса и тем самым претендовать на победу в нем. - На этом месте я мог бы поставить точку и ничего более не объяснять. Уйти по-английски, не попрощавшись и не оглядываясь. Но я все-таки хочу объясниться, несмотря на то, что подобное объяснение чревато неприятными для меня последствиями - от естественной реакции типа "а ты кто такой?" и "сам дурак" до более унизительных процедур, включающих изысканные оскорбления, больно бьющие по самолюбию. Я заранее хочу оговориться, что все написанное ниже этого абзаца представляет собой заметки, выражающие всего лишь мое мнение, соответствующее моему представлению о стихах и моему художественному вкусу, который все заинтересованные лица могут считать извращенным, никчемным и никого ни к чему не обязывающим. С субъективными мнениями никто не обязан соглашаться. - Я также сообщаю, что ни с кем из авторов третьей группы я не знаком и ни с одним из них не конфликтую.
   Но достаточно предисловий, приступлю к самим текстам и своим впечатлениям о них.
  
   1.Андрон
  
   - А правда, что есть Ангелы?
   - Да, правда.
   Они даны нам сказочным реваншем
   Рутинной жизни. Их визит оправдан:
   Без них Земли б не стало много раньше.
  
   Они спасают мир своим прекрасным,
   Когда томится разум на мели твой.
   И этот знаменитый парафраз нам
   Возможно, станет новою молитвой.
  
   О них шумит приморская волна, и
   О них стихи слагаются. И даже
   О них рыдают ливни, исполняя
   Свои меланхоличные adagio.
  
   И мне мой милый Ангел повстречался,
   Когда я без любви почти зачах и в
   Объятья заключил в безумном вальсе,
   И в тех объятьях я безумно счастлив!
  
   Это текст был высоко оценен в первом туре, восемь из девяти судей продвинули его во второй тур. Я же начал запинаться уже на третьей строке - "они даны нам сказочным реваншем..." - Что за реванш такой ? Реванш может последовать после поражения, неудачи, неужели же упомянутая далее "рутинная жизнь" является поражением ? - Я предполагаю, что автор перепутал "реванш" с "компенсацией", безусловно, более подходящей по смыслу. Другого объяснения не нахожу. - Многие последующие утверждения не менее спорны - и то, что без ангелов "Земли не стало бы намного раньше" - можно подумать, что её уже не стало, и мы теперь обсуждаем детали этого исчезновения, и то, что именно об ангелах шумят волны, слагаются стихи и "рыдают ливни".
  Это стихотворение примечательно и фразами, в которых куда-то деваются подлежащие -" Они спасают мир своим прекрасным..." - прекрасным чем ? - или " Когда я... в объятья заключил в безумном вальсе..." - заключил кого ? или что ? -
   В последнем катрене автор, правда, дает нам понять, что под ангелами он подразумевал любимых женщин, но делает он это словами, которые произнести можно с огромным трудом. Попробуйте и вы прочитать эти строки вслух, подчеркнув слова "зачах и в" так, чтобы они рифмовались со "счастлив" ! Извините, но при всех моих попытках получалось только "зачахив - счастлив", напоминающее знаменитую незнайкину рифму - "галка-селедка". Извините еще раз, но при подобных просчетах никак не тянет это стихотворение на место в финале.
  
   2. А.В.Сорокин
  
   Декабрь
     
   С шалой улыбкой возможной удачи
   мимо уныло гуляет декабрь,
   будто
   забывший о цели корабль
   каждое утро у мыса маячит.
     
   Словно устал он,
   боится чего-то
   и семенит полусонными днями:
   ржавые ветром колышет ворота,
   шамкает грязью гнилой под ногами.
     
   Злобный,
   Студеный, очнись!
   И налейся
   ярой метелью,
   морозною песней,
   колкой порошей и звонкой хрусталью -
   мы от промокшего неба устали!
     
   Близится час изменяющий годы,
   Но как-то не празднично...
   Из-за погоды?..
  
