Пожалуй повесть Стругацких "Трудно быть богом" задела читателей сильнее прочих произведений этих авторов. Во всяком случае, по моему личному мнению, она боле обсуждаемая в Сети, чем прочие произведения, посвященные Миру Полудня. Но я хочу поговорить сейчас о другом, не менее достойном произведении - "Парень из Преисподней". Почему? Да потому, что авторы в нем, если и хотели дискредитировать обитателей придуманного ими мира, то лучше всего это у них вышло в данной повести. И изучение этого мира ведется глазами обитателей мира отсталого. В основном, глазами Бойцового кота Гага. Итак, спасенный от смерти прогрессорами землян, наш Бойцовый Кот пытается понять: во что же он такое влип? Вроде бы все понятно. Высокоразвитый во всех отношениях мир, населен не злыми людьми. Но в их бескорыстие Гаг до конца не поверил. И правильно сделал! Верить обитателям Мира Полудня можно, а вот доверять не стоит. Потому что у этих прекрасных людей есть собственные цели и свои понятия добра и зла. Которые могут не совпадать с целями и стремлениями его родного мира. Парень это понимает на интуитивном уровне. Потому что в нем еще живо восприятие любого чужака, как существа, которое всегда себе на уме. Поэтому, первые вопросы: что этим людям понадобилось на Гиганде? Зачем вообще обитатели Гиганды нужны столь могучей и богатой цивилизации? Ответ на эти вопросы есть в произведениях другого писателя-фантаста - Ефремова. Великое Кольцо - система радиообмена информацией между высокоразвитыми цивилизациями, описанная в романах И.А. Ефремова: "Туманность Андромеды" и "Час Быка". Великое Кольцо: является, одновременно, и - содружеством Цивилизаций, и - Информационной Сетью, с единой системой сигналов и базой данных. Согласно Ефремову, на Земле "установка связи Великого Кольца" находилась на горе Кении.
"Мысль о контакте между жителями Земли и обитателями других миров - идею "Великого Кольца" - я считаю здесь главной. Это то, что больше всего занимало меня в книге. Вот почему, кстати, я и не стал писать продолжение "Туманности Андромеды", хотя многие читатели просили об этом. Я уже сказал то, ради чего и была написана сама вещь".
(И. Ефремов "На пути к роману Туманность Андромеды")
Стругацкие, прекрасно знакомые с творчеством И.Ефремова, наверняка разделяли его взгляды о том, что разумные существа, достигшие определенной стадии развития, не станут смотреть друг на друга как враги или конкуренты. Что отсутствие вражды и взаимопомощь - естественный для них образ жизни. Но не всяких братьев по разуму стоит принимать в это самое Братство Кольца. Тех кто не изжил из себя вражду и недоверие к чужакам, в это Братство не принимают. Правда, по мнению Ефремова, цивилизация, способная развиться до осуществления межзвездных полетов, к этому времени сумеет избавиться от "детских болезней" и потому не станет питать враждебных намерений к братьям по разуму.
Вроде бы все прекрасно. Но Стругацкие пошли дальше. Как быть, если братья по разуму имеются в товарных количествах, а до нужной стадии доросла всего одна цивилизация? Для простоты, они рассмотрели случай, когда до межзвездных полетов созрели лишь земляне, а потенциальные партнеры в основном в мирах, населенными людьми на разной стадии развития. И миры эти все отсталые. В общем, Великое Кольцо планируется, но принимать в него пока что некого. Все еще впереди.
