Аннотация: Есть причина ДТП, а есть причина, по которой эта причина оказались за рулем
О ДТП под Хабаровском наверное знают уже все. Столкнулись два автобуса. 16 погибших, 10 тяжело раненых, 46 легкой и средней тяжести.
Непосредственная причина ДТП - водитель одного из автобусов неосторожно объезжал место ремонтных работ, на большой скорости выехал на полосу встречного движения и не смог избежать столкновения.
В принципе, вина одного из водителей очевидна. Даже если ремонтная бригада не поставила какой-то знак, водитель все равно должен был снизить скорость и осуществлять объезд с максимальной осторожностью. Дело было в светлое время суток и дорожно-строительная техника на трассе наверняка была видна издалека. Был бы горный серпантин, ночь, тоннель или какой-нибудь сложный выезд откуда-то - другое дело, но в данном случае водитель явно проявил неосторожность и спешку, которая привела к трагедии.
Доля вины второго водителя наверное тоже есть, даже если он двигался по своей полосе. Он обязан был учесть, что на встречной полосе ведутся работы и дорога на участке работ превращается в однополосную.
Но это только непосредственные причины ДТП.
А есть другая причина - та, по которой указанные выше непосредственные причины ДТП оказались за рулем.
Особенно важно, что эти причины ДТП оказались за рулем не личного, а общественного транспорта.
Конечно, "опасные водители" за рулем личного транспорта - тоже плохо. Сколько таких вылетают на встречку, сколько сбивают пешеходов, сколько было автомобилей, вылетевших на тротуар или остановку. Но установить контроль за водителями личного автотранспорта - дело объективно сложное, хотя этим тоже можно и нужно заниматься.
А вот контроль за водителями общественного транспорта, от квалификации и состояния здоровья которых зависят жизни десятков пассажиров - это просто-напросто первоочередная задача.
Но есть ли этот контроль?
В интервью "Вестям" по поводу данного ДТП один из сенаторов Совета Федерации (фамилию не запомнил, но можно поискать на сайте Вестей) сообщил интересную вещь:
Контроль за автопарками (в том числе общественного транспорта) некоторое время назад был передан от ГИБДД к частным компаниям!
Это значит, что сейчас ни техническое состояние, ни подготовку водителей государственная инспекция не проверяет. Только частные фирмы.
Таким образом, состояние автобусов и водителей сегодня полностью на совести частников. Автопарк - частный, проверяющие его организации - тоже частные.
О чем в первую очередь заботится частник? О прибыли!
Это значит, что общественный транспорт сегодня - этакая рулетка. Если у владельца автопарка совести побольше, а финансовые амбиции поменьше - тогда можно рассчитывать, что автобус исправен, а водитель хорошо подготовлен и не работает в две смены, при плохом самочувствии и без выходных. Если же у владельца автопарка и проверяющей его организации совести поменьше, а аппетиты побольше - тогда получите экономию на каждой гайке и эксплуатацию водителей "в хвост и гриву".
А когда экономится на каждой гайке и водитель работает сверх нормы, без выходных и с плохим состоянием здоровья - авария рано или поздно случится, вопрос лишь в ее масштабах. Где-то обойдется легким испугом, а где-то - получай, страна, дюжину трупов.
Не в этом ли причина такого количества крупных аварий, случившихся за последнее время?
А теперь, внимание - вопрос:
Что у нас сегодня говорилось на совещании у президента?
На совещании у президента специально вызванный по поводу ДТП чиновник показывал фотографии с места аварии, доложил об отсутствии дорожного знака о проведении работ и еще запланировали до конца года выработать комплекс мер по ужесточению ответственности...
И никто на совещании не поставил вопрос о возврате контроля над автопарками в ведение ГИБДД.
Вот картинки с места происшествия - это именно то, что нужно показать президенту. И количество дорожных знаков вместе с президентом нужно было посчитать.
Это называется показуха.
Чиновники продемонстрировали президенту, что они работают над проблемой и у них все под контролем - вот, даже число дорожных знаков известно и картинки есть. Президент сделал вид, что тоже контролирует ситуацию и внимательно следит за решением проблемы - даже о количестве дорожных знаков на месте ДТП теперь знает.
И все вместе они продемострировали народу, что все под контролем, случись что - власть на месте, готова моментально разобраться в проблеме и что-то решить.
Это не решение проблемы, а одна видимость.
Завтра все забудут о случившемся и так до следующего раза. А следующий раз соберутся чтобы снова посмотреть картинки с места ДТП, посчитать дорожные знаки, снова президент строго спросит "почему у нас последнее время так много аварий с большим количеством жертв", а чиновники возьмут на себя повышенные обязательства разработать меры по ужесточению, недопущению и прочему усилению контроля.