   Это симпатичное в целом стихотворение страдает, как мне видится, несколькими неточными выражениями. То, что декабрь гуляет одновременно и "с шалой улыбкой", и "уныло" - плохо сочетается, автору надо бы выбрать либо одно, либо другое. Еще считаю необходимым заметить, что хрусталь - все-таки мужского рода. Но главное, что мешает мне высоко оценить "Декабрь" - это сиюминутность стихотворения, невозможность примерить его на себя, сопереживать ему. Ну, подумаешь, плохая погода под Новый год ? - повод ли это для стихосложения ? - и для непраздничности ? Читатель может попробовать догадаться, что лирическому герою на самом деле что-то иное мешает праздновать - но что ? - безответная любовь ? банкротство ? известие о неизлечимой болезни ? - автор не дает нам ни малейшего шанса узнать, есть ли подтекст у его стихотворения...
  
   3.Noname Lady
  
   Апокалиптическая месть
  
   В этот день моря замёрзнут,
   А Земля сойдёт с орбиты.
   Постучится Санта в двери
   И взмахнёт бейсбольной битой.
  
   Дед Мороз - другое дело,
   Дед Мороз войдёт без стука.
   Распустила внучка косу
   И набычилась как бука.
  
   Во дворе рычат олени,
   Ягель в тундре напрочь съеден.
   Липнут к скважинам замочным
   В страхе робкие соседи.
  
   Их черёд наступит тоже,
   Непредвиденный и скорый.
   Злые кони, сбросив сани,
   В дом ворвутся хищной сворой.
  
   Развязав мешок подарков,
   Дед хохочет бородатый -
   Тот набит календарями
   С обведённой красным датой.
  
  
   Еще одно новогоднее стихотворение, выдвинутое во второй тур семью авторитетными судьями. Мне, к сожалению, не удалось расшифровать его содержание - при чем тут Апокалипсис, при чем месть, а также Дед Мороз, Снегурочка и Санта, очевидно, Клаус. Кто кому отомстил и за что, в чем юмор, и есть ли он вообще - все это оказалось выше моего понимания. Надеюсь, что чистосердечное признание смягчит мою участь.
  
   4. Т.Воронина
  
   Зеленый ангел
  
   Зеленый ангел прячется в лесу.
   Когда-то тонкий и почти прозрачный
   Он, как подросток хилый и невзрачный
   С очками-кругляшками на носу,
  
   Стеснялся неуклюжих, длинных ног
   И в рюкзаке носил с собою крылья,
   И о бедняге уж совсем забыли,
   И он, в конце концов, исчезнуть мог...
  
   Однажды утром изумрудный дым
   Окутал рощу, выпал на поляну
   Росой. Был день каким-то странным.
   Лягушки пели в озере. Над ним
  
   Плыла невероятная весна.
   Как будто акварелью по бумаге
   Раскрашивая лужи и овраги,
   Катилась разноцветная волна.
  
   Весь ангел окунулся с головой,
   Попав в струю зеленого оттенка,
   И мир увидел острые коленки,
   Согнувшиеся где-то за спиной.
  
   Второй ангел на конкурсе. Тоже симпатичное стихотворение, но, кроме симпатии к наблюдательности автора, не вызывающее никакого сопереживания. Увы, не интересны мне 20 строчек про кузнечика, со всеми анатомическими его подробностями и с превращением из почти забытого бедняги - почему? - почему он "бедняга"? - в видимого миру ангела. Не олицетворяет для меня кузнечик весну, и не видится он мне похожим на ангела. Есть у меня претензии и по тексту : не нравятся мне ничего не выражающие эпитеты - " был день каким-то странным" , "невероятная весна". Хотелось бы конкретнее и поэтичнее, тем более, что автор, как мы видим из этого стихотворения, умеет создавать настоящую поэтическую образность.
  
   5, Н. Темень
   Настя
   Опрокиньте вину мне на плечи,
      Разорвите мне душу на части.
      В этот серый, неласковый вечер
      Я пойду навещать свою Настю.
      Настя любит конфеты до страсти,
      И варенье ест ложкой из банки.
      "Доннерветер!" у ней вместо "здрасте"
      Потому что она хулиганка.
      А когда засыпает в кроватке,
      Строго стребовав сказочку на ночь,
      На подушке торчат её пятки,
      И придушен потрёпанный Карыч.
      "Ты когда алименты притащишь?"
      Спросит бывшая, правда, нестрого.
      И попросит снести в мусор ящик,
      Что весь день простоял у порога.
      В небе звёзды мигают, как свечи,
      С крыш слетело, как платье, ненастье.
      Опрокиньте вину мне на плечи,
      Я пойду навестить свою Настю.
  
