Аннотация: Несколько наблюдений и советов, которые, быть может, помогут сберечь деньги и избежать неприятностей
Вы когда-нибудь пользовались платежными терминалами? А может быть пользуетесь ими постоянно?
На случай, если пользуетесь или соберетесь воспользоваться в будущем - хочу поделиться несколькими наблюдениями и советами. Быть может, они помогут вам сберечь деньги и не попасть в неприятную ситуацию, когда очень важный платеж, отправленный через терминал, зачисляется уже после того, как он был нужен. Или не зачисляется вовсе.
Все описанные ниже наблюдения сделаны лично. Никаких слухов и пересказов чужих историй. Только собственный опыт.
Регулярно пользоваться платежным терминалом я начал после того как его установили на первом этаже бизнес-центра, в котором работаю. Это произошло примерно три года назад. Без особой необходимости я никогда им не пользовался - только если срочно нужно кому-то положить деньги на телефон или оплатить что-то в интернете, когда яндекс-кошелек пуст. Бежать в салон связи среди рабочего дня бывает неудобно - это минимум 20 минут, а поздно вечером попросту невозможно - они уже закрыты. Терминал в этих случаях - удобный вариант для оплаты. Но... возникает несколько "но".
1.
Первая неприятность, возникающая с терминалом - отсутствие чека, который должен быть выдан после отправки платежа.
По закону терминал обязан выдавать чеки всегда. Но это по закону. А законы у нас в стране выполняются очень выборочно. Вот и наш терминал выдает чеки далеко не всегда, а только если "настроение хорошее". Точнее - если есть чековая лента и... модуль печати чеков. Да-да, модуль печати чеков иногда отсутствует как таковой. При этом деньги терминал принимает. Последний такой случай произошел несколько дней назад - денежку аппарат принял, а чек печатать было некому. Как сказал охранник, дежуривший в этот момент, модуль печати чеков обслуживающий персонал демонтировал несколько дней назад. Надо полагать, что этот модуль банально сломался. Но поставить на место сломанного модуля исправный никто не удосужился. И отключать терминал тоже не стали - не терять же деньги из-за такого пустяка как отсутствие модуля по печати чеков.
Отсюда первый совет - перед тем, как производить платеж, убедитесь, что аппарат выдает чеки. Например, спросите у охранника. Если спросить некого или охранник не в курсе - отправьте сначала пробный платеж, какую-нибудь мелкую сумму, чтобы не очень жалко было. Я в последний раз именно так и поступил. В результате - потеряно всего 10 рублей, а не 100 и не 1000. Почему потеряно - читайте далее.
2.
Вторая неприятность - платеж, который иногда носит срочный характер, может банально "застрять" и дойти до адресата, когда он (платеж) будет уже не очень нужен или не нужен вообще. А может и вовсе не дойти.
Однажды у меня был случай, когда нужно было оплатить Интернет-аукцион. То есть оплатить приобретенный на аукционе лот. Время на оплату в таких случаях всегда очень ограничено и если не оплатить вовремя - торги либо отменяются, либо лот продается участнику со второй ставкой - это зависит от правил конкретного аукциона. В любом случае, победитель, не оплативший лот вовремя, претендовать на него уже не может. Эта ситуация очень хорошо показана в фильме "12 стульев", когда Остап Бендер и Киса Воробьянинов не смогли оплатить стулья и их начали распродавать по-одному, выставив великого комбинатора вместе с отцом русской демократии за двери аукционного дома.
В моем случае деньги на оплату были, но они были наличные, а оплатить аукцион нужно было электронными деньгами. Простейший способ - воспользоваться терминалом и положить деньги на яндекс-кошелек. Что я и сделал. Но... проходит час, два, а денег на яндекс-кошельке так и не появляется. Отсканированный и отправленный в службу поддержки Яндекса чек не помогает - там ответили, что платеж к ним не поступал. Попытка дозвониться в службу поддержки платежной системы, владеющей этим терминалом - ни к чему не приводит, указанный на чеке телефон оказался чужим - берут трубку в какой-то квартире и отвечают, что ничего не знают. Позже платеж все-таки дошел. Помнится, я даже успел внести деньги куда следует и история завершилась благополучно. Но поволноваться пришлось. А вот произведенный несколько дней назад платеж без чека - пока так и не дошел. Поэтому хорошо, что я не стал вносить всю сумму, а ограничился "экспериментальной десяткой". Видимо, в аппарате не только модуль печати чеков отсутствует, но и связь с внешним миром не работает. Единственное, что там работает в данный момент - это купюроприемник. И экран.
Отсюда второй совет - если платеж важный и срочный - тоже рекомендую отправить сначала небольшую часть суммы и убедиться, что она дойдет по назначению. А потом уже оплачивайте все остальное. Если терминал находится в вашем здании - спуститься лишний раз на лифте не составит труда. А если терминал далеко - лучше дойдите до салона связи и спросите у них, хорошо ли доходят платежи туда, куда вы их отправляете.
3.
И третья неприятность - комиссия, которая может вас неприятно удивить.
Особенно неприятным будет удивление, если размер комиссии вы узнаете после того, как платеж зачислен, куда следует, но оказался при этом меньше, чем планировалось. У нашего терминала, например, комиссия при внесении денег на яндекс-кошелек раньше составляла 10%. Хотя на самом Яндексе было указано, что для платежных терминалов она должна быть 5%. Кстати, после того, как я написал в службу поддержки Яндекса об этой разнице - через некоторое время заметил, что комиссия в терминале снизилась до 5%. Так что, Яндексу маленький респект, а за терминалами - глаз да глаз нужен.
Отсюда третий совет - внимательно читайте информацию на экране самого терминала - там должен быть указан реальный процент комиссии еще до того, как деньги будут отправлены. Если процент окажется слишком большим - есть возможность отменить платеж. Если платеж уже отправлен - прочитайте на чеке, какую комиссию взял себе терминал, в крайнем случае сможете отправить вдогонку еще один платеж, чтобы адресату поступила нужная сумма. А если процент комиссии вас возмущает - проверьте, таким ли он должен быть, как я это сделал с системой Яндекс.деньги. Может быть вы тоже заметите, что терминал берет лишнее и ваша претензия восстановит справедливость.
А главный совет - не пользуйтесь терминалами без необходимости. В наших российских реалиях все эти платежные системы - та еще шарманка. Либо чековой ленты нет, либо связи, либо хозяева решили, что лишние 5% комиссии никто не заметит.
Если же вам интересно, в каком дремучем поселке и каким чудным терминалом я пользовался, что набрался такого опыта - поясняю: терминал системы PinPay express (крупная сеть терминалов в Сибири). Экземпляр, которым пользуюсь я, находится в одном из бизнес-центров г.Новосибирска, в центре города, примерно 500 метров от центральной площади. И проблемы с ним возникали на протяжении всех 3 лет, сколько приходилось им пользоваться. И проблемы эти скорее всего не являются браком данного конкретного аппарата, а характерны для большинства платежных сетей. Потому что вытащить модуль по печати чеков и оставить терминал включенным - это не аппаратная проблема, это проблема разгильдяйства и безответственности, характерная для нашей страны. А значит - будьте бдительны! Не теряйте деньги!