Аннотация: Обзоры всех произведений, принятых на конкурс СНП.
Веди меня за горизонт!
Я - пират, не служу ни Морю, ни Ветру.
И главное для меня - свобода, глубина и простор.
Я читал произведения, поданные на конкурс, трижды: во время предноминации, когда писал "djek" и перед тем, как приступить к этому обзору.
Для меня важно, чтобы произведение уводило за собой, а как это происходит и каким средствами достигается, - не важно. И чем чаще я чувствовал, что линия горизонта между Морем и Небом исчезает, что грань между реальностью и произведением становится зыбкой, и кажется, сделай шаг, и окажешься в ином мире, - тем выше моя оценка.
Произведения, прошедшие предноминацию, - очень разные, в некоторых из них не вычитана орфография и стилистика (что легко поправимо), некоторые просто плохо написаны, хотя даже через неточный язык проступает мир, увиденный автором.
Я учитываю при оценке грамотность и мастерство, но считаю, что владение словом преходяще, а вот отсутствие души... Даже не души, а духа, своеобразного сияния, окутывающего текст... Произведения, в которых нет этого "сияния", не получат от меня высокую оценку, даже если будут написаны мастерски.
Конечно, мнение мое субъективно, но, прежде чем будете читать о своем рассказе или миниатюре, я хочу, чтобы Вы знали: я сравниваю произведения не только между собой, но и с теми, что не прошли предноминацию, и если я говорю, что произведение слабое, то слабое оно в сравнении с другими, прошедшими на конкурс работами. Если же сравнивать прошедшие произведения с не прошедшими, то в действительности слабых произведений, я считаю, на этом конкурсе почти нет. Они просто разные, как и все мы.
Для меня также важно, помню ли я прочитанное, сохранились ли эмоции, или они померкли. Когда я читал произведения второй и третий раз, если у меня возникали новые впечатления от прочитанного, отличные или обогащающие первое прочтение, то оценка повышалась.
Те же произведения, которые я помню очень четко (и эмоционально тоже) еще с первого прочтения, получили от меня высшие баллы.
Хочу также предупредить, что не задавался целью вычитывать опечатки и ошибки, но если что заметил, обязательно скажу.
Миниатюру, как оказалось, написать гораздо сложнее, чем рассказ. Миниатюра, словно редкостная драгоценность, или переливается на солнце всеми цветами радуги, или видится безжизненным камнем. Нужно очень тонко чувствовать то, что пишешь, чтобы создать миниатюру.
Поэтому начну я именно с миниатюр.
Группа 3. "Миниатюры".
Викторова Г.В. Стеклодув 9k "Рассказ" Сказки
Опечатки и стилистические неточности:
Только одну заметил "Шары перед[г]лазами плывут".
Миниатюра мне понравилась, тонко прописан образ Николая, Витек тоже виден, веришь, что такой человек может жить с тобой в одном подъезде. Шары в руках подержать можно, они осязаемые, хоть брать их в руки, честно говоря, не хочется. Мне понравилось, как Вы неспешно рассказываете о даре своего героя, плавно переходя к шарам, как вписываете в его историю целую эпоху. Для меня важно, что в произведении нет прямой морали, но оно учит. Чем сильнее присматриваешься к Вашему миру, как в стеклянный шар, тем четче осознаешь, что мир этот не придуман, а автор случайно или по наитию заглянул за грань реальности, открыв одну из ее тайн.
Могу похвалить за недосказанность в разговоре с матерью и за окончание, Николай умирает, это понятно, но он - живой герой, поэтому я проникся его судьбой. Волшебство, которое он творит, не "магия" - фентезийная пустышка, а настоящие, древние чары. Спасибо Вам за это.
И что понравилось мне особо: "Раньше студенты любой закон всемирный на ощупь проверяли, на зубок пробовали. А теперь они их, законы-то, "моделируют". На компьютере. Как смоделируешь - такой и закон тебе выйдет."
Очень много ассоциаций вызывают эти фразы, как и все произведение.
Уваротов А.С. Пилигрим 7k "Миниатюра" Фэнтези
Опечатки и стилистические неточности:
Их много, к сожалению.
"Страж Врат, отрок, почти мальчик, странный в этом месте, завернувшись в белое полотнище[,] почти равнодушно следил за действиями Пилигрима".
