Аннотация: Для тех, кто не был и кому интересно...
Несколько дней тому назад, возвращаясь из Белгорода в Москву через Тулу, в очередной раз решил заглянуть в усадьбу писателя Л.Н. Толстого и пройтись по тем аллеям, где некогда хаживал и он вместе с женой Софьей Андреевной и детьми. От основной трассы Москва - Белгород деревня "Ясная поляна" расположена совсем недалеко - примерно 10-12 км. Упустить такую возможность было бы непростительно, тем более в экипаже находилась молодая барышня, 28 лет от роду, и приобщить ее к такому исторически важному культурному наследию являлось святой задачей родителя. Впрочем, возражений от нее не последовало.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые фотоснимки, которые сделал, гуляя по территории заповедника, где в каждом уголке чувствуются заботливые руки людей, ухаживающих за старыми зданиями, деревьями, садами, водоемами, купальней, пасекой, цветниками, лошадьми и, наконец, за могилой писателя, где каждый уголок напоминает о том времени, в котором жил и творил писатель. К сожалению, нам не удалось посетить сам музей Л.Н. Толстого, - время было позднее и экскурсии уже не проводились. Но и того, что удалось увидеть, хватило для эмоций и впечатлений, приобщения наших душ к чему-то важному в истории России 19-го века, истории жизни и творчества великого писателя - дворянина, мужика, мужа, отца.
Посещение Ясной поляны подвигло меня еще раз обратиться к изучению всего того, что связано с жизнью великого писателя, его творчеством, вероисповеданием, философией. Убежден, что многие знают о писателе Л.Н. Толстом, читали его выдающиеся произведения, учились по ним в школе, смотрели фильмы, снятые на эти произведения, и совсем немногие были в тех местах, где он прожил долгие 50 лет своей жизни, где написал большую часть своих творений. Именно этим моим коллегам и читателям я адресую данный очерк.
В нем изложены известные факты, их легко можно найти в интернете, прочитать в литературе, посвященной Л.Н. Толстому и его семье, но, тем не менее, некоторые из них, чтобы не тратить лишнее время на поиски, я привожу в данном очерке, строя его в той последовательности, которая мне представляется приемлемой, исходя из впечатления и настроения, под которыми нахожусь после экскурсии.
Итак, по порядку. (Хронология развития музея- усадьбы приводится с использованием материалов сайта "Музей-усадьба "Ясная поляна" и некоторыми комментариями автора очерка).
Лев Николаевич Толстой прожил трудную жизнь, полную любви, разочарований, сделав в своем творчестве многое из того, что стало мировой гордостью, но никогда не было гордостью самого писателя. Такова его собственная позиция и именно так он относился к своим работам, отдавая предпочтение больше религиозной и философской тематике.
После его смерти(1910 г.) Софья Андреевна Толстая (жена писателя) в 1911 г. не единожды обращалась к Николаю II с просьбой принять Ясную Поляну под охрану государства, но каждый раз получала отказ. Решение Государя в итоге было таким: назначить вдове писателя пенсию, которая позволила бы, в том числе, содержать усадьбу. Не жаловал особо Государь Толстого. Да и могло ли быть иначе, если писатель критически относился к духовенству, разоблачал самодержавие, полицейское насилие, милитаризм.
"В конце 1850-х Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844-1919), дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Ему казалось, что разница эта очень велика, что увенчайся даже его любовь взаимностью, брак был бы несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого и не "отжившего" человека.
Исходя из волновавшего его личного мотива, он пишет свой первый роман, "Семейное счастье", в котором сюжет развивается именно по этому пути.
Но в действительности роман Льва Николаевича с Софьей Андреевной разыгрался совершенно иначе."(Википедия)
"... Толстой снова стал бывать у Берсов почти каждый день. Перед его визитами Любовь Александровна всегда забегала в комнату девочек - проверить платье и прическу Лизы. Старшая дочка была на выданье. Соня приходила в восторг: граф такой милый, просто чудо, и Лизонька прелесть как хороша, и вот-вот он сделает ей предложение! Но Толстой что-то медлил, уже целый год как его прочили в женихи, а между ним и Лизой до сих пор ничего не было...
