Аннотация: Репортаж об открытии XIV Всемирного Русского Народного Собора в Храме Христа Спасителя 25.05.2010 г.
25 мая 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось открытие XIV Всемирного русского народного собора"Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества".
Планом проведения Собора в течение двух дней предусматривалось рассмотреть следующие вопросы: "Русский язык, литература и история. Миссия учителя"; "65-летие Победы. Школа и ее роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения"; "Права ребенка, поддержка семьи и национальная традиция воспитания"; "Межнациональные отношения в школах и ВУЗах: проблемы и решения"; "Семейная педагогика: традиции, опыт и проблемы".
На Собор приехали около полутора тысяч делегатов из 30 регионов России и из-за рубежа. Были приглашены и другие деятели культуры из России, а также из Польши, Сербии и Болгарии.
В президиуме заседания ВРНС находились С.В.Медведева, председатель Попечительского совета целевой комплексной программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России"; В.Н.Ганичев, заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; Г.С.Полтавченко, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; С.В.Лавров, министр иностранных дел России; А.А.Авдеев, министр культуры; А.А.Фурсенко, министр образования и науки; А.П.Торшин, заместитель председателя Совета Федерации; Л.К.Слиска, заместитель председателя Государственной Думы; А.М.Бабаков, заместитель председателя Государственной Думы; С.А.Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; Ю.М.Лужков, мэр города Москвы; С.Л.Байдаков, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы; Н.С.Михалков, председатель правления Российского фонда культуры, председатель правления Союза кинематографистов России; Н.Б.Жукова, председатель Региональной общественной организации "Клуб "Реалисты"", член бюро Президиума ВРНС.
В работе Собора приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Cовета Русской Православной Церкви; архиепископ Рязанский и Касимовский Павел; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии и семинарии; епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; епископ Балтийский Серафим; В.Р.Легойда, председатель Синодального информационного отдела; профессор В.А.Алексеев, президент Международного фонда единства православных народов; руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" С.Л.Кравец; старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий; главный раввин России А.С.Шаевич; председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганов.
Cобравшихся приветствовал заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев, который поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с отмечавшимся накануне днем тезоименитства и объявил об открытии Собора.
Затем к участникам XIV Всемирного русского народного собора обратился глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Вот что, в частности, он сказал:
"Уважаемая Светлана Владимировна! Уважаемые высокие представители Российского государства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие соборяне!
Сердечно приветствую участников XIV Всемирного русского народного собора, посвященного вопросам национального образования. Русское слово "образование" происходит от слова "образ". Обучая и воспитывая детей, наши предки возделывали в них образ Божий, который присутствует в каждом человеке. Это то, что составляет наш внутренний стержень, то, что составляет наше "я". Этот стержень можно укрепить, а можно изломать. Но даже искореженный и изуродованный, он все равно будет оставаться в человеке. И задача семьи, школы, общества, задача Церкви и государства -- вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания. Образование -- процесс долгосрочный и творческий. Его успехи или неудачи во многом зависят от личности преподавателя, от отношения к предмету обучающих и обучаемых. Человек равнодушный и холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом.
Педагогика -- это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо -- свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет -- как монахи дают обет; но не о воздержании от семейной жизни, а обет хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения. Это должна быть своего рода клятва Гиппократа. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Можно принести в аудиторию очень умные книги, можно пригласить блестящих ораторов, но при этом не достичь главной цели, которая стоит перед процессом воспитания -- формирования образа Божия, формирования личности.
Образование всегда начинается в семье. Именно она является первой школой, определяющей жизненный путь ребенка. Очень важно, чтобы родители показывали пример глубокой взаимной любви и преданности, поскольку, как отмечают психологи, для ребенка важно не только то, как относятся к нему, но и как отец и мать относятся друг к другу. Конечно, многие родители далеко не всегда могут уделить ребенку должное внимание. Немалое, а иногда и основное место в жизни современной семьи занимают телевизор и в целом массовая медийная индустрия, которая формирует личность, исходя из своих чисто коммерческих или политических интересов.
Мне много раз приходилось слышать, как родители сетовали на то, что у них плохие дети, которые их не слушаются; на то, что разрывается связь в отношениях детей и родителей. Но ведь в детях мы видим самих себя. Дети -- это зеркало взрослого поколения. И если семья живет жизнью безнравственной, если дети видят обман, лицемерие, двоедушие, то никакие слова о высоком, произнесенные в школе или даже дома, или даже в Церкви, обычно не могут разрушить это влияние семьи. Поэтому воспитание ребенка начинается с семьи, а все остальное, о чем мы будем дальше говорить, повиснет в воздухе и останется пустыми словами, если не будет подкрепляться личным подвигом родителей.