"Преклоняюсь в смирении и прошу именем Господа нашего отворить для меня Врата, пропустив в Мир счастливый и сладкий, свободный от зла и тягот земного."
В подобных заклинательных формулах обязательно указывается собственное Имя, иначе они не работают.
"Отрок посмотрел с подозрением на свою ногу, затем переложился на другой бок."
Не подходящее тут слово.
"Пилигрим мельком взглянул на ворота. Они были накрепко заперты. Ни замка, ни запоров видно не было."
"Жажду взлететь вольным духом, не скованным цепями обид, наветов, завистливыми словами, осуждением и непонимания [ем?]."
"Страж Врат, недоступно серьезный[,] извлек из-за пазухи горсть фиников и протянул их Пилигриму."
"Много сладкой росы - как ключ или ручей, к которому приникли губы в жаркий поддень."
"Хотелось сказать, что достоин, но что-то не давало внутри Пилигрима проговорить эти слова."
Поправьте стилистику.
"Прислушиваясь к себе и советам других[,] я впустил солнечным яркий свет и таинственный лунный в свою душу."
"Это было бы достаточным там, внизу, - вдруг почти жестко заговорил Страж[,] и лезвие лежащего на мраморе меча, откликнувшись на металл в его голосе, зазвенело, [.?] - Но совершенно недостаточно для Этих Врат."
"- Думая о себе, о том, чтобы взлететь самому"
Лишнее "-".
"Путь к [В] воротам." "Раз ты стоишь у[В]ворот"
"Если бы Пилигрим обернулся, он [бы] увидел"
Мне понравилось то, как Вы прописали образы своих героев, и считаю, что вернуться - правильное решение. Ведь тогда бы действия героя можно было бы расценивать как трусость.
Особо мне понравились слова отрока про лунный и солнечный свет, которые перемешались в душе пилигрима.
Но, пожалуйста, поправьте опечатки и обратите внимание на тот момент, где герой пытается понять, что привело его к Вратам. Там во многих случаях, возможно, нужно поставить вопросы, а не точки.
Сударева И. Ночные страхи 4k "Миниатюра" Мистика
Опечатки и стилистические неточности:
Только это - "Возможно, о них и вы знаете, но никогда никому о них не говорите."
Режет глаз. Возможно, стоит изменить.
Мне понравились описания ночных страхов, произведение очаровывает. Поступь этих созданий тиха, но ее слышно, а глаза могут мелькнуть и в настоящей ночи.
Особо мне понравился момент: "Просто смотрят в окна и видят-видят-видят нас, спящих, сквозь все портьеры, гардины, занавеси и жалюзи. Как бы мы не закрывались, завешивались, зашоривались..."
Но зачем Вы написали последнюю фразу про "покурить"? Этим Вы превращаете сказку в простую смешную поделку. Зачем? За это я сниму баллы.
Runa A. Последний круг ада 8k "Рассказ" Мистика
Опечатки и стилистические неточности:
"Я вскарабкался по опутанному мятой травой склону"
Так мятой или травой, или примятой травой?
"Внезапно я знал, как его зовут."
Грубо, поправьте стилистику.
Произведение Ваше меня не тронуло, я плохо помню его. Чувства героев я не разделил, они показались мне наигранными, а сам сюжет не прочувствован.
Абсолютно не мое.
Рейю Ю.В. Сказка о маленькой фее и грустном скрипаче 6k "Рассказ" Сказки
Опечатки и стилистические неточности:
"Каждый день она танцевала на крышах домов. А когда она перепрыгивала с одной крыши на другую"
Одно онанужно заменить.
"Единственное [ым], что расстраивало маленькую фею, было ее одиночество."
Очень неоднозначная сказка, добрая и одновременно грустная, как мелодия, как дождик. Фея очаровательна, но это не детский образ, чем больше думаешь о нем, тем больше новых черточек дорисовывает фантазия. После прочтения Вашего произведения становится очень тепло на душе, хотя и очень печально, ведь девушка, в которую влюблен скрипач, - пустая душа. Я думаю, что сказка понравится и детям, и взрослым. Каждый найдет в ней что-то свое.
Чихиро Рубеж 1k "Рассказ" Проза
Опечатки и стилистические неточности:
"Или[,] может[,] они являются плодом больной фантазии ученых-историков Раннего Мира? Может[,] это просто сказочка-утешение для тех, кто выжил, чтобы они окончательно не сошли с ума? Может[,] этот мир, в котором мы живем сейчас, был всегда?.."