... Через две недели, в течение которых графа все еще считали женихом Лизы, он вызвал Соню в пустую комнату.
- Я все не решался с вами поговорить, Софья Андреевна. Вот письмо. Прочтите. Я буду здесь ждать вашего ответа.
Соня, схватив конверт, бросилась к себе и быстро пробежала глазами письмо до слов: "Хотите ли вы быть моей женой?" Развернувшись, чтобы бежать к нему, она в дверях столкнулась с Лизой.
- Ну что? - Голос сестры едва заметно дрожал.
- Граф сделал мне предложение, - выпалила Соня и бросилась вверх по лестнице в комнату матери, где ее ждал Толстой:
- Разумеется, да!"
(Полина Молоткова, "Все смешалось в доме Толстых")
Три года вынесши в сердце своём страсть к Софье, Толстой осенью 1862 года женился на ней, и на долю его выпала самая большая полнота семейного счастья.
"23 Сентября 1862 года. Маленькая старушка у входа в церковь Рождества Богородицы на Великокняжеском подворье перекрестилась: "Дай Бог счастья, дай Бог счастья".
- Ох, что-то невестушка больно бледная. А барин-то уж в летах. За вдовца, что ли, пошла? Да кто венчался-то? - поинтересовалась старушка.
Сонечка Берс действительно была очень бледной - ее жених, Лев Николаевич Толстой, опоздал к венчанию, и она от нервного напряжения уже несколько раз чуть было не лишилась чувств. Теперь она смотрела на мужа с восторгом, прижималась к его сильной руке и тут же робела. Ей было всего 18. Льву Николаевичу - 34. И все произошло так быстро, Соня и опомниться не успела!...
...Первая брачная ночь испугала ее еще больше. Соня, видимо, несколько иначе представляла себе семейную жизнь: "У него играет большую роль физическая сторона любви. Это ужасно - у меня никакой, напротив". Толстой, конечно, тоже почувствовал что-то неладное: "Ночь, тяжелый сон. Не она". Неудивительно, что первые ссоры произошли уже во время медового месяца. Примирение было быстрыми страстным, но идиллическая картина навсегда исчезла...".
(Полина Молоткова, "Все смешалось в доме Толстых").
В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Однако отношения Толстого с женой не были безоблачными. Между ними часто возникали ссоры, в том числе в связи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.
"Соня: "Боль меня гнет в три погибели. Лева убийственный... Ничто не мило. Как собака, я привыкла к его ласкам - он охладел..." "Мне скучно, я одна, совсем одна... Я - удовлетворение, я - нянька, я - привычная мебель, я женщина".
"...Соня, прости меня, я теперь только знаю, что я виноват и как я виноват! ...Я был горд и жесток, и к кому же? - К одному существу, которое дало мне лучшее счастье жизни и которое одно любит меня... Соня, голубчик, я виноват, но я гадок... во мне есть отличный человек, который иногда спит. Ты его люби и не укоряй, Соня..."
- Ты знаешь, Соня, - сказал как-то Толстой, - мне кажется, муж и жена - как две половинки чистого листа бумаги. Ссоры - как надрезы. Начни этот лист сверху нарезать и ... скоро две половинки разъединятся совсем"...
...Супруги, казалось, все больше отдалялись друг от друга. Однажды, когда поздно вечером Лев Николаевич позвал к себе жену, она холодно отказала. Он не спал всю ночь, собрал вещи и, приготовившись уйти, разбудил Софью Андреевну. Скандал был ужасный...
- Ты перестала быть мне женой! - кричал граф. - Кто ты? Помощница мужу? Ты давно уже только мешаешь мне. Мать? Ты не хочешь больше рожать детей! Кормилица? Ты бережешь себя и сманиваешь мать у чужого ребенка! Подруга моих ночей? Даже из этого ты делаешь игрушку, чтобы взять надо мной власть!..."