Замечательные слова Священного Писания о том, что из сердца человека исходят злые помыслы (Мк. 7,21), можно в полной мере приложить и к нашей теме. Злые помыслы, злые дела, как и добрые помыслы и добрые дела, формируются в семье -- в первую очередь на примере родителей.
Однако средства массовой информации, обладая значительным потенциалом воздействия на людей, сегодня могут быть не только фактором, негативно влияющим на воспитание, но и стать добрыми партнерами, помощниками семьям, школе, Церкви и государству в воспитании и образовании нравственно целостной и социально ответственной личности. Сотрудники СМИ должны осознавать свою ответственность за то, что они выпускают в эфир и публикуют на страницах своих изданий. Иногда эти люди говорят: "Мы просто зарабатываем деньги -- это наша профессия. Мы производим продукцию, за которую платят; мы сбываем на информационном рынке то, что востребовано". Но ведь можно трудиться на благо общества, достойно и честно приобретая заслуженный достаток, а можно гнаться исключительно за прибылью. Журналисты могут принести огромную пользу обществу и во многом содействовать воспитанию людей, особенно молодых; а могут самым губительным образом разрушать то, что по крупицам будет создаваться в семье, школе и Церкви.
На смертном одре никто из нас не будет сокрушаться о том, что он упустил возможность заработать еще одну тысячу евро или долларов. Мне приходилось принимать исповедь у умирающих людей. Но я никогда не слышал сокрушений о том, что чего-то материального умирающий не успел получить в жизни. Именно в этот момент выстраивается единая, абсолютно верная система ценностей, потому что все житейское уходит на задний план, и единственное, о чем может скорбеть человек -- о том, что он не сделал добрых дел, что он кого-то обидел, что он не исполнил своего долга.
Из семьи ребенок попадает в дошкольные учреждения, а затем в школу. Многие замечают, что современные учащиеся уступают своим предшественникам в интеллектуальном развитии, что падает культурный уровень личности и общества. Этот тезис можно оспорить: нередко все зависит от того, где вы наблюдаете молодежь. Общаясь со студентами, я вижу совершенно замечательную молодежь, взирая на которую думаешь, что сила Божия действительно совершается вопреки всяким дьявольским ухищрениям: чистые и светлые лица, заинтересованные в получении знаний. Но ведь мы видим и другие картины, которые до нас доносит то же телевидение, когда, взирая на учащуюся молодежь, проникаешься страхом за будущее.
Сегодня многие призывают превратить образование в сферу своего рода коммерческих услуг. Но ведь такое представление чуждо нашим традициям и народному менталитету; более того, оно просто опасно. Сдать одежду в химчистку и отвести ребенка в школу -- это разнопорядковые величины, и если кто-то этого не понимает, то нам грозит беда. Ведь образование не сводится к "накачке" ребенка по-житейски полезными знаниями и информацией. Еще апостол Павел сказал поразительные слова: "если имею всякое познание <...>, а не имею любви, -- то я ничто" (1 Кор. 13, 2).
Любая человеческая культура живет не только и, может быть, даже не столько знаниями, сколько ценностями -- теми представлениями о должном и о постыдном, о праведном и о беззаконии, которые отличают достойного члена общества от человека морально погибшего. В любой культуре эти ценности укоренены в определенной картине мира, в том, как люди видят свое предназначение и свое место в мироздании. В любой культуре работают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чувства принадлежности к обществу и обязательств по отношению к другим людям. Любая культура предлагает свои ответы на самые важные вопросы: В чем смысл жизни? Почему мы должны поступать честно, даже если это идет вразрез с нашими эгоистическими интересами? Почему мы должны ставить наши обязательства по отношению к другим выше наших желаний? И мы знаем, что разные культуры отвечают по-разному на эти судьбоносные вопросы.
А могут ли такие жизненно важные вопросы, затрагивающие глубины нашей внутренней духовной жизни, предлагаться как предметы для потребления в условиях рынка? Там, где в обществе нет ответов на эти вопросы -- общих, консолидированных ответов; там, где ответы на эти вопросы представляются как равновозможные: хочешь -- будь альтруистом, а хочешь -- эгоистом, хочешь -- смиренно и добросовестно служи ближним, народу, государству, а хочешь -- живи во имя своего благополучия; там, где моральные ценности делаются предметом насмешек, -- там цивилизация неизбежно оказывается на пути к своему краху. Ни процветающая экономика, ни крепкая оборона, ни развивающаяся наука невозможны там, где люди утратили сознание своих обязательств по отношению друг к другу и к обществу.
