Аннотация: Общая информационная статья об архитекторе, несколько фотографий.
У Корбюзье не так много энтузиастов, как можно было бы предположить. И то верно, чтобы понять его архитектуру, требуются известные усилия. В этом смысле он, скорей, архитектор для архитекторов, подобно тому, как Сезанн - живописец для живописцев. Его уникальная, всегда узнаваемая творческая манера может быть понята только внимательным, чутким зрителем. Конечно, постройки Корбюзье, казавшиеся современникам своего рода откровениями, сенсациями, на фоне архитектурных достижений сегодняшнего дня выглядят довольно скромно. Можно много говорить о его заслугах, но эти заслуги напоминают заслуги воинов давно забытых сражений. Говорить о нем что-то высокопарное - покажешься смешным. Однако Корбюзье действительно был большим художником, а построенные им здания действительно полны поэзии, - временами, может быть, и странной, иногда шокирующей, но всегда живой и оригинальной. И этого у него не отнимешь.
Следует сказать, что Корбюзье подгадал родиться в нужное время. Начало его творческой карьеры, карьеры архитектора, совпало с технической революцией нового времени, главными моментами которой было появление целой лавины технических новшеств - таких, как электричество, телефонная связь и радио, появление автомобиля, возникновение авиации, а также строительство судов-гигантов нового поколения, океанских лайнеров вроде "Аквитании", "Олимпика" или "Куин-Мэри-1". На стыке традиционных искусств - театра, литературы, изобразительного искусства и только лишь изобретенной фотографии зарождалось совершенно новое искусство, кино. Было изобретено (только в своих зачатках, конечно) телевидение. Изобилие новаций и преобразований во всех областях было настолько поразительным, что заставляло говорить о наступлении какой-то новой эпохи. Если говорить о строительстве, то в этой области поворотным моментом стало широкое использование металла, стекла и недавно лишь изобретенного армированного бетона, железобетона. Эти новые материалы открывали строителям и архитекторам такие перспективы, которые казались ошеломляющими, за пределами человеческого воображения. Все эти инновации - для своего времени безпрецедентные - стали, конечно, и главным источником вдохновения для Корбюзье.
Современный город по Корбюзье. Архитектурная фантазия 20-х годов
Именно Ле Корбюзье выдвинул идеи, которые были приняты архитекторами всего мира с энтузиазмом и получили невероятно широкое распространение. Он был одним из тех, кто предложил "современный костюм" для современных зданий, - вместо того, чтобы пользоваться "фраками и кринолинами" прошлых эпох. Основной целью его творчества стало создание (а также теоретическое обоснование) такой архитектуры, которая соответствовала бы этому переломному времени - началу ХХ-го века.
Корбюзье был швейцарцем по национальности, (его имя при рождении - Шарль Эдуард Жаннере), уроженцем небольшого города Шо-де-Фон, лежащего на северо-западной границе Швейцарии, в предгорьях Юрского плато. Во Францию он перебрался в 1918 году, когда ему уже было почти тридцать лет. Хотя у него за плечами было несколько построенных зданий, в Париже он был практически никому не известен. В 1922 году вместе со своим младшим кузеном Пьером Жаннере он открыл собственное архитектурное бюро. А через каких-нибудь пять-шесть лет имя Ле Корбюзье было уже широко известным (Ле Корбюзье - это творческий псевдоним, взятый Эдуардом Жаннере, и ставший позже его постоянным именем).
В 20-х годах Ле Корбюзье удалось построить несколько зданий, которые и создали ему славу архитектора европейского авангарда. Это исключительно оригинальные, неожиданные для своего времени постройки - виллы с огромными окнами и гладкими белыми стенами - как мы сейчас сказали бы, в духе минимализма. В основном это частные особняки в окрестностях Парижа. Самые известные из них - вилла Кука, вилла Ла Роша, вилла Савой в Пуасси, вилла Штейн в Гарш. Эти виллы были настолько своеобразны, что парижане, бывало, собирались перед ними, словно перед каким-то удивительным аттракционом - таких домов еще не видывали. К примеру, сама идея виллы Савой казалась в то время крайне странной: дом на ножках! Почему именно так, для чего они вообще нужны, эти ножки? Разве не лучше было бы без них? И как это может быть, чтобы дом устоял на таких тонких подпорочках? Он того и гляди упадет! Это было первое, что бросалось в глаза - ведь уж если колонны, то "нормальные", классические - массивные и надежные, не иначе. Тогда как Корбюзье, наоборот, старался делать несущие стойки как можно тоньше - чтобы наглядно показать возможности нового материала, железобетона.