   Семейное стихотворение, с подробностями, которые могут быть хорошо известны узкому кругу людей. В аннотации к нему указано: "написано в день семьи". К этому дню оно отлично подходит, а вот к третьему туру конкурса - нет. - Читатель легко догадается, что Настя - это девочка из настоящей жизни, научившаяся ругаться по-немецки, а в кроватке у Насти спит с ней игрушка по имени "Карыч", но вот именно все эти детали мешают соотнести её с поэтическим образом любимой дочки, разлученной по семейным обстоятельствам с родным отцом. Я и сам отец, правда, уже взрослых детей и могу легко понять переживания подобного рода. Но почему-то это стихотворение вызвало у меня не сопереживание, а некоторое раздражение. Возможно, причиной этому излишек сентиментальности, заложенный в нем , или чувство вины, "опрокинутое на спину" лирического героя и неразрывно связанное с любимой им дочерью. Не моё это, ничего не могу поделать. Не почувствовал я в этом стихотворении обаяния настоящей поэзии. Дела семейные, я бы сказал.
  
   6.В.А.Ванке
  
   Пирамиды Хеопса
  
   Зря пирамиды законопатили,
   Каменотёсам дырявили лбы,
   Словно термиты, гробокопатели
   В каменных глыбах прогрызли ходы.
  
   Древние боги и магов заклятия,
   Кары загробные - курам смешны!
   Разворошили гробокопатели
   Царские мумии, как кочаны.
  
   Череп глазницы пустые выкатывал,
   Челюсть от ужаса падала вниз,
   Скорбно глядели священные статуи
   На разорение царских гробниц.
  
   Пыль целовали с сандалий Хеопсовых,
   Ползая ниц у его колесниц
   Там, где в духах и дыму папиросовом
   Бродят туристы и щиплют девиц...
  
   Вроде бы неплохое стихотворение, но вот только о чем оно ? Что хотел сказать автор ? - О тщетности усилий египетских фараонов сохранить свои гробницы ? - Актуальная тема, ничего не скажешь, среди нас много фараонов и обладателей гробниц. - Может быть, о бренности всяческих усилий ? - вполне вероятно, но примера фараонов недостаточно для полноценного создания художественного образа этой вот бренности. Ну, и собственно говоря, никаких "Пирамид Хеопса" не существует, а есть только одна-единственная пирамида, носящая это имя. Да и папиросы никто давно уже не курит, как-то все перешли на сигареты, дым которых, правда, не рифмуются с "хеопсовым"... - И все-таки, чем больше я читаю это стихотворение, тем больше оно мне кажется достойным лучшей участи, чем моя скромная рецензия. -
  
   7. Д.Чваков
  
   Недомогание накануне Крещения
   (сцены января 2005 года)
  
   В темпере температуры
   Переплетаются рецепты, гаданья, микстуры...
   Вязкая горечь воска переплетается
   С изнанкой коварного блюдца...
   Сегодня опять нагадается.
   Пожалуй, что напророчится...
   А хочется обесточиться,
   И видеть из воска фигуры.
   И, как от поспелости, гнуться
   На отзвук колоратуры...
   Потусторонний корректор невыразимо хмурый...
   Что может быть благородней,
   Чем пламени партитура?..
   Когда же она наиграется
   В своей скорлупе-песочнице,
   Коварная полуночница,
   С иголкою вместо микстуры?
   И скоро ли отольются
   По стенам из воска бордюры?
   А тени из коридора
   По потолку крадутся.
   Не действуют заговоры,
   На полуслове рвутся.
   А выплеск из подпространства
   Сегодня особо горек,
   И ёлка стоит в убранстве,
   Один только я нестоек...
   Настойка из облепихи,
   Загадочный флёр эвкалипта...
   "Лежать нужно очень тихо", -
   Твердит медицинский дескриптор.
   В темпере температуры
   За кадром тихонько смеются.
   Давление архитектуры...
   И руки опять трясутся...
   И стены нелепые давят,
   Что даже дышать не хочется.
   Сегодня ужо нагадается.
   И даже почти напророчится...
  
