Как и договаривались после отпуска, мы встретились в Москве возле Ленинградского вокзала. Вдоволь наобнимавшись, решили купить билеты на поезд и сдать вещи в багаж. Спустившись в Московский метрополитен, мы подошли к кассам. - Товарищ девушка, три билета, - протянув рубль, Марсель, посмотрев на нас, важно сказал: - За всех плачу!
Девушка, сидящая в кассе, дала нам три желтых жетона и гривенник сдачи. Марсель взял со стойки блестящий жетон, и сквозь выбитую в центре звездочку посмотрел на кассу.
-А билеты?- недоуменно спросил он.- Билеты где? Нам до Комсомольской площади надо!
Симпатичная кассирша, посмотрев на этого бравого военного, улыбнулась во весь рот.
- Товарищ летчик, это и есть станция метро Комсомольская площадь! А вам- то вообще куда надо? - спросила она, задорно глядя из под челки.
Решительно отодвинув "Сусанина" в сторону, я выступил на передний план.
-Нам мадмуазель нужно на вокзал, с которого поезда на Читу уходят!- ответил я.
Она смеялась минуты три.
-Тогда вам нужно подняться обратно и на Ярославский вокзал, это оттуда!
Марсик почесал затылок.
- Ну и нафига я тогда купил эти кругляшки? - протяжно вздохнув, сказал он.
- Видно в столице вы совсем не ориентируетесь, - молвила наша визави - Тогда чтобы жетоны не пропали, съездите на метро до центра. Погуляйте там, исторические памятники посмотрите. А жетоны опустите на проходе в турникет, вас и пропустят!
Посмотрев на это милое существо, я щелкнул каблуками и коротким кивком поблагодарил её.
- Бонжур, мадмуазель!
Подхватив наши вещички, мы потопали обратно вверх. Пока мы дошли до касс Ярославского вокзала, Юрик своими придирками довел Марселя до белого каления и я еле их успокоил. Купив билеты на Читу, и оставив вещи в камере хранения вокзала, наша троица отправилась гулять по столице. Читинский поезд уходил поздно вечером, и в запасе у нас оказалось целых полдня. Приведя свой внешний вид в порядок, согласно приказа ? 229 от 1936 года, ибо в первопрестольной военные патрули лютовали почем зря, мы вышли на площадь трех вокзалов.
Глядя в синее, студеное декабрьское небо, по которому медленно плыли редкие облака, я весело спросил:- Ну, что соколы, куда попервой?
Марсель, по привычке сбив буденовку на затылок, сказал:- Ребята, а давайте все же на Красную площадь, к мавзолею!?
Юрик, постучав каблуком сапога об другой каблук, утверждающе кивнул головой:- Ну, к Ленину, так к Ленину!
И мы решительным, бодрым шагом опять двинулись в сторону метро. Проходя мимо билетной кассы, мы подмигнули старой знакомой, и она приветливо помахала нам ладошкой в ответ. Эскалатор нас очень поразил, мы даже прокатились два раза туда-сюда, приятно было ехать на механических ступеньках, держась за дубовые перила, крытые светлым лаком. Зайдя в голубой вагон, мы скромно пристроились в углу. А в противоположном углу стояла стайка московских школьников. Увидев нас в летной форме, они подтянулись ближе, практически в плотную. Честно признаться, летная форма тогда была самой красивой. Летом - синяя гимнастерка с "кубарями" и "птичками", хромовые сапоги, пилотка. Зимой на зависть всем окружающим - кожаные куртка или реглан, краги до локтя, планшет! Да кто ж такую красоту писанную на штатское променяет!
Видя, какими восторженными глазами они смотрят на нас, я вспомнил себя такого же, но десять лет назад. И вот теперь я сам являюсь объектом обожания. Возможно, возле нас стоит наша будущая смена. В сердцах, которых бьется горячее сердце будущих героев Страны Советов. Их взросление придется на военную пору, и возможно наши пути в небе пересекутся, а до победы доживут не все...
Выйдя из вагона на станции метро "Площадь Революции", мы изумлелено ахнули. Вся станция была в граните и мраморе, а в арках стояли бронзовые фигуры людей. Мы посвятили тридцать минут внимательному изучению этого великолепия. Марсель, глядя своими черными, как маслины глазами по сторонам, и восторженно охал. " - Дворец, а не станция!"
Поочередно мы обошли
-революционного рабочего с бантом на груди, в руках с винтовкой и гранатой,
революционного солдата с винтовкой,
крестьянина в лаптях, взявшегося за оружие,
революционного матроса с наганом,
парашютистку ОСОВИАХИМ,
матроса-сигнальщика с линкора "Марат".
Дойдя до статуи бравого матроса, Юрка провел пальцем по бронзовой ленточке и прочитал:- " Ма-рат", потом тем же пальцем почесал кончик носа и добавил: "- О, у меня на нем дядька служил, правда, раньше он "Петропавловск" назывался". Потом ещё раз внимательно вгляделся в скульптуру и, потыкав в неё пальцем, сказал: "- Робяты, а я же его знаю! У дядьки хороший товарищ есть, дядя Ваня Рудаков, они в "гражданскую" вместе воевали, он врачом был. Так у него сын, имя у него интересное - Олимпий! После дядькиных рассказов он в военно-морское училище поступил, у Вас в Ленинграде, имени Фрунзе. Письмо присылал, писал, что учебную практику проходил на крейсере "Аврора", а прошлом году ходили в Англию, на коронацию их нового монарха Георга IV, и карточка там его была, так один в один!" И он постучал пальцем по бескозырке.
( Олимпий Иванович Рудаков родился 30 марта 1913 года в г. Казани. Окончил девятилетку в г. Александрове. Работал в Москве грузчиком на заводе "Каучук" ?3. В мае 1937-го по разнарядке ЦК ВЛКСМ принят в Ленинградское высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Курсантом был приписан к крейсеру "Аврора". В 1937-м участвовал в походе линкора "Марат" в Англию на коронацию Георга IV (может быть, тогда еще увидели друг друга английская принцесса Елизавета и русский моряк Олимпий Рудаков).
С ноября 1941-го Рудаков служил на северном флоте командиром артиллерийской боевой части на эсминцах "Урицкий", "Куйбышев", "Гремящий". В октябре 1941-го получена первая награда: орден Красной Звезды за меткую стрельбу. В декабре 1941-го - назначен старшим помощником командира эсминца "Сокрушительный". "Сокрушительный" и другие корабли конвоировали суда, доставлявшие по ленд-лизу боевую технику, и поддерживали своей артиллерией части Красной армии на берегу Кольского полуострова. 20-го ноября 1942- го "Сокрушительный", возвращаясь на базу после конвоирования очередного каравана, попал в жесточайший шторм с силой ветра до 9-11 баллов. Под ударами волн у корабля отломилась корма, он остался на плаву, но ход потерял. С большим трудом удалось переправить с аварийного эсминца 191 членов экипажа на другие корабли, при этом погибли 17 человек. Еще 15, оставшиеся на "Сокрушительном" и надеявшиеся удержать судно на плаву до прихода тральщиков, также погибли. Судно пошло ко дну. Дело о гибели корабля и членов экипажа рассматривал Военный трибунал. Старший помощник капитана был разжалован до рядового и приговорен к 10 годам лишения свободы. Лагеря заменили на штрафбат. Два года рядовой Рудаков воевал минометчиком и артиллеристом на Карельском фронте, был ранен. В июне 1943-го, как "искупивший вину кровью" он был восстановлен в звании со снятием судимости.
С февраля 1944-го старпом снова воевал на Северном флоте на эсминцах "Громкий", "Доблестный"; участвовал в спасении ледоколов "Сталин" и "Северный ветер", провел семь операций по поиску и уничтожению подводных лодок противника, семьдесят одну конвойную операцию по проводке отечественных и союзных транспортов. За смелость и мужество "морской волк" награжден шестью орденами.
