Это не литература, это всего лишь сомнительные заметки, предположения, цель которых - разгадка причин плохого настроения, по сути, апатии.
продолжение страницы всегда сверху.
автопортрет
31-е июля
Текст -- по моим понятиям -- дб "нарисован". И желательно, художником. В этом смысле не так уж и важно, чтобы "художник" этот был художником, важно другое: он должен изображать собственные чувства по поводу событий, о которых рассказывает, а не разглядывать их через замочную скважину, имплантируя читателю.
Как-то так получилось, что одновременно читая М.Твена, полюбопытствовал положением на керченском мосту, спровоцированный новостью. По первому пункту солидаризируюсь с Ж.д'Арк в её страсти к проявлению благородства под воздействием азарта борьбы -- последствия для победителя в которой призрачны, тем не менее в практике встречаются сплошь и рядом: чаще всего победа присваивается подлой властью, а победитель "сжигается" на костре --. По второму пункту -- Великой стройке -- сильно пожалею, если Путину не удастся завершить её в случае потери власти в следующем году; его последователи этого сделать не смогут -- по той же самой логике, когда победа достается подлецу, доказывающему себя ненавистью ко всему совершенному предшественником -- то есть сделанное Путиным должно быть "разрушено" его последователем, если он не способен быть на уровне возможностей предшественника. И получается, что при всех недостатках Путина под силу закончить начатое только ему самому. В этом смысле следует согласиться на бессрочность его власти.
29-е июля
Вместе со всеми злорадствую по поводу "зеркального" ответа на американские санкции, более того, был бы ещё и горд, если бы наша зеркальность была кривой, то есть несравненно превосходила бы в глазах американца размер санкций.
И таким образом ублажаю свою мстительность.
И это естественная инстинктивность сердца.
Однако сознание противится: "bis dat, qui cito dat" - (вдвойне дает тот, кто дает скоро), то есть в подобных отношениях адекватный ответ должен быть скорым, ибо решение, возникающее в размышлениях, есть мстительность, которая идет на пользу "tertius gaudens" - (третий радующийся) Китаю.
Продолжение после паузы.
Китай, полгода молчавший, вдруг начинает гласно поддерживать пострадавшую сторону, отважившуюся на противление, то есть Россию. Почему?
"На дружеской попойке...", в какой-то момент между её членами вдруг возникает спор, быстро переходящий в конфликт. Для полноценного спектакля не хватает потасовки. И обязательно находится кто-то - со стороны менее сильной - в попытке взбодрить ситуацию.
Так и в нашем случае: к арене приближается "третий".
Россия так никогда бы не поступила. А то, что в Сирии Китай не слишком был заметен, дает основание предполагать, что его намеки больше сталкивают нас с Америкой, нежели разводят.
28-е июля
Если ты представляешь вероятное выражение своего лица при возможной бесовской провокации, то со временем выражение это становится устойчивым, приобретает оригинальный характер(образ) и импульсирует в ответной твоей реакции на всякие провокации. И если это выражение бесстрастное, самоуверенное, то импульс твой именно это и передаст провокатору без всяких слов и мимики.
Генерация ошибок - спешка; или -- спешка(суетность) есть генерация наших ошибок.
Вас, без сомнения, возмутит безапелляционность хождения через вашу садовую калитку на территорию общественного сада. Однако ритмичность прохождения, как принцип аккуратности, достаточно скоро сгладит суровость вашего недовольства вплоть до того, что вас самого может встревожить неоправданная пауза в этой ритмичности.
Точно так же происходит и со мной, когда суровость взгляда претендентов на спокойствие "своей" улочки ритмичность моих утренних пробежек понемногу разглаживает морщинки недовольства возле уголков их глаз.
Достаточно насладившись придирками к человеку-поглотителю моих доходов, я и сам вдруг почувствовал азарт страсти приобретения предметов, услаждающих лишь моё сознание такой возможностью, не стесняясь при этом безутилитарностью: купил красивые дорогие кроссовки, демонстрировать которые, как оказалось, можно только стенам моих комнат.
Есть чудеса, замалчивать которые невыносимо. И это моя балконная грядка. Длиной не больше метра и шириной сорок см. Слой земли 15-20 см.
Ни прилагая никаких усилий к уходу, к сохранению посадок в майские холода, засадив слабыми остатками рассады, вдруг в июне обнаружил ничем не объяснимое её оживление. И сегодня эта грядка кормит меня клубникой, огурцами, помидорами, даже перцами и в таком количестве, что я уже больше озабочен не тем, как выростить, а только как сохранить обилие огурцов и помидор. Надо при всем при этом учесть, что соседям-дачникам похвастать в этом смысле нечем.
