Аннотация: А здесь идет речь об одной из первых парижских построек Ле Корбюзье, положивших начало его международной известности - о вилле Ла Роша/Жаннере. С фотографиями.
ЖИЛИЩЕ ИЛИ ДОМ ХУДОЖНИКА? Вилла Ла Роша/Жаннере Местонахождение: Париж, Отёй, улица Сквер Д-ра Бланш, 10 Проект, исполнение: 1923-25, архитекторы: Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье) и Пьер Жаннере
Вилла Ла Роша/Жаннере - одна из первых построек, возведенных Ле Корбюзье в Париже, после того, как он переехал сюда из своей родной Швейцарии. Она спроектирована уже в совершенно новой манере, подчеркнуто современной - то, что на Западе именуется "modern" (не путать с русским модерном!). Представительный и довольно обширный комплекс можно, без сомнения, отнести к числу безусловных удач Корбюзье. Это его первый настоящий гран-дизайн в современной стилистике.
Дом рассчитан на две семьи,проектировался для богатого бизнесмена из Лозанны Рауля Ла Роша и для Альберта Жаннере, старшего брата Ле Корбюзье. Альберт, как и Эдуард, успел к тому времени тоже перебраться в Париж. И даже жениться и наделать детей, их было у него четверо. Его жена Лотти Рааф, собственно, и была инициатором и финансовым спонсором проекта: на ее деньги построена часть здания с апартаментами семьи Жаннере.
Вилла ЛаРоша/Жаннере.
Вид со стороны подъезда; под выступающим эркером - вход в апартаменты Жаннере.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)
Интересно, что вилла Ла Роша представляет собой лишь уцелевшую часть плана, поначалу гораздо более грандиозного. По замыслу Эдуарда Жаннере (будущего Ле Корбюзье) в парижском районе Отёй, в те времена еще деревенском пригороде, предполагалось построить нечто вроде "улицы вилл" для состоятельных заказчиков. Каждое из зданий предназначалось для двух семей, общее финансирование проекта предполагалось обеспечить путем подписки (на паях). В связи с этим "прожектом" Эдуарду Жаннере пришлось выступать одновременно и архитектором, и агентом по торговле недвижимостью, и менеджером-организатором. Дело почти выгорело, однако позже пайщики один за другим отсеялись, и от всего замысла уцелело одно единственное здание - именно это.
Своей ассимметрией и своими "абстрактными" формами вилла напоминает ультрамодернистские макеты жилых домов Ритвельда и Тео ван Дуесбурга, архитекторов из голландской группы "Де Стейл" (Стиль). Они были выставлены в то время в какой-то галерее в Париже и вызвали у молодого Жаннере немалый восторг. Похоже, что именно эти макеты и повлияли на окончательный вид виллы Ла Роша.
Жилая часть дома, слева - большое окно входного холла апартаментов Ла Роша
(Фото Фонда Ле Корбюзье)
В композиционном отношении здание виллы непростое, состоит из двух основных блоков, связанных между собой входным парадным холлом апартаментов Ла Роша. Направо от холла - с его огромным витражным окном во втором этаже - собственно жилая часть, трехэтажный вытянутый корпус с горизонтальными окнами и изящными "палубными" надстройками на крыше-террасе. Он симметрично разделен надвое: левую (от нас) половину занимают апартаменты Ла Роша, правую - апартаменты семьи Альберта Жаннере. Слева от холла, перпендикулярно к основному объему - приподнятая на стойках студия-ателье.
Стоит обратить внимание на изысканный контрапункт окон и проемов на фасаде жилого блока - разных форм и размеров. Что до ленточного окна, прорезающего весь фасад из одного конца в другой, то в те времена оно выглядело совершенно сенсационно. Действительно, конструкция, казалось бы, полностью разрушена (разрезана по горизонтали), а дом не падает! О возможностях железобетонных структур тогда, по большому счету, еще и не подозревали.
Присутствие в составе помещений художественной студии (или "ателье", как говорят французы) - факт сам по себе любопытный. Ведь вилла Ла Роша это, в общем-то, обыкновенный жилой дом, и художников среди его жильцов вроде бы не было. При чем же тут ателье? Это отдельная история. Когда в 1918 году Эдуард Жаннере появился в Париже, никакими особо интересными заказами в плане архитектуры он похвастать не мог. Живо интересуясь живописью, он сблизился с художниками, понемногу стал писать картины и сам. В конце концов увлекся этим по-настоящему - настолько, что принял даже "твердое" решение стать профессиональным художником. Но ведь архитектором при этом он не перестал быть? В результате у него стали возникать один за другим проекты "дома художника", со специальным помещением для живописи, студией. Проекты эти были в общем-то отвлеченные, "бумажные". Хотя уже в 1923-м году по его чертежам был построен в Париже первый реальный "дом-ателье" - для Амеди Озанфана, его приятеля-живописца. А позже подобные дома-ателье были построены для скульпторов Жака Липшица и А.Мещанинова, (выходцев из России, кстати).