После победы Олимпий Иванович служил на лучших кораблях нашего флота, в том числе на спущенном на воду в начале 50-х годов головном крейсере "Свердлов. Эта история произошла в том замечательно теплом июне 1953-го, когда принцесса стала королевой. В июне 1953 года самый красивый офицер Балтийского флота, капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков, привел в Портсмут тяжелый крейсер "Свердлов" для участия в военно-морском параде по случаю восшествия на престол Елизаветы II. На праздник прибыли гости со всего света. Не было только русских - шторм задержал в пути их корабль. Пора было начинать торжество, но те, кто отвечал за церемонию, тянули, как могли, время. И в тот момент, когда уже отчаялись, из тумана на Спидхедский рейд вылетел на всех порах красавец крейсер. Весь порт - сотни кораблей, тысячи моряков - замер: "Сумасшедшие!" На рейде тесно, в парадном строю в девяти линиях стояли около 250 военных кораблей различного класса. Советскому крейсеру место было определено во второй от городского побережья линии среди кораблей иностранцев. Крейсер был уже так близко, что стала видна фигура капитана на мостике. Высокий красавец в белом мундире. Капитан поднял руку в черной перчатке, и произошло чудо: огромный крейсер легко, изящно развернулся и встал на точно отведенное ему место! Все ахнули, кто-то в восторге зааплодировал. Команда без лоцмана, с ходу поставила корабль, потратив всего 12 минут, вместо положенных 80. Рудаков единственный ошвартовался без лоцмана и специальных карт за время меньшее, чем было отведено на подобную процедуру в британском флоте, и этим произвел настоящую сенсацию. Фото капитана крейсера оказались на обложках всех британских газет. 20 офицеров "Свердлова" во главе с командиром получили приглашение на Коронационный бал в огромные Королевские морские казармы. Стремительно пройдя через живой коридор, бравый капитан предстал перед молодой королевой и, опустившись на одно колено, положил к ногам Елизаветы подарок Страны Советов - царскую горностаевую мантию! Но королева даже не глянула на подарок - она не сводила глаз с русского моряка... В один из моментов торжества один из придворных подошел к Рудакову и сказал, что его приглашает на тур вальса королева Елизавета II. Можно теряться в догадках, что послужило выбору королевы: удаль, стать, мужественный вид русского капитана... Этот вальс запомнился не только паре танцующих. Все присутствующие с удивлением отмечали улыбку королевы, ее разговор с русским. Затем она подвела советского моряка к своей сестре. Принцесса Маргарет тоже закружилась с Рудаковым в вальсе.
Следом, опять нарушая все мыслимые традиции, королева предлагает аудиенцию, но не "высоким" представителям России (их было двое), а вновь капитану, и они исчезают в ее кабинете. Это произвело такой ошеломляющий эффект, что даже невозмутимый премьер-министр Англии Уинстон Черчилль разводит руками и удаляется с приема.
В день морского парада в честь коронации Елизаветы II королевская яхта "Серпрайз" обошла весь строй кораблей. При этом случилось непредвиденное. "Свердлов" сначала отсалютовал катеру, который шел впереди яхты, - на нем был Черчилль (но это было тайной), а потом дал залп - уже в честь королевы. Затем все командиры убыли на линкор "Вангард", где Елизавета II устраивала награждение юбилейными медалями в свою честь. На корме линкора командиры выстроились в порядке старшинства воинских званий. Первыми стояли американские и французские адмиралы, а за ними - капитан 1-го ранга Рудаков и остальные. Королева вышла из кормового помещения линкора, взяла медали и первым делом подошла к Олимпию Ивановичу, поздравила его, вручила медаль и только затем повернулась к американскому и французскому адмиралам. Вскоре после того, как Рудаков вернулся на крейсер, к пирсу подвалил фургон, набитый розами. Из записки на визитной карточке следовало, что они предназначены капитану от принцессы. А командир корабля мало того что не привык к навязчивому ухаживанию женщин, он еще и страдал аллергией на цветочный запах. Поэтому приказал живо растащить все розы по кубрикам. Едва его распоряжение выполнили - к борту причалил катер с принцессой.
Видя, что ни в каюте командира крейсера, ни в кают-компании цветов нет, она выразила дворецкому неудовольствие: как это так, ее распоряжение не выполнено?!
- Ну что вы, Ваше Высочество, розы прекрасны! Спасибо! - подал голос Рудаков. - Но весь экипаж был так очарован Вашим Высочеством, что пришлось их раздать морякам.
- Ах, так? - благосклонно приняла объяснение принцесса. - Завтра вам доставят новые цветы!
В очередной раз, навестив крейсер, она, абсолютно не смущаясь присутствия офицеров, заявила Рудакову, что русский офицер ей очень нравится, и она не прочь провести с ним время. Несгибаемый советский офицер впервые в жизни поддался панике. Может, и лестно вызвать подобное внимание у представительницы царствующей династии Великобритании, но он в свои еще небольшие годы капитан 1-го ранга, вот-вот адмиралом станет. Как бы чего не вышло?
- Извините, Ваше Высочество, но тут до некоторой степени военный корабль. Уставы не разрешают его надолго покидать!
- Не принимаю никаких возражений! - надула губы принцесса. - И в моей сумочке уже лежит письменное разрешение королевы на десятидневное путешествие в вашем обществе по замкам Англии.
Офицер тут же позвонил в посольство:
- Как быть?
После связи с Москвой ему дали два дня...
Вечером третьего дня русский капитан уводил свой крейсер в море. Королева смотрела ему вслед до тех пор, пока корабль не скрылся из вида.
Они не встретились больше никогда...
В тот памятный год капитану 1-го ранга Рудакову О.И исполнилось 39 лет. Он стремительно сделал карьеру, став вскоре одним из самых молодых контр-адмиралов советского флот, вслед за этим его зачисляют в распоряжение Главного разведывательного управления Генштаба Минобороны; затем - начальником кафедры в военно-морской академии. Последняя запись в личном деле: "исключен из списка личного состава ВМФ в июне 1974-го в связи со смертью.
* В 1954 году кандидатура Рудакова рассматривалась на пост военно-морского атташе при посольстве в Великобритании. Но, говорят, военно-морские начальники СССР не могли пережить, что с королевой танцевали не они и принцессу не они уложили в горизонтальное положение, поэтому назначению помешали)
Потом мы осмотрели фигуру девушки со значком " Ворошиловского стрелка" на груди, а потом подошли к пограничнику с собакой, возле которой гурбилась стайка молодежи. Увидев нас, они расступились и симпатичная шатенка с красным вязаным шарфом, завязанном узлом на шее, весело сказала:- " Здравствуйте, товарищи командиры!"
Логинов тут же вылез вперед, и ответил:- Здравствуйте, здравствуйте! А, что это вы тут делаете, собачку кормите!?
Девушка оказалась под стать Юрке такая же шустрая: "- Нет, товарищ военный мы её не кормим, а гладим!" Юрка посмотрел на бронзовую собаку, потом на девушку и сказал: " - Ну конечно, каждое существо ласку любит! Тут в диалог вступила стройная блондинка с густыми длинными ресницами: "- А хотите, мы и вас погладим!?
Я решительно дернул Юрку за ремень назад: "- Хочет, хочет! Но, к сожалению, у нас очень мало времени!" Обернувшись кругом, мы уже собрались уходить, как блондинка добавила практически в спину: "- Эту станцию, только в этом году открыли! И у московских студентов стало доброй приметой на удачу потереть фигуру собаки!"
"- На удачу!!?- многозначительно протянули мы в унисон, и синхронно повернувшись снова кругом, дружно шагнули обратно. Поочереди дотронувшись до собаки, и тепло попрощавшись со студентами, пошли к эскалатору. Поднявшись на поверхность, мы оказались напротив Большого театра. Пройдя мимо ГУМа, мы наконец, то вышли на Красную площадь. Наша троица стояла посреди площади и восторженно озиралась. Я- то уже был здесь, но все равно восторженные чувства переполняли мою душу. Вот они собор
Василия Блаженного, Спасская башня,
Малиновый звон курантов, блеск штыков на винтовках часовых у Мавзолея Великого Ленина, стройные серебристые ели, все это отражалась в наших широко открытых глазах. А когда мимо нас четко печатая шаг по мраморным плитам прошла смена Почетного караула, мы вскинув руки к козырькам буденовок проводили их взглядом. Все это наполнило нашу душу такой торжественностью, что мы стоим в центре первой страны победившего социализма, и над нашей головой сияют рубиновые звезды Кремля.
Вдоволь насладившись этим великолепием, наше трио пошло вдоль ГУМа, свернув за угол, мы услышали громкий крик:
- Пирожки, горячие пирожки!
Сначала мы увидели толстую тетку, закутанную в теплый пуховый платок. Она стояла возле фанерного ящика, через щели которого струился пар, ясно видимый в этот морозный день. И потом сразу мы ощутили, вкусный и насыщенный запах свежеиспеченных пирожков с картошкой. Невольно сглотнув слюну мы, не сговариваясь шагнули к лотку. Купили аж по три штуки, и пошли дальше, откусывая огромные куски от этого неземного блаженства, обжигая язык и пачкая губы жиром. Москва поразила нас в самое сердце. Хотя это была моя не первая встреча со столицей. Но те детские впечатления, совсем не похожи на эти когда я стал взрослым. До самого вечера бродили мы по её заснеженным улицам и площадям. Москва поражала древней старинной и совсем новыми зданиями. Было видно, что она растет и развивается. Мимо нас бежали по своим делам его жители, молодые и старые, город жил своей жизнью. Придя на вокзал за час до отправления поезда, мы зашли в привокзальный ресторан, где откушали солянку мясную сборную, котлеты пожарские куриные, и на сладкое желе лимонное. Ну и конечно не удержались, по сто грамм охлажденной из хрустального графинчика. Поздно вечером наконец-то добравшись до своего купе, где растянулись на хрустящих простынях и заснули.
