"Пантера" (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V Panther) - немецкий средний танк периода Второй мировой войны.
Танк разработан фирмой MAN в 1941-1942 годах как ответ на появление на фронтах советского танка Т-34. "Пантера" была вооружена орудием меньшего калибра, чем "Тигр", и по немецкой классификации считалась средним танком. В советских же документах "Пантера" по своим боевым и техническим данным относилась к тяжёлым танкам[2][3]. 75-мм пушка "Пантеры" по бронебойному действию превосходила основное вооружение танка "Тигр" - пушку 8,8 cm KwK 36 L/56[4]. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии "Пантера" имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года известен под обозначением Panzerkampfwagen V Panther.
Боевым дебютом "Пантеры" стала битва на Курской дуге. Впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. Танк имел ряд недостатков, был сложен в производстве и эксплуатации. На базе "Пантеры" выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки "Ягдпантера", инженерный танк "Bergepanther" и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.
Стиральная машинка в рассрочку за 29 руб/мес, до −40%
Купить в рассрочку без первого взноса и переплат, с бесплатной доставкой по РБ!
mrqz.me
Видеонаблюдение с удаленным доступом по Низким Ценам!
Надежное оборудование со сроком службы 10 лет. Помощь гарантиях, возвратах, обменах.
bestvideo.by
Промокод 300 рублей на первую рекламу в Яндекс Директе
Целевые посетители для любого бизнеса. Запустите рекламу и получите 300 рублей!
yandex.by
История создания
Работы по новому среднему танку, предназначенному для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, начались в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым работали фирмы "Даймлер-Бенц", "Крупп" и MAN, получил индексацию: VK.30.01 (DB) - проект фирмы "Даймлер-Бенц", и VK.30.02 (MAN) - проект фирмы MAN. Работа над новым танком шла достаточно медленно, поскольку надёжные и проверенные в боях средние танки вполне удовлетворяли немецких военных. Тем не менее, к осени 1941 года конструкция ходовой части была проработана.[5]
После начала войны с Советским Союзом немецкие войска встретились с новыми советскими танками - Т-34 и КВ. Первоначально советская техника не вызвала большого интереса у немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта начали приходить сообщения о превосходстве новых советских танков - особенно Т-34 - над танками Вермахта. По настоянию Гудериана для изучения советских танков была создана специальная комиссия, в которую входили ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего вынесли решение о необходимости реализации в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное расположение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами.[6] Работы над 20-тонным танком были прекращены, вместо этого 25 ноября 1941 года фирмам "Даймлер-Бенц" и MAN был выдан заказ на прототип 35-тонного танка с использованием всех указанных конструктивных решений. Перспективный танк получил условное обозначение "Пантера". Для определения наиболее подходящего для вермахта прототипа также была образована "Панцеркомиссия" из ряда видных военных деятелей нацистской Германии.
Прототипы будущего танка фирм MAN и "Даймлер-Бенц"
Весной 1942 года оба подрядчика представили свои прототипы. Опытная машина фирмы "Даймлер-Бенц" даже внешне сильно напоминала Т-34, было также предложено оснастить танк дизельным двигателем, хотя острая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делала этот вариант бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонность к этому варианту, фирма "Даймлер-Бенц" даже получила заказ на 200 машин. Однако в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила ряд преимуществ проекта MAN, в частности, более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую манёвренность, меньший вылет орудийного ствола. Также высказывались соображения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя и возможным потерям от своего же огня.[6] В результате недостроенный прототип "Даймлер-Бенц" простоял во дворе завода до конца войны.
Прототип фирмы MAN был выдержан целиком в духе немецкой танкостроительной школы: переднее расположение трансмиссионного отделения и заднее - моторного, индивидуальная торсионная "шахматная" подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве основного вооружения на танк устанавливалась указанная фюрером 75-мм длинноствольная пушка фирмы "Рейнметалл". Выбор относительно небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обеих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от подвески типа Кристи, использовавшейся в Т-34, сочтя её конструкцию негодной и устаревшей. Над созданием "Пантеры" работала большая группа сотрудников фирмы MAN под руководством главного инженера танкового отдела фирмы П. Вибикке. Значительный вклад в создание танка внёс инженер Г. Книпкамп (ходовая часть) и конструкторы фирмы "Рейнметалл" (пушка).
