Аннотация: Здесь рассказывается о вилле Штейн, одной из замечательных ранних построек Ле Корбюзье. Она была спроектирована им для Михаила Штейна, двоюродного брата Гертруды Стайн.
Вилла Штейн расположена в Вокрессоне, районе богатых особняков под Парижем (ранее Гарш). Ле Корбюзье считал ее этапной в своем творчестве. Действительно, постройка эта принадлежит к наиболее представительным его созданиям довоенного периода, или "героической" (как принято теперь говорить:)) эпохи модернизма. Как и гораздо более известная вилла Савой, вилла Штейн отнесена к историческим памятникам Франции (в 1975 году). Однако, если Савой давно уже является общественным достоянием и открыта для всех, то вилла Штейн находится в частном пользовании и увидеть ее практически нельзя. А посему представляет собой в некотором роде загадку, terra incognita. Недавно было объявлено, что вилла выставлена на продажу. В связи с этим появилась возможность увидеть, наконец, ее интерьеры и террасы, - по крайней мере, на фотографиях.
У виллы Штейн любопытная история. Ее первоначальные владельцы, супруги Штейн, Михаил и Сара, были приезжими, американцами из Сан-Франциско, обосновавшимися в Париже задолго до 1914 года. Михаил Штейн приходился двоюродным братом известной писательнице Гертруде Стайн, которая тоже тогда жила в Париже (Стайн и Штейн, похоже, одна фамилия, по разному прочтенная). У Штейнов водились деньги, и они предпочитали вкладывать их в картины современных художников. С Корбюзье они познакомились, скорей всего, через художника Анри Матисса, картины которого в основном и покупали. Не исключено, что Матисс и рекомендовал им Корбюзье-архитектора. Дело в том, что Матиссу очень нравилась супермодная вилла, построенная Корбюзье для Ла Роша, богатого бизнесмена и коллекционера. Это здание приводило его в восторг.
Впрочем, настоящим заказчиком виллы были, скорей всего, не Штейны, а Анатоль де Монзи, тогдашний министр культуры Франции. Во всяком случае, без его финансовой поддержки здание вряд ли было бы построено. Он также был горячим поклонником Ле Корбюзье - именно благодаря его протекции Корбюзье смог возвести свой знаменитый павильон "Эспри Нуво" на парижской Всемирной выставке 1925 года. А затем и эту самую виллу. Разведенная супруга министра, Габриэль де Монзи, была близкой приятельницей Сары Штейн, они познакомились в каком-то теософском кружке. Таким образом, Габриэль де Монзи с дочерью тоже оказались жильцами виллы Штейн; они занимали второй этаж дома, а Штейны - верхний третий, с террасой. Сейчас в литературе виллу чаще именуют "вилла Штейн/де Монзи", что в общем и правильно.
Подъезд к дому и интерьеры
Гостиная на 3-м этаже. Главная ее особенность - это ленточное окно
во всю ее длину; оно обращено к главному подъезду.
Вилла Штейн - безусловно, одна из наиболее интересных у Корбюзье. И одна из самых дорогих: вместе с устройством сада и прилегающими постройками, которые тоже выполнены по проекту Корбюзье, она обошлась в полтора миллиона франков (в исчислении конца 20-х годов). Однако богатство ее, пожалуй, не в роскоши декора или внутренней обстановки, а в необычной пространственной структуре, которая сама по себе создает впечатление роскоши. Ее фасадам - вызывающим, казалось бы, в своей простоте, свойственна утонченная и очень своеобразная пластика. Одно из главных украшений виллы Штейн - открытые террасы в задней части дома (отсюда еще одно название - вилла "Террасы"). Глядя на эти открытые прихотливо связанные между собой площадки, лестницы и переходы, без труда угадываешь, чем именно вдохновлялся здесь Корбюзье: конечно же, формами трансатлантических лайнеров-пароходов. Они всегда были для него бесконечным источником архитектурных идей и образцом рациональной организации.
Дю Паскье, один из молодых сотрудников Ле Корбюзье, после посещения стройки, которая уже подходила к концу, писал своему патрону (Корбюзье в это время находился в отъезде):
"Что за чудо эта верхняя терраса! Там испытываешь такое удовольствие, что поневоле оттягиваешь момент спуска... Сегодня после обеда я снова побывал в Гарше вместе с господином и госпожой Штейн и госпожой де Монзи. Над террассой развевались французские и американские флаги... Лестница, которая ведет наверх к обзорной площадке, уже установлена. Мадам де Монзи уверяет, что вряд ли решится когда-либо подняться по ней..."