С утра мы познакомились с четвертым нашим обитателем, это оказался молодой парень со встрепанной шевелюрой. Он крепко пожал нам всем руки и представился:
- Сморяков Дмитрий, инженер путей сообщения. Еду в Хабаровск после окончания института
. Парень он оказался компанейским, но слишком горячим. Начитавшись, свежей прессы, он вступил с нами в полемику.
Фашизм поднимает голову, - складывая газету, сказал он. - Немцы и итальянцы помогают Франко душить революционную Испанию. Муссолини заграбастал Абиссинию. Хорошо, что дали отпор японским захватчикам. - Волнуясь, он стучал кулаком по столику. - Да и международный империализм не смирится с нашим существованием. Такова его звериная сущность. Это вопрос времени: либо сегодня, либо завтра. А так мы, то есть вы должны быть начеку. Вот ответьте мне как комсомольцы комсомольцу, готова Красная Армия ответить ударом на удар? Как готовят наши военные кадры!?
- Хорошо готовят, - сказал Юрик. - Мы были учлетами, стали летчиками. Выигрывают от этого наши Военно-Воздушные Силы? Да. Мы едем на Дальний Восток. Партия и правительство взяло курс на усиление авиации на границе. Значит, сделаны правильные выводы после японской агрессии.
- Подожди, - перебил его Дмитрий. - Ты на каком самолете летаешь? На "ишаке"? Как он по сравнению с новейшими западными истребителями. Я знаю, что это лучший истребитель мира - Он немного помялся, а потом решительно сказал:- Я очень люблю и интересуюсь нашей авиацией. У меня много знакомых летчиков. Ребята говорили, что в Испании наши не всегда берут верх над франкистами
- И сравню, - сказал я. - В Испании немцы применяют свои новейшие истребители, модифицированные. У нас тоже есть чем ответить, у наших новых ястребков, и моторы помощнее, и пушки стоят. Так что ещё посмотрим кто кого!
Пять суток пути через леса и поля Поволжья, Урала, Забайкалья. И день, и ночь стучат колеса. Казалось, нашей Родине нет конца и края. Наш поезд часто и подолгу стоит на больших и малых станциях и полустанках. Вагонов-ресторанов тогда не практически было, и пассажиры покупали еду, которую специально приносили к поездам дальнего следования. Бойкие старушки предлагают вареное мясо с картошкой, жареных кур, сало соленые огурцы и помидоры, моченые яблоки и кислую капусту. В крынках пенилось свежее молоко. А у подозрительных личностей можно было разжиться и самогоном.
Набрав всякой вкуснотищи впрок и заморив червячка, пассажиры добрели и смотрели на жизнь уже веселей. И если поначалу между незнакомыми людьми возникали шероховатости и недоразумения, но поезд шел все дальше на восток, и незнакомые прежде люди становились почти родными. Кто играл в домино, а кто-то пел песни. Под гитару или под гармошку
Это были песни о Родине, о защите ее границ, дружбе и любви.
Большинство тех песен пришли с экрана. Любимые кинофильмы "Чапаев", "Волга-Волга", "Цирк".
Но были песни, которые раздавались в этих местах десятилетия назад и были овеяны славой прошедших дней.
По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперед
Чтобы с боем взять Приморье -
Белой армии оплот
Наливалися знамена
Кумачом последних ран
Шли лихие эскадроны
Приамурских партизан
Этих дней не смолкнет слава
Не померкнет никогда
Партизанские отряды
Занимали города
И останутся как в сказке
Как манящие огни
Штурмовые ночи Спасска
Волочаевские дни
Разгромили атаманов
Разогнали воевод
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
На одной из станций в Забайкалье я выскочил, что бы купить семечек и увидел на перроне толпу, которая стояла под станционным репродуктором. Подойдя, я спросил:- Что случилось?
-Только что передали правительственное сообщение, вчера при выполнение испытательного полета разбился Чкалов!
Сдерживая рвущийся из души ужас, я спросил заикаясь:- Ж-ж-жив!!!???
-Нет, насмерть!
Повернувшись, я побрел обратно. Слезы буквально душили меня. Еле взобравшись в тамбур, ткнулся головой в замерзшее стекло:
- Чкалов, лучший летчик Страны Советов, а может и мира! Краса и гордость ВВС! Эх, Валерий Палыч, товарищ комбриг! Как же так получилось!?
Когда я зашел в вагон, друзья, глядя на мое побелевшее лицо и шалые глаза, всполошились:- Серега!!!! Что случилось!?
-Ребята, Чкалов погиб!
-ЧТО!!!!!!!????
(Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей ... по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт...
В кратком сообщении, которое руководство завода ? 156 направило сразу после катастрофы И.Сталину и В.Молотову, говорилось:
"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода ? 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома одного километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. ? 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т.Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".
По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".
16 декабря 1938 года все газеты и радиостанции страны передали правительственное сообщение: "Правительство Союза ССР с глубоким прискорбием извещает о гибели великого летчика нашего времени Героя Советского Союза тов. Валерия Павловича Чкалова при испытании нового самолета 15 декабря сего года".
В тот же день Правительство Союза ССР решило для похорон Валерия Павловича Чкалова на Красной площади, у Кремлевской стены, создать правительственную комиссию; в нее вошли и друзья летчика - Громов, Байдуков и Беляков.
"...Погиб великий летчик нашего времени, имя которого являлось синонимом героизма и мужества, - писала "Правда". - Валерий Чкалов был храбрейшим из храбрых. Среди советских летчиков он пользовался громадным уважением как несравненный мастер своего дела. Среди всего советского народа он пользовался широчайшей известностью и любовью как народный герой...".
Гроб с телом Чкалова поставили в Колонном зале. Несмотря на жесточайшие морозы, люди шли, чтобы попрощаться с любимым героем. За два с половиной дня - 16, 17 и 18 декабря - мимо гроба прошли более полумиллиона человек.
В ночь на 18 декабря тело Чкалова предано кремации, а днем 18 декабря состоялись похороны на Красной площади.
Десятки тысяч людей с траурными портретами героя и приспущенными знаменами, на них черные ленты, заполнили Красную площадь. После окончания митинга руководители партии и правительства сошли вниз с трибуны Мавзолея Ленина и понесли урну к Кремлевской стене. Под артиллерийские залпы урну с прахом великого летчика замуровали в нише Кремлевской стены. Постановлением СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г. имя Чкалова присвоено Борисоглебской школе пилотов
В акте комиссии, назначенной постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) для расследования катастрофы самолета, которую возглавил комдив Алексеев, причиной вынужденной посадки машины назван "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом". Произошло это в момент, когда благополучный исход полета при неработающем двигателе невозможен - низкая высота, отсутствие площадок для посадки. "Судя по обстановке катастрофы, - отмечается в акте, - летчик до последнего момента управлял самолетом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами".
Комиссия особо подчеркнула, что самолет, мотор, винт, карбюратор опытные и в воздухе до этого не проверялись, в то время как организаторы не проявили должного внимания при подготовке полета. К тому же на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без которой вылет в морозный день (температура минус 25) чрезвычайно опасен. Машина поднята в воздух 15 декабря 1938 года с рядом (целых 48!) неустраненных дефектов.
Комиссия единодушно пришла к выводу, что "гибель т. Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода ? 156...".
На основной в подобных случаях вопрос: кто же виновник катастрофы, комиссия ответила: главный конструктор Н.Н. Поликарпов (творец самолета), его заместитель Д.Л. Томашевич, директор завода М.А. Усачев, начальник летно-испытательной станции (ЛИС) завода В.М. Парай...
После катастрофы И 180 пострадало довольно много людей, в том числе все те, кого обвиняла комиссия. Все, кроме Н.Н. Поликарпова. Как рассказывал позже Г.Ф. Байдуков, он тогда заступился за Поликарпова: бесспорно, талантливый авиаконструктор; есть предложение поручить ему в память о В. Чкалове создать новый, хороший самолет.
Так появился истребитель И 185, ставший в дальнейшем прототипом многих самолетов .)
* * * * *
Народа скорбь несётся над страной:
Погиб великий лётчик наших дней,
Отважный сокол, пламенный герой,
Кто дальше всех летал и всех быстрей.
