Аннотация: Это прода и она ещё не дописана. Всем хороша серия Прозорова "Боярская сотня", только не нравится мне нежелание героев заниматься прогрессорством. А посему вот такой вариант развития событий. Жду ваших тапков.
От автора.
Уважаемый Александр Дмитриевич Прозоров написал серию книг "Боярская сотня" - о том, как фестиваль ролевиков в честь победы Александра Невского провалился в прошлое, во времена Ивана Грозного. Серия книг читается на одном дыхании - почти все попаданцы натурализовалось, осели, наладили производство стекла и бумаги, а Константин Росин после женитьбы на богатой боярыне даже занялся литьём пушек. Но на этом - всё, словно и не было у них других знаний. Нет, никто не говорит, что попаданцы должны немедленно изобрести телевизор или зажечь лампочку Ильича - но банально запустить электромотор или динамо-машину даже тогда было вполне реально.
Кроме того, была замечена пара явных ляпов поведенческого характера. Да, серия популярна. Да, другие авторы решили писать по ней "вбоквелы" - те же "Камни Юсуфа" или "Пленники Вечности".
А ещё многие авторы упираются только в технику, забывая о том, что развитие может идти не только в техническом плане. Социология, методы мотивации, психология толпы - всё это тоже можно использовать.
Соответственно, мой рассказ является сиквелом основной истории и попыткой вырулить на рельсы прогресса - как я его понимаю. Буду благодарен за объективную критику.
P.S. ИМХО, не самое удачное произведение получилось. Стёб и слишком большое количество аллюзий на достаточно современные произведения оказались лишними.
***
- Ты, Константин Алексеевич, что-то неладное плетёшь, - без обидняков заявила Юля. В кои-то веки она вместе с Варламом и детьми сумела покинуть крепость и теперь наслаждалась обществом Кости Росина, своего собрата по несчастью. Впрочем, сама Юля вышла замуж за боярина Батова, а Костантина Росина сам царь-батюшка Иван Васильевич женил на боярыне Анастасии Салтыковой. Сейчас Костя, Варлам, Юля и Настя сидели за одним столом и слушали рассказ Кости о его приключениях в палатах Кремля.
- Как ты мог царю сказать, чтобы он слабым и больным прикинулся?
- А что, есть другой выход? - парировал Костя.
- Есть, Костя, есть, - мягко сказала Юля, - ты же не всё время клубом занимался, иногда и книжки читал. Стругацких, например...
- Ну? - удивлённо пригласил Костя продолжать мысль.
- Знаешь, была у них такая специальность - прогрессоры.
- Хочешь заняться прогрессорством в этом мире? - моментально ухватил идею бывший руководитель клуба "Чёрный шатун".
- Эх, Костя, - вздохнула Юля, поднимая пузатую бутылку с анисовой водкой и наполняя бокалы мужчинам, - ты всё стёклышки льёшь, бутылки да стопки на продажу делаешь, а банально линзы шлифовать так и не научился. Фиг бы с ними, с оптическими прицелами, но что тебе мешает наладить производство хотя бы биноклей и подзорных труб?
Костя решительно отставил стопку.
- Настенька, позови писца, пожалуйста. Кажется, у нас дело появилось.
- И не одно, - хмыкнула Юля.
Настя вышла и вскоре вернулась. За ней следом пришёл отрок с чернильницей, пером и стопкой листов бумаги.
- Излагай, стратег, - Костя с юмором посмотрел на лучницу, но Юля шутку не поддержала.
- Итак у нас задача умножить на нуль Крымское ханство и сделать это так убедительно, чтобы Османская Империя даже не вздумала рыпнуться. Давай думать. В чём сила Османской Империи?
- В янычарах, - не задумываясь ответил Костя.
- Неверный ответ, - парировала Юля, - любому воину чтобы напасть, нужно сначала дойти до точки нападения.
- Не понял, - Костя поскрёб затылок.
- Зайдём с другой стороны, - мягко продолжила Юля, - зачем османам рабы?
- Галеры! - одновременно воскликнули Варлам и Костя.
Ну конечно! Чтобы Крым оставался провинцией Османской Империи, османам было достаточно контролировать Чёрное и Азовское моря. Впрочем, про Каспийское море османы тоже не забывали. А если учесть, что Османская Империя ещё вела войну со страной, которая тогда называлась Персия, а в наше время называется Иран, то и последней жертве ЕГЭ станет ясно, что границы Османской Империи впечатляли. И у этого монстра следовало откусить Крым - причём, весьма убедительно откусить.
- Вот, - произнесла Юля, - значит, нам нужны корабли, которые способны истреблять галеры и охранять береговые крепости, которые мы захватим.
- Предлагаешь нам строить фрегаты и галеоны, как Пётр Первый? - усмехнулся боярин.
