Недавно у меня произошёл небольшой спор с одним из знакомым на тему рассказа Роберта Крэйно "Пурпурные Поля". Мы оба придерживались мнения, что мир катится в хищные объятья Пурпурных Полей. Но каждый из нас выдвигал свою методику: как экономически наиболее выгодно утилизировать старых, больных, калек и прочих ненужных людей. Мне уже 74, моему знакомому 81. Естественно, в первую очередь Пурпурные Поля мы примерили на себя в качестве деревянных костюмов. Что тут скрывать. Хотелось бы упокоиться тихо, безмятежно, с лёгким шармом забвения и погружения в небытие. После нашего спора, - без рукоприкладства, без взаимных оскорблений, - мне пришла в голову мысль, что рассказ Роберта Крэйно тянет за собой, как за хвостик, уже достаточно старую теорию. В 1996 году англичанин Робин Хэнсон (специалист по экономике и любитель порассуждать о будущем) выдвинул гипотезу, ставшую теорией, под названием Великий фильтр. Эту теорию Хэнсон предложил, как один из возможных вариантов решения парадокса Ферми. Когда-то я поверхностно познакомился с теорией Великого фильтра и счёл её псевдонаучной гипотезой, но затем, через какое-то число лет, после анализа этой теории, у меня в голове начали мелькать странные образы. Пусть не идеально, я стал понимать работу Великого фильтра и представлять разные варианты его программного включения для самоуничтожения той либо иной космической цивилизации.
К слову сказать, если человек начинает активно о чём-то думать, - к примеру, как Дмитрий Менделеев, - то во сне или наяву перед ним начинает вырисовываться картинка кусочка неизведанного мира, который он пытаетесь изведать. Вода точит и шлифует камни. А чем человеческая мысль хуже воды? Она тоже может течь тоненьким ручейком в заданном направлении, - настырно, упорно, въедливо, - и пробить дорогу к широкой, большой реке.
Как уже было отмечено выше, в "Пурпурных Полях" Роберт Крэйн затронул интересную тему возможного будущего нашего социального переустройства. Согласно идее рассказа, молодые лидеры, пришедшие к власти, решили, что именно старики-управленцы привели общество к разрушительным войнам и всем социальным бедам, и обществу люди старше 35 лет больше не нужны. Всех на Пурпурные Поля. Нужны только молодые, крепкие и здоровые. С одной стороны - хорошая идея: "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт". Но, автор ни словом не обмолвился, что же это такое, Пурпурные Поля? Финал рассказа оставляет мрачное предчувствие чего-то нехорошего. В моём представлении, Пурпурные Поля - это специальная территория земли, засаженная пурпурными растениями типа росянки или венериной мухоловки (которые, как плотоядные хищники, питаются насекомыми и даже мелкими животными). Только в нашем случае продуктом питания должны служить тела никому не нужных людей. Во всяком случае, мне так представляется.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ
Научную фантастику мы считаем художественным жанром литературы, где автор, с помощью воображения и фантастических допущений описывает придуманные миры, космические путешествия, контакты с инопланетянами, новые технологии будущего, возможный ход истории, и то, что может нас ожидать в ближайшем будущем. Словом, научная фантастика берёт в работу как нашу земную жизнь, так и возможную жизнь далеко за пределами нашей. Разумеется, уровень и качество НФ-произведений определяет качество фантастического мышления писателя-фантаста. По оценкам обозревателей и критиков современная научная фантастика становится развлекательным жанром. И особых гипотетических рассуждений на тему возможных научных и технических достижений писатель читателю не предлагает (как например, Жюль Верн или Герберт Уэллс). Вероятно, таково требование времени. С другой стороны, любой писатель-фантаст, из любой страны, вполне может написать серию криминальных земных хроник 3000-го года, либо сборник научно-фантастических очерков об освоении Марса или спутников Юпитера, что выходит за рамки художественной литературы. Данное эссе - не пример научной фантастики. Это рассуждения, мысли о фантастических гипотезах.
ВЕРНЁМСЯ К ТЕОРИИ ХЭНСОНА
Идея о существовании Великого фильтра, который устанавливает преграды для развитию разума (в любой точке вселенной), выглядит как парадоксальная сила природы, препятствующая развитию того, что сама же и породила. Невольно вспоминаешь Тараса Бульбу, когда он убивает своего сына Андрея: "Я тебя породил, я тебя и убью". Конечно, Гоголь ничего не знал о Великом фильтре, но, похоже, он нечаянно запустил рабочий импульс в информационную сферу интегрального разума, питающую наш, земной разум, и подтолкнул воображение Робина Хэнсона к выдвижению своей теории. Пример с Гоголем будем считать фантастической шуткой. С другой стороны, в каждой шутке есть доля шутки. Действительно, что может заставить силы природы (вселенского масштаба) уничтожать любую разумную цивилизацию, включая и нашу, как только эта цивилизация перейдёт некий Рубикон? Только программа, заложенная в эти самые силы природы. Увы, ничего другого мне на ум не приходит. Остаётся задать последний вопрос, построенного логикой человеческого разума: кто Он, составивший эту программу? На этот вопрос у меня пока очень туманный ответ, как призрачный дым над трубами печей Бухенвальда и Освенцима. Надо подождать, пока дым развеется.