Он был кристально чистый большевик,
И мысль его дерзать не уставала,
Бесстрашный истребитель и комбриг,
Простой и жизнерадостный Валерий Чкалов.
"Не выпущу из рук штурвала,
Пока я землю вижу и в руках есть сила", -
Так говорил наш мужественный Чкалов,
И вся страна с ним так же говорила.
Ты был широк, как Волга-мать родная.
Из сталинских орлов ты самым смелым был.
Душа твоя была веселая, земная,
Тебя любил народ, и вождь тебя любил.
Непобедима чкаловская сила!
И пусть ты нем, и пусть ты недвижим -
Не смерть тебя, Валерий, победила,
А ты ее, бессмертием своим
И вот...
Народа скорбь несётся над страной:
Погиб великий мастер пламенных полётов...
А начеку, всегда готовы в бой,
Советские отважные пилоты.
* * * * *
Наконец- то наш поезд подкатил к перрону читинского вокзала, подхватив свои чемоданы, мы вышли на замерший перрон, а потом и на привокзальную площадь. Подойдя к постовому милиционеру, мы поинтересовались, как нам найти штаб ЗабВО. Козырнув нам, он ответил:- Это вам на Лермонтова, товарищи командиры.
Добравшись, наконец, до улицы Лермонтова, мы стали озираться в поисках нужного нам здания. Вдруг из за угла прямо на нас вышел статный военный. Приглядевшись, мы заметили у него на шинели знаки различия комбрига. Когда он поравнялся с нами, мы бросили руки к козырькам, а потом я сказал: - Товарищ комбриг! Разрешите обратиться!
Остановившись, он сказал:- Обращайтесь товарищ лейтенант.
-Товарищ комбриг, подскажите, как найти штаб округа?
Усмехнувшись, он оглядел наши фигуры в новенькой форме, чемоданы и спросил:- После окончания школы, к первому месту службы!?
-Так точно!- в унисон ответили мы.
-Поворачиваете за угол, третье здание, второй подъезд, второй этаж - отдел кадров. Счастливой службы! - он козырнул и пошел неторопливо дальше.
Когда мы дошли до штаба, Юрка спросил красноармейца, который стоял с винтовкой у входа: - Товарищ боец, товарищ комбриг, который недавно вышел. Это кто?
-Командующий округом, комбриг Яковлев Всеволод Федорович, товарищ лейтенант! серьезно ответил постовой. Юрик сбил буденовку и почесал затылок, потом задумчиво молвил:- Эко как нам сразу повезло!
В отделе кадров, капитан забрав наши документы, сказал: - Найдете коменданта, получите у него направление в гостиницу и станете на довольствие!
- А назначение?- недоуменно протянули мы.
- Вот мы и подумаем, куда вас назначить!- отрезал он.
Поэтому до конца недели, с утра мы регулярно являлись в штаб и, получив от ворот поворот, шли гулять по городу.
На второй день пребывания в Чите, вечером лейтенант Логинов с таинственным лицом говорит: " Ребята, тут есть госпиталь!" " Ну и что?" " Там такие медсестрички!" " Ну и что?" " Они молодые и красивые!". " Точно молодые и красивые?" - засомневались мы. "Зуб даю" - подпрыгивая на месте от нетерпения, поклялся Юрик. " А далеко?- поинтересовались мы, чтобы сравнить возможные физические затраты с предполагаемым физиологическим удовольствием. " Ну, километров 5"-нерешительно промямлил Юрик. " Знаешь, что половое воздержание закаляет волю воина" - сказал ему я." Сейчас кушать хочется гораздо больше, чем непонятных приключений" " Ну представь, припремся мы туда на ночь глядя, ни кола ни двора. В кармане вошь на аркане, ладно, если бы у тебя папа Ворошилов был, а у тебя кроме новой формы, и куска сала, который с поезда остался, нет ничего больше. Их тут, небось, весь местный бомонд патронирует, а тут ты молодой и красивый, с пикой на перевес"" Кто, чё делает!?"- недоуменно переспросил Марсель. " Я слово волшебное знаю"- привел последний аргумент Юрик. " Нука скажи" - заинтересовался Марсель. " Не! Оно на мужиков не действует" - из последних сил отбрыкивался наш сластолюбец.- " Но, на них точно подействует" " Знаешь, что! Ты с этим петушиным словом, на кошках тренируйся"- сказал я ему решительно " Парень ты конечно горячий, тебе бы на лихом коне, да в атаку!. Но из- за твоего гормонального взрыва тяготы и лишения нам терпеть ещё рано. Служба она долгая. Иди, мы тебя благословляем. Потом расскажешь!".
И наш первопроходец канул в ночь. Вернулся он под утро, одновременно взмыленный и замерзший. " Ну как?"- с интересом поинтересовались мы. " Ну, почти получилось"- осторожненько ответил Юрик. " А волшебное то слово, оно помогло?" " Да помогло бы, если бы дверь открыли"- обиделся наш путешественник. " Так тебе даже не открыли!!!"- тут начали ржать все. Таким образом, наш Казанова отмахал за ночь более 10км. Нагуливая аппетит, который и без того был зверским. И все пришли к выводу, что народная мудрость " дурная голова, ногам спокою не дает". Действительно МУДРАЯ.
Вообщем, целыми днями мы слонялись без дела по городу. Юрику все- таки не терпелось отметиться в Чите, и он тратил массу энергии и времени на это увлекательное дело. На следующий день, под вечер он заявился в гостиницу с девушкой. Только мы присели попить чайка с сушками, как в дверь стал ломиться комендант, которому видно доложили, что в гостинице посторонние. Комендантом в гостинице, был противный дядька с большими усами и злой як собака. На страже внутреннего режима в вверенном ему подразделении, стоял как пограничник на охране рубежей Родины. После 22.00 всех посторонних выставлял вон. А уж переночевать оставить, даже думать не моги. Комендант, словно царский жандарм, отслеживал проживающих, будто они были большевистское подполье. Пришлось нам срочно думать. Как маскировать незарегистрированный объект. Не сильно заморачиваясь, мы засунули её в стенной шкаф. Когда, наконец, наш Цербер получил доступ в комнату, он встал посреди комнаты, обвел нашу троицу подозрительным взглядом и стал принюхиваться, как собака. Потом молча, шасть к шкафу.
. Дверцу открывает: девушка, согнувшись, стоит, за перекладину рукой держится.
- Ну и шо мы тут делаем? - вопрошает он.
А она:
- Не видите что ли? В автобусе еду.
А он:
- Ну тогда предъявите билет или платите штраф за безбилетный проезд.
И выгнал бедолагу. А мы по выговору получили.
Думаете, этим все кончилось? Как бы не так! На следующий день он познакомился с какой-то фабричной девчонкой, где-то погуляли, чего-то выпили, и поздно вечером подрулили к гарнизонной гостинице. Так как попасть внутрь законным образом, пассии нашего дон Жуана не светило, Юрик разработал хитроумный план. Зайдя внутрь и поднявшись на третий этаж, он приступил к его исполнению. Убедившись, что мы крепко спим, он собрал все простыни, связал их между собой и сбросил вниз в окно. Но так как наш страдалец, был выпивши, а девушка как потом, оказалось, была в теле, он быстро утомился. Чувствуя, что отключается, он привязал конец простыни к батарее и уснул.
Во втором часу ночи, вся гостиница проснулось от истошных женских криков. Когда любопытные выглянули на улицу, увидели женскую фигуру, которая болталась на уровне второго этажа и верещала из последних сил. А девушка то оказалось и не очень симпатичная. На утро нас с треском вышибли с места временного проживания. Но нам было уже все равно, так как мы все трое получили назначение старшими летчиками в 22-й истребительный авиационный полк, который дислоцировался в районе станции Безречная. Доехав на попутном составе до нужного нам пункта, стоя на перроне, обозревали хвойный лес, полукольцом охвативший несколько деревянных домиков железнодорожной станции. С торца вокзального здания стояла полуторка с брезентовым верхом, возле которой крутился красноармеец в буденовке с опущенными ушами. Прибыв на территорию части, пошли в штаб полка, где сразу наткнулись на оперативного дежурного, Сашу Пьянкова, который окончил нашу школу в прошлом году.