На первый взгляд, землянам беспокоиться не о чем. Живут себе обитатели иных миров, вот и пусть живут как хотят. Придет их время и они как равные войдут в межзвездное братство. Но не все так просто. По мнению того же Ефремова, высокоразвитым присущ оголтелый гуманизм, не позволяющий равнодушно смотреть на те страдания, которые неизбежно сопровождают любой социальный прогресс. Равнодушие к чужим судьбам просто недопустимо! Ведь тот же самый технический прогресс способен уничтожить жизнь разумных, если их вовремя не остановить. И процесс вмешательства добрых землян в жизнь иной цивилизации у него описан в "Часе Быка". Стругацкие в своих размышлениях пошли дальше. Как быть, если помимо высокоразвитой цивилизации, во Вселенной существует Сверхцивилизация? Сверхцивилизация, в которой при развитии произошла эволюция самого Разума? И эти отличия от нашего раума - качественные. Дело не только в материальном могуществе. Главное - меняется логика разумных существ и она может быть непонятной для людей. Непонятны цели и намерения, непонятно вообще отношение к людям, буде состоится контакт. В общем, как ни крути, а надежные союзники лишними не будут. Правда, об этом на Земле думают лишь единицы. А обывателю их тревоги совершенно непонятны.
" - Подожди, не ехидствуй, пожалуйста, - сказала Ася. - Никто ведь твоих Странников не отрицает. Я тебе не об этом совсем толкую... Ты меня совсем сбил... И всегда сбиваешь! И меня, и Максима своего, а потом ходишь, повесивши нос на квинту, изволь тебя утешать... Да, я вот что хотела сказать. Ладно, пусть Странники на самом деле вмешиваются в нашу жизнь. Не об этом спор. Почему это плохо? - вот о чем я тебя спрашиваю! Почему вы из них жупел делаете? - вот чего я понять не могу! И никто этого не понимает... Почему, когда ты спрямлял историю других миров - это было хорошо, а когда некто берется спрямлять твою историю... Ведь сегодня любой ребенок знает, что сверхразум - это обязательно добро! - Сверхразум - это сверхдобро, - сказал Тойво. - Ну? Тем более!
- Нет, - сказал Тойво. - Никаких "тем более". Что такое добро мы знаем, да и то не очень твердо. А вот что такое сверхдобро...
Ася снова ударила себя кулачками по коленкам.
- Не понимаю! Уму непостижимо! Откуда у вас эта презумпция угрозы? Объясни, втолкуй!
- Вы все совершенно неправильно понимаете нашу установку, - сказал Тойво, уже злясь. - Никто не считает, будто Странники причинить землянам зло. Это действительно чрезвычайно маловероятно. Другого мы боимся, другого! Мы боимся, что они начнут творить здесь добро, как они его понимают!
- Добро всегда добро! - сказала Ася с напором.
- Ты прекрасно знаешь, что это не так! Или, может быть, на само деле не знаешь? Но ведь я объяснял тебе. Я был Прогрессором всего три года, я нес добро, только добро, ничего, кроме добра, и, господи, как же они ненавидели меня, эти люди! И они были в своем праве. Потому что боги пришли, не спрашивая разрешения. Никто их не звал, а они вперлись и принялись творить добро. То самое добро, которое всегда добро. И делали они это тайно, потому что заведомо знали, что смертные их целей не поймут, а если поймут, то не примут... Вот какова морально-этическая структура этой чертовой ситуации! Азы, которые мы, однако, не умеем применить к себе. Почему? Да потому, что мы не представляем себе, что могут предложить нам Странники. Аналогия не вытанцовывается! Но я знаю две вещи. Они пришли без спроса - это раз. Они пришли тайно - это два. А раз так, то, значит, подразумевается, что они лучше нас знают, что нам надо, - это раз, и они заведомо уверены, что мы либо не поймем, либо не примем их целей, - это два. И я не знаю, как ты, а я не хочу этого".
(А. и Б. Стругацкие "Волны гасят ветер")
Итак, вот мы и подошли к идее прогрессорства. Цель этой деятельности - ускорить развитие отсталых цивилизаций, помогая им обойти неизбежные препятствия на пути прогресса. Эта идея в общем то понятна большинству землян. Хотя и не все ее поддерживают. Руководящая же верхушка более прагматична. Ей нужны в первую очередь развитые и надежные союзники. Правда, эти люди понимают, что не скоро сказка делается и поспешность в этом деле вредна. Стругацкие имели прекрасное представление о тех подводных камнях на пути прогрессоров, которые могут похоронить задуманное. Потому что жили в стране, которая осуществляла масштабную прогрессорскую деятельность. Вы прекрасно знаете эту страну.