После выбора прототипа началась подготовка к быстрейшему запуску танка в серийное производство, которое началось в первой половине 1943 года.
Производство
Серийное производство танков T-V "Пантера" на танковом заводе в Германии. 1944 г.
Серийный выпуск PzKpfw V "Пантера" начался с января 1943 года и продолжался по апрель 1945 года включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN "Пантеру" выпускали такие известные немецкие концерны и предприятия, как "Даймлер-Бенц", "Хеншель", "Демаг" и MNH. Всего в производстве "Пантеры" участвовали 136 смежников, распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было следующим:
бронекорпуса - 6;
двигатели - 2;
коробки передач - 3;
гусеницы - 4;
башни - 5;
вооружение - 1;
оптика - 1;
стальные отливки - 14;
поковки - 15;
крепёж, прочие узлы и агрегаты - остальные предприятия.
Кооперация в производстве "Пантеры" была сложной и развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, чтобы избежать перебоев в снабжении при различного рода нештатных ситуациях. Выпуск узлов и агрегатов "Пантеры" был организован в том числе в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был передан мелким предприятиям. Максимум серийного выпуска пришёлся на июль 1944 года, когда было сдано почти 380 танков.
Серийные номера и производители
Ausf. D - 842
MAN - 242 (No 210001 - 210124, 210137 - 210254)
Daimler-Benz - 250 (No 211001 - 211250)
Henschel - 130 (No 212001 - 212130)
MNH - 220 (No 213001 - 213220)
Ausf. A - 2200
MAN - 645 (No 210055 - 210899)
Daimler-Benz - 675 (No 151901 - 152575)
MNH - 830 (No 154801 - 155630)
Demag - 50 (No 158101 - 158150)
Ausf. G - 2961
MAN - 1143 (No 120301 - 121443)
Daimler-Benz - 1004 (No 124301 - 125304)
MNH - 814 (No 128301 - 129114)
Производство Pz.Kpfw. V Panther (по данным заводов)
Год Модель Производитель янв. фев. март апр. май июнь июль авг. сен. окт. ноя. дек. Всего
**Возвращены на заводы для модернизации, кроме одного танка выпуска января, который был отправлен на Куммерсдорфский полигон.
***30 танков.
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Схема бронирования танка "Пантера"
Танки "Пантера" Ausf. D, 1943 год. Характерным для модификации D является командирская башенка цилиндрической формы.
"Пантера" Ausf. G Бронетанковый музей в Кубинке. Заимствования конструкторских решений танка Т-34: наклонное расположение брони бронекорпуса - лобовых деталей и верхних бортов; опорные катки увеличенного диаметра, широкие гусеницы.
Корпус танка собирался из катаной стальной брони средней твёрдости, плиты соединялись "в шип" и сваривались двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм располагалась под углом 57№ от вертикали. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм устанавливалась под углом 53№.
ВЛД и НЛД первых установочных партий танков были выполнены из поверхностно закалённых катаных плит (гетерогенная броня). Однако принятие на снабжение армий большинства стран снарядов с бронебойным наконечником из мягкой стали свело на нет преимущество гетерогенной брони, и с марта 1943 года это требование было снято. К августу 1943 года бронекорпуса танков "Пантера" собирались с ВЛД и НЛД, выполненных только из гомогенной стали[7].
Заместитель начальника НИБТ полигона ГБТУ КА, инженер-полковник А. М. Сыч в журнале "Вестник танковой промышленности" даёт о бронировании танка "Пантера" следующую информацию:[3]
"Заслуживает внимания корпус танка "Пантера", особенно его лобовая часть. Благодаря применению, по примеру Т-34, большого конструктивного угла (55№), бронестойкость лобового листа этого танка значительна. Так например, при обстреле корпуса танка "Пантера" из 75-миллиметровой пушки передний наклонный лист не пробивается ни с какой дистанции, в то время как эта пушка делает сквозную пробоину в броне 200 мм артиллерийской установки "Фердинанд" с дистанции 200 м. По сравнению со старыми танками Т-III и T-IV в корпусе танка "Пантера" меньше смотровых люков и лазов."