- Костя, ты чем слушаешь? - возмутилась Юля.
- Во-первых, Пётр Первый строил не фрегаты и галеоны, а те самые галеры и полугалеры. В шхерах во время войны со Швецией они прекрасно показали себя как корабли десанта. А во-вторых, нам нужны крейсеры.
Костя, в этот момент как раз чокнувшись с Варламом опрокидывал рюмку, но услышав Юлю, закашлялся...
- Записывай, - кивнула Юля мальчику, - надобно построить ладью длиной пятнадцать саженей, шириной три сажени да высотой две сажени, из которых одна сажень осадка будет.
- Стоп, стоп, - поднял руки Варлам, - ты это откуда берёшь, Юленька?
- Стандартные размеры галеры, - пожала плечами Юля, - нам пока много не надо, да и технологию лучше на малых судах отрабатывать.
- "Если Вы хотите разорить небольшую страну - подарите ей крейсер", - Костя вспомнил и процитировал старую истину.
- Костя, вспомни, как мы сюда попали, - напомнила Юля, - как совещались, чем нам заняться следует. Кое-кто сказал, что и паровой двигатель построит. Ты не помнишь, кто это был?
- Паровой двигатель был не нужен потому, что тут никто не станет платить за регулярность рейсов, - припомнил Костя.
- Теперь нужен, - парировала Юля, - и не для коммерческих целей.
- Принято, что ещё?
- Пиши, - обратилась Юля к писцу, - на ладью поставить паровой двигатель, который сможет обеспечить скорость хода не менее 10 узлов, а лучше 15 узлов.
И тут же ответила на немой вопрос в глазах Варлама и Кости:
- Галера развивает ход не более пяти узлов, нам нужен корабль со скоростью хода как минимум вдвое выше.
- Ты лучше скажи, что такое узел, - хмыкнул Варлам.
- Морская миля в час, - невозмутимо откликнулась Юля, - по нашему чуть менее двух вёрст. Наш кораблик за час должен проходить примерно 20-30 вёрст. Это примерно скорость лошади, бегущей галопом.
- Это возможно? - спросил Костя. Юля пожала плечами:
- Водоизмещающие суда быстрее 20 узлов не ходят, а глиссеров и катеров на подводных крыльях у нас ещё долго не будет.
- Ладно, принято, дальше.
- А дальше вопрос к тебе, Костя, - улыбнулась Юля, - ты у нас спец по пушкам.
- Что нужно? - уточнил Костя.
- Казнозарядное орудие с дальностью стрельбы втрое выше, чем у нынешних пушечек, - пояснила Юля, - и снаряды к ней. Единого образца. Единая мерка пороха, единый вес заряда. Ну ты в этом лучше меня разбираешься.
- Обязательно казнозарядное?
- Костя, - вздохнула Юля, - во-первых, это самый простой способ увеличить объём порохового заряда. А во-вторых единый заряд позволяет быстрее перезаряжать орудие. Не пушки же менять?
Юля припомнила, как обороняла свою крепостицу, стреляя из пищалей. Пока один стреляет, четверо заряжают остальные пищали. Не самый удобный способ ведения боя.
- Юленька, ты фантаст, - улыбнулся Костя, - а порох поджигать чем будем? У нас как-то с капсюлями проблема. Не умеем мы гремучую ртуть делать.
- Костя, - улыбнулась в ответ Юля, - а нам и не нужно. К задней стенке снаряда насыплем угля и будем её сверху протыкать электродом. Думаю, тебе на уроках физики Вольтову дугу показывали?
Костя хлопнул себя ладонью по лбу:
- Я идиот! Ну конечно! Настенька, - обратился он к жене, - нам надо срочно наладить производство снарядов. Я не могу, я буду пушками заниматься. Надо баб привлечь, чтобы трубки из бумаги крутили. Я покажу, что и как делать, но организовать мануфактуру придётся тебе - больше некому.
- Ещё подумай, кого привлечь к постройке паровой машины, - напомнила Юля.
- Да, наверное к нашим ехать придётся, - вздохнул Костя, - конечно, я буржуин, но в данном случае нужны квалифицированные кадры.
- Кстати, о кадрах, - невинно вставила Юля, - они действительно нужны.
- Что-то ещё? - заинтересовался Костя.
- И многое. Думал обойтись одними крейсерами? Нет, Константин Алексеевич, тут комплексный подход нужен.
- Юленька, не томи, говори что задумала, - подбодрил Варлам.
- Начнём с того, что армия у нас намного меньше, чем у османов, но в этом мире ещё нет специальных подразделений. Ни у кого. Разве что в Японии недавно появились первые ниндзя. А ведь самая эффективная методика ведения боевых действий - диверсионная.
- А можно повторить то же самое, только на сей раз по-русски? - жалобно попросил Варлам.
