Аннотация: Исторические и лингвистические заметки об имени древнего города Самара
"Не следует умножать число сущностей
сверх необходимости".
британский философ Уильям Оккама
Часть 1. Введение.
Смысл фразы, вынесенной в эпиграф и называемой "Бритва Оккама", состоит в том, что если возможно непротиворечиво объяснить некое явление, исходя из суммы уже имеющихся фактов, то нет нужды притягивать за уши дополнительную информацию.
И в полной мере сказанное относится к теме, которую мне здесь хотелось бы обсудить!
В 2015 году мною, исключительно для себя, без надежды и даже желания ее опубликовать, была написана большая статья "Древнее имя Самара" о происхождении названия города , в котором я живу с 1972 года.
Статья подводила итог предпринятому мною исследованию происхождения топонима, на основе, как я считаю, вполне очевидных соображений, весьма доказуемых, которыми не смогли воспользоваться в силу опять же очевидных причин, т.н. официальные историки.
Причинами могли стать как обычная неграмотность историков в лингвистике, так и проводимая в СССР внутренняя политика.
Не стану до поры - до времени объяснять, что я имею в виду, упоминая внутреннюю политику.
Это была моя первая, представленная на суд читателя, опубликованная работа.
Помню и дату опубликования - 11 августа 2019 года. Стало быть, эту дату можно считать датой моего приоритета в построении неизвестной доселе версии.
Хотя, у меня самого есть некоторые сомнения, касательно принадлежности приоритета.
Но об этом позже.
Эта работа, как и ряд других работ, поначалу не была предназначена для опубликования. Она писалась мною достаточно долго и основывалась на большом количестве изученных материалов, касающихся истории не только города, естественно, почерпнутых из интернета, но и различных версий его именования.
Надо сказать, в течение без малого 4-х лет я писал исключительно для себя самого, так сказать в "долгий ящик", описывая, своего рода, предпринятые мною исторические исследования, точнее - исторические расследования, которые для себя называл обратными историческими задачами. По аналогии с обратными теплофизическими задачами - восстановления причины, по наблюдаемому следствию.
В конечном итоге, целью подобных задач, как в теплофизике, так и в истории является выявление причинно - следственной связи.
О публикации и речи быть не могло! Кто я такой?
Более того, я вполне допускал, что мои опусы можно вполне назвать графоманскими.
Почему?
Все объяснимо.
Человек, вышедший на пенсию, пусть не сразу, но утрачивает связь с большим коллективом прежде окружавших его людей, и в итоге остается один на один со своими мыслями.
И, чтобы не замыкаться на своих неожиданных и, с возрастом неизбежных, болезнях, не влюбляться в эти болезни, ищет выход в творчестве, которое в ряде случаев только он сам вправе считать творчеством.
Впрочем - не криминально!
Здесь и рисование картин с кошечками - собачками, и вышивание крестиком, и изготовление кукол, и обработка деревянных корешков, похожих на образы человека и зверюшек, и много чего другого.
Сюда же относятся и писательские достижения, как правило, мемуарного характера, о себе любимом, обычно мало кому интересные.
Один мой хороший знакомый как - то сказал мне, что написал книгу о своей жизни, и даже опубликовал ее в бумажном варианте, замечу, на свои деньги, но ни дети, ни внуки ее не пожелали читать.
Но моим интересом было не описание моей жизни, а описание исторического расследования, не побоюсь этого слова, как бы диссертационной работы на историческую тему.
А поскольку такое описание представляет собой:
- исследование состояния вопроса,
- анализ того, что уже сделано другими исследователями,
- анализ причин не сделанного, и почему не сделано,
- что этому помешало, и каким может быть выход из создавшегося тупика.
На основе этого могут быть получены новые, ранее не известные результаты и сделаны
новые выводы.
Поэтому обвинение в графоманстве не станет столь уж существенным для восприятия действительности.
Более того, мне казалось, что я могу написать интересно, и читаемо, как детектив!
Для этого были основания.
Дело в том, что занимаясь научной деятельностью по проблемам, находящимся на стыке науки и производства, я написал и опубликовал несколько десятков научных статей, сейчас применю литературный штамп, "тепло принятых научной общественностью".
И неоднократно освещал затронутые в статьях вопросы на разнообразных научных конференциях.
Но это касалось исключительно научных интересов.
