Рассказы из серии "Из истории предательств" (Трилогия).
Е В А Н Г Е Л И Е О Т В А Р С А В Ы.
"...Он воззвал громким голосом: Лазарь иди вон. И
вышел умерший, обвитый по рукам и ногам
погребальными пеленами, и лице его обвязано было
платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть
идет".
Евангелие от Иоанна 11:43,44.
" Первосвященники же и фарисеи дали приказание,
что, если кто узнает, где Он будет, то объявил бы,
дабы взять Его".
Евангелие от Иоанна 11:57
" И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою,
который прозван Иустом, и Матфия".
Деяния апостолов 1:23
Глава 14.
17. ...двери не открылись, их просто выбили ногами. И два огромных воина легко нашли среди женщин и детей Лазаря.
18. Они вытащили его из дома и бросили в придорожную пыль под копыта беспокойных боевых коней.
19. Наученные топтать людей, кони взмывали над ним и дико ржали над своею жертвою.
20. Лазарь, как мог, изворачивался от них, и когда вовсе обессилил, уже простился с жизнью своей.
21. Но эти, два воина, снова схватили его и бросили в ноги человеку ожидавшего в стороне.
22. Человек этот, был главным из отряда. Он сделал знак, и оставили его наедине с Лазарем.
23. Лазарь, смахнул пыль и грязь с лица своего и узнал этого человека.
24. Савл! Савл! Спаси меня! - закричал он.
25. Как же я спасу тебя, ведь у тебя уже есть спаситель, - ответил тот, кого звали Савл.
26. Это не я! Это не я! Прости меня, господин! - кричал Лазарь. - Они заставили меня сделать это. Сначала они сказали, что я болен. А потом и вовсе закрыли меня на четыре дня в пещеру и сказали, что я мертв. Я боялся их! Они могли убить меня!
27. Зачем ты обманываешь меня Лазарь!? - сказал Савл. - Я знаю, они дали тебе денег.
28. Да, да! Потом дали мне денег. Вот они. Забери их, господин. Зачем мне эти деньги?
29. И Лазарь достал мешочек с деньгами, но они рассыпались и утонули в пыли.
30. Но Савл даже не взглянул на них.
31. Кто из апостолов участвовал в этом? Кто из двенадцати? - спросил он.
32. Никто, господин. Они сами были в изумление. Иисус оставил их. Он посылает их на проповеди, а сам ходит с женщинами и с теми, которых якобы исцелил. Он и меня звал, но я не пошел. Я всегда помнил о тебе, господин.
33. Ладно, Лазарь, - сказал Савл.- Я верю тебе. Но молчи. Если я узнаю, что ты сказал что-то, убью. И тогда не только он, но и бог Иакова не воскресит тебя!
34. И сел Савл на коня своего и уехал он и отряд его.
Глава 15.
6. По дороге в Иерусалим, заехал Савл тайно в селение и взял с собою одного из двенадцати, называемых апостолами.
7. И войдя в город, он оставил воинов и с Апостолом прошел в храм, где ожидали первосвященник и некоторые из фарисеев и книжников.
8. Там выслушав их, и других что были в храме, первосвященник сказал: Мы сделали верно, что смотрели за этим тайным движением. Видит бог, римляне не вечно будут править нами и тогда эти люди пригодятся нам.
9. Но этот Иисус стал неуправляем. Надо избавится от него. Мы уже сообщили о нем римлянам. Но надо сделать так, чтобы отвести от нас подозрение.
10. Апостол, подумай, кого из апостолов можно будет обвинить в измене.
11. Кто же будет вместо Иисуса? - спросил Апостол.
12. Один из двенадцати. Это вы решите с Савлом. - ответил первосвященник.
13. Что делать мне? - спросил Савл.
14. Иисус верит тебе, - сказал первосвященник. - Как возьмут его, убеди, что спасешь его. Но только чтобы он молчал. А дальше, служи римлянам, как служил. Ты еще полезен, будешь нам...
Глава 17.
12... ночью, после взятия, пришел к Иисусу некто с факелом.
13. И испугался Иисус, ожидая истязаний, но узнал он лицо пришедшего и бросился в объятия его.
14. Савл! - сказал он. - Ты не забыл меня?
15. Я всегда был рядом, - ответил Савл.- Ты поступил правильно, что ничего не сказал им. Мы спасем тебя, Иисус. Завтра вечером они поведут тебя на распятие, а ночью мы снимем тебя и спрячем. И ты снова будешь среди друзей своих.
16. Где мои женщины? - спросил Иисус.