(Полина Молоткова, "Все смешалось в доме Толстых").
И только 27 мая 1919 г. Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой (дочери писателя) Охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие "исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства".
Александра Львовна прожила трудную, но яркую жизнь.
"Александра Львовна Толстая (1884-1979) - дочь Л.Н. Толстого. Александра Львовна получила прекрасное домашнее образование. Она была трудным ребенком. Ее наставниками были гувернантки и старшие сестры, которые занимались с ней больше, чем Софья Андреевна. Отец в детстве тоже мало с ней общался. Когда Александре исполнилось 16 лет, произошло ее сближение с отцом. С тех пор она всю жизнь посвятила ему. Она выполняла секретарскую работу, освоила стенографию, машинопись. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие отца. Во время Первой мировой войны она окончила курсы сестер милосердия и ушла добровольно на фронт, служила на Турецком и Северо-Западном фронтах. За участие в войне, за неистощимую энергию, за свои организаторские способности, за самоотверженность и храбрость она была награждена тремя Георгиевскими крестами и удостоена звания полковника. После войны Александра Львовна посвятила себя сохранению и распространению духовного наследия отца, принимала участие в издании "Посмертных художественных произведений Л.Н. Толстого", подготовке Полного собрания сочинений. В 1920 г. она была арестована ГПУ и приговорена к трем годам заключения в лагере Новоспасского монастыря. Благодаря ходатайству крестьян Ясной Поляны, ее освободили в 1921 г., она вернулась в родную усадьбу. В 1924 г. в прессе стали появляться клеветнические статьи об Александре Львовне, в которых она обвинялась в неправильном ведении дел. В 1929 г. она решила покинуть Россию, уехала в Японию, затем в США. За границей она выступала с лекциями о Л.Н. Толстом во многих университетах, в 1939 г. организовала и возглавила Толстовский Фонд по помощи всем русским беженцам, филиалы которого сейчас находятся во многих странах. В 1941 г. она приняла американское гражданство. Ее благотворительная деятельность получила признание во всем мире. Александра Львовна скончалась 26 сентября 1979 г. в Валлей Коттедж, штат Нью-Йорк."(Википедия)
В 1921 г. во многом стараниями Александры Львовны усадьба Л. Н. Толстого была превращена в музей. 10 июня 1921 г. вышло постановление ВЦИК о новом статусе Ясной Поляны. Хранитель музея должен был создать в Ясной Поляне культурно-просветительный центр с библиотекой, школой, организовывать чтение лекций, спектакли, выставки, экскурсии. "Комиссаром-хранителем" музея была назначена Александра Львовна Толстая.
В 30-е и 40-е годы особое внимание уделялось восстановлению и сохранению Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Мастера Государственной Третьяковской галереи отреставрировали произведения живописи в доме Толстого (полотна работы Репина, Ге, Крамского...). Ясная Поляна была передана в ведение Академии наук СССР; музей стал превращаться в научно-исследовательский центр изучения наследия Л. Н. Толстого.
В 1941 г. над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая-Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев. 13 октября 110 ящиков с экспонатами дома Толстого были отправлены в Москву, а затем в Томск. Ясная Поляна была оккупирована в течение 45 дней. При отступлении немцы подожгли дом Толстого. К счастью, пожар удалось потушить, и в усадьбе немедленно начались восстановительные работы. Первая реставрация была завершена к маю 1942 г. В мае 1945 г. экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время.
Софья Андреевна - дочь Андрея Толстого, одного из младших сыновей Л. Н. Толстого. Она родилась в 1900 г., и ее крестной матерью стала бабушка Софья Андреевна; девочку и назвали в ее честь. В 1925 г. она закончила литературное отделение Государственного института живого слова. В том же году вышла замуж за Сергея Есенина, с которым ей было суждено прожить последние месяцы его жизни. Позднее Софья Андреевна сделала очень многое для сохранения наследия поэта.(Википедия)
Начиная с 50-х годов проводится серьезная реставрация дома Толстого; восстанавливается яблоневый сад, вымерзший во время войны, реконструируются хозяйственные постройки, расширяется экспозиционная деятельность музея, постоянно сменяют друг друга выставки во Флигеле Кузминских и выставочных залах Дома Волконского; музей организует передвижные выставки; расширяются его фонды; растет число посетителей.