Кроме того, много лет я занимался лекторской деятельностью по линии общества "Знание", читая лекции на разнообразные темы.
Ну и не могу обойти вниманием свою преподавательскую деятельность дипломированного патентоведа - методиста изобретательского творчества и многолетнюю, весьма успешную по результатам, репетиторскую деятельность по физике и математике.
Так что без излишней скромности скажу, что цену себе знал.
Здесь же, в исследовании происхождения топонима Самара, дело обстояло несколько по-другому, хотя тогда я этого до конца не понимал.
Я вторгся в пространство интересов других научных дисциплин: истории, лингвистики и даже религиоведения, обладая соответствующим дипломом одного из западных университетов.
И счел, что ничего предосудительного в этом не вижу.
Более того, вполне допускал обсуждение возможными читателями полученных выводов с разных сторон, в том числе и со стороны, в которой я могу оказаться некомпетентным.
Честно говоря, я писал в надежде, что когда-нибудь мои опусы прочитают мои потомки. Для меня этого было бы достаточно.
Но однажды, вот ведь какое тщеславие, я решил показать несколько своих работ довольно известному журналисту, оценившему мои труды достаточно высоко.
И неизбежно, послал работу моему внуку, тоже журналисту, работавшему в то время редактором отдела новостей в крупном информационном холдинге в Москве.
Оценка моего внука была радикальна - необходимо сократить текст, по меньшей мере, в 10 раз!
Я не прислушался к нему, по той причине, что мне было жалко своих трудов по поиску и описанию необходимых, по - моему мнению, материалов, поясняющих мои мысли.
Радикальную оценку текста моим внуком я отнес на его профессиональную деятельность, поскольку он имел отношения с новостными текстами, как правило, оперативными и короткими.
Напоминаю, что это было еще до публикации.
В работе про происхождение топонима Самара, мне кажется, я убедительно показал истоки именования.
Итак, моя работа лежит в "долгом ящике" уже почти 4 года.
И в июле 2019 года я решил поинтересоваться, а что сделано в этом направлении за последние годы.
Забил в интернет - поисковик словосочетание "происхождение топонима Самара" и в первой десятке выдачи обнаружил статью на эту тему Сергея Кулибабы.
Надо ли говорить с каким интересом я прочитал эту статью.
В ней, на основании истоков происхождения топонима, практически совпадающих с моими, делается вывод, похожий на мой, правда освещающий происхождение топонима с несколько иной стороны.
Что ж вполне допустимо, т.к. мы знаем, что по мере углубления в древность, история становится многовариантной, и каждый вариант имеет право на существование!
И только после ознакомления с этой работой, я признал допустимым опубликование и моей работы о Самаре!
С нее и началось извлечение и других моих опусов из "долгого ящика"!
За прошедшие после публикации почти полгода с моей, надо сказать довольно сырой, работой "Древнее имя Самара", ознакомилось несколько сотен человек. И ни одной рецензии, касающейся тех или иных положений работы, что можно расценить двояко.
Первое - это никто не прочел работу до конца!
Второе - для рецензии, касающейся положений статьи необходимо глубоко разбираться в теме, ориентируясь в древней истории и лингвистике.
Видимо, таковых не нашлось.
Поэтому, я, приняв во внимание вывод моего внука, решил разбить текст на небольшие составляющие, касающиеся небольшого количества соображений, а в идеале, всего одного, как бы законченные короткие эссе, рассказы.
А читатель самостоятельно выберет для чтения те из них, которые сочтет для себя интересными.
Разумеется, мне пришлось несколько подкорректировать изначальный опубликованный текст в соответствии с результатами дополнительных исторических расследований, выполненных мною уже после его опубликования.
Поначалу, когда я озаботился темой, полагал, что о разгадке происхождения топонима Самара будет написано всего несколько абзацев.
А в итоге оказалось, что для полноты картины необходимо было привлечь массу разнородных сведений, чтобы можно было сложить всю непротиворечивую картину. Сведений, объясняющих логическое построение картины, включающих итоги и
размышлений автора, в которых, разумеется, есть место и научному исследованию.
Небольшое предисловие к теме, которая, казалось бы, давно и глубоко вспахана плугом официальной истории.
Как всегда, при внимательном изучении имеющихся данных все оказывается не таким, каким поначалу кажется или, правильнее, не тем, в чем пытаются убедить!