Когда говорят об уровне развития экономики, то имеют в виду прежде всего производство товаров, то есть того, что можно продать населению или другим странам. Производство яблок в Польше или помидоров в Турции накакой экономики не создаст, если эти продукты нельзя подсунуть России: больше они нигде не нужны. Но и доходы от продажи этих товаров не могут быть в активе экономике, это только потенциал, их надо пускать в оборот, то есть производить новые яблоки или помидоры. То же самое производство товаров в Китае: в любой момент эти безделушки могут оказаться невостребованными. Не может ничего прибавить в экономике страны сланцевая нефть или газ, если их не продать Европе. В этом смысле у России бездна возможностей к производству и реализации продукции у себя в стране и даже качество в этом смысле не очень уж и важно. Вот эти крымские турбины. Нам очень уж хотелось Siemens, свои нам показались не модными: деньги-то девать некуда! Таких примеров более, чем... А сколько прочего мусора на наших рынках! Пока у правительства есть лишние деньги и не хватает ума, то так и будет продолжаться.
Тиллерсон имеет в России бизнес и, соглашаясь на Белый Дом, рассчитывал на расширение этого бизнеса, ибо есть куда расширяться. Но не получилось; газ, предназначенный для Европы, Трампу - конгресс здесь не при чем - портит карьеру плохим своим запахом. /Поэтому Тиллерсон - поговаривают - пакует чемоданы./ Европа дергается, суетится, но давно повязла в цепких лапах Америки и вырваться из них не может. Если Америка не получит рынок Европы для всех своих товаров, то его захватит Китай. Нам не кажется это страшным: у Китая нет газа, но опустошив казну американским газом, Европе может не хватить денег на китайские побрякушки, к тому же Китай везет в Европу то, что Европа сама производит, и потому ослабит её, как ослабляет Америку и сильно ослабил Россию. Покупать у другой страны то, чем нельзя заработать на жизнь - экономическое преступление! То есть американский бизнес, пришедший в Россию, именно тем и занимается, что производит нужный для Америки продукт, который в самой Америке произвести нельзя. А если производит сыр Ламбер, то и продает его там, где производит, то есть мне, ибо ни в Европе, ни в Америке его не продать за российскую цену.
Короче говоря, пока мы покупаем на стороне барахло типа Siemens или китайские безделушки типа моего планшетника или сыра Ламбер мы и будем обижаемы. А если по-другому нельзя, то надо терпеть и страдать.
Всё это в контексте: "придумать ничего нельзя", а можно только, выбирая лучшее, произведенное самим собой, совершенствоваться.
27-е июля
И вот спальня воистину становится местом отдыха и только потому, что есть то, на что можно упереть свой взгляд и держать его там ровно столько, сколько нужно, чтобы отойти от дурной мысли; есть на что бросить свои кости, чтобы дать им понежиться ровно столько, сколько нужно, чтобы они почувствовали беззаботность; и наконец, в этой комнате нет ничего, что могло бы показаться лишним: даже вянущие шапки пионов, забытые садовыми ножницами, продолжают равнодушно смотреть сквозь давно не мытые стекла окна.
Тикают часы.
Любые другие варианты всегда хуже.
Еда, развлечения, дружба, общение, связи -- всегда предполагают, во-первых, перенапряжение; во-вторых, ошибки.
Возможно ли, чтобы в какой-то момент спокойной, размеренной жизни человек мог согласиться подвести черту, не имея -- подчеркну -- никаких внешних проблем, обостряющих эмоциональные чувства?
И снова я в большом сомнении.
Из всех бесовских пороков наиболее вредным надо полагать мстительность, ибо она проявляется чаще всего в действиях в отличии от ненависти, предательства, злобы и прочего того. Но я ещё могу умерить свою мстительность до ничтожной, но что делать власти большой страны, которая попалась на промашке, несет потери и... ищет возможности отмщения вместо того, чтобы согласно божьему реестру просто "не заметить" этих потерь. И всё ярче проявление бесовских легионов - "потому что нас много". А там, где мстительность, там и провокации к ней, ибо мстительность - это атака, а сила наша - в обороне. "Напомню, что соотношение атакующих сил к обороняющимся - один к трем, то есть не в пользу тех, кто освобождает', - заявил военный эксперт...." А потому, пока мы не поймем этого, нас и будут со страстью поддразнивать в надежде исчерпать резервы нашего терпения.
26-е июля, половина шестого.
Внезапно хлынул ливень и мне, собравшемуся на пробежку, пришлось отложить лыжи и сесть перед монитором. И текст в таком случае - по определению - случаен.