Миссия образования и, в частности, школьного образования -- передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства. Именно поэтому фундаментальные ценности, соответствующие нашей духовной культурной традиции, ответы на вышепоставленные вечные вопросы должны закладываться в сознание подрастающего поколения с детского сада, со школы, впитываться с молоком матери.
Поэтому образование никоим образом не может быть просто одной из услуг, предлагаемых на рынке. Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить ее на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога.
С этого года в 19-и регионах России начнется апробация комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Учащиеся 4-х и 5-х классов могут на выбор изучать основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, основы мировых религиозных культур или светской этики. Преподавать этот курс уже начали школьные учителя, которые прошли или проходят специальную подготовку. Считаю, что успешное преподавание этого курса поможет снижению конфликтности в обществе, созиданию мира между людьми, принадлежащими к разным религиозным и культурным традициям.
Не без трудностей и не без критики со стороны тех, кто с самого начала противился этому доброму начинанию, оно внедряется в наши школы, и общее впечатление от происходящего -- положительное. Действительно, делается шаг в правильном направлении. Никогда такие шаги не делаются с легкостью, без труда. Но верим, что результаты внедрения этого воспитательного предмета в школьную программу мы скоро почувствуем и увидим.
Для преодоления отчужденности молодежи от жизни народа очень важно не допустить конфликта отцов и детей, а там, где он уже происходит, -- исцелять этот конфликт. И здесь очень важна защита семьи и ребенка. Опыт некоторых стран говорит о том, что чрезмерное вмешательство чиновников и судей во внутреннюю жизнь семьи может представлять реальную угрозу порядку жизни, заложенному Творцом в нашу природу. Мы знаем, что в некоторых семьях здоровью и даже жизни детей может угрожать опасность. Для их защиты должны неукоснительно действовать нормы закона, в значительной степени уже существующие в России. В то же время никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни -- должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста -- физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убежден, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии. Родители, педагоги, медики, политики, сотрудники правоохранительных органов, представители традиционных религий должны вместе и публично решать, какие меры необходимо принимать для защиты детей и где должны пролегать границы государственного вмешательства в жизнь семьи. Призываю каждого из вас потрудиться на своем месте ради защиты детей и сбережения семьи.
На Соборе нам предстоит обсудить много важных вопросов и дать на них свои ответы. Дискуссия о том, в чем заключается смысл служения учителя, как должно происходить приобщение ребенка к достижениям национальной культуры, будет проходить на секции в Союзе писателей России. Обсуждению вопроса о том, как передать будущим поколениям память о подвиге наших предков, одолевших фашизм, будет посвящена специальная секция в честь 65-летия Победы. Привнесение духовных ценностей в педагогику будет в центре внимания секции "Наша новая школа и духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации". Роль семьи в воспитательном процессе станет предметом дискуссии на секции, которая пройдет в Российском государственном социальном университете.
Молодые участники Собора обсудят очень непростой вопрос межнациональных отношений в школах и вузах. И затем молодежная дискуссия продолжится в Рязани, на том месте, где когда-то находился один из крупнейших исторических центров Древней Руси. Там впервые в истории Всемирного русского народного собора пройдет Молодежная соборная встреча.
Наконец, в этом году рамки Собора объемлют ставшую уже традиционной международную научно-практическую конференцию "Славянский мир: общность и многообразие", которая пройдет в мэрии Москвы при содействии столичного правительства и Института славяноведения Российской академии наук.
Дорогие участники Собора! Сегодня здесь представлены общество, Церковь, государство. Представлены школа и семья -- в лице педагогов и родительского сообщества. Представлено молодое поколение. На всех нас лежит огромная ответственность за будущее нашей страны, за судьбу нашего народа. Примем вместе миссию, возложенную на нас Господом и историей и со смирением и ответственностью откликнемся на те важные призывы, которое обращает к нам переживаемое нами время.
Желаю всем вам благословенных успехов в ваших трудах".
На открытии Собора были зачитаны приветствия президента РФ Дмитрия Медведева, председателя правительства РФ Владимира Путина.
Последнее послание зачитал министр образования и науки
А. Фурсенко, который сразу после чтения приветствия вернулся на свое место за столом Президиума, как будто и не имел никакого отношения к объявленной теме Собора.