Сегодня город, "награжденный" когда - то большевиками именем В.В.Куйбышева, своего соратника, никак не связанного происхождением с этим достаточно древним городом, после смерти СССР вернул себе древнее имя Самара!
Следует упомянуть, что город Самара стал известным в самых глухих уголках планеты после чемпионата мира по футболу 2018 года.
Но неизбежно придется вернуться во времена более, чем 35-летней давности.
Я повел своих детей, в то время школьников, в Куйбышевский краеведческий музей.
Экспозиции музея вызвали у них дикий восторг.
И пока дети восхищались извлеченными из земли при раскопках различными черепками, горшочками, монетками и украшениями и тому подобными древностями я сумел побеседовать с представителем музея в зале на тему древнего названия города.
После перечисления фамилий самарских историков, занимавшихся этой темой, понял, что несмотря на обилие версий, происхождение имени города остается нерешенной загадкой.
Но это для меня был всего лишь один из эпизодов познания мира, быстро забытый.
Было не до того!
С тех пор, как уже было сказано, прошло более 35 лет.
Я постарел, вышел на пенсию.
Гормональный фон, который инициирует наши экстравагантные поступки, пришел к полному штилю. Появилась уйма свободного времени, позволившего задуматься о том, на что ранее не обращал внимания.
Как всегда, совершенно случайно, набрел на тему названия города, тему, не занимавшую меня много лет.
Хотя знаю, что в мире все закономерно и все случайности тоже.
Случайность произошедшее или нет - это всего лишь наша оценка. Это, считаю, не выявленные причинно - следственные связи!
Первым толчком к воспоминанию об этой теме послужило посещение поселения самаритян Кирьят - Луза около древнего иудейского города Шхем, называемого ныне арабами Наблусом, во время пребывания в Израиле в 2013 году. Посещения, устроенного нам с женой нашими израильскими друзьями, которые посоветовали еще до поездки ознакомиться с историей этой этно - конфессиональной группы населения Израиля.
Поселение самаритян находится на плато горы Гризим в области, называемой в Израиле в русской транскрипции Иудея и Самария. Гора Гризим почти вертикально нависает над древним городом Шхемом, согласно иудейской традиции, служившим укрытием для лиц, непреднамеренно совершивших убийство.
Сегодня этот город известен тем, что в нем находится усыпальница библейского Иосифа, почитаемая и иудеями и арабами.
В России, и это идет еще со времени существования СССР, Иудея и Самария называется Западным берегом реки Иордан, исключив упоминание слов, намекающих на историческую принадлежность древнему народу, тем самым как бы оторвав евреев от их истории, исключив ее, всего лишь географической подменой, словосочетанием, отсутствующим на географических картах.
Это не уникальный случай в публичном пространстве.
Скажем, употребляемое тут и там слово "Палестина" - как бы географическое название некой территории, но является таким же анахронизмом, доставшемся в наследство от агитпропа давно скончавшегося СССР. Разумеется, его тоже не найти на глобусе и картах. Думаю, не стоит тратить интеллектуальные усилия на возникновении этого слова в публичном пространстве. Истоки его рождения следует искать в слове "плиштим", обозначающем чуждый населению народ, шлявшийся восточному по побережью Средиземного моря в надежде чем - нибудь поживиться. Плиштим на иврите переводится, как чужаки. Дальнейшая трансформация этого слова в Палестину связана с отсутствием в иврите гласных букв, только согласные, и отсутствием в лексике у ретранслятора иудейской догматики - греческого языка, звука "Ш". Так что "плиштим" греками преобразован в слово ПЛСТМ, откуда при произволе в насыщении его гласными звуками и произошло слово Палестина!
Извиняюсь, несколько отвлекся.
Нас ждали.
И когда мы входили в офис администрации поселения, я громко сказал жене: "А вот здесь вряд ли кто-нибудь говорит по-русски!".
К моему удивлению услышал ответ на чистом русском языке, без акцента: "Ну, почему же!".
Из открытой двери офиса появились сравнительно молодая пара, которая и заявила, и могу это подтвердить, что они свободно, без акцента, как мы с вами, говорят по-русски. Наши бывшие сограждане, москвичи, ныне живущие в Нью-Йорке.
Они спросили нас, кто мы.
И тут - первый неосознанный щелчок в сознании - я сказал, что мы тоже самаритяне, в смысле - живущие в Самаре.
