НОВОСТИ НАУКИ: БЕЛОРУССКИЙ АКАДЕМИК РЕШАЕТ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Если правительства считают полезным вмешиваться в деятельность ученых, то их мудрой заботливости о науке и обществе более соответствовало бы способствовать свободе такой критики, единственно благодаря которой можно поставить на прочную основу деятельность разума, а не поддерживать смехотворный деспотизм школ, которые громко кричат о нарушении общественной безопасности, когда кто-то разрывает их хитросплетения, между тем как публика их никогда не замечала и потому не может ощущать их утрату.
И. Кант
Воистину отечественная обществоведческая школа переживает ренессанс. И даже своего рода "бэби-бум": очень питательной оказалась среда "Государственной идеологии" для размножения фундаментальных трудов на соответствующую тему. "Ещё раз об идеологии" решил два месяца назад высказаться один из ведущих идеолого-логов страны, первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь, академик Анатолий Рубинов.
Статья соответствующего названия заняла целую полосу "Советской Белоруссии" от 28 июля 2006 года. Эта газета, как известно, серьёзная, неофициально официальная. Читатель может доверять изданию: опубликованное есть наипоследнейшее достижение белорусской науки, окончательное решение основного философического вопроса, своего рода фетва.
Прежде всего, автор напоминает об основном положении белорусской идеолого-логии: идеология везде есть, должна быть и у нас. Недогляд в этой сфере чреват грозными последствиями:
"...причиной распада СССР был не экономический, политический или национальный кризис. Несмотря на заявления и трактовки некоторых политиков и политологов, этих кризисов в советской стране не было. Причиной была догматическая идеология [выделение мое - Ф.С.], которая сковывала политическое руководство и не позволяла адекватно реагировать на изменяющиеся условия развивающегося мира".
В этом и заключается главое научное новаторство статьи. Имено могущественный дух идеологии, который дышит где хочет, но рождается в головах высокопоставленных идеологов, правит державами и народами.
Практические выводы очевидны. Чтобы общество благоденствовало, идеология должна быть "недогматической", "расковывающей" политическое руководство и, конечно, позволяющей "адекватно реагировать".
И, о счастье! - именно такой теперь располагает наша страна. Наша идеология недогматична настолько, что трудно о ней даже сказать что-либо определённое.
Она, читаем, "не столько теоретические формулировки, взятые из учебника, сколько направление практического движения и развития нашего общества и государства. Это та совокупность представлений, которая порождается коренными интересами народа, воспринимается, аккумулируется, творчески перерабатывается и воплощается в жизнь руководством страны", благодаря чему "Сегодня в нашей стране нет серьезных конфессиональных, национальных или классовых противоречий и антагонизмов. Все граждане и жители Беларуси чувствуют себя совершенно равноправными, ни на ком не стоит печать второго сорта, как в некоторых других странах".
"Аз есмь Путь, Истина и Жизнь", - могла бы сказать о себе белорусская идеология. Или, подробнее, уложиться в трёх благородных истинах:
--
Есть "белорусский Путь": партизанская тропа в сияющее постиндустриальное будущее. "Мы не копируем действия, например, Швеции или Австрии не потому, что считаем, что у них там плохо. Мы знаем, что там хорошо! ...В принципе, все государства Европы, включая Беларусь, идут примерно к одному и тому же, ибо глобализация и интеграция неизбежны". Итак, мы идем своим Путём, но туда же, куда и "все государства Европы".
--
Нужна Идеология - сила, движущая обществом, Ариаднина нить, Lanterna magica. Академик не мелочится, не копается в скучных подробностях того, в чём, собственно, заключается эта чудотворная спасительная идея. Любопытных он отсылает к эпохальному докладу Президента на третьем Всебелорусском народном собрании: "Там есть все [! - Ф.С.]: и обоснование пути нашего развития, и наши приоритеты, и наши ценности, и достигнутые результаты, и наиболее острые проблемы, и планы на будущее".
--
Должен быть Руководитель, силою Идеологии ведущий белорусский народ по белорусскому Пути. "В некотором смысле исторические проблемы, которые стоят сегодня перед нами, близки тем, которые стояли перед Россией во времена Петра I. Соответствено где-то перекликаются методы их решения. И в одном и в другом случаях решающую роль играет личность лидера, его энергия, воля, интеллект, интуиция, способность видеть перспективу, способность объединить и направить общество на решение самых главных, жизненно важных задач". Sapienti sat.