О химическом составе брони сказано следующее:[3]
"По данным химических анализов ... Броня танка "Пантера" легирована вводом никеля в количестве от 0,79 до 1,7 % в имевшиеся броневые хромомолибденовые стали. Химический состав брони танков "Пантера"... приведён в табл. 1"
Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях - 50 мм) наклонены к вертикали на угол 42№, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён от вертикали на угол 30№. В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса имелись технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.
Башня "Пантеры" представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых "в шип". Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон 25№. В передней части башни в литой маске устанавливалось орудие. Толщина маски пушки 100 мм. Вращение башни производилось гидравлическим механизмом, осуществлявшим отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Также был предусмотрен ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360№. Башня танка неуравновешена, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5№ был невозможен. Толщина крыши башни составляла 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни устанавливалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.[6]
"Так например: форма корпуса и башни у танка "Пантера" в значительной мере заимствованы у наших танков Т-34 и Т-70; принципиальная схема механизмов управления танков "Тигр" и "Пантера" взята от французского танка "Сомуа"; ...; двухторсионная подвеска "Пантеры" выполнена по типу шведского танка "Ландсверк" и проч."[3]
Двигатель и трансмиссия
В разделе не хватает ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).
На первых 250 танках устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 210 P30 объёмом 21 л. С мая 1943 года его сменил Maybach HL 230 P45. На новом моторе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL 210 P30, где блок цилиндров был алюминиевым, эта деталь у HL 230 P45 изготавливалась из чугуна, из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL 230 P30 развивал мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость танка с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, что позволило более уверенно преодолевать бездорожье. Интересная особенность: коренные подшипники коленчатого вала двигателя были не скольжения, как это принято повсеместно в современном двигателестроении, а роликовыми. Таким образом конструкторы двигателя экономили (ценой повышения трудоёмкости изделия) невозобновляемый ресурс страны - цветные металлы.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач (КПП) Zahnradfabrik AK 7-200, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач - трёхвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерён и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки скоростей - сухой, масло очищалось и подавалось под давлением прямо в точки зацепления шестерён. Управлять машиной было легко: выставленный в нужную позицию рычаг КПП вызывал автоматический выжим главного фрикциона и переключение нужной пары. Механизм поворота обеспечивал 8 радиусов поворота на ходу (по одному на каждой передаче), плюс поворот на месте вокруг собственного центра масс (на нейтрали).
КПП и механизм поворота выполнялись в виде единого агрегата, что уменьшало количество центровочных работ при сборке танка, но демонтаж габаритного узла в полевых условиях был трудоёмкой операцией.
Приводы управления танком - комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.
Ходовая часть танка "Пантера"
Ходовая часть
Ходовая часть танка с "шахматным" расположением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с иными техническими решениями. С другой стороны, такая конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Так, для замены одного катка из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески использовались двойные торсионы, передняя и задняя пара катков снабжалась гидравлическими амортизаторами. Ведущее колесо - переднее, со съёмными венцами, и цевочным зацеплением гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.
Основным вооружением танка являлась 75-мм танковая пушка KwK 42 производства "Рейнметалл-Борзиг". Длина ствола орудия 70 калибров / 5250 мм без дульного тормоза и 5535 мм с дульным тормозом. К основным конструктивным особенностям пушки относятся:
Стрельба из орудия велась унитарными выстрелами с электрозапальной втулкой, кнопка электрозапала размещалась на маховике подъёмного механизма. В критических ситуациях экипаж включал прямо в цепь затвора орудия индуктор[источник не указан 4742 дня], "кнопка" которого, срабатывавшая от удара ногой наводчика, обеспечивала выстрел в любой ситуации - качнувшаяся в поле постоянного магнита катушка соленоида выдавала необходимую ЭДС электрозапалу в гильзе. Индуктор включался в цепь затвора при помощи штепселя. Башня была оборудована устройством продувки канала ствола орудия после выстрела, которое состояло из компрессора и системы шлангов и клапанов. Воздух для продувки отсасывался из короба гильзоулавливателя.