Необычный объем студии-ателье, приподнятый на стойках, парит над землей.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)
Вид из окна входного холла на крыло со студией.
(Фото - И.Хагендорн)
И вот - та же тема в вилле Ла Роша. Рауль Ла Роша интересовался современной живописью, был коллекционером, так что у Жаннере был прекрасный повод включить в проект и студию. Она служила для экспонирования коллекции кубистов Ла Роша, довольно обширной и известной в Париже. В коллекции имелись, в частности, произведения Матисса, Пикассо, Липшица, Леже, самого Жаннере. Жаннере с Озанфаном способствовали расширению этого собрания, они были у Ла Роша чем-то вроде личных экспертов по закупке картин.
Парящий в воздухе, слегка выгнутый наружу объем студии сразу привлекает к себе внимание, и действительно, внешне напоминает современный выставочный зал. Внутри пространство развивается в двух уровнях, пологий пандус повторяет очертания плавно изогнутой наружной стены и ведет наверх, на открытую галерею. Как и положено в художественных ателье, свет здесь падает сверху, из горизонтальных окон под потолком - идеальное освещение для выставочного помещения.
Студия-ателье, интерьер.
Эта часть дома открыта для посетителей - как музей Ле Корбюзье.
(Фото - П.Кузнецов)
Входные холлы в богатых домах всегда делались большими и по возможности роскошными. Корбюзье в каком-то смысле продолжает эту традицию. К сожалению, фотография не в силах передать все богатство пространственного решения холла виллы Ла Роша - c его динамичной ассиметрией, лестницами, мостиком-переходом, балконами-галереями, различными окнами и проемами. Вся структура дома обнажена и находится у вас перед глазами - фантастический интерьер в духе минимал-арт. Этот огромный экстравагантный холл, который неожиданно открывается взгляду изумленного посетителя, входящего с улицы через маленькую скромную входную дверь - один из сюрпризов этого дома.
Другим сюрпризом можно назвать большую открытую лоджию, расположенную в задней части дома на втором этаже. Она служит естественным развитием жилых апартаментов Ла Роша и Альберта Жаннере. Лоджия вписана в общий объем здания, являясь таким образом предшественницей изумительной лоджии второго этажа виллы Штейн, построенной Корбюзье несколькими годами спустя.
Входной холл апартаментов Ла Роша. Здесь Рауль Ла Роша тоже экспонировал свои картины.
(Фото - Т.Сааристе)
Галерея и библиотека на 3-м этаже. Встроенная мебель - характерная черта интерьеров Корбюзье.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)
Интерьер столовой. Светильники на стене и на потолке - оригинальные, относятся к той эпохе.
(Фото - П.Кузнецов)
Заказ архитектор получил в 1923 году, строительство виллы закончено в 1925-м.
Хотя дух авангарда в то время уже витал в воздухе - в полотнах Пита Мондриана, в "проунах" Эль Лисицкого, в макетах Ритвельда, да и в готовящихся подобных проектах других архитекторов, - по-настоящему постройки современного стиля были в Европе еще весьма редки. Господствующим стилем оставался неоклассицизм (один из популярных тогда "неостилей", имитирующих разные исторические эпохи). Вилла Ла Роша-Жаннере оказалась среди первых заметных построек "нового движения". В архитектуре начала 20-х годов ее можно сравнить, к примеру, с модернистскими зданиями архитектора Малле-Стевенса или датчанина Петера Ауда, также члена "Де Стейл".
На вилле Ла Роша/Жаннере сейчас располагается Фонд Ле Корбюзье (основан в 1968 году). Он создан специально для сохранения и популяризации творческого наследия Корбюзье. Здесь имеются архивы, служебные помещения, библиотека и, собственно, музей Корбюзье. Естественно, что здание находится в весьма хорошем состоянии. Часть дома, относящаяся к апартаментам Ла Роша, полностью открыта для посетителей. Какое-то время вилла была закрыта на капитальную реставрацию, теперь она вновь открыта и сияет свежепокрашенными стенами - как внутри, так и снаружи.