Произведение всякого искусства можно считать творчеством, если признаки оригинальности этого искусства не есть копия ранее кем-то уже проявленной. Но поскольку создать что-либо ранее неизвестное невозможно, то в аспекте утверждения могут быть согласованы варианты этой оригинальности, как могут быть варианты -- (как в данном случае) -- непогоды. И тогда мои придирки к "плагиату" оригинальности перейдут в формат их использования, как артист оригинального жанра использует обычную пилу в извлечении музыкальных звуков.
В смысле сказанного коснусь оценки литературных произведений или произведений художественного творчества.
Оригинальное начало -- что случается довольно часто -- провоцирует меня-читателя на ожидание чуда, но когда эта оригинальность эксплуатируеся без достаточного основания, мой интерес тускнеет. Думаю, что это происходит не со мной одним. Поэтому, заподозренный в оригинальности изложения своих воображений, автор будет совершенно справедлив, когда ограничит эти изложения до предела, подобно тому, как ограничивает себя любитель сладкого, опасаясь утраты чувств восторга. Но если в литературе, притушёванной сюжетностью, это не так заметно, как в рисунке, то и судить её труднее, чем судить рисунок, а потому мне легче говорить именно о рисунке.
Скопировав идею композиции рисунка у англичанина Бренгвина или у наших Алфеевского, Купреянова, Фешина, без стеснения пользуюсь ей, ибо сама идея настолько безупречна, что порок, как раз, может заключаться в том, что рисующий ею не пользуется, изобретая то, что никогда не сможет сравняться по обстоятельности с тем, как изображали названные мною авторы. То есть "плагиат" оригинальности становится как бы обязательным в творчестве, претендующем на зрительский успех.
Если разгуливать по той же площади "Согласия", то следовало бы поискать и в литературе те акценты творчества, которыми можно было бы приукрасить своё произведение без ущерба для собственного авторского снобизма (претендующий на зрительский восторг - сноб по определению).
Было бы интересно -- на мой взгляд -- подобрать начальную фразу произведения, способную затащить читателя, как минимум, на первый абзац. Но поскольку и здесь придумать ничего нельзя, то, вероятно, нацелившись на такое начало, надо просто выждать возникновения подходящего оборота. Все мои опусы, особенно стихотворные, появлялись и появляются только благодаря вспышкам чувств или - по другому - озарению. А дальше уже всё идет как идет.
Далее мб только бессвязный набор слов(или цветовых пятен), вьющийся словно пыльный вихрь, вокруг моего сознания. Ограничен этот набор мб физической возможностью переработать этот хлам в стройную композицию,(Пример такой переработки хлама представлен во фронтисписе страницы - автопортрет) и так - до бесконечности. Для меня сюжетный ком этого хлама не может превышать полутора строк текста одного тематического или сюжетного абзаца, иначе я могу просто заблудиться в нем и уже не выбраться. (У Пруста, например, абзац один и он нескончаем. По этой причине мне ни разу не удалось прочитать больше одной страницы этого превозносимого коллегами автора).
Меньше всего нужно заботиться о развязке. Это никак не может быть связано с художественной выразительностью, более того, губит надежды читателя, проще всего дать самому читателю вообразить финал.
"Вишенкой" в композиции текста могут быть вкрапления творческих изысков или отработанной автором схемы компоновки предложения. Но это уже совсем не гланое.
Все мои размышлизмы предназначены на провокацию читательского возмущения, включая и возмущения себя самого как читателя. По сути это только тот самый хлам, в котором мне предстоит ещё ориентироваться в поиске односложной идеи как выхода из банальной ситуации.
25-е июля
Видимо, и тут не получится: если селфи выскакивает без проблем, то "уличной" камерой без внедрения специальных приложений сделать мало что можно, то есть требуется напряжение, превосходящее моё любопытство. Тем не менее вопрос возник и теперь, загрузив его в буфер памяти, буду ждать случайной встречи с возможностью реализации этой идеи. Собственно говоря, обыденная ситуация: "всему своё время".
А параллельно рыскаю или рыщу по библиотеке в поисках со-чувствия. Очень близким оказался Саки (Г.Х.Манро) с рассказами, в которых нет никакой идеи, в которых пустячный сюжет, но есть страсть автора к изображению событий в форме, близкой к художественной, какой по сути и дб художественная литература и каковой она не является в основе своей.
Саки (Г.Х.Манро): "Она говорила в тупой безличной манере, словно этот вопрос
висел у нее на губах годами и лучше всего было от него избавиться немедленно".