17. Хорошо, что ты даже теперь помнишь о них! - рассмеялся Савл.- Они ждут тебя Иисус!
18. Они обнялись, прощаясь. Иисус прослезился.
19. На выходе, у стражников, Савл встретил начальника римлян.
20. Надо этих смутьянов распять рано утром, - сказал ему Савл. - И народа будет меньше, и успеем покончить с ними до праздников...
Глава 18.
8. ...и там, на Голгофе, Иисус увидел Савла.
9. И указал ему головою на едва восходящее солнце, но Савл, лишь улыбкой ответил ему.
10. И когда, в полдень, он отошел от чувств, но воспарял, то увидел под распятием своим Савла и сказал:
11. Савл! Савл! для чего ты меня оставил?
12. Но Савл отошел от него и подошел к одному из воинов и говорил:
13. Вон тот, что между разбойниками, кажется, умер. Пойди, проверь, проткни его копьем.
14. И подошел воин к распятию и вонзил копье свое в Иисуса.
15. И возопил Иисус и взглянул на Савла. И понял он, что эта и есть помощь от него.
16. И воспаряла его душа к отцу небесному, унося тайну Савла и других...
Глава 19.
14. ...там собрались испуганные ученики Иисуса в доме Марии. И когда, ночью, многие спали, некоторые рассуждали между собой: кто мог предать Учителя?
15. Я знаю кто, - сказал Апостол. - Это Иуда. Вспомните, он поцеловал Равви и римляне взяли его. Это был сигнал. И сказали мне, что они дали ему 30 сребреников за предательство.
16. Посмотрели ученики в сумке спящего Иуды, и нашли там мешочек с 30 сребрениками, которые Апостол тайно туда положил.
17. Схватили они Иуду, вынесли из дома и удавили на древе.
18. И в большом смущении возвращались домой.
19. И сказал Петру тот ученик, которого больше всех любил Иисус:
20. Ты видел, как Апостол зажал рот Иуде? Словно боялся, что он что-то скажет. Надо было нам выслушать Иуду.
21. Апостол сделал правильно, - сказал Петр. - Иуда мог закричать и к нам бы пришли стражники.
22. И не знал ученик, которого больше всех любил Иисус, что еще вчера Апостол обещал Петру первенство среди учеников....
38. Решено было восстановить число учеников, как было, двенадцать.
39. И поставили между собой двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, который был человеком Апостола, чтобы был лишний голос, когда станут голосовать за Петра.
40. И бросили о них жребий, выпал жребий Матфию, и он был причислен к одиннадцати вместо Иуды.
41. Но и Варсавий был человеком Апостола.
42. Этот то Варсавий и написал это тайное писание...
Повесть о любви.
"ибо крепка, как смерть любовь"
Библия. Песни песней 8:6.
" Но повесть о Ромео и Джульете.
Останется печальнейшей на свете"
Вильям Шекспир.
1.
А айналып казыгын табар,
ер айналып елiн табар.
Сколько бы конь не кружил,
к коновязи вернется
Сколько б жигит не бродил,
на Родину вернется.
Казахская пословица.
Укрывшись от посторонних глаз, отчаянно спорили два чеченских джигита, двоюродные братья Ахмад и Иса, вместе со всем населением своего аила, сосланные в казахскую степь.
- Я хочу видеть Фатиму, - так говорил Ахмад о своей возлюбленной. - Я уйду отсюда и доберусь до моря. А оттуда я знаю, как добраться домой.
- Не делай этого Ахмад! - уговаривал его Иса. - Ты заблудишься и погибнешь. Представь себе, сколько горя ты принесешь родителям?! Да и найдешь ли ты Фатиму? Солдаты выслали всех. Всех.
- Они не могли выслать Фатиму.- убеждал Ахмад. - Вспомни, не каждый из наших мог найти дорогу в их аил. А кто и случайно и приходил к ним, не мог сам выбраться с этих мест.
- Послушай Ахмад, - упрашивал Иса.- Сейчас зима. Дождись весны и тогда решай, идти тебе или нет.
- Нет, я уйду сейчас,- отвечал Ахмад.- Я хочу видеть Фатиму.
И тогда Иса сказал, что уйдет вместе с ним.
Еще целый месяц они собирали припасы. И когда, наконец, решили что их достаточно, объявили родителям, что пойдут в соседнее стойбище навестить родственников.
Ахмад попросил сестру свою Мадину, сказать родным через три дня, что они не вернутся никогда. Мадина, привыкшая слушаться мужчин, покорно кивнула головой и украдкой взглянула, прощаясь на братьев, завидуя далекой Фатиме.