(Пьянков Александр Петрович3.11.1915 - 27.7.1988 - командир звена 22-го Краснознамённого истребительного авиационного полка истребительной авиационной бригады 1-й армейской группы, лейтенант. Родился 3 ноября 1915 года в городе Добрянка ныне Пермской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. В 1933 году окончил школу ФЗУ, работал слесарем-инструментальщиком на Добрянском металлическом заводе. В 1933-35 годах учился в Пермском университете. Окончил аэроклуб. В Красной Армии с 1935 года. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, а затем служил младшим лётчиком и командиром авиационного звена. Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) с 23 мая по 16 сентября 1939 года. Командир звена 22-го истребительного авиационного полка (истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа) лейтенант Александр Пьянков совершил 101 боевой вылет, в 16-и воздушных боях сбил четыре вражеских самолёта, нанес большой урон противнику в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга лейтенанту Пьянкову Александру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (? 188). С началом Великой Отечественной войны отважный лётчик-истребитель - на фронте. Заместитель командира авиаэскадрильи и заместитель командира истребительного авиаполка А.П. Пьянков сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Юго-Западном и Крымском фронтах. 9 октября 1941 года тяжело ранен в бою. После излечения в госпитале Герой халхингольских боёв был лётчиком-инспектором ВВС Красной Армии, а затем - управления ВВС Сибирского военного округа. В 1948 году он окончил Военно-воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба, командовал истребительным авиаполком и истребительной авиадивизией. С 1960 года полковник Пьянков А.П. - в запасе, а затем в отставке. В 1967 году окончил физический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, работал в одном из московских научно-исследовательских институтов. Жил в городе-герое Москве. Скончался 27 июля 1988 года. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, монгольским орденом Боевого Красного Знамени)
Обменявшись на скорую руку новостями, мы договорились встретиться, когда он смениться с дежурства. Постучавшись, мы попали в комнату начальника штаба, после короткой беседы с ним, получили назначение во вторую эскадрилью. Мы узнали, что полк создан недавно, в сентябре этого года, командир полка - капитан Куцевалов Тимофей Федорович.
(Куцевалов Тимофей Федорович 21.01.1904 - 6.01.1975 - генерал-лейтенант авиации. Герой Советского Союза (1939). На время представления к званию Героя Советcкого Союза: командир 56-го истребительного авиационного полка (истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа), полковник. Родился 21.01.1904 на хуторе Ивановка ныне Верхнеднепровского района Днепропетровской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1925. Окончил школу ФЗУ. В Советской Армии с 1926. В 1928 окончил Севастопольскую военно-авиационную школу летчиков. Участвуя в боях на реке Халхин-Гол в 1939, командир 56-го истребительного авиационного полка (истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа) полковник Куцевалов совершил 54 боевых вылета, в 19 воздушных боях сбил лично 4 и в группе 5 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 17.11.39. В Великую Отечественную войну командовал ВВС Северо-Западного и Западного фронтов, 12-й воздушной армией (Забайкальский фронт). В 1945 -47 генерал-лейтенант авиации Куцевалов - начальник отдела ВВС Советской военной администрации в Германии, затем начальник Высших офицерских летно-тактических курсов ВВС. В 1952 окончил ВАК при Военной академии Генштаба. Был командующим ВВС военного округа, заместителем председателя ЦК ДОСААФ. С 1959 - в запасе. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами. Умер 6.01.1975. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.)
Когда мы шли по коридору, навстречу нам попалась роскошная блондинка в военной форме со знаки различия военврача 3-го ранга. Согласно устава РККА, мы первые приветствовали старшего по званию, на что товарищ военный медик, вальяжно махнула нам рукой и сказала:- Привет мальчики! И так же неторопливо пошла по коридору. Вышедший из-за угла, Пьянков, насмешливо сказал:- Рот закройте товарищи командиры, а то мухи залетят! Юрик, зачаровано глядя вслед этому белокурому чуду, вдруг спросил:- Саша, это, что за фря? Сашка, щелкнув его по носу, ответил:- Сам ты фря! Это полковой врач Горячева Елена Анатольевна. Москвичка, но назло родителям в глушь поехала, папаша у неё важный чин в наркомате тяжелой промышленности. Особа веселая, но не вздумайте клеиться, отошьет или касторки пропишет для профилактики!
Вдруг из-за угла, за которым исчезло это чудное виденье, появился военный со звездами политсостава на рукавах. Добротно пошитая форма обтягивала его полную фигуру с выпирающим брюшком. Подозрительно оглядев нашу четверку, он пошел дальше. Юрик глядя ему вслед, спросил:- А это, что за фрукт? Посмотрел на нас, как царский жандарм на революционеров!?
Пьянков, осторожно косясь в ту сторону, ответил:- Тихо вы! Вы поосторожней с ним! Это оперуполномоченный особого отдела политрук Кофман. Очень бдительный товарищ. Во всех подозревает скрытых троцкистов. Нервы трепать любит. Готовьтесь, скоро и вас вызовет к себе на беседу. Кстати, к нашему военврачу клинья подбивает, так, что и тут осторожней будьте, а то пришьет какую-нибудь хрень под это дело, потом не отмоетесь!
***
3 января 1939г-вышел приказ N001 наркома НКО "О порядке выдачи разрешения на аресты начальственного состава РККА", в котором говорилось- "В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 1 декабря 1938г разрешение на аресты военнослужащих высшего, старшего и среднего начсостава РККА могут даваться только мною. Настоящий приказ довести до командиров и военных комиссаров полков включительно". Подпись нарком обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов
. ***
Вечером, сидя в комнате у Пьянкова мы вспоминали родную школу, знакомых. Сашка рассказал нам о буднях авиаполка, как летают, как живут летчики. Он служил в 1-й, где комэском был Николай Черенков, нашей же 2-ой эскадрильей командует старший лейтенант Чистяков.
( Чистяков Виктор Феофанович. Родился 10 Ноября 1906 года на хуторе Пески, ныне посёлок Ясиноватского района Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 6 классов средней школы в 1921 году. Работал на железной дороге (на станциях Ясиноватая, Кальмиус и Авдеевка) рабочим, артельным старостой, дорожным мастером и начальником дистанции пути. В 1931 году закончил рабфак и поступил в Днепропетровский институт железнодорожного транспорта. В Ноябре 1931 года по партийной путёвке был послан на учёбу в 11-ю Луганскую школу военных пилотов имени Пролетариата Донбасса. После её окончания (в 1933 году) служил в авиачастях пилотом, младшим лётчиком, командиром звена и эскадрильи.
С 23 Мая 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин - Гол. Ранен в бою 29 Июля. Командир эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка (1-я Армейская группа) Старший лейтенант В. Ф. Чистяков в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника, участвовал в штурмовых ударах по наземным объектам. 29 Августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза.
После боёв в Монголии командовал 22, 56 и 44-м истребительными авиаполкам. С Сентября 1940 года по Январь 1942 года учился в Военной академии командного и штурманского состава ВВС, затем командовал 6-м запасным авиаполком Воронежского военного округа. Войну закончил, командуя 43-й истребительной авиационной дивизией. Участвуя в воздушных боях, сбил 4 вражеских самолёта.
После окончания войны окончил курсы усовершенствования при Военно - Воздушной академии и продолжал службу командиром полка авиатехнической части, был начальником тыла ВВС Закавказского военного округа. Генерал - Майор авиации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги", а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени. Умер 23 Апреля 1959 года. Похоронен в городе Тбилиси на кладбище Ваке. Имя Героя носит средняя школа ? 2 в городе Авдеевка Донецкой области, в музее боевой славы которой собраны материалы о прославленном лётчике.)
* * *
Нас обрадовало, что наша эскадрилья, как и первая летала на И-16, так как 3-я и 4-я летали на И-15.Прибыв в авиаэскадрилью, мы представились командиру. Он кратко побеседовал с нами, вызвал адъютанта, старшину эскадрильи и дал команду устроить нас на постой. Я был размещен в большой комнате дома, а койкой мне служила широкая деревянная лавка. Хозяйкой дома была полька, пожилая и очень добрая женщина, относившаяся ко мне как к сыну, хотя мы тоже нечасто виделись, ибо вход в комнату был отдельный, а приходилось рано уезжать и лишь заполночь возвращаться с аэродрома. На довольствие поставили в летную столовую и кормили нас, довольно разнообразно. Сразу же мы были разделены по звеньям. Моим командиром стал ст. лейтенант Трубаченко, старшим летчиком в звене стал я, третьим летчиком. - Андрей Акимов.