Впрочем, самаритяне - это общеупотребительное обозначение этого народа, извлеченное из достаточно пристрастного русского перевода Евангелия от Луки - одного из четырех канонических Евангелий.
Интересно, откуда в Евангелии появилось слово "самаритяне".
Считается, что первоначально 4 Евангелия канонизировались в христианстве во 2 веке н.э.
Автор этих строк убежден, и об этом опубликовал специальное исследование, что во время канонизированного в христианстве Никейского Собора, а это 325 год, четвертый век, никаких Евангелий еще не существовало!
Они были написаны много позднее, когда появилась дешевая бумага, позволяющая предварительно перед написанием чистового текста использовать черновики. И написаны они были на греческом языке.
Вы спрашиваете, откуда греки узнали о существовании этого этноса, дабы описать притчу о добром самаритянине?
Объясню это позже.
Сейчас же объясню, как это слово вошло в русский язык.
При переводе этого слова с греческого на русский вполне можно было перевести его как "самариты" или "самарцы".
Однако перевели с облагораживающим окончанием - тяне, подобно появившемуся приблизительно в то же время слову "дворяне", обозначавшему первоначально дворню при руководителе, называемом князем, говоря сегодняшним языком, организованной преступной группировки, присвоившей себе власть над окружающим группировку безоружным мирным населением.
Обычное дело.
Со временем, эти бандиты неизбежно почувствовали себя элитой, нуждающейся в красивом фонетическом оформлении.
Мы увидели подобное в годы после смерти СССР.
Кстати, об этом хорошо рассказывает замечательный фильм Никиты Михалкова "Жмурки"!
И этим оформлением стала замена слова "дворня", обозначающая, всяких там стольничих и постельничих, т.е. бытовую обслугу руководителя ОПГ, на красивое слово "дворяне". Хотя в моем представлении весьма уместным было бы слово "дворняги".
Не находите?
Так что их, самаритян, вполне можно было бы назвать и самарцами, как и нас!
Вторым толчком в направлении изучения происхождения топонима Самара, даже не изучения, а скорее, воспоминания о заинтересованности эти вопросом, послужило, казалось бы, ничем не привлекательное событие.
Пару лет спустя после посещения самаритян, так уж случилось, я оказался в поселке, расположенном на расстоянии около 50 км от Самары в горном массиве с объединительным названием Жигулевские горы.
Это было поздней осенью, когда рано темнело.
В конце ноября. Но снег еще не выпал.
Большая часть хорошей асфальтированной дороги, около 25 км, в это, можно сказать, горное село представляет собой чередование участков подъема и спуска.
Возвращаться обратно в Самару мне пришлось, когда стемнело.
Ближний свет фар моего автомобиля как бы освещал коридор, ограниченный справа и слева темными стенами из плотно стоявших деревьев, лишенных листвы. Встречных машин почти не было. И, как всегда, в дальних поездках, при отсутствии раздражителей задумываешься о разных жизненных проблемах.
И вдруг я ощутил, и это ощущение длилось не более нескольких секунд, а возможно, и долей секунды, что я вновь еду по дороге в Самарии, с чередованием участков подъема и спуска..
Именно в этот момент я отчетливо представил решение задачи о загадке происхождения топонима Самара. Даже не происхождения самого слова, представляющегося мне очевидным после посещения областей Иудея и Самария в Израиле, а причину, почему этим словом обозначен топоним.
Часть 2. Про крепость.
Чем меньше человек знает, тем больше
он уверен в своей правоте.
Эффект Даннинга-Крюгера
Текст, который вы прочтете ниже, в своей основе был написан и опубликован несколько лет назад. Но за прошедшее время автор этих строк узнал многое из того, что относится к выбранной им теме, и посчитал нужным несколько скорректировать первоначальный текст.
Как всегда, придется начать с якобы всем известного факта.
Официально, как нас пытаются убеждать официальные историки, город Самара существует с 1586 года. Так, мол, гласит история, привязанная ко времени завершения постройки деревянной крепости на месте Хлебной площади. Причем сомнения в этом событии, разумеется, не предполагаются! Это я закинул интригу, о которой буду говорить ниже.
При советской власти, т.е. до 1991 года, для того, чтобы несколько скрасить населению трудности существования, было придумано множество праздников, в числе которых неизменно оказывался "День населенного пункта".