150-летие Л. Н. Толстого (1978 г.) ознаменовалось награждением музея орденом Ленина.
Ясная Поляна ведет свое летосчисление с конца XVII столетия, с момента появления здесь ее первых владельцев - Карцевых. В 1627 году за верную службу царю боярин Григорий Карцев и его сын Степан были пожалованы землей в Соловском (позже Крапивенском) уезде. Карцевы охраняли этот участок засечных лесов. Ясной Поляне уделялось должное внимание, т.к. через нее шел путь на Тулу и далее на Москву.
"Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его". (Л.Н. Толстой)
В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Толстого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. Вместо деревянных построек были возведены ансамбли каменных зданий.
Усадьба пережила несколько этапов, прежде чем основательно изменила свой облик в ходе коренной реконструкции, предпринятой дедом Л. Н. Толстого князем Николаем Сергеевичем Волконским. Его можно считать строителем той яснополянской усадьбы, в которой позднее протекала жизнь Льва Николаевича Толстого.
От Н. С. Волконского Ясная Поляна перешла к его единственной дочери, матери Л. Н. Толстого Марии Николаевне. Отец писателя, граф Николай Ильич Толстой, достроил здесь 32-комнатный ампирный дом, увеличил сад и хозяйственные службы.
"Он знал её жизнь почти наизусть. Составлял терпеливо хронику её рода, перечитывал дневники, записки, письма, уцелевшие в семейном архиве... Всё, что мы так или иначе знаем о графине Марии Николаевне Толстой, мы знаем от её сына. Он оставил нам её выразительный портрет на страницах самой первой своей книги: " Детство".
Все помнят эти строки: "нежная, белая рука, ласкающая детскую голову, завитки волос на шее, тёплые чёрные глаза, наполненные светом и всегдашней любовью" Пленительная картина, хоть цельного описания и нет. Облик загадочен и неизвестен. Как у ангела. Почти условен. Каждый волен писать своё. И нам остается тогда лишь добавить к такому вот чарующему и памятному описанию ещё несколько отдельных штрихов. Не более...
Княжна Мария Николаевна Волконская принадлежала, по рождению своему, к знатнейшему из родов российских: отец её, князь Николай Степанович Волконский - виднейший соратник императрицы Екатерины Второй, её обер-секретарь и сенатор.
В имении жены своей, урожденной княжны Екатерины Дмитриевны Трубецкой, "Ясная Поляна", близ Тулы, Николай Степанович выстроил отличный дом с флигелями и службами, парком и беседками-ротондами, завёл оркестр из крепостных музыкантов, наладил хозяйство отличнейшим образом, и, казалось, не особо и тужил, когда попал в опалу в царствование императора Павла Первого: за какое-то неосторожное высказывание в адрес царствующей особы и царящих подле особы нравах. Ну, что ж, опала, так опала! Сенатор князь Волконский принял её с должным безразличием и хладнокровием истинно мудрого человека-стоика, ценящего в жизни совсем иные блага, нежели "жизнь в случае"...
Ему и спокойнее гораздо было в тиши имения: можно здесь вволю размышлять, читать, прогуливаться и обдумывать свои " дипломатические мемории", ждать появления первенца.
Он надеялся на сына - было бы тогда кому передать фамилию и гербы, но человек предполагает, а ...