Советский Союз, все время своего существования именно страной прогрессоров и был. Имея могущественных врагов в виде развитых капиталистических стран, уступая им в развитии и по количеству доступных ресурсов, СССР стремился нарастить свою мощь, подтягивая до своего уровня слабо развитые страны, надеясь со временем превратить их в своих союзников и превзойти обретенной мощью, мощь своих врагов. Прогрессорство это осуществлялось совершенно открыто и в форсированном режиме. В итоге, ни к чему хорошему это не привело. И Стругацкие в момент написания своих произведений такие вещи прекрасно понимали. И делали свои выводы, которые и отразили в своих произведениях.
Итак, по их мнению, прогрессорством заниматься стоит, но не так, как это делал СССР. Прежде всего стоит учитывать, что массовая поставка халявы, ситуацию на подопытной территории не улучшит. Всякие народы, как и отдельные люди, намного больше ценят то, что получено в результате собственных усилий. От чужих подарков никто не откажется, но и ценить их будут не очень высоко. Да и к благодетелю благодарности не будут испытывать. Что в реальной истории и подтвердили бывшие республики СССР. Поэтому, считают авторы, незачем лишать народы собственной истории. Но коль нужно воздействовать на их развитие, то воздействие должно быть точечным и не афишироваться. Лучше всего, если подопытные даже не подозревают о том, что их "ведут" некие кураторы со стороны. Именно так и работает Рудольф Сикорски в "Обитаемом Острове". Но как говорится, на "отлично" лишь жулики работают. Сколь бы не было совершенным общество Мира Полудня, но и оно допускает грубые ошибки в работе с братьями нашими меньшими.
Этот лукавый Мир Полудня
Прогрессоры - дети своего родного мира, со всеми его достоинствами и недостатками. Парню из Преисподней приходится его оценивать, благо, что доступ к необходимой информации куратор Корней обеспечил. Первое впечатление:
"Вот и получается, что дело дрянь. Могучие они здесь, могучие, простым глазом видно. И против них, против всей их мощи я здесь один. И ведь никто же у нас про них ничего не знает, вот что самое страшное. Ходят они по нашей Гиганде, как у себя дома, знают про нас все, а мы про них - ничего. С чем они к нам пришли, что им у нас надо? Страшно... Как представишь себе всю ихнюю чертовщину - все эти мгновенные скачки на сотни километров без самолетов, без машин, без железных дорог... эти их здания выше облаков, невозможные, невероятные, как дурной сон... комнаты-самобранки, еда прямо из воздуха, врачи-чудодеи..."
(А. и Б. Стругацкие "Парень из Преисподней")
Но это именно его восприятие. Восприятие неподготовленного к таким внезапным переменам в жизни человека. Но ведь нас в какой то мере подготовили к восприятию этого мира. И как мы должны его воспринимать? Безусловно, к достижениям науки и техники Мира Полудня мы отнесемся положительно. Но общественное устройство и распространенная в этом мире мораль уже вызывает вопросы. В частности, каким образом принимаются решения, по делам, которые касаются всех? В "Волнах гасят ветер" упомянут процесс фукумизации, которому по идее должны подвергнуться все жители Земли. Но кое-кто против. Что происходит дальше? К желанию противников фукумизации относятся с пониманием и их никто не заставляет проходить обязательную процедуру. На первый взгляд все прекрасно. Протест ничтожной кучки землян удовлетворен. Власти считаются с мнением любого, даже самого маленького человека! Не спешите радоваться. Вспоминайте изречение о том, что среди равных есть более равные. И эту истину Гагу объясняет робот Драмба:
"- Значит, ты готов выполнить любое мое приказание? - спросил Гаг.