- Я объясню, - встрял Костя, - но Юля, ты сама-то об этом откуда знаешь?
- Ну что Вы на меня так смотрите? - не выдержала девушка, - у меня папа военный. И журналов типа "Юный техник" я в детстве перечитала достаточно.
- Короче, твои предложения, - подытожил Варлам.
- Открыть две школы для детей-сирот. Для мальчиков и для девочек. Для тех, кто потерял родителей во время татарских набегов. Уточню - две специальные школы. В них сирот будут обучать не только читать-писать, но и тайнописью владеть, на мечах фехтовать, стрелять из пищали и арбалета. Неплохо бы обратиться к нашим союзникам из Сечи, попросить в учителя пару пластунов.
- Характерников, - поправил Костя.
- Подожди, - встрепенулся Варлам, - и девок тоже? Зачем?
- Именно потому, что на них никто не подумает, - улыбнулась Юля, - им достаточно просто попасть в плен, а дальше... На рабынь никто не подумает, что они воины.
- Юленька, любая моя, с тобой всё в порядке? - обеспокоился Варлам, - как девки будут биться с воинами? Одна против сотни, а то и тысячи?
- Им не надо биться, - пояснил Костя, - им достаточно открыть ворота города.
- Или отравить колодец, если в стойбище, - пояснила Юля.
- Так она же тогда сама умрёт, - удивился Варлам.
- Во-первых, она может заранее позаботиться о питьевой воде для себя, а во-вторых, ради мести за родных каждая из них будет готова принять смерть.
- А парни? - не унимался Варлам.
- А вот у парней немножко другие задачи, - вздохнул Костя, - ничего такого, ну потопить пару галер прямо в порту, перебить охрану. Но методики подготовки почти одни и те же. Чувствую, придётся привлекать наших.
- Кого на школы поставишь? - спросила Юля.
- Думаю, пора бы Игоря Картышева привлечь, - задумчиво сказал Росин.
Юля хмыкнула:
- Чувствую, в эти школы тогда не только сироты потянутся. Сейчас у них в Кауште малышни достаточно. Впрочем, не обязательно же всех отправлять, иные и при войске пригодятся.
- А знаешь, - встрепенулся Росин, - насчёт технологий ты права. Этот вопрос надо глубже поднять. И не только школы организовывать, но и университеты.
Юля задумчиво кивнула.
- Точно! - усмехнулся Росин, - экономику подтянуть надо. В частности, тендеры и аукционы организовать. Госзаказ - государев заказ. Казна платит, а кто может, тот делает.
- Записывай, - Росин повернулся к писцу, - объявляется тендер на создание казнозарядной пушки. Калибр пока не важен, дальность стрельбы - на версту, скорость заряжания - не более минуты.
- Снова непонятное слово, - пожаловался Варлам Батов.
- В сутках 24 часа, в одном часе шестьдесят минут, - пояснил Костя Росин.
- За час такая пушка сможет шестьдесят раз выстрелить, - добавила Юля.
- Зачем так много? - ошарашенно переспросил боярин.
- Затем, что она способна заменить шестьдесят пушек, которые перезаряжаются по часу, - Юля явно тяготилась занудством, объясняя мужу прописные истины - вернее то, что таковыми считала она сама. Феномен "проклятия знания" никто не отменял.
- И сколько пушек ставить на крейсер? - спросил Костя.
- На канонерскую лодку, - поправила Юля, - надо четыре таких пушки. А ещё надо или две мортиры для стрельбы навесом по крепостям, или два торпедных аппарата.
- Переводите и мне, - взмолился Варлам.
- Торпеда - это такой маленький самоходный брандер, - Костя умел объяснять кратко, - выстрелил такой маленькой лодочкой в сторону врага, она доплыла и бабах...
- Раньше их называли минами Уайтхеда, - вспомнила Юля.
- Кстати, о минах, - Костя повернулся к Юле, - у некоторых крепостей есть молы и волноломы, а вход во внутреннюю гавань довольно узкий.
- Ты ещё о реках забыл, - засмеялась Юля, - протоки тоже можно минировать.
- Подождите, - Варлам встрепенулся, - новых слов много, но мина - это же вроде заряд, который в сапу закладывается. Ну в подкоп под крепость.
- Так и есть, - ответил Костя, - поэтому тот, кто мину закладывает - минёр, а тот кто обезвреживает - сапёр.
Он повернулся к писцу:
- На листе, где про спецшколы сказано, добавь курс по минно-взрывному делу.
И снова Варламу:
- Мину можно не только под крепостную стену под землёй подложить, но и под корабль под водой.
Кажется, у Варлама начался шок. Он знал, что его жена умеет стрелять из лука, что может справиться с воином и скрытно передвигаться. Но о том, сколько она знает военных хитростей, неизвестных даже ему, не догадывался. И это несмотря на то, что он считал себя неплохим воином (да он и был на самом деле неплохим - для своего времени).