Стоило лишь типичное выражение - "висеть на языке" повесить снаружи - "на губы" - и тотчас появились новые краски, то есть читательское воображение "вздрогнуло".
Действительно, когда -- не зная чего ищешь, тем не менее, находишь -- оказывается тем, чего искал, возникает состояние собственной достаточности, как бы ощущаешь свою прозорливость, которая руководит тобой помимо осознания реальности. Искомое возникает из ничего: нет ни загадки, ни претензий на идею, ничего такого, ради чего следовало бы писать рассказ, даже нет яркого действия, а только подозрение на действие. Но есть литература, есть ощущение значимости слов, самих слов, а не оформленного предложениями события, и тогда неотрывно "думаешь" глазами слово за словом в попытке разгадать тайну автора.
Вот ещё несколько(слегка повинюсь в моём редактировании текста переводчика) удачных красот у Саки:
"Стоял прохладный, промытый дождем день позднего августа, того неопределенного сезона, когда куропатки еще находятся под защитой закона...
...и внешний его вид не наводил на мысль, что это такой мужчина, которому женщины согласны простить щедрую меру умственной недостаточности.
...они мгновенно приняли застылую манеру, провозглашавшую, что чужие, как правило, всегда виновны, вместе с тем, хотели бы всё же услышать, скажут ли чужие что-нибудь в свою защиту.
...этот день не был предназначен для ее головной боли, однако она чувствовала, что обстоятельства ее извинят, и удалилась в свою комнату, чтобы вынести как можно больше головной боли до появления епископа.
Констанция - из тех рослых цветущих девушек, что так хорошо смотрятся в осеннем пейзаже или среди рождественских украшений в церкви."
Рассказывая об авторе понравившейся, но пока недочитанной книги, чаще всего говоришь не о фактических её красотах, а только о том, как сам представляешь эти красоты. И вдруг оказывается, что никаких особенных красот в произведении нет. Правда, выясняется это по прочтении всей книги, ибо начальные красоты впоследствии начинают либо повторяться, либо слегка модернизироваться, сохраняя, образно говоря, корень стиля, то есть становятся надуманными. Это судьба многих претендентов на оригинальность. В их числе и ваш покорный слуга. Кстати говоря, замечаешь это, вдруг ощутив усталость от чтения; при истинно художественно-выразительной прозе усталости не наступает. Таков, например, Добычин. Или письма Дега. Много и тех, кого я упоминал ранее. Вероятно, литература, музыка, рисунок истинны тогда, когда не дают читателю, слушателю, зрителю забыться над произведением, взбадриваемые не столько содержанием, сколько этой художественной выразительностью. Возможно, есть и другие безупречные мнения.
24-е июля
Интерес к чему-либо может появиться внезапно без надумывания. Но причиной его появления часто бывает вызревание скрытой подсознательной идеи и тогда вызревшая идея склоняет инстинкт любознательности к поиску решения. Остановить процесс такой страсти довольно трудно, в результате чего решается не только искомое, но и сопутствующее ему. Важно только то, чтобы была хоть какая-либо мысль за пределами обывательского существования. Но последнее только в качестве шутки.
Вот пустячный пример.
Случайное появление уголка выразительности в моей спальной комнате плюс недостаточная -- по моим критериям -- выразительность представлений моих рисунков на странице в Авторской галерее подсознательно настраивали меня -- а по сути - мой инстинкт несогласия -- на поиск иного варианта композиций и, в частности, с включением аналога композиции "Угла".
Сделать задуманное можно было бы только перетаскиванием фотографии этого Угла из планшетника в фотошоп компьютера. Не пользуясь до сего времени возможностями планшетника за пределами моих узких интересов я не мог эту проблему решить мгновенно, а поскольку вообще соображаю очень медленно -- в подобной ситуации неделями -- то на неделю, как раз, мне и хватит вызревших забот. (Многократно повторял и буду впредь повторять, что предлагаемое содержание не самоцель, это только учебный материал для развития способности к формированию художественно-выразительной композиции самого текста. Иногда может проскальзывать действительно любопытная мысль, но это лишь производная от идеи, но не цель повествования. Что я пишу или что я рисую не имеет идейного содержания, это лишь повод выразительно "высказаться" доступными мне средствами -- подобно тому как увлеченный математикой равнодушен к буквенному её выражению, предпочитая формулы, но преамбула к формулам дб изображена текстом -- не более того, ибо я приверженец только художественного, но не политического или философского смысла своих опусов. Таким образом, на редактирование текста я затрачиваю несравнимо больше сил и времени, нежели на изложение смысла. Воплощение этой моей идеи всегда в авангарде любых поползновений инстинкта любознательности. В то же время дается мне она куда труднее, чем все прочие приложения.).