Три Драгоценности... Всесовершеннейшая гегелевская триада... Не зря наш Президент увенчан семью церковными наградами (последняя вручена 27 сентября 2006 г.): священное тринитарное мышление обнаруживается в самих основаниях архитектуры идеологического столпа нашей державы. Один из первейших эскизов этого сакрального здания духа - "Доклад на семинаре руководящих работников по идеологической работе" от 27 марта 2003 г. - напоминает нам, яко трие суть свидетелствующии на небеси: коммунизм, консерватизм, либерализм, и сии три едино суть; и трие суть свидетелствующии на земли: семья, церковь, коллектив, и трие во едино суть.
Но вернёмся к нашим... академикам. Г-н Рубинов с замечательной искренностью напоминает начинающему позёвывать читателю "Советской Белоруссии", что "идеология -- это не наука, ибо наука занимается объективно существующими явлениями и закономерностями, а идеология отражает субъективные интересы государства, общества или его отдельных групп". Но, во устранение сомнений в том, что интересы государства, национальная идея Эber allen жалких фактов материальной действительности, дается следующее разъяснение: "Никакая общественная наука не должна наносить вред обществу, приводить к его дестабилизации, возбуждать религиозные, расовые или классовые противоречия, настраивать на насильственное свержение власти, изменение государственного строя и т.п.".
Если наука грозит раскрыть обществу глаза на классовые противоречия"и т.п.", её порывы требует сдерживания и корректировки. Прежде всего, par excellence и a priori должны быть уважены "субъективные интересы" "групп". Смирите гордыню, господа учёные. Возрадуйтесь и возвеселитесь, господа идеологи: "Вы от Бога есте, чадца, и победисте тех: яко болий есть иже в вас, нежели иже в мире".
Что, однако, будет составлять дальнейшее содержание всемирной истории после того, как мировой дух достиг в белорусской идеологии своей последней цели -- знания самого себя? Остается впрыскивать свет волшебной лантерны во мрак умов преподавательского состава, деятелей культуры и вечно чем-то недовольных учащихся, лантернировать нерадивых и несогласных. Для этого у державы достаточно рычагов.
Единственная слабость официальной позиции в её... искренности. Государственное руководство открыло карты, честно и простодушно объявило о своей идеологичности: по сути - о наличии заинтересованного, ложного сознания. В многочисленных текстах авторизованных государством обществоведов много интересных фактов, верных наблюдений и оригинальных концепций, которые, однако, самим положением своим в конструкции идеологической системы обрекаются, в лучшем случае, на пренебрежение со стороны читающей публики.
И всё это к тому же внедряется в систему образования, культуры и науки под давлением. А под давлением, как известно из законов Мерфи, всё портится.
Глава государства в упомянутом Докладе сравнил идеологию с иммунной системой. Пока процесс её внедрения больше напоминает курс лечения антибиотиками, сопровождаемый аллергией. Принцип вроде сходен, результаты же плачевны, сопливны и чесательны.
Студент зубрит чудовищно скучные и схоластичные конструкции "идеологии" по учебникам, тихо проклиная судьбу; оппозиционный интеллектуал имеет неисчерпаемый источник и удобнейшую мишень для злословия; только ленивый не найдёт повода улыбнуться или чертыхнуться по поводу государевой забавы.
Можно порадоваться, однако, за работников, подвизающихся в общественных науках: при заужении свободы творчества они выигрывают от стимулированного спроса на свою (соответственным образом "творчески переработанную) продукцию и услуги.
А общество, а "простые люди"? Они, как правило, существа приземленные, смотрят под ноги - для привлечения их взоров к идеологическим эмпиреям требуется что-то поистине высокое. И одновременно идеологичное. Как Национальная библиотека, но попрактичнее.
"И хотя Карлсон мог бы, конечно, построить из кубиков подъемные краны и любые другие вещи, на этот раз он просто ставил один кубик на другой, так что в конце концов получилась длинная-предлинная, узкая башня, которая сверху была увенчана чем-то, что явно должно было изображать купол: на самом верхнем кубике лежала маленькая круглая мясная тефтелька".