- И не только под крепость, - добила любимая жёнушка, - но и дорогу можно заминировать, и мост.
- Да, - вспомнил Костя, - запиши ещё курс подготовки по альпинизму.
- Альпы - это горы такие, - повернулась Юля к мужу, - альпинизм это просто скалолазание. Ну чтобы воин мог на скалу по верёвке забраться.
- Интересно, - подумал вслух Костя, - а мы можем собрать радиостанцию?
- От тебя зависит, - Юля наполнила рюмки в очередной раз, - ты же у нас стекло варишь. Диодов и полупроводников мы ещё долго не получим, а вот катушки медной проволоки найдём. Так что только ты можешь сказать, получится ли у тебя изготовить радиолампу.
И боярин Константин Росин схватился за голову...
* * *
Юля и Варлам отправились к себе в крепость, а Костя направился в Каушту. Гости из будущего идею поддержали. Несколько лет назад они всем фестивалем в честь 800-летия Александра Невского провалились в прошлое, во времена Ивана Четвёртого, прозванного потомками Грозным. После обсуждения был выработан план прогрессорской деятельности. И Костя Росин поехал с ним к царю.
* * *
Обоз с освобождёнными из плена русскими людьми возвращался домой, на Русь. Восьмилетнюю Лину одолевали грустные мысли. Родители погибли, соседям приживалка не нужна, зачем ей возвращаться в родную деревню? Разве что к боярину в усадьбу служанкой попроситься, да нужна ли она там?
Внезапно её хлопнули по плечу:
- Чего грустишь, деваха? Уныние - грех!
- Было бы чему радоваться, - огрызнулась Лина.
- А разве нечему? - поразился парень, - из полона вертаешься на родной погост.
- Нужна я кому, - фыркнула Лина.
Парень задумчиво посмотрел на неё и вдруг спросил:
- О тайном деле боярина Росина не слыхала?
Лина недоуменно и настороженно глянула в ответ:
- А как я могла слыхать о сём деле, ежели оно тайное?
Парень махнул рукой:
- Ладно, скоро деревня тихая, мы там на обед станем. К тебе подойдут.
И правда, не успела Лина доесть рассыпчатую гречневую кашу, как к ней подошёл дьяк с пером.
- Как зовут тебя, дева и сколько тебе годков?
- Ангелина Семёнова, весной восемь стукнуло, - ответила девочка.
- Слышал я, что твоих родителей татары убили, так ли сие? - продолжал допытываться дьяк.
- Так, добрый человек, - Лина насторожилась.
- А коли ты теперь сирота, так не желаешь ли татям за родителей отомстить?
Лина ошарашенно посмотрела на него.
- Окстись, добрый человек, мне восемь годков недавно стукнуло, что я могу?
- А вот об этом, - внезапно улыбнулся дьяк доброй улыбкой, - тебе расскажут, коли согласна. Боярин Росин таких как ты ищет, в школу набирает. Соглашайся, дева. Там тебя грамоте научат, крыша над головой будет, харч казённый.
- А ты не врёшь, дядя? Я думала, в школу только мальчиков берут.
- Вот тебе крест, племянница, - дьяк перекрестился, - боярин Росин две таких школы открывает. Одну для мальчиков, другую для девочек. Почему не знаю, но мыслю, в сих школах учить будут не только грамоте.
Лина ненадолго задумалась и резко тряхнула головой, словно стряхивая наваждение.
- Пойду я, добрый человек, в сию школу. Мыслю так, меня в родной деревне не ждут, пропаду я одна. А ежели кормить будут и крышу дадут, так я, пожалуй, ещё побарахтаюсь.
* * *
Костя Росин задумчиво прохаживался вдоль строя девочек. Затем внезапно остановился и резко выдернул из строя одну из девочек. Это оказалась Лина.
- Вот, пожалуй. Платье драное и грязное, комплекция средняя. С неё и начнём.
Лину отвели в горницу, где кроме боярина было несколько девушек. Боярин был краток:
- Раздеть донага, проверить на вшей, вымыть в бане, старую одежду сжечь, новую сшить по мерке.
Развернулся и вышел. Ко всему этому Лина была готова. Но вот к чему она оказалась не готова, так это к новой одежде.
- Я девочка, я не могу носить штаны.
- Надевай, не капризничай. Это женские штаны, - горничная боярина оказалась суровой.
Новинкой для девочки так же оказались шёлковые трусики на завязках и широкая то ли рубаха, то ли куртка из грубой материи серого цвета, которую надлежало перевязывать поясом. Косы расплели, волосы проверили, но заплетать косы обратно не стали. Вместо этого волосы разделили на два хвоста и прихватили их красными бантами.
Кроме того, у горничной нашлись и лапти нужных размеров, и шкурки для странной обуви, которую горничная назвала "чешки".