22-е июля
Посидел немножко в Windows, поддавшись неверию в успехе, и, убедившись в нем, успокоился. Проблема, конечно, не только и не столько в компьютере, сколько в реализации принципа самодостаточности, то есть в прочной вере в возможности положительного решения в любой ситуации, не прибегая к услугам постороннего лица.(Услуги постороннего могут быть оправданы при ясности "поломки"). Таким образом паника, как причина всех драм и трагедий, должна быть поколеблена упертостью рассудка. Человеку "доказывают" его нездоровье и, доказав, "упорно" лечат его... панику. Знакомая практика. Или всё более безпардонные усилия коммунальщиков изъять у "квартиросъемщика" -- как до сих пор пишут в объявлениях -- его сбережения. Рассчитывать на помощь власти в этом смысле бесполезно, да и власть сама непрочь приобщиться к поголовному рекету. В этом есть житейская логика и потому роптать - значит наращивать ту же панику. Таким образом, всё это факторы общей симфонии жизни.
Последовательность движений -- алгоритм -- во всех ситуациях идентичен. Первое, что приходит в голову - это сожаление (о выброшенной клавиатуре: можно было бы попробовать подключить и её, чтобы прояснить проблему). Затем переход в активную часть решения: (набираю в поисковике "зависание", ибо, видя, что курсор ничем с места не сдвинуть, навожу прицел на него. Из серии подсказок выбираю "зависание курсора" и захожу на форум). Пробую воспользоваться советами, (но ни один не приносит успеха, да и клавиатура как-то странно сопротивляется, только испоганил все характеристики мышки).
Жалуюсь товарищу-компьютерщику. ("Приглашай и в момент все сделаем!" то есть очистим жесткий диск и запустим снова. Это уже было, но терять "нажитое" не хочу, да и подпускать к компьютеру чужого -- а по сути, безответственного товарища -- не вполне разумно.)
И остается только: "без паники!"
21-е июля
Возникшая вдруг страсть потранжирить "капиталы" чревата. Покупаешь то, в чем мало разбираешься в надежде на "авось", авось и получается. Заменил клавиатуру. Безрассудно, то есть в расчете на простоту исправления возможной ошибки. Что мб быть ошибочного в новой клавиатуре, продаваемой с гарантией? Оказывается может.
Сначала озаботил меня вдруг "зависший" курсор, его проблемы и искал, мучая эту новую клавиатуру, которая, к моему удивлению, тоже упрямилась. Не получилось. Делал длительные паузы, уповая на озарения мозга, как это часто со мной бывает, но и после пауз всё оставалось в безмолвии.
И вот только к вчерашнему вечеру перегретый мозг охладился и сверкнул искоркой надежды. Несмотря на то, что был уже в постели, поднялся, включил Linux, который индифферентен к компьютерным изыскам, и получил ответ на свою проблему: оказалось, что причиной её действительно стал интерфейс клавиатуры, которая не соглашалась работать с Windows, но терпела Linux.
Я человек, не просто далекий от всех технических проблем, я просто их не выношу, и когда приходиться ковыряться в таких сложностях, как эти, заставить себя искать решения нужно только с согласия своего инстинкта жмотности, получить которое можно введя ему прививку безропотности. И лишь потом жертвовать гаджетом.
И теперь не уверен в том, что всё получится, но выпив утреннее кофе, пойду к грабителям покоя.
Через полтора часа.
Так всё и получилось.
"Этого не может быть! У нас вся техника на этой клавиатуре и USB-интерфейсах работает. Что-то у вас с компьютером. Переходников у нас нет. Давно. Никому они не нужны. Это старьё!"
Пошел к соседу.
"Есть где-то переходник. Вот такой." Такой мне и надо.
Пришел домой, воткнул куда следует.
И всё.
20-е июля
И все-таки это не может не удивлять: столпотворение под лестницей, накапливавшееся в течении всей весны, внезапно рассосалось, оставив после себя лишь пару невзрачных колясок. Это что? опять Я? Возможен скандальчик, но кому в нашей тихой в дюжину квартир обители скандалить? разве только тем, кто и ставит свои игрушки под лестницу? Но факт остается фактом: площадка опустела. И тогда остается одно -- моя миниатюра, никем не прочитанная, но действующая на подсознание виновных посылаемыми мною импульсами.
Надо присмотреться.
Даже что-либо плохое оценить можно только повторив его -- ибо всегда находишь ему оправдание.
Уперство в прожекте порой оправдывает неуменье.
Нет более действенного лекарства для души, чем осознание удачно пойманной мысли.