(Трубаченко Василий Петрович - родился 3 Апреля 1912 года в селе Алексеевка, ныне посёлок Хвалынского района Саратовской области, в семье рабочего. В том же году семья переехала в город Вольск. После смерти отца в 1920 - 1925 годах воспитывался в детдоме. В 1925 - 1929 годах работал экспедитором на почте, учеником продавца в магазине, учеником бондаря на заводе. Окончил Вольский кооперативный техникум. В 1929 - 1932 годах учился в школе ФЗУ и работал на цементно - шиферном заводе "Большевик" слесарем - инструментальщиком. В Мае 1932 года поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу ВВС, по окончании которой учился в Энгельсской школе военных лётчиков. С Декабря 1934 года был младшим лётчиком 19-й эскадрильи, а с Июля 1938 года - командиром звена 22-го истребительного авиаполка Забайкальского военного округа. С 23 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин - Гол. Командир эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант В. П. Трубаченко произвёл 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 8 самолётов противника. Лётчики его эскадрильи уничтожили на аэродромах много самолётов и зенитных орудий. 29 Августа 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с противником, удостоен звания Героя Советского Союза. После боёв в Монголии служил инспектором по технике пилотирования авиабригады. В Марте 1941 года назначен заместителем командира 182-го истребительного авиаполка, в составе которого сражался с немецко - фашистскими захватчиками на Юго - Западном и Южном фронтах. 16 Сентября 1941 года Капитан В. П. Трубаченко погиб в воздушном бою в районе города Красноперекопск Крымской области. Похоронен в Симферополе. Награждён орденами Ленина, а также монгольским орденом "За воинскую доблесть". Ремонтно - механический цех Вольского цементного завода "Большевик", а также средняя школа ? 4 и одна из улиц Вольска названы именем Героя. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.)
Марсель и Юрка попали в другие звенья нашей эскадрильи. Чтобы нас включили в полетную таблицу, мы должны были сдать зачеты по знанию матчасти самолета, вооружению, инструкций по технике пилотирования и другой документации, регламентирующей летную подготовку. Все время мы проводили либо в классе подготовки или на аэродроме, Наша одержимость нравилась нашим техникам, и они все с удовольствием восполняли наши пробелы в знаниях. Так как часть наша была молодая, то продолжалось строительство, ангары для самолетов уже стояли, но без ворот, а большинство подсобных сооружений не готово. Сдав необходимые зачеты, мы были допущены к полетам. В конце января я поднял в воздух свой новый "ишачок". На взлете удержал направление, а когда набрал высоту 120 - 130 м и начал делать первый разворот, самолет начал крениться и резко со снижением пошел вниз. Пришлось приложить некоторые усилия, чтобы вывести машину из разворота и вновь начать маневр, совершая его более плавно. Посадку произвел точно у посадочных знаков, затем выполнил еще один полет на этом по тому времени, очень маневренном истребителе. В последующем совершив несколько полетов по кругу на самолете И-16 для отработки взлета и посадки - основных элементов техники пилотирования, мы приступили к тренировкам в зоне по технике пилотирования, а затем и части боевого применения: учебным боям, стрельбы по конусу и наземным целям.
. Пилотировали, как правило, над аэродромом, и в районе станции. Местные жители были привычны к рокоту наших моторов, а по тому какие самолеты были в воздухе, можно было определить, какая эскадрилья проводит полеты.
Наш комэск был всесторонне развитая личность. Это был отличный командир, всегда подтянутый, дисциплинированный, готовый выполнить любое задание командования... Чистяков показывал отличную подготовку, особенно по технике пилотирования. Он очень любил лётное дело, дорожил каждым полётом. Несмотря на некоторые дефекты зрения (он страдал дальтонизмом), Виктор Феофанович блестяще освоил ночные полёты. Он был отличным воздушным стрелком. Обладал большой скромностью, был жизнелюбивым. Дисциплину требовал строго, но всегда готов был поделиться своим мастерством и прийти на помощь подчиненным.
Одно время у некоторых молодых летчиков, сложилось мнение, что И-16 очень строг в управлении и может на любой высоте и скорости непроизвольно свалиться в штопор. Чтобы как то переломить ситуацию, в одно ясное морозное утро, эскадрилья в полном составе была построена на аэродроме. Высоко в голубом небе, плыли редкие облака. Командир, прохаживаясь вдоль строя, сказал: " Да, И-16 сложный самолет! И малоопытным летчикам он не сразу покоряется. Но мы не просто летчики! Мы - советские летчики! И нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики. Наш "ишачок" любит ласку и взаимопонимание. Тогда он готов покориться своему пилоту, как норовистая лошадь наезднику. Пока вы не будете действовать как единое целое, дружбы между вами не будет! А высший пилотаж - это высшая степень мастерства и вашего единения с самолетом! Поэтому как говорят в Одессе, смотрим сюда.
Командир уселся в свой "ястребок" и тот решительно пошел на взлет. Набрав высоту и сделав несколько виражей, комэск бросил машину в штопор, так чтобы кок винта смотрел в направлении посадочного " Т". Вот самолет сделал один виток, другой, третий. Нам стоящим на земле казалось, что на нас с небес валиться серебряная птица. Но вот воздушный аппарат делает тринадцатый виток и, подчиняясь воли пилота и движению руки, переходит в горизонтальный полет. Вслед за тем с высоты не он пошел на "петлю", описал ее, снова кверху, делая восходящие бочки; потом самолет проходит на "бреющем" над аэродромом, и снова уходит в набор высоты. Комэск прокрутил над взлетной полосой комплекс фигур высшего пилотажа, а потом аккуратно притер самолет на три "Т". Удивительная легкость полета самолета, выполненного с акробатической виртуозностью, делала высший пилотаж нашего командира красивым и увлекательным. Нельзя было не позавидовать!
Спрыгнув с крыла Чистяков, погладил самолет и сказал: " Ну как то так! Поэтому товарищи мои дорогие, ставлю задачу личному составу на ближайшее время, изучить своего боевого коня, ну как ... - он задумался на мгновенье, - как свою жену". Строй сдержанно засмеялся. Лейтенант Логинов и тут не выдержал: "Товарищ командир! А кто не женат, тому что делать? Тому, как мать родную!- не остался в долгу комэск.
Сомнения и страхи - вон из головы. От вас, требуются отныне три вещи: дисциплина, настойчивость и упорство. Тогда самолет - ваш друг. Нет одинаковых людей. Главное в летном деле - поверить в себя, смело и настойчиво трудиться".
. После обеда в курилке между летчиками возник спор. Причиной его стала брошенная кем - то фраза, будто профессия летчика - удел избранных, будто стать настоящим истребителем может лишь носитель некоего особого таланта...
Мы были моложе всех в эскадрилье и, конечно, не так опытны как некоторые пилоты , но даже тот маленький летный навык приобретенный в аэроклубе и летной школе, заставлял меня с большим сомнением, а то и с недоверием относиться к тем, кто считал, что летчиками могут стать .А я смотрел на товарищей, прислушивался к их рассказам, к суждениям о нашей летной работе, размышлял, и у меня складывались совершенно иные убеждения.
И однажды один из старших товарищей, который не разделял мое суждение о летном призвании, в один из перекуров развернул полемику на эту тему:
- Ты что считаешь, что таланта не существует?
- Нет, я так не считаю!
- А из твоих слов следует это, мол, выдумка летный талант...
- Нет, я так не думаю, но только данный от рождения талант - это базис, а повседневный труд по огранке это таланта, ну как из алмаза брильянт, это надстройка...
Немного подумав, я продолжил:
- Прошло всего 20 лет, как в нашей стране победила Советская власть, а у нас уже появилась своя советская интеллигенция, специалисты не хуже прежних. Может у многих из них и есть талант, но если бы они не самосовершенствовались, упорно не трудились над своим образованием, никакой бы талант им бы не помог!
Мой оппонент не найдя, других аргументов, вдруг выдал фразу: - А как же слова Владимир Ильича Ленина, что любая кухарка способна управлять государством.
Значит у нее есть врожденный талант, раз она отойдя от кухонной плиты, может сразу управлять государством?
Услышав эту фразу, я зловредно улыбнулся. Будучи заместителем политрука в летной школе, я готовил доклад по работе Ленина "Удержат ли большевики государственную власть?" и знал, что Владимир Ильич этих слов не говорил. Выпятив нижнюю губу, я сказал:- Э, батенька да вы не знаете работ основателя нашего государства!?
Потом сосредоточился, вспомнил и процитировал, что Ленин писал:
-Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. Но мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.
Потом я похлопал старшего товарища по плечу и сказал:- Так, что наш вождь и учитель имел в виду лишь то, что даже кухарка должна учиться управлять государством. А на вас сударь придется наябедничать комиссару, что вы политически отсталый человек!
Потом я улыбнулся и продолжил:
- А наши командиры времен гражданской войны? Разве они не превзошли белых генералов? Разве советские люди в Испании не доказали, что они воют не хуже итальянцев и немцев. Из любого человека можно сделать и героя и труса - все зависит от условий. И отличного летчика, можно сделать и из простого человека, например как Громов если он конечно в детстве с печки не слетел... Так что талант плюс упорный труд, вот слагаемые успеха!