- А платок? - напомнила Лина. Горничная строго посмотрела на неё.
- Внутри школы все ходят без платка. Приказ боярина. Платок надевать только в храм или при выходе за ворота.
И вот тут девочка впервые испугалась.
- Так ведь мужчинам без платка показываться негоже...
Неожиданно горничная ласково погладила девочку по голове:
- Иди, глупышка. В этой школе вас будут учить, как татарам на хвост насыпать соли. А для этого надо мыслить иначе, отбросить обычаи и традиции. Поверь, отказ от платка в этой школе ещё не самый страшный грех. Так что давай в столовую. Сейчас остальных оденем и снедать будем. Да кимоно запахни на левый край, на правый его только мужчины носят.
* * *
После обеда девочек проводили в странные длинные дома, которые здесь называли "казармой". Как выяснилось, в этих домах были сколочены нары в два яруса - любой служивший в двадцатом веке в армии опознал бы в них обычные двухъярусные кровати.
В обеих концах длинного барака стояли печи - боярин Костя Росин не собирался добывать здесь уголь и проводить паровое отопление, но здоровье своих подопечных старался беречь по мере сил.
На следующий день девочек разбудили рано и снова построили по линейке на поляне со странным названием "плац". После чего вперёд вышел боярин Росин и начал свой необычный, но очень интересный рассказ:
- Далеко отсюда на востоке есть страна, которую её жители называют Страной Восходящего Солнца. Люди там живут маленькие, но воинственные. Они много чего придумали в военном деле, хотя по правде сказать бойцы из них не очень. Как и янычары турецкие - те тоже в военном деле не очень, но легенды о них слагают такие, что слава вперёд них летит.
Костя развернулся, окинул взглядом строй девушек, которые смотрели на него во все глаза и продолжил:
- И не столько воинские умения славу такую несут, сколько страх перед Иным. Когда враг начинает драться иначе, любые воинские умения отказывают. Почему вы здесь? Да потому, что по любым военным канонам бабы не воюют. Не должны. И от вас этого не ждут.
Костя вздохнул, собираясь с мыслями и продолжил:
- Впрочем, вас тоже в бой никто вести не собирается. Ваше дело будет тайным, посему - учитесь, а там покажете, на что способны.
А дальше начался ад...
* * *
Девочек рано будили и начинали гонять бегом, подтягиваться на железной палке под названием "турник", отжиматься от земли, но главное - тянуть ноги. Здесь это называлось "сесть на шпагат".
После разминки девочек вели в столовую и кормили. Надо сказать, что кормили здесь досыта, никто не голодал. Затем начались занятия - арифметика и чистописание. Каждый день было по шесть уроков (по три пары) и длились они до обеда. Обедали тоже сытно, а затем объявляли "адмиральский час" - укладывали спать на два часа. После ещё час под названием "самоподготовка" отводился на выполнение "домашних заданий" - как будто бы они были дома. И наконец перед ужином снова бег и упражнения.
Впрочем, никто не жаловался, Лине такая жизнь даже понравилась. К слову, учителя её "перекрестили" - называли Геля. Тоже сокращение от полного имени Ангелина, но как-то странно оно звучало. Один из учителей рассказал по этому поводу странную историю.
- Весь наш мир, Геля, состоит из маленьких шариков. Они называются атомы. Все вещества состоят из них. Даже вода - каждая молекула воды состоит из одного шарика кислорода и двух шариков водорода. Кислород - это газ, которым мы дышим. А водород легче воздуха и поднимается вверх. Но он очень опасен и если его смешать с кислородом, то одна маленькая искорка делает большой "бабах" и на месте взрыва появляется облако пара, которое оседает и становится водой. К счастью есть газы, которые не вступают в реакцию - они называются инертными. Один из таких газов называется гелий, что в переводе означает "солнечный". Он как и водород легче воздуха, но от искры не взрывается. Ну и твоё имя созвучно с его названием - ты тоже девочка солнечная...
* * *
Через год все уже умели читать и писать. Более того, на уроках стали давать латинский и греческий алфавиты, а ещё рассказали про китайские иероглифы. А ещё добавились уроки, на которых учили драться и танцевать. Обещали, что ещё через год-другой будут учить махать саблей. Тем не менее, на одном из уроков учитель собрал всех и показал нож:
- Этот кинжал европейцы называют "мизерикордия", что в переводе означает "милосердие". Не обольщайтесь, европейцы понимают милосердие по-своему. Этот кинжал они придумали не для того, чтобы спасти жизнь, а для того, чтобы добивать раненых. Его узкое лезвие легко проходит через швы в латах. А ещё запомните, что эффектность и эффективность - не одно и то же, особенно в драке. В драке нет честных приёмов. И нет абсолютно никаких приёмов против ножа в спину. Поэтому не мечтайте, что в открытом бою вы будете драться часами, укладывая поверженных противников в штабеля. У вас есть право на один удар - но такой, чтобы противник после него упал и не поднялся. И не гнушайтесь использовать в бою подручные средства. Нож, ухват, кочерга, вилы, казачья нагайка - всё сгодится в дело, чтобы победить.
