Аннотация: Эссе на конкурс посвящённый Эльдару Рязанову. Вышел в сборнике.
Эльдар Рязанов для каждого свой. Разумеется, что в первую очередь я воспринимаю его, как талантливого кинорежиссёра. "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы...", "Гараж". Кто не знает эти фильмы?
Но мне, Рязанов больше интересен, как человек. Талантливый, неоднозначный, умеющий добиться своего, и всегда ищущий. А здоровый авантюризм и целеустремлённость всегда помогали ему достичь желаемого.
В восьмом классе он сказал себе: "Лучшая профессия на земле - писатель!". И вдохновившись примером "Мартина Идена" решил стать моряком. Попутешествовать по миру и узнать жизнь. Длиннющие очереди за нормой хлеба по карточкам, сложность эвакуационного быта военного времени, холодный барак, видимо не удовлетворили юношу. И он решает поступить в мореходку. А чтобы не тратить целый год на опостылевшую учёбу, решает сдать экзамены за десятый класс экстерном. И здесь я был восхищён и поражён смелостью и талантом Рязанова. Судите сами. Нужно было сдать одиннадцать экзаменов. И на подготовку к каждому отпускался всего один день. Прочитать весь учебник за день и на следующий день сдать по нему экзамен. Каково? Это ли не демонстрация беспредельных возможностей человека. Аттестат о десятилетнем образовании оказался у него на руках. И он послал документы в Одесскую мореходку. Но в военное время, а это 1944 год, почта работала плохо и ответ с вызовом на вступительные экзамены всё не приходил. Чтобы не терять с таким трудом вырванный у судьбы год, он решает "пока поучиться в другом ВУЗе".
Счастливая случайность приводит его во ВГИК, о существовании которого он вообще не подозревал. И выбор будущей профессии он сделал гениально просто. Чтобы стать оператором, нужно было уметь фотографировать. Художником - рисовать. Актёром, читать стихи и показывать этюды. А в режиссёрском ничего этого не требовалось. Нужно было предъявить комиссии свой рассказ, или стихи. И Рязанов подаёт сюда документы. И поступает. При конкурсе двадцать пять человек на одно место!
Когда ВГИК был закончен, но возможность снимать художественные фильмы оказалась ничтожно мала, Рязанов идёт в режиссёры-документалисты. И за пять лет работы объезжает всю страну, от Кубани до Камчатки. Знакомится с жизнью людей. Становится виртуозом документальных съёмок. А после смерти Сталина, когда игровое кино стало подниматься с колен, он смело идёт в художественное кино.
Писать о творчестве Эльдара Александровича, о его фильмах, о встречах с интересными людьми, можно очень и очень много. Я вспомню несколько жизненных ситуаций, ярко характеризующих Рязанова.
Когда в 1955 году он появился на Мосфильме и попал под жёсткое руководство Ивана Пырьева, он сумел найти свой стиль общения с суровым начальством. Выслушивал советы, соглашался, а потом возвращался в съёмочный павильон и делал всё по-своему. За это Пырьев называл Рязанова "тихим упрямцем".
А расписка, взятая у Иннокентия Смоктуновского, что именно он будет сниматься в главной роли. А объявление забастовки итальянским кинобизнесменам, когда снимались "Невероятные приключения итальянцев в России". А эпопея с фильмом "Чонкин", когда Рязанов не пошёл на поводу у английских киноворотил. А история с "Сирано де Бержераком". И таких случаев много.
Рязанов искал себя в разных жанрах. Это работа сценаристом. Соавторство с Эмилем Брагинским. Стихи. Работа в "Кинопанораме". Документальный фильм о Владимире Высоцком. Рязанов ярок и многогранен. И это очень здорово, что он оставил след в жизни нашей страны.