Вилла Савой. 1929-30
С Россией, надо сказать, Корбюзье связывали большие надежды в отношении архитектуры. Один из его проектов для Москвы был даже осуществлен: известный Дом Центросоюза (1928-1934). Это большое офисное здание, собственно, целый комплекс. Проект удивительный по смелости. Впрочем, удивительно и то, что Центросоюз был вообще построен. В России 20-е годы - это времена, в общем-то, дедовских технологий: простого "монолитного" кирпича и окошек-бойниц. И это несмотря на существование очень сильного и самостоятельного русского архитектурного авангарда. Проект Центросоюза для Москвы был во многих отношениях революционным, значительно опередил свое время. Александр Веснин, знаменитый русский конструктивист, считал Центросоюз лучшим современным зданием Москвы.
Технически сооружение такого здания в России было, конечно, преждевременным: обеспечить нужный теплообмен в огромных, целиком остекленных блоках-офисах оказалось трудной задачей, наработанного опыта не существовало. К тому же некоторые предложения самого Корбюзье, касавшиеся этого вопроса, вообще не были осуществлены. Проблема обогрева зимой (и охлаждения летом) подобных "стеклянных призм" была решена практически только к началу 50-х годов в США.
Здание Центросоюза в Москве. 1928-32
К концу 30-х годов Ле Корбюзье пользовался, казалось бы, исключительной известностью, однако к вершинам славы он по-настоящему приблизился лишь в начале 50-х, когда ему уже перевалило за шестидесят. Этот второй период творчества Корбюзье - так сказать, "юпитеровский" - был невероятно успешным и плодотворным. Начался он со строительства Марсельского блока (1947-52). Это большое многоквартирное здание, воздвигнутое на склоне холма у города Марселя, частица "Лучезарного города" Корбюзье. Так он называл свой воображаемый идеальный город - по аналогии с Городом Солнца, описанным некогда Томмазо Кампанеллой. Это здание необычно во всем - начиная со своего внешнего вида и кончая планировкой квартир, представляющих собой двухуровневые дуплексы. Марсельский блок, вызвавший в свое время бурю разноречивых мнений, стал со временем одной из достопримечательностей Марселя, его своеобразной визитной карточкой. Позже было построено еще несколько подобных Жилых Единиц - в разных городах Франции, а также одна в Германии.
Марсельский блок. Терраса на крыше здания: здесь есть солярий, беговая дорожка, помещение детской студии, бассейн. 1947-52
Идея Лучезарного города впервые появилась у архитектора еще в 20-х годах, в его проекте "План Вуазен". Лучезарный город по Корбюзье выглядит в общих чертах как зеленый парк или сквер. Здания в нем расположены свободно, омываются со всех сторон воздухом и солнечным светом. Сегодня мы можем видеть реальное воплощение этой идеи, просто бросив взгляд из окна своего дома, - если он, конечно, расположен в новом микрорайоне. Может показаться, что в этом нет ничего особенно оригинального, но ведь каким был город прежде? В основе он cостоял из улиц-проездов, вдоль которых высился сплошной ряд каменных фасадов, без каких-либо промежутков. Чем выше строились здания, тем тесней и мрачней становились улицы-коридоры. Чтобы от "города коридоров" перейти к "городу-парку", должна была произойти революция в сознании. И во времени - десятки лет. Для современных же градостроителей идея "лучезарного города" (или как сейчас говорят "зеленого города") является чем-то вполне естественным, бесспорным.
Марсельский Блок в зеленом антураже. Кстати, ЛОДЖИИ квартир в таком вот представлении мир впервые увидел именно на этом объекте.
К началу 50-х у Ле Корбюзье сформировался свой, очень своеобразный, сугубо индивидуальный архитектурный язык. Уже не требовалось спрашивать, чья это постройка - стиль Корбюзье угадывался сразу. Постройки этого периода вписались в течение, которое получило название "брутализм" (от фр. "beton brut" - "необработанный бетон").