Кстати, а вы не задумывались, почему вообще такие ситуации разбираются на уровне президента прямо в день происшествия?
В чем смысл такого быстрого реагирования в Кремле?
Быстро реагировать должны оперативные службы - скорая, полиция, спасатели, пожарные. И они, насколько мне известно, реагируют.
А что должен в срочном порядке решать президент по поводу подобных трагедий?
Разве без решения президента врачи не начнут оперировать пострадавших? Не начнется расследование? Пожарные не потушат пожар?
По идее, все оперативные действия в подобных ситуациях должны производиться без участия Кремля и даже без участия губернатора. Для этого есть соответствующие службы.
На уровне президента надо решать общие вопросы, как предотвратить подобные ситуации в дальнейшем. Но решать это нужно не в спешке, а после сбора и анализа данных. Когда выяснится, почему стала возможной та или иная трагедия, когда появятся предложения по устранению подобных ситуаций - тогда уже и надо совещания по этому поводу проводить.
По логике, выглядеть все должно так:
1. В день трагедии президенту докладывают и он объявляет, что будет контролировать данную ситуацию лично, это чтобы никто не расслаблялся. В службах техподдержки это называется "создать тикет", когда заводится файл (дело) по возникшей проблеме. И не нужно полчаса лясы точить в день трагедии, не нужно считать число дорожных знаков вместе с президентом, это работа для местных служб.
2. Компетентные органы должны разобраться в причинах, обычно для этого достаточно несколько дней. Чиновники, депутаты и сенаторы должны подготовить предложения по изменению законодательства или процедур исполнения существующих законов и нормативных актов. На подготовку предложений тоже хватит несколько дней.
3. На совещании у президента через несколько дней докладывают: причина - плохой водитель (строитель, прораб, инспектор или кто-то еще); причина этой причины - плохой контроль (низкая квалификация, коррупция или что-то еще); исправить положение можно так, так и так. Президент определяет, кому поручить реализацию предложенных исправлений положения и назначает ответственного. И срок. Все.
Собственно это основы управления. Возникла проблема, разобрались в причинах, выработали варианты решений, определились с решением, назначили исполнителя и срок.
А что происходит у нас?
Случилась трагедия - тут же у президента проходит совещание по этому поводу. Еще в причинах до конца не разобрались, полной картины происшествия нет, а они уже совещаются по полчаса. И все телеканалы показывают совещание у президента, чтобы народ видел, что все под контролем и президент вникает в каждую деталь, вплоть до числа дорожных знаков.
Далее чиновники берут на себя повышенные обязательства разобраться, усилить, улучшить, углубить, расширить и больше не допускать, а президент поддерживает чиновников в их начинании и добавляет, что разобраться надо обязательно, а то у нас последнее время что-то слишком часто происходит такая фигня.
И на этом все. Чиновники расходятся разбираться, расширять, углублять, не допускать... и с концом.
Вот кто-нибудь видел, чтобы спустя неделю или месяц после трагедии проводилось совещание, где чиновники во всем разобрались, доложили президенту и выработали конкретное решение? Не абстрактное "усилить, улучшить и не допускать", а конкретное?
Лясы точить в день катастрофы - это всегда, а вот чтобы через неделю конкретно доложить, почему возникла подобная ситуация и как ее исправить - не припоминаю.
Так же было при пожарах в ИНИОН и Казанском ТРЦ, так же было при обрушении казармы под Омском, так же было во многих других случаях.
Иногда потом судят кого-то, иногда президент потом посещает место пожара или наводнения, но совещаний с объявлением системных причин и выработкой системных решений я не припоминаю.
А происходит так потому, что в Кремле ведется работа не на результат, а на публику.
Показуха.
В день трагедии, когда все СМИ кричат о случившемся, надо показать, что власть напряженно работает над решением проблемы и все находится под контролем.
Вместо пятиминутного "открытия тикета", то есть постановки вопроса на контроль - получасовое совещание "ни о чем".
На следующий день новость ушла с передовиц - все, можно уже не вспоминать. Через неделю - тем более. Какие там причины трагедии, какие предложения по системному решению проблемы - неважно. СМИ забыли и Кремль успокоился.
И еще у многих трагедий так или иначе фигурирует одна общая причина - передача функций государства частным компаниям. И сокращение инспекций.
Передали функции контроля в строительстве частным компаниям - начали гореть и рушиться здания.
Передали в частные руки общественный транспорт и контроль автопарков - получили массу ДТП.
А Кремль раз за разом создает видимость контроля над ситуацией, видимость большой управленческой активности и видимость усиленной работы над ошибками.
Показуха. Работа на публику, а не на результат.
И передача функций государства в частные руки.
И пока в Кремле не изменится подход к делу, у нас и дальше будут сталкиваться автобусы, рушиться казармы и гореть торговые центры. И не только.