Учитель окинул взглядом собравшихся вокруг него учениц и продолжил:
- Запомните, безоружный против сабли или ножа - уязвим. Вооружённый саблей уязвим для лука, а доспехи не спасают от пищали и арбалета. Но главное достоинство рукопашного боя - внезапность.
Заплетать косы им теперь не запрещали. Просто в какой-то момент учитель показал заострённую палочку и сказал:
- Такой заколкой в Китае и Японии девушки закалывают себе волосы. Помимо этого иногда её смазывают ядом, а иногда её можно просто воткнуть в глаз. Какое оружие может ещё остаться у обнажённой девушки, которую укладывают в постель?
После этого многие осознали, что волосы могут быть хорошим местом для того, чтобы спрятать оружие, а причёска... Знатная дама может себе позволить всякие экстравагантные вещи.
Драться учили в двух вариантах: удары назывались "каратэ", захваты и приёмы - "боевое самбо". Причём, как-то к боярину Росину приехал боярин Батов с женой Юлией - и хрупкая на вид жена боярина показала, как кидать через себя рослых холопов. Впрочем, девчонки в спальне шептались, что сия легендарная боярыня самолично пристрелила из лука с полсотни нехристей, а то и больше.
Ещё боярыня сказала, что девочкам надо провести медицинские курсы и сама рассказала про первую помощь при утоплении. Однако добавила:
- Татары про первую помощь не знают, поэтому если около реки окажетесь - топите гадов, пусть захлёбываются, вам их не спасать.
Среди девочек раздались робкие смешки.
Ещё она рассказала о необычном способе нырять и долго сидеть под водой, который назвала "гипервентиляция лёгких". Напоследок добавила:
- Однажды эти знания мне жизнь спасли, так что может и вам пригодиться.
На второй год нравы стали свободнее, с самоподготовки девочек стали отпускать "заниматься по личному плану" и многие решили освоить ножи - как бой, так и метание. И это оказалось неожиданно интересно. Две боевых школы - североитальянская фехтовальная школа и школа кругового боя. Различные виды клинков для этих школ. Размеры клинков, пилки-стропорезы, складные ножи, стреляющие ножи, балансировка лезвия, прямой и обратный хват. Тем более, что на боевом самбо внезапно стали показывать и ударные приёмы по выбиванию и выхватыванию клинков. И снова учитель сказал нечто разумное, но очень странное:
- Если вам угрожают ножом, не бойтесь схватиться за него рукой, чтобы сломать или выбить нож. Поверьте, ваша жизнь стоит гораздо дороже, чем раненая рука.
Лина представила это и поёжилась. Действительно, когда тебе показывают острый блестящий нож, он словно гипнотизирует, заставляя замереть на месте. Схватиться за него рукой - да кому такое вообще могло бы прийти в голову в такой момент?
* * *
Следующий год ознаменовался великим событием - всех детей стали учить стрелять из арбалета. Лике к тому времени уже исполнилось десять лет и она со страхом вспоминала, что могло с ней случиться, если бы она тогда отказалась пойти в школу. Да, нравы тут суровые - но это не монастырь и вскоре они могут вернуться в мир. Там она может выдать себя за знатную даму, даже за боярыню. Их обучали французскому, немецкому и английскому языкам, восточным и европейским танцам - "для услады повелителя" и бальным. Их учили пользоваться столовыми приборами - ножом и вилкой. У них уже была великолепная растяжка для того, чтобы засветить наглому ухажёру ногой в ухо (кстати, это моментально примирило всех девочек со штанами - как только подумаешь, что подобное пришлось бы делать в юбке, покраснеешь от стыда).
Они слышали, что есть ещё несколько школ, но не везде ученикам везёт научиться драться и фехтовать.
Кроме того девушек самих изучали и опрашивали, проводя "социологические исследования". И строго карали тех, кто начинал задираться. Впрочем, явных лидеров выдвигали на руководящие должности. Но намекнули, что подобное поведение по сути является концом карьеры: умение смиряться есть часть их подготовки, а подлость по отношению к "своим" порождает недоверие. Мягкое внушение закончилось неожиданно: наиболее активным предложили подумать, кто для них свои, кто чужие - соседки-ученицы или татары. Сегодня ты свою соседку обидишь, а завтра вы с ней окажетесь в татарском плену и она тебя прирежет - потому что доверять тебе не сможет. Ну и кому такое понравится?
* * *
Антип был учеником кузнеца, когда злой боярин вернулся из Москвы.