   Не припомню, чтобы когда-либо встречал стихотворение с таким количество многоточий и возвратных глаголов. Все эти "ться" и "тся" сливаются (простите!) в одно почти непрерывное цоконье-цяканье, рифмованное без видимой логики и излишне затянутое. Да и не интересно следовать за авторским подсознанием по стенам больничной палаты. Опять стихи, не вызывающие эмоциональной сопричастности. Словесные игры типа "темперы температуры", по моему скромному мнению, исчерпали себя к концу третьей четверти 20 века.
  
  
   8. Л.Елисеева
  
   Разговор
  
   Вот я - опять пропахла сигаретами.
   Напротив маски обретают лица.
   В коробке кухонной с обоями нелепыми
   Я пью огонь их душ, чтобы напиться.
   Голубоватый дым струится, как вода,
   И призрачною горькой паутиною
   Уносит в темное забвение окна
   Слов, мыслей и страданий половину.
   Вот я. А вот напротив - ты.
   Признаюсь, я впервые рассмотрела
   В твоих глазах осколок пустоты,
   Желание и гордость без предела.
   Ночь... души до конца обнажены.
   Я пью твои слова, но круг все уже.
   Команды к отступлению даны.
   Вот твоя маска, милый. Ну же!
  
  
   Тема масок и людей близка мне. Но, читая в десятый раз это стихотворение, я продолжаю спотыкаться на строчке " напротив маски обретают лица...". Что-то не так в этом предложении. Я предполагаю, что слово "напротив" здесь не на месте. Необходимо рассмотреть иные варианты. - Следующее "спотыкание" - на строке "уносит в темное забвение окна...". Продолжение этой фразы плохо связывается в единое предложение. Подобные технические неполадки не позволяют мне, при всем желании и понимании, предложить это стихотворение в финальный тур.
  
   9. В.Лобанов
  
   Жаркий июль. 70-ые.
  
   Читая Рыжего Бориса
   Я вспоминаю о своём:
   Не сбор дружины, директрису,
   А как бежали мы втроём,
   Под крики девушек-студенток,
   От душевой, где пыль и пот
   Они смывали жарким летом...
   Серёга ржал, как идиот,
   Сашок пыхтел со мною рядом...
   Вослед неслось: "... накостылять!"
   Блестящих нимф, из стройотряда,
   Я вспоминал потом лет пять.
  
   Снова стихи не о чем. Автор читал книгу, она ему что-то напомнила, и он сочинил об этом стихи. Это его личное дело и полное право. - Снова автор не оставил мне - и, я предполагаю, всем остальным читателям, никогда не подглядывавшим за обнаженными "нимфами" - возможности сопереживания. А ведь я тоже из тех же семидесятых...
  
   10. Андрощук И.
  
   По гостям пробежал шепоток,
   Точно ветер дохнул ниоткуда:
   Кто-то странный садится за стол,
   Колыхнулись волнистые кудри.
  
   Сел и смотрит, как будто бы ждет.
   За глазами - простертые дали.
   Мы ведь знали, что он не придет,
   А не верили - значит, не ждали,
  
   И беседа, смутившись, ушла,
   Чья-то рюмка упала со звоном,
   Кто-то, всхлипнув, ушел от стола,
   За стеною заплакал ребенок,
  
   Не смотрели - боялись узнать,
   Стало тесно и душно, как в склепе.
   Суетнулись: "Налейте вина!",
   Почему-то подумав о хлебе.
  
   Не решаясь поднять головы
   Кто-то выдохнул: "Боже великий!" -
   И змеиное небо Москвы
   Обожгли петушиные крики.
  
  
   Не люблю и не воспринимаю стихи на нравоучительные религиозные темы. Верьте у себя дома и в предназначенных для этого местах, но не на публичных площадках. Проповедуйте среди своей паствы. - Хотя религию как мифотворчество принимаю и уважаю. Даже люблю. - Мессианские мотивы в этом стихотворении мне глубоко чужды. - Пожалуй, многим читателям может понравиться тема стихотворения. Но - не мне. У меня оно вызывает чувство абсолютной непричастности. Я просто не могу и не хочу судить это стихотворение.
  
  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"