...На восьмой день пути у них кончились припасы, а моря все еще не было видно. Еще через два дня братья поняли, что погибнут. Они не знали, это было чудо, что живы до сих пор. Ведь каким то чудом их пути не пересекались со стаями голодных волков, и, на их пути встречались заброшенные зимовки, где они могли переночевать.
Настал день одиннадцатый. Они снова вышли в путь.
Ахмад, окинул взглядом, в котором уже не было блеска удачливого беглеца, бескрайнею степь, и первым шагнул вперед. Время от времени он оглядывался назад, безмолвно шагавшего за ним обессилевшего Ису.
В полдень начался буран. Братья в метре не видели друг друга. Но останавливаться было нельзя. Вокруг не было ни кустика, где они могли бы укрыться.
Вскоре, когда Ахмад оглянулся, он не увидел Ису. Целый час он бродил вокруг, кричал и звал брата, вглядываясь вокруг себя, но никто не отвечал ему. Наконец он понял, что, и сам не знает куда идти. Но стоять было нельзя. И тогда он пошел вперед, туда, куда ветер дул ему в спину. А буран только усилился и под ее вой, Ахмад слышал вдруг, то веселый смех Фатимы, то грустную песню мамы. И когда, через некоторое время он услышал голос Исы, решил, что это ему тоже только чудится. Но голос был все ближе и ближе. И, наконец, он нашел Ису. У них не было сил обняться, и они просто прижались друг другу, согревая дыханием обмороженные лица.
Иса стоял, прижавшись к стене какого-то сарая.
- Я не могу найти вход,- виновато пояснил он.
Побродив вокруг, они нашли дверь и, раскидав снег, вошли внутрь сарая. И, приглядевшись, увидели одиноко стоявшую в углу корову. Так к ним пришло спасение. И, спустя какой-то час, отогревшись, и наевшись свежего мяса, они уснули.
Когда за ними пришли, они крепко спали. Их связали и только тогда с трудом разбудили.
2.
Человеком быть легко,
человечным быть трудно.
Адам болу онай
Адамгер болу киын.
Казахская пословица.
Тепло и вкусно пахнет в зимовке Едеге.
Только не радует это Едеге и его гостей. Горе у Едеге. Пропала корова. Мясо кончится, а корову кормилицу не вернешь.
Вместе с аксакалами, за достарханом русский Иван, бывший старый революционер и директор одного из ленинградских заводов Завьялов Петр Степанович, осужденный как троцкист и сосланный после отбытия срока в этот аул. И самый уважаемый старик из гансов (так в этом ауле звали немцев-переселенцев с Поволжья) бывший ветеринар Чапаевской дивизии, рыжий Карл Рихтер, известный своей безотказностью, когда случается лечить домашнею скотину и тем, что он лучше всех скоро выучил казахский язык.
Отведав угощение, аксакалы сочувственно поглядывают на хозяина и тихо переговариваются между собой.
И только жена Едеге, маленькая Халима, громко плачет, посылая проклятия на беглецов, привязанных сидя спинами друг другу, в углу зимовья. Но и она скоро умолкла, когда старейший из аксакалов - Абдрахман велел ей накормить братьев. И Едеге с удивлением наблюдал, как, став на колени и тихо плача, Халима кормила беглецов, и они, не поднимая головы, благодарили ее.
Вскоре в зимовье вошел старейший аксакал из сосланных чеченцев Гамзат. Едеге, как положено хозяину, встретил его, помог раздеться, полил водой на руки с кувшина и указал на место среди аксакалов. Гамзат, обошел всех, приветствуя рукопожатием, затем сел на свое место и совершил короткую молитву. Халима поставила перед ним мясо и сурпу.
Отведав это, Гамзат немного помолчал, затем спросил:
- Могу ли я говорить, аксакалы?
- Говори, - сказал ему Абдрахман.
- Большое горе постигло наш народ, - говорил Гамзат. - В один час мы лишились Родины, и нет нам утешения, ибо как говорят в вашем народе, что лучше камнем быть придорожным, но в стороне родной. Это тоска по дому привела этих наших молодых братьев в эти края, и они совершили поступок не угодный Аллаху. Аксакалы. Что вам до жизни этих джигитов? Вы все понимаете, что с ними будет. Отпустите их. Мы купим и вернем корову уважаемому Едеге и вечно будем молить Всевышнего за души ваши.
Гамзат замолчал. Из аксакалов только Абдрахман да Сагит знали русский язык, и Сагит пересказал, как мог слова чеченца.