И не без юмора добавляет:
"Поговаривают, что дом будет называться "Все наверх!".
"Капитанский мостик" виллы Штейн. Фото 20-х гг.
Внизу у лестницы - Ле Корбюзье, мадам де Монзи; наверху справа - Пьер Жаннере
Утилитарное назначение террас (или функция - известно, в архитектуре у всего должна быть функция, не иначе), так вот, функция этих террас по Корбюзье - это, прежде всего, спортивные упражнения, солнечные ванны. Спортивные занятия в 30-х годах получали все большую популярность, ну и конечно были на повестке дня у архитекторов. А загорать на солнце, сняв верхнюю одежду, - вообще только входило в моду, в основном среди элиты. Так что большие террасы виллы Штейн, как говорится, вполне "функционально обусловлены". На практике же они служили в основном для разных вечеринок и парти, которые устраивали у себя хозяева. Наверняка частенько бывали на этих приемах американские писатели и журналисты (напр. Гертруда Стайн со своим братом Лео, журналист Вильям Кук, тоже построивший позже виллу с помощью Корбюзье), парижская богема, художники, дипломатический корпус, представители французской правящей верхушки. Да и сам Ле Корбюзье, можно не сомневаться, тоже бывал здесь - со своей прелестной супругой Ивон Гали (кажется, это она на фото, на верхней площадке).
В тридцать шестом году Штейны покинули Париж и возвратились в Штаты, а их часть дома выкупил некий богатый бельгиец, c типично бельгийской фамилией - Стеен [Steen]. (Как вам эта преемственность фамилий: Стайн - Штейн - Стеен?) Говорят, что вскоре после того как он въехал в свои апартаменты, у Ле Корбюзье раздался телефонный звонок: "Уважаемый, - спросил у архитектора господин Стеен, - скажите, в чем дело? Что за дом я купил? Каждый выходной вокруг него собираются какие-то люди, располагаются на моей лужайке и удивленно на него таращатся..."
Как можно видеть, вилла Штейн собирала вокруг себя зевак чуть ли не десять лет спустя после того, как была возведена. Да, Корбюзье явно опередил свое время :))
Элементы встроенной мебели (здесь - стеллаж для книг
под подоконником) - характерная черточка интерьеров Корбюзье.
Кухня большими окнами смотрит в парк.
(стол и стулья - дизайн "а-ля Корбю")
Вилла Штейн многократно описана и интерпретирована. Некоторые исследователи считают, что она близка к классике - благодаря своей симметрии, применению "золотого сечения" и тщательному пропорционированию фасадов. Что ж, вполне возможно, - пропорционированием Ле Корбюзье занимался постоянно и неизменно - еще с 1916 года, со времен проекта Турецкой виллы в Ла Шо-де-Фоне. Позвольте процитировать: "Британский критик Колин Рув сравнил геометрическую модульную сетку дома, с ее чередующимися широкими и узкими пролетами, с планом виллы Малькотента архитектора Палладио, и обнаружил многочисленные совпадения". (Жан Луи Коэн)
Или вот еще, другого автора: "Вилла в Гарше - это классический каталог тонких риторических фигур и объединяет в себе аномалии и подготовленные парадоксы".
Как говорится, и хотел бы сказать лучше, да не сможешь :))
Южный фасад, терраса, интерьер кухни
Проектируя виллу Штейн, Корбюзье был уже популярным, преуспевающим архитектором, имел заказы, ездил на собственном автомобиле (у него был "вуазен-С12", двухместный). В документальном фильме 30-х годов "Архитектура сегодня" можно видеть его в своем авто, с шиком подкатывающим к подъезду виллы Штейн.
Это самое здание послужило реквизитом для французской кинокомедии 1957 года "Оскар". Там вилла Штейн - якобы частный особняк месье Бертрана Барнье, богатого фабриканта, которого играет Луи де Фюнес. Что касается интерьеров, показанных в фильме, то они к вилле Штейн никакого отношения не имеют, это просто красивая декорация, выстроенная в студии.