- Да, господин. Если это в моих силах.
- Ну, хорошо... А если я прикажу тебе одно, а... м-м-м... кто-нибудь еще - совсем противоположное? Тогда что?
- Не понял, кто отдает второе приказание.
- Ну... м-м-м... Да все равно кто.
- Это не все равно, господин.
- Ну, например, Корней...
- Я выполню приказ Корнея, господин.
Некоторое время Гаг молчал. Ах ты скотина, думал он. Дрянь этакая.
- А почему? - спросил он наконец.
- Корней старше, господин. Индекс социальной значимости у него гораздо выше.
- Что еще за индекс?
- На нем больше ответственности перед обществом.
- А ты откуда знаешь?
- Уровень информированности у него значительно выше.
- Ну и что же? - Чем выше уровень информированности, тем больше ответственности".
(А. и Б. Стругацкие "Парень из Преисподней")
Красиво звучит? А по мне не очень. Потому, что Мир Полудня - это мир высоких технологий. Он до предела насыщен сложными техническими комплексами, управляемыми при помощи систем искусственного интеллекта. От безупречной работы этих систем, зависит качество жизни миллиардов землян. При любой степени совершенства искусственного интеллекта, вплоть до возможности самообучения, участие человека в управлении не исключить. Так или иначе, время от времени придется вносить коррективы в работу техники. Но тут возникает вопрос: чьи команды эта самая техника будет выполнять? Для этого, интеллектуальное устройство должно самостоятельно оценивать компетентность того, кто отдает команды. Чтобы художник не имел возможности командовать обувным производством, а сапожник - кулинарной фабрикой. В ситуации, когда ИИ получает взаимоисключающие приказы, он должен самостоятельно решить, кого из командующих послать на три веселых буквы, а к кому отнестись со всем уважением. А степень уважения определяется тем самым индексом социальной значимости. Который устанавливается исходя из степени информированности конкретного человека. В связи с этим вспоминается "бородатый" анекдот:
"Комиссар Жюв загнал убегающего Фантомаса в сортир.
- Сдавайтесь Фантомас! Вы в безвыходном положении!
- Ничуть!
- Вы сейчас ничего не сможете сделать! На моей стороне все Человечество!
- А на моей - вся техника! - Фантомас дергает ручку унитаза - до свидания, глупец! Буль-буль-буль-буль..."
Итак, если какому-нибудь члену Мирового Совета Горбовскому, ударит моча в голову и он захочет установить режим личной диктатуры, то сделать это ему будет не очень сложно. Обладая наивысшим индексом социальной значимости, он способен вызвать паралич общества, просто отдав соответствующие приказы системам управления. И отменить его распоряжения не получится, ибо ИИ не станет выполнять приказы людей, чей индекс социальной значимости ниже, чем у Горбовского. В этой ситуации остается лишь пристрелить Горбовского и тогда ИИ станет выполнять указания следующего по рангу члена общества.
Понятно, что люди, принадлежащие к правящей верхушке, подобный экстремизм практиковать не станут. Зачем? Ведь система рангов вполне позволяет без всяких скандалов, блокировать претворение в жизнь любых хотелок простых людей. О чем Драмба вполне откровенно говорит Гагу. То есть, обитатели Земли по факту уже разделены на аристократию и простонародье. Разделение это осуществлено в неявной форме и подавляющее число людей об этом даже не подозревает, но умные машины не путаются в определении "кто есть кто".
При таком способе организации жизни общества, властям нет нужды прибегать к насилию. Вполне хватает методов манипуляции сознанием. Все довольны и по своему счастливы. Правда, манипуляции сознанием присущ один крупный недостаток: воздействие осуществляется не столько на разум, сколько на эмоции людей. А это плохо отражается на мыслительных способностях. Люди привыкают к тому, что можно добиться успеха, проявив нужные в данной ситуации эмоции. Разум отходит на второй план. В итоге, попав в чужой для них мир, люди начинают принимать решения под воздействием именно эмоций.