Мария Николаевна, княжна Волконская, слыла среди знающих её людей девушкою необыкновенной. От отца она унаследовала небывалую гордость духа, аристократизм, утонченность манер, врожденное чувство собственного достоинства. Говорила на пяти языках, в том числе - итальянском - читала латинские лечебники, отлично играла сложнейшие клавикордные и арфические пиесы, интересовалась алгеброю и историей искусств.. Незаурядность её ума сказывалась не только в каждом её слове, жесте, но и во взгляде лучистых глаз, впрочем, часто наполненных слезами: имела княжна Мария Николаевна очень ранимую душу, чувствительное к страданиям других сердце. В обиходе же была скромна и к себе очень требовательна, взыскательна. Все эти черты ей достались по наследству от рано умершей матери. В общении с властным и язвительным отцом Мария научилась скрывать свои чувства, но эмоции кипели внутри нее, как еще не проснувшийся вулкан.
Граф Николай Толстой, конечно, знал, идя навстречу желанию родных, что брак сей будет заключен по расчёту. Знала отлично "грустные обстоятельства родовитой фамилии" и сама княжна Мария.
Но молодые люди неожиданно друг другу понравились, и к чувству уважения, которое испытал Николай Ильич к княжне Марии почти сразу - с первой их встречи - примешалось ещё и чувство искреннего восхищения, переросшее в глубокую привязанность, преданность...
Девятого июля 1822 года княжна Мария Николаевна Волконская стала графинею Толстой. В приданное мужу она принесла восемьсот крепостных душ в Тульской и Орловской губерниях, несколько имений, самым большим из которых была родовая усадьба - Ясная Поляна. Но молодые поселились в Москве, в скромной квартире вместе с матерью и кузиной молодого графа, Танечкой Ергольской.
Графиня Мария Николаевна Толстая умерла вскоре после рождения младшей дочери Машеньки. Произошло это, вероятно, вследствие какого-то послеродового осложнения.
Или по крайней слабости здоровья - Мария Николаевна унаследовала от своей матери, княжны Трубецкой, весьма хрупкое телосложение. Возможно, что тут сыграла зловещую роль и наследственная предрасположенность к чахотке. Смерть Марии Николаевны была для семьи ошеломляюще непостижима. Много позже Лев Николаевич передал свои чувства и впечатления от постигшего семью горя в завершающих главах "Детства" и блестяще справился с этим, но...
...Её смерть 4 августа 1830 года была для полуторагодовалого малыша Левушки непостижимым и непоправимым ударом такой силы, которую он не мог осознать, и с которым не мог примириться и долгие - долгие годы спустя... Да, пожалуй, всю свою жизнь. Следы этого не примирения, этого постоянного поиска ускользающего из самого раннего детства дивного мира гармонии и счастья, ускользающего, пленительного образа матери - синонима этой самой Гармонии мы находим в вечных метаниях Толстого не только в молодости, перед женитьбой, но и в поздние годы зрелых исканий, вплоть до Ухода Исхода.. На страницах произведений..
Отец Льва Николаевича Толстого скончался, когда будущему писателю было всего лишь девять лет. Граф Николай Ильич Толстой умер при загадочных обстоятельствах, прямо на улице, в Москве, куда приехал из Ясной, по делам; не приходя в сознание. Деньги и документы, бывшие при нём, пропали. Пропал и медальон - часы с портретом покойной супруги, графини Марии Николаевны Толстой, с которым Николай Ильич старался не расставаться. Слуги, сопровождавшие в тот день графа, тоже - бесследно исчезли". (Светлана Макаренко, "Неведом лик, известен миру образ...")
Лев Николаевич родился 28 августа (9сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной поляне. У Толстого к тому времени уже было три старших брата - Николай, Сергей и Дмитрий. В 1830 году родилась сестра Мария. Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать." (Википедия)
Лев Толстой поселился в доме своего деда (бывшем флигеле) в Ясной поляне в 1856. Он провел здесь большую часть своей жизни. Родовое имение с его пейзажами, лучшими традициями усадебного быта, семейными преданиями служило Толстому неисчерпаемым источником творческих сил и вдохновения и неизменно присутствовало в его произведениях. Описание родных мест Толстой дает в "Романе русского помещика", "Войне и мире", "Анне Карениной".