Гамзату ответил Абдрахман.
-Купите корову? Почтенный, даже у нас нет таких денег, чтобы помочь Едеге. Мы все понимаем твои слова Гамзат и даже Едеге. Но каждый из нас думает, а кто же это все скажет оперу? А ведь у каждого из нас семьи и дети. Ты подумал об этом, Гамзат? И напрасно ты вызвал наши души на суд Аллаха. Вот спроси у Ивана, разве кто ему сказал хоть одно плохое слово? Вспомни, когда вас бросили сюда, как стадо баранов, разве мы не помогли вам? А сколько горя нам всем принес немец-фашист? Но пусть хоть один ганс скажет, что мы упрекнули его, что он тоже немец?
И снова в зимовье наступила тишина. Наконец поднялся старый Гамзат и сказал:
- Простите меня аксакалы. Я мог обидеть вас словами. Спасибо Абдрахману, он правильно сказал. Кто поедет за опером?
- Я утром завтра поеду, - откликнулся Сагит.
- Это два дня пути, - говорил Гамзат.- Аксакалы, отдайте нам этих юношей на эти два дня. Пусть они проживут их среди народа своего. Я, Гамзат обещаю вам, через два дня я сам приведу их сюда и свяжу их, как они связаны теперь.
Абдрахман, дождавшись, когда Сагит перескажет слова чеченца, оглядел молчаливых аксакалов и, понимая, что они будут молчать сказал:
- Я верю этому человеку.
И наклонившись, взял нож и подал его Гамзату, чтобы тот мог перерезать веревки связанных беглецов.
3.
Кiсiнi кейде таршылык сынайды
Кейде баршылык сынайды.
Достоинство человека проверяется
И нуждой и достатком.
Казахская пословица.
Прошло четыре дня, как оперуполномоченный с двумя солдатами увез беглецов район, когда в зимовку к Едеге пришел Абдрахман.
Едеге поспешил встретить аксакала, чтобы помочь раздеться, но тот остановил его и сказал:
- Одевайся и выходи на улицу Едеге, разговор к тебе есть.
Едеге оделся и вышел на улицу. Взволнованная Халима поспешила за ними. На улице она увидела, кроме Абдрахмана, русского Ивана, чеченца Гамзата и ганса Карла в руке которого была веревка, с привязанной к ней, огромной, черно-белой масти коровой.
К Едеге подошел старый Гамзат и, наклонившись, медленно, чтобы было понятно, сказал:
- Почтенный, вот мы купили тебе корову. Все чеченцы отдали свои деньги. Аксакалы помогли нам, сколько могли. Иван, продал дорогое кольцо и дал нам денег, половина денег его. И гансы собрали все, что есть у них. Возьми эту корову Едеге и прости грех наших молодых братьев, ибо не со зла согрешили они.
Смущенный Едеге, переминался с ноги на ногу, не зная, что ему сказать и делать. Наконец, он заглянул за спину старого ганса Карла и взглянул на корову.
- Бери корову Едеге, бери, - сказал по казахский, попыхивая трубкой, старый Карл. - Эта корова лучше прежней будет, я сам выбирал.
Довольный, что сам умный Карл выбрал ему корову, Едеге благодарно улыбнулся ему.
Тут, услышав слова Карла и понимая, что какие-то важные дела делаются без нее, вперед выступила Халима. Она растолкала стариков, подошла к корове, осмотрела ее рога, ощупала вымя и произвела еще множество движений известных только им, женщинам. Наконец, видимо довольная таким осмотром, она зачем-то похлопала по бокам коровы и немного смущенная тем, что на нее смотрят мужчины, опустив глаза, подошла к старому Гамзату. Халима, положила руку на его грудь, и, подняв голову, медленно, выбирая слова, сказала:
И довольная, что так много смогла сказать по русский, рассмеялась.
Гамзат, аккуратно взял ее руку и тихо погладил ее.
4.
Айрылмастай досына
кайрылмастай суз айтпа.
Другу неразлучному
не говори слов прощальных.
Казахская пословица.
Возлюбленная Ахмада, Фатима, не выдержав тяжелой дороги, умерла одна из первых, за два месяца до того, как Ахмад отправился к ней на Родину, и была похоронена на чеченском кладбище, сотни, которых разбросаны по всей степи казахской.
Ахмад, умер от воспаления легких, в одном из колымских лагерей.
Они никогда не узнали о судьбе своей любви в этой земной жизни.
И поэтому их любовь не самая печальнейшая на свете...