Вспоминаем Максима Камеррера из "Обитаемого Острова". Что он начал делать? Творить добро и бороться с несправедливостью. И ему даже в голову не приходит мысль, что запас прочности в местном обществе настолько низкий, что очередной социальный катаклизм может его угробить. Что обществу, для того чтобы выздороветь, требуются не радикальные, а щадящие методы лечения. Но гуманистам на это плевать. Им главное сотворить что-то этакое, доброе и бескомпромиссное. Привычка идти на поводу эмоций, приводит к частым срывам даже прогрессоров, которые по идее прошли курс специальной подготовки для работы в отсталых обществах. В "Трудно быть богом" это ясно показано. И не только в этом произведении. В "Парне из Преисподней" происходит то же самое.
В этом произведении, плотно окопавшиеся на Гиганде земные прогрессоры, очень долго не проявляли активность. И похоже, что они не собирались этого делать. А потом в лесу сдох волк и начальство потребовало прекратить давно идущую войну между Империей и Алайским герцогством. Судя по тому, к чему это привело, вся операция планировалась спешно, без учета всех возможных последствий. Видимо, кто то "наверху" очень сильно был впечатлен деталями стандартного зверства, присущего индустриальной эпохе. Вся эта спешка происходила на глазах Гага. В итоге, вместо обещанных четырех месяцев, прогрессоры управились за месяц. Войну удалось прекратить. Но последствия! Планировали: Чтобы все было тихо-мирно, без всяких там возмущений, восстаний, кровопролитий. Получилось:
"- Армий вообще больше не существует, понимаешь? Из устья Тары никто никого не выбивал. Просто и алайцы, и имперцы побросали оружие и разошлись по домам".
Но оказывается, что последствия вмешательства далеко не благостные:
"Сейчас у тебя на родине слишком тяжело. Разруха. Голод. Эпидемии. А сейчас еще и политическая неразбериха..."
"Ты плохо себе представляешь, что там у вас делается. А там такие, как ты, сколотили банды, им все хочется поставить скелет на ноги, а этого, кроме них, никто уже не хочет. За ними охотятся, как за бешеными псами, и они обречены".
То есть, прогрессоры либо не просчитали последствий, либо утратили контроль над обстановкой. В обеих странах возник хаос. Позже, после того, как руководящий этой операцией Корней вывалил на голову Гага эту информацию, он сообщает ему о том, что с войной покончить не удалось:
"Есть подозрение, что он скрывается на западном берегу озера Заггута, а там сейчас бронечасть окопалась, и никому туда проходу нет. Только своих принимают".
То есть, не все смирились с происшедшим. Часть армии не поддалась стихии разложения и пытается сохранить прежние порядки. А это ничто иное, как война! Только иная - гражданская. Вот так: с империалистической войной покончили, но вместо нее получили войну гражданскую. Тут выплывает еще одно свойство обитателей Мира Полудня: в своем высокомерии, они не считают ровней себе те народы, что входят в отсталую цивилизацию. Их мнения никто не спрашивает, когда воздействует на судьбу населения целых стран. Мол, мы лучше знаем, что для вас хорошо, а что плохо. Того же Гага не хотят вернуть на родину:
"Если тебя сейчас отправить домой, ты, конечно же, примкнешь к такой банде, и тогда тебе конец. И дело, между прочим, не только в тебе, дело еще и в тех людях, которых ты успеешь убить и замучить. Ты опасен. И для себя, и для других. Вот так, если откровенно".
То есть, даже лучшие из землян, поневоле признают, что спасли мальчишку от смерти по пустой прихоти, а не потому, что для них является величайшей ценностью жизнь любого разумного существа. Тот же Корней, который вроде бы душевно относится к парню, не верит, что этот дикарь способен думать о чем либо, кроме убийства. Кстати, притащив Гага в свой мир, они кое о чем не подумали:
"- Значит, боитесь, что я там буду опасен, - сказал Гаг. Он уже больше не мог и не хотел сдерживаться. - Что ж, воля ваша. Только смотрите, как бы я ЗДЕСЬ не стал опасен!"