ПРОКРУТИМ КАДРЫ НАШЕЙ БУДНИЧНОЙ ЖИЗНИ
Работу Великого фильтра (в миниатюре) можно рассмотреть на модели жизни любого человека. Для удобства, в упрощённом варианте, я рассмотрю модель мужской особи. Садимся в кресло поудобнее. Заряжаем в киноаппарат киноплёнку о жизни нашей модели, включаем.
Вот, перед нами подросток. Без единой морщинки гладкий, высокий лоб. Чистые, ясные глаза. Весь мир для него в голубых и розовых тонах. Впереди - весенний бал! А-ах!...
"Над ночными крышами бродят звёзды рыжие,
Мальчикам и девочкам нынче не до сна.
Травы пахнут мятою, очень непонятная,
Эта первая весна...".
Но. На подростка может оказать влияние что угодно. Дурное влияние улицы. Криминальная компания. Игромания. Роковая любовь к ветренной девчонке или женщине. В нашем случае он проскочил эти барьеры. Даже избежал встреч с бандитами на улице. Он жив, здоров, закончил курсы менеджеров, институт или университет. Его юные и молодые годы тают-тают, исчезают, как кусочки льда в стакане с пепси-колой.
Вот, первая любовь, вторая, может быть и третья. Мелькнули в кадрах свадебная фата, поцелуй, скрепляющий узы брака во Дворце бракосочетаний, свадебное застолье. Семья, дети, работа, коллеги по работе, офисные интриги, стрессы. И вот - ему 35 лет. Можно оглянуться назад. Он оглядывается и сам себе говорит: "Ещё только вчера мне было двадцать...".
Опять свистят мгновения. Тикают вселенские часы. Конфликты на работе, семейные дрязги, измены, предательства. Ему уже 40... 50... Первые признаки гипертонии, неприятные ощущения в сердце. Но он проскочил этот барьер без инфаркта, без инсульта.
Всё так же тают-исчезают минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы. Ему 60. Он на пенсии. Перенёс какие-то операции. Чем он старше, тем быстрее для него бежит время. "А годы летят, наши годы, как птицы летят. И некогда нам оглянуться назад...". Семейная жизнь так себе. Дети отдаляются, у них своя жизнь.
И вот - ему за 70. В организме произошли великие перестройки (эпоха индивидуальных психофизических перемен). Он безвозвратно утратил многие миллионы и даже миллиарды нервных клеток головного мозга. Как человек продвинутый и любящий жизнь, он старается восстановить часть нейронов за счёт специального тренинга, правильного питания, некоторых препаратов, но... Силы разрушения сильнее. Слабеет память, зрение, слух.
После 80-ти неумолимая угроза онкологии, диабета, инфаркта, инсульта, деменции, старческого маразма, слепоты, глухоты. Он проскочил этот барьер. Сохранил достаточную ясность ума и память на основные события в прошлом. Жены больше нет. Он одинок. Впереди 90 лет, за ними... А что дальше с нашей моделью?
"Проходит жизнь, проходит жизнь,
Как ветерок по полю ржи.
Проходит явь, проходит сон,
Любовь проходит - проходит всё.
Любовь пройдет, мелькнёт мечта,
Как белый парус вдалеке,
И пустота, и пустота
В его зажатом кулаке..."
Это всего лишь лёгкая интерпретация перевода с французского. Вы можете на свой вкус и цвет завершить предложенную вам модель жизни мужской особи. Или описать другую, - мужскую или женскую. Когда-то, в одном из литературных клубов я услышал от куратора клуба такую фразу: "Вы можете написать тысячу рассказов о жизни и смерти. Но всегда будете писать одно и то же". Кто-то из молодых прозаиков возразил, мол, можно написать истории о жизни разных преступников, а не истории о жизни хороших и порядочных людей. А куратор в ответ: "Вы можете написать тысячу рассказов о жизни и смерти уголовников, маньяков-убийц, воров и насильников, но всегда будете писать одно и то же". Тут невольно вспомнишь Хоботова из фильма "Покровские ворота". Он довёл медсестру Людочку до состояния ужаса, рассказывая о разных поэтах прошлого, которые потеряли руку, ногу, страдали, были зарезаны и вообще, кончали плохо. Естественно, Людочка нервно воскликнула: "И что, - все они так?...".
Да, конечно. С точки зрения математики речь идёт о выборках. Можно взять выборку "золотой молодёжи" из семей олигархов. Для сравнения можно взять равную по количеству выборку "чумазых" из семей нищебродов. И пусть в каждой выборке будет ровно по тысяче. В рамках эксперимента пусть кто-то напишет тысячу рассказов о "золотых" детях, и тысячу рассказов о "чумазых". Как вы думаете, каков будет итог этого эксперимента?
Пришло время сделать паузу. Мне нужно подумать, а вам отдохнуть. Вникать в чужие мысли всегда тяжело. Как нарочно, в памяти всплыло название фильма "Завтра не наступит никогда". Это о Джеймсе Бонде. Его постоянно, из серии в серию, избивают, пытаются убить, отравить, утопить. Но он неубиваемый и не потопляемый. Замкнутый круг одного и того же сюжета. Все мы, как белка в колесе. И если завтра наступит, мы обязательно встретимся на странице "Самиздата" и подойдём к Великому фильтру с другого бока. Пожелаем друг другу удачи.