Сангулиа Дмитрий : другие произведения.

Поединок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Поединок
  
  - Итак, ты готов? - Гверден смотрел прямо в глаза своего ученика.
  Тот молча кивнул и выпрямился в кресле.
  - Ну что же, - продолжил маг, - начнём нашу дуэль. Думаю, сегодня мы обсудим следующий тезис: "Развитие цивилизации - это путь от гармонии к пропасти". Звучит излишне пафосно, но подойдёт. Мотивация заключается в том, что, как мы знаем, ни людей, ни вейо, ни тронтов изначально не существовало. Первыми появились простейшие организмы, потом - животные. Разум зародился последним. До этого каждое существо занимало положенную ему биологическую нишу, интуитивно чувствуя и выполняя своё предназначение. Существовала гармония. Люди же лишены подобного интуитивного понимания, зато они способны искажать и разрушать. Войны ведутся по причинам, не имеющим никаких естественных оснований. Не надо говорить о борьбе за выживание - это лицемерие. При должном подходе мы все могли бы найти место под солнцем. Таким образом, человек, развиваясь, сеет хаос, что является неизбежным побочным продуктом цивилизации. Твой контраргумент?
  Он выжидающе посмотрел на Вианта.
  - Но ведь люди также создают прекрасные произведения искусства, очень гармоничные. И они не только ведут войны, но и строят дороги и жилища, а значит, создают. Цивилизация улучшает жизнь людей. У животных нет домов, они обитают на природе, в холоде и... - юный чародей замялся. - К тому же, с развитием цивилизации наша жизнь удлинилась, мы стали меньше болеть, стало легче получать пищу. Особенно слабым и больным.
  - Ты говоришь, не абстрагируясь от своей биологической позиции, - усмехнулся Гверден. - Сейчас ты должен рассуждать как маг, исследователь, а не как человек. Но - к делу. Произведения искусства - это субъективный фактор. Сегодня то, что считалось прекрасным вчера, может стать уродством. Всё это преходящее. К тому же, умение слепить статую не является показателем гармонии. Всего лишь показателем уровня развития прикладного искусства. Кстати, так же как и строительство не является мерой созидания, поскольку это всего лишь необходимое для выживания действие. Например, как у некоторых животных есть панцирь, так и человеку дан разум, чтобы он мог создать себе этот панцирь своими руками. Но ведь выращивание раковины не считается актом созидания, так и человеческая деятельность в данном аспекте не может считаться таковой. Что же до болезней - ты замечал, что заболевание, проявившееся у человека, может проявиться у его потомков? Очевидно, так же как детям передаётся цвет глаз или волос, им передаются и зародыши болезней. То есть, заболевая, человек передаёт эти болячки, которые прибавляются к тем, что передали по наследству ему. И они никуда не исчезают. Таким образом, "развитие" людей - на самом деле путь к деградации и регрессу.
  - Мы говорим о социальных или о биологических аспектах?
  Гверден пожал плечами.
  - Тезис звучит так, как он звучит. К чему себя ограничивать?
  - Но, в таком случае, если разум - это тот уникальный инструмент, который дан человеку, разве не совершенствуется он со временем? Ведь у нас есть много того, о чём наши предки могли только мечтать - прочные здания, оружие? Значит, мы всё-таки развиваемся и растём?
  - Это не значит, что мы стали разумнее. Это всего лишь означает, что нам с тобой повезло родиться в эпоху, когда начинания наших предков принесли плоды, которыми они сами не успели насладиться. С другой стороны. Да, наши "панцири" стали крепче. Но имеет ли это значение, если наша плоть загнивает? Какой бы прочной не была кожура, но если гниёт сердцевина - это конец. Мы гораздо менее здоровы и выносливы, чем наши предки. Что касается продолжительности жизни, кстати, - это большой вопрос. Люди прошлого могли бы жить не меньше, чем мы, если бы не тяжёлый труд и отсутствие элементарных зелий. В областях же, где были хорошие знахари, а земля плодородна, люди, бывало, доживали до полутора сотен лет. В городах, являющихся порождением цивилизации, такого не встретишь.
  Виант задумался. Спустя несколько минут молчания он, наконец, спросил:
  - Учитель, ты действительно в это веришь?
  - Имеет ли это значение? - улыбнулся Гверден. - Диалектика - очень важная наука для магов. Магический поединок, с которым сталкивается в своей жизни каждый маг хотя бы однажды, - это, прежде всего, поединок разума. Подобные диспуты отлично готовят к ним. Не стыдно усомниться в своей позиции и поменять её, хотя в поединке магов сомнение в своих силах - это верная смерть, важнейшим элементом является диалог. Твоя ошибка была в том, что ты просто выдвигал суждения, не пытаясь найти изъян в моих. Соответственно, мне было легче разбивать твои аргументы и выдвигать новые.
  - Это было больше похоже на софистику...
  - Главное, что это действует.
  - Тем не менее, веришь ли ты в это?
  - Отчасти, это верно. Но мне не выпала возможность привести ещё один аргумент. Многие сейчас спорят, осуждают... Обычно это называется "высказать своё мнение". Но правда, как я её понимаю, в том, что нужно слышать, если хочешь, чтобы услышали тебя. Можно сколько угодно рассуждать об упадке культуры, потере наследия предков, но всё это останется прахом. Окружение, которое ты выбираешь, или которое выбирает тебя, это лишь антураж для твоей души. Если тебе есть, что сказать окружающим, не имеет значения, одет ли ты в современную мантию или в данку* магов прошлого. Не имеет значения, поклоняешься ли ты Двенадцати богам, духам предков или вовсе отринул религию. Пройдёт тысяча лет, и люди, может быть, даже не вспомнят о том, что ты вообще существовал, чего хотел, как размышлял о том, что мы стоим на грани гибели. А мироздание будет всё так же смотреть на своих неразумных детей и улыбаться, глядя, как поднимаются новые великие империи, идеи, люди. Поэтому нам остаётся только делать то, что мы считаем нужным, и не мешать делать это другим. Конечно, если речь не идёт о том, что они собираются всадить тебе в спину пол-локтя стали, - закончил Гверден со свойственным ему сарказмом. Видя, что Виант снова открыл рот, он поспешно добавил: - Но это уже моё мнение, а не начало нового диспута. Что ж, надеюсь, это было для тебя познавательно.
  Не дожидаясь новых вопросов, магистр встал и вышел из комнаты, оставив своего ученика размышлять над тем, что иногда легче утопить весь Континент, чем добиться от мага прямого ответа на простой вопрос.
  
  ________________________________
  *Шерстяная рубашка без рукавов, не имевшая ворота и шнуровки, с нашитой спереди кожей. Использовалась магами во время работы в лабораториях.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"