А ведь не поверил Корней словам Гага. Видимо решил, что эта "игрушка" конечно забавна, но слишком тупа и не развита, а потому никакого ущерба им, таким развитым и могучим причинить не в состоянии. Как сказать. Бойцовый Кот потихоньку начал адаптироваться в новом для него мире и выискивать его уязвимые места. Найти он их не нашел. Зато их нашел другой алаец - Данг.
Кто матери-истории более ценен?
Конечно, самому Гагу не хватало ни знания обстановки, ни даже просто знаний для того, чтобы по-настоящему стать опасным для Мира Полудня. Ему и опереться на Земле не на кого. Потому что вряд ли получится вписаться в здешнее общество. Оно его отторгает. "У него глаза убийцы", - моментом заметила жена Корнея. Не только это мешает парню успешно мимикрировать. Гораздо печальней, что и давно работающие на Гиганде прогрессоры, не способны понять таких, как он. Обратите внимание на то, каким образом Корней хочет перевоспитать Гага. Показ преимуществ жизни на Земле в сравнении с жизнью на Гиганде? Вроде бы и должно подействовать, если бы не одна грубая ошибка.
"Слушаю его, уши развесив. А сам ведь знаю, что вот-вот начнет он мне внушать и доказывать, как ихний мир прекрасен, а наш - плох, и что наш мир надо бы переделать по образцу ихнего, и что я им в этом деле должен помочь, как парень умный, волевой, сильный, вполне пригодный для настоящей жизни... Да чего там, он уже и начал понемногу. Ведь всех великих людей, на кого мы молимся, он уже обгадить успел. И фельдмаршала Брагга, и Одноглазого Лиса, великого шефа разведки, и про его высочество намекнул было, но тут я его, конечно, враз оборвал... Всем от него досталось. Даже имперцам - это, значит, чтобы показать, какие они здесь беспристрастные".
"Там еще много чего было. Было там и о герцоге, и об Одноглазом Лисе, и о господине фельдмаршале Брагге, обо всех там было. Как они политику делают, как они развлекаются в свободное время... Я то и дело читать бросал, ногти грыз, чтобы успокоиться. И об ее высочестве тоже было. Оказывается, гоф-маршалом во дворце служил тоже человек Корнея, так что сомневаться не приходится". (А. и Б. Стругацкие "Парень из Преисподней")
В принципе, те же самые американские специалисты по ведению психологической войны именно так и поступают. Показывая наиболее выгодные черты своей страны, они одновременно стараются убедить, что в твоей стране не жизнь, а сплошное дерьмо. И подтверждают свои утверждения собранным компроматом на наиболее известных людей нашей страны. Конечным результатом такого воздействие, должно стать восприятие Америки в качестве эталона хорошей жизни и стремление аборигенов заменить прежние порядки у себя в стране на более удобные для американцев.
Нужно сказать, такой подход работает. Но не на всех он действует. В частности, на Гага не подействовал. И таких как он, в Алайском герцогстве хватало. Пусть они и не составляют большинства населения, но их достаточно, чтобы непрошеным благодетелям и холуям-реформаторам жизнь не казалась малиной. Жизнь показала, что самые действенные способы манипуляции сознанием народных масс, не являются гарантией того, что манипуляторы сумеют сохранить контроль над их поведением.
Хаос у вчерашних врагов - следствие потери контроля над ходом событий со стороны прогрессоров. Будучи не в состоянии направлять ход событий по своему разумению, Корней и его компания бросились спасать то, что в состоянии были спасти. Вернее, то что считали нужным спасти. А кого станут спасать в первую очередь те, кто мнит себя просвещенными существами? Правильно: братьев по классу. То есть, тех, кого сами считают элитой общества. Рядовое быдло им не интересно.