В числе выступивших на первом пленарном заседании ВРНС были также:
Супруга президента РФ Светлана Медведева, возглавляющая Попечительский совет целевой церковно-государственной программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения в России".
Первая леди особое внимание уделила обоснованию введения нового школьного предмета "Основы религиозной культуры и светской этики", отметив, что необходимо научить детей "пользоваться религией" как "формулой нравственности", по слову Достоевского. "Знать об объективном нравственном законе необходимо так же, как о законах Ньютона", - сказала С. Медведева. Она с удовлетворением отметила, что с введением нового предмета завершилась "многолетняя дискуссия о том, надо ли обращаться к религии в школе" и было "найдено оптимальное решение". "Цена вопроса -- формирование целостной и счастливой человеческой личности", - заключила выступавшая.
Министр иностранных дел РоссииС. Лавров отметил, что Россия продолжает продвигать идею создания под эгидой ООН консультативного совета религий. Министр выразил уверенность, что "работа ВРНС будет содействовать консолидации гражданского общества, объединению всех, улучшению жизни российских граждан, процветанию России и укреплению ее позиций в европейской и глобальной политике". "Действуя сообща, мы сможем многое сделать", - подчеркнул он.
Лавров напомнил, что недавно отмечалось 65-летия Победы."Уроки победы с очевидностью показали, что возрождение общих для всех нравственных норм являются показателем гражданского нравственного общества, - отметил министр. - Поэтому сегодня мы хотим добиться укрепления нравственного восприятия в международных отношениях и между государствами".
"Мы хотим равной безопасности для всех, - подчеркнул Лавров. - Мы сегодня действуем рука об руку, помогаем российским диаспорам за рубежом, защищаем права наших граждан. Церковь решает практически те же задачи, что и дипломатия, осуществляя миротворческую миссию на пространстве СНГ и в других регионах мира, способствует историческому укреплению отношений между народами". "Нас объединяет общее понимание важности межконфессионального и межцивилизационного диалога на основе равенства и уважения фундаментальных моральных ценностей, - сказал министр. - В этом мы видим и внутреннее развитие России, которая является многоконфессиональным государством".
Мэр Москвы Юрий Лужков обратил особое внимание присутствующих на меры Московского правительства по повышению социального статуса учителя: "Я очень рад тому, что после целого ряда лет сегодня социальный статус учителя стал более высоким, чем средний социальный статус москвича".Он также заявил о необходимости поддержки детского чтения вообще и сельских библиотек в частности.
Где те библиотеки и где те села, господин Лужков? Не поздно ли спохватились, формулируя правильные мысли через четверть века после развала Союза ССР?
Кинорежиссер Н. Михалковыступал с большой обидой за то, что его новый фильм "Утомленные солнцем-2" не нашел отклика в сердцах наших людей, критиков, да и на прошедшем фестивале в Каннах - тоже. Он пенял на то "злорадство", с каким было встречено в России известие о его поражении в Каннах, и истолковал эту реакцию как проявление общего отсутствия уважения и любви в народе.
Его понять можно - такие громадные деньги! И фильм интересен, как говорят. Но не пошел, не приняли, не заинтересовались, не оценили. Надо делать выводы, Никита Сергеич, и тоже корректировать свое мышление с учетом запросов подрастающего населения. Вряд ли фильм ориентирован на них. Тогда на кого? На этот вопрос еще предстоит ответить.
Однако свои аплодисменты известный кинорежиссер все же сорвал, обратив внимание на разлагающее влияние рекламы, которая "никогда не предлагает работать, а только отдыхать", а также его заключительный пассаж: "Мы учим детей, как жить, но не учим - зачем жить".
Министр культурыА. Авдеев, честно сказать, не произвел на меня впечатления.
Какой министр, такая и культура. Возможно, это субъективное мнение, но такое впечатление действительно осталось.
А, учитывая то, что я тружусь как раз в Государственном учреждении культуры, смею надеяться, что создавшееся впечатление верно. Да и как-то робко министр говорил об "увядании" сельских библиотек, как центров культуры и робко призывал соборян возвысить свой голос в защиту культуры в целом, обращая внимание на ничтожное бюджетное финансирование этой важной области жизни народа. А Вы, господин министр, что же Вы...?
Председатель КПРФГ. Зюгановговорил коротко, емко, с конкретными цифрами и по делу. Впрочем, как всегда.