Ссылка на плохое здоровье часто оправдывает плохое поведение.
Несмотря на нескончаемые атаки старости...
Всё, что сделано, сделано непроизвольным перебором вариантов.
19-е июля
Допускаю очередную ошибку.
Поправить её не сложно, но все варианты не вполне чисты, то есть не исчерпывают всей полноты исправления. Мучаюсь.
Причиной мучений вовсе не значимый ущерб, но существует в моем наборе инстинктов инстинкт стесненности. Нет, не стеснительности, а именно стесненности обстоятельствами, я как бы оказываюсь в самой сердцевине проблемы и куда бы ни был сделан шаг - он неверен. При этом быстрое и простое решение сдерживается недопустимостью малейших издержек. Предположим, что если откупиться даже малыми средствами - значит, проявить ребячью непосредственность, что в моем положении неприемлимо, то есть инстинкт, контролирующий ситуацию, с этим выбором не согласится и проблема не получит желаемого решения. Можно просить прощения, но для этого нужна встреча, которая слабо мне представляется, ибо никаких встречь не хочу в принципе, тем более, если предстоит объяснение. Наконец, можно проявить ту самую низость, когда просто отказываешься признавать свою вину. Решение ли это?
На вторые сутки, не в силах дальше терпеть, вдруг становлюсь безрассудным.
Проще всего оказывается решение по третьему варианту.
И - ничего!
18-е июля
Йохан П. Натер: Ван Гог. Биография: Прочтение обширной книги ничего нового не добавило в мои знания о художнике и лишь послесловие ссылками на многочисленных исследователей творчества художника доказало мне неотвратимость присутствия данного явления на эшафоте реальности, правда, такое осознание пришло чуть позже, при анализе собственного поведение в уникальных обстоятельствах.
Сам факт существования такого художника довольно обычен, здесь больше надо удивляться его животной страсти в доказательствах собственного эго и это удивление заставляет исследователя искать его причину. Что же касается искусства, то говорить здесь не о чем: ни один художник им не интересуется, ибо профессионально доказывать - значит, быть в со-участии, а это просто опасно, интерес же исскуствоведов весьма сомнителен, он больше смахивает на доказательства явлений бесконечности космоса, либо нужно признать вероятность того, что существует -- и видимо, должен существовать -- неукротимый инстинкт сопротивления общепринятым нормам, чем бы это ни мотивировалось.
Поскольку во всех моих изысках непроизвольно присутствует потребность в поиске причин явления, то раз остановившись на повинности в этом собственных инстинктов, я уже не могу искать других причин. Таким образом, заявив существование собственного инстинкта бездоказательной сопротивляемости, я вынужден -- звучит парадоксально -- доказывать это явление примерами.
Преамбула: можно без опаски предположить, что трещина, разделяющая животный характер самосохранения и характер, ставший следствием воздействия культурной среды, достаточно широка и последствия этого разделения довольно разнообразны. Этим можно бы объяснить невразумительность поступков противной стороны, принимая их как неизбежность.
Пытаюсь понять и приспособить свои реакции к этому, не возбуждая инстинкта ненависти или обиды. Вот несколько ничтожных примеров:
Мой товарищ оправдывает свои нравственные "ошибки" волей провИдения и потому не гнушается их повторением, без смущения возвращаясь к общению со мной. Я же, оправдывая его такое отношение к товариществу, просто приглушаю свой интинкт неприязни, сохраняя в памяти лучшие проявления товарищества, которые есть у нас обоих.
Другой "товарищ" более жЕсток в своих проявлениях, в общение с ним приятного мало, тем не менее, все мои реакции опять-таки сглаживают мои же увещевания инстинкта неприязни позволительным отдалением, поскольку общение с ним неизбежно.
И вот последний пример из этой серии: "отомстив" своим балконным голубям -- о чем я писал чуть ранее -- и успокоив тем самым свою мстительность, вчера вдруг засомневался в сантиментальности такой своей реакции, заметив вдруг непонимающие глаза голодающих птиц. К тому же, ими было оставлено безнадзорным только что снесенное яйцо, и где-то ещё прятался недорощенный птенец. Я продолжал терпеть, но когда в девятом часу вечера при мелкой дождевой мороси не увидел их на поручнях балкона, а затем высмотрел гуляющими в одиночестве на проезжей части дороги, сердце мое не выдержало, я сдался, внушив неизбежность своего смирения в ответ на естественные животные инстинкты невоспитанных существ.
Смирение, ставшее символом, при любом собрании возбуждает в человеке чувство одиночества, ибо он лишается основной своей страсти - каприза сопротивленья. Но такова плата за счастье оставаться всегда самим собой.