Сюда привез он в 1862 году свою молодую жену. Позже небольшого флигеля уже не хватало для растущей семьи, и Толстой расширил его, добавив несколько пристроек. В этом доме Толстой прожил более 50 лет и создал в нём большую часть своих произведений.
Сейчас Дом, в котором жил Толстой, является музеем Л.Н. Толстого. В экспозицию музея входят подлинная обстановка усадьбы, личные вещи Л. Н. Толстого, его библиотека (22 000 книг). В доме по-прежнему сохраняется обстановка 1910 года, последнего года жизни Толстого.
Вокруг дома разбиты цветочные клумбы. Софья Андреевна очень любила цветы, сама ухаживала за ними.
Здесь же во дворе расположены хозяйственные пристройки, одна из которых называлась белой кухней.
Ясная Поляна - уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых.
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя по материнской линии князь Н. С. Волконский.
При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и "черная кухня". В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.
Вокруг Дома Волконского располагается ряд хозяйственных построек.
Конюшня находится напротив Дома Волконского. Здесь стояли выездные и рабочие лошади. В правой части здания находился каретный сарай.
Здесь же располагался птичник, инвентарный сарай, другие хозяйственные и жилые постройки.
Неподалеку от конюшни находилась кучерская.
Здесь же на окраине старого сада вдоль аллеи размещались житня
и рига
Флигель Кузминских изначально представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском и состоявшего из большого дома и двух флигелей (к сегодняшнему дню остался только один флигель).
В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, просуществовавшая до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
Недалеко от флигеля также разместились колоритные по нынешним временам хозяйственные постройки - амбар и погреб.
У входа в усадьбу располагаются две круглые кирпичные башни, простые и изящные. Они были выстроены дедом Толстого, князем Н. С. Волконским. Когда-то между башнями были укреплены железные ворота, но при Толстом их уже не было. Внутри башни полые, в них укрывались от непогоды сторожа.
Налево от входа - небольшой домик, называемый "каменка". Здесь жил садовник. В 90-е годы в "каменке" была школа для крестьянских детей, в которой преподавали старшие дочери Толстого - Татьяна Львовна и Мария Львовна. Сегодня в нем располагаются кассы музея-усадьбы. К сожалению, снимка "каменки" автор не сделал, но зато сделал фото прейскуранта цен на посещение усадьбы, а прейскурант, как я понимаю, находился как раз в окошке кассы, размещенной в этом небольшом белом каменном сооружении. Цены, надо сказать, абсолютно приемлемы для различных слоев населения - от школьника до пенсионера.
Рядом с каменкой располагается еще одно интересное сооружение, но уже деревянное. Поясняющих надписей нет и логично предположить, что в этом небольшом сарае хранился садовый и другой инвентарь.
Сразу за центральным входом взор посетителя привлекает удивительно красивая живописная березовая аллея, ведущая от башен въезда к дому писателя.Аллеяэта называется "Прешпектом".Вызывает ассоциацию с "проспектом", но так ли это на самом деле, трудно сказать. Вероятно, где-то можно найти разъяснения. Но на проспект аллея похожа однозначно.
В письме жене (1897) Толстой говорил о "Прешпекте": "Необычайная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого... Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапивка, и все - главное, маханье берез прешпекта такое же как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту".
По левую сторону от "Прешпекта" располагается Большой пруд. Осталась на берегу пруда и баня (видна на заднем плане).
По обычаю половина этого пруда принадлежала помещику, а другая - крестьянам. В былые времена здесь ловили рыбу, катались на лодках, а зимой - на санках и коньках. По берегам пруда до сих пор сохранились старинные ракиты, растущие в усадьбе еще с начала XIX века, когда владельцем Ясной Поляны был князь Н. С. Волконский. Радуют взор желтые кувшинки, которые не так часто в наше время можно встретить. Вообще водоем вызывает ощущение текучести времени, как будто историческая информация заложена в нем. А ведь так и есть на самом деле.