Я разделяю Ваши мысли, но произведение не прочувствовано, на мой взгляд. Как фантастика оно вообще слабое, как проза воспринимается лучше, но все равно следа в памяти не оставляет.
Невер А. Дом моей жизни 3k "Миниатюра" Проза
Опечатки и стилистические неточности:
Не заметил.
Я чувствую Ваше произведение, туда попадаешь с первых строк. Образ дома и образ матери прописаны штрихами, но очень полно. Веришь, что эта женщина действительно любит, что она - мать. Вы пишите о смерти, но пишете легко и светло, без страха и тлена. Спасибо Вам за это, Вы даете надежду, и, я думаю, Ваше произведение может излечить не одну покалеченную жизнью душу.
Риана Вкус предательства. 3k "Миниатюра" Проза
Опечатки и стилистические неточности:
"презрительно[е] предупреждение."
"Но если он ответа, то я боли."
Что-то не то. Возможно, нет тире.
Как много можно сказать несколькими словами. Сквозь Вашу миниатюру проступает целый мир, две судьбы героев, у которых есть и прошлое, и характеры. Очень четко и точно прописаны эмоции, но текст требует от читателя сопричастности. Я считаю, что это хорошо.
Особо мне понравилось:
"Каково предательство на вкус?.. Соль - и кровь, и слёзы. Боль - я даже не пытаюсь сдерживать крик. Мята, чеснок и, почему-то, запах роз. От Него."
Лишь несколько штрихов, а сколько эмоций и воспоминаний они вызывают.
Спасибо Вам.
Колюжняк В.В. Шум прибоя 4k "Миниатюра" Мистика
Опечатки и стилистические неточности:
Много, попробую отыскать побольше.
"Он стоял, опираясь на железный парапет,который отгораживал пляж от города. Холодный декабрьский ветер трепетал его недлинные волосы. Он смотрел на море, которого не видел пятнадцать долгих лет, проведенных вдали от такого привычного с детства шума прибоя."
"Ему вспомнилось первое свидание с морем, вспомнила[о]сь то ощущение радости и веселья, завладевшее всем его сознанием."
"Как тогда[,] он первый раз приехал из своей заснеженной тайги на летнее кипрское море."
"Человек оглянулся, [, лишняя] и увидел, что уже успел отплыть на достаточно далекое от берега расстояние."
Эмоциональный и ритмический сбой, лучше сказать "отплыть достаточно далеко".
"- Здравствуй[,] - попытался произнести он"
"Он намеревался сократить дорогу, не блуждая по многочисленным переулкам города. Он шел неторопливой походкой"
"Сейчас слова могли только испортить невидимую магию, что совершали свист ветра и шум прибоя."
Что-то не то. Не лучше ли "магию, творимую свистом ветра и шумом прибоя"? А так там два "что" рядом.
"Внезапно, [, лишняя] раздался плеск[,] и человек вскинул голову"
"А в море, [, лишняя] одинокий дельфин мчался, рассекая волны[,] навстречу своим новым товарищам."
"Для него наступала новая жизнь, и он нисколько не жалел о прошлой, что ушла от него."
Сбой, но как поправить, так сразу не скажу.
Миниатюра Ваша мне понравилась, я чувствую то, о чем Вы пишете. После первого прочтения мне захотелось остановиться, подумать, еще раз вспомнить и понять, что же действительно я увидел. Я думаю, что это произведение об одиночестве и наконец-то найденном покое. Там три героя: главный герой, Море и Ветер. Из них ближе всех мне Ветер, все фразы, касающиеся его, я словно ощущаю кожей, они как ступени, по которым идет читатель, способный понять, что значит раствориться в море.
Интересен и образ человека, нашедшего одежду. Он ведь не первый раз видит такое превращение, верно? Сразу возникает вопрос: кто он? И хорошо, что Вы не даете на него ответ.
Джи M. Нейтрал 7k "Миниатюра" Фантастика
Опечатки и стилистические неточности:
Не заметил.
Понятно, что если герой так часто повторяет, что он нейтрален, то нейтральности его скоро наступит конец. Это предсказуемо, но в данном случае это меня и радует, и так чувства просто взрывает от окончания.
Написано очень четко и объемно, хоть и жестоко. В текст попадаешь с первого абзаца. Я не знаю, как другим читателям, но мне захотелось разделить эмоции героя.
