В то время я жил в огромной стране под названием СССР, не меняя места жительства относительно сегодняшнего. В ней применялась Советская власть, которая давала массу преимуществ своим гражданам, таких как: планирование в рамках государства и отдельно взятой семьи, прогнозирование собственного будущего, стабильные зарплаты, которых- таки хватало до следующей, и прочих.
А эти преимущества, в свою очередь, давали людям жить неторопливо, уверенно, иногда даже праздно.
Люди ходили в гости.
Я именно об этом. В то утро я был дома и в определенный момент получил к себе гостя Наталью, близкую подругу нашей семьи. Это не вызвало у меня страха: чай и что-то к нему всегда было.
За чаем разговор потек непринужденно и даже весело. Мы сидели за столом на кухне, перед нашими глазами был небольшой коридор и входная дверь. Коридорчик далее заворачивал направо к главной комнате нашей квартиры.
Как правило, с утра одного гостя бывает достаточно... Но резкий звонок прервал нашу беседу.
Я простой человек, поэтому встал, подошел к входной двери и открыл ее.
По-моему, это был май. Даже в яркий солнечный день на лестничной площадке были сумерки. Я никого не увидел перед собой и собрался было закрывать дверь, но тут ниже моего пояса в сумерках подъезда что-то шевельнулось. Я вгляделся... Боже мой, там стояла совершенно замечательная девочка, наверняка первоклассница, в школьной форме и с бантами на голове. В ее руке был лист белой бумаги, разлинееный и разграфленый, как накладная.
Циферки слева, я догадался, обозначали номера квартир, а в столбце справа местами стояли подписи.
"Что тебе, девочка?" - спросил я с улыбкой уверенного в себе человека.
Советские школьники, надо вам сказать, тоже были достаточно уверенные в себе... И вот с этой интонацией, как-будто я ей что-то должен, требовательно она обращается ко мне из темноты подъезда: "Вы замерили глазомер?"
ОПА! Мою уверенность как ветром сдуло. Я слышал вопрос, в этом не было сомнений, но это было впервые в моей жизни, и я опешил. Начал судорожно соображать, как все будет происходить, понимая, что на контроле всего процесса будет стоять вот этот конкретный ребенок.
В поисках поддержки я обернулся к Наталье. По ее лицу было понятно, что она тоже слышала вопрос, и великая женская реакция: она вздернула плечиками и весело заливисто засмеялась. Как она сказала потом, такого глупого выражения моего лица она еще никогда не видела.
В моей голове формируются возможные варианты реализации задачи. При этом окончательно обескураживает листок в руках девочки с росписями соседей, они справились, о чем и поставили свои подписи.
Я поворачиваю голову влево и прикидываю расстояние до угла комнаты. Каково будет задание?! Вот она войдет и спросит: "Какое расстояние до угла комнаты?" Я ей - ответ, а она - рулеточку из карманчика, и - на тебе, опозорился!
Волнуюсь, как пацан. Наталья вытирает слезы от смеха. Я ищу лазейку какую - нибудь и прошу девочку повторить вопрос. Она с той же твердостью и укором повторяет: "Вы замерили глазомер?" Нет разницы в вопросе. Но в голосе девочки появилось какое - то возмущение, укоризна что - ли...
Совершенно сбитый с толку, дрожащий внутри от непонимания происходящего, я попросил объяснить мне всю процедуру замера. При этом было впечатление, что девочка лопнет от возмущения.
Она шлепнула ладошками себя по бедрам и громко сказала:
"Вы что, дяденька, не понимаете?! Бывает война".
Я говорю: "Ну да".
Она: "А бывает мир".
Я опять: "Ну да". Отупение полное.
Она: "Так вы за войну или за мир?"
Эврика!!! Я аж подпрыгнул! Я понял, она изначально задавала вопрос: "Вы за мир или не за мир?". Видимо, вкупе с небольшим дефектом речи получилось то, что получилось.
Я обнял девочку, сказал, что за мир, что она молодец, что собирает подписи в поддержку Мира на Земле; расписался в ее накладной и закрыл дверь.
Наталья рыдала от смеха, а я впервые почувствовал себя полным идиотом.
16.06.2014 Федеральный центр ортопедии г.Смоленск.