17-е июля
Частые заклинания от ошибок заставляют полагать присутствие именно этого дефекта у самого заклинателя, справиться с которым он не в силах.
Вижу в этом образе прежде всего самого себя.
Постоянно убеждаю себя в том, что нельзя принимать неоправданные ничем подарки или дарить самому что-либо, тем не менее то и дело накалываюсь на проблему, как на иглу бюрократа.
Эти злосчастные велошины... Ведь отказывался - и не устоял. Дерьмовая старая резина, но когда я предложил компенсацию - избегая неминуемых обязательств - он не отказался.
Об этом не было никакой необходимости говорить, но -- в подтверждение афоризма начальных строк заметки -- пытаюсь словесно укорить свои пригоревшие инстинкты. Только на пользу ли?
При чтении Олдингтона.
Вчера по дороге домой остановил меня сельский житель, с которым мы были шапочно знакомы. Разговорились и в этом разговоре случайно прозвучало имя человека, мне знакомого. И когда мой собеседник расхваливал его ангельский характер, я, к его удивлению, возразил, так как знал этого товарища совершенно с другой, негативной стороны.
Это я к тому, что нельзя в любом случае утверждать определенно истину, чего бы она ни касалась и, тем более, в произведении литературном. По этой причине всякие характеристики героя подаются автором больше по наитию или по представлению. Читать такое произведение иногда бывает довольно трудно: не веришь, словно бы ситуация ирреальная.
В этом смысле предпочитаю чтение написанного от первого лица, по крайней мере, можно поверить и остроумному вранью. И самому свои миниатюры более удобно выра-врать, ставя себя на место героя и тогда читатель доверится тебе, если даже чрез меру "откровенен". В принципе же, познать даже собственное эго есть задача непосильная, постоянно скатываешься в эготизм.
16-е июля
Природа нескончаемо производит хаос идей, которые смешиваясь в ещё больший хаос подыскивают себе союзников, что получается не часто, точнее, почти не получается. Но этого "почти" уже достаточно для образования сочетаний, которые некоторое время удерживаются в композиции. Но непроизвольное присоединение /притяжение/ к данной композиции случайной идеи может резко ослабить соединение или вовсе его прекратить. Прочной остается ничтожность.
Это - в принципе.
В натуре, в моем существовании происходит то же самое с той лишь разницей, что -- в несопоставимо меньшем количестве.
Источник моих идей - мозг. Он импульсивно производит множество соединений уже на выходе, сохраняя в композиции ту же ничтожность, что и в самой природе. Этой ничтожностью я и питаюсь. В последующих соединениях композиция упрочняется и становится аксиомой, по другому -- понятием или привычкой. Если естественной причиной во мне закреплен инстинкт художественной выразительности, то любое случайное сочетание импульсов идей лучше сохраняет композицию с преобладанием этой выразительности. И вот пример: избавляясь от "лишнего" заполнения жилого пространства, безрассудно выбрасывая по сути вполне ценные вещи, в какой-то момент, подверженный тем самым импульсом новых идей, стал определять очередность избавления и, в конце-концов кое-что из "мусора" придержал на финал, параллельно складывая из него непроизвольную композицию.
Но вдруг замечаю реакцию своего инстинкта художественной выразительности на эту хаотичную случайную композицию и признаю её восхитительной.
Таким вот образом в пространстве моего обитания образуются и с моей помощью укрепляются случайные композиции, украшающие или упрочающие моё пребывание в среде обитания. При достаточно выраженном вкусовом инстинкте могут образоваться привычки рациона питания. И так далее.
Короче говоря, осознанное восприятие происходящего вне и внутри себя может положительным образом отражаться на организации той самой среды обитания и, если к тому же существует композиция идей по сохранению продолжительности жизни, то и этим не следует пренебрегать.
15-е июля
Но сужение произвольное труднодоступно, необходимы определенные условия для его реализации и эти условия создают внешние, никак от тебя не зависимые силы.
И тем не менее.
Урожай клубники на полузаброшенной даче побуждает меня к её сбору. Но мне много не надо, и пару раз полакомившись, больше не хочу. Отказаться же от сбора ягод не просто и тогда радуюсь всякому случаю, который избавляет меня от необходимости удовлетворить свой инстинкт. Тоже самое с поломкой К*. Мне он практически не нужен, разве что посидеть в фотошопе. И этого уже достаточно, чтобы не тратить время на пустые дела по ремонту или по работе с ним. Перестал есть картошку, каши, макароны и прочее такое -- достаточно сыра на кусочке хлеба, а то, что желудок постоянно пуст, меня не печалит, зато не нужно перечисленные продукты покупать, хранить, варить и, что безрассуднее всего, есть. Таких позиций много, когда даже не нужно увещевать свои инстинкты против дурных привычек, а просто воспользоваться случайностью.