Боекомплект пушки состоял из 79 унитарных выстрелов для модификаций A и D и 82 выстрелов для модификации G. В боекомплект входили выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами Pzgr. 39/42 (по современной классификации - бронебойно-разрывные), осколочно-фугасными снарядами Sprgr. 42 и подкалиберными бронебойно-трассирующими снарядами Pzgr. 40/42, последние были относительно дорогими и поставлялись в ограниченных количествах.
Боеприпасы танковой пушки KwK 42[8]
Тип Обозначение Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Длина выстрела, мм Начальная скорость, м/с
Калиберные бронебойные снаряды
Бронебойный трассирующий остроголовый с бронебойным и баллистическим наконечниками Pzgr. 39/42 14,3 6,8 893 925
Подкалиберные бронебойные снаряды
Обтекаемой формы Pzgr. 40/42 11,55 4,75 875 1120
Осколочно-фугасные снаряды
Осколочно-фугасный Sprgr.42 11,14 5,74 929 700
Данные выстрелы подходили только для орудия KwK/StuK/Pak 42 с длиной ствола 70 калибров. Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в боевом отделении и отделении управления. Орудие KwK 42 высокой баллистики было способно поражать практически все танки и САУ антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 имел лобовое бронирование корпуса, защищавшее его от снарядов пушки "Пантеры" на тактических дистанциях боя. Американские танки M26 "Першинг", вступившие в бои в феврале 1945 года, а также малосерийные M4A3E2 "Шерман Джамбо" также имели броню, способную защитить их в лобовой проекции от снарядов KwK 42. Более подробно о сравнительной характеристике орудия "Пантеры" см. раздел "Оценка проекта". Ниже приведена таблица бронепробиваемости орудия KwK 42.[8]
Таблица бронепробиваемости 75-мм танковой пушки KwK.42
Бронебойный трассирующий остроголовый с бронебойным и баллистическим наконечниками Pzgr 39/42
Дальность, м При угле встречи 60№ (от поверхности брони), мм
100 138
500 124
1000 111
1500 99
2000 88
Подкалиберный снаряд Pzgr 40/42
Дальность, м При угле встречи 60№ (от поверхности брони), мм
100 194
500 174
1000 150
1500 127
2000 106
Приведённые данные относятся к немецкой методике определения пробивной способности. Показатели бронепробиваемости могут различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.
Сетки прицелов KwK 42
С пушкой был спарен 7,9-мм пулемёт MG 34, второй (курсовой) пулемёт размещался в лобовом листе корпуса в бугельной установке (в лобовом листе корпуса имелась вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в шаровой установке на модификациях A и G. Командирские башенки танков модификаций A и G были приспособлены для установки зенитного пулемёта MG 34 или MG 42. Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf. G и 5100 для "Пантер" Ausf. A и D.
Танк "Пантера" Ausf. G, оснащённый прибором ночного видения.
В качестве средства обороны от пехоты танки модификаций A и G оснащались "устройством ближнего боя" (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка располагалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты.
"Пантеры" модификации D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12, на танки модификаций A и G ставился более простой монокулярный прицел TZF-12А, представлявший собой правую трубу прицела TZF-12. Бинокулярный прицел имел кратность 2,5× и поле зрения 30№, монокулярный - переменную кратность 2,5× или 5× и поле зрения 30№ или 15№ соответственно. При изменении угла возвышения орудия отклонялась только объективная часть прицела, окулярная оставалась неподвижной; благодаря этому достигалось удобство работы с прицелом на всех углах возвышения орудия.
В конце войны на командирские "Пантеры" стали монтировать новейшую технику - приборы ночного видения: на командирские башенки устанавливался приборный комплекс 30-cm-Infrarot-Fahr-und-Zielgerät FG 1250, включавший инфракрасные 30-см прожектор-осветитель мощностью 200 Вт плюс прибор наблюдения, позволявший вести круговое наблюдение и осматривать местность с дистанции 150-200 метров. При этом наводчик и механик-водитель такого прибора не имели и руководствовались указаниями командира.
При использовании совместно с 60-см ИК-прожектором Uhu (нем. 60-cm-IR-Scheinwerfer) мощностью 6 кВт, установленном на полугусеничном бронетранспортёре SdKfz 251/20, дальность наблюдения увеличивалась до 600 метров[9]. Испытания приборного комплекса прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года бронетанковые войска получили 63 "Пантеры", оснащённые первыми в мире серийными активными приборами ночного видения.