* * *
Конец января 1939г - в январе, прошла всесоюзная перепись населения СССР. Официальная цифра составила 170,6 млн. человек. Городское население составило 33%.Приказом N181 наркома НКО была объявлена благодарность СНК СССР всем военнослужащим, которые принимали участие в переписи населения
2 февраля 1939г-после назначения наркомом НКВД Л.П.Берия, по согласованию с ЦК ВКП(б) и СНК КО, начиная с сентября 1938г проводит структурные и кадровые изменения в центральном и региональных аппаратах НКВД. В течении 1939г из рядов НКВД было уволено 7372 сотрудника (22,9% всего численного состава) и арестовано 937(по другим данным 1364) сотрудников высокого ранга проводивших массовый террор. В 1939г реформирование НКВД доходит до Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ, которое было создано 29 сентября 1938г на базе ГУПВО) и с 8-го марта 1939г делится на шесть главков. В феврале по инициативе начальника ГУПВВ комдива Г.Г.Соколова, все части авиации ПВ НКВД сводятся в одну авиабригаду, в рамках которой создается 10 отдельных авиаэскадрилий (из 12-и самолетов в каждой) и 2-х гидрозвеньев. Минская авиадивизия ПВ НКВД переводится в Крым (Коктебель). Авиаотряды ПВ НКВД в Киеве, Тбилиси, Грозном, Ростове на Дону, Иркутске, Мурманске и ст.Белая- расформировываются. Самолетный парк частично передается в ВВС РККА, частично в летные школы. Командиром созданной бригады назначают комдива И.М. Чупранова, начштаба назначают майора А.И.Зиновьева, замполитом- полкового комиссара Н.М.Сергеева. Начальником ГУГБ назначают В.Н.Меркулова, начальником ГУЛАГа был назначен Г.В.Филаретов.
***
Летчики нашей эскадрильи первыми в полку начали осваивать ночные полеты. А летать ночью в ту пору было очень сложно. Приборов на истребителе на тот момент, можно было по пальцам перечесть. Скорость, высота, горючее, масло, еще два-три показателя - вот и все, что мог увидеть пилот на приборной доске. Средств связи - никаких. Не случайно, очевидно, главным прибором на самолете тогда были глаза летчика.
Отсутствие навыков ночной ориентации - вот основная проблема, с которой мы столкнулись при производстве ночных полетов. Ночью на земле практически невидно было никаких ориентиров, по которым можно было сделать привязку по местности. Только по редким скоплениям электрических огней, по отражению луны на льду речек в лунную ночь летчики могли как-то определиться на местности. Привязка к компасу "Когановича" как можно было сделать в дневное время, ночью практически исключалась. А о том, чтобы сесть где-нибудь в чистом поле на вынужденную, и думать не моги. Поэтому в целях безопасности все ночные полеты сперва производились над аэродромом и станцией.
Электрического освещения аэродрома тогда не было. Посадочная полоса почти не освещалась, фонарями "летучая мышь" выкладывались лишь специальные знаки - вот и все светооборудование. Надо сказать, ночные полеты настолько долго оставались непростым делом, что до самой войны и даже в процессе войны так и не стали массовыми или, во всяком случае, настолько привычными, чтобы о них говорить столь же обыденно, как о полетах дневных. Не случайно на фронте даже термин такой появился - "ночники". Если летчик-истребитель летал ночью, можно было с уверенностью говорить, что это - летчик экстра-класса.
Овладев основными навыками ночных полетов, мы стали продолжили совершенствовать свое летное мастерство. Но как гласит народная мудрость, чем дальше, тем сложнее.
Ночная стрельба по конусу, который тащит за собой самолет-буксировщик - вершина летного мастерства истребителя. Кто смог овладеть этим мастерством, у того больше шансов победить в воздушном бою. Ведь, в конце концов, вся учебная подготовка летчика сводится к тому, чтобы уметь в любое время и с любого положения без промаха поразить цель. Чтобы получить оценку " отлично", надо было поразить полотняной конус 12% выпущенных пуль. Опыт Испании показал, что наши лучшие летчики Грицевец, Лакеев, Рычагов, сбивали врага уже с третьей очереди. Стрельбы мы стали производить согласно существующих на тот момент существующих правил. И скоро кое-кто пришел к выводу, что они устарели, искусственно ограничивают возможности современного скоростного истребителя в маневре и огне.
Что представляли собой тогда эти правила? Их составили еще в двадцатые годы и предусмотрели стрельбу только заградительным огнем. Летчику нужно было совместить прицел не на объекте стрельбы, а выносить его на воображаемую ось полета, надеясь, что цель и выпущенная трасса встретятся в одной точке. На тихоходных самолетах вынос точки прицеливания для поправки на скорость был небольшой (близко к передней части конуса). Заградительный огонь приближался к огню на поражение - прямо в цель. Теперь же скорости самолетов увеличились в несколько раз, вынос точки упреждения стал таким значительным, что летчик в момент прицеливания даже не всегда мог видеть мишени. И конечно, большинство пуль пролетало мимо цели. Испания показала, что заградительный огонь не особо эффективен, процент попадания по цели очень мал. Поэтому в воздушных боях там, наши лучшие летчики отказались от заградительного огня, а стреляли только на поражение, прямо в цель и с короткого расстояния. Заградительный огонь всегда выдавал нападающего, как бы предупреждая противника, и внезапности при атаке не достигалось. Поэтому некоторые летчики, наслушавшись рассказов летчиков-испанцев, стали говорить, что огонь по "колбасе", мол, ничего общего не имеет с воздушным боем, и считали: стрелять по летящей цели проще - подходи ближе и бей в упор.
Да, по самолету противника стрелять отчасти проще, чем по конусу. Проще потому, что самолет по размерам больше, и летчик может открывать огонь с самого удобного для себя положения. Но в бою такое положение нужно выбирать мгновенно: замешкался - собьют. И вот еще находились люди, которые не понимали, что все искусство воздушного боя как раз и заключается в этой простой истине - занять удобное положение для стрельбы и прицелиться. А такие навыки приобретались в мирные дни при стрельбах по мишени.
Да и опыт лучших бойцов подтверждал: первоначальную подготовку к боям они получили именно в стрельбах по конусу.
У мастеров воздушного боя маневр для стрельбы и прицеливание слиты воедино. Они стреляют как опытные охотники - навскидку. Старый же способ обучения не давал такой возможности. Строго следуя ему, нельзя попасть в цель более чем четырьмя-пятью пулями с одной атаки. А чтобы сбить одномоторный самолет, требовалось от тридцати до пятидесяти попаданий. Следовательно, старые правила стрельбы не приучали летчика поражать цель с одной очереди, с первой атаки. Противники нового метода говорили также, что на войне такой прием нельзя применять, так как неприятель, мол, не позволит сблизиться на короткую дистанцию. Поэтому требовали учиться стрелять с больших дальностей. Они считали новый прием атак опасным, ведь стоило допустить небольшую ошибку, как это могло обернуться аварией. Фактически же для тех, кто осваивал этот способ, он становился очень простым. Правда, нужно было много тренироваться
В один из пасмурных зимних дней, согласно плановой таблицы стрельб, я готовился к вылету. Сидя в кабине, я чувствовал, как в моих руках дрожит ручка управления, тихонько рычит мотор. Поудобней устроившись в кресле, я потер крагой замерзший нос и, переведя сектор газа вперед, пошел на взлет. Набрав высоту, я стал напряжено всматриваться в хмурое небо
Нашел в далеке силуэт самолета-буксировщика. Два огонька - красный и зеленый - медленно плыли среди неба. Занимаю удобную позицию для стрельбы, жду, когда приблизится цель, чтобы открыть стрельбу по конусу. В среди редких облаков, судорожно дергалась на тросу тушка мишени. Доворачиваю самолет, и сближаюсь с мишенью до пятисот метров. Снимаю предохранители, и перезаряжаю пулеметы. Прибавив газу, наклоняюсь к прицелу, и пытаюсь совместить перекрестье прицела с постоянно маневрирующей целью. Распятая на перекрестии лучей, мишень плывет строго слева, она быстро растет в размерах и постепенно заполняет прицел. Даю полный газ. Сближаюсь с ней под очень большим углом. Ложу машину в левый крен, и выравниваю в плоскости, "ястребок" как бы подвисает, и цель занимает весь центр. Раздается грохот пулеметов, и четыре трассы тонут в обшивке мишени. Ещё раз жму на гашетки, снова пламя у срезов пулеметных стволов. Есть! Конус снова дергается и в нем видны дыры.
Все, упражнение выполнено! Я думаю результаты неплохие. Прибавив газу, я сделал круг вокруг самолета - буксировщика и, помахав ему крыльями, пошел на посадку. Спрыгнув с крыла, я подошел к комэску.