После варварского разорения моей балконной грядки голубями, которых я довольно сытно кормил так, что они перестали покидать балкон и оживленно плодились, терпение моё лопнуло, я отверг свою сантиментальность и прекратил с ними дружеские отношени. надеюсь, что навсегда.
Виноват, конечно, во всех этих колизиях я сам - преступил порог допустимости в правилах отношений с друзьями и теперь вынужден расставаться, "харкая кровью".
Всю ночь лил дождь с редкими вспышками молний.
Утром проснулся непривычно поздно. Вставать не хотелось, тем более не хотелось роллеров. Сил никаких не было, разве только еле теплилась одна, последняя -- сила воли. Она и заставила меня подняться и совершить необходимые процедуры. То и дело подходил то к одному окну, то к другому в надежде найти оправдание своей апатии. Но все были против, убеждая, что никаких огромных луж на асфальте нет. В конце-концов сила воли оказалась чуть сильнее всех прочих сил вместе взятых и, выдохнув послушание, вышел за дверь. "Только пару кружков и -- домой!" - уговаривал себя.
Немного покрапывало.
На всем протяжении подхода к трассе -- а это чуть больше километра по густо застроенному кварталу -- не попалось на глаза ни души.
Обулся и сразу же решил не беспокоить спящих богатеев - поехал, не опираясь на палки. Это несколько затратнее в плане экономии сил, но спокойнее в смысле раннего утра -- ещё не было и шести. Таким образом определилась протяженность пробега, то есть она сократилась до трёх кружков.
Дождь, между тем, усиливался.
Вчера в состоянии полного безделья по причине непогоды занялся стиркой.
Постирал в числе скопившегося и свои спортивные штаны, те, в которых бегаю на роллерах: давно не стирал. А не стирал не по лени, а только потому, что чистые штаны есть причина осторожности движений на всех этапах прогулки -- бережешься. Но как не берегись, длинные и тяжелые лыжи обязательно заденут колесами именно за штаны, ибо на пути полно всяких преград: перила, повороты на узких площадках, двери на пружинах. Вот и машешь рукой с лыжами то туда, то сюда, И задеваешь за штаны. Колёса, естественно, грязные.
Это я к тому, чтобы оправдать свой неряшливый вид. Утешаюсь только оправданием этих моих проявлений качеством экипировки лыжника -- она в порядке.
Перестав покупать печень и яйца, а следовательно, и есть их, никак не почувствовал обеденного недоедания, заменив и рыбу и яйца созревающими овощами - помидорами и перцами - в этом ограничений нет -- но и, конечно, сыром, которого тоже ем без ограничения.
Последнее время "Магнит" привозил по три-четыре головки и я побаивался, что могу остаться без своего жизненноважного продукта и старался своевременно выкупить эти головки. И вероятно, перестарался, когда придя забрать впрок последнюю, увидел на прилавке целую гору этих головок.
Или появился конкурент?
Заметил странное явление: стоит мне задеть какую-либо проблему и, будто кто-то, помимо меня читает эти опусы, проблема ищет и находит предлагаемое мною решение: вот несколько "шуток". Написал свои непонятки по поводу недооценки фактора сельского хозяйства в экономике страны, как уже на следующий год с/х выросло в проблему власти. Или Сирия: только посокрушался затяжкой участия наших войск в этой стране, доказавших, казалось бы, мощь русских ракет, как уже через месяц проблема обострилась. Но это по-крупному. По-мелкому же вот мои факты. Написал этюд об убожестве богачей, выбрасывающих свой мусор через ограду, как уже на следующую весну тот, кто был поводом рассказа, сделал к дому асфальтовый подъезд -- тот, где я бегаю -- и выстриг газон вдоль всей своей ограды. Совсем недавно рассказал о немой сцене "по Гоголю", а уже вчера трава была выкошена.
Речь вовсе не о моей какой-то чудодейственной роли, а только о том, что "в воздухе" витает некоторая напряженность как предвестник события, сначала она овладевает сознанием малого количества людей, а затем как вирус опутывает тех, кто этим задет.
Оливер Голдсмит: "Мир как будто погружен в глубокий сон, но вот раздается призывный клич Природы, и, покорное этому зову, человечество вдруг пробуждается,
торжествуют науки, и сияние одного гения растворяется в блеске целого
созвездья. А потому века просвещения наступают всюду одновременно"