Для отсчета продолжительности существования того или иного населенного пункта привлекались официальные историки, которые в истории выискивали какое-либо значимое, по их мнению, историческое событие. Или событие, похожее на исторически значимое для празднования. А если такового не находилось, то оно просто придумывалось.
То же самое происходило и с большими государственными праздниками, которые население приветствовало, поскольку день праздника, как правило, был нерабочим, но оплачиваемым.
Подобное в полной мере относилось, например, к самому большому советскому празднику - годовщине "Великой Октябрьской Социалистической Революции".
Взято в кавычки, поскольку в этом словосочетании нет ни слова правды, как и в дате празднования - 7 ноября.
Действительно, ни о какой революции, в нашем сегодняшнем понимании, говорить невозможно. Это был обычный государственный переворот, совершенный не в ноябре, а 25 октября 1917 года.
А революцией этот переворот впервые был назван идеологами большевизма в 1928 году.
В чем отличие переворота от революции?
После революции всегда наступает период широкой демократизации, в то время, как после переворота, пришедшая к власти когорта, усиливает репрессии, не только по отношению к оппонентам!
Нынешнее поколение россиян, рожденных уже после 1991 года, этот праздник на себе не ощутило.
К слову, уже после того, как советская власть рухнула, вместо празднования этой даты в недрах администрации президента РФ был придуман "День единства и согласия", базирующийся на дате древнего 17 века, якобы отпора польским завоевателям в Смутное время, якобы в день 04 ноября.
Тоже изрядно легендированное событие.
Здесь тоже большая историческая правда не наблюдается, но коммунистов, в то время бывших чуть ли не запрещенными, ущипнули за одно место.
Коммунисты не остались в долгу и придумали новый праздник, привязанный к старой, прежней дате 7 ноября. Вернее всего, этот праздник был придуман опять же в администрации президента, но был приписан к коммунистам.
Это, прошу прощения за тавтологию, парад в честь парада в Москве 7 ноября 1941 года, который усиленно официальной пропагандой легендизируется.
Давно известно, что это был за парад.
Он был нужен для демонстрации того, что сопротивление гитлеровцам продолжается.
А история с добровольной спешной эвакуацией, точнее бегством, без извещения народа всех, я повторяю, ВСЕХ московских чиновников, около 1000 человек, и членов их семей 16 октября 1941 года, когда гитлеровцы подошли к Москве и чиновники уверовали, что Москва будет захвачена, является малозначительным эпизодом.
Действительно, на параде присутствовали фронтовики, процентов 5-7. Остальные участники- это находящиеся в Москве части НКВД!
Понятно любому, что как всегда, этот осенний псевдопарад, сегодня является коммерческим мероприятием освоения бюджетных средств, близкими к власти организациями.
Средств, кои идут на пошив военного обмундирования 1941 года, восстановления, а то и нового изготовления копий техники, прошедшей парад в 1941 году.
Бензин, логистика.
Да и оплату участников нет смысла забывать!
Основания сего праздника со временем забудутся, а красивое название сохранится, если сохранится!
Правда, не вполне понятно, о каких единстве и согласии идет речь, и с кем!
Ну, да Бог с ним.
Каникулы ведь школьникам нужны.
Такая вот, как говорят математики, подстановка!
В Самаре "День города" привязан к легенде о строительстве Самарской крепости якобы весной 1586 года.
Официальная история строительства крепости, которую можно изучить на основании представленных в интернете работ, больше напоминает древнюю народную сказку "По щучьему велению".
Сказку, основанную на невнятностях всего сюжета, да и просто глупости, и, разумеется, на недокументированных фактах, за которые выдаются выдуманные события, не мотивированные, лишенные здравого смысла и не поддающиеся логическому осмыслению.
Вызывает обоснованные сомнения все, начиная с хронологии, т.е. временной привязки события, поскольку основополагающий труд Иосифа Скалигера "Исправление истории" (Opus novum de emendatione temporum), на котором базируется вся современная хронология, был только - только опубликован лишь в 1583 г.
Много позже последователь Скалигера Дионисий Питавиус перевел скалигеровские выкладки в годы от рождества Христова (Скалигер считал традиционно - от сотворения мира).
И не факт, что организаторы строительства Самарской крепости, если признать, что таковые были, могли знать о содержании еще не написанных работ по хронологии Скалигера и Питавиуса и, скорее всего, отсчитывали год создания от другого события.