В том же "Трудно быть богом", кого спасает Дон Румата? Представителей творческой интеллигенции. Они ему ближе, чем диковатое мужичье, живущее в деревнях. Толкнуть мужиков на бунт? Всегда пожалуйста! Пусть крестьяне и городские ремесленники дубьем прут на закованных в доспехи рыцарей. Послать туда же интеллигентов? Как можно! Ведь они такие добрые и непрактичные! Они больше пользы в тылу принесут! А за свободу пусть быдло кровь проливает. Его сколько не убей, делу прогресса это не повредит.
Но и на Гиганде точно такой же подход. Да и на Саракше не лучше. На последнем, мутанты прямо говорят Максиму, чтобы он не абстрактное человечество пожалел, а конкретно их, несчастных и убогих. Но ведь мутанты уродливы и примитивны, а интеллигентные выродки так хороши! Решения, принимаемые под воздействием эмоций, не всегда будут хороши. Но ведь именно такой подход и внедряется. "Из всех решений следует принимать самое доброе" - учит молодую поросль самый авторитетный член Мирового Совета. Правда, с определением добра имеются проблемы. О чем ясно говорит то, что произошло с Дангом.
"Этот Данг совсем уже загибался, когда на него случайно вышел Корнеев разведчик. В общем, жуткая, конечно, история. Прямо посреди столицы погибал от голода и холода парень, причем большой математический талант, даже огромный, и всем на него было наплевать. Так бы и подох, как собака под забором, если б не этот тип. Ну, он раз к нему пришел, два пришел, еду ему носит. А парень возьми его и расколи! Тот только рот разинул. А Данг ему вроде ультиматума: или вы меня отсюда к себе возьмете, в ваш мир то есть, или я повешусь. Вон, говорит, петелька висит, видите? Ну, Корней дал, конечно, распоряжение..."
(А. и Б. Стругацкие "Парень из Преисподней")
В чем тут подвох? В самом Данге. Это не просто умненький мальчик. Он еще и первостатейная сволочь. В чем это выразилось? В том, с какой легкостью он отрекся от Родины и от народа своего. И как возлюбил (#БлагославеннуюАмерику), то есть Мир Полудня. В общем , купить его благорасположение оказалось не трудно. Это на Гага не действуют всякого рода бочки варенья и корзины печенья. А на этого морального урода очень даже действуют. Не просто так Гаг назвал этого типчика продажной сволочью. Сей Плохиш за возможность жить в комфортных условиях и добиться известности среди земных ученых, отрекся от того, что являлось его родным домом и родной семьей. Земляк для этой твари всего лишь "барабанная шкура" и "недобитый палач". Ну а погибшим в бою друзьям Гага он определил место в аду. Впрочем, это говорит о том, что Солженицины, Сахаровы и Новодворские с Навальными есть везде. Но зато как он поет, общаясь с землянами! Добрые белые господины посчитали его равными себе! За это можно и Родину свою несчастную продать. А что земляне? А мудрые и высокоразвитые земляне почему то не сопоставили имеющий место подхалимаж перед высшими существами и хамство в отношении тех, кого юное дарование сочло унтерменшами. А стоило бы.
"- Его надо обязательно найти, Корней! - Парень прижал кулаки к узкой груди. - Вы же сами говорили, что даже ваши ученые заинтересовались, и теперь я понимаю - почему... Он на вашем уровне! Он даже выше кое в чем... Вы просто обязаны его найти!"
Это Данг агитирует Корнея, чтобы его служба спасла одного из алайских ученых. Вроде бы и добрый поступок. Но это как смотреть. Данг далеко не прост и очень практичен. Он просто понимает, что в одиночку, каким бы он не был талантливым, сильных позиций среди местных ученых не займет. Но вот если подтянуть СВОИХ! А ведь вариант. Подтяни своих, создай землячество, с его помощью обрести влияние... Не успеешь оглянуться, а алайская клика уже что то определяет. Одних топит, других продвигает... Знакомая ситуация?
