Мы не будем рассказывать конкурсантам, что должно вкладываться в понятие 'русская душа' - поскольку это как раз то, что мы хотим услышать от них. Не будем и задавать вектор размышлений, ибо нам интересно абсолютно все, что авторы думают о неизменной теме Русской Тройки.
Речь пойдет лишь о нескольких спорных моментах, которые с завидной регулярностью повторяются из года в год. Попытаемся ответить на самые частые и острые вопросы, а если что-либо окажется не учтено - спрашивайте. Обсудим и дополним статью.
1. Зачем русским писать о русской душе?
'Русь, куда ж несёшься ты?' - вслед за Н.В.Гоголем задались вопросом организаторы "Тройки". Целью их было дать толчок оригинальным исследованиям средствами литературы проблем современной России. Вот цитата из их манифеста:
'Как отражается на человеке среда, в которой он существует, - на личностном, межличностном и общественном уровне, на уровне сознания и подсознания? Современная литература должна быть об этом. Народ, не способный разобраться в причинах своей деградации и депопуляции, обречён уступить место другим, уйти в небытие. Разве это наша участь? Ложный путь - искать причины своих бед вовне, при всей значимости внешнего воздействия'.
Патриотизм и единство народа - не просто красивые слова. Это сила, и немалая, что видно из множества исторических примеров. Народ, гордящийся своей страной, спешащий на выручку соседу, поддерживающий начинания своих граждан, намного сильнее, чем тот, который стыдится быть самим собой, боится сделать шаг, потому что не верит в свободную дорогу, губит искренние порывы в других, потому что не ждет ничего хорошего. Чтобы любить свой народ, нужно знать его лучшие и худшие стороны, чтобы двигаться вперед, нужно понимать, куда. Вот в решении этого вопроса и видится задача современной русской литературы.
2. Зачем иностранцам писать о русских?
В современном мире ни одно государство, ни один народ не является изолированным от других. И совсем не новость факт, что только добросердечное соседство, сотрудничество и дружба несут взаимный мир и процветание. А рознь, напротив, ведет лишь к разрыву связей, уничтожению накопленных благ, потерям и страданиям обеих сторон. Чтобы принять любой народ таким, какой он есть, найти общий язык нужно понять его. Чтобы этому народу, в свою очередь, найти встречный путь взаимодействия, ему нужно знать, что не понятно иностранцу, что в нем привлекает или отталкивает соседей. Вот то, что интересует организаторов 'Русской Тройки'.
3. Почему в конкурсном произведении требуется рассказать именно о русской душе? Чем хуже немецкая, китайская, еврейская, занзибарская?..
Ничем, разумеется. Дело всего лишь в том, что система конкурсов РТ тематическая, а ее основная тема посвящена русской душе. О занзибарской, вероятно, можно с успехом рассказать на каком-нибудь другом ресурсе, или - почему нет? - организовать таковой.
Если совсем упростить: например, орги некоего конкурса сформулируют тему, скажем, о слонах. 'А чем же жирафы хуже?' - спросят поборники справедливости. Ничем, просто о них в другой раз.
4. Каков критерий раскрытия русской темы? Нужно ли, чтобы главгер непременно был русским, и действие происходило в России?
Нет, не обязательно. Рамки темы трактуются широко, и чаще всего преноминаторы идут авторам навстречу - но, тем не менее, отпечаток русского мира должен быть заметен в рассказе невооруженным глазом.
Примеры:
- главный герой русский;
- действие происходит в России (в любых ее исторических границах);
- рассказ основан на воспоминаниях/размышлениях/исследованиях России;
- рассказ повествует о событиях, имеющих важное значение в истории/настоящем/будущем России, действия героев являются прямым следствием этих событий или, напротив, их предпосылками;
- ключевую роль в рассказе играет некое произведение российского искусства, достижение российской науки и техники, часть российской культуры и т.д.