Смысловое сходство слова brut в английском и французском позволяет трактовать его и как "грубый, чувственный". В таком вот брутальном, мощном, чувственном ключе, характерном для послевоенного Корбюзье, построен административный комплекс Чандигарха, столицы провинции Пенджаб в Индии (1951-56). Каждое из зданий этого комплекса - уникальный шедевр архитектуры, по своим оригинальным формам не имеющий аналогов в прошлом. Бетон, этот текучий пластичный материал, у Ле Корбюзье оказывается сродни мягкой глине в руках скульптора. В постройках Чандигарха ему удалось, как наверное никому прежде, превратить бетон в невиданное средство архитектурной выразительности.
Чандигарх. Портик у здания Ассамблеи. Нач. 50-х гг.
Зрелая манера Корбюзье была настолько убедительна, что на какое-то время стала едва ли не универсальным языком для архитекторов. В 60-70-е годы считалось модным быть "корбюзианцем" - т.е. напрямую заимствовать идеи, приемы и даже отдельные характерные фишки Корбюзье. Это не считалось зазорным, а наоборот, означало, что человек мыслит прогрессивно, в ногу со временем. В каждой стране одна за другой вырастали постройки "а-ля Корбю", разного масштаба и разного назначения, в той или иной степени передающие дух и букву оригинальных построек мастера. Впрочем, и сегодня есть архитекторы, которые работают, по сути, в русле архитектурных идей Корбюзье - как например, американец Ричард Майер или японец Тадао Андо.
Приведу некоторые из новшеств, которые Корбюзье ввел в практику архитектуры (или способствовал их применению):
= тонкие стойки-колонны вместо массивных несущих стен
(иначе говоря - каркас вместо "коробки");
= большие (в т.ч. горизонтальные) окна в легких навесных ограждениях;
= лоджии в многоквартирных домах;
= солнцезащитные ребра на фасадах, так называемые "солнцерезы";
= квартиры-дуплексы (т.е. в двух уровнях) в современной интерпретации;
= использование технологии монолитного бетона, как общепринятой;
= свободный план - как в интерьере, так и в экстерьере, (т.е. в генплане);
= навесная стеклянная стена-экран;
и многое другое.
Эти нововведения были взяты на вооружение архитекторами во всем мире и теперь входят в обычный арсенал средств современного проектирования.
Хотя влияние Корбюзье привыкли связывать больше с такими вот "технологическими" новациями, нельзя не сказать, что он был одним из первых, кто открыл глаза архитекторам на свободные формы. Его новаторское здание церкви в Роншане, построенное в 1955г., оказалось настоящей "бомбой" для архитекторов, опрокинувшей застывшие представления. В 50-60 годы, на фоне абсолютного торжества суховатого, сугубо прямоугольного "интернационального стиля", пластичный, непривычно-выразительный язык "корбюзианских" форм действовал освежающе. Именно под впечатлением "странных" построек Корбюзье произошел сдвиг в сознании, и свободные формы стали применять в архитектуре гораздо смелее, с гораздо большей свободой. Это может показаться удивительным, поскольку "формула Корбюзье" в представлении многих далеких от архитектуры людей ассоциируется исключительно со скучными зданиями примитивных форм. Что, конечно же, далеко от истины.
"Раскрытая рука". Рисунок для монумента в Чандигархе.
Помимо всего прочего, Ле Корбюзье проявил себя и как талантливый художник - живописец, график, скульптор. Живописью он занялся сразу, как только оказался в Париже, в 1918 году. По совокупности его творчества в этот период, живописного и архитектурного, Корбюзье вполне можно отнести к плеяде художников "парижской школы" 20-30х годов. Живопись оставалась его страстью на протяжении всей жизни. Мало кто знает, что он, подобно Веронезе, собственноручно расписывал стены в интерьерах своих зданий. Одна из наиболее известных работ такого рода - роспись на стене библиотеки Швейцарского общежития в Интернациональном студенческом городке в Париже (площадью 55,0 кв. метров). Стиль его живописи - это нечто среднее между Пикассо и Фернаном Леже - некий полуабстрактный символизм с акцентом на декоративность. Живописью Пикассо Корбюзье безмерно восхищался, также, как и картинами Фернана Леже. Последний, кстати говоря, был его близким другом на долгие годы. Весьма эффектны работы Корбюзье в графике, в ней он плодотворно работал последние годы своей жизни. Он сам оформил обложки некоторых своих книг.