Возможно, потом я еще перечитаю Ваш рассказ.
Ескевич Г. Феникс 7k "Рассказ" Фэнтези
Опечатки и стилистические неточности:
Не заметил.
Сложно с Вами, автор. Мне очень нравится Феникс, Вы пишете образно, очень объемно. Почти каждая фраза вызывает целую бурю ассоциаций и эмоций, иногда противоречивых. К волосам феникса хочется прикоснуться, а героя пожурить за малодушие, за то, что стал зеркалом своего прошлого и потерял волю и надежду на будущее. Мир умирает, но, умирая в пламени, он возрождается. Нужно только поверить, что в огне может родиться жизнь. И феникс может измениться, придя в другой мир совсем другим существом, но сохранив свою огненную природу. И совсем не важно, почему гибнет этот мир, кто виноват и можно ли было спастись. Об этом не думаешь, просто погружаешься. Хотя не все почувствуют то, что почувствовал я. Произведение требует от читателя дополнительных эмоций, разделенных с текстом, а многих это может напугать, многие просто не готовы делиться чувствами с какой-то миниатюрой.
Но. Я все думаю, не снизить ли Вам оценку за последнюю испорченную ноту. Откуда в абсолютно языческом по духу тексте взялся Бог?
Может, лучше "к Небу"?
Экспев Т. Лаэлин 7k "Рассказ" Фантастика
Опечатки и стилистические неточности:
Не заметил.
Написано грамотно, много деталей. Но вот, не помню я эту миниатюру совсем. Герои, на мой взгляд, плоские, к ним совершенно не хочется возвращаться. Героев не видно, их не чувствуешь, не сопереживаешь. Не известно, кем была та женщина, что пришла к ведьме, но образы обеих настолько не трогают, что даже не хочется узнать причину визита, а когда они меняются телами, то жертву совершенно не жалко.
Не мое.
Бубякин М.Ю. Притча о заключенном 4k "Рассказ" Фантастика
Опечатки и стилистические неточности:
"Не человек место красит место, а место человека!"
Что-то здесь не так.
Прочитал. Написано стройно, но не запоминается совсем. Еще одно философствование, совершенно не прочувствованное автором, на мой взгляд. Стандартно и предсказуемо.
Больше мне нечего сказать. Не мое.
Blackcat Странник 7k "Миниатюра" Фэнтези
Опечатки и стилистические неточности:
Увы, есть.
Я не буду приводить цитаты, но, автор, если Вы пишете диалог, и после авторского текста, где говориться о том, как говорит герой, ставится точка: мысль закончена. Если мысль продолжается, то запятая, а речь героя пишется с маленькой буквы. В нескольких местах я заметил такие опечатки. Я просто напомню Вам правило:
- Г, - а. - Г.
- Г! - а. - Г.
- Г? - а. - Г.
- Г... - а. - Г. (но этот вариант нежелателен, лучше авторскую речь начать с нового абзаца)
- Г, -а, - г.
Объяснение странника про то, как появляются странники, следует поднять, сделав одним абзацем, речь продолжается. Еще я видел разбитый форматированием текст от "Скажи, у людей есть" и дальше. Поправьте.
"потому что от бешеной скорости в легких не [о]сталось воздуха"
"Если эо действительно любовь"
Страннику Вашему удалось заколдовать пирата. Удалось, не скрою. Я попал в текст еще при первом прочтении, с первых строк. Я не буду приводить понравившиеся мне моменты, их слишком много.
Мне понравились описания, они емкие, динамичные и очень красочные, мне понравились герои. Оба. Я понимаю главного героя, понимаю, почему он так говорил, почему защищал любовь, но защитить не смог. Ведь любовь, настоящая любовь, ушла из мира людей, как и свобода. Мне понравился странник, его говорящие, все время изменяющиеся глаза, похожие одновременно и на небо, и на море, и на приближающуюся грозу, я понимаю природу его свободы, она мне очень близка.
А "Неправда!" и меня зацепила темным крылом, словно резанула по щеке, мир реальный исчез в этот момент, признаюсь Вам.
Окончание великолепно, если бы это писал моралист, то странник бы принял любовь как самое высокое проявление свободы и чувства, но ведь любовь в этом мире (в нашем мире) фальшива, это знает странник, это почти понял герой. Мне жаль героя, от которого ушла бессонница, ушла вместе с надеждой изменить свою серую жизнь, мне хочется разделить эту печаль с ним. Спасибо Вам за это, автор.