Ужасные цифры приводил по результатам пресловутого ЕГЭ и обращал внимание на то, что нынешнее школьное образование тем лучше, чем дальше от Москвы и Питера. И он прав, конечно, - таковы реальные данные.
Кроме того, на Соборе выступили: Губернатор Волгоградской областиА. Бровко и Председатель Центрального духовного управления мусульман РоссииТалгат Таджуддин, Председатель Московской городской Думы В. Платонов, Представитель Российского императорского домаОльга Куликовская-Романова, Глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий, Председатель комитета Госдумы по делам семьи Елена Мизулина, Наместник московского Сретенского монастыряархимандрит Тихон (Шевкунов).
КинорежиссеруВладимиру Хотиненко на открытии Собора за фильм "Поп" впервые была вручена премия Патриарха Московского и всея Руси в области киноискусства, учрежденная Синодом в прошлом году.
Вручая премию, Патриарх Кирилл отметил, что "режиссер, будучи светским человеком, изобразил священника, на какого хотели бы походить многие современные батюшки". Он напомнил, что фильм "Поп" посвящен судьбе священника, оказавшегося "в контексте самого страшного национального испытания - Великой Отечественной войны", а режиссеру "достаточно объективно и художественно" удалась попытка рассказать об этих сложных обстоятельствах.
Материалы по этому Форуму в достаточном количестве изложены в Интернете, я же ставил своей задачей обратить внимание коллег по Самиздату на сам факт проведения Собора с такой важной темой и показать несколько фотографий, которые удалось сделать непосредственно в зале.
Как мне кажется, из авторов Самиздата на Соборе присутствовали два человека: Ваш покорный слуга и Андрей Санрегрэ, который с большим вниманием выслушивал каждого выступающего и время от времени делал какие-то пометки в своем блокноте.
Вероятно, также готовил репортаж о данном мероприятии, чтобы поделиться своими мыслями с коллегами.
Для чего вот уже на протяжении многих лет я посещаю ВРНС? Все просто - в живой атмосфере общения сверяю свои мысли, не очень веселые порой, с мыслями других уважаемых, а иногда, и неуважаемых, людей. Черпаю знания, частенько корректирую отношение к обсуждаемой теме. Где-то соглашаюсь, а где-то возмущаюсь, как например, в случае с Министром образования и науки А. Фурсенко.
Можно было бы и дальше в таком же ключе выражать свое отношение к выступлениям и эмоциям участников Собора, но вряд ли это уместно, поскольку восприятие у всех разное и каждый в состоянии прочесть самостоятельно то, о чем на этом Форуме говорилось.
Тема, конечно, злободневна. Не заболтать бы и не отделаться очередным пшиком, как это часто бывает. А ведь все к этому идет и, похоже, уже никто не верит, что среднее образование останется бесплатным...
А как думаете Вы, мои коллеги дорогие, на этот счет? Правильно Патриарх поднимает вопрос об учителях, приобщении детей к культуре, качестве образования, и Зюганов тоже правильно говорит, а вот Фурсенко промолчал и вернулся в свое кресло... Министры у нас... - что в Министерстве Обороны, что в Министерстве образования..., что в других уважаемых Ведомствах...
Будет ли услышан глас вопиющего в пустыне? И воспримет ли наша светская власть рекомендации этого Собора, а они последуют непременно. И будет ли толк от того, что Первая леди страны посетила данный Форум, послушала, выступила и вскоре удалилась, еще до того, как началось самое главное - выступления по теме, предложения и выплеск боли за то, в каком состоянии находится образовательная сфера нашего общества.
Жаль, я не смог принять участия в работе Собора во второй день. Обсуждаемые вопросы говорят сами за себя, особенно - "Школа и ее роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения".
Валентин Григорьевич Распутин:
"Вольно или невольно, это особый разговор, вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда школа становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире. Никогда еще так не нуждалась школа в грамотном учителе - грамотном не только в своем предмете, а прежде всего и свыше всего в науке отечественного обоняния и осязания, с которых начинается гражданство. Школьное образование сегодня - это служение, и служение тяжкое до самоотвержения и креста, и кто не готов к нему, тому лучше отойти в сторонку и заняться другим делом. Сегодня еще не поздно, есть все признаки того, что и со школьных парт, и в вузовских аудиториях чают и ждут такого учителя..."
Вот так!Давайте попробуем сами себе ответить на этот вопрос - о роли школы в патриотическом воспитании подрастающего поколения, а, ответив, понять, в правильном ли направлении развивается общество...