Модификации
V1 и V2 (1942) - опытные модели, практически ничем не отличающиеся друг от друга.
Башня "Пантеры" Ausf. a (D1)
Прототипы V1 и V2
Первое шасси V1 было выпущено 16 сентября 1942 года, Для производства машины использовалась не броневая сталь. В октябре собрали уже полноценный прототип V2.
Башня "Пантеры" Ausf. D2
Panther Ausf. D (нем. Ausführung D)
Запущенные в серию "Пантеры" получили индекс Ausf. D. На пушке был установлен более эффективный двухкамерный дульный тормоз. Курсовой пулемёт размещался в лобовом листе корпуса в бугельной установке. Танки Ausf. D оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом TZF-12. Боекомплект пушки и пулемётов состоял из 79 выстрелов и 5100 патронов соответственно.
"Пантера" Ausf. A (танковый музей Мунстера, Германия)
Башня "Пантеры" Ausf. A
Panther Ausf. A (нем. Ausführung A)
С конца лета 1943 года начался выпуск модификации Ausf. A. В башне были упразднены лючки Verständigungsoeffnung (один из переводов - "Люк для связи с пехотой") и амбразуры для стрельбы из пистолетов. Танки этой модификации оснащались более простым монокулярным прицелом TZF-12А, а также командирской башенкой, унифицированной с танком "Тигр". Изменения коснулись и корпуса: малоэффективную бугельную установку курсового пулемёта заменили на более традиционную шаровую. Несколько "Пантер" Ausf. A были в опытном порядке оборудованы инфракрасными приборами ночного видения.
Башня "Пантеры" Ausf. G
PzKpfw V Ausf. G 1-й танковой дивизии СС "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер", Нидерланды, 1944
"Пантера" Ausf. G
Panther Ausf. G (нем. Ausführung G)
В марте 1944 года в серию пошла самая массовая модификация танка "Пантера". Версия Ausf. G имела более простой и технологичный корпус, из лобового листа была удалена люк-пробка механика-водителя, угол наклона бортов уменьшен до 30№ от вертикали, их толщина доведена до 50 мм. На поздних машинах этой модификации была изменена форма маски орудия для предотвращения рикошета снарядов в крышу корпуса. Первый в истории танк с прицелом ночного видения. Боекомплект пушки увеличен до 82 выстрелов.
Panther Ausf. F (нем. Ausführung F)
Башня "Пантеры" Ausf. F
С осени 1944 года планировалось начать производство новой модификации танка Ausf. F. Данная модификация отличалась новой конструкцией башни и более мощным её бронированием (лоб 120 мм, борта 60 мм). Разработанная фирмой "Даймлер-Бенц" башня Schmalturm 605 ("тесная башня") имела несколько меньшие размеры по сравнению со стандартной, что позволило усилить лобовое бронирование до 120 мм при угле наклона 20№ от вертикали. Борта новой башни имели толщину 60 мм и угол наклона 25№, толщина маски пушки достигала 150 мм.
До конца войны не появилось ни одного законченного прототипа, хотя были произведены 8 корпусов и 2 башни.
Panther II
Одновременно с принятием на вооружение (осень 1943 года) танка "Тигр II", министерство вооружений выдало задание на разработку нового танка "Пантера II", с требованием максимальной унификации по узлам этих машин. Разработка нового танка была поручена конструкторскому бюро фирмы "Хеншель". Новая "Пантера" представляла собой как бы облегчённый "Тигр II" с уменьшенной толщиной брони, оснащённый башней Schmalturm. Основное вооружение - 88-мм танковая пушка KwK 43/2 с длиной ствола 70 калибров. Основным затруднением было отсутствие подходящего двигателя для потяжелевшей машины, в связи с чем были проработаны варианты установки двигателей MAN/Argus LD 220 мощностью 750 л. с., Maybach HL 234 мощностью 850 л. с., Maybach HL 295 мощностью 1200 л. с.
"Пантера II" в музее кавалерии и танковых войск Паттона