-Ну как?- спросил он.
-Да вроде неплохо!- ответил я, глядя как СБ тянущий мишень заходит над аэродромом. Снизившись до бреющего, он сбросил конус над полосой и, прибавив газу, ушел в сторону базы бомбардировщиков.
Мой оружейник, взвалив конус на плечо, тащил его от взлетной полосы в сторону стоянки эскадрильи. Разложив мишень на снегу, мы стали считать попадания. Покрашенные пули, проходя через толстое суровое полотно, оставили на нем следы, по которым подсчитали результаты попаданий. Инженер эскадрильи, стал карандашом считать отверстия, помеченные зеленой краской. Потом, посчитав что-то на бумажке, сказал: "- Судя по расчетам, оценка "6", хоть такой и не бывает. В этот день стрельб по конусу, когда стреляли мы, молодые летчики, после моего феноменального результата и кто-то из "стариков" тогда сказал, что новичкам всегда везет. В дальнейшем, при отработке элементов боевого применения я перекрыл достижение старых летчиков полка и превзошел их результаты в стрельбе по конусу, посылая в цель по 5 - 20 пуль из 60 возможных. Это обстоятельство задело старослужащих летчиков полка, некоторые даже злились, что молодой летчик превзошел их.
***
22 февраля 1939г-Военная Коллегия Верховного Суда СССР вынесла приговор А.В.Косареву (был арестован 29 ноября 1938г ), бывшему Генеральному секретарю ЦК РКСМ(ВЛКСМ),члену ВЦИК и ЦИК СССР. Косарев начал с чистки рядовых комсомольцев и сам был снят со всех занимаемых постов со следующей формулировкой- "...за грубое нарушение внутрикомсомольской демократии, бездушно-бюрократического и враждебного отношения к честным работникам комсомола, покровительство морально-разложившихся, спившимся, чуждым партии и комсомолу элементам и укрывательство двурушнических элементов...". В тот же день был вынесен приговор П.С.Горшенину (перед арестом занимал должность секретаря ЦК ВЛКСМ и председателя ОСОАВИАХИМа), В.Я. Чубатарь (перед арестом занимал должность наркома финансов, затем начальника Соликамского ГУЛАГа), С.В. Косиору( бывший 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины, в период его руководства на Украине случился голод 1932-33г), П.П. Постышеву (по меткому замечанию- главный "анализатор врагов народа").Все будут приговорены к ВМН. В 1956г они будут реабилитированы, а следователь НКВД Б.В.Родос, который вел дело Касиора, Чубатаря и других будет осужден и расстрелян.
Вышел Указ Верховного Совета СССР о присвоении звания Герой Советского Союза большой группе летчиков-добровольцев сражавшихся в Китае- А.А.Губенко, С.С. Гайдаренко, О.Н. Боровкову, М.Н.Марченкову, Е.М.Николаенко, И.П.Селиванову, Т.Т Хрюкину, С.В.Слюсареву, И.С. Сухову, В.В. Звереву, Г.П.Кравченко. В тот же день Военная Коллегия Верховного суда СССР объявила приговор по делу бывшего маршала СССР А.И.Егорова и армейского комиссара 1-го ранга П.А.Смирнова. Дело бывшего начальника ГУЛАГ Плинера рассматривалось отдельно. Всем троим был обьявлен приговор -ВМН.
Создается трест "Авиапромснаб", для координации материально-технического снабжения отрасли. В феврале прошла встреча авиаконструкторов с членами Политбюро ЦК ВКП(б). Присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, конструкторы Архангельский, Яковлев, Ильюшин и др. Поднимался вопрос- о бомбардировщиках. Сталин привел пример с немецким Юнкерс Ю-87 указал, что нужен самолет взаимодействия с наземными войсками, а бомбить с большой высоты сложно и малоэффективно, и одномоторный самолет промышленность быстро освоит. От Сталина поступило предложение Архангельскому подумать над созданием такого самолета. В конце февраля произошла авария с четырехмоторным гидросамолетом АНТ-44 (в колесном варианте). Испытания самолета проходили на Чкаловском аэродроме. При посадке на воду (р.Яуза?) самолет разломился и утонул. В средине февраля 1939г в Китай прибыло 712 человек советских летчиков и авиамехаников. Среди добровольцев были К.К.Коккинаки, Г.П.Кравченко, М.Г. Мачин, И.Н.Козлов, Г.Н.Захаров и другие. Согласно постановления ЦК ВКП(б) от 1938г- прокуратура и следственный отдел НКВД начали пересмотр уголовных дел в отношении ранее арестованных военнослужащих РККА. Были прекращены уголовные дела в отношении Федорова, Беркалова, Гельвиха и академика И.П.Граве. Все они были арестованы в октябре-ноябре 1938г по обвинению в создании "офицерской, монархической КРО" и шпионской организации. Главным организатором считался Граве (основатель отечественной школы баллистики),дворянин по происхождению. За отсутствием состава преступления всю группу освободят.
10 марта по 21 марта 1939г состоялся XVIII-съезд ВКП(б).Выступал Сталин с отчетным докладом о работе ВКП(б).В своей речи Сталин обрисовал геополитическую обстановку в мире за последнее время- "... война неумолима. Ее не скрыть никакими покровами." и далее "...Таким образом на наших глазах происходит открытый передел мира и сфер влияния за счет интересов неагрессивных государств...", затем Сталин перешел к программе дальнейшего развития страны в течении третьего пятилетнего плана, освоении пространства Урала, Сибири, Средней Азии. Далее выступающие пошли по списку- наркомы обороны и промышленности, директора заводов и т.д.. Хотели как лучше, получилось как всегда- врали о достижениях с трибуны, в открытую. Было избрано Политбюро в новом составе: члены- А.А.Андреев, К.Е.Ворошилов, А.А.Жданов, Л.М.Каганович, М.И.Калинин, А.И. Микоян, В.М.Молотов, И.В.Сталин, Н.С.Хрущев. Кандидатами в члены Политбюро были избраны Л.П. Берия и Н.М. Шверник. Работа съезда завершилась утверждением плана III-й пятилетки, к сожалению выполнить план не удалось из-за начавшейся войны с Германией. Накануне съезда, по болезни, умерла Н.К. Крупская - похороны были торжественные. Урну с прахом несли члены Политбюро во главе со Сталиным.
18 марта 1939г-Советское Правительство выступило с предложением созвать международную конференцию представителей СССР, Англии, Франции, Польши, Румынии и Турции для обсуждения мер, которые могли сдержать агрессивные планы Германии. Английское правительство отклонило предложение СССР как не своевременное.
***
За три месяца напряженной работы мне удалось провести больше десяти стрельб по конусу днем и два раза ночью. И ни разу зря не "утюжил" воздух. К весне лучшие летчики полка в стрельбах по конусу и по щитам на полигоне добились неплохих результатов. В конусе они делали по 5 - 20 отметин (тогда как у большинства выходила " дырка от бублика". Я входил в число лучших стрелков полка.
Суровая природа, неблагоприятные климатические и бытовые условия осложняли учебно - тренировочный процесс и жизнь лётчиков, но, с другой стороны, закаляли их физически и морально, вырабатывали способность переносить лишения и трудности. Примером в службе кроме командира эскадрильи, был также его зам Витт Скобарихин. Служба у Скобарихина шла успешно. В одной из характеристик того времени отмечалось:
"Лейтенант Скобарихин одним из первых освоил новый истребитель И-16. Летает грамотно. Стрельбу по конусу выполнил отлично. Инициативен, требователен к себе и подчинённым. Авторитетом пользуется. Заслуживает присвоения очередного воинского звания Старший лейтенант".
Однополчане нередко любовались его чёткой работой в пилотажных зонах; каждая фигура - от простейшего боевого разворота до сложного иммельмана - выполнялась им с безукоризненной чистотой. В учебных воздушных боях, во время стрельб по конусам или наземным мишеням он всегда был одним из наиболее умелых. Сюда, в Забайкалье, нет - нет да и доносились вести о том, как отважно сражаются советские лётчики - добровольцы в далекой Испании, трудовой народ которой мужественно боролся с фашизмом. Скобарихина интересовали тактические приёмы, используемые нашими авиаторами в воздушных схватках в небе Барселоны, Гвадалахары и Мадрида. Иные из них он старался освоить в тренировочных полётах. Не оставлял без внимания и боевой опыт, полученный советскими истребителями - добровольцами, помогавшими народу Китая вести освободительную войну против империалистической Японии. Узнавая подробности действий лётчиков - добровольцев, Скобарихин по - доброму завидовал им, сожалея в душе, что не находится среди них.