Никогда не буду размышлять о предмете мне не известном, допустим, о говорящей рыбе, и не зная жанра "короткий рассказ", никогда не мог подумать о том, что рассказы могут быть короткими именно по жанру. Но случилось так, что ограниченный количеством знаков в комментарии под своими рисунками, вынужден был жестко редактировать тексты и это мне понравилось до такой степени, что нудная работа превратилась в своего рода литературную забаву.
Теперь вот резкое подорожание школьных тетрадок заставляет меня полностью отказаться от них в пользу электронных писем. Это несколько усложняет процесс литературного наброска, ибо тетрадка, где бы я ни находился, всегда со мной, и набросок, не показавшийся мне с первого взгляда достойным редактирования, так и оставался в ворохе литературного хлама. Работа же у монитора неотвратимо требует охудожествления всякого текста, а возникающая страсть заставляет поначалу в шутку, а затем всерьез увлекаться текстом помимо сюжета. К слову говоря, именно конструирование текста бесконечной подборкой слов и словосочетаний, придание ему сглаженности, легкой доступности смысла с избавлением от двусмысленности и, главное, избавлением от лишних слов делает работу с текстом самоцелью, подобно тому как работа с линией в простом карандашном наброске становится самоцелью востребованного художника, ибо, повторяюсь, читатель или зритель подсознательно отдает предпочтение не сюжету, а именно приятности собственных эмоций, которые, в свою очередь, не подотчетны их хозяину, то есть, инстинктивны. И опять /здесь повторы естественны/ возвращаюсь к нюансам, к мелочам конструирования: как и в приснопамятном наброске кисти руки, где соседствовали и линия, и глубина резкости, и поза, и композиция, и техника, и манера, и много чего ещё, в рассказе, а в коротком рассказе особенно, естественны требования читателя к всем этим "мелочам", собственно говоря, они определяют интерес читателя. Но кого спросить? с кем посоветоваться о важности той или иной "мелочи"? да и вообще, кто знает их, эти мелочи? кто может изложить их по ранжиру важности?.. И тем не менее практика сохраняет в инстинкте /не в памяти и не в интуиции/ невозможности некоторых словесных пассажей, отказывает им в публикации, сглаживает текст. Мне особенно тяжело дается исключение из текста "ярких пятен", сюжетных коллизий, заманушек, ибо оставляет в тексте художественные пробелы, заполнить которые либо оказывается невозможным, либо стОит большого труда, ибо, что хуже всего, делает рассказ пустым, как чай с морковной заваркой.
Эту проблему пытаюсь как-то оголить, перетащить хоть частичку её в арсенал своей экипировки. И как следствие - издержки. В данном случае издержками было то, что рассказ переставал проситься к читателю, а когда этого не происходит, он перебирается в разряд неудавшихся. По этой причине лишь каждый десятый мог рассчитывать на внимание читателя, теперь же все "они" "лезли из кожи вон", добиваясь внимания и иногда, измотав меня редактированием, пробивали бреши в моей "таможне".