"Поэма прямого угла" - обложка с использованием графики Ле Корбюзье (1955).
Мотивы живописных работ Корбюзье и его скульптур прочитываются в очертаниях многих его построек. На стенах некоторых его зданий можно видеть оригинальные авторские барельефы, выполненные в бетоне, а в интерьерах - ковры, вытканные по его эскизам. Широко известна его графическая фигура Модулора - человека с поднятой рукой. Модулор стал одним из популярных символов современной архитектуры.
Ле Корбюзье попал даже на швейцарские банкноты. Хоть в Париже он жил и работал постоянно, официально он оставался швейцарским подданным до 1930 года, когда принял французское гражданство. Как видим, для Швейцарии само его имя стало валютой :)
10 швейцарских франков.
Лицевая сторона - портрет Л.К., обратная - изображение
конструкций Чандигарха и Модулор.
Ну, а что можно сказать о Корбюзье-человеке, вне контекста его архитектуры? Известно, что это был субъект с твердым мужским характером, выраженного маскулинного типа, сухопарый, довольно высокий, спортивной комплекции. Некоторые из его бывших сотрудников пишут о его "невыносимом" характере и диктаторских замашках. Известно и о его склонности к саморекламе, или, как сейчас говорят, к автопиару. Это выражалось, в частности в его публикациях, в которых он рассказывал о себе и своем творчестве в третьем лице, причем, с явно апологетическими интонациями (см. напр. его книгу "Ле Корбюзье. Творческий путь", 1964). То есть, творил легенду собственными руками. Довольно пикантный момент его биографии, не так ли? Хотя, если взглянуть беспристрастно - почему бы ему этого и не делать? Он ведь был человеком незаурядным, не таким, как все (и хорошо знал об этом: с ранних лет, со школьной скамьи, он считал себя "избранным", гениальным - да-да, именно так:)) К сожалению, чрезмерный профессиональный апломб и самоуверенность не раз сыграли с ним в жизни скверную шутку.
Разумеется, фигура Ле Корбюзье далеко не однозначна. Он был живым человеком, как и все мы, со своими пристрастиями и заблуждениями, разделявшим в то же время взгляды и настроения своей эпохи, также и политические (которые с расстояния можно оценивать и так, и эдак). Его социальные представления странным образом соединяли в себе и черты аскетизма, симпатию к идеям "коммунизированной" жизни (эта идеология вообще свойственна в то время архитекторам, размышляющим над проблемами "социальной архитектуры", "экономичной архитектуры"), так и веру во всемогущество авторитарной власти. Он, например, считал, что только сильный правитель может разобраться с насущными проблемами городов и городского строительства.
Ле Корбюзье (второй слева) и Джозефина Бейкер на борту "Джулио Чезаре",
следующего в Рио де Жанейро, 1935г.
(Первый слева- Пьер Жаннере, двоюродный брат Корбюзье, его "правая рука"))
По своей природе Ле Корбюзье был новатором, человеком открывающим законы архитектуры заново, с чистого листа. С другой стороны, как и любой другой художник, он неизбежно привязан к своему времени. Неудивительно, что все созданное им с годами понемногу становится достоянием прошлого, а сам Корбюзье превращается в классика, фигуру из учебника - вместо того, чтобы быть, как прежде, живым источником идей. Некоторые из его построек, столь восхитительно острые, неожиданные на тот момент, когда они появились, сегодня могут показаться банальными. Вероятно, это потому, что в свое время они послужили образцом для слишком многих фанатичных приверженцев. В этом - своеобразный феномен, или, если хотите, парадокс Ле Корбюзье. Он всю жизнь стремился к экстра-оригинальности, хотел быть не таким, как все, а в итоге все (или очень многие) захотели стать похожими на него. Хотя, собственно, это и было целью его жизни: своими теориями и своими зданиями дать пример, научить весь мир современному строительному искусству, установить новый стандарт. Продемонстрировать новую пластику, новую эстетику. Предложить новый поэтический язык для архитектуры. В этом, вероятно, и есть его главная заслуга.