- Указ царя-батюшки, - объявил он, - направить в гимназию от каждого боярина по паре грамотных отроков.
Разумеется, Антипу не повезло - он худо-бедно умел считать, грамоту разумел - и его вместе с другом-погодком Петром отправили "в гимназию".
Порядки в гимназии оказались неожиданно суровыми, а задачи - странными. Было такое впечатление, что хозяева сами не знают, чему учить. В качестве учителей они приглашали и рудознатцев, и кузнецов. Затем стали разбивать детей на группы под названием "факультеты". Петра забрали на факультет "геологии", а самого Антипа - на факультет "механики". Были и другие факультеты, например "химии", "физики" и "математики". Но общая программа всё равно оставалась примерно одной и той же для всех.
* * *
- О, чижики, - раздался весёлый голос.
- И похоже, богатенькие, - добавил второй.
Антип испуганно оглянулся. Они с Петром впервые сбежали в город. Несмотря на то, что в гимназии давали кров и еду, человек всё равно стремится к свободе. Даже просто погулять и вернуться, нарушив запрет - уже заманчиво. Но сейчас им не повезло. Они были в одинаковых чистых ученических костюмах, а вокруг собралась уличная босота. Они встали спина к спине, но знали, что даже вдвоём им против семерых не отбиться. В то, что у них нет денег, не поверят, а значит - изобьют, порвут одежду и вываляют в грязи. И после возвращения будут проблемы. Дадут им розог, а то и в карцер посадят. Таких приключений им не хотелось.
- Не было у бабы заботы, купила баба порося, - раздалось внезапно.
Ученики и уличная гопота обернулись на того, кто это сказал.
Мальчик, ровесник Антипа, смотрел на них весёлыми голубыми глазами. Одет он был почти так же как они, только костюм был не серым, а чёрным. А нашивка на плече была похожа на эмблему гимназии, но явно была другой.
- Ещё один, - процедил сквозь остатки зубов щербатый главарь, - Витёк, разберись.
Рослый упомянутый Витёк вразвалочку подошёл к отроку и положил ему руку на плечо.
- Гони монету.
Дальше никто ничего не успел понять. Витёк взвыл, схватился за вывернутую руку и упал. После некоторой паузы гопота бросилась на голубоглазого и тут...
... Бежать бросились только двое, остальные лежали у ног парня. Тот кивнул Антипу:
- Ходу отсюда! Быстро!
Антипа с Петром не пришлось уговаривать дважды, но только сейчас они заметили, что прежде чем броситься бежать с ними, голубоглазый наклонился и вытер нож об одежду одного из нападавших. Затем поднял полу куртки, под которой оказался ремень с ножнами и убрал его. Когда он вообще успел его выхватить, они не заметили.
Пробежав пару кварталов они свернули в какой-то переулок, чтобы отдышаться.
- Гимназисты? - спросил парень. Похоже, он умел не только драться, но и быстро бегать.
- Ага, в самоволку погулять вышли, - просипел Антип.
- В следующий раз будьте аккуратнее, - назидательно сказал парень, - ну пока!
- Подожди, - спохватился Антип, - а ты кто?
- Стёпка я, - пояснил парень, - у нас тут школа рядом.
- Мы тебя проводим, - решительно сказал Антип, - спасибо тебе, выручил.
- Да ладно, - Стёпка махнул рукой, - вас же не этому учат. Каждому своё.
- Постой-ка, - Антип потёр лоб, - всё сходится. Я знаю, кто ты. Чёрная форма... Я слышал про неё. Ты ведь Бойцовый Кот, да?
- Мяу, - Стёпка забавно сощурился, - конечно, а ты думал кто?
- Про вас такие легенды ходят, - восхищённо добавил Антип.
Парень вдруг засмущался. И глядя в землю стеснительно сказал:
- Вообще-то наставник говорит, что до Бойцовых Котов нам ещё как до луны пешком. А пока мы так... Котята.
Антип удивился:
- Да? А мы тогда кто?
Раздался смех. Антип с Петром смеялись и Стёпка вскоре к ним присоединился.
Идти действительно пришлось недолго. Парень шмыгнул в неприметную калитку. А ребята задержались, потому что рядом с ней была табличка. Рунной вязью на ней было выведено:
"Школа подготовки десанта"
Ребята не знали, что среди знакомых боярина Росина нашлись почитатели Стругацких и просто люди с юмором, которые и в этом мире вспомнили про Бойцовых Котов Герцога Алайского. Зато ребята знали, что коты - единственные животные, способные напасть на зверей крупнее их по размеру.