Произведение глубокое, каждый найдет там свой смысл, если решится отдать тексту частицу своих эмоций. Я пошел на это, и Ваше произведение останется в моей памяти.
Альберт М. Зодчие небес 4k "Миниатюра" Проза
Опечатки и стилистические неточности:
Увы, есть.
"Тебе все равно[,] кто сидит рядом"
"Человеком, который беспощадно отбирал у других кусок своей добычи[,] и этой добычей являлись деньги."
"Старуха была ветхая, но в ее хрупком теле откуда-то были силы сопротивляться огромному бугаю."
"некому помочьдетине"
Это слово здесь не подходит. "Дитю", "дитятке" и др, но "детина" - это совсем не то слово.
"Неужели лишь за то, чтобы я понял. [?]"
"Да, я осознал[,] и мне тяжело."
Не впечатлило, честно признаюсь. Хотя мир, который герой видит только через тонированные стекла, мне понравился. Последнюю фразу считаю абсолютно лишней. Банальное окончание. Им Вы все испортили, подумайте, как тоньше донести свой вывод до читателя.
Группа 3. "Рассказы".
Жисюк А.В. Поезд 10k "Рассказ" Проза
Опечатки и стилистические неточности:
"Точно спросонку[,] окинул я оживленные лица других пассажиров"
"Мой вагон плавно двигался в длинной сцепке со всеми вагонами поезда. Еще раз оглядел других пассажироввагона".
Мне понравился Ваш рассказ, особенно описания, они очень емкие, эмоциональные, действительно погружают в какое-то состояние дороги, пути, бегства от жизни. Сначала мне показалось, что поезд - это сама жизнь, но потом я понял, что он словно соединяет две жизни: свободную, но невозможную, и обычную, привычную, но больше не комфортную. Проблема не решена, рассказ очень противоречивый, на мой взгляд, и это хорошо. Особенно мне понравился ритм, который заложен в тексте, я люблю ритмические произведения, когда ритм в них естественный. Здесь ритм как раз такой.
Я бы мог привести много цитат, которые мне понравились, но ограничусь несколькими:
"Они взяли багаж и всегдашние свои хлопоты, а также захватил с собой каждый немного по-житейски мудрой надежды."
"Сделал хмурое лицо и словно зашторил стыдливую душу."
"Невысокие, но массивные горы неуклюже подступали к летящему мимо них поезду и, в облачении диких сосен, сквозь вековое молчание камня, одним лишь суровым обличием спрашивали: "Откуда, куда и зачем в этом суетном шуме стремишься ты, такой маленький и притворно угрюмый?" И сам я не знал, что же я горам отвечаю своим крохотным и все же дерзким молчанием у окна одного из гремучих вагонов."
"Глухие деревни, на глазах у всего состава смущенные своим захолустным видом, как будто не смели открыто встречать наш неоглядный поезд и, едва только встретив, уже с тоской провожали, темнея окнами маленьких домиков. Придавленные судьбой, крыши домиков под высоким небом обездоленно утопали в какой-то унылой, пропащей и все-таки привлекательной жизни. А потом домики пропадали, просто скрываясь из вида. Пропадать для понурых домиков и было жизнью."
"Пустить бы жаждущие корни и врасти в древесину сокрытых судеб, зовущих прочь от этого железного пути. Ступить бы на неподвижную землю - тут или там. И тут и там! И новыми дорогами моими обнять замшелые бока Земли. Взбежать бы резвым пацаном на тот вон холм, сизый в протоке солнца, и на плоской его вершине оглядеться вокруг! Вдышаться в жизнь... Увидеть мир свободно - шагающим по всем дорогам, что мной не хожены. Со стороны увидеть этот поезд, поймать веселыми глазами этот вот вагон, где я сейчас мечтаю у летящего окна, и легким взглядом проводить - и снова посмотреть на весь округлый мир. Потом опять вернуться взглядом к поезду, когда у горизонта мой поезд мал, уже бесшумен, как забытая игрушка..."
И дальше до "моста".
Насколько емко и точно написано. Спасибо за интересный рассказ.
Недопарова И.В. Прекрасный день 9k "Рассказ" Проза
Опечатки и стилистические неточности:
Много.