По другую сторону "Прешпекта", в овраге, при князе был разбит аглицский парк с каскадом из трех небольших прудов: Верхнего, Среднего и Нижнего.
В этом живописном уголке Ясной Поляны Толстому все напоминало о матери, Марии Николаевне. Мария Николаевна любила гулять по дорожкам Нижнего парка, сажала здесь розовые кусты, бересклет, орешник, серебристые тополя. По семейным преданиям, в беседке-вышке, расположенной в глубине парка, она ждала возвращения мужа, часто отлучавшегося из усадьбы по делам.
Нижний пруд украшен живописными березовыми мостиками.
Уютно расположился Средний пруд чуть выше и справа по ходу движения, если идти по аллее "Прешпект". В 90-е годы на Среднем пруду была поставлена купальня. В разные годы она меняла свой вид: то ее сколачивали из досок, то делали из хвороста. В этом пруду купались дети Толстого, гости, а зимой здесь устраивали каток.
Еще выше располагается сад "Клины" и рядом - теплица, вокруг которой множество цветов. Так красиво - глаз не оторвать. Тепличка особенно ничем не отличается от современных, может быть только сделана гораздо проще и надежнее, чем мы это привыкли видеть на дачных участках. Обыкновенный сруб, над срубом виднеется труба, а значит, внутри есть печь. Скаты крыши выполнены в виде рам, в которые вставлены стекла.
Теплицабыла выстроена Толстым в 70-х годах на месте сгоревшей в 1867 г. оранжереи князя Н. С. Волконского. По словам Л. Н. Толстого, его дед любил цветы. В оранжерее он разводил редкие растения, персики, абрикосы. Теплица же снабжала усадьбу овощной и цветочной рассадой. Ясную Поляну украшали гиацинты, крокусы, розы, гладиолусы, пионы. Не забыта эта традиция и сегодня.
Плодовые сады - украшение яснополянской усадьбы... В саду насчитывалось 6385 плодовых деревьев различных пород. Одних только яблонь насчитывалось более 30 сортов.
Сейчас сады, если судить по увиденному, активно обновляются и продолжают жить, благодаря заботливому отношению к ним персонала музея-усадьбы (на дальнем плане виден садовый павильон).
Каждый участок яснополянского сада имеет свое название: Старый сад - первый яснополянский сад, Красный сад - рядом с домом Толстого, Молодой сад - посажен в начале 80-х годов XIX века; сад "Клины" - восстановлен Л. Н. Толстым в память о матери.
Старый липовый парк "Клины", примыкающий к дому Толстого, был разбит в классическом стиле, образцом для которого послужили французские регулярные парки. Название свое парк получил потому, что пересекающиеся в центре аллеи делят его на восемь треугольников - "клинов". Л. Н. Толстой, характеризуя планировку парка, называл его "квадрат" и "звезда". Между липами мать Толстого Мария Николаевна посадила яблони. В саду и сейчас еще растут и дают плоды те старые яблони, что посажены Толстым. Кроме того в этом саду росли смородина, крыжовник, малина и земляника. В каждом из клинов были устроены клумбы с цветами.
Лес "Чепыж". Это название относится к дубовому лесу, начинающемуся за "Красным садом". Чепыж является частью исторических Тульских засек. Возраст деревьев - 180 - 250 лет. Толстой любил выбирать эти места для своих ежедневных прогулок. По преданию в "избушке на столбах", выстроенной на заросшей теперь поляне в западной части массива, был одно время устроен им и рабочий "кабинет".
Лес "Старый заказ". Как и Чепыж, этот лес является частью "засечных" лесов. Предполагается, что свое название он получил еще во времена деда Л. Н. Толстого, князя Н. С. Волконского, запрещавшего рубку деревьев в этих лесах. В 1863 - 64 гг. уже при Л. Н. Толстом этот лес все же был вырублен, но после этого уже никогда не рубился. Соответственно, возраст большей части деревьев составляет 100 и более лет.
В Красном саду, практически рядом с Домом Толстого, уютно расположилась пасека.