Какого?
И, следуя каким принципам?
Увы, официальные историки, которым было поручено отыскать событие, от которого можно было бы обоснованно отсчитывать историю города Самара, и об этом умалчивают!
Но и описываемая историками мотивация создания крепости, ее проект, технология строительства, логистика, сроки монтажа, не выдерживают элементарной критики.
Тем не менее, властным структурам Куйбышевской области (напомню, Самаре было возвращено историческое название лишь в 1991 году, после распада советской империи), а это были партийные органы КПСС, обладавшие в то время практически неограниченной властью, степень убедительности "исторических" изысканий показалась, точнее, была принята, достаточной.
Еще бы.
Светило празднование круглой даты 400 - летия.
А это премии к памятной дате, подарки, застолья за государственный счет, практически неподконтрольное расходование средств на проведение мероприятий на улицах и площадях города и прочее подобное.
Людей можно понять!
Посмей возразить, пожалеешь!
Никто и не возражал!
Да и по правде говоря, народу было плевать!
К тому же, зарплата историков, пусть и небольшая - это прерогатива власти. Отработали по полной!
Немного об истории. Здесь уместно напомнить высказывание основоположника политологии Никколо Макиавелли, который сформулировал следующий тезис:
"История нужна правителю такой, какой она позволяет ему наиболее эффективно управлять своим народом".
Несомненно, верно!
И с этим высказыванием практически совпадает фраза Лиона Фейхтвангера: "История - это цепочка морализующих легенд в угоду тому или иному правителю!".
В итоге история Самары стала похожа на религиозное учение, покоящееся на незыблемых догматах, которые стали практически без изменений переходить из одной "исторической" работы про Самарский край в другую.
Вполне можно допустить существование иного взгляда на историю Самары, но носителям такого взгляда никто слова не давал. В то время, разумеется.
Издыхание советской власти и распад Советского Союза имели одним из важных последствий избавление народов, и не только в России, от исторических мифов и клише, рожденных в прежнюю эпоху "строительства коммунизма" и несших на себе идеологическую печать.
Поэтому народы, не исключая население Российской Федерации, начали постепенно, без особых мучений и терзаний проверять эти мифы и клише на правдоподобие на базе открывающихся архивов и ставших доступными публикаций за границей.
Настоящее эссе, смею думать, если и не разрешит проблему с историей Самары и происхождением ее именования, но укажет направление нового исторического поиска, с учетом избавления от идеологических клише и штампов и, принимая во внимание вариативность древней истории.
Действительно.
Как известно, история это процесс.
Процесс многомерный и вариативный.
Это означает, что чем глубже мы погружаемся в прошлое, тем больше вариантов приходится рассматривать.
И все варианты имеют примерно равную степень убедительности.
Последнее утверждение верно даже при наличии письменных свидетельств, разумеется, при их доказанной подлинности.
А в случае отсутствия письменных источников, тем более.
Невнятности в описаниях происхождения Самары столь явны, и в разных публикациях расходятся, казалось бы, в мелочах, что не позволяют с доверием относиться к приведенным выводам.
Вспомним, что говорил Шерлок Холмс: "Это мелочи, но нет ничего важнее мелочей. От любой, даже самой ничтожной мелочи, можно протянуть цепь логических рассуждений".
Как мы увидим ниже, на многие кажущиеся мелочи в проблеме происхождения имени города Самары наложились и ситуационные политические обстоятельства, объясняемые действиями властей в период времени изучения исторических проблем.
И эти мелочи, без критического рассмотрения, затем перекочевывают в другие более поздние публикации. Поэтому рассматривать подобные труды как надежный исторический документ могут только очень легковерные люди.
Все это конечно объяснимо, поскольку практически любой исторический труд создается с определенной целью, всего лишь выполнение социального заказа и "легенда о Самарской крепости" не была исключением!
Традиционная, в том числе и легендированная, историческая версия тоже является частью исторической многомерности, поэтому имеет право на существование только лишь как одна из проекций. А вопрос веры в эту версию это выбор конкретного индивидуума, его свободы воли!
О строительстве Самарской крепости
Последние слова в полной мере можно отнести на выбранное для отсчета возраста Самары событие - начало строительства Самарской крепости.
И после обсуждения этой темы перейдем к топониму Самара.