Первое, определитесь: "пес" или "собака", эти постоянные перескоки пола очень мешают читать. Если Вы не хотите повторяться, то пользуйтесь другими возможностями русского языка, чтобы передать то, что видите.
Второе, Вы ведете повествование от лица героя - пса, поэтому не нужно со стороны автора пытаться объяснить многие вещи, помните, что герою это все известно. Выдержите его взгляд от начала и до конца.
Третье, многочисленные "его", "свой", "он", "был" и т.п. очень раздражают, все лишнее убивайте беспощадно.
А теперь не столь частые ошибки:
"День выдался в это утро погожим: на небе не было ни облачка, ни тучи - такое оно чистое, голубое и бескрайнее."
Либо день, либо утро. "Не было" - лишнее.
"Втянув в себя шею, она резво потрусила к ближайшим развалинам."
Лишнее, понятно, что в себя, а не в кого-то.
"Посыпались мелкие частицы песка"
Грубо. И не из этого стиля. Просто песок.
"Собака упала на пол, высунув язык изо рта, громко дыша."
Лишнее. А откуда еще можно язык высунуть?
"Земля начала еще сильней трястись, и собака стала одиноко завывать,[, лишняя] дрожащим от страха голосом"
Не лучше ли сказать "одиноко завыла", язык здесь, как и почти во всем тексте, не отвечает динамике сюжета.
"А потом начался этот шум: свист, грохот, смешанный с испуганными криками людей, которые еще были живы,"
"Еще живых людей"? Как вариант.
"На том месте, где когда-то стоял большой двухэтажный голубой домик с белым заборчиком и его роскошной будкой, появился котлован, заполненный черной грязью."
Не то слово, не отражает ни эмоцию, ни динамику. "Появился" - слишком нейтральное и медленное слово.
"Перед глазами пса появилось выражение лица его маленького хозяина"
Сбой ощущения. Не отражает эмоцию.
"который поглощал в себя все, убивая и уничтожая все живое на белом свете"
Коряво. Не верю, эмоция не передана. А если поменять местами?
Он больше никогда не сможет валяться на траве, вдыхать утреннюю свежесть, следить за облаками днем, [, лишняя] и за светящимися точками в небе ночью.
Я не издеваюсь, мне действительно жаль говорить это.
Но рассказ написан коряво, и хотя я вижу происходящее, боюсь, что многие не захотят продираться через такой корявый язык, чтобы понять Ваше произведение. Учитесь точнее выражать свои мысли и передавать эмоции и динамику происходящего, вычеркивайте лишние слова.
После конкурса загляните на страницы судей, возможно, Вы там найдете кое-что полезное для Вашего творчества.
Варкун В. Ноктюрн цвета морской волны 12k "Рассказ" Проза, Фантастика
Опечатки и стилистические неточности:
Не заметил.
Рассказ написан стройно и грамотно. Образы героев цельные, а сам текст очень романтичный.
"А ведь еще лет пятьдесят назад все было по-другому. Как случилось, что люди престали интересоваться друг другом, перестали любить? Да что там! Даже замечать. Кто-то утверждал, что виной всему развитие виртуальности, другие говорили, что виной - обесценивание семейных ценностей, утрата традиций, третьи склонялись к мысли, что это естественный процесс - цивилизация изжила себя, и природные механизмы решили выключить Человека. Разбираться сейчас глупо. Все уже свершилось." - Проблема, которую нужно решить. И, как во многих случаях, проблема решается на уровне одной влюбленной пары.
Но зацепила меня совсем не проблема ухода любви, хотя и она актуальна. Мне понравилось, как вписаны в текст психологические портреты героев: Виктора, Андрея. Особенно меня заинтересовал дневник, в него веришь, и, честно говоря, я думаю, что сцена с Виктором и Андреем самая сильная.
Понравилась мне и фраза на уровне образа: "Как-то вечером, после очень удачного сеанса воздействия на очередную пару, Виктор стоял у подъезда и размышлял - зайти к соседу или пройтись по кварталу, уже давно ставшему его "крепостью". Так он и называл все двенадцать многоэтажек, похожих на кем-то забытые доминошные кости, поставленные на ребро. Однажды кто-то толкнет первую..."
Хорошо передает ощущение неизбежности.
Но окончание меня немного разочаровало, я ждал не этого. Грустно узнать, что понравившееся тебе больше всего - лишь глюки, а не реальность. Я ждал, что эмоционально два обреченных мира соединятся. Увы.