Воистину, способный к мимикрии "Жук в муравейнике"! И пока Странник выискивает этих "жуков", считая что это агенты Сверхцивилизации, его коллеги тащат в свой мир иных жуков - с отсталых планет. И эти жуки далеко не безобидны. Это "колбасные эмигранты" в чистом виде. А у этой публики весьма интересный подход: "Родина там, где хорошо". Станет плохо - сменят родину. И тогда уже Корней и ему подобные будут в их глазах и "барабанными шкурами", и "палачами недобитыми". Прогрессоры ведутся на эти несложные хитрости.
Тут есть еще один момент. Тот же Дон Румата, спасая арканарских интеллектуалов, не тащит их на ПМЖ в Мир Полудня. Ограничивается лишь переброской в более безопасную для творчества страну, в пределах планеты. Есть конечно исключение. Например, Киру он собирается забрать с собой. Что поделать? Любовь! Но это исключение, а не стандартный подход. Но эвакуация местных дарований за пределы родной планеты - это обеднение местной цивилизации. "Колбасникам" на это конечно плевать, но Корней то должен такие вещи понимать! Не понимает! И в слепоте своей проглядел иных людей.
Бойцовый Кот, благодарен землянам за спасение, но считает, что ни за какие коврижки нельзя бросать Родину, когда она в беде. Он рвется домой, не стесняясь применить в случае нужды силу. Корней проглядел в этом ершистом пацане самого настоящего соратника. Просто потому, что не туда глядел. Не понял, что перед ним не примитивный фанатик, только и способный что убивать, да умирать по приказу. И это сразу становится понятным когда авторы выложили последний эпизод своей повести. Пока земляне проводят сложную спецоперацию по эвакуации очередного элитария в их понимании, парень столкнулся с настоящей элитой своего народа:
"Он миновал застрявший в грязи военный санитарный автофургон. Водитель в грязном солдатском балахоне, в засаленной шапке блином, приоткрыв дверцу, надсадно орал что-то неслышное за ревом двигателя, а у заднего борта в струях грязи, летящих из-под буксующих колес, бестолково и беспомощно суетились маленький военврач с бакенбардами и молоденькая женщина в форме, видимо медсестра. Проходя мимо, Гаг мельком подумал, что только этот автомобиль направляется в город навстречу общему потоку, да и он вот застрял...
- Молодой человек! - услышал он. - Стойте! Я вам приказываю!
Он остановился и повернул голову. Военврач, оскальзываясь, нелепо размахивая руками, бежал к нему, а следом кабаном пер водитель, совершенно озверелый, красно-лиловый, квадратный, с прижатыми к бокам огромными кулаками.
- Немедленно извольте нам помочь! - фальцетом закричал врач, подбегая.
Весь он был залит коричневой жижей, и непонятно было, что он мог видеть сквозь заляпанные стеклышки своего пенсне.
- Немедленно! Я не позволяю вам отказываться!
Гаг молча смотрел на него.
- Поймите, там чума! - кричал врач, тыча грязной рукой в сторону города. - Я везу сыворотку! Почему никто не хочет мне помочь?"
"- Прошу вас, прошу... - бормотал он. - У меня двадцать тысяч ампул. Прошу вас понять... Двадцать тысяч! Сегодня еще не поздно..."
(А. и Б. Стругацкие "Парень из Преисподней")
Вот так. Вселенская возня вокруг отдельных "элитариев" и трое самых обыкновенных людей, ничем не знаменитых. Обыкновенные винтики, без которых не сможет работать сложный механизм человеческого общества. Но "винтики" эти знают точно, кого нужно спасать - слабых и беспомощных. Да не одиночек, а десятками тысяч. Гора - родившая мышь или мышь, способная горы двигать? И наш герой идет помогать двигать горы.