"Чай с Фрейдом" звучит созвучно названию атмосферного и чувственного фильма Франко Дзеффирелли "Чай с Муссолини". Классный фильм с с изображениями классной Флоренции - интереснейшего из городов. Смотрю сейчас... Вот поплыл купол Дуомо, вот показался Баптистерий, а вот палаццо Векьо... Люди моего возраста выбирают Флоренцию в качестве своего место проживания, и я их прекрасно понимаю. Фильм, с моей точки зрения великолепный и близкий, потому что моя молодость тоже происходило в тоталитарной стране. Большинству критиков фильм почему-то не понравился, его разнесли в пух и прах, назвав глупо-сентиментальным, слабеньким, не характерным. Почему - я так и не понял. Почему он не должен быть сентиментальным, если он - трагикомедия и способах жить тех, кому, чтобы выжить и нужно казаться глупенькими, сентиментальными...всегда и при любых обстоятельствах. У нас в СССР нужно было казаться сентиментальным придурком, чтобы выжить - проявлять неуместную, излишнюю чувствительность к идеологическим догмам. Настроение советского человека - это настроение, при котором все внешние впечатления действуют преимущественно на чувства, а не на разум и мысли. Потому, что если бы они действовали на разум и мысли, то он и "вскипали бы как волна". Пусть ярость благородная вскипает как волна, а разум должен расширяться - по словам Эйнштейна, однажды расширивший свои границы, он никогда не вернется в прежние. Причем расширятся должны связи между частями разума. А иначе он будет не расширяться, а опухать. Чтобы не опухать советские люди пели песни хором, играли в городки в парках, катались на коньках за руки, читали... читали запоем. Это всё сентименты. Проявления чувствительности к мелочам жизни. Чтобы не проявлять её к "глыбам" довольно таки мрачной действительности, в которой государство - это всё.
Вот и в Италии, чтобы не опухнуть, люди проявляли сознательную чувствительность. В фильме Франко Дзеффирелли даже Муссолини весь такой чувствительный нюшечка.
"У вас, итальянцев, всегда сплошные проблемы. А у меня проблема одна: что мне сегодня надеть?" - недоумевает одна итальянка в фильме и совершенно права!
"Чай с Фрейдом" - это о другом о проявлении бессознательной чувствительности.
Бессознательная чувствительность.
Как мы ведем себя в мире?
В том числе - бессознательно по отношению себя как целого и частей. Вот есть такое сознательное чувство стереогноза - узнавание на ощупь. По аналогии с ним мы бессознательно не узнаем. А из-за этого возникает несогласованная работа рассудка и разума. Отличие одного от другого - наличие и отсутствие целеполагания. В рассудке оно есть, разуму оно не нужно. Разум надеятся на процесс мышления, а рассудок - на результат.
Поразительно, но рассудительность указывает на наличие невроза. Мир он неопределенный, а невроз говорит об избегании неопределенности.
А что собственно такое - невроз?
Нет. Усложним. Как отличить невроз от шизофрении?
Невротические расстройства и эндогенные психические болезни - это два противоположных направления в психиатрии. Шизофренией занимается врач-психиатр, а неврозы лечит врач-психотерапевт.
Человек в состоянии психоза не понимает где находится, не может правильно назвать день, а порой даже месяц и текущее время года, иногда он ассоциирует себя с другим человеком. Бред и галлюцинации - частые спутники психозов при шизофрении. Обманы восприятия частично встречаются и при неврозах, но они носят фрагментарный характер и просты по содержанию.
Основным отличием невроза от шизофрении является полная сохранность личности. А вот теперь скажите:
Коммунизм предполагает вырождение государства, а фашизм - вырождение личности. Можно ли тогда говорить о шизофрении СССР и шизофрении фашиста? Полная отсутствие государственности (форма государства) и полное отсутствие личности.
При шизофрении с годами нарастает дефект личности. Больной становится вялым и безынициативным, его эмоциональные реакции обедняются, он все больше отдаляется от людей и уходит в мир своих болезненных фантазий. Невротические же реакции связаны с неправильной реакцией человека на жизненные трудности и конфликты.
Не построили ни нормальный коммунизм, ни нормальный фашизм, сидим пьем чай с психоаналитиком. Я спрашиваю Зигмунда:
- Зига, ебёнать... А что если мы выросли ни то и не сё - ни коммунисты и не фашисты, то есть и личность для на с не всё, и государство - не всё. Наш диагноз?
Фрейд начинает нести сложновоспринимаемую "пургу" про наказание - о психологическом оправдании наказаний, присуждаемых обществом или сознанием. Это на самом деле так: многие из преступников жаждут наказания. Его требует их "Сверх-Я", избавляя себя таким образом от самонаказания.
- Ну и чем же мы недокоммунисты и нелофашисты себя наказываем? Два недоидеальных человека.
- Мы чудим. Мы наказываем себя чудачеством по типу юродивости. Это - намеренное старание казаться глупым, безумным.
- Типа юродивых "Христа ради"?
- Типа того тоже. Юродивый - это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным добродетелей и обличает мир в отсутствии этих самых добродетелей. Чудачество - это сокрытие части целого в разуме, если обобщить.
- Так значит мы тут все - чудаки. А диагноз? Диагноз то какой?
- Диагноз - псевдоневротическая шизофрения. Она относится к одной из форм шизотипического расстройства. По сути своей, это социальное психическое расстройство и даже не болезнь. Скорее состояние. Отсутствует галлюцинаторно-бредовая симптоматика или в легкой форме несем чушь о святости Руси или русской душе. При этом не происходит формирование дефекта личности. Наблюдается просто чудаковатость характера.
Надо же! - думаю я после чаепития с Фрейдом. Чай с Муссолини о Италии тех давних времён - это не политическая драма, а трагикомедия, видимо и жизнь тогда такая была. Видимо и сечас. Видимо так и будет. Идеального нет ни государств, ни личностей. Остается - чудить.