* * *
На четвёртом году обучения девочки стали "обрастать имуществом". Помимо того, что оказалось "положено по нормам вещевого довольствия" (у каждой оказался весьма солидный шкафчик), им предложили выбрать оружие. Вариантов было три: кацбальгер, он же "кошкодёр" или "ландскнехта", сабля (их было мало и хватало не всем), а так же "меч из Страны Восходящего Солнца" - японская катана. Помимо этого им был положен кортик на поясе и нож в прямом смысле - "ножной меч", который крепился на правой голени с внешней стороны. Хитрое крепление позволяло носить его рукоятью вниз.
Это не считая того, что у каждой были арбалет и "пистоль" - ручная пищаль.
Далее их стали разделять по направлениям.
- Диверсионно-разведывательная группа, - рассказывал учитель, - состоит из десяти-двенадцати человек, которые могут разделяться на две подгруппы по пять-шесть человек. В каждой группе есть командир, снайпер-стрелок, связист-шифровальщик, специалист по минно-взрывному делу и пластун. Обычно каждый член группы имеет две-три специальности, чтобы иметь возможность заменить выбывших.
Лина поёжилась. "Выбывших" - так обтекаемо назвали убитых. Враги могут убить её саму, её подруг. Она впервые задумалась о том, на что подписалась.
- Кроме того, - продолжил учитель как ни в чём не бывало, - каждый член группы должен владеть навыками оказания медицинской помощи и проведения экспресс-допроса. Это означает, что надо уметь делать больно задержанному.
Дальше пошли такие подробности, что Лину едва не вырвало. Немногие удержались, остальные, зажимая рот, бросились прочь из класса. Особенно было страшно потому, что учитель это рассказывал нудным, равнодушным усталым голосом, будто бы его это нисколько не касалось.
- В Европе выдумали много страшных, тяжёлых и громоздких приспособлений, чтобы делать больно своим ближним, чтобы причинять им страдания. Железная Дева, испанский сапожок, дыба. Не всегда эти приспособления будут у вас под рукой, а перед врагом надо выглядеть страшным и говорить убедительно.
Лина снова поёжилась, но продолжала писать конспект.
Несмотря на то, что каждую девушку учили по двум-трём направлениям, Лина заметила, что обучение сигналам и "шифрованию", как здесь называли тайнопись обучают многих. Впрочем, учитель разъяснил им это:
- Группы не обязательно должны состоять только из девочек, мальчиков в других школах тоже этому учат. Тем более, что многих из вас скорее всего ждёт "автономка".
Тоже странный термин, всего лишь означающий, что им придётся в одиночку жить и действовать среди врагов. Для такой жизни действительно нужно знать тайнопись.
* * *
В очередной раз в школу привезли новые вещи. Девочки сгрудились на плацу вокруг повозки, чтобы посмотреть и послушать. Это было так интересно!
- Это лёгкое бревно с винтом называется "Торпеда". По сути это брандер. Наш Университет сделал его на основе разработанного электрического двигателя с химическим элементом. Снаряд направляем на вражеский корабль и запускаем. При столкновении взрывается пороховой заряд. Одного такого заряда должно хватить, чтобы утопить вражескую галеру.
Лина слышала, как татары продают людей на турецкие галеры и как Османская Империя покрывает разбойников. Она улыбнулась. Она обещала себе, что изучит это бревно и однажды направит его на турецкую галеру.
- Эта круглая коробка с рогами называется "морская мина". Предназначена для скрытой установки в гаванях и протоках. Якорь позволяет скрывать её под водой на глубине, что позволяет пропускать корабли с малой осадкой и взрывать более крупные.
- Эта машинка позволяет объединить пушечное ядро и пороховой заряд в бумажной гильзе в единый снаряд. Полезна на мануфактурах по производству таких снарядов. К сожалению, пушка для таких снарядов слишком тяжела, чтобы её возить, но скоро вы такие пушки увидите. Их сейчас делают в двух вариантах - для суши и для моря. Даже простая канонерская лодка с двумя такими пушками вполне может справиться с пятью галерами.
- Это бинокль. Развитие подзорной трубы. Их массовое производство началось после того, как в Университете разработали технологии шлифовки линз и зеркалирования призм. Теперь смотреть вдаль можно двумя глазами. Сейчас идёт разработка антибликовых плёнок, чтобы солнечный луч не отражался от окуляров и не выдавал наблюдателя.
- Это оптический прицел. Может ставиться на арбалет и винтовочный штуцер. Полезная вещь для метких стрелков, позволяет поражать врагов издалека.
Что-то подсказывало Лине, что такие прицелы появились и для новых пушек.
- Это противопехотная мина. Ставится скрыто на местности. Предназначена для уничтожения пехоты и конницы. Стоит только задеть эти малозаметные усики, как будет взрыв.
- Это мина с часовым механизмом. Ставим на вертикальной поверхности, например на дверном засове или на борту вражеского корабля, включаем таймер и убегаем. Вскорости "бум" - и